УДК 371.015:378 ББК 88.840:74.480
Н.Н. Ниязбаева
РЕФЛЕКСИВНО-ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА ПРЕПОДАВАНИЯ В ВУЗЕ: РАБОТА С ЭССЕ, МЕТАФОРАМИ, АФОРИЗМАМИ, ПОСЛОВИЦАМИ
В статье представлен опыт рефлексивно-феноменологической практики преподавания в вузе. Автором подчеркивается, что рефлексивно-феноменологические методы обучения, действуя в поле оппозиции интеллекта и субъективного переживания, позволяют студентам не только размышлять, анализировать, но и эмоционально проживать учебную ситуацию.
Ключевые слова: рефлексия, феноменология, рефлексивно-феноменологическая практика преподавания в вузе, эссе, метафоры, пословицы, сочинения-размышления, рисование.
N. Niyazbaeva
REFLECTIVE-PHENOMENOLOGICAL PRACTICE OF TEACHING IN HIGHER SCHOOL: WORK WITH THE ESSAY, METAPHORS, APHORISMS
AND PROVERBS
The experience of reflection-phenomenological practice of teaching in higher school is described. It is emphasized that the reflective-phenomenological methods of teaching, working in the field of intelligence and the opposition of subjective experience, not only to allow students to think, analyze, and emotionally live case study.
Key words: reflection, phenomenology, phenomenological reflexive practice of teaching at the university, essay, metaphors, proverbs, essays, reflections, drawing.
Способность к поиску смысла своей деятельности, понимание и оценивание себя в учебной ситуации являются одним из самых важных и мощных потенциальных ресурсов, которым должен обладает каждый студент. Способность размышлять, анализировать, эмоционально проживать учебную ситуацию делает студента в существенной степени сильнее, помогает стать активным и ответственным в процессе учебной деятельности, чему способствует рефлексивно-феноменологическая практика преподавания [1; 2].
Логика организации рефлексивно-феноменологического обучения отличается от логики традиционного учебного процесса. Создавая рефлексивное пространство, преподаватель побуждает студентов к размышлениям, рассуждениям, вдумчивости, выбору. Структура и логика учебного процесса в этом слу-
чае отличаются от информационной трансляции. В процессе рефлексивно-феноменологического преподавания педагог не может быть лишь посредником, его ценности и смыслы образования также должны быть вовлечены в актуализирующий диалог.
Навязать свои убеждения студентам сложно, но преподаватель может создать эмоционально-интеллектуальное поле напряжения (Н.Н. Никитина), в котором и происходит проживание и осознание способов образовательной бытийности, обретение ценностей и смыслов [3].
Рефлексивно-феноменологическая практика преподавания предполагает использование методов обучения, аппе-лирующих не только к мышлению, но и к эмоциональному, чувственному миру обучающихся. Феноменологические аспекты обучения заключаются в возможности осмыслить, описать свой опыт, мыс-
ф о о m
га I-
о ю
го ф
со >
cû
X
го
CÛ
го
4 о
с
ф
с
го
5
ГО S О. го с
5 *
о ^
ф о g
о s" 5 s 2 го
¡Ü
о
X ф.
о
Uli
го
О О.
* о
4P ф ф
CL S
го
m
ф
го ю
со к s I
I I
ли, заключения. Рефлексивные методы преподавания - методы, создающие проблемные ситуации ценностного выбора, актуализирующие эмоциональную память прошлого образовательного опыта и повторное чувствование, развивающие способность к переживанию и способность рефлексировать свои внутренние состояния и внешнее поведение.
Основными методами, составляющими рефлексивно-феноменоло-гическую практику преподавания в вузе, являются: метод интроспективного анализа; написание эссе и сочинений-размышлений; ведение дневника; метод сократического диалога; метод задавания вопроса; философствование; рефлексивная работа с учебным (научным) текстом; анализ литературных произведений и художественных фильмов; работа с афоризмами и пословицами; работа с метафорами; рефлексивно-деловые игры; микрообучение и самоанализ; рефлексивная оценка.
Перечисленные методы действуют в поле фундаментальной оппозиции интеллекта и субъективности, где интеллект ассоциируется со стереотипом, предсказуемостью, конкретностью и механистичностью процесса, а субъективность - с творчеством и уникальностью [3].
Рефлексия в практике обучения - это источник внутреннего опыта, способ самопознания и необходимый инструмент мышления. Рефлексия связана с формированием у обучающегося способности понимать свою образовательную траекторию, проектировать, планировать, определять цели дальнейшей работы.
Феноменологический метод направлен на изучение «опыта» в изначальном смысле этого понятия. Феноменология предполагает рефлексию своих исходных установок, ожиданий, знаний, представлений и т.д. Все это нужно «заключить в скобки» и совершить «эпохе» (от греч. г'лохц - задержка, остановка, удерживание, самообладание) как отказ от всех предварительных знаний и допущений о мире, что является методическим шагом на пути к обоснованию значимости реальности.
Феноменологический метод, кардинально отличаясь от естественнона-
учного, требует обостренного самовосприятия исследователя и нуждается в тренировке.
Отметим, что сам процесс рефлексивно-феноменологических размышлений не менее важен, нежели результат. Ведь рефлексия органично «встроена» в механизм саморазвития, который способствует постоянному наращиванию личностно-профессиональныхпотенциа-лов учителя, развитию его субъектности, движению к профессиональному «авторству». Именно рефлексия «рождает» личностные и профессиональные смыслы всех участников образовательного процесса. Максимальная осмысленность и личностная значимость ценностей, условий образовательного процесса, ситуаций, собственного потенциала в образовании всеми участниками процесса - непременное условие полноценного образования. Прояснение для себя глубинных оснований профессиональной деятельности или конкретной ситуации является деятельностью критической, продуктивной и развивающей.
В основе всех рефлексивно-феноменологических методов преподавания и учения находятся интроспективный анализ и самонаблюдение: побуждение интереса к своему внутреннему миру обуславливает развитие рефлексии как процесса получения знаний о себе самом. Тщательный самоанализ в виде постоянного осмысленного переживания своей образовательной бытийности, переживаний, чувств, желаний, мыслей приводит к установлению контроля и осознанности своей психической жизни.
В рефлексивно-феноменологической практике преподавания работа с эссе, метафорами, афоризмами, пословицами является методом, интегрирующим рациональное и эмоциональное познание учебной информации.
Написание эссе и сочинений-размышлений. Эссе (с франц. ^^sa^i - попытка, проба, очерк) - прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на исчерпывающий ответ.
Самое распространенное объяснение эссе - это новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо, имеющее философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или беллетристический характер. В зоне нашего интереса психологическое, педагогическое эссе, которое может рассматриваться не только как вид учебной работы, но и как инструмент диагностики человека.
Несмотря на то, что эссе как форма творческой работы студента достаточно известно, сложности с написанием эссе возникают часто. Написание эссе требует погружения, обоснования субъективной позиции, эмоционально окрашенного мнения. По нашей оценке, написание эссе, порой, занимает больше времени, чем подготовка реферата. Студенты, качественно выполняющие этот вид работы, зачастую пишут текст от руки, не набирая на компьютере.
Студенты, которые привыкли работать быстро, в режиме «репродукции», скачивания информации, к такому виду задания относятся скептически. Из опыта замечено, что написанию эссе нужно учить студентов целенаправленно. Возможные темы эссе: «Каким я вижу преподавателя XXI века», «Смысл и значимость образования в моей жизни», «Свобода и ответственность в моей жизни», «В чем и как проявляется моя уникальность?», «Одиночество: за и против» и др.
Научные сочинения-размышления по своей сути к эссе близки. Отличительной особенностью является их содержание. Эссе, как правило, это субъективное рассуждение об общих вопросах, не предполагающих конкретного знания по предмету. Эссе ценно возможностью увидеть уровень самостоятельности мышления, аргументирования личной позиции, выраженной эмоциональностью. Научное сочинение-размышление предполагает выражение оценки закономерностей, связей, соотношений в научной области по заданному вопросу. Например, каково соотношение понятий «самоопределение», «самореализация», «самоактуализация»? Эта тема научного сочинения предлагается студентам магистратуры второго года обучения на
дисциплине «Акмеология образования». В данном случае оценивается способность магистранта выполнить качественный анализ указанных понятий, провести научное соотношение их определений и выразить собственную позициию.
Работа с афоризмами и пословицами содержит огромный потенциал, по нашей оценке, не до конца изученный в практике преподавания учебных дисциплин. Афоризм (греч. афорюрюс; - определение, краткое изречение) - оригинальная законченная мысль, изречённая или записанная в лаконичной запоминающейся текстовой форме и впоследствии неоднократно воспроизводимая другими людьми. В афоризме достигается предельная концентрация непосредственного сообщения и того контекста, в котором мысль воспринимается окружающими слушателями или читателем.
Афоризмы значимы и актуальны в процессе обучения как законченная и глубокая мысль определенного автора, отличающаяся меткой выразительностью и явной неожиданностью суждения. Особенность афоризмов, как и пословиц в том, что они не доказывают, не аргументируют, а воздействуют на сознание оригинальной формулировкой мысли, что педагогически целесообразно. В последнее время наблюдается тенденция к активному использованию, варьированию и переосмыслению афоризмов в литературе, периодической печати и живой речи [4].
Ясное понимание проблемы или темы возможно только на основе ясного понимания сущности ее основных понятий. Понимание студентами научных понятий, порой, затруднено, но афоризмы понятны всем. Афористические подборки по изучаемым темам может делать как преподаватель, так и сами студенты в качестве творческих заданий по дисциплине. Примеры афоризмов по теме «Ценности образования»:
Некоторые ценности приобретаются вместе с общей культурой, но я думаю, что самым важным ценностям мы учимся тогда, когда заглядываем в глубины своей собственной души.
Макс Клеланд
ф о о т
га н о ю
го ^
ф
со >
СО
х
го ей го
4 о
с
ф
^
с
го
ГО 2 О. ГО П. ^
5 *
* О о ^ ф о ^ ¡2
о х"
2 го
о
X ф.
о -?Гго
§1 го
О О. а О
4Р
ф Ф О. 2
го
ш
ф
го ю
I I
Необходимо иметь ценности, но одного этого недостаточно, более того, это чревато опасностями; пока мы не выбрали того, кто станет носителем этих ценностей, не стоит ввязываться в дело.
Морис Мерло-Понти
Непреходящие ценности не имеют, к сожалению, срока годности.
Станислав Ежи Лец
Право на новые собственные ценности -откуда возьму я его? Из права всех старых ценностей и границ этих ценностей.
Фридрих Ницше
За подлинными ценностями очередей не бывает.
Если нет жизненных ценностей, то остается одно лишь отчаяние.
Мэй Ролло
Если у вас есть что-нибудь ценное, поделитесь этой ценностью с другими. Если вы не можете поделиться, то ценность теряет смысл.
Уильям Хелемендерис
У каждого своя шкала ценностей - критерий истинной цены человека.
Илья Шевелев
Ценность образования ярче всего проявляется тогда, когда образованные высказываются о вещах, которые лежат вне области их образования.
Карл Краус
Из честолюбия или чувства долга не может родиться ничего ценного. Ценности возникают благодаря любви и преданности людям и объективным реалиям этого мир.
Альберт Эйнштейн
Пословицы как короткие выражения обычно имеют четкий ритм, поэтому легко запоминаются. Пословицы и поговорки сразу же всплывают в памяти, когда необходимо уточнить свою мысль. И зачастую вместо поучительной беседы, короткая, но яркая пословица может стать незаменимым средством. Выбор пословицы может быть рассмотрен и как
мировоззренческая проекция [5], выраженная профессиональная позиция. Интересны исследования, в которых пословицы являются диагностическим материалом, а их выбор характеризует психологическое содержание в индивидуальной психике [5].
Примерные пословицы по теме «Образование. Обучение», выбор которых можно обсудить на занятии: Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
Идти в науку - терпеть муку. Без муки нет и науки. Молодому учиться рано, старому поздно. Кто больше знает, тому и книги в руки. Дай, боже, все самому уметь, да не все самому - делать!
Корень учения горек, да плод его сладок. Звезды явятся - небо украсят, знания появятся - ум украсят.
Сегодня не составляет труда подобрать пословицы и афоризмы по заданным темам. Интернет предлагает огромное количество подборок. Но преподаватель может дать задание работать с первоисточниками, как правило, это художественные произведения, откуда нужно выписать емкие цитаты либо афоризмы. Интересно, увлекательно и нетрадиционно проходят занятия-викторины, конкурсы, «мозговой штурм», актуализирующие знание пословиц по определенным проблемам.
Работа с метафорами. Метафоры - это больше, чем способ восприятия и описания опыта. Это фильтры, через которые мы воспринимаем мир и осмысляем его, и поэтому метафоры - это и есть опыт. Именно поэтому метафоры могут быть мощными способами воздействия на человека, которые меняют восприятие, опыт и поведение.
Метафоры облегчают восприятие сложных материалов или текстов, делают их более живыми и яркими. Метафора позволяет преломить стереотипы. Миф, сказка, притча, предание, сказание, басня - средоточие метафор. Тематика метафор огромная и выбор в современной литературе и на специальных сайтах достаточен. Подготовленные студенты могут самостоя-
тельно написать короткую метафору по заданной теме.
Стихотворение тоже может служить метафорой для раскрытия определенных тем. Например, темы, связанные с ценностями жизни, смысложизненны-ми ориентациями («Акмеология образования»).
Над головой созвездия мигают. И руки сами тянутся к огню...
Как страшно мне, что люди привыкают, открыв глаза, не удивляться дню. Существовать. Не убегать за сказкой. И уходить, как в монастырь, в стихи.
Ловить Жар-птицу для жаркого с кашей.
А Золотую рыбку -для ухи.
Р. Рождественский, 1970
Наиболее эмоциональным будет восприятие философско-психологических тем учебных предметов, если использовать рисование. Рисование как передача символов исследуемых явлений является вполне обоснованным и надежным методом. Визуальные образы как символы в учебном процессе интегрируют опыт действия и опыт переживания. Опыт действия - наука - содержит в себе информацию, которая подлежит переработке. Опыт переживания - искусство -ориентирован на уникальность изучаемого феномена, события в личном опыте студента.
Конечно, если позволяет время и тема, рисование в учебном процессе может использоваться регулярно. Студенты любых возрастов всегда с интересом и вдохновением рисуют, несмотря на то, что сначала большинство сообщает о неумении это делать. Но, как только человек берет в руки цветной карандаш, фломастер или кисть, преодолевается этот барьер. Например, можно предложить студентам рисование на темы: «Мой жизненный путь», «Какой я есть», «Любовь в образовании», «Смысл моей жизни».
В контексте рефлексивно-феноменологического обучения рисование должно сопровождаться комментированием, обсуждением, высказыванием мыслей и идей. Автор должен говорить о своем замысле и понимании. Интерпретация проективных работ в группе всегда вызывает рефлексию, интерес, побуждает студентов к активности и вовлеченности.
Важнейшим условием достижения результативности вышеперечисленных рефлексивных методов является непременная психологическая общность преподавателя и студентов, которая, безусловно, есть основа продуктивной совместной деятельности.
Интенсифицировав процесс преподавания путем активного использования в нем рефлексивных, рефлексивно-феноменологических методов, становится возможным не только повысить качество образовательного процесса, но и перейти от деклараций о парадигмаль-ном сдвиге к реальному процессу смены информационной, технократической парадигмы во всей системе образования. Такого рода изменения в образовательной практике могут опираться только на высокий креативный потенциал студентов и на их психологическую готовность принять перемены и участвовать в них.
Библиографический список
1. Долгова, В.И. Особенности формирования рефлексивно-феноменологической компетентности выпускников магистратуры психолого-педагогического направления [Текст] / В.И. Долгова, Н.Н. Ниязбаева // Человек и образование. - 2014. - № 1(38). - С. 111-116.
2. Долгова, В.И. Рефлексивно-феноменологическая практика преподавания в высшей школе [Текст] / В.И. Долгова, Н.Н. Ниязбаева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2013. - № 12. - С. 59-63.
ф о о т
га н о ю
го ^
ф
со >
СО
х
го ей го
4 о
с
ф
^
с
го
ГО 2 О. ГО С ^
5 *
о ^
ф о £ £
о X 2 го
п
о о. х о Й-& "О" Го
§ I
О О. * О
-8-Р
ф ф
О. 2
3. Звенигородская, Г.П. Теория и практика рефлексивного образования на основе феноменологического подхода [Текст]: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Г.П. Звенигородская. - Хабаровск, 2002. - 40 с.
4. Калашникова, Н.М. Афористичность как черта идиостиля В. Токаревой [Текст]: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Н.М. Запорожец. - Ростов-н/Д, 2004. - 24 с.
5. Леонтьев, Д.А. Выбор пословиц как мировоззренческая проекция [Электронный ресурс] / Д.А. Леонтьев, Е.В. Тарвид // Известия ЮФУ. Технические науки. - 2005. - №7. - Режим доступа: URL: http://cyberleninka.rU/article/n/vybor-poslovits-kak-mirovozzrencheskaya - (Дата обращения: 23.03.2015).
References
1. Dolgovа V.I., Niyazbaeva N.N. Features forming reflective-phenomenological competence of graduates Magistrates psycho-pedagogical direction. Chelovek i obrazovanie, 2014. №1 (38). P. 111-116. [in Rus-
2. Dolgovа V.I., Niyazbaeva N.N. Reflective-phenomenological practice of teaching in higher education. Uchenyie zapiski universiteta imeni P.F.Lesgafla, 2013. № 12. P. 59-63. [in Russian].
3. Zvenigorodskaya G.P. Theory and practice of reflective education based on the phenomenological approach. Dis. ... Doctor of Sciences (Education). Khabarovsk, 2002. [in Russian].
4. Kalashnikov N.M. Aphoristic as a feature idiostyle V.Tokarevoy. Dis. ... Cand. of Sciences (Philology). Rostov-on-Don, 2004. [in Russian].
5. Leontiev, D.A., Tarvid, E.V. Selecting proverbs as a world outlook projection. Izvestia YuFU. Tekhnicheskie nauki. 2005. №7. [in Russian].
Сведения об авторах: Ниязбаева Наталья Николаевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики,
Костанайский государственный университет им. А. Байтурсынова, Костанай, Республика Казахстан. ЕтсЛ. [email protected]
Information about the authors: Niyazbaeva Natalia Nikolaevna,
Candidate of Sciences (Education) Associate Professor, Department of Psychology and Pedagogy
Kostanay State University named after A. Baytursynov. Kostanai, Republic of Kazakhstan. E-mail: [email protected]
ro m
a) as ю