Научная статья на тему 'РЕФ. СТ.: ИРИАС АЛФАРО Б.Й. ЛИЧНОСТЬ И РЕАЛЬНОСТЬ: «СУПЕРСУБСТАНЦИАЛЬНОЕ» БЫТИЕ В «СУБСТАНЦИОНАЛЬНОЙ» РЕАЛЬНОСТИ'

РЕФ. СТ.: ИРИАС АЛФАРО Б.Й. ЛИЧНОСТЬ И РЕАЛЬНОСТЬ: «СУПЕРСУБСТАНЦИАЛЬНОЕ» БЫТИЕ В «СУБСТАНЦИОНАЛЬНОЙ» РЕАЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
18
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЫТИЕ / ДУША / ЛИЧНОСТЬ / РЕАЛЬНОСТЬ / СУБИРИ К / СУБСТАНЦИАЛЬНОСТЬ / ЧЕЛОВЕК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕФ. СТ.: ИРИАС АЛФАРО Б.Й. ЛИЧНОСТЬ И РЕАЛЬНОСТЬ: «СУПЕРСУБСТАНЦИАЛЬНОЕ» БЫТИЕ В «СУБСТАНЦИОНАЛЬНОЙ» РЕАЛЬНОСТИ»

Реф. ст.: ИРИАС АЛФАРО Б.Й. ЛИЧНОСТЬ И РЕАЛЬНОСТЬ: «СУПЕРСУБСТАНЦИАЛЬНОЕ» БЫТИЕ В «СУБСТАНЦИОНАЛЬНОЙ» РЕАЛЬНОСТИ

IRIAS ALF ARO B.J. Persona e realtá: L'essere «super-stante» nella realtá «sub-stante» // Revista de Filosofía. - 2022. - Vol. 47, N 2. -P. 329-349. - URL: https://revistas.ucm.es/index.php/RESF/article/ view/69980/4564456561895

Ключевые слова: бытие; душа; личность; реальность; Суби-ри К.; субстанциальность; человек.

Для цитирования: Цибизова И.М. [Реферат] // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 3: Философия. - 2023. - № 2. - С. 52-62. Реф. ст.: Irias Alfaro B.J. Persona e realtá : L'essere «super-stante» nella realtá «sub-stante» // Revista de Filosofía. -2022. - Vol. 47, N 2. - P. 329-349.

В статье специалиста Флорентийского университета Б.Й. Ириаса Алфаро осмысливается интерпретация реальности в испанской философии конца XX в. Рассматриваются, в частности, взгляды К. Субири и феноменолого-экзистенциалистские дебаты по проблеме выявления «субстанциальной» связи между реальностью как основанием бытия и человеческой личностью как гиперсубстанциальной реальностью по отношению к таковой субъективной.

Проблема реальности, представлявшаяся как таковая - архэ1, заставляла мыслителей искать принцип человеческого бытия. Для Фалеса Милетского этим принципом и основанием всех вещей была вода, для Анаксимена - воздух, для теологов - дыхание, движущее всеми сотворенными вещами. Для позднеантичных хри-

1 Первопринцип или первоначало.

52

стианских мыслителей - логос, понимаемый как реляция Бога с самим собой. В реферируемой статье «архэ» рассматривается как основание реальности человека и ее возможность стать основанием всех остальных вещей. Автор обращается к аристотелевской теории метафизической сущности и ее переосмыслению К. Субири не как существенной, но как сущей (независимой).

При рассмотрении концепции реальности Субири (с. 330332) подчеркивается, что ее интерпретация возможна лишь после установления роли человека в ней. Реальность интерпретируется не как вещь в себе, но на основании способности к сохранению и актуальности, позволяющей бытие вещей: она проявляется в существовании как моменте вещи в реальности. Реальность проявляется в актуальности вещи или вещь актуальна, поскольку формально помещается в «момент», предшествующий моменту ее реального существования: она реальна, поскольку инсталлирована в реальность. В сохранении в реальности вещь актуализирует реальность, поскольку она является ее основанием. Актуализация вещи в реальности, проявление реальность в вещи, которая ее актуализирует, иллюстрируется тем, что при изготовлении вещи, например стула, он становится реальностью, когда закончен. Реальность состоит в ощущении, получаемом, когда стул актуализирован как таковой (с. 330). Актуальное следует называть актуализированным. Актуальность - характер реальной вещи, действительность - не характер действия, но действительного. Классическая философия их не различала. В акте актуализации проявляется действительность вещи. Это не реальность, но манифестация в той реальности, в которой она пребывает. Согласно Х.В. Санчесу, реальность заключается в вещах за момент, формально предшествующий бытию, в отличие от классической традиции со времен Аристотеля. Реальность отождествляется не с бытием, но с действительностью в бытии, которое, если установлено в реальности, является дальнейшим по отношению к ней. «Действительность есть "наличие" реального из самого себя [...] в этом "наличии" заключается то, что придает действительности ее радикальный характер, - это "бытие" настоящего, поскольку оно присутствует».

Реальность - момент и модус, предшествующие бытию. Она проявляется в актуальности вещей двумя способами: в силу своей

реальности, являющейся «собственной», и как реальность, проявляющаяся в актуальности бытия. Метафизика Субири рассматривает не бытие как таковое (Аристотель), но реальность. Реальность вносится в актуализацию акта, демонстрирующего бытие. Стул является «актуализацией» акта реальности, которой он является. Реальность обладает бытием, поскольку бытие является актуальностью реальности (с. 331). Реальность - не бытие, но его основание в проявлении вещей, поскольку они существуют. Не идентифицируясь с бытием, она связана с ним. Аристотель говорит о бытии разными способами. У Субини о реальности нельзя говорить иначе, чем о ней самой: она не дерево, не лошадь, не стул, но то, в чем проявляется ее актуализация при актуальном бытии.

Тема человека как «животного реальности» (с. 332-334) легла в основу книги «О человеке» (1986). Человек инсталлируется среди вещей в «локусе», позволяющем ему учреждаться вместе с ними. Вещи дистанцируются от человеческого бытия, определяемого как «живое, само по себе являющееся учреждающей деятельностью». Человеческое бытие - реальность, инсталлированная между вещей, взаимодействующая с вещами живущей реальности. Благодаря этой инсталляции человек находится в определенном состоянии «динамического равновесия», являющемся разновидностью стационарного движения, называемого покоем. Человек всегда в движении: он «идущий» и в своих переходах владеет в настоящем, в котором живет, прошлым и будущим. Жизнь состоит в перемещении и самостоятельном владении актуальностью реальности. Она понимается как динамичная инсталляция в состояние живого человеческого бытия, приносящая ультимативное продвижение к «последующему» состоянию - будущему, которым становится настоящее. Данная ситуация самообладания - свидетельство основополагающего различия между животным и человеческим бытием. Принципиальными аспектами различения являются формализованная (организованная соответственно) реальность и «раздражительность», понимаемая как характер ощущения стимулов. Животное реагирует на стимул, поскольку реакция относится к его природе, является для него учреждающей и его «посредником», как утверждает Р. Эспиноса. Свойство животного - восприятие стимулов, ощущаемых в «круге-мире» (Иш-Welt), который его учреждает (с. 332-333).

Человек замыкает зоологическую цепочку. «Человеческое животное» обладает особенностью, являясь «гиперформализован-ным». Согласно Э. Лоласу, среда человека становится миром, стимулы - «реальностью», значимость - «собственной», механизм -«открытостью», отзывчивый характер - «свободным выбором», жизнеспособность - «ее достижением», т.е. формализацией в «гиперформализации». Последняя является качественным скачком, связанным с появлением реальности, не являющейся «исключительно животной». «Гипер» не несет оттенка «высшей» или «большей», означая совершенно новую, отличную от предыдущих формализацию. Это «формальная реальность», актуализация вещей не просто как ответ на стимулы. Реальность животного стимулированная: в ней не происходит формальной оценки реальности, как таковой. Это делает интеллект благодаря мозгу, обладающему такой функцией. «Гиперформализация» создает реальность, которую человек принимает как свою судьбу. Ему приходится брать на себя ответственность за ситуацию или оценивать ее в силу ее реальности (с. 333). Различие между человеком и животным в открытости первого миру, понимаемому как реальность в себе благодаря «гиперформализации». Второй закрыт в опосредующем «круге-мире» в силу ответов на стимуляцию.

При интерпретации ума (усия) и «субстанциональности» как классической проблемы (с. 334-338) в диалоге с Аристотелем рассматривается реальность как таковая, являющаяся основанием «собственной» человеческой реальности, с приданием ей новой категориальной характеристики - не субстанциальности, но суб-стантивированности. Выясняется, является ли реальность радикальной сущностью вещей, в частности человеческого бытия, или радикализируется, в сущности, как «реальность прима». В человеческой реальности происходит качественный скачок не в онтологическом смысле, ссылающемся на среду существования, но в смысле ее реальности, конципированной как «субстанциональной» в отличие от остальных (с. 334). У Аристотеля субстанция представляется как реальность прима, «усия» и основание поскольку субстрат реальности. Субири в рукописи «Человек, персональная реальность» (1963) отвергает концепцию субстрата: сущность, определяемая Аристотелем со ссылкой лишь на материальный мир, не только материальна, но и реальна и актуализируется в бы-

тии вещей. Согласно Г. Диасу, субстанциальность структурно поддерживает реальность сущности: субстанциальная реальность придает сущности структуру и «способность к обладанию», поддерживая ее инициативность. Сущность не позволяет идентифицировать вещи и не делает их таковыми, но идентифицируется с вещью, поскольку та реальна. Это не условие возможности, поскольку вещь существует, условие возможности вещи - реальность, сущность вещи идентифицируется с реальностью, поскольку последняя актуализируется в самой вещи (с. 335-336). Сущность принадлежит к высшему классу, нежели субстрат. Реальность - не субстанция, но субстанциональность, существующая иначе, чем ее причины. Субстанция Аристотеля не является реальностью самой субстанции: она находится в системе «знаков», принадлежа к «субстанциальности», системе, делающей ее частью чего-то, отличного от себя. Субстанциональность Субири определяется формально не через субстанцию, но через структурность и состоит в основополагающем когерентном единстве структуры. Высшей формой метафизического единства реального признается структурное единство субстанциональности. Эта структура понимается как основополагающая форма реальности.

Согласно А. Пинтору-Рамосу, теория Субири соответствует радикальной сущности реальности, поскольку ультимативная и основополагающая и показывает реальность как что-то предшествующее проявлению реальности при актуализации бытия вещей (с. 336-337). Реальность основывается как сущность, предшествующая каждому бытию или бытию в себе. Основанная так реальность является существенной в силу существенности основополагающей реальности. Субстанциональность основывает существенную реальность, учреждая систему «знаков». Знаки образуют собственную структуру, не принадлежащую субстанциональности. Они взаимозависимы - один определяет другой, - поэтому образуют закрытую (каузальную) систему и обладают учреждающей достаточностью. Последовательность и существование - два аспекта реальности человека. Человек состоит не в том, что является субъектом, но в том, что он сущий. Его субъективность обуславливается постоянным характером существования. Человек как таковой основывается субстанциальным характером реальности. Он не последователен в субъективности, являясь таковым, лишь пока су-

ществует. Взятый как чистый субъект, он исчезает в пустоте или смешивается с природой. Человеческая реальность определяется как относительный абсолют. Относительный по своему конечному условию, и абсолютный в силу противопоставления себя как существующего совокупной реальности. Реальность личности онтологически смещается по отношению к реальности вещей в силу нахождения на качественно более низком уровне.

При интерпретации существенности реальности личности (с. 338-340) осмысливается, каким образом субстанциональность является реальной и основанием человеческого существования. Термин «субстанция» не пригоден для ссылок на человеческую реальность, не являющуюся субстанциальной. Она основывается как «существенная» реальность, являющаяся последовательной и достаточной структурой. Субстанциональность располагается выше субстанциальности\ Субъекты, определяющие своим решением некоторые, но не все свойства, которыми будут обладать, находятся не «под» ними, а «выше» их. В человеке аспекты субпозиции и суперпозиции выражают модус его субстанциональности (с. 338). Реальность человека как субъекта не полностью подчиняется предметной реальности, по определению ему не принадлежащей. Субстанциональность отражает «суперпозиционный» характер «собственной» системы личности. Согласно Х. Антунесу-Сиду, так отвергается восприятие субстанции как предмета в феноменологическом субъективизме Аристотеля в силу специфики человека. Термин «субстанциональность» используется для характеристики взаимоотношений личности с субстанцией, которой она больше не подчиняется, так как овладевает ею, делая частью своей системы. Субстанция характеризуется как присущая личности. Аристотелевская субстанция не равнозначна латинской сущности (essential). Последняя принадлежит только природным предметам в их сущностной характеристике, качественно обусловленной их субстанцией. Человеческой личности присуща суперпозиция в субстанциональности (с. 339). В цепи эволюции человеческое животное возвышается над чисто животной реальностью. Человеческая реальность вещественна, поскольку среда (Umwelt), как ее

1 Интерпретация субстанциальности опирается на значение приставки «суб» - «под».

свойство, является действительно реальной - опосредующей. Человеческому животному, «животному реальности», принадлежит мир, становящийся его горизонтами. Человек приспосабливает мир, существовавший прежде, починяя его с супер-позиции, делая «окружающей реальностью». «Субстанциональность» дает человеку возможность быть «хозяином» принадлежащего, не являясь последним. «Обладание» становится частью личностной структуры человеческого бытия. Святой Августин писал: «Я помню, понимаю и люблю, пользуясь тремя своими способностями, хотя я не являюсь ни своей памятью, ни своим разумением, ни своей любовью; но я обладаю этими тремя реальностями. Это может подтвердить любой, кто обладает тремя вышеупомянутыми способностями, поскольку он никогда не является этими тремя вещами». Субири различает то, чем человек обладает - потенциальность / способности, - и то, чем он является - природу и личность. Такие свойства, как память, ум, любовь - характеристики, принадлежащие к субстанциональности личности. Знаки формируют ее реальность. Согласно А. Пинтору-Рамосу, знаки присутствуют как структурные комплексы. Знак является знаком вещи, ссылки на них образуют вещи. В системе каждый знак имеет свое место, зависящее не только от его свойств, но и свойств системы. Это позволяет установить основополагающую архитектуру реальности. Основополагающие знаки формируют то, что в древние времена называлось сущностью: они бетон реальности. Субстанциональность принадлежит к более высокому уровню, чем природа (Д. Грасиа). Характер формирует индивидуальность человеческого бытия. Субстанциональность не естественна, но моральна, являясь не субпозицией (Unterlage, основанием, как сказал бы Хайдеггер), но «гиперпозицией». Под субстанциональностью подразумевается человеческая личность, являющаяся не естественным, но трансцендентным и персональным аспектом реальности человеческого бытия. Субстанциональность позволяет личности находится «в-бытии» (с. 340).

При осмыслении реального опыта как основания личности (с. 341-346) подчеркивается интегральность и тотальность видения Субири, в котором человеческое бытие по отношению к душе ощущается не только импульсивно, но и вдумчиво. Оно действен-

но и познает реальность, ощущая ее. Это предполагает объективность, целостность реальности, в которую включен человек, пока думает о ней и работает на нее. Как «гиперформализированное» животное он предоставляет на стимулы реальности не только стимулированный, но и формализированный разумностью человеческой реальности ответ. Человеческое бытие - основание его метафизики. Инсталляция в реальность - основополагающий момент бытия, так как реальность делает человека тем, кто он есть в мире, подчиненным реальности. Согласно И. Эллакурии, бытие подчинено реальности, поскольку основано на ней. Реальность обыденна, бытие есть «бытие-в-мире». Человеческое бытие - не жизнь и «бытие-в-мире», но реальность, в которую человек инсталлирован, более грандиозная, чем его собственная. Это социальная реальность, в которой человек живет и с которой сосуществует. В курсе лекций «Три измерения человеческого бытия: индивидуальное, социальное, историческое» утверждается, что «эго» - не реальность человека, он реален уже до его обретения (с. 341). Возражая Гуссерлю, Субири утверждает, что суть самости - не бытие субъекта, но бытие, актуализированное реальностью, суть самости - не основополагающая реальность, но основана реальностью, в которой человек существует. Суть «эго» не его «собственность», но бытие, актуализированное в мире. Опровергая Хайдеггера, испанский мыслитель видит в бытии возможность не реальности, но ее основания: персональное бытие основывается на реальности, поскольку реально. Это не онтологическая реальность, но реальность как таковая, являющаяся основанием «самости» личности. «Бытие-в-мире» обретает реальность чувственным образом, актуализируясь реальностью; момент, в который человек воспринимает реальность как «собственную», запускает стимуляцию и инсталлирует его в реальность. Человек - животное, превосходящее животный мир и простые органические структуры. Его жизнь превосходит саму себя, оставаясь живой в своих органических структурах. Превосходить означает продвигаться от стимуляции к реальности. Превосхождение заключается не в таковом животного, но превос-хожении в животном. Психика - не что-то добавленное к организму, но его структурная конструкция. Превосходить означает не «выпрыгивать» из организма, но оставаться в нем, живым. Это

превосхождение в животном виде, ведущее к реальности. Отсюда определение «животное реальности» (с. 342). Человек выстраивает основополагающую реальность как собственную, но реализуется не в ней, но только с другими личностями, поскольку они находятся на том же онтологическом плане достаточной личной реальности. Человек превосходит животное благодаря жизни в «своей» реальности не как в средстве, но в мире, горизонтах и жизни. Согласно Э. Солари, человек, совершая различные действия «между», «с» и «в» реальности, внедряется в нее через вещи. Они обеспечивают вос-соединение человека с реальностью: в этом воссоединении он реализует себя как личность. Воздействуя на вещи, человек осуществляет модификацию своей личности или субстанциональности, не принадлежащей к природе вещей, не способных к самообладанию. Акт выбора определяет способ действия: быть субстанциональным. Согласно А. Лоресу Квинтасу, отношение к миру обусловлено субъектом в силу того, что это отношение «посредством встречи» [...] Встреча - результат взаимного продвижения, а не манипуляции. Обусловленность человека указывает не на его непроницаемую закрытость, а скорее на установку, способствующую свободе (с. 344). В такой встрече, моменте переустановки связи с реальностью другого человеческая личность реализуется как реальная. Произведения Баха создают реальную среду, соответствующую своей сущности, идентифицируемой знаками интенсивности, темпа и безмятежности. В личных отношениях человек не создает «другого», отличного от единого межличностного пространства. Лишь там, «где» находится человек, он может полностью реализоваться. Существует качественное различие местоимений «я-ты-он» как личностей незаменимых и нередуцируе-мых в реальности взаимоотношений. Эта незаменимость происходит из обладания каждым из них «своего», что означает: «я есть моя собственная реальность [...] и поскольку я есть, у меня есть возможность решать». Собственная реальность формируется как унитарная и закрытая система. Индивидуальность - качество, которое личность запечатлевает в актах, осуществляя жизненное развитие в собственной реальности. Личность определяется как «характер структур, являющийся отправной точкой». Это структурный признак отличия одной личности от другой (с. 345). Инди-

видуальность - реальный момент личностной структуры. При интерпретации личности как свойственной реальности (с. 346-347) ее существование и последовательность (элементы единой структуры - субстанциональности) рассматриваются как принадлежащие к персональной реальности, формирующей индивидуальность. Последовательность позволяет восприятие субстанциальности как отличной от других вещей без конкретизации, из чего она состоит. Человек - сущая реальность, поскольку сущее не сводится к несущему, не являющемуся кем-то. Субстанциальность интерпретируется как основополагающий знак личности, заставляющий человека принадлежать самому себе в формальном и «воспроизводящем» порядках. Субстанциальная реальность воспринимает окружающую реальность как собственную. Самость понимается как наличие закрытой структуры и тотальности наряду с полным самообладанием в принадлежности к порядку реальности. Субстанциальности принадлежат разделенное бытие, неделимое бытие и самость (с. 346). Согласно Грасии, человек принадлежит себе самому в двух различных измерениях: как собственный материал или то, что было создано, и формально, т.е. способен сделать своим самого себя. Формальная самость принадлежит человеку из его реальности. Пинтор-Рамос утверждает, что субстанциальность формирует реальность в процессе «присвоения», определяя открытый и динамичный характер личности. У Субири личность - открытая сущность. В своей открытости она индивидуализирует реальность, присваивая ее. «Человек инсталлируется в реальность, представляющуюся ему его ультимативным, дающим возможность и побуждающим основанием в неизбежном процессе персонализации». Этот неоспоримый для религий факт определяет в человеке «теологическое измерение», означая вызов, на который разум пытается ответить. Если это удается, человек находит Бога как «воплощение окончательного, действенного и неповторимого основания каждой человеческой жизни». Реальность у Субири имеет не идеальное, но абсолютно метафизическое значение: именно в реальности бытие проявляется как таковое. Человек, «животное реальности», посредством гиперформализации познает ее как собственную. Это качественно отличает его от других животных (с. 347). Гиперформализация - не естественный, но метафизический и трансцендент-

ный момент человеческого бытия в реальности. Личность - не только «политическое животное» и физическое лицо, но и размещена в реальности и реальна в бытии относительности реальности (с. 348).

И.М. Цибизова*

* Цибизова Ирина Михайловна - кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела философии Института научной информации по общественным наукам РАН, itsibizova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.