Научная статья на тему 'РЕФ. СТ.: ЛИОЙ Д. ОТРИЦАНИЕ ИЛИ ПРЕДАТЕЛЬСТВО: АНАЛИЗ ОТРЕЧЕНИЯ СИМОНА ПЕТРА И ИУДЫ ИСКАРИОТА В ЧЕТВЕРТОМ ЕВАНГЕЛИИ'

РЕФ. СТ.: ЛИОЙ Д. ОТРИЦАНИЕ ИЛИ ПРЕДАТЕЛЬСТВО: АНАЛИЗ ОТРЕЧЕНИЯ СИМОНА ПЕТРА И ИУДЫ ИСКАРИОТА В ЧЕТВЕРТОМ ЕВАНГЕЛИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
33
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИМОН ПЕТР / ИУДА ИСКАРИОТ / ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА / ОТРИЦАНИЕ / ПРЕДАТЕЛЬСТВО / САМОУБИЙСТВО / РАСКАЯНИЕ / ВОССТАНОВЛЕНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕФ. СТ.: ЛИОЙ Д. ОТРИЦАНИЕ ИЛИ ПРЕДАТЕЛЬСТВО: АНАЛИЗ ОТРЕЧЕНИЯ СИМОНА ПЕТРА И ИУДЫ ИСКАРИОТА В ЧЕТВЕРТОМ ЕВАНГЕЛИИ»

ЛИОЙ Д. ОТРИЦАНИЕ ИЛИ ПРЕДАТЕЛЬСТВО: АНАЛИЗ ОТРЕЧЕНИЯ СИМОНА ПЕТРА И ИУДЫ ИСКАРИОТА В ЧЕТВЕРТОМ ЕВАНГЕЛИИ

Реф. ст.: LIOY D. Denial Versus Betrayal: A Case Study Analysis of Simon Peter and Judas Iscariot in the Fourth Gospel // Conspectus. -2021. - Vol. 32. - P. 125-143.

Ключевые слова: Симон Петр; Иуда Искариот; Евангелие от Иоанна; отрицание; предательство; самоубийство; раскаяние; восстановление.

Для цитирования: Гранин Р.С. [Реферат] // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 3: Философия. - 2023. - № 2. - С. 134-137. Реф. ст.: Lioy D. Denial Versus Betrayal : A Case Study Analysis of Simon Peter and Judas Iscariot in the Fourth Gospel // Conspectus. - 2021. - Vol. 32. - P. 125-143.

Автор статьи - профессор Дэн Лиой - является профессором библейской теологии в Институте лютеранской теологии, старшим научным сотрудником в Южноафриканской богословской семинарии и советником Проектного факультета Портлендской семинарии. В своей статье он исследует личности Симона Петра и Иуды Искариота в контексте Четвертого Евангелия (Евангелие от Иоанна). Лиой анализирует богословскую и пастырскую оценку того, в чем заключается фундаментальная разница между отречением Петра и предательством Иисуса Иудой. По его мнению, различие состоит в том, что Петр пережил восстановление в качестве ученика Спасителя, в то время как Иуда претерпел отчаяние, раскаяние и самоубийство. Автор статьи пишет, что обзор академической литературы показал: существует пробел в понимании этой темы. Методологически основополагающим для исследования, отмечает Лиой, является рассмотрение Второго послания Коринфянам (в

первую очередь, гл. 7, стихи 10-11), дающего богословское представление о разнящихся исходах, которые пережили два наиболее известных ученика Иисуса (р. 125).

Симон Петр и Иуда Искариот оба были выбраны самим Иисусом в качестве апостолов. Они оставались последователями Иисуса на протяжении всего его трехлетнего служения. Более того, Петр и Иуда играли ключевые роли среди апостолов. Так, Петр возглавлял группу учеников, а Иуда распоряжался финансами. И оба они пытались помешать реализации искупительной миссии Иисуса, хотя и действовали совершенно по-разному и по несходным причинам.

Петр был более спонтанным и импульсивным по нраву, тогда как Иуда действовал расчетливее. С одной стороны, и Петр, и Иуда подвели Иисуса в момент величайшего испытания и нужды. Тем не менее, с другой стороны, особенности их проступка привели к совершенно разным результатам. Хотя Петр и отрекся трижды от Иисуса, но раскаялся в согрешении и был восстановлен как ученик Спасителя. Иуду его предательство привело к отчаянию, угрызениям совести и самоубийству. Более того, хотя Иуда Искариот был связан с Мессией, слышал его учение и был свидетелем его дел, он не имел постоянной духовной связи со Спасителем. Вместо того чтобы принести соответствующие духовные плоды, жизнь Иуды закончилась полным падением. Иисус учил Петра тем же истинам и дал ему такие же возможности свидетельствовать, которые дал и Иуде. Петр начал свою жизнь ученика не с безоговорочного успеха в этом качестве, а со многих испытаний веры, но в результате оставил после себя множество плодов веры. Он нашел ключ к продуктивной жизни в живых отношениях со Спасителем.

Почему, задается вопросом автор статьи, отречение Петра от Иисуса привело его к вечной жизни, тогда как предательство Иуды привело его к вечной погибели? Понимание возникает, пишет Лиой, если разобрать изображение этих двух культовых образов в контексте Четвертого Евангелия, в беседе учеников во Втором послании Коринфянам (2 Кор. 7:10-11.57). Там говорится, что «печаль ради Бога вызывает покаяние» (ката 9s6v Аилп цятауогау ... еруа^таг) (р. 139). Кающиеся не только отказываются от своего греховного поведения (цягауога, или поворот в

Гранин Р.С.

своем мышлении и поведении), но и переживают полноту временного и вечного «спасения» (aютnрíа), которое дарует Иисус. В этом процессе нет «сожаления» (ацетацеАптод) (р. 139) или длительного чувства раскаяния за эмоциональные страдания, которые они испытали. Напротив (обозначается противительным 5е), «мирские» формы «горя» (той кооцои Атап) (р. 139), пронизанные языческими представлениями, лишены подлинного покаяния. Это эгоцентричный и саморазрушительный тип вины и парализующего вида стыда. Люди, затронутые таким образом, остаются обиженными, подавленными и мучимыми нечистой совестью. Наличие негодования и враждебности, независимо от того, направлены ли они на себя или/и других, неизбежно «производит» (катеруа^втаг) физическую и духовную «смерть» (9агатод) (р. 139).

Вызванная Духом печаль Петра была настолько искренней, что заставила его отвернуться от своего беззакония и вновь обратиться к Искупителю за прощением и очищением. «Печаль о Боге» Петра, хотя являлась поначалу эмоционально болезненной, вызвала в нем искреннее желание приблизиться к Богу и снова стать верным рабом в Царстве Божьем. Заключительные две главы Четвертого Евангелия, наряду с начальными главами Деяний святых апостолов, свидетельствуют об этом замечательном повороте в жизни Петра.

Напротив, ничего подобного нельзя сказать об Иуде Искариоте. Его раскаяние исходило снизу, а не сверху, оно отдалило его от Спасителя и озлобило настолько, что привело к самоубийству. Очевидно, он сожалел не столько о своем проступке, сколько о нежелательных последствиях, которые породило его беззаконие. Кроме того, страдания Иуды ослабили его отношения не только со Спасителем, но и с остальными апостолами. Евангелия и Деяния свидетельствуют о том, что злополучный выбор Иуды привел к его гибели.

В заключение Дэн Лиой пишет, что, с пастырской точки зрения, реакция верующих на сложные жизненные обстоятельства может стать более важной, чем сами эти обстоятельства. Например, как в случае с Симоном Петром, когда Дух обличает последователей Иисуса во грехе, правильной реакцией для них становится покаяние и, как результат, получение Божьего про-

щения. Иуда Искариот же, напротив, показал неуместную реакцию - он погряз в жалости к себе и последовал по пути, ведущему его к временной и вечной погибели (р. 140).

Р.С. Гранин*

* Гранин Роман Сергеевич - кандидат философских наук, старший научный сотрудник отдела философии Института научной информации по общественным наукам. E-mail: grrom@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.