Научная статья на тему 'РЕФЕРЕНТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА: ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ И ТРАКТОВКЕ'

РЕФЕРЕНТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА: ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ И ТРАКТОВКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Педагогика профессионального образования / психология учителя / референтность педагога / референтная группа / социальные установки личности / социокультурный контекст педагогической деятельности. / Pedagogy of vocational education / teacher psychology / teacher selfreferentiality / reference group / social attitudes of the individual / sociocultural context of pedagogical activity.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зуев А. Л.

Автор статьи обращается к анализу феномена референтности преподавателя в контексте референтной социальной общности. Анализируя различные концептуальные подходы в понимании сущности, природы и проявлений референтности педагога, автор иллюстрирует различные точки зрения исследователей в трактовке этого важного личностного качества. Особое внимание автор обращает на трактовку содержания понятия «референтность» и функций референтных групп. Автор особо отмечает социальнопедагогический контекст проблемы референтности педагога, важную его миссию в жизни общества, социокультурную детерминацию референтности педагога, ее сопряженность с профессиональной педагогической этикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFERENCE OF THE TEACHER'S PERSONALITY AS A SOCIO-PEDAGOGICAL PROBLEM: APPROACHES TO UNDERSTANDING AND INTERPRETATION

The author of the article turns to the analysis of the phenomenon of teacher reference in the context of the referent social community. Analyzing various conceptual approaches in understanding the essence, nature and manifestations of a teacher’s self-referentiality, the author illustrates the different points of view of researchers in the interpretation of this important personal quality. The author pays special attention to the interpretation of the content of the concept of “reference” and the functions of reference groups. The author especially notes the socio-pedagogical context of the problem of the teacher’s reference, his important mission in the life of society, the sociocultural determination of the teacher’s reference, its connection with professional pedagogical ethics

Текст научной работы на тему «РЕФЕРЕНТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА: ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ И ТРАКТОВКЕ»

УДК 37.032

РЕФЕРЕНТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА: ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ И ТРАКТОВКЕ

© 2024 А. Л. Зуев

аспирант кафедры общей педагогики e-mail: xex10@mail.ru

Воронежский государственный педагогический университет

Автор статьи обращается к анализу феномена референтности преподавателя в контексте референтной социальной общности. Анализируя различные концептуальные подходы в понимании сущности, природы и проявлений референтности педагога, автор иллюстрирует различные точки зрения исследователей в трактовке этого важного личностного качества. Особое внимание автор обращает на трактовку содержания понятия «референтность» и функций референтных групп. Автор особо отмечает социально-педагогический контекст проблемы референтности педагога, важную его миссию в жизни общества, социокультурную детерминацию референтности педагога, ее сопряженность с профессиональной педагогической этикой.

Ключевые слова: педагогика профессионального образования, психология учителя, референтность педагога, референтная группа, социальные установки личности, социокультурный контекст педагогической деятельности.

REFERENCE OF THE TEACHER'S PERSONALITY AS A SOCIO-PEDAGOGICAL PROBLEM: APPROACHES TO UNDERSTANDING AND INTERPRETATION

© 2024 A. L. Zuev

Postgraduate student of the Department of General Pedagogy e-mail:: xex10@mail.ru

Voronezh State Pedagogical University

The author of the article turns to the analysis of the phenomenon of teacher reference in the context of the referent social community. Analyzing various conceptual approaches in understanding the essence, nature and manifestations of a teacher's self-referentiality, the author illustrates the different points of view of researchers in the interpretation of this important personal quality. The author pays special attention to the interpretation of the content of the concept of "reference" and the functions of reference groups. The author especially notes the socio-pedagogical context of the problem of the teacher's reference, his important mission in the life of society, the sociocultural determination of the teacher's reference, its connection with professional pedagogical ethics.

Keywords: pedagogy of vocational education, teacher psychology, teacher self-referentiality, reference group, social attitudes of the individual, sociocultural context of pedagogical activity.

В современной теории и практике образования все заметнее фокус исследовательского внимания смещается в сторону изучения нестабильных, подверженных динамизму и изменчивости феноменов, явлений, процессов, к числу

которых следует отнести такие, как самосознание, идентичность, референтность, личностный рост и т.п. [14]. Полагаем, что это может свидетельствовать о насущной потребности современной педагогической науки (если она хочет быть современной!) в том, чтобы «охватить» эти феномены, явления, процессы в целом. При этом теоретически и эмпирически выявлено, что возникновение референтности, сам статус референтной личности или сообщества, их значимость для конкретного человека определяются не только наличием симпатии, степенью взаимности расположения партнеров друг к другу и к сообществу в целом, но и отношением личности к целям жизнедеятельности сообщества, его ценностям, сложившимся нормам, совпадением мнений и оценок отдельного члена группы с доминирующими групповыми оценками и суждениями. В этом случае группа оказывается референтной для личности, значимой для нее. Это явление и называется в психологии и педагогике референтностью. Как указывает О.Б. Крушельницкая, «референтность отражает одну из важнейших сторон отношений людей друг к другу» [9, с. 132].

Возникновение и распространение теории референтности личности и референтных групп связаны с развитием социальной психологии в ХХ в. и ее практическим значением для социально-психологической теории коллектива, выявления и анализа статуса члена группы в системе социальных отношений. В середине ХХ в. активно разрабатывались и вопросы формирования социальных установок, их влияния на социальное поведение и отношения личности в социальной среде [10].

Подлинно научное исследование феномена референтности принадлежит американскому социальному психологу Г. Хаймену, который применял данный термин при описании взаимодействия индивида и различных социальных групп, под влиянием которых происходит рефлексия собственной деятельности и построение модели поведения. В своих трудах Г. Хаймен утверждал, что «самовосприятие человека определяется нормами и правилами поведения социальной группы, с которой он себя соотносит» [24, с. 76]. Проводя исследования со студентами, он выявил, что зачастую члены групп соотносят свои суждения и действия не со своей социальной группой, а ориентируются на другие группы, которые Хаймен называет «референтными».

В настоящее время в психолого-педагогической литературе существует несколько подходов к понятию сущности феномена референтности. Так, например, в исследовании А.В. Чулковой референтность определяется как «особое качество личности, определяемое мерой его значимости для другого человека или группы людей» [22, с. 60]. В основе феномена личной референтности она выделяет два фактора: симпатию (положительную оценку личности и личностных качеств) и уважение (положительную оценку человека с точки зрения его деловых качеств и социального статуса). А.В. Чулкова обращает внимание на то, что референтность педагога предполагает высокую степень соответствия поведения педагога нормам профессиональной этики, социальному статусу личности. По ее мнению, референтность - не статичное личностное качество, она изменяется «вместе с изменением мотивационно-смысловой сферы» человека, его потребностей, интересов, идеалов.

Референтность личности и группы - проблема не новая в истории педагогики и психологии. Как пишет Е.В. Митягина, теория референтной группы возникла на основе анализа феномена «значимого другого», являющегося для конкретной личности важным субъектом, партнером по социальному взаимодействию и совместной деятельности. В понимании Е.В. Митягиной, такая референтная социальная общность -«значимая для личности группа, избираемая ею при определении своих ориентаций в совокупности связей с окружающими, которая выступает источником норм,

регулирующих поведение личности, является эталоном в оценке себя и окружающих и побуждает индивида соотносить или не соотносить себя с этой группой» [15, с. 10].

В исследовании В. А. Холмогорова, изучавшего референтные проявления сообществ в подразделениях спецназа, выявлена зависимость между индексом сплоченности группы и ее значимостью для личности, привлекательностью, референтностью. Референтность, по мнению В.А. Холмогорова, «не столько количественная, сколько качественная характеристика группы. Будучи включенной в рефлексивную работу, осуществляемую в трудовом коллективе, она повышает эффективность совместной деятельности, предотвращает профессиональное выгорание и другие негативные явления» [21, с. 3].

В исследованиях О.Б. Крушельницкой подчеркивается закономерная связь между возникновением референтных отношений и степенью субъектности их участников, значимостью циркулирующей в этих отношениях информации и ее востребованностью субъектами взаимодействия для продуктивной деятельности и ориентации в социальном сообществе. Исследователь обозначает носителя важной для конкретной личности информации как референта, а потребителя информации как оптанта [10]. Исследователь отмечает традиционную для социальной психологии трактовку референтности как «отношение значимости, связывающее человека с другим человеком или с группой лиц. Как в диаде, так и в малой группе референтность позволяет определить значимость одного человека в качестве источника важной информации для другого индивида» [8, с. 212]. О.Б. Крушельницкая отмечает, что высокая референтность тождественна авторитету другого человека, его высокой личной значимости, переживанию высокой потребности в общении с другим, необходимости взаимодействия со значимой личностью. За этим высоким статусом другого человека, его личной значимостью стоит признание за другим высокой необходимости, привлекательности другого, способности другого к принятию важных, субъективно значимых, важных, референтных для инициировавшего социальное взаимодействие партнера решений и действий. «Окружающие предполагают наличие у авторитетного лица таких важных характеристик, как компетентность, честность, справедливость и т.д.» [Там же, с. 214].

Не случайно некоторые исследователи связывают референтность другого с высокой субъектностью личности [19], способностью другого к принятию значимых решений, оценок, суждений. Субъектность личности, как правило, свидетельствует о высокой степени самостоятельности личности, сформированности жизненной позиции, признании за такой референтной личностью высокого социального статуса в социальном или профессиональном сообществе [20]. Референтность, по сути, служит важным и весьма выразительным проявлением субъектности личности. Об этом же пишут авторы «Педагогики профессионального образования», связывая проявления субъектности педагога с его высокой референтностью не только в профессиональном сообществе, но и в среде воспитанников [18]. Но референтность предполагает и высокий гуманизм педагога, осознание своей социальной миссии, ответственности за будущее страны [16; 17]. По мере восхождения к мастерству, к профессиональному эталону, педагог неизбежно приходит к осознанию важности осмысления собственного опыта, опыта своих коллег, анализа собственных ошибок и достижений [7; 11; 12].

Благодаря особому эмоциональному контакту референтный преподаватель «включается» во внутренний мир обучающихся, а его нормы и ценности воспринимаются ими как свои. Психологическим механизмом этого процесса является идентификация, то есть «уподобление Я другому Я, вследствие чего первое Я в определенных отношениях ведет себя как другое, подражает ему, принимает его в известной степени в себя» [13, с. 145]. Влияние личностной референтности может

формировать новые или менять уже имеющиеся ценностные ориентации. В этой связи Е.В. Борисова и Б.В. Кайгородов отмечают, что «референтные личности и группы выступают в качестве своеобразных ретрансляторов культурно-исторического опыта, который оптант запрашивает и готов воспринять, в силу своего актуального состояния психического и личностного развития, в конкретных условиях процесса социализации» [6, с. 42].

Вполне закономерен вопрос о факторах, предопределяющих референтность личности и группы, их субъективную значимость для личности. В психологии предпринимались попытки анализа сопряженности референтности с качествами личности, ее индивидуальными особенностями, влиянием отдельных личностных качеств на успешность в профессиональной деятельности [2]. В результате появились объемные перечни личностных качеств, которые не позволили приблизиться к пониманию сути референтности, ее природы и особенностей функционирования в личности. Референтность преподавателя зависит не столько от того, каков он сам по себе, сколько от того, каким он выглядит в глазах обучающихся, что они о нем думают. Педагог воспринимается и оценивается воспитанниками сквозь призму их эталонов и критериев, вызывая у них соответствующее эмоциональное отношение [3]. Нет педагога авторитетного вообще. То, что вызовет восхищение у одних обучающихся, может оставить равнодушными других, и наоборот. Один и тот же преподаватель будет иметь различные личностную значимость и степень воздействия для разных обучающихся. Референтность преподавателя - это соответствие его личности и поведения, с одной стороны, и мотивационно-ценностной сферы обучающихся - с другой. Референтность - не постоянная особенность преподавателя. Она изменяется вместе с изменением мотивационно-смысловой сферы обучающихся, их потребностей, интересов, идеалов [4; 5]. Специфическая особенность отношения к референтному педагогу состоит в том, что высказываемые им мысли, мнения и оценки обучающиеся воспринимают с доверием, не требуя особых доводов [1].

Референтность педагога для воспитанников определяется не столько его формальным социальным и профессиональным статусом, сколько его субъективной значимостью для детей, способностью пробуждать в учениках глубокое уважение, твердые симпатии, непререкаемый авторитет, устойчивое доверие со стороны каждого воспитанника и группы в целом [23]. Опираясь на Г. Келли, Е.В. Щедрина выделяет три вида референтных групп: сравнительные («эталонные группы», через которые индивид оценивает себя и других), нормативные (группы, транслирующие стандарты и нормы поведения) и перспективные (участниками которых хочет стать устремленный в плане социального продвижения индивид) [25].

Интерес также представляют результаты исследований О.Б. Крушельницкой, в которых обосновываются теоретические представления об условиях, связанных с выходом за пределы межличностных отношений в контексте феномена референтности и в тех случаях, когда человек выбирает референтную группу [9; 10]:

1. Низкий престиж группы и, соответственно, ее членов побуждает к поиску более престижной группы и принятию ее как значимой.

2. Низкий группой статус индивида способствует поиску и выбору референтной группы, в которой он рассчитывает получить более высокий социальный статус.

3. Высокая социальная мобильность индивида даёт возможность выбора общности с ощутимо более высоким социально-психологическим статусом.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что в современной педагогике и психологии референтность определяется как свойство объекта или социальной группы, которое делает их стандартом для сравнения и оценки других объектов. Референтная группа - это социальная группа, на которую индивид

ориентируется при формировании своих ценностей и норм поведения. Изучение референтных групп открывает перспективу для прикладных психолого-педагогических исследований, в частности связанных с влиянием студенческих спортивных клубов на личностные установки обучающихся.

Библиографический список

1. Булатников, И. Е. Диалектика добра и красоты в философско-педагогическом наследии В. А. Разумного / И. Е. Булатников // Психолого-педагогический поиск. -2014. - № 3 (31). - С. 42-52.

2. Булатников, И. Е. Философско-педагогическое наследие Б.З. Вульфова и реалии современного российского образования: векторы деструкции социальности молодёжи / И. Е. Булатников // Берегиня. 777. Сова: Общество. Политика. Экономика. -2022. - № 1 (52). - С. 185-200.

3. Булатников, И. Е. Этические основы русского образования в зеркале национальной истории и культуры: перечитывая наследие К. Д. Ушинского / И. Е. Булатников // Известия Российской академии образования. - 2014. - № 3 (31). -С. 14-34.

4. Булатников, И. Е. Этические основы русского образования в философско-педагогической концепции Е. П. Белозерцева / И. Е. Булатников // Психолого-педагогический поиск. - 2015. - № 1 (33). - С. 110-133.

5. Булатников, И. Е. Этические основы философско-педагогической концепции / И. Е. Булатников // Известия Воронежского государственного педагогического университета. - 2014. - № 3 (264). - С. 28-33.

6. Борисова, Е. В. Типы внутригрупповой референтности в образовательной среде вуза и их характеристика / Е. В. Борисова, Б. В. Кайгородов // Общество: социология, психология, педагогика. - 2020. - №8(76). - С. 42-47.

7. Боричевский, В. О. От эталона к референтности / В. О. Боричевский // Территория науки. - 2007. - №2. - С. 264-269

8. Крушельницкая, О. Б. Особенности референтных отношений студентов как фактор учебно-профессиональной мотивации [Электронный ресурс] / О. Б. Крушельницкая // Психологическая наука и образование psyedu.ru. - 2012. -Том 4. - № 1. - URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2012_n1/50850 (дата обращения: 14.10.2023)

9. Крушельницкая, О. Б. Состояние проблемы референтности в отечественной и зарубежной психологии / О. Б. Крушельницкая // Актуальные проблемы психологического знания. - 2011. - №4(21). - С. 131-142.

10. Крушельницкая, О. Б. Феномен референтности с точки зрения культурно-исторической теории Л. С. Выготского / О. Б. Крушельницкая // Культурно-историческая психология. - 2014. - №3. - С. 30-37.

11. Львов, Л. В. Профессиональное развитие личности в референтной учебной группе, формирование учебно-профессиональной компетентности / Л. В. Львов // Психология обучения. - 2007. - №5. - С. 18-32.

12. Матвеева, С. В. Референтность и формирование профессионально-педагогической позиции учителя начальных классов: диссертация ... кандидата психологических наук / С. В. Матвеева. - Волгоград, 2001. - 147 с.

13. Махинин, А. Н. Российская идентичность: месторазвитие - провинция / А. Н. Махинин, М. С. Коваленко // Известия Воронежского государственного педагогического университета. - 2022. - №4. - С. 144-147.

14. Махинин, А. Н. Российская идентичность сегодня: проблемы и ресурсы формирования (социально-педагогический контекст): монография / А. Н. Махинин, М. В. Шакурова, В. С. Остапенко. - Воронеж: ВГПУ, 2022. - 188 с.

15. Митягина, Е. В. Референтные группы современной молодежи: диссертация ... кандидата социологических наук / Е. В. Митягина - Нижний Новгород, 2007. - 183 с.

16. Пашков, А. Г. Гуманистические ориентиры деятельности и подготовки учителя в контексте модернизации российского образования / А. Г. Пашков // Психолого-педагогический поиск. - 2011. - № 20. - С. 69-76.

17. Пашков, А. Г. Миссия учителя в контексте модернизации системы российского образования / А. Г. Пашков // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2012. - Т. 18. - № 1-1. - С. 47-52.

18. Педагогика профессионального образования / под редакцией

B. А. Сластёнина. - Москва: Академия, 2004. - 368 с.

19. Репринцев, А. В. Субъектность как основа отношения личности подростка к национальной истории и культуре: риски и противоречия социального воспитания / А. В. Репринцев // Страховские Чтения. - 2021. - № 29. - С. 229-238.

20. Репринцев, А. В. Традиции и опыт профессиональной подготовки педагогических кадров для системы социального воспитания детей и молодежи во второй половине ХХ века: опыт осмысления и интерпретации / А. В. Репринцев // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2021. - Т. 27. - № 4. - С. 10-22.

21. Холмогоров, В. А. Референтность группы как фактор эффективности деятельности подразделений специального назначения ФСО России: диссертация ... кандидата психологических наук / В. А. Холмогоров. - Москва, 2011. - 280 с.

22. Чулкова, А. В. Личностная референтность преподавателя как средство целостного педагогического процесса в вузе / А. В. Чулкова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2005. - №1(10). - С. 59-62.

23. Шакурова, М. В. Классный руководитель как значимый другой // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2009. - Т. 15. - № 3. -

C. 178-182.

24. Щедрина, Е. В. Исследование явления референтности в системе межличностных отношений: диссертация . кандидата психологических наук / Е. В. Щедрина. - Москва, 1978. - 132 с.

25. Щедрина, Е. В. Референтность как характеристика системы межличностных отношений / Е. В. Щедрина // Психологическая теория коллектива / под редакцией А.В. Петровского. - Москва: Педагогика, 1979. - 240 с.: ил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.