Научная статья на тему 'К вопросу о формах реализации права народов на самоопределение в Российской Федерации'

К вопросу о формах реализации права народов на самоопределение в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5250
466
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО НАРОДОВ НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / RIGHT OF THE PEOPLES FOR SELF-DETERMINATION / ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НАРОДОВ НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / FORMS OF IMPLEMENTATION OF THE RIGHT OF PEOPLES FOR SELFDETERMINATION / СЕЦЕССИЯ / SECESSION / НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АВТОНОМИЯ / NATIONAL AND CULTURAL AUTONOMY / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / INTERNATIONAL LAW / НАЦИОНАЛЬНОЕ ПРАВО / NATIONAL LAW / ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА / PRINCIPLES OF THE INTERNATIONAL LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абасова Заира Теймуразовна

Статья посвящена проблеме реализации права народов на самоопределение в Российской Федерации, в ней исследуются различные формы реализации права народов на самоопределение, предлагается собственная классификация форм реализации права народов на самоопределение. Автор делает вывод о прямой зависимости между соблюдением права народов на самоопределение и желанием народа самореализовываться внутри страны, не прибегая к такой деструктивной форме самоопределения, как отделение от государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the issue of forms of implementation of the right of peoples for self-determination in the Russian Federation

Review. The article is devoted to the topical issue of implementation of the right of the peoples for the selfdetermination in the Russian Federation. It contains the studies of various forms of implementation of the right of peoples for self-determination, offering an authentic classification of forms of implementation of the right of peoples for self-determination. The author draws a conclusion on the direct dependency between the compliance with the right of peoples for self-determination and the will of the people to find self-determination within the framework of the state and to avoid the a destructive form of self-determination secession from the state.

Текст научной работы на тему «К вопросу о формах реализации права народов на самоопределение в Российской Федерации»

З.Т. Абасова *

К вопросу о формах реализации права народов на самоопределение в Российской Федерации

Аннотация. Статья посвящена проблеме реализации права народов на самоопределение в Российской Федерации, в ней исследуются различные формы реализации права народов на самоопределение, предлагается собственная классификация форм реализации права народов на самоопределение. Автор делает вывод о прямой зависимости между соблюдением права народов на самоопределение и желанием народа самореализовываться внутри страны, не прибегая к такой деструктивной форме самоопределения, как отделение от государства.

Ключевые слова: право народов на самоопределение, формы реализации права народов на самоопределение, сецессия, национально-культурная автономия, международное право, национальное право, принципы международного права.

Право народов на самоопределение является важнейшим, неотъемлемым правом народов, признанным в качестве такового Конституцией РФ.

Поэтому вопрос о реализации народами своего права на самоопределение, а именно то, в каких формах это допустимо и возможно, является крайне важным, в том числе в целях недопущения нарушения этого права и, как следствие, избежания войн, восстаний и других конфликтных ситуаций на мировой арене.

Нельзя не согласиться с мнением Б.С. Крылова, который полагает, что выбор формы самоопределения народа предопределен его волей и условиями его существования1.

Существуют различные подходы к классификации форм самоопределения этносов.

В частности, Тиунчик И.В. выделяет следующие формы самоопределения этносов:

Этнокультурное самоопределение через создание национально-культурных автономий при законодательном установлении гарантий развития культуры, языков обычаев народов и механизмов их защиты на уровне как федерации, так и ее субъектов; Политическое самоопределение через:

♦ создание автономных административных образований в рамках унитарного государства;

♦ образование самостоятельного субъекта в рамках федеративного государства;

♦ ирредентизм (присоединение к независимому государству, объединение с ним, участие в межгосударственном союзе);

♦ сецессию — выход из состава государства территориального, национально-территориального или автономного образования и создание независимого государства2. М.М. Гамзатова говорит о двух главных формах самоопределения народов: национально-территориальном самоопределении и экстерриториальной форме самоорганизации этноса3.

Достаточно категоричным является подход И. Блищенко, который выделяет следующие политические формы самоопределения: «Когда мы говорим о праве наций на самоопределение, то следует иметь в виду, что это право осуществляется в разных формах. В форме федеративного устройства, конфедеративного устройства или в форме политической независимости»4.

Ш.С. Сулейманова, с точки зрения формы самоопределения, выделяет следующие: отделение и создание самостоятельного государства (сепаратизм), трансгосударственное самоопределение (ирредентизм); политико-территориальное самоопределение; представительное самоопределение; самоопределение в форме экстерриториальных национально-культурных автономий5.

1 См.: Крылов Б.С. Проблемы суверенитета в Российской Федерации. М.: Республика, 1994. С. 47.

2 См.: Тиунчик И.В. Проблемы самоопределения народов: общепризнанные международные политико-правовые нормы и российская модель: дис. ... канд. полит. наук. М., 2012.

3 См.: Гамзатова М.М.: Конституционно-правовые основы равноправия и самоопределения народов в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. Махачкала, 2012.

4 Блищенко И. Содержание права народов на самоопределение // Право народов на самоопределение: идея и воплощение: материалы науч.-просвет. семинара (Москва, 22-23 марта 1997 г.) / сост. А.Г. Осипов. М.: Звенья, 1997. С. 42.

5 Сулейманова Ш.С. Самоопределение народов Северно-

го Кавказа в процессе трансформаций Российской государ-

© Абасова З.Т., 2015

* Абасова Заира Теймуразовна — аспирант кафедры конституционного права Юридического института им. М.М. Сперанского Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. [Zaira.abasova@yandex.ru]

143430, Россия, г. Москва, ул. Авиаконструктора Миля, д. 19, кв. 160.

Проанализировав различные точки зрения и обобщив анализ различных подходов к классификации форм самоопределения народов, предложим свою классификацию форм самоопределения народов в Российской Федерации:

♦ деструктивное самоопределение в форме отделения от государства путем присоединения к другому государству или создания своего собственного государства;

♦ конструктивное самоопределение путем создания автономных административных образований в унитарном государстве или образования самостоятельного субъекта в федеративном государстве, а также путем создания национально-культурных автономий.

Что касается деструктивных форм самоопределения, то, на наш взгляд, они имеют место только в самых крайних случаях, когда возможность реализовывать свое право на самоопределение у народа отсутствует на территории государства, в котором оно проживает, а также в случаях притеснений, ограничения прав народа и наличия попыток уничтожить народ.

Поэтому мы не можем согласиться с мнением И.А. Умновой, которая говорит о том, что «самоопределение реализуется путем образования субъекта федерации, территории местного самоуправления, использования различных форм национально-культурной автономии, но исключает создание суверенного государства»6.

При этом недостаточно одного желания у этноса отделиться от государства, не подкрепленного серьезным на то основанием, иначе может возникнуть ситуация, при которой количество государств в мире возрастет в десятки, а то и в сотни раз, что неминуемо приведет к хаосу мирового масштаба.

Порой народы, у которых возникает желание реализовать свое право на самоопределение в форме отделения от государства путем создания своего собственного независимого государства, не понимают масштаба ответственности, возникающей у него в первую очередь перед самим собой, своими предками и потомками. Неизвестно, будет ли жить тот самый народ в созданном независимом государстве (если ему это удастся, учитывая редкость и сложность подобных явлений в современном мире) лучше, чем на территории государства, в котором он проживал ранее.

Наиболее «свежим» примером отделения от государства путем присоединения к другому государству можно считать присоединение республики Крым и города Севастополя к Российской Федерации.

18 марта 2014 г. между Российской Федерацией и Республикой Крым заключен Договор о

принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и города Севастополя и образовании в составе РФ двух новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя (далее — Договор).

Предшествовало подписанию Договора проведение референдума. В марте 2014 г. произошло важное историческое событие — Республика Крым и город Севастополь, имеющий особый статус, добровольно вошли в состав РФ. Процесс вхождения Республики Крым осуществлялся с соблюдением всех норм международного права на основе волеизъявления крымского народа, отраженного в референдуме от 16 марта 2014 г. По официальным данным, на территории Автономной Республики Крым 96,77 % избирателей проголосовали за воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта РФ, в Севастополе — 95,6 %.

17 марта результаты референдума были утверждены Верховным Советом Автономной Республики Крым и Городским советом Севастополя, и в тот же день Верховный Совет Автономной Республики Крым провозгласил Крым независимым суверенным государством — Республикой Крым, в которой Севастополь имеет особый статус.

Реакция Украины, США и стран Европейского союза на вхождение Республики Крым в состав РФ была крайне негативной и выражалась в отказе признать независимость Республики Крым, результаты референдума и самого факта воссоединения Крыма с Россией7.

Говоря о присоединении республики Крым и города Севастополя к Российской Федерации, мы согласны с позицией И.В. Лексина, который полагает, что юридическая допустимость сецес-сии совсем не означает необходимости наличия у территориальных образований юридического права сецессии (права на осуществление сецес-сии). Этносу или иному государствообразующему сообществу нельзя отказать, во-первых, в праве стремиться к самостоятельности, добиваться законными методами выхода из состава существующего государства, во-вторых, в одностороннем порядке выйти из состава государства в случае деятельного несоблюдения последним принципа равноправия и самоопределения народов 8.

Мы не можем не согласиться с мнением Постоянного представителя РФ при ООН В. Чуркина, который, давая оценку референдума в Крыму, призвал не манипулировать отдельными принципами и нормами международного права: «В каждом отдельном случае следует искать правильный баланс

ственности: историко-по лито логическим анализ: дис. ... д-ра полит. наук. М., 2010.

6 Умнова И.А. Конституционные основы современного Российского Федерализма. М.: Дело, 1998. С. 111.

7 См.: Молчанов Н.А., Трубачева К.И. Подходы к применению принципов международного права в новых геополитических условиях // Актуальные проблемы российского права. 2014. № 6. С. 1254-1261.

8 См.: Лексин И.В. Сецессия территориальных образова-

ний: правовые риски и механизмы защиты // Государство

и право. 2014. № 2. С. 7-8.

между принципами территориальной целостности и права на самоопределение. Понятно, что реализация права на самоопределение в виде отделения от другого государства — это неординарная мера. Применительно к Крыму такой случай, очевидно, возник в результате правового вакуума, появившегося в результате неконституционного насильственного государственного переворота, осуществленного в Киеве национал-радикалами, и прямых угроз со стороны последних навести "свой порядок" на территории всей Украины»9.

Перейдем к конструктивным формам самоопределения. На наш взгляд, с помощью конструктивных форм самоопределения народ может реализовывать свое право на самоопределение в полной мере. И если государство, на территории которого проживает тот или иной этнос, не препятствует, а всячески содействует развитию и процветанию народов, на его территории проживающих, то реализация народом своего права на самоопределение с помощью деструктивных форм становится неактуальной.

Конструктивными формами реализации права народов на самоопределение являются: создание автономных административных образований в унитарном государстве или образование самостоятельного субъекта в федеративном государстве, создание национально-культурных автономий.

В нашей статье речь пойдет о таких конструктивных формах самоопределения, как образование самостоятельного субъекта в Российской Федерации и создание национально-культурных автономий.

Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном Федеральным конституционным законом согласно ч. 2 п. 65 Конституции РФ.

Таковым является Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта РФ»10 (далее — Федеральный конституционный закон).

В соответствии с Федеральным конституционным законом предусмотрены два варианта создания нового субъекта РФ, такие как принятие в Российскую Федерацию нового субъекта и образование в составе РФ нового субъекта.

Согласно ст. 1 Федерального конституционного закона принятие в Российскую Федерацию нового субъекта — процедура, предусматривающая изменение состава субъектов РФ в результате

9 Выступление Постоянного представителя при ООН В.И. Чуркина на открытом заседании Совета Безопасности ООН по ситуации на Украине. URL: http://ptel.cz/

10 Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта РФ» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52 (ч. 1). Ст. 4916.

присоединения к Российской Федерации иностранного государства или его части; образование в составе РФ нового субъекта — процедура, предусматривающая изменение состава субъектов РФ в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом и не связанная с принятием в Российскую Федерацию иностранного государства или его части.

Субъекты РФ, образованные по национальному признаку (например, Республика Адыгея, Республика Татарстан, Республика Башкортостан и другие), являются хорошим примером конструктивной формы этнического самоопределения, позволяющей внутри государства реализовать себя как этнос.

Еще одной конструктивной формой самоопределения является создание национально-культурных автономий. Статус национально-культурных автономий в Российской Федерации определен Федеральным законом от 17.06.1996 № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии». В соответствии со ст. 1 данного Закона: «Национально-культурная автономия в Российской Федерации — это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан РФ, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры, укрепления единства российской нации, гармонизации межэтнических отношений, содействия межрелигиозному диалогу, а также осуществления деятельности, направленной на социальную и культурную адаптацию и интеграцию мигрантов».

По мнению О.Е. Кутафина, национально-культурная автономия — это единственный инструмент, позволяющий в сложившихся условиях трудностей межнационального общения в Российской Федерации найти выход из ситуации и сохранить целостность и единство страны11.

П.М. Воронецкий указывает на то, что право на национально-культурную автономию не является правом на национально-территориальное самоопределение. Национально-культурная автономия не форма отделения от государства или основание для права на самоопределение в смысле создания дополнительных преференций на пути суверенизации этнической общности. Национально-культурная автономия в отличие от территориальной или политической автономии обеспечивает в первую очередь развитие культуры разрозненно живущих этносов12.

11 См.: Кутафин О.Е. Российская автономия. М.: Проспект, 2006. С. 3.

12 См.: Воронецкий П.М. К вопросу о конституционно-правовом статусе субъектов языковых правоотношений // Журнал российского права. 2007. № 11. С. 40-48.

Т.Я. Хабриева говорит о том, что национально-культурная автономия — это организационная форма этнического самосознания в особых условиях расселения этноса. Национально-культурная автономия позволяет сочетать единство государства с укреплением единства этноса, его самовыражением, самоорганизацией13.

Как отметил В.Е. Чиркин, право на национально-культурную автономию является не правом на национально-территориальное самоопределение, а правом на национально-культурную организацию разрозненно проживающих этно-сов14. Национально-культурная автономия — это организационная форма этнического самосознания в особых условиях расселения этноса.

По мнению О.Е. Герасимовой, «национально-культурная автономия как способ разрешения национального вопроса это действительно одно из средств, но не панацея». Национально-культурная автономия хорошо подходит для удовлетворения национальных чаяний таких народов, которые живут рассеянно или вне своего национального государства (то есть диаспор)15.

Анализ мнений, существующих относительно роли национально-культурных автономий в реа-

Библиография:

лизации народами права на самоопределение, позволяет нам сделать вывод о высокой значимости национально-культурной автономии как средства сохранения народом себя в качестве этнической группы, обладающей специфической культурой.

Несмотря на проблемы (связанные с финансированием деятельности, организационными основами, практической деятельностью и т.д.), существующие в деятельности национально-культурных автономий, она должна представлять собой такой институт гражданского общества, наличие которого не вызовет желания у народов воспользоваться правом на самоопределение с помощью деструктивных форм.

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что право народов на самоопределение может выражаться как с помощью конструктивных, так и с помощью деструктивных форм. Выбор формы самоопределения зависит от многих факторов, таких как экономическое, политическое, социальное, культурное состояние государства, на территории которого проживает тот или иной народ, а также отношения государства к соблюдению прав народов, сохранению и развитию их культуры.

1. Блищенко И. Содержание права народов на самоопределение // Право народов на самоопределение: идея и воплощение: материалы науч.-просвет. семинара (Москва, 22—23 марта 1997 г) / сост. А.Г. Осипов. М.: Звенья, 1997. 222 с.

2. Воронецкий П.М. К вопросу о конституционно-правовом статусе субъектов языковых правоотношений // Журнал российского права. 2007. № 11. С. 40—48.

3. Гамзатова М.М.: Конституционно-правовые основы равноправия и самоопределения народов в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. Махачкала, 2012. 103 с.

4. Герасимова О.Е. Национально-культурная автономия как форма самоопределения нации: дис. ... канд. полит. наук. СПб., 2007. 169 с.

5. Кутафин О.Е. Российская автономия. М.: Проспект, 2006. 768 с.

6. Крылов Б.С. Проблемы суверенитета в Российской Федерации. М.: Республика, 1994. 175 с.

7. Лексин И.В. Сецессия территориальных образований: правовые риски и механизмы защиты // Государство и право. 2014. № 2. С. 28-30.

8. Молчанов Н.А., Трубачева К.И. Подходы к применению принципов международного права в новых геополитических условиях // Актуальные проблемы российского права. 2014. № 6. С. 1254-1261.

9. Сулейманова Ш.С. Самоопределение народов Северного Кавказа в процессе трансформаций Российской государственности: историко-политологический анализ: дис. ... д-ра полит. наук. М., 2010. 323 с.

10. Тиунчик И.В. Проблемы самоопределения народов: общепризнанные международные политико-правовые нормы и российская модель: дис. ... канд. полит. наук. М., 2012. 160 с.

11. Умнова И.А. Конституционные основы современного Российского Федерализма. М.: Дело, 1998. 280 с.

12. Хабриева Т.Я. Правовые и организационные основы национально-культурной автономии в Российской Федерации // Журнал российского права. 2003. № 7. С. 3-19.

13. Чиркин В.Е. Юридическое лицо публичного права. М.: Норма, 2007. 352 с.

References (transliteration):

1. Blishhenko I. Soderzhanie prava narodov na samoopredelenie // Pravo narodov na samoopredelenie: ideja i voplosh-henie: materialy nauch.-prosvet. seminara (Moskva, 22-23 marta 1997 g.) / sost. A.G. Osipov. M.: Zvenja, 1997. 222 s.

13 См.: Хабриева Т.Я. Правовые и организационные основы национально-культурной автономии в Российской Федерации // Журнал российского права. 2003. № 7. С. 3-19.

14 См.: Чиркин В.Е. Юридическое лицо публичного права. М.: Норма, 2007.

15 См.: Герасимова О.Е. Национально-культурная автономия как форма самоопределения нации: дис. ... канд. полит. наук. СПб., 2007. С. 41.

2. Voroneckij P.M. K voprosu o konstitucionno-pravovom statuse sub'ektov jazykovyh pravootnoshenij // Zhurnal ros-sijskogo prava. 2007. № 11. S. 40-48.

3. Gamzatova M.M.: Konstitucionno-pravovye osnovy ravnopravija i samoopredelenija narodov v Rossijskoj Federacii: dis. ... kand. jurid. nauk. Mahachkala, 2012. 103 s.

4. Gerasimova O.E. Nacional'no-kul'turnaja avtonomija kak forma samoopredelenija nacii: dis. ... kand. polit. nauk. SPb., 2007. 169 s.

5. Kutafin O.E. Rossijskaja avtonomija. M.: Prospekt, 2006. 768 s.

6. Krylov B.S. Problemy suvereniteta v Rossijskoj Federacii. M.: Respublika, 1994. 175 s.

7. Leksin I.V. Secessija territorial'nyh obrazovanij: pravovye riski i mehanizmy zashhity // Gosudarstvo i pravo. 2014. № 2. S. 28-30.

8. Molchanov N.A., Trubacheva K.I. Podhody k primeneniju principov mezhdunarodnogo prava v novyh geopoliticheskih uslovijah // Aktual'nye problemy rossijskogo prava. 2014. № 6. S. 1254-1261.

9. Sulejmanova Sh.S. Samoopredelenie narodov Severnogo Kavkaza v processe transformacij Rossijskoj gosudarstven-nosti: istoriko-politologicheskij analiz: dis. ... d-ra polit. nauk. M., 2010. 323 s.

10. Tiunchik I.V. Problemy samoopredelenija narodov: obshhepriznannye mezhdunarodnye politiko-pravovye normy i rossijskaja model': dis. ... kand. polit. nauk. M., 2012. 160 s.

11. Umnova I.A. Konstitucionnye osnovy sovremennogo Rossijskogo Federalizma. M.: Delo, 1998. 280 s.

12. Habrieva T.Ja. Pravovye i organizacionnye osnovy nacional'no-kul'turnoj avtonomii v Rossijskoj Federacii // Zhurnal rossijskogo prava. 2003. № 7. S. 3-19.

13. Chirkin V.E. Juridicheskoe lico publichnogo prava. M.: Norma, 2007. 352 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Материал поступил в редакцию 20января 2015 г.

On the issue of forms of implementation of the right of peoples for self-determination

in the Russian Federation

ABASOVA, Zaira Teimurazovna — Postgraduate student of the Department of Constitutional Law of the Law Instituted named after M.M. Speranskiy of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. [Zaira.abasova@yandex.ru]

143430, Russia, Moskva, ul. Aviakonstruktora Milya, 19, kv. 160.

Review. The article is devoted to the topical issue of implementation of the right of the peoples for the self-determination in the Russian Federation. It contains the studies of various forms of implementation of the right of peoples for self-determination, offering an authentic classification of forms of implementation of the right of peoples for self-determination. The author draws a conclusion on the direct dependency between the compliance with the right of peoples for self-determination and the will of the people to find self-determination within the framework of the state and to avoid the a destructive form of self-determination — secession from the state. Keywords: right of the peoples for self-determination, forms of implementation of the right of peoples for self-determination, secession, national and cultural autonomy, international law, national law, principles of the international law.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.