Научная статья на тему 'РЕФ. СТ. : ВАН ДОРН К. ОБРАЩЕНИЕ К ВОСПРИЯТИЮ ПРЕДВЗЯТОСТИ В БАШНЕ ИЗ СЛОНОВОЙ КОСТИ'

РЕФ. СТ. : ВАН ДОРН К. ОБРАЩЕНИЕ К ВОСПРИЯТИЮ ПРЕДВЗЯТОСТИ В БАШНЕ ИЗ СЛОНОВОЙ КОСТИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
17
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ЭМПАТИЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРЕДВЗЯТОСТЬ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Гранин Роман Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕФ. СТ. : ВАН ДОРН К. ОБРАЩЕНИЕ К ВОСПРИЯТИЮ ПРЕДВЗЯТОСТИ В БАШНЕ ИЗ СЛОНОВОЙ КОСТИ»

Реф. ст. : ВАН ДОРН К. ОБРАЩЕНИЕ К ВОСПРИЯТИЮ ПРЕДВЗЯТОСТИ В БАШНЕ ИЗ СЛОНОВОЙ КОСТИ. Van DORN K. Addressing Perceptions of Bias in the Ivory Tower // The Good Society. - 2020. - Vol. 29, N 1/2. - P. 119-137.

Ключевые слова: гражданская активность; идеологическая эмпатия; высшее образование; предвзятость подтверждения.

Для цитирования: Гранин Р.С. [Реф.] // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 3 : Философия. -2022. - № 1. - С. 135-137. Реф. ст. : Van Dorn K. Addressing Perceptions of Bias in the Ivory Tower // The Good Society. - 2020. - Vol. 29, N 1/2. -P. 119-137.

Автор статьи - Кристин Ван Дорн - аспирант Университета Миннесоты в области организационного лидерства, политики и развития. Она изучает способы, которыми люди приобретают навыки для эффективного участия в общественной жизни, а именно: как они получают гражданские знания, вырабатывают регулярный распорядок гражданских действий и искреннюю приверженность гражданскому диалогу с другими людьми (с. 135).

Ван Дорн пишет, что колледжи и университеты США всегда были в авангарде политического общественного диалога. Во времена политических и культурных потрясений в стране эти учреждения особенно подвергаются критике за политическую предвзятость к либеральной идеологии. Несмотря на все усилия лучших представителей вузов развеять подобные подозрения, степень недоверия к ним только растет. Признавая серьезность этой проблемы для высшего образования и нации в целом, автор в своей статье призывает колледжи уделять первоочередное внимание педагогическим практикам, которые бы развивали у студентов навыки интеллектуального смирения и идеологической эмпатии. Выделяя эти когнитивные навыки и привычки, руководители университетов

Гранин Р. С.

могли бы помочь учащимся развить способность к гражданскому воображению и продуктивному участию в решении сложных проблем. Широкое распространение такой практики могло бы помочь образовательным учреждениям вернуть к себе общественное доверие как к местам, где могут процветать политическая открытость и свободный обмен идеями (с. 119).

Существует множество факторов, которые формируют представление о том, что высшее образование имеет либеральный уклон. Вместе с тем учреждения, по крайней мере частично, несут ответственность за репутацию, которая сложилась о них в обществе. Например, за ту методику их образовательных программ, которая может быть предвзятой по отношению к набору политических общественных идеалов, что отталкивает от них многих американцев. Хотя руководители колледжей и университетов могут не согласиться с этим или считать, что это мало влияет на то, как они осуществляют свое образование, интеллектуальный инструментарий, которым они наделяют своих студентов для выполнения их гражданских обязанностей, не является ни умным, ни моральным, отмечает автор. И когда молодые люди, владеющие этим инструментарием, сталкиваются с трудностями, вместо того чтобы переоценить его, они склонны упираться. В текущих условиях многие представители высшего образования, как студенты, так и преподаватели, склонны навешивать ярлыки или увольнять своих коллег за нелояльность вместо стремления понять их. Автор противопоставляет такой реакционной политике любознательность, эпистемологическую скромность и гибкость. По его мнению, именно эти качества могут воспитать идеологическую эмпа-тию. Другими же способами невозможно искоренить подобные убеждения. Эти педагогические инструменты для создания идеологической эмпатии уже показали себя многообещающим образом и могут быть использованы, для привлечения большого числа сторонников в соответствующий университетский дискурс.

Некоторые критические замечания по поводу подходов, предложенных в статье, пишет автор, могут заключаться в том, что учебная программа никогда не бывает аполитичной и что практика фальсификации убеждений и поощрения идеологической эмпатии может упростить опыт учащихся и других членов сообщества высшего образования. Действительно, учебные программы, пред-

Реф. ст. : Ван Дорн К. Обращение к восприятию предвзятости в башне из слоновой кости

лагаемые в разных дисциплинах, никогда не аполитичны, и отказ от политических эмоций - это привилегия, доступная лишь немногим. Борьба с идеями идентичности или ценности других людей -это также сугубо личное дело. Невозможно полностью обезличить дискуссии о ценностях и идентичности. Для маргинализированных людей налаживание связей не всегда является показателем образованности и интеллектуальной зрелости. Не может быть ничего зрелого или исцеляющего в диалоге с другими, если подходить к этим трудным разговорам нечутко и неосторожно. Таким образом, пишет автор, рекомендации, изложенные в ее статье, должны выполняться только искренне. Иногда для успешной коммуникации следует отказаться от наших собственных убеждений и следовать чужим, как если бы эти убеждения были верны (с. 134).

В конце Ван Дорн заключает, что даже, если предположить, что большинство людей приходит к своим убеждениям через социально-сконструированные модели, это не означает, что нам нужно принять ту предпосылку, что все системы верований равны. Так, предложение идеологического сочувствия человеку с морально сомнительными убеждениями, может быть не только вредным, но и опасным (с. 135).

Р.С. Гранин*

* Гранин Роман Сергеевич - кандидат философских наук, старший научный сотрудник отдела философии Института научной информации по общественным наукам РАН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.