Научная статья на тему 'РЕФ. СТ. : МОДИГ Н. ЧТО УЧЕНЫЕ-ЭКОНОМИСТЫ СЧИТАЮТ ВАЖНЫМ ЭКОНОМИЧЕСКИМ ЗНАНИЕМ ДЛЯ ЛЮДЕЙ В ИХ ЧАСТНОЙ И ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ? ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ПРЕПОДАВАНИЯ И РОЛЬ ЭКОНОМИКИ В СОЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ'

РЕФ. СТ. : МОДИГ Н. ЧТО УЧЕНЫЕ-ЭКОНОМИСТЫ СЧИТАЮТ ВАЖНЫМ ЭКОНОМИЧЕСКИМ ЗНАНИЕМ ДЛЯ ЛЮДЕЙ В ИХ ЧАСТНОЙ И ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ? ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ПРЕПОДАВАНИЯ И РОЛЬ ЭКОНОМИКИ В СОЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
39
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ / ЭКОНОМИКА / ПОРОГОВЫЕ КОНЦЕПЦИИ / МОЩНЫЕ ЗНАНИЯ / ПРЕПОДАВАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕФ. СТ. : МОДИГ Н. ЧТО УЧЕНЫЕ-ЭКОНОМИСТЫ СЧИТАЮТ ВАЖНЫМ ЭКОНОМИЧЕСКИМ ЗНАНИЕМ ДЛЯ ЛЮДЕЙ В ИХ ЧАСТНОЙ И ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ? ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ПРЕПОДАВАНИЯ И РОЛЬ ЭКОНОМИКИ В СОЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ»

Реф. ст. : МОДИГ Н. ЧТО УЧЕНЫЕ-ЭКОНОМИСТЫ СЧИТАЮТ ВАЖНЫМ ЭКОНОМИЧЕСКИМ ЗНАНИЕМ ДЛЯ ЛЮДЕЙ В ИХ ЧАСТНОЙ И ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ? ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ПРЕПОДАВАНИЯ И РОЛЬ ЭКОНОМИКИ В СОЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ.

MODIG N. What do economic scholars consider powerful economic knowledge of importance for people in their private and public lives? Implications for teaching and learning economics in social studies // Studies in higher education. - 2021. - Vol. 46, N 11. - P. 2200-2215. DOI: https://doi.org/10.1080/03075079.2020.1716319

Ключевые слова: общественные науки; экономика; пороговые концепции; мощные знания; преподавание и обучение.

Для цитирования: Лихачев М.О. (Реф. ст.) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 8 : Науковедение. - 2022. - № 2. - С. 136-140. Реф. ст. : Модиг Н. (Modig N.) Что ученые-экономисты считают важным экономическим знанием для людей в их частной и общественной жизни? Значение для преподавания и роль экономики в социальных исследованиях = What do economic scholars consider powerful economic knowledge of importance for people in their private and public lives? Implications for teaching and learning economics in social studies // Studies in higher education. - 2021. - Vol. 46, N 11. - P. 22002215.

Автор статьи, сотрудник Департамента педагогических исследований и педагогической работы Карлстадского университета (Швеция), рассматривает роль экономического знания в современном обществе, и в частности - в системе образования и в развитии общественных наук.

Людям необходимы экономические знания, чтобы принимать обоснованные решения, когда они сталкиваются с экономическими вопросами в своей частной и общественной жизни. Одна-

136

ко исследования, проведенные в разных частях мира, показали, что людям разных возрастов часто не хватает экономических знаний. Широко распространенная экономическая неграмотность ограничивает способность людей осознавать экономические аспекты сложных проблем, а также она может иметь негативные последствия не только для отдельных людей, но и для общества в целом.

Несмотря на наличие большого корпуса экономических знаний, внутри и за пределами дисциплины продолжаются горячие дискуссии, вызванные спорами о том, действительно ли современная экономическая наука предоставляет людям адекватные инструменты для понимания и решения таких проблем в меняющемся обществе, как глобальное неравенство, деградация окружающей среды и изменение климата. Многие экономисты считают, что сегодня экономическое образование остро нуждается в качественном пересмотре. Оно должно содержать новые разнообразные знания, учить студентов быть интеллектуально независимыми людьми с навыками критического суждения, владеющими новыми способами экономического мышления, включающего гуманитарные и экологические ценности.

Люди исполняют различные роли в рамках экономической системы, они выступают как граждане, потребители, рабочие или производители, поэтому экономические знания крайне важны для них. Многие решения по государственным и частным вопросам связаны с экономическими перспективами, и важно, чтобы люди могли применять экономическое обоснование, решая их. Кроме того, существует связь между рациональными знаниями, предоставленными научными школами, и демократической социализацией: рационально структурированные знания могут функционировать и как инструмент мышления, и как средство коммуникации. Таким образом, различные виды знаний - в данном случае экономических - могут служить инструментами для эффективного функционирования гражданского общества и средствами сохранения демократических ценностей.

Однако исследования показывают, что люди, как правило, плохо разбираются в экономике. Такая ситуация сложилась не только в США, но и в европейских странах, а также в Японии и Новой Зеландии. Возможно, одна из причин почти полного отсутствия у людей экономических знаний заключается в том, что даже

учителя социальных наук, ответственные за обеспечение базового экономического образования, демонстрируют низкий уровень понимания экономики, что отрицательно сказывается на их способности преподавать экономику. Многочисленные исследования показывают, что, например, учителя обществознания в старших классах средней школы в США имеют минимальную подготовку в области экономики; в Швеции также учителя социальных наук не имеют достаточных экономических знаний, чтобы преподавать экономику; в Финляндии учителям социальных наук требуется дополнительная подготовка по экономике; в Турции преподаватели социальных наук неправильно понимают многие экономические концепции, а учащиеся имеют весьма ограниченные знания по экономике.

По мнению автора, прежде всего необходимо прояснить некоторые экономические концепции, которые нужно знать и усвоить людям. Важными источниками могут служить идеи и принципы, предложенные в теории пороговых концепций, и стандарты, разработанные в США, на которых строится содержание учебных пособий по экономике. Однако не хватает исследований, которые давали бы более полную картину того, что можно считать важными экономическими знаниями, с точки зрения ученых-экономистов, в повседневной жизни. Автор провел исследование, использовав пороговые концепции и теоретические знания, чтобы проанализировать связь между дисциплинарными, предметными и повседневными экономическими знаниями.

Были разосланы онлайн-анкеты 419 экономистам из 48 высших учебных заведений Швеции. Из 327 (78%) мужчин и 92 (22%) женщин общей целевой аудитории 180 ответили на анкету (из них 138 (76,7%) - мужчины и 42 (23,3%) - женщины). В общей численности анкетируемых 155 (37%) были профессорами, а 264 (63%) - экономистами с академическим званием ниже профессорского (с. 2204). Таким образом, выборка соответствовала структуре генеральной совокупности с точки зрения гендерной разбивки и академического звания. Годы рождения примерно половины (50,6%) респондентов - 1940-1969 гг., другой половины (49,4%) - 1970-1999 гг. (с. 2206). Большая часть респондентов (66,3%, 116) основное внимание уделяют исследованиям в области микроэкономики. Наиболее распространенной областью исследо-

ваний является государственная экономика (20,6%, 37), за ней следуют экономика окружающей среды (17,8%, 32), экономика труда (15,6%, 28), поведенческая экономика (15%, 27), экономика здравоохранения (14,4%, 26), эконометрика (13,3%, 24), экономика развития (12,2%, 22) и экономика промышленности (12,2%, 22). Анкета была разработана в октябре 2017 г., данные собирались с 13 по 28 ноября 2017 г. (с. 2206-2207).

Как показали результаты анкетирования, самой значимой категорией для большинства респондентов являются альтернативные издержки, причем почти одинаковую значимость имеют альтернативные издержки, рассмотренные с частной (74) и с общественной точек зрения (60) (с. 2207). В число 10 наиболее важных категорий также входят проценты, предельные издержки и выгоды, спрос и предложение, инфляция, дефицит, налоги, рынок, ВВП / экономический рост и безработица. Следующие за ними по значимости пять категорий - выгода, риск, невозвратные затраты, бюджетные ограничения и цена. И завершают этот рейтинг еще пять категорий - внешние эффекты, стимулы, эффективность, равновесие и благосостояние.

Анализ связи 20 основных категорий с 20 категориями в рекомендательных стандартах, разработанных в США, ясно показал несколько взаимосвязей между ними. Кроме того, сравнение концепций, предложенных шведскими экономистами, с концепциями экономического порога американских ученых указывает на явное сходство между ними. Например, альтернативная стоимость и маржа, важные концепции шведских экономистов, являются частью предлагаемой американскими авторами концепции экономического порога. Эти результаты делают актуальным обсуждение этих концепций и идей как важных составляющих экономического знания.

Несмотря на то что исследование базируется на данных по Швеции, его результаты, полагает автор, дают представление о концепциях и принципах, которые считаются важными для оценки экономического знания с дисциплинарной точки зрения. Альтернативные издержки, процентные ставки, предельные издержки и выгоды, спрос и предложение, инфляция и ВВП / рост - значимые категории, признанные большинством экономистов, ключевой категорией из которых являются альтернативные издержки.

Чтобы получить более систематизированное и полное представление о содержании экономического знания, авторы предлагают проводить подобные систематические опросы в других странах. Было бы интересно также задать аналогичные вопросы представителям других профессиональных групп (например, предпринимателям, ученым-технологам, политикам, обычным людям и т.д.), чтобы получить представление о факторах, способствующих развитию экономического знания. Такие исследования могли бы помочь понять, какие экономические знания становятся ресурсом, позволяющим людям использовать более качественные и квалифицированные методы решения повседневных ситуаций, какое экономическое знание необходимо современному обществу.

М.О. Лихачев*

* Лихачев Михаил Олегович - доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник Центра научно-информационных исследований по науке, образованию и технологиям ИНИОН РАН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.