Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.com/ 2016, Том 4, номер 6 (ноябрь - декабрь) http://mir-nauki.com/vol4-6.html URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/42PDMN616.pdf Статья опубликована 09.12.2016 Ссылка для цитирования этой статьи:
Качалов А.В. Рефлексивно-педагогическое управление развитием творческой самостоятельности студентов вуза // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 6 http://mir-nauki.com/PDF/42PDMN616.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 378
Качалов Александр Владимирович
ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет путей сообщения», Россия, Екатеринбург
Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: [email protected]
Рефлексивно-педагогическое управление развитием творческой самостоятельности студентов вуза
Аннотация. Современный этап образования характеризуется ведущей ролью творческой деятельности, потребностью в преодолении отставания отечественного высшего образования от мировых тенденций в сфере образования. Все востребованней становятся специалисты, способные оперативно, самостоятельно усваивать знания, творчески преобразовывать их и использовать на практике. Целенаправленная подготовка специалистов к профессиональной деятельности осуществляется через формирование самостоятельной познавательной деятельности, осуществляемой в дальнейшем по инициативе самой личности, что предполагает закрепление установки на творческую самостоятельность.
В аспекте подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности акцентируется внимание на переходе от традиционного управления процессом обучения, к рефлексии, способствующей формированию стремления студентов к осознанию результатов своей деятельности. Этим обусловлена необходимость развития рефлексивных качеств, творческих способностей студентов, поиск оптимальных условий, обеспечивающих рефлексивный характер педагогического управления.
В связи с этим перед высшим образованием стоит задача подготовить студентов к профессиональной деятельности, способных к творческой деятельности, самостоятельному управлению собственной творческой деятельностью, собственной профессиональной деятельностью, что позволит быть активным субъектом профессиональной деятельности.
В статье подчеркивается значение рефлексивно-педагогического управления развитием творческой самостоятельности студентов, раскрывается функционал рефлексии как средства управления самостоятельной творческой деятельностью. Автором представлены виды творческих заданий, формирующих самостоятельность студентов, которые содержательно и процессуально сосредоточены на самостоятельном поиске способа решения выдвигаемых задач; обозначен спектр творческих заданий: информационно-поисковые, эвристические, исследовательские, проектно-исследовательские, рефлексивно-творческие, профессионально-имитационные, рефлексивной самоактуализации, рефлексивно-пиктографические и др.
Ключевые слова: рефлексивно-педагогическое управление; творческая самостоятельность; творческие задания; рефлексивные приемы
Содержательным моментом подготовки будущих специалистов выступает целостный подход, позволяющий студентам уже на стадии обучения в вузе наиболее полно развивать свой творческий потенциал. Одним из способов работы с процессуальной стороной творческой самостоятельности студентов является создание творческой учебно-познавательной среды, условий, актуализирующих творческую самостоятельную деятельность студентов, содействующих приобретения собственного инструментария творческой самостоятельности, совершенствованию дидактического базиса творческой самостоятельной деятельности в аспекте будущей профессиональной деятельности.
В отличие от существующих традиционных подходов к подготовке студентов к будущей профессиональной деятельности, современная парадигма образования предписывает развитие навыков самостоятельной творческой деятельности, познавательной самостоятельности, что обусловливает необходимость организации процесса обучения таким образом, чтобы студенты получали возможность на личном опыте убедиться в необходимости самостоятельной творческой деятельности, принять ее как личностно-значимую для будущей профессиональной деятельности. А управление этим процессом мы рассматриваем как рефлексивно-педагогическое.
В аспекте трудовой деятельности рефлексивное управление рассматривается с позиции воздействия на партнера, это воздействие имеет целью принятие партнером невыгодного для себя решения. Рефлексивное управление направлено на получение информации каким-либо способом о партнере [1].
В педагогическом осмыслении рефлексивно-педагогическое управление рассматривается в педагогической науке как управление учебной деятельностью, как одно из условий реализации принципа приоритета субъект - субъектных отношений [7; 8; 12; 16 и др.]; как формы совместной деятельности преподавателя и студента с учетом уровня развития у них способности к самоуправлению [14, С. 56; 11; 10; 13 и др.]
Современные научно-педагогические изыскания рассматривают рефлексивное управление с позиции решения задач, направленных на формирование у студентов умений самоорганизации, развитие познавательных интересов, самопроцессов (саморазвития, самореализации), как факторов, определяющего успешность учебной деятельности. В этом аспекте рефлексивное управление есть межсубъектное диалогическое взаимодействие преподавателя и студента, с одной стороны, а с другой - это создание условий, обеспечивающих саморазвитие как педагога так и студента. Механизмом, обеспечивающим такое взаимодействие является активизация рефлексии студентов [2].
Акцентирование педагогической сущности находит отражение в понимании рефлексивного управления учебной деятельности студентов как педагогического процесса, направленного на развитие способностей к «осознанию субъектом своих собственных исходных позиций. Важно сосредоточить внимание на формирование у студентов понимания сущности педагогической деятельности, фиксация сущего в педагогической деятельности, формирование профессионального сознания» [9].
Как полисубъектное педагогическое взаимодействие рефлексивное управление обеспечивает обратные связи, рефлексивные процессы, направляющие саморазвитие и позволяющие перевести эти процессы на позиции интенсивного самоуправления [3].
Под рефлексивно-педагогическим управлением развития творческой самостоятельности студентов мы рассматриваем процесс формирования потребности студентов в творческой самостоятельности как источника самореализации.
Для эффективности рефлексивно-педагогического управления развитием творческой самостоятельности студентов необходим поиск оптимальных условий, обеспечивающих
рефлексивный характер педагогического управления, развитие рефлексивных качеств, способностей студентов, разработку средств, рефлексивно-педагогических приемов, творческих исследовательских задач, которые способны оказать влияние на потребность студентов в самостоятельной творческой деятельности и ее проецировании на профессиональную самореализацию.
Разработка и интенсивное внедрение проектно-творческих, творческих, исследовательских, рефлексивно-творческих заданий, направленных на формирование потребности в творческой самостоятельности, творческой самореализации студентов определило выдвижение и предъявление студентам заданий, требующих максимальной доли самостоятельности и особой формы организации самостоятельной работы.
Содержательно и процессуально указанные задания включают информационно-поисковые задания, эвристические, исследовательские, проектно-исследовательские задания, рефлексивно-творческие задания, профессионально-имитационные, задания рефлексивной самоактуализации, рефлексивно-пиктографические задания и др.
Рефлексивно-педагогическому управлению подчинены и творческие самостоятельные задания, призванные сконцентрировать самостоятельность и творчество в единое целое через выполнение творческих проектов.
Так, выполняя задания рефлексивно-пиктографического содержания «Синтезированное решение», студенты осуществляют сюжетные пиктографические зарисовки, отражающие самые разнообразные явления и процессы в профессиональной деятельности, учебной деятельности и в самой творческой деятельности. Это позволяет с одной стороны, осознать свои будущие профессиональные функции, а с другой - проследить свои достижения в творческой деятельности на основе рефлексивного позиционирования.
При применении приемов «Творческое эскизирование» студентам предлагается «здесь и сейчас» сделать творческие эскизы, зарисовки, отражающие педагогическую направленность сюжет, а затем презентовать его группе через содержательное повествование с указанием творческой логики и замысла; прием «Необычный вариант» заключен в необходимости создания нового образа объекта педагогической деятельности, его обоснования и «придания» ему научной «оболочки». Такие приемы с точки зрения рефлексивно-педагогического управления способствуют разрушению стереотипов, переводу поставленной задачи в новое самостоятельно творчески осмысленное, создают некую платформу для рефлексирования: Что я сделал так, что получилось так? Что я сделал не так, что получилось так и т.д.
Педагогическая значимость творческого эссэ подтвердилась при выполнении подобных заданий студентами. Так, при написании эссэ на тему «Современная педагогика в поисках идеала учителя», студенты должны, наряду с общими требованиями к такого рода работам, использовать позитивные слова и выражения, творческие заставки, творческие прогнозы, демонстрирующие связь с педагогической реальностью, словесные картины, сопровождаемые пиктографическими символами. Рефлексивно-педагогическое управление заключается в этом случае поэтапным консультированием преподавателя, собственным анализом студента, согласование текста эссэ с докладом и зашитой перед аудиторией.
Приведем пример творческого рефлексивного эссэ. Студентам предлагаются темы для размышления, рефлексивно-творческие задания: Что Вы понимаете под рефлексивной культурой? Раскрыть сущность понятия «Рефлексивная культура учителя» с вашей точки зрения. Создать портрет учителя, обладающего рефлексивной культурой. Составить перечень своих рефлексивных качеств. Описать педагогическую ситуацию, в которой необходима рефлексивная позиция учителя.
В процессе исследования было выявлено, что студенты способны выразить свое понимание рефлексивной культуры, установить ее взаимосвязь с будущей профессией учителя, выделить рефлексивные умения, войти в рефлексивную позицию относительно своего рефлексивно-педагогического образа Я.
Прием «Рефлексивный монолог» применялся в процессе работы студентов над творческим проектом. После презентации творческого проекта и его защиты обязательным явилось монологическое рефлексиврование: выдержана ли мною структура проекта, соответствует ли мой проект творческому, очевидна ли новизна и ее творческое изложение, что я сделал так, что получилось так, что я сделал не так, что получилось так, что необходимо сделать, чтобы достичь требуемого результата.
На занятиях по истории педагогики применяли приемы «Рефлексивной аналогии» -предполагает сравнение собственного варианта решения проблемы с историко-педагогическими аналогами, которые формулировали философы античности, средневековья. Например, студентам предлагается провести рефлексивные аналогии по приведенным пифагорийским изречениям дидактической направленности: «Правильно осуществляемо обучение должно происходить по обоюдному желанию учителя и ученика», « Всякое изучение наук, если оно добровольное, то правильно достигает своей цели, а если не добровольно, то негодно и безрезультатно». Задача студента соотнести изречения с парадигмой образования современной школы и какова основная идея изречения в соответствии с современной школой.
Прием «Образного творческого видения» - предполагает постановку заданий, ориентирующих студентов на попытку эмоционально-образного видения и изображения объекта. Например, при изучении темы «Методы обучения» студенты изображают интеллектуальную карту, в которой информация кодируется символами, отражающими содержание каждого метода обучения (символы, рисунки, ребусы, пиктограммы).
Активно для формирования творческой самостоятельности студентов применяются сочинения, например, сочинение художественного одухотворения педагогических объектов и предметов; «Монолог комбинированного урока», где в творческой интерпретации излагается обращение урока к будущим учителям. Для актуализации творческого потенциала и самостоятельности студентов применяется прием «Творческого синтеза», посредством которого студентам предстоит создать новый образ изучаемого (например, Школа будущего) и др.
Логика развертывания рефлексивно-актуализирующих приемов, познавательно-практических творческих ситуаций, обусловливающих творческую самостоятельность студентов, связана с возрастанием личностного субъектного потенциала, рефлексии смыслов профессионального становления, творческого подхода к решению педагогических задач. Проблемность, заложенная в них, нацеливает студентов на самостоятельное творческое разрешение противоречия, вскрытие существенных закономерностей, поиск способов решения, рефлексивное позиционирование, самореализацию, что позволяет обрести опыт творческой самостоятельности.
При применении указанных приемов преподаватель приобретает статус консультанта, который планирует, оценивает и контролирует самостоятельную творческую деятельность студентов, создает ситуации, которые направлены на необходимость осуществления самостоятельного творческого поиска, оказывает педагогическую поддержку, которая способствует творческой самореализации студентов.
В рефлексивно-педагогическом управлении развитием творческой самостоятельности творческие задания позволяют учитывать особенности студентов как субъектов творческой
42РОМЫ616
деятельности, создавать условия для автономности творческой деятельности, самоконтроля, целеустремленности, инициативности в проектно-исследовательском поиске.
Функциональность рефлексивно-педагогического управления развитием творческой самостоятельности студентов проецируется и на формирование умений рефлексивно опираться на свои «сильные стороны» и минимизировать свои «слабые стороны». В этом случае творческие задания позволяют дифференцировать функции рефлексии, а студентам предстоит выделить и зафиксировать те или иные стороны своей качественной определенности; репрезентировать творческую деятельность и степень ее самостоятельности.
Рефлексивно-педагогическое управление обеспечивает также создание условий для востребования творческого потенциала студентов, способности к созданию нового творчески преобразованного продукта, способности творчески относиться к себе, к решению самых творческих проблем. В этом результативным оказывается применение приемов «Рефлексивное культивирование творчества», направленного на актуализацию и развитие творческих возможностей к самостоятельному осмыслению проблем будущей профессиональной деятельности. Так, по заданию студентам необходимо создать новую концепцию, генерировать творческое в ней.
Подчеркнем, что для применения описанных приемов необходимо соблюдение ряда требований: сочетание как традиционных, так и рефлексивно-педагогических приемов, методов и средств обучения, формирующих рефлексивные качества, положительную мотивацию у студентов в ходе выполнения таких заданий; уделение внимания формированию соответствующих рефлексивных качеств студентов на основе использования приемов самоинформирования, прогнозирования, с привлечением целеполагания, самодиагностики, самоорганизации».
Следует подчеркнуть, что рефлексивно-педагогическое управление развитием творческой самостоятельности студентов не предполагает полную замену традиционных приемов, методов обучения, оно должно находиться во взаимообусловленном сочетании, быть содержательно и процессуально дополненными, что позволит достичь более высокого уровня творческой самостоятельности студентов, ее осознанности и необходимости в профессиональной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Авилов А.В. Труд руководителя: рефлексивное управление: автореферат канд. дисс., М., ГУУ, 2006.
2. Верзунова Л.В. Педагогические условия рефлексивного управления учебной деятельности студентов колледжа: автореф. дис....канд. пед. наук: 13.00.08 -Белгород, 2001. - 26 с.
3. Давыденко Т.М. Теоретические основы рефлексивного управления школой: дис. ... д-ра пед. Наук: 13.00.01. М., 1996. - 420 с.
4. Даськова Ю.В. Формирование и развитие творческой самостоятельности студентов-дизайнеров (на примере учебной дисциплины «Основы производственного мастерства») [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). -Челябинск: Два комсомольца, 2012. - С. 163-166
5. Даськова Ю.В. Роль методов активного обучения в процессе формирования творческой самостоятельности студентов-дизайнеров // Современные научные исследования и инновации. - Март 2014. - №3. С. 43-49.
6. Ковальчук В.И. К вопросу творческого развития личности // Балтийский гуманитарный журнал. 2013. №4. С. 20-23.
7. Кулюткин Ю.Н. Мышление учителя. Личностные механизмы. Понятийный аппарат. М., 1990. - 190 с.
8. Машбиц Е.И. Психологические основы управления учебной деятельностью: дис. ... д-ра психол. наук - Киев, 1988. - 380 с.
9. Найн А.Я. Теория и практика рефлексивного управления учебной деятельностью студентов: автореф. дис. ... д-ра. пед. наук. - Челябинск, 2001.
10. Сизикова Т.Э. Формирование мотива в рефлексивных процессах: автореф. дисс. ...канд. психол. наук: 19.00.01. - Новосибирск, 1996. - 26 с.
11. Семенов И.Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач. М.: НИИ ОПП АПН СССР, 1990. - 215 с.
12. Сластенин В.А., Подымова JI.C. Педагогика: Инновационная деятельность. - М.: ИЧП "Издательство Магистр", 1997. 224 с.
13. Степанов С.Ю., Похмелкина Г.Ф., Колошина Т.Ю., Фролова Т.В. Принципы рефлексивной психологии педагогического творчества // Вопросы психологии. -1991. - №5. - С. 5-14.
14. Третьяков П. Основное содержание управленческой деятельности руководителей школы // Мир образования. 1996. - №1. - С. 54-58.
15. Челядинова О.А. Структурно-содержательная характеристика культуротворческой самостоятельности студентов педагогического вуза -будущих учителей / О.А. Челядинова // Дискуссия.- Екатеринбург, 2012. - №4. -С. 72-80.
16. Шамова Т.Н., Давыденко Т.М., Рогачева Н.А. Управление адаптивной школой: проблемы и перспективы. - Архангельск, 1995. - 161 с.
Kachalov Alexander Vladimirovich
Ural state university of railway transport, Russia, Ekaterinburg
E-mail: [email protected]
Reflexive pedagogical means of the formation of universities'
students' creative independence
Abstract. Nowadays there is a great demand for specialists who are able to acquire knowledge independently, to transform it in a creative way, to use it in practice. Thus while being trained students are to be formed independent creative activity and it means students are to be formed creative independence as well. And it can be done in the process of students' training at higher educational establishments.
While preparing students for their professional activities paying attention on changing the position of the process of education leadership, personal formation not depending on spontaneity and stereotypes to reflexivity, on the formation of students attempts to their own activity results. This allows us to realize the necessity of the formation of creative activity of both teacher and student. It lets us think of the reflexive leadership as a transfer from knowledge to the personality.
Thus, the Russian education is to train students who are ready to perform their job, and they are to be able to perform it in a creative way, to operate their creative activity and their professional activity and these characteristics will make up a professional.
The article emphasizes the importance of reflexive-pedagogical management of students' creative independence as well as it describes the reflexive approach as the means of management of independent creative activity. The author presents creative tasks developing students' independence who concentrate on independent research of the way of the proposed tasks salvation. Creative tasks are also described: information-research, heuristical, research, project-research, reflexive-creative, professional-imitation, reflexive self-actualization, reflexive-pictographical and others.
Keywords: reflexively-pedagogical means; creative independence; creative tasks; reflective techniques