Научная статья на тему 'РЕФ. СТ.: ЛАДЬЮСЕР П. РЕЛИГИОЗНОЕ МНОГООБРАЗИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ МЫСЛИ. LADOUCEUR P. RELIGIOUS DIVERSITY IN MODERN ORTHODOX THOUGHT. - URL: HTTPS://WWW.MDPI.COM/2077-1444/8/5/77 (LAST DOWNLOADED: 03.10.2020)'

РЕФ. СТ.: ЛАДЬЮСЕР П. РЕЛИГИОЗНОЕ МНОГООБРАЗИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ МЫСЛИ. LADOUCEUR P. RELIGIOUS DIVERSITY IN MODERN ORTHODOX THOUGHT. - URL: HTTPS://WWW.MDPI.COM/2077-1444/8/5/77 (LAST DOWNLOADED: 03.10.2020) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
38
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНОЕ МНОГООБРАЗИЕ / ПРАВОСЛАВИЕ / СОВРЕМЕННОСТЬ / ХРИСТИАНСТВО / ТЕОЛОГИЯ РЕЛИГИЙ / ЭКСКЛЮЗИВИЗМ / ПЛЮРАЛИЗМ / ГЕОРГИЙ (ХОДР) / СЕРАФИМ РОУЗ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Мельник Сергей Владиславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕФ. СТ.: ЛАДЬЮСЕР П. РЕЛИГИОЗНОЕ МНОГООБРАЗИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ МЫСЛИ. LADOUCEUR P. RELIGIOUS DIVERSITY IN MODERN ORTHODOX THOUGHT. - URL: HTTPS://WWW.MDPI.COM/2077-1444/8/5/77 (LAST DOWNLOADED: 03.10.2020)»

УДК 2.67

Реф. ст.: ЛАДЬЮСЕР П. РЕЛИГИОЗНОЕ МНОГООБРАЗИЕ В

СОВРЕМЕННОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ МЫСЛИ.

LADOUCEUR P. Religious Diversity in Modem Orthodox Thought. -

URL: https://www.mdpi.eom/2077-1444/8/5/77 (Last downloaded:

03.10.2020)

Ключевые слова: религиозное многообразие; православие; современность; христианство; теология религий; эксклюзивизм; плюрализм; Георгий (Ходр); Серафим Роуз.

Для цитирования: Мельник С.В. Реф. // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 3 : Философия. - 2021. - № 2. - С. 174-177. - Реф. ст.: LADOUCEUR P. Religious Diversity in Modern Orthodox Thought. - URL: https://www.mdpi.com/2077-1444/8/5/77 (last downloaded: 03.10.2020)

В статье анализируется позиция православия по отношению к нехристианским религиям с точки зрения степени их истинности и спасительности, что обозначается в религиоведении термином «теология религий». При рассмотрении взглядов древних отцов церкви П. Ладьюсер останавливается на фигурах св. Иустина Философа (с. 100-186) и Тертуллиана (с. 155-240), которые придерживались, соответственно, инклюзивистского и эксклюзивистско-го подходов. Одной из самых важных идей раннехристианской мысли, имеющих большое значение для православной теологии религий сегодня, по мнению автора, является концепция Иустина Философа о «семенном Слове» (logos spermatikos). В соответствии с указанной концепцией утверждается, что в древнегреческой философии можно найти элементы истины и добра, которые впоследствии были явлены в полноте в христианстве. Иустин Философ называл «христианами до Христа», людьми, которые жили в

Реф. кн.: Ладьюсер П. Религиозное многообразие в современной православной мысли

соответствии с Логосом, Сократа и Гераклита, а в ветхозаветной истории - Авраама и многих пророков. К богословам, которые придерживались инклюзивистской позиции по отношению к языческим религиям и, особенно, древнегреческой философии, автор причисляет Афанасия Александрийского, Климента Александрийского, Оригена, Василия Великого, Григория Нисского и Августина (с. 1-2).

Ярким приверженцем эксклюзивистской позиции, т.е. представления о том, что истина и спасение возможны только в христианстве, был Тертуллиан. Тертуллиан учил, что боги языческих религий являются демонами, и в этом смысле он выражал крайне негативное отношение к иным религиям как ложным и опасным, а в подтверждение своей позиции приводил цитаты из книг как Ветхого, так и Нового Заветов. Останавливаясь на отношении православия к нехристианским религиям в последующие века, в том числе, в Византии, автор заключает, что именно эксклюзивистский подход, который он называет «нетолерантным», был преобладающим в восточной церкви на протяжении веков (с. 2-3).

П. Ладьюсер отмечает, что самые крупные православные богословы XX в. - Сергий Булгаков, Владимир Лосский, Георгий Флоровский, митрополит Иоанн (Зизиулас) - не рассматривали отдельно вопрос отношения к другим религиям, хотя тема межконфессионального диалога, т.е. взаимоотношения православия и других деноминаций христианства, исследовалась ими достаточно широко. Вместе с тем ряд видных современных православных теологов осмысливали тему религиозного многообразия, и среди них также можно найти как приверженцев позиций инклюзивизма, так и эксклюзивизма. Митрополит Антиохийской церкви Георгий (Ходр) (род. 1923) развивал инклюзивистский подход по отношению к другим религиям. Георгий (Ходр) выступал за развитие диалога христианства и ислама, рассматривал Церковь «как инструмент тайны спасений народов», говорил о скрытом присутствии Святого Духа во всем мире, в том числе и в других религиях. В частности, Георгий (Ходр) заявлял: «Христос скрыт везде в тайне Его самоуничижения... Христос принимается как свет, когда благодать посещает брамина, буддиста или мусульманина, когда они читают их Священные Писания. Все, кого посещает Дух, являются людьми Божьими. Основная задача состоит в том, чтобы

Мельник С.В.

выявить христианские ценности в других религиях, показать Христа как их связь (bond) и Его любовь как их исполнение», «Каждый мученик за истину, каждый, кого преследуют за то, что он считает справедливостью, умирает в союзе со Христом» (с. 3-4).

Еще одним видным сторонником инклюзивистской позиции является архиепископ Анастасий (Яннулатос). В 1971 г. он публикует обзор, в котором исследует отношение христианства к другим религиям от ранней Церкви до Второго Ватиканского Собора, включая патристический, византийский, протестантский и римско-католический подходы. По мнению Анастасия (Яннулатоса), отношение к последователям нехристианских религий должно основываться на православном понимании ценности каждой человеческой личности и всех людей, как детей Бога, созданных по Его образу, которые призваны находиться в общении друг с другом в любви, подобно тому общению, которое имеет место между Ипостасями Святой Троицы. Анастасий формулирует три основных принципа своей теологии религий: «универсальное сияние Божьей славы» (Бог один, хотя представления о Нем различны), онтологическое равенство людей, универсальный божественный промысел (Бог заботится обо всех людях, всё человечество, с точки зрения факта заключения завета с Ноем, находится с Ним в определенных отношениях) (с. 4-5).

Филипп Шеррард (Philip Sherrard) (1922-1995) высказывал идеи, близкие к подходу митрополита Георгия (Ходра), при этом он считал, что исторические религии, в том числе христианство, многообразны и в различной степени выражают вневременную, универсальную единую истину (с. 5-6). Н.А. Арсеньев (1888-1977) считал, что некоторое знание о Боге, а также стремление к Его познанию было у всех народов, при этом религии в историческом бытии могли как эволюционировать, так и деградировать (с. 6). Также автор останавливается, на фигуре Л. Жилле (Lev Gillet) (1893-1980), который был французским католическим монахом и священником, а в 1928 г. он принял православие. Особое внимание Л. Жилле уделял сравнительному изучению христианства и иудаизма, сопоставляя в том числе представления двух религий о Мессии и Шхине. Также Л. Жилле известен как создатель уникальной серии медитаций, сфокусированных на восприятии Высшего Существа как «безграничной любви» (с. 6-7)

Реф. кн. : Ладьюсер П. Религиозное многообразие в современной православной мысли

Противоположностью рассмотренным инклюзивистским взглядам современных православных мыслителей является экс-клюзивистский подход по отношению к нехристианским религиям американского иеромонаха Серафима Роуза (1934-1982). В своей книге «Православие и религия будущего» Серафим Роуз выступает с резкой критикой взглядов Георгия (Ходра), распространения новых религиозных движений и межрелигиозного диалога, предполагающего сближение религиозных мировоззрений, считая это результатом «дьявольского внушения», которое охватило тех, кто отошел от христианства настолько далеко, что, по сути, является язычником (с. 7-8).

В заключительной части статьи автор характеризует взгляды православных богословов в контексте таких религиоведческих категорий, как эксклюзивизм, инклюзивизм, плюрализм, партикуляризм (культурно-лингвистический подход Дж. Линдбека), фундаментализм, синкретизм, а также компаративная теология. П. Ладьюсер приводит некоторые цитаты из документов Православного собора на Крите 2016 г., характеризующие межрелигиозный диалог как важный инструмент укрепления мира и согласия, а также высказывания Константинопольского патриарха Варфоломея, который в своих выступлениях указывал на множество сходных воззрений в православии и других религиях. Автор приходит к выводу, что формулирование православной позиции по отношению к другим религиям требует обсуждения множества богословских проблем: значение спасительной миссии Иисуса Христа для всего человечества, степень богодухновенности других религий и их священных писаний, разные религии как пути к Богу, значение Христа-Логоса и Святого Духа для других религий, статус нехристиан по отношению к Церкви. П. Ладьюсер заключает, что в современном православном богословии можно найти разные подходы к осмыслению феномена религиозного многообразия и что в настоящий момент оно находится в стадии формирования (с. 8-13).

С.В. Мельник*

* Мельник Сергей Владиславович - кандидат философских наук, научный сотрудник отдела философии Института научной информации по общественным наукам РАН. E-mail: sermel05@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.