Научная статья на тему 'РЕФЕРЕНДУМ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НАРОДОВ НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ'

РЕФЕРЕНДУМ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НАРОДОВ НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
48
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
референдум / право народов на самоопределение / независимое государство / политическое самоопределение / народ / нация / принципы международного права / referendum / the right of peoples to self-determination / independent states / political self-determination / people / nation / principles of international law

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — А.Н. Пасенов, Е.И. Репина

В статье проанализирована сущность права народов на самоопределение и случаи его реализации, приведена дифференциация понятий «народ» и «нация», а также рассмотрены особенности использования референдума в качестве способа реализации права народов на самоопределение на конкретных примерах, приведена статистика поддержки населением в каждом из приведенных случаев. Сделан вывод о важности политического самоопределения внутри государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — А.Н. Пасенов, Е.И. Репина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFERENDUM AS A WAY TO IMPLEMENT THE RIGHT OF PEOPLES TO SELF-DETERMINATION

The article analyzes the essence of the right of peoples to self-determination and cases of its implementation, provides differentiation of the concepts of "people" and "nation", and also examines the features of using a referendum as a way to implement the right of peoples to self-determination on specific examples, provides statistics of support by the population in each of the above cases. The conclusion is made about the importance of political self-determination within the state.

Текст научной работы на тему «РЕФЕРЕНДУМ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НАРОДОВ НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ»

РЕФЕРЕНДУМ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НАРОДОВ НА

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

А.Н. Пасенов, канд. юрид. наук, доцент Е.И. Репина, студент

Белгородский государственный национальный исследовательский университет (Россия, г. Белгород)

DOI:10.24412/2500-1000-2023-12-3-248-252

Аннотация. В статье проанализирована сущность права народов на самоопределение и случаи его реализации, приведена дифференциация понятий «народ» и «нация», а также рассмотрены особенности использования референдума в качестве способа реализации права народов на самоопределение на конкретных примерах, приведена статистика поддержки населением в каждом из приведенных случаев. Сделан вывод о важности политического самоопределения внутри государства.

Ключевые слова: референдум, право народов на самоопределение, независимое государство, политическое самоопределение, народ, нация, принципы международного права.

В п. 2 ст. 1 Устава Организации Объединенных Наций (ООН) в качестве одного из важнейших для мирового сообщества закреплен принцип равноправия и самоопределения народов [1]. Вытекающим из него предстает право народов на самоопределение, нашедшее свое закрепление и в ряде других международных актов, в частности, в п. 1 ст. 1 Международного пакта о гражданских и политических правах. Она гласит, что «все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие» [2]. Еще более полно оно раскрывается в Декларации о принципах международного права в контексте вышеупомянутого принципа, о чем будет сказано далее в рамках настоящего научного исследования. При этом выбор средств реализации права на самоопределение оставлен на усмотрение самих народов. Примечательно, что, согласно практике, наиболее популярным из них является референдум, помогающий не только объективным образом выразить волю народа, но и следовать иным принципам международного права.

Актуальность исследования обусловлена тем, что в условиях современной политической нестабильности народы все чаще

стремятся реализовать право на самоопределение и тем самым обеспечить себе возможность жизни и развития в безопасности, сохранение своего культурного наследия, а также возвращения на историческую Родину. В рамках настоящего исследования особый интерес представляют случаи реализации права на самоопределения посредством референдумов народами Республики Крым в 2014 г., а также Донецкой и Луганской Народных Республик, Запорожской и Херсонской областей в 2022 г. Примечательно, что население каждой из упомянутых территорий проявило высокий уровень поддержки. Так, например, за присоединение Республики Крым к Российской Федерации высказалось 96,77% его населения [3]. Что касается Донецкой Народной Республики, то «за» выступили 99,23% проголосовавших на территории Республики и 98,69% - на участках референдума, расположенных в Российской Федерации, в Луганской Народной Республике - 98,42% и 97,93%, Запорожской области - 93,1% и 97,81%, Херсонской области - 87,05% и 96,75%, соответственно [4].

Прежде, чем определить роль референдума в механизме реализации права народов на самоопределение, проанализируем его сущность.

Как в Уставе ООН, так и в Пакте о гражданских и политических правах, других международных актах содержание права народов на самоопределение сформулировано достаточно емко. Наиболее полно оно раскрывается в Декларации о принципах международного права в контексте принципа равноправия и самоопределения народов. Так, «право народов на самоопределение предполагает свободное определение без вмешательства извне своего политического статуса и осуществление своего экономического, социального и культурного развития» [5].

Несмотря на то, что в международных актах относительно права на самоопределение употребляется термин «народ», в современной научной литературе наравне с ним зачастую можно встретить и термин «нация» [6]. В целях их сравнения обратимся к дефинитивной составляющей. Так, С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова в основном значении определяют народ как «население государства, жителей страны» [7, с. 409], а нацию как «исторически сложившуюся устойчивую общность людей, образующуюся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, особенностей культуры и духовного облика» [7, с. 418]. Примечательно, что, например, в Конституции Российской Федерации употребляется термин «многонациональный народ» [8]. Иными словами, представители разных наций (русские, украинцы, белорусы, татары, евреи и т.д.) составляют ее народ. При этом некоторые нации также наличествуют и на территории других государств, например, евреи в Израиле.

Подчеркнем, что во многом употребление термина «нация» в контексте права на самоопределение связано с работой В.И. Ленина «Право наций на самоопределение». Широко известна его фраза о том, что «... под правом на самоопределение наций разумеется государственное отделение их от чуженациональных коллективов, разумеется образование самостоятельно национального государства» [9]. Учитывая реалии начала XX в., такая интерпретация была весьма уместна. Однако с течением времени право на самоопределение приоб-

рело несколько иную окраску, что связано, в частности, с волной деколонизации в середине XX в. Именно тогда сложилось такое понимание права на самоопределение, которое актуально и в наши дни. Говоря конкретнее, к праву на самоопределение прижился термин «народ», что нашло отражение в ряде международных актов.

Соответственно, употребление термина «народ» более оправдано в условиях смешения наций на тех или иных территориях. То есть справедливо рассматривать право наций на самоопределение в контексте права народов на самоопределение. Также относительно права на самоопределение стоит отметить, что, как правило, его реализует народ не на уровне всего государства, а на уровне какой-либо его отдельной территории. Ярким тому примером является самоопределение народа Республики Крым, представленного такими нациями как русские, украинцы, крымские татары и др.

При этом достаточно важным является и вопрос относительно того, когда народы могут реализовывать право на самоопределение. Примечательно, что международные акты на этот счет ограничений не содержат. Однако данный вопрос является обсуждаемым в среде экспертов-международников. Так, по мнению С.В. Черниченко, право народов на самоопределение имеет место быть в четырех случаях:

- «народ находится в колониальной зависимости;

- территория, на которой проживал какой-то народ, подверглась аннексии после 1945 г.;

- конституция государства предусматривает возможность выхода из состава государства территории, населенной определенным народом;

- государство не соблюдает в отношении живущих на его территории народов принцип равноправия и самоопределения народов и не обеспечивает представительство всех слоев населения в органах власти» [10, с. 290].

Однако, на наш взгляд, в этот перечень стоит включить и такое основание как угроза силой или ее применение властями

государства по отношению к народу, проживающему на той или иной его территории, как наиболее актуальное в век военно-технологического совершенствования и часто проявляющееся в настоящее время.

В то же время примечательно, что на международном уровне регламентированы формы реализации народами права на самоопределение:

- «создание суверенного и независимого государства;

- свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним;

- установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом» [5].

При этом данный международный акт не содержит перечня средств реализации права народов на самоопределение, тем самым как бы оставляя этот вопрос на усмотрение самих народов. Разумеется, избираемые средства не должны противоречить принципам международного права. Не менее важно и обстоятельство уяснения посредством их истинной воли народа. Как показывает практика, наиболее часто используемым и соответствующим упомянутым критериям способом является референдум. Так, с его помощью обрел независимость народ Восточного Тимора в 2002 г., Южного Судана в 2011 г. и др. Данные государства и сейчас являются частью мирового сообщества, доказав свою способность самостоятельного существования.

Референдум стал способом реализации права на самоопределение и для народов Крыма в 2014 г., Донецкой и Луганской Народных Республик, Запорожской и Херсонской областей в 2022 г., изъявивших желание стать частью Российской Федерации как независимого государства.

То есть мы видим, что для реализации первых двух упомянутых форм права народов на самоопределение свойственно проведение референдумов. Что касается третьей формы, то она сформулирована достаточно размыто. В этой связи обратимся к доктрине международного права. Как подчеркивает И.А. Конюхова, последнее подразумевает «возможность полити-

ческого самоопределения внутри государства» [11, с. 165].

Рассмотрим этот аспект на примере Российской Федерации. Так, по мнению З.Т. Абасовой, примером тому служат «образование самостоятельного субъекта в Российской Федерации и создание национально-культурных автономий» [12, с. 48]. В качестве субъектов, образованных по национальному признаку, автор приводит Республику Адыгею, Республику Башкортостан и др. Что касается национально-культурных автономий, то они также наличествуют в Российской Федерации, в частности, Федеральная национально-культурная автономия греков России, Федеральная национально-культурная автономия белорусов России и др.

Примечательно, что относительно упомянутого средства реализации права народов на самоопределение в научном сообществе не сложилось единого мнения. Например, О.Е. Кутафин считает, что это «единственный инструмент, позволяющий в сложившихся условиях трудностей межнационального общения в Российской Федерации найти выход из ситуации и сохранить целостность и единство страны» [13, с. 3]. П.М. Воронецкий, наоборот, подчеркивает невозможность создания их посредством условий для самоопределения народов [14, с. 41]. Однако, на наш взгляд, эта практика является достаточно положительной в условиях федерализма, учитывая количество успешно функционирующих национально-культурных автономий на протяжении не одного десятка лет.

Подводя итог вышеизложенному, отметим, что принцип равноправия и самоопределения народов является одним из основополагающих принципов международного права. Право народов на самоопределение предполагает свободное определение без вмешательства извне своего политического статуса и осуществление своего экономического, социального и культурного развития. Формами его реализации выступают создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним либо установление любого другого политического ста-

туса, свободно определенного народом. зрения выражения истинной воли народа и При этом выбор способа их воплощения соблюдения иных принципов междуна-оставлен на усмотрение самих народов. родного права наиболее эффективным из Однако, как показывает практика, с точки них выступает референдум.

Библиографический список

1. Устав Организации Объединенных Наций (принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945) (с изм. и доп. от 20.12.1971) // Официальный интернет-портал правовой информации. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 01.12.2023).

2. Международный пакт о гражданских и политических правах (принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Официальный интернет-портал правовой информации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 01.12.2023).

3. Крымчане рассказали, как 16 марта 2014 голосовали за возвращение в РФ // «Российская Газета». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru (дата обращения: 02.12.2023).

4. Референдумы в ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областях. Главное // РБК. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rbc.ru (дата обращения: 02.12.2023).

5. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН (принята резолюцией 2625 (XXV) Генеральной Ассамблеи ООН от 24 октября 1970 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 03.12.2023).

6. Довгополов Е.Ю. Правовое закрепление права наций и народов на самоопределение // Наука и инновации - современные концепции: Сборник научных статей по итогам работы Международного научного форума (Москва, 31 июля 2020 г.). - М.: Инфинити, 2020. -С. 40-45.

7. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений // Российская академия наук. Институт русского языка им.

B.В. Виноградова. 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.

8. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993; с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ, от 04.10.2022 № 5-ФКЗ, от 04.10.2022 № 6-ФКЗ, от 04.10.2022 № 7-ФКЗ, от 04.10.2022 № 8-ФКЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 04.12.2023).

9. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 25. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://marxism.online/lenin-complete-works/ (дата обращения: 05.12.2023).

10. Черниченко С.В. Контуры международного права. Общие вопросы. - М.: Научная книга, 2014. - 592 с.

11. Конюхова И.А. Право народов на самоопределение как принцип федерализма // Политическая наука. - 2003. - № 3. - С. 164-183.

12. Абасова З.Т. К вопросу о формах реализации права народов на самоопределение в Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. - 2015. - № 3 (52). -

C. 46-50.

13. Кутафин О.Е. Российская автономия. - М.: Проспект, 2006. - 767 с.

14. Воронецкий П.М. К вопросу о конституционно-правовом статусе субъектов языковых правоотношений // Журнал российского права. - 2007. - № 11 (131). - С 40-48.

REFERENDUM AS A WAY TO IMPLEMENT THE RIGHT OF PEOPLES

TO SELF-DETERMINATION

A.N. Pasenov, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor E.I. Repina, Student

Belgorod State National Research University (Russia, Belgorod)

Abstract. The article analyzes the essence of the right of peoples to self-determination and cases of its implementation, provides differentiation of the concepts of "people" and "nation", and also examines the features of using a referendum as a way to implement the right of peoples to self-determination on specific examples, provides statistics of support by the population in each of the above cases. The conclusion is made about the importance of political self-determination within the state.

Keywords: referendum, the right of peoples to self-determination, independent states, political self-determination, people, nation, principles of international law.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.