Научная статья на тему 'РЕФ. СТ.: ЕВНАКЕР Б.Х., МИСГАНАВ Б.А. ОТДЕЛЫ ПЕРЕДАЧИ ТЕХНОЛОГИЙ И ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ КОМАНД АКАДЕМИЧЕСКИХ СПИН-ОФФОВ'

РЕФ. СТ.: ЕВНАКЕР Б.Х., МИСГАНАВ Б.А. ОТДЕЛЫ ПЕРЕДАЧИ ТЕХНОЛОГИЙ И ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ КОМАНД АКАДЕМИЧЕСКИХ СПИН-ОФФОВ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
11
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ КОМАНДА / ФОРМИРОВАНИЕ / АКАДЕМИЧЕСКИЕ СПИН-ОФФЫ / ОТДЕЛЫ ТРАНСФЕРА ТЕХНОЛОГИЙ / ИМПРИНТИНГ / КОНТЕКСТ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Лихачев Михаил Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕФ. СТ.: ЕВНАКЕР Б.Х., МИСГАНАВ Б.А. ОТДЕЛЫ ПЕРЕДАЧИ ТЕХНОЛОГИЙ И ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ КОМАНД АКАДЕМИЧЕСКИХ СПИН-ОФФОВ»

ЭКОНОМИКА НАУКИ

Реф. ст.: ЕВНАКЕР Б.Х., МИСГАНАВ Б.А. ОТДЕЛЫ ПЕРЕДАЧИ ТЕХНОЛОГИЙ И ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ КОМАНД АКАДЕМИЧЕСКИХ СПИН-ОФФОВ. JEVNAKER B.H., MISGANAW B.A. Technology transfer offices and the formation of academic spin-off entrepreneurial teams // Entrepre-neurship & regional development. An international journal. - 2022. -OnlineFirst. - P. 1-25.

DOI: https://doi.org/10.1080/08985626.2022.2080867

Ключевые слова: предпринимательская команда; формирование; академические спин-оффы; отделы трансфера технологий; импринтинг; контекст.

Для цитирования: Лихачев М.О. [Реф. ст.] // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 8: Науковедение. - 2022. - № 4. - С. 121-125. Реф. ст.: Евнакер Б.Х. [Jevna-ker B.H.], Мисганав Б.А. [Misganaw B.A.]. Отделы передачи технологий и формирование предпринимательских команд академических спин-оффов = Technology transfer offices and the formation of academic spin-off entrepreneurial teams // Entrepreneurship & regional development. An international journal. - 2022. - OnlineFirst. - P. 1-25.

Авторы статьи - сотрудники Норвежской школы бизнеса (Осло, Норвегия) и Бизнес-школы NEOMA (Мон-Сен-Эньян, Франция) - анализируют процессы формирования базовых институтов, осуществляющих трансфер технологий в современных предпринимательских университетах. Центральная тема их исследования - формирование предпринимательских команд (entrepreneurial teams) (ПК) в академических спин-оффах (academic spin-off) (АСО). В частности, они рассматривают роль отделов трансфера технологий (technology transfer office) (ОТТ).

Создание АСО - это один из нескольких возможных способов коммерциализации технологий на основе результатов исследовательских работ в университетах и государственных исследовательских институтах. В последнее время многие страны и университеты проводят политику, направленную на поощрение образования большего количества АСО на основе университетских изобретений. Интересно, что большинство этих АСО основаны командами, а не отдельными лицами. Несмотря на это, исследований о том, как формируются подобные команды, в современной литературе сравнительно немного.

Авторы реферируемой статьи определяют ПК как команду, состоящую из двух или более предпринимателей, организующих новое предприятие и присоединившихся к процессу организации до того, как полностью разработан первый основной продукт / услуга новой организации. При этом сформированная система основных целей и средств в новом предприятии служит маркером завершения процесса формирования ПК. Следующий шаг после ее построения заключается в том, чтобы сделать созданную структуру эффективной и действенной, для того чтобы ПК могла превратиться в управленческую команду.

Мотивов формирования ПК достаточно много. В литературе, посвященной этой тематике, предлагаются три альтернативные модели, объясняющие их образование. Согласно первой, рациональной модели, ПК формируются на основе инструментальных критериев: желание удовлетворить конкретную потребность в ресурсах является основным мотивом добавления нового члена в команду. Чтобы принять нового члена, ведущий предприниматель проводит анализ зависимости от ресурсов с целью выявить критические потребности и затем решает, как найти, выбрать и убедить новых партнеров присоединиться к команде. Во второй модели, социально-психологической, ключевым фактором, определяющим нового члена ПК, являются межличностные отношения, а не экономические соображения. Таким образом, желание действующих участников не дублировать свои собственные функции или сохранить командную атмосферу определяет, кто войдет в ПК. Третья модель предполагает, что в процессе своего формирования ПК следуют двойной стратегии, сочетающей рациональную и соци-

ально-психологическую модели либо одновременно, либо последовательно.

Во многих случаях эти модели хорошо работают, но они основаны на двух неявных предпосылках. Во-первых, они предполагают, что все ПК одинаковы, не зависят от контекста, в котором они возникают и действуют. Однако многочисленные исследования показали, что эти модели не могут объяснить формирование определенных типов ПК, таких, например, как семейные ПК или команды, возникающие в рамках академических спин-оффов, из-за различий в правах контроля и принятия решений. Во-вторых, все модели представляют создание ПК на основе стратегического решения, принятого ведущим предпринимателем или предпринимателями, которые определяют, отбирают и нанимают членов команды. Этот тезис также распространен в литературе, посвященной АСО. Но создание ПК не всегда является стратегическим выбором, и подбор новых членов команды не всегда совпадает с преференциями ее ветеранов. Скорее это происходит в соответствии с критериями, налагаемыми другими силами, такими как организации, предоставляющие ресурсы, или правительственные постановления. Авторы статьи подвергают критике некоторые из этих положений и подчеркивают необходимость изучения контекста, в частности влияния институциональных факторов на процесс формирования ПК.

После изменений в законодательстве ряда стран, направленных на усиление передачи и коммерциализации технологий, многие университеты и исследовательские организации стали создавать у себя ОТТ с целью управления процессом. Хотя способов коммерциализации технологий достаточно много, наиболее предпочтительными являются традиционные лицензирование и патентование. Поскольку создание дополнительных дочерних компаний активно поощряется, количество AСO растет быстрыми темпами. Обычно они создаются и управляются командами, поскольку различаются в наличии ресурсов, опыта, длительности процесса, необходимого для их разработки. Такие AСO также более успешны. Исследования показали, что состав ПК - еще один важный фактор, который значительно влияет на такие аспекты AСO, как производительность, стратегия коммерциализации, интернационализация и оценка предпринимательских возможностей.

В своем исследовании авторы опираются на теорию организационного импринтинга, которая, по их мнению, помогает разъяснить многогранный процесс комплектования ПК. Согласно этой теории, условия основания - социальная структура на момент основания - влияют на первоначальные характеристики организации и это влияние становится долгосрочным. На ранних этапах своего развития академические ПК в значительной степени зависят от решений и ресурсов их головных институтов. Таким образом, АСО изначально определены социальными условиями, т.е. группами, институтами, законами, характеристиками населения и социальными отношениями, которые формируют среду, преобладающую на этапе формирования организации.

Как правило, первооснователи задают направление и активно влияют на первоначальную стратегию, стратегию выхода и организационную структуру ПК. Воздействие на организационную структуру, по мнению авторов, вызывает особый интерес исследователей. Это связано с тем, что некоторые из наиболее важных решений и действий на этапе основания нового предприятия связаны с его структурой, в том числе с тем, как в нем распределяются, организуются и формализуются роли и должности. Многочисленные исследования показали, что позиции, созданные при основании АСО, будут иметь долгосрочное значение, а первые сотрудники - играть решающую роль в определении организационных позиций. Интересно, что литература, посвященная имприн-тингу, в основном принимает состав учредителей как нечто само собой разумеющееся, в то время как в большинстве исследований основатели рассматриваются только как «импринтеры» или источники импринтов для новых организаций. Таким образом, в исследованиях процесс формирования ПК не считается частью процесса импринтинга, оставляя неясной его раннюю стадию. Тем не менее он может влиять не только на состав команды, определяя исходные позиции, но и на динамизм этого процесса, а также нести отпечаток контекста, в котором он происходит. Понимание того, какое значение имеет контекст и как он влияет на ПК, позволит, по мнению авторов, получить более полную картину процесса им-принтинга в новых организациях.

Анализируя роль ОТТ в создании ПК АСО, авторы пришли к выводу, что, хотя их организация влияет на формирование ПК,

сами ОТТ подвержены воздействию изменений как в структуре головных организаций, так и в национальных нормативных актах. По всей видимости, факторы системного и организационного уровня в значительной мере определяют степень, в которой университеты и научно-исследовательские институты коммерциализируют исследования. Системные факторы включают национальные законы и положения, регулирующие передачу технологий, а факторы организационного уровня связаны, помимо прочего, с внутренней организацией институтов. Основываясь на этих выводах, авторы утверждают, что эти факторы влияют не только на уровень коммерциализации академических исследований, но и на то, как ПК формируются в рамках АСО при поддержке университетских ОТТ. Таким образом, заключают авторы, формирование ПК в АСО - это процесс, на который оказывают влияние не только ОТТ и их организация, что зависит от конкретной структуры и ресурсов конкретного университета, но и факторы системного уровня.

М.О. Лихачев*

Лихачев Михаил Олегович - доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник Центра научно-информационных исследований по науке, образованию и технологиям ИНИОН РАН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.