Научная статья на тему 'РЕФ. СТ. : КОЛЛЕН Д. КАРАНТИН, ОГОЛИВШИЙ ХРИСТИАНСТВО'

РЕФ. СТ. : КОЛЛЕН Д. КАРАНТИН, ОГОЛИВШИЙ ХРИСТИАНСТВО Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
13
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / ИДЕОЛОГИЯ / КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ / ЛЮБОВЬ / РЕЛИГИЯ / СВОБОДА / ХРИСТИАНСТВО
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕФ. СТ. : КОЛЛЕН Д. КАРАНТИН, ОГОЛИВШИЙ ХРИСТИАНСТВО»

Реф. ст. : КОЛЛЕН Д. КАРАНТИН, ОГОЛИВШИЙ ХРИСТИАНСТВО.

COLLIN D. Il lockdown ha messo a nudo il cristianesimo // Vita e pen-siero. - Milano, 2020. - A. 103, N 5. - P. 57-63.

Ключевые слова: духовность; идеология; католическая церковь; любовь; религия; свобода; христианство

Для цитирования: Цибизова И.М. [Реф.] // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 3: Философия. - 2022. - № 1 - С. 110-112. Реф. ст. : Collin D. Il lockdown ha messo a nudo il cristianesimo // Vita e pensiero. - Milano, 2020. - A. 103, N 5. -P. 57-63.

Парижский теолог Д. Коллен видит в опасности духовного краха христианства, сведенного до роли духовной длани государства, обеспечивавшей ему моральные гарантии, возможность обновления.

Карантин принес миру и церкви период Tempus clausum -«закрытого времени» от Адвента до Великого поста, когда в древнем римско-католическом законе запрещались фестивальные торжества, и его последствия еще не исчерпались. Кризис здравоохранения стал реальным в модальности дисконтинуитета, заставив вспомнить скрытую современным мифом о прогрессивном кумулятивном времени истину: может случиться непредвиденное. Стало очевидным: помимо бесчисленных вирусов люди поражены расхождением (несоответствием) времен: огорчены футуризмом, не обещающим ничего хорошего (это преимущественно катастрофизм); прошлым, которое они должны встретить так, словно оно в своего рода зеркальном отражении займет место будущего (поминовение и покаяние); заточены в настоящем, ставшем единственным доступным временным измерением, сведенным к «презентизму», пустой форме, настоящему без присутствия

Реф. ст. : Коллен Д. Карантин, оголивший христианство

(с. 57). Христианство больше обвиняет Новое время, чем принимает духовный вызов конъюгации прошлого, настоящего и будущего. Это подразумевает связь с оригинальным устареванием настоящего, понимаемым в ницшеанском духе: действуя вопреки времени и работая, люди надеются на будущее. Действуя на государство, христианство признало свое духовное поражение ради своего обновления. Ему необходимо жить аутентичным кайросом1 установленного закрытого времени. Тогда оно, возможно, откроет, что достоинство «между тем»2 состоит в упразднении мимолетности мгновений и потому предоставляет возможность прерывать, но не терять, время, не отменяя грядущего. Духовный вызов состоит в возвращении потерянного времени, «эквивалентности смысла и мира». Ж.-Л. Нэнси утверждал, что христианство утратило их идентичность за счет мира в пользу смысла. Ныне оно пренебрегает смыслом в пользу «бытия в мире», спектакля, оставляющего общество равнодушным. Церковь не видит, что мир получил от техники сакральную религиозность, не позволяющую ни в чем сомневаться, в обмен на определенные услуги. Мир обходится без Бога, став языческим: существует вера в Здоровье, Прогресс и Рост, ритуал (все стало «зрелищным», видимостью жизни, лишенным реальных действий и глубоких страстей) и технократическое духовенство (эксперты с эпидемиологами в первых рядах) (с. 58-59). Церковь вместо участия в истории, воспринимаемой с точки зрения грядущего, пожелала стать историей. Согласно Б. Фондану, если история самодостаточна, люди превращаются в ее антиподов. Церковь, став самодостаточной, превратилась в языческую по образцу мира. Мир стал языческим благодаря трансформации техники в священное (Ж. Эллюль), христианство «обнажилось», оставшись без «мира» и «смысла», и выбрало одеяние гуманизма. Рациональный, но без излишеств, либеральный, но с новшествами, индивидуалистический, но демократический, открытый миру, но связанный с «идентичностью», он идеально подходит христианству, желающему быть «миром» и «смыслом истории». Опасность самоидентификации христианства с гуманизмом

1 Кайрос - древнегреческий бог счастливого момента, концепция восприятия времени как счастливых мигов удачи.

2 Понятие античной и схоластической теории времени.

111

Цибизова И.М.

заключается в достижении последним собственных ценностей веры, состоящей в самодостаточности человека. (с. 59). Гуманизм ссылается на человека, как бытие в себе, независимо от воззвания к существованию, выходящему за свои пределы. Христианству нужно вновь открыть будущее и прошлое. Открывая будущее, освобождают возможность прошлого. Открывая прошлое, придают эффективность и конкретность надежде на грядущее, в котором человек не является условием, но которое является условием человека. Жаждущим смысла Евангелие предоставляет его в слове, названном Павлом языком креста (с. 60-61). Жаждущим мира Слово Божье обещает отпущение грехов, интерпретируемое Нэнси как нежелание утверждать мир из самого себя и по его мере. В покаянии ввиду жизни и ради нее кроется истина христианства и его сила, а также потенциал. Христианство содержит несравненный ресурс для осмысления и ведения «живой Жизни» (Ф. Жульен) (Zoe) в отличие от жизни органической (bios). Фокусировку исключительно на второй в свете современного эпидемического кризиса О. Рей назвал «идолопоклонством перед жизнью». Фантом бессмертия единосущен с видимостью человека, но технонаучная современность уже создала первую составляющую идеологии прогресса, транс- и постгуманистических мечтаний, продвижения органической жизни во главу всего остального. Жизнь сводится к состоянию здоровья, означая лишь «не прекращение существования» (жизнь в слабом смысле выживания) (с. 61-62). Эта концепция, антипод христианства, предоставляет ему возможность свидетельства о полной жизни. Истина жизни повенчана с понятием любви (agape) (с. 62). Если христианство до Нового времени свидетельствовало вначале о вечности, затем - о времени, в современном мире и вопреки ему нужно свидетельствовать о возможности Вечности (c. 63).

И.М. Цибизова*

* Цибизова Ирина Михайловна, кандидат исторических наук, научный сотрудник Отдела философии Института научной информации по общественным наукам РАН, itsibizova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.