Научная статья на тему 'Европейский опыт развития предпринимательских университетов: уроки для России'

Европейский опыт развития предпринимательских университетов: уроки для России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
277
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / ENTERPRISE UNIVERSITY / СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / SYSTEM OF THE HIGHER EDUCATION / ТРАНСФЕР ТЕХНОЛОГИЙ / TRANSFER OF TECHNOLOGIES / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сидорова Александра Александровна -.

В статье приведены результаты исследования предпринимательских университетов в рамках континентальной модели высшего образования на примере Технического университета Эйндховена (Нидерланды) и Технического университета Мюнхена (Германия). Выделены основные виды деятельности по укреплению взаимоотношений с промышленностью, свойственные этим университетам. Рассмотрены возможности применения лучших практик в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

European experience of enterprise universities development: lessons for Russia

The results of research of enterprise universities within continental model of the higher education on the example of Technical university of Eindhoven (Netherlands) and Technical university of Munich (Germany) are offered in the paper. The main activities on strengthening of relationship with the industry, peculiar to these universities are allocated. The possibilities of the best experience application in Russia are considered as well.

Текст научной работы на тему «Европейский опыт развития предпринимательских университетов: уроки для России»

Вестник Института экономики Российской академии наук

2/2014

А.А. СИДОРОВА кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ: УРОКИ ДЛЯ РОССИИ

В статье приведены результаты исследования предпринимательских университетов в рамках континентальной модели высшего образования на примере Технического университета Эйндховена (Нидерланды) и Технического университета Мюнхена (Германия). Выделены основные виды деятельности по укреплению взаимоотношений с промышленностью, свойственные этим университетам. Рассмотрены возможности применения лучших практик в России.

Ключевые слова: предпринимательский университет, система высшего образования, трансфер технологий, предпринимательство.

Классификация JEL: I23, I25, O31, O32.

Одним из современных трендов развития мировой системы высшего образования является становление и распространение предпринимательских университетов. Традиционно лучшие зарубежные практики рассматриваются в рамках атлантической модели высшего образования (к примеру, опыт Массачусетского технологического института в США, подробно описанный Г. Ицковицем [4, с. 58-82]). Для этой модели свойственны институциональная и финансовая автономии вузов, высокий уровень самоуправления, непрямой контроль со стороны государства и наличие тесной связи с бизнесом [3].

В рамках континентальной модели высшего образования особо выделяется исследование предпринимательских («молодых») университетов Швеции, Финляндии и Нидерландов, проведенное Б. Кларком в конце ХХ в. [6]. При этом, в своем исследовании Б. Кларк не проводит различий между университетами атлантической и континентальной моделей высшего образования, выделяя пять общих характеристик, которым предпринимательский вуз должен отвечать [6, с. 21-26].

Ввиду этого, представляется необходимым в настоящем исследовании сконцентрироваться именно на тех особенностях, которые свойственны предпринимательским университетам континенталь-

ной модели на современном этапе. Это обусловлено, во-первых, высокой турбулентностью внешней среды и необходимостью того, чтобы университеты отвечали новым вызовам второго десятилетия ХХ1 в. К таким вызовам относятся: массификация высшего образования [2], возникающие вследствие этого проблемы финансирования [5] и качества высшего образования [11], увеличение роли университета в социально-экономическом развитии региона [9], [10], [7] и другие. Во-вторых, с точки зрения возможностей применения зарубежного опыта для России, более интересным является рассмотрение развития предпринимательских университетов именно в рамках континентальной модели, для которой характерными являются иерархичность учебных заведений, тесная связь с госструктурами (иногда - прямое министерское регулирование), а также исторически менее тесные отношения вузов с бизнес-сообществом [3], которые в настоящее время переживают этап активного развития. Именно поэтому в рамках данного исследования были рассмотрены предпринимательские университеты Нидерландов и Германии.

Особенностью финансирования системы высшего образования Нидерландов является превалирование государственных источников. Так, первым источником финансирования выступают правительственные гранты на научные исследования (прямое государственное финансирование), вторым - субсидии, выделяемые Нидерландской организацией научных исследований (Netherlands Organization for Scientific Research, NWO) для конкретных исследовательских проектов (косвенное государственное финансирование), третьим - международные и национальные органы государственного управления и некоммерческие организации. При этом доля финансирования частного сектора в третьем источнике составляет порядка 10%1. В целом же средства, выделяемые национальным правительством на финансирование исследовательских университетов, состоят из образовательной компоненты (41%), научно-исследовательской компоненты (44 %) и компоненты медицинского образования и исследований (15%)2.

В Германии высшие учебные заведения либо финансируются правительством (279 вузов), либо аккредитованы правительством (108 вузов). И, несмотря на растущее число частных вузов, многие из которых были созданы за последние несколько лет, большая часть вузов является государственными. Частные вузы, в основном, представляют собой небольшие учебные заведения, предлагающие только очень ограниченный круг программ (например, делового админи-

1 Government of the Netherlands - Key figures 2008-2012. government.nl.

2 Там же.

стрирования, СМИ, дизайна). Почти 94% всех студентов Германии обучается в государственных высших учебных заведениях3.

В России, несмотря на бурное развитие негосударственного сектора образования, также наблюдается приоритет государственных вузов (на 2012/2013 уч.г. на каждого студента негосударственного вуза приходится 6 студентов государственных вузов4). Превалирующую роль в формировании вектора образовательной политики на всех уровнях играет государство, однако, несмотря на это, исследователи отмечают значительный разрыв высшего образования с реальным сектором экономики [2, с. 90-91].

Особенности развития предпринимательства в Техническом университете Эйндховена (Нидерланды) и Техническом университете Мюнхена (Германия)

Технический университет Эйндховена5 и Технический университет Мюнхена6 (в частности, Unternehmer TUM, Центр инноваций и создания бизнеса) были выбраны для исследования по нескольким причинам. Во-первых, эти университеты принадлежат к континентальной модели системы высшего образования, поэтому их опыт представляет интерес для вузов России (о чем было сказано выше). Во-вторых, каждый из них представляет собой один из лучших примеров построения успешного взаимодействия с бизнесом (с промышленностью) в своей

3 German Rectors' Conference. hrk.de/activities/higher-education-system.

4 Россия в цифрах 2013. gks.ru/bgd/regl/b13_11/Main.htm.

5 Технический университет Эйндховена (Eindhoven University of Technology, Netherlands) является одним из трех технических университетов в Нидерландах. Он был основан в 1956 г., с целью способствовать развитию экономики Юго-Восточной части Нидерландов. За эти годы у Университета сложились тесные отношения с фирмами - мировыми лидерами в электронике и автомобильной отрасли, такими как Philips (которая раньше имела свою штаб-квартиру в Эйндховене) и DAF (позже NedCar, совместное предприятие Volvo, Mitsubishi и правительства Нидерландов). tue.nl.

6 Технический университет Мюнхена (ТУМ) (tum.de) позиционирует себя как один из самых известных предпринимательских университетов в Германии и Европе. Он расположен рядом с головными офисами крупнейших немецких компаний BMW и Siemens и исследовательскими институтами Макса Планка (Max Planck Gesellschaft. mpg.de/institutes) и Fraunhofer (Fraunhofer Gesellschaft.fraunhofer. de/en.html). Поэтому неудивительно, что между Университетом и этими крупными компаниями сложились партнерские отношения. Однако наиболее значимым фактором, способствовавшим развитию этих отношений, оказался особый предпринимательский подход ТУМа. В Университете, как и в Баварии в целом, повышенное внимание уделялось разработке методов работы с бизнесом [8, c. 154-159].

стране, о чем говорят результаты многочисленных рейтингов и выигранных ими конкурсов7.

Выделим основные виды деятельности по укреплению взаимоотношений с промышленностью, свойственные университетам Эйндхо-вена и Мюнхена.

1. Развитие совместнъх инноваций, предполагающее укрепление отношений стратегического партнерства с крупными компаниями в регионе.

Технический университет Эйндховена развивает стратегическое партнерство с компанией ASML8, одним из крупнейших производителей фотолитографических систем для микроэлектронной промышленности Нидерландов. Партнерство основано на проведении регулярных встреч с представителями из отдела R&D компании для обсуждения текущих и новых проектов (один из этих проектов посвящен математической оптимизации чипов). Дополнительными областями сотрудничества между университетом и компанией являются проведение испытаний оборудования компании в лабораториях университета и различные стипендиальные программы для студентов. Значимым преимуществом такого партнерства является тесная связь проводимых в университете исследований с реальными потребностями бизнеса.

Однако у такого типа стратегических партнерств, помимо явных преимуществ, можно выделить также и негативные для университетов последствия. Среди них: усиление зависимости от крупного бизнеса, которая может выражаться в изменении (смещении) исследовательских траекторий университетов в угоду приоритетов компаний-партнеров. Более того, «с научной точки зрения большинство

7 Технический университет Эйндховена: В Международном рейтинге CWTS (2009) Университет занял первое место из 350 самых эффективных университетов по всему миру по исследовательскому вкладу в развитие промышленности. В рейтинге 2013 г. Университет продолжает удерживать лидирующие позиции (первое место) уже среди 500 наиболее эффективных университетов мира по исследовательскому вкладу в развитие промышленности (Proportion of Collaborative Publications with Industry) (CWTS Leiden Ranking. www.leidenranking.com/ranking). В июне 2011 г. ScienceWorks провела оценку голландских университетов с точки зрения их вклада в повышение ценности знаний по трем параметрам: предпринимательская активность, сотрудничество с третьими сторонами и коммуникативность. По параметру «сотрудничество с третьими сторонами» (промышленность, малый и средний бизнес, другие организации) Университет был в числе лучших университетов Нидерландов [8, c. 179]. Технический университет Мюнхена (ТУМ): в 2005 г. Berlinpolis и SAP Germany присудили UnternehmerTUM награду в номинации «Технологии и передовой опыт» (Technology and Excellence), в 2007 г. программе ТУМа была присуждена награда «Arbeitgeberpreis für Bildung» (награда работодателей за образование), в 2008 г. ЕС выбрал UnternehmerTUM в качестве лучшей практики в сфере сотрудничества университета и бизнеса [8, c. 154—159].

8 ASML. www.asml.com.

коммерчески прибыльных разработок тривиальны» [1, c. 132], и это может негативно сказаться на развитии фундаментальной университетской науки в целом.

2. Создание специальных структур для расширения сотрудничества с технологически ориентированными компаниями на региональном, национальном и международном уровнях.

Для реализации этих целей Техническим университетом Эйндхо-вена была создана Лаборатория инноваций9, которая предоставляет крупным промышленным предприятиям, малому бизнесу и ученым-предпринимателям широкий спектр услуг, среди которых: договоры на проведение научных исследований и образовательной деятельности; совместные научно-исследовательские проекты; НИР и стажировки для аспирантов; программа аспирантуры.

Техническим университетом Мюнхена был также создан Центр UnternehmerTUM (2002), который является основным центром инноваций и создания бизнеса в ТУМ и состоит из общественного института UnternehmerTUM GmbH (2002) и его дочерней компании UnternehmerTUM Project GmbH (2010). Развитие UnternehmerTUM позволило стать Техническому университету Мюнхена одним из ведущих институтов инноваций и создания бизнеса в Европе. Он представляет собой не просто платформу для студентов, обучающихся в ТУМ; он также предоставляет широкие возможности для исследователей, предпринимателей и специалистов и является источником вдохновения для компаний из различных сфер бизнеса.

В целом, создание подобных структур не является отличительной чертой только данных университетов - это свойственно большинству предпринимательских университетов как континентальной, так и атлантической моделей высшего образования [1, c. 33].

3. Трансфер технологий.

Технический университет Эйндховена активно занимается маркетингом и продвижением своих технологий через лицензирование и совместные спин-офф10 на ранних стадиях технологического цикла. В случае совместных спин-офф университет отвечает за науку и технологии, в то время как промышленность обеспечивает общее управление и финансы. Начиная с 2004 г., на базе университета было создано 32 совместных спин-офф.

9 Innovation Lab. www.tue.nl/en/innovation/column-1/about-tue-innovation-lab.

10 Спин-офф (от англ. spin-off - побочный результат) - компании, которые создаются сотрудниками структурных подразделений НИИ и вузов с целью коммерциализации собственных разработок. Такие компании часто реализуют и доводят до рынка те научно-технические результаты, которые являются побочным продуктом крупных исследовательских программ (См.: Молчанова О.П., Сурин А.В. Инновационный менеджмент. М.: ИНФРА-М, 2008. С. 111).

Подобное функциональное разделение рационально обосновано и препятствует « затуханию» деятельности спин-офф, что является особенно актуальным для России. Специалисты отмечают, что препятствиями для развития спин-офф в России являются: сложность в привлечении внешнего финансирования, невозможность вузов финансировать спин-офф (большая часть из ныне недействующих спин-офф - со 100% участием вузов), ошибки в управлении (в том числе в оформлении интеллектуальных прав), создание спин-офф «сверху» (а не в ответ на запросы бизнеса)11. Развитие модели взаимодействия Технического университета Эйндховена в России, на наш взгляд, будет способствовать решению обозначенных проблем.

4. Развитие бизнес-образования.

Помимо обозначенных совместных инноваций и трансфера технологий, интересным для вузов России является опыт Технического университета Эйндховена по развитию бизнес-образования. Так, университет предлагает курсы по малому предпринимательству для своих студентов-бакалавров и сертифицированные программы в области предпринимательства для своих магистрантов. Специалисты, работающие в высокотехнологичных предприятиях, привлекаются к участию в семинарах и встречах с экспертами. В свою очередь, предприятия оказывают поддержку университетским исследователям, студентам и выпускникам в реализации их бизнес-планов для коммерческой эксплуатации научных исследований путем создания высокотехнологичных стартапов.

Более того, бизнес активно участвует в подготовке квалифицированных кадров и благодаря этому имеет возможность корректировать содержание образования и впоследствии экономить значительные средства на «доучивании» выпускников. Однако у этой практики есть и обратная сторона, заключающаяся в ангажированности скорректированных программ. Д. Бок по поводу опыта работы медицинских факультетов в США пишет, что «в качестве крайней меры медицинским факультетам следовало бы категорически запретить какое бы то ни было вмешательство корпораций в планирование учебных программ и содержание презентаций» [1, с. 194].

Технический университет Мюнхена также уделяет много внимания развитию бизнес-образования. Его важная особенность заключается в стремлении сделать своих студентов не просто лучшими в конкретной области исследований, но и дать им возможность применять свои знания в бизнес-среде (студенты должны освоить клю-

11 Колесников А.Н. Треть малых предприятий при вузах существует лишь на бумаге. www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=223&d_no=41450#.UrTUOPRdVEI.

чевые навыки для создания собственного бизнеса). Помимо этого, UnternehmerTUM также предлагает программы развития и специальные семинары для аспирантов и докторантов. Кроме того, бизнес-профессионалы могут принимать участие в данных программах и семинарах и улучшать свои знания в сфере инноваций и предпринимательские навыки [8, с. 154-159].

Подобные практики демонстрируют то, что увеличение предпринимательской активности и вовлеченности студентов не сказывается негативно на качестве их обучения, а напротив, является дополнительным стимулом к интенсификации и повышению заинтересованности в процессе обучения, т.к. студенты видят реальную пользу от изучения конкретных дисциплин и особенности практического применения полученных знаний.

Среди интересных для России практик можно выделить также организацию специальных семинаров по бизнес-планированию, на которых участники обучаются презентационным техникам, а также получают обратную связь относительно своих идей бизнес-планов (порядка 150 бизнес-планов разрабатываются ежегодно в рамках таких семинаров). Важной особенностью этих семинаров является то, что все преподаватели работают в сфере бизнеса и имеют практическое понимание того, как основать компанию и управлять ею. Международные бизнес-профессионалы также регулярно читают лекции и организуют специальные «весенние и летние школы» для магистров и аспирантов, создавая тем самым отличную платформу для взаимодействия и развития бизнес-творчества [8, с. 154-159].

К примеру, программа Manage&More была разработана специально для высокомотивированных аспирантов и в данный момент предлагается на всех тринадцати факультетах ТУМа. Каждый год 40 студентов претендуют на стипендию для практических занятий в рамках проектов и семинаров, где они могут обучаться навыкам межличностного общения и работе в команде. Все эти тренинги сочетаются с развитием инновационных бизнес-идей. Кроме того, в 2008 г. UnternehmerTUM GmbH разработала Executive MBA в сотрудничестве с Лейпцигской Высшей школой менеджмента12. Этот годичный курс предоставляет 20 специалистам и руководителям компаний в сфере промышленности, также как и предпринимателям, шанс получить академическое образование в сочетании с развитием собственного инновационного проекта, а иногда - собственного стартапа [8, с. 154-159].

Подобная практика противопоставляет себя традиционному для западных университетов обвинению в том, что «они уделяют научным

12 Leipzig Graduate School of Management, HHL. www.hhl.de/en/home/.

исследованиям больше внимания, чем преподавательской деятельности, и тем самым пренебрегают интересами студентов» [1, с. 177], т.к. успех в педагогической деятельности не приносит преподавателям дополнительного вознаграждения.

5. Поддержка стартапов.

Технический университет Эйндховена предлагает различные виды поддержки стартапов (для студентов, выпускников и других заинтересованных сторон) через Technostars (фонд посевных инвестиций)13 и Инкубатор 3+, которая состоит из коучинга, консалтинга, кредитования и особых условий размещения. Встречи проводятся на регулярной основе, уделяя особое внимание темам, представляющим особый интерес для начинающих предпринимателей. По данным ежегодного отчета, с 2006 по 2010 г. университетом было создано в общей сложности 83 компании. За этот же период было получено 64 патента и 42 лицензии, было выиграно 11 грантов по повышению ценности знаний. Что касается малого и среднего бизнеса, университет был исполнителем 104 заданий, субсидируемых правительством Нидерландов (Innovation Grants Regulation of the Dutch government) [8, c. 181].

В Техническом университете Мюнхена также уделяется большое внимание развитию стартапов. Компания UnternehmerTUM Project GmbH была создана для того, чтобы иметь возможность расширить и использовать на практике знания, накопленные в процессе работы UnternehmerTUM GmbH. Целями данной компании является помощь в развитии стартапов предпринимательских команд и проведении исследований и проектов уже существующих компаний, например, в разработке новых приложений и, конечно, исследовании рынка. Разделение центра на две части (на UnternehmerTUM GmbH и UnternehmerTUM Project GmbH) ясно показывает, что UnternehmerTUM не просто занимается образовательной деятельностью, но и помогает своим слушателям продвигать свои идеи на рынке.

Однако университетам стоит с осторожностью поддерживать компании, созданные своими профессорами, даже в том случае, если эта поддержка осуществляется через так называемые «буферные организации», т.к. она может породить конфликт интересов и вызвать риск зависимости продвижения по службе профессоров от коммерческих соображений [1, c. 171-173].

6. Участие в региональных консорциумах.

Технический университет Эйндховена участвует в ряде региональных консорциумах, в частности, имеет партнерские отношения с крупными поставщиками знаний в Брэйнпорте (Brainport) и Элате14.

13 Technostars. www.technostars.nl.

14 Eindhoven Leuven Aachen Triangle, ELAt. www.elat.org.

Брэйнпорт, самый «умный» регион 2011 г. (по определению Intelligent Community Forum (ICF)), является одной из главных инновационных площадок и резиденцией для бизнеса и научно-исследовательских институтов мирового класса. Регион Брэйнпорт-Эйндховен является мощным инновационным игроком в европейском и мировом масштабах: на его долю приходится треть всех частных расходов на научные исследования Нидерландов. Экономический успех региона Брэйн-порт-Эйндховен является результатом уникального сотрудничества между промышленностью, научно-исследовательскими институтами и правительством 15.

Эта тройная спираль сотрудничества создает очень благоприятный климат как для всемирно известных компаний, так и для инновационных малых и средних предприятий в регионе. Данный опыт особенно интересен для России в контексте задачи инновационного развития регионов.

7. Активизация взаимодействия с малым бизнесом.

Для любого университета труднее наладить взаимодействие с малым и средним бизнесом, чем с крупным. Эта проблема остро стоит и перед российскими вузами, поэтому рассмотрение опыта ее решения Техническим университетом Эйндховена представляется особенно важным. В целях развития сотрудничества с малым бизнесом Университет вступил в партнерство с Университетом прикладных наук Fontys16, Агентством регионального развития Брабанта17 и United Brains («Соединенные Мозги»)18, служащим своего рода соединяющим звеном между малым бизнесом и учеными-предпринимателями. На сайте United Brains пользователь может оставить свой вопрос (или, к примеру, запрос на проведение исследования), для ответа на который привлекаются эксперты из университетов-партнеров. Таким образом пользователь и университеты налаживают взаимодействие и сами, в свою очередь, становятся партнерами. Такой подход способствует как инновационному развитию малого и среднего бизнеса, так и укреплению предпринимательства в университетах [8, с. 178-183].

Конечно, в России есть определенный опыт трансфера технологий и предоставления университетом консультационных услуг бизнесу. К примеру, Нижегородский государственный университет, которому в 2009 г. была присвоена категория «Национальный исследовательский университет», сотрудничает с российскими и зарубежными ком-

15 Brainport. www.brainport.nl/en/about-brainport.

16 University of Applied Sciences. fontys.edu.

17 Brabant Development Agency, BOM. www.bom.nl.

18 United Brains. www.unitedbrains.nl.

паниями для выполнения на коммерческой основе НИОКР, проведения консультаций и экспертиз, решения научно-технических проблем и т.д.19. Однако среди основных партнеров и заказчиков перечислены, в основном, крупные российские и зарубежные компании и университеты, а также институты РАН. Это может быть объяснено ориентацией на естественнонаучные области исследования, однако в таком случае малый и средний бизнес оказываются практически неохваченными.

Ввиду этого опыт Технического университета Эйндховена, предлагающего свои услуги через платформу United Brains совместно с другими вузами (что расширяет спектр областей исследования) и Агентством регионального развития, способствующим фокусированию исследований на потребностях региона, в том числе - малого и среднего бизнеса, является полезным для становления предпринимательских университетов в России и намечает перспективы их дальнейшего развития.

Ограничения адаптации европейского опыта для

университетов России

Проведенное исследование опыта развития университетов в Нидерландах и Германии позволило выявить ряд общих принципов и видов деятельности, свойственных предпринимательским университетам и актуальных для развития сферы российского высшего образования. Среди них: развитие совместных инноваций, создание специальных структур для сотрудничества с бизнесом, трансфер технологий, развитие бизнес-образования, поддержка стартапов, участие в региональных консорциумах и активное взаимодействие с малым бизнесом.

Обращает на себя внимание то, что все перечисленные характеристики не уникальные - многие из перечисленных видов деятельности присутствуют и в российских университетах. Тем не менее свой положительный эффект они дают только в сочетании, при соответствующем учете региональных и страновых особенностей, ввиду чего необходимо выделить те ограничения, которые препятствуют развитию предпринимательства в отечественных университетах. К ним , на наш взгляд, относятся:

1. Неоднозначное отношение академического сообщества к предпринимательской деятельности университета;

2. Традиционный приоритет образовательной функции университета над исследовательской;

3. Низкая степень автономии и свободы в выборе тех или иных направлений деятельности университета в силу отсутствия множе-

19 Нижегородский государственный университет. www.itc.unn.ru/research.

ственных источников финансирования и особенностей существующего законодательного регулирования данной сферы;

4. Низкий уровень предпринимательской культуры и предпринимательского опыта в университетах;

5. Недостаточный уровень развития бизнеса и неготовность к инвестированию в сферу образования и науки;

6. Политизированность инноваций и законодательные ограничения. Кроме того, проведенное исследование позволило выделить ряд

частных ограничений для крупных университетов России: высокие трансакционные издержки, ригидность структуры и неприятие децентрализации, консерватизм и инерционное экстенсивное развитие.

Тем не менее данные ограничения и особенности российской высшей школы, замедляющие развитие предпринимательских университетов, одновременно дают дополнительное время на осознание негативных сторон коммерциализации образования и выработку путей их преодоления. Под коммерциализацией, вслед за Д. Боком, предлагается понимать «стремление университетов извлечь прибыль из своей преподавательской, исследовательской и иной деятельности» [1, с. 25]. К таким негативным сторонам относятся: подрыв академических стандартов (деньги как основная цель деятельности); конфликт интересов и степень секретности при взаимодействии университетов и бизнеса; ангажированность образовательных программ, финансируемых бизнесом; ограничения академической свободы при выборе тематики исследований и публикации результатов; ухудшение качества преподавания и др.20.

Снизить остроту этих проблем в России можно, взяв курс на «рациональную коммерциализацию» образования, предполагающую разумное привлечение частных инвестиций, не ограничивающих академические свободы. Однако это возможно только при достаточном уровне государственного финансирования вузов, позволяющего вузам не идти на высокорисковые сделки с бизнесом ради выживания.

Литература

1. Бок Д. Университеты в условиях рынка. Коммерциализация высшего образования. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012.

2. Будущее высшего образования и академической профессии: страны БРИК и США / Под. ред. Ф. Альтбаха, Г. Андрущака, Я. Кузьминова, М. Юдкевич, Л. Райсберг. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2013.

20 Подробно описаны Д. Боком на примере университетов США, однако перечисленные проблемы носят международный характер [1].

3. Вахштайн В. Две модели образовательных систем: континентальная и атлантическая. www.intelros.ru/pdf/prognosis/321-352_vahshtaia.pdf.

4. Ицковиц Г. Тройная спираль. Университеты - предприятия - государство. Инновации в действии / Генри Ицковиц. Пер. с англ. под ред. А.Ф. Уварова. Томск: Изд-во ТУСУР, 2010.

5. Как платят профессорам? Глобальное сравнение систем вознаграждения и контрактов / Под. ред. Ф. Альтбаха, Л. Райсберг, М. Юдке-вич, Г. Андрущака, И. Пачеко. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012.

6. Кларк Б.Р. Создание предпринимательских университетов: организационные направления трансформации. М.: Изд. дом Гос.ун-та -Высшей школы экономики, 2011.

7. Кобзева Л.В., Пономаренко В.В. На пути к предпринимательскому университету: что находится в центре изменений? // Инновации. 2011. № 4. С. 85-92.

8. 30 Best Case Studies of Good Practice in the Area of UBC within Europe / Science-to-Business Marketing Research Centre, Germany, 2011. ec.europa.eu/education/higher-education/doc/studies/munstercase_ en.pdf.

9. Bart Van Looy. The Role of Entrepreneurial Universities within Innovation Systems: An Overview and Assessment // Review of Business and Economics. 2009/1.

10. Gibb, A.A., Hannon P. Towards the Entrepreneurial University // International Journal of Entrepreneurship Education 4, 2006.

11. Land R., Gordon G. Enhancing Quality in Higher Education: International Perspectives. Routledge. London and New York, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.