РЕБУГИНИ П. СОЦИОЛОГИЯ ТРЕВОГИ: СОВРЕМЕННОЕ ЗАПАДНОЕ НАСЛЕДИЕ И ВСПЫШКА COVID-19 Реф. ст.: Rebughini P. A sociology of anxiety: Western modern legacy and the COVID-19 outbreak // International sociology. - 2021. -Vol. 36, N 4. - P. 554-568.
Ключевые слова: эмоции; тревога; общество риска; экспертное знание; COVID-19.
Для цитирования: Комов П.А. [Реферат]. Ребугини П. Социология тревоги : современное западное наследие и вспышка COVID-19 // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 11: Социология. - 2023. - № 2. - С. 110-113. - Реф. ст. : Rebughini P. A sociology of anxiety : Western modern legacy and the COVID-19 outbreak // International sociology. - 2021. - Vol. 36, N 4. - P. 554-568.
Реферат поступил: 29.03.2023.
Принят к публикации: 03.05.2023.
Keywords: emotions; anxiety; risk society; expert knowledge; COVID-19.
For citation: Komov P.A. [Article summary]. Social'nye i gumanitar-nye nauki. Otechestvennaya i zarubezhnaya literatura. Seriya 11: Sociologiya [Social sciences and humanities. Domestic and foreign literature. Series 11: Sociology]. - 2023. - N 2. - P. 110-113. Article summary : Rebughini P. A sociology of anxiety : Western modern legacy and the COVID-19 outbreak // International sociology. - 2021. - Vol. 36, N 4. - P. 554-568.
Received: 29.03.2023.
Accepted: 03.05.2023.
Исследовательница Паола Ребугини (Миланский университет, Италия) предлагает рассмотреть реакцию на вспышку COVID-19 сквозь призму западной культуры тревоги. Она начинает с утвер-
110
ждения о том, что тревога, хоть и является такой же культурно опосредованной эмоцией, как и все остальные, все же имеет свои особенности из-за отсутствия привязки к конкретному объекту и отсутствия четких временных рамок ее переживания. Связь культуры и тревоги говорит нам о том, что способ переживания и выражения тревоги воспитывается в индивиде в зависимости от условий, в которых он воспитывался (с. 555).
Тревога, по мнению автора, это эмоция, свойственная западной культуре. Неразрывная связь истории современного Запада и тревоги прослеживается в трудах нескольких мыслителей. Сёрен Кьеркегор в эссе «Понятие тревоги» (1844)1 рассматривает тревогу как эмоцию христианской культуры и как посредника между свободой и страхом, т.е. как эмоцию, связанную со способностью человека принимать автономные решения и нести за них ответственность. Похожая мысль встречается у Гегеля в «Феноменологии духа» (1807) при использовании понятия «несчастное сознание»2, которое несчастно как раз из-за рационализации отношения к телу и к природе. Макс Вебер в работе «Протестантская этика и дух капитализма» (1905) обращал особое внимание на angst (страх) в повседневной жизни первых предпринимателей восточного побережья Америки, обусловленный необходимостью совершать индивидуальный выбор и также сталкиваться с его не всегда предсказуемыми последствиями3. Позже эта эмоция экстраполируется Вебером на все современное западное капиталистическое общество через ее определение как лежащей в основе стремления контролировать будущее и природу. Современное западное общество критикуется за неразрывную связь с тревогой представителями Франкфуртской школы и экзистенциалистами, которые с разных позиций приходят к одному заключению: тревога - это результат чрезмерной рационализации. Фуко связывает наследие Просвещения с тревогой в работе «Психическая болезнь и психология»
1 Kierkegaard S. The concept of anxiety : a simple psychologically orienting deliberation on the dogmatic issue of hereditary sin / transl. from Danish by R. Thomte, A.B. Anderson. - Princeton (NJ) : Princeton university press,1980.
2 Hegel G.W.F. The phenomenology of spirit / transl. from German by P. Fuss, J. Dobbins. - Notre Dame (IN) : University of Notre Dame press, 2019.
3 WeberM. The protestant ethic and the spirit of capitalism. - New York : Penguin, 2002.
Комов П.А.
(1954)1, когда рассматривает «техники себя» как техники, фокусирующиеся на настоящем, так как будущее из-за своей непредсказуемости может вызвать тревогу. Фуко считает, что тревога неотделимо связана с субъективацией человека (с. 557-558). Индивидуализация - это цель человека, воспитанного в западной культуре.
Кроме рационализации как источника тревоги экзистенциалисты, представители Франкфуртской критической школы и Фуко сходятся еще и в том, что тревога связана с непредсказуемостью будущего. «Практики настоящего»2 это лишь упражнения, предназначенные для того, чтобы справиться с неопределенностью будущего, которая вместе с индивидуальной свободой принимать решения и нести за них ответственность становится результатом еще большего роста тревожных настроений (с. 558). Ульрих Бек рассматривает эту идею подробнее3. Согласно его теории общества риска, современное западное индивидуалистичное общество направлено на минимизацию случайностей будущего, что приводит к чрезмерной фокусировке на риск-менеджменте. В современных западных обществах риск связан с ожиданием катастрофы, что провоцирует бесконечную рационализацию плана по ее предотвращению. Это накладывается на особое отношение к рискам в индивидуалистичных обществах (свобода принятия решений приравнивается к свободе быть ответственным за результаты), что приводит к повышенному уровню тревожных настроений (с. 559560).
Энтони Гидденс4 также указывает на повышенный уровень тревоги в современном западном обществе. Он акцентирует внимание на роли доверия к экспертам, которое связано с жизнью в обществе риска и атомизацией, так как в конечном счете на инди-
1 FoucaultM. Mental illness and psychology. - Berkeley : University of California press, 1987.
2 SloterdijkP. You must change your life. - Cambridge : Polity, 2013.
3 Beck U. Risk society : towards a new modernity. - London : SAGE, 1992; Beck U. World risk society. - Cambridge : Polity, 1998; Beck U. Power in the global age. - Cambridge : Polity, 2005; Beck U. World at risk. - Cambridge : Polity, 2009.
4 GiddensA. The consequences of modernity. - Cambridge : Polity, 1990; Giddens A. Modernity and self-identity : self and society in the late modern age. - Cambridge : Polity, 1991.
виде лежит ответственность за заботу о своем благополучии вместе со свободой критически относиться к экспертным оценкам рисков. Доверие и тревога - направленные в будущее эмоции, они взаимосвязаны, поскольку недостаток доверия в личных отношениях может привести к росту тревоги. Современное общество из-за высокого уровня технологичности строится на асимметрии информации у экспертов и тех, кто решает им доверять, поскольку последние не обладают необходимыми компетенциями, для того чтобы верифицировать что-либо самостоятельно. Отсутствие доверия экспертам или разочарование в них из-за неудачных прогнозов может стать основанием для тревоги. Согласно Гидденсу, тревога -это состояние, порожденное недоверием к проекту современности, построенному на экспертном знании (с. 561).
«Вспышка заразного заболевания» присутствовала в списке беспокойств европейцев задолго до пандемии COVID-191, а с ее началом уровень тревоги значительно вырос, резюмирует П. Ребугини. Из-за критической нехватки информации о вирусе общественности пришлось наблюдать неловкое противоречие науки самой себе изо дня в день. Это усложняло возможность принимать решения о собственном благополучии, особенно в условиях, когда СМИ и социальные медиа сообщали о бесчисленных неудачах ученых и распространяли конспирологические теории и народные методы лечения. Вспышка COVID-19 и сопровождающие ее трудности, кроме всего прочего, заставили общественность окончательно разувериться в непогрешимости системы просчета рисков и экспертного знания, увеличив тем самым тревожность общества.
П.А. Комов"
1 Kluch S. Before pandemic, outbreaks least of worries in Western Europe // Gallup. - 2020. - March 18. - URL: https://news.gallup.com/opinion/gaUup/296012/ pandemic-outbreaks-least-worries-western-europe.aspx (accessed: 03.05.2023).
* © Комов П.А., реферат, 2023
Комов Павел Андреевич - студент факультета социальных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»; [email protected]
Komov Pavel Andreevich - Student of the Faculty of Social Sciences, National Research University «Higher School of Economics»; [email protected]