Научная статья на тему 'Реф. ст.: КИСИЧ Р. ПОСЛЕСОБОРНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ДОКУМЕНТА «МИССИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ»'

Реф. ст.: КИСИЧ Р. ПОСЛЕСОБОРНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ДОКУМЕНТА «МИССИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
12
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
миссия / Православная церковь / Собор / социальное учение / этика / этос
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реф. ст.: КИСИЧ Р. ПОСЛЕСОБОРНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ДОКУМЕНТА «МИССИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ»»

Реф. ст.: КИСИЧ Р. ПОСЛЕСОБОРНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ДОКУМЕНТА «МИССИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ»

КИСИЬ Р. Постсаборска рецепцща документа «Мисща Право-славне Цркве у савременом свету» // Зборник Матице српске за друштвене науке. - Нови Сад, 2021. - Г. 72, бр. 178(2). - С. 177-188.

Ключевые слова: миссия; Православная церковь; Собор; социальное учение; этика; этос.

Для цитирования: Цибизова И.М. [Реф. ст.] // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 3: Философия. - 2023. - № 4. - С. 96-100. Реф. ст.: КисиЙ Р. Постсаборска рецеп-цща документа «Мисща Православне Цркве у савременом свету» // Зборник Матице српске за друштвене науке. - Нови Сад, 2021. - Г. 72, бр. 178(2). - С. 177-188. - URL: https://www.maticasrpska.org.rs/stariSajt/ casopisi/ZMSDN_178_1.pdf (дата обращения: 23.04.2023).

Сотрудник Православного богословского факультета в Белграде, специализирующийся в области экуменистического богословия и западной патристики, Раде Кисич рассматривает документ «Миссия Православной Церкви в современном мире» и его восприятие после Святого и Великого собора Православной церкви на Крите в 2016 г.1, а также выработанного позднее документа

1 От участия в Соборе отказались Болгарская, Антиохийская, Грузинская, Сербская и Русская православные церкви. Синод РПЦ в июле 2016 г. постановил, что «состоявшийся на Крите Собор не может рассматриваться как Всеправослав-ный, а принятые на нем документы - как выражающие общеправославный консенсус». - Итоги Всеправославного собора // Русская вера. - 28 июля 2016 г. -URL: https://mvera.ru/news/itogi_vseprav_sobora#:~:text=0т%o20участия%o20в0^20 нем%20отказались,—|%20как|%20выражающие|%20общеправославный|%20консен сус». - (дата обращения: 24.06.2023).

«За жизнь мира. На пути к социальному этосу Православной Церкви».

Отношение Православной церкви к современному миру впервые было отражено в темах будущего Собора, в том числе -способствованию поместных церквей делу возобладания христианских идеалов мира, свободы, братства и любви между народами, сформулированных на I Всеправославной конференции (Родос, 1961) (с. 178-179). В разделе «Социальные проблемы» перечислялись подлежащие рассмотрению вопросы: искусственное оплодотворение, воспитание детей, перенаселенность, социальные учреждения, политическое убежище, дискриминация. Стремление дать ответы на проблемы и вызовы, с которыми столкнулись верующие и Церковь в целом, разделяли участники конференции в Шамбези 1986 г., где был принят документ «Миссия Православной Церкви в современном мире», сформулировавший православное отношение к миру, достоинству личности, свободе и международной солидарности. В 2016 г. из-за утраты рядом положений актуальности и перемен в восточноевропейских странах в текст внесли изменения (с. 179-180). В январе 2016 г. был достигнут консенсус относительно этого документа, по словам Патриарха Кирилла, - самого актуального из повестки дня Собора.

На Соборе было отвергнуто предложение Греческой церкви заменить понятие «личность», ассоциирующееся с богословием митрополита Пергамского Иоанна Зизиуласа, понятием «человек». Межправославная комиссия, заседавшая на Крите 9-16 июля, приняла Энциклику, ссылавшуюся на «Миссию» в вопросах современных вызовов и глобализма, с определенными отличиями, которые Кисич объясняет кратким периодом работы (с. 180-181). Немецкий лютеранский богослов, директор Института экуменических исследований в Страсбурге Дж. Васмут критиковала недостаточные связь «Миссии» с современностью, непродуманность концепции секуляризации и игнорирование проблем общественного и государственного устройства, в том числе демократии, высоко оценив критику мировых экономических структур, сосредоточивших колоссальные богатства в руках кучки людей, и чрезмерно потребительского образа жизни. А.С. Агаджанян нашел последнюю версию более консервативной, чем предыдущая, оправдав это

ценой консенсуса. В. Макридес из Эрфуртского университета критикует неразграниченные отношения к миру и современности, консервативную окраску документа, подчеркивая «повышенную чувствительность» Православной церкви к вопросам отношения с современным миром. Позитивное отношение и ответственность перед миром отмечает преподаватель Киевской богословской академии С.М. Бортник, находя сходство «Миссии» и Пастырской конституции Второго Ватиканского собора Gaudium et spes1. Православный богослов из Минска Н. Василевич полагает, что документ представляет «референтную ценность для православного социального учения» и может послужить для дальнейшего его развития (с. 180-181). Французский католический священник Иак-инф Дестивель оценил документ позитивно. Кисич же находит в нем ряд «неожиданных для восприятия элементов» и отсутствие того, чему ныне церковь не учит, отмечая «новый уровень обязательств», взятых на себя православными богословами.

К рецепции «Миссии» он относит документ «За жизнь мира, на пути к социальному этосу Православной Церкви» 2020 г., разработанный комиссией, получившей мандат от патриарха Варфоломея для развития решений Собора (с. 181). В нее вошли близкие Вселенской патриархии священники, в основном происходящие с Запада - из Греческой православной архиепископии Америки. В сноске 13 приводится перечень членов комиссии: председатель Иоанн Хрисавнис (австралийский и американский православный диакон), Д.Б. Харт (Университет Нотр-Дам, США), Георг Демако-пулос (Фордемский университет, США), К.Ф. Фрост (Киевская православная богословская семинария), Б. Галлахер (Экстерский университет, Юго-Западная Англия) и др. Смещение фокуса с Матери-Церкви на «диаспору», в первую очередь североамериканскую, означало возникновение новых акцентов социальной доктрины. Открылись новые перспективы влияния «западной» православной теологии при подчеркивании невозможности применения в богословии модели Восток-Запад.

По мнению Кисича, хотя напрашивается сравнение документа, который следует рассматривать в контексте всех решений

1 Gaudium et spes (лат.) - «Радость и надежда».

98

Собора, с «Основными социальными концепциями Русской православной церкви» и «Основами учения РПЦ о достоинстве, свободе и правах человека», следует сопоставить его с «Миссией» (с. 182). В ней утверждается достоинство человека, созданного по Божьему образцу и подобию, свобода рассматривается как один из самых драгоценных даров человеку Богом с акцентом на трагические последствия злоупотребления ею и распространение зла в мире. Термин «права человека» встречается в «Миссии» дважды. Второй документ уделяет им значительное внимание, подчеркивая их существенный приоритет в отношении социальных, гражданских и юридических законов любого государства, непревзойденности ни одним международным или национальным императивом абсолютной моральности прав человека, неотъемлемости прав угрожаемых групп (мигрантов, работников принудительного труда и т.д.). Подчеркивается, что православные христиане «могут и должны» усвоить язык прав человека для распространения мира и справедливости между странами и народами, защиты слабых от сильных (с. 183).

В связи с ценностью личности в «Миссии» упоминаются экуменические и межрелигиозные отношения с различением сотрудничества между христианами и людьми других вероисповеданий. Во втором документе межрелигиозное сотрудничество упоминается в контексте защиты человеческого достоинства, причем оно, как и межконфессиональное, освещается подробнее с учетом Энциклики и «Отношений Православной церкви с остальным христианским миром». Однако оба документа не решают ряд открытых экклезиологических1 вопросов. Они рассматривают православное отношение к миру, осуждение войны и насилия. Второй содержит уточнения, касающиеся праведных войн, при невозможности назвать войну «святой» или «праведной» и отсутствии запрета на службу в армии или полиции. Он же конкретизирует намеченные в первом проблемы социального служения церкви: неравномерности распределения богатства, потребительства, экологического кризиса, опасности неконтролируемых научных исследований (с. 184).

1 Экклезиология - отрасль христианского богословия, изучающая природу, свойства и устройство Церкви.

Вопреки критике «Миссии» как содержащей обилие общих мест, ее следует рассматривать в контексте сопряженных документов и как результат консенсуса, потребовавшего согласования противоречий. Румынский богослов Иоан Мога назвал «За жизнь мира» лучшей богословской вестью, которую православный мир провозгласил в тяжелые времена пандемии, хотя это не «всеправо-славное авангардное», но «американское греко-православное богословие», «современный, откровенный, но региональный голос». В этом смысле оправдано незначительное внимание к проблемам церквей Восточной и Юго-Восточной Европы. Документ не решил проблемных вопросов, но призвал к диалогу о социальном этосе Православной церкви (с. 185).

И.М. Цибизова*

* Цибизова Ирина Михайловна - кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела философии Института научной информации по общественным наукам РАН; itsibizova@mail.ru ^СГО: 0000-0003-1428-2152).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.