УДК 130.2:008
Реф. кн.: ЯКОВЕЦ Ю.В., ФАРАХ С.Н. МИР ЦИВИЛИЗАЦИЙ: ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ? - Москва : МИСК-ИД Академии им. Н Е. Жуковского, 2022. - 532 с. DOI: 10.31249/rphil/2023.03.02
Аннотация. В книге рассматриваются история, структура и система взаимодействия мира цивилизаций (глобальной, мировых и локальных). Исследуются основные вызовы и угрозы, стоящие перед современной цивилизацией. Авторы анализируют условия позитивного сценария ее развития, в основе которого может лежать становление «интегральной гуманистически-ноосферной цивилизации и многополярного мироустройства». Особое внимание уделяется изучению «российской цивилизации».
Ключевые слова: цивилизация; диалог цивилизаций; глобальные проблемы; цивилизационный подход; будущее человечества; ноосфера; гуманизм; многополярный мир; цивилиография; Россия.
Summary of the book: Yakovets Yu.V., Farah S.N. The world of civilizations: is there a future? - Moscow, 2022. - 532 р.
Abstract. The book discusses the nature and principles of the development of civilizations (global, world and local). The main challenges and threats facing modern civilization are investigated. A positive scenario for the development of civilizations is proposed, which may be based on the formation of an «integral humanistic-noospheric civilization and a stable multipolar world order». Special attention is paid to the study of «Russian civilization».
Keywords: civilization; dialogue of civilizations; global problems; civilizational approach; the future of humanity; noosphere; humanism; multipolar world; civiliography; Russia.
Для цитирования: Мельник С.В. [Реф. кн.] // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 3 : Философия. - 2023. - № 3. - С. 43-53. Реф. кн.: Яковец Ю.В., Фарах С.Н. Мир цивилизаций: есть ли будущее? - Москва : МИСК-ИД Академии им. Н.Е. Жуковского, 2022. - 532 с. DOI: 10.31249/грЫ1/2023.03.02
Авторы монографии - доктор экономических наук Ю.В. Яковец и доктор философских наук С.Н. Фарах - являются известными представителями современной российской цивилиза-ционной школы, которая в течение трех последних десятилетий занималась разработкой новой интегральной парадигмы теории, истории и будущего цивилизации (с. 8). По мнению названных исследователей, мир цивилизаций (глобальной, мировых и локальных) в настоящий момент находится в состоянии глубокого кризиса, «смертельно опасной болезни» (с. 11). В своей новой книге авторы рассматривают происхождение, закономерности развития, внутреннюю структуру и сложную систему взаимодействия цивилизаций, а также делают акцент на причинах «нависшей катастрофы» и способах ее предотвращения.
Книга состоит из трех частей, содержащих 14 глав, которые разделены на 60 параграфов, снабжена обширным иллюстративным материалом (рисунки, графики, схемы, таблицы). Главная задача первой части (с. 11-164) заключается в исследовании сущности мира цивилизаций в трех измерениях - динамике, статике и генетике. Затем авторы стремятся поставить «диагноз» современному кризису цивилизации и рассматривают главные вызовы (экологические, демографические, ядерная война и др.), чему посвящена вторая часть монографии (с. 165-378). В третьей части книги (с. 379-526) предлагается позитивный сценарий развития мира цивилизаций, в основе которого может лежать становление «интегральной гуманистически-ноосферной космической цивилизации и устойчивого многополярного мироустройства», в связи с чем среди прочего раскрывается роль диалога и партнерства цивилизаций и государств, культур и религий.
В первой части книги «Мир цивилизаций в глобальном и локальном измерениях» анализируется проблематика генезиса цивилизаций, дается характеристика их эволюции (глава 1), исследуются закономерности смены поколений локальных цивилизаций (глава 2). Отдельное внимание в первой части уделяется описанию
«российской цивилизации» (глава 3). Кроме этого, рассматриваются этапы формирования науки о цивилизациях и современная интегральная теория цивилизации, разработанная российской циви-лизационной школой (глава 4).
В первой главе «Тайны происхождения и законы эволюции мира цивилизаций» авторы отмечают, что мир цивилизаций включает в себя три составляющие: (1) глобальную цивилизацию (человеческое общество на стадии цивилизационного развития, начиная с неолитической революции около десяти тысячелетий назад и городской революции около семи тысячелетий назад); (2) мировые цивилизации (эпохи в развитии глобальной цивилизации: неолитическая, раннеклассовая, античная, средневековая, раннеинду-стриальная и индустриальная); (3) локальные цивилизации (социальные мегасистемы, возникшие более пяти тысяч лет назад и отражающие особенности цивилизационного развития в различных регионах Ойкумены (населенной части планеты)» (с. 12).
Сущность цивилизации определяется «наследственным ядром», определяющим ее главные характерные черты. Структура генотипа цивилизаций, отмечают авторы, включает шесть составляющих: природно-экологическую, социодемографическую, технологическую, экономическую, социокультурную (сюда входят наука, искусство, образование, религия, этика) и социально-политическую. При смене цивилизационных циклов происходит сбалансированная перестройка структуры генотипа (с. 30).
Вместе с мировыми цивилизациями происходит смена поколений локальных цивилизаций. Арнольд Тойнби насчитал 47 цивилизаций, большинство из которых сошли с исторической сцены. Ю.В. Яковец и С. Фарах указывают, что к началу XXI в. сложилось 12 цивилизаций «пятого поколения»: цивилизации Европы -западноевропейская, восточноевропейская, евразийская; цивилизации Америки и Океании - североамериканская, латиноамериканская, океаническая; цивилизации Азии и Африки - японская, китайская, индийская, буддийская, мусульманская, африканская (с. 42). Взаимодействие локальных цивилизаций осуществляется в различных формах - от столкновения и противостояния до диалога и партнерства, которые могут сменять друг друга. Авторы предлагают разработанную ими периодизацию истории цивилизации, включающую четыре исторических суперцикла, восемь миро-
вых цивилизаций и четыре поколения локальных цивилизаций (с. 34-37).
Примечательно, что в третьей главе «Героическая и трагическая судьба российской цивилизации» (с. 86-130) история возникновения этой цивилизации возводится авторами не к призванию на княжение новгородцами варяжской дружины во главе с Рюриком и его братьями в 866 году и не к крещению Руси 988 года, а к существенно более раннему периоду. Авторы отмечают, что «открытие в конце XX века на территории южнее Урала древнего города Ар-каима и других городов эпохи бронзового века показало, что в этот период сложилась развитая цивилизация первого поколения («страна городов»), которую археологи называли протогородской цивилизацией, однако она просуществовала всего три века, и дальнейшие ее следы пока не обнаружены. Поэтому есть основания делать вывод, что цивилизация на территории России возникла четыре тысячелетия назад и что она входила в состав всех пяти поколений локальных цивилизаций в течение этих тысячелетий... К VI-VII вв. народы Восточной Европы прошли уже три мировые цивилизации - неолит, бронзовый и железный века, хотя по государственно-правовой составляющей отставали от авангардных локальных цивилизаций Запада, Юга и Востока. Как показали исследования, в Северном Причерноморье с VII в. до н.э. (начало его греческой колонизации) возникли первые государства - Боспор-ское царство, Херсонес и другие, тесно связанные как со средиземноморскими цивилизациями, так и со скифской протоцивилизацией и другими местными догосударственными и государственными образованиями. Позднейшие исследования убедили нас в том, что на территории северного Причерноморья сформировалась самостоятельная греко-скифская цивилизация как синтез самой передовой для античной эпохи древнегреческой цивилизации и скифской цивилизации» (с. 87-88).
Авторы рассматривают специфику российской цивилизации, в том числе в соответствии с указанными выше характеристиками генотипа (с. 95-102), выделяют и описывают основные этапы ее становления (аркаимская, боспорская, восточнославянская (Новго-родско-Киевская Русь), евразийская (с XVI по первую четверть XXI в., включает Московское царство, Российскую империю и Со-
ветский Союз)) (с. 89-127), затрагивают тему современного противостояния с Западом и уроки, которые следует вынести из истории.
Четвертая глава «Ступени познания мира цивилизаций» посвящена истории становления науки о цивилизациях (цивилиогра-фии) (с. 131-164). Авторы перечисляют в хронологическом порядке основные персоналии, которые внесли вклад в названную науку и кратко описывают, в чем он состоял. В первом параграфе «XIX век: зарождение науки о цивилизации» разбираются взгляды следующих ученых: академика Российской Императорской академии наук А.К. Шторха (1766-1835) (его учебник «Курс политической экономии, или Изложение начал, обусловливающих народное благоденствие» авторы называют «первой в мире книгой по теории цивилизации»), А.Л. Метлинского (1814-1870) (издал в 1839 году монографию «О сущности цивилизации и значении ее элементов»), Ф. Гизо (1787-1874) (французский историк опубликовал в 1828-1930 годах книги «История цивилизации во Франции» и «История цивилизации в Европе»), Г. Бокля (1821-1862) (замыслил создать грандиозный труд «Истории цивилизаций человечества», но успел написать только двухтомную «Историю цивилизации в Англии»), Н.Я. Данилевского (акцент делается на его работе «Россия и Европа») и Л.И. Мечникова (1838-1888) (опубликовал в 1898 году книгу «Цивилизация и великие исторические реки») (с. 131-135).
Во втором параграфе «Цивилизационные школы XX века» рассматриваются основные труды О. Шпенглера, А. Тойнби, П. Сорокина, Ф. Броделя, Г. Уэллса, У. Макнилла, С. Хантингтона, Н.Н. Моисеева, Ю.В. Яковца, Е.Б. Черняка; а также авторы кратко останавливаются на основных идеях У. Дюранта, Д. Булоса, А.Л. Бэшема, Ю. Хабермаса, Х. Йонаса, И. Дайсаку (Япония), Д. Шаегана (Иран), А Маалуфа (с. 135-153).
В третьем параграфе четвертой главы «Прорыв в будущее: российская интегральная цивилизационная школа» рассматриваются идеи Ю.В. Яковца, А.А. Зиновьева, Н.Н. Моисеева, Г.Т. Гайдара, И.В. Бестужева-Лады, В.Л. Иноземцева, Т.Т. Тимофеева, С. Фараха, О.А. Сергеевой, А.С. Панарина, А.Г. Дугина, С.Н. Су-хоноса, Б.С. Ерасова. Кроме этого, уделяется внимание описанию подходов некоторых зарубежных ученых (Дж. Фридман (США),
Джагдиш Капур (Индия), Д. Шаохуа (Китай), Ж. Эдгар и Э. Морен (Франция)) (с. 154-164).
Во введении к книге Ю.В. Яковец и С. Фарах представляют «12 принципиально новых положений, смелых научных гипотез, многие из которых в дальнейшем могут быть доказаны и признаны в качестве научных открытий, в совокупности образующих ядро интегральной парадигмы обществознания» (с. 8). Они отмечают, что эти положения нашли отражение как в рассматриваемой книге, так и в других их работах. Сформулированные самими авторами тезисы отражают их самобытный вклад в цивилиографию, поэтому представляется уместным привести их целиком:
«1. Дан новый ответ на основной вопрос философии: что первично - материализм или идеализм, материя или сознание. По нашему мнению, Человек разумный, обладающий сознанием, в течение миллиардов лет является вершиной эволюции, материального мира и развития биосферы на планете Земля. Согласно представлению Владимира Вернадского, достижением этой эволюции стало превращение биосферы в ноосферу - в сферу разума, в становление научной мысли как планетарного явления.
2. Раскрыта тайна происхождения Человека разумного и цивилизации, определены десять функций общественного интеллекта как первого источника институтов цивилизаций (опознавательная, эстетическая, нормативная, любви и института семьи, виртуальная, целеполагания, ноосферная, образовательная и воспитательная, информационная, управляющая), впервые выдвинуто положение об эволюции вида Человек разумный и формировании подвидов Человек цивилизованный и Человек кибернетический, доказана невозможность замены человеческого интеллекта во всем разнообразии его функций искусственным интеллектом.
3. Раздвинуты исторические рамки происхождения и эволюции российской цивилизации в составе пяти поколений локальных цивилизаций, начиная с аркаимской цивилизации, греко-скифской (Боспорского царства), восточнославянской цивилизации (Новго-родско-Киевской Руси), евразийской цивилизации (Московская Русь, Российская империя, СССР) и российской цивилизации (XXI века). Раскрыты характерные черты и особенности российской цивилизации.
4. Представлена новая периодизация истории цивилизаций за десять тысячелетий, включающая смену исторических эпох в динамике глобальной цивилизации, мировых цивилизаций (сверхдолгосрочных циклов и фаз цивилизационных долгосрочных Кондратьевских циклов).
5. Открыт закон сжатия исторического времени и его неравномерности в разных фазах цивилизационных циклов. Исследования показали тенденцию сокращения продолжительности цивили-зационных циклов, ускорение темпов трансформации общества и радикальных перемен, особенно в периоды цивилизационных кризисов.
6. Выдвинута идея глубокой трансформации и дифференциации локальной цивилизации пятого поколения в XXI веке: формирование агрессивной англо-саксонской цивилизации, возвращение российской, китайской и индийской цивилизаций, дифференциация исламского мира на шесть локальных цивилизаций.
7. Раскрыта внутренняя структура глобального кризиса XXI века как кризиса цивилизационного, в котором отражены периоды кризисных фаз всех составляющих генотипа цивилизаций - энергоэкологических, социодемографических, технологических, экономических, социокультурных и геополитических кризисов и их взаимодействия.
8. Рассмотрен социальный закон поляризации и социально -политического партнерства цивилизаций и государств, социальных слоев и поколений в периоды глубоких кризисов, обоснована стратегия использования этого закона для преодоления кризиса и становления устойчивого многополярного мироустройства.
9. Обоснован закон коэволюции природы и цивилизации, взаимосвязи природных и цивилизационных циклов, определяющих развитие общества. Изложена долгосрочная стратегия сбережения природных ресурсов и окружающей среды на основе становления ноосферной цивилизации.
10. Предложена новая концепция диалога культуры и религии, содержания и динамики культуры, диалога взаимного обогащения культур и передачи культурного наследия следующим поколениям. Показана трансформация культурного кода цивилизаций от поколения к поколению и развитие опасности современной
волны антикультуры, обоснована стратегия возрождения высокой культуры и сохранения культурного наследия и разнообразия. Раскрыто содержание языка как института цивилизации и фундамента культуры, обоснована необходимость сбережения языкового наследия и многообразия.
11. Впервые введено понятие цивилизационных войн (локальных и глобальной) как формы столкновения цивилизаций, находящей свое выражение в мировых войнах. Предложена новая периодизация мировых войн, в периоды времени смены долгосрочных Кондратьевских циклов обоснована стратегия конверсии воинско-технического потенциала.
12. Разработан оптимистический сценарий будущего цивилизаций на основе становления гуманистическо-ноосферной космической цивилизации и устойчивого многополярного мироустройства на базе конструктивного диалога и плодотворного партнерства цивилизаций» (с. 8-10).
Во второй части книги «Реальные угрозы миру цивилизаций» авторы выявляют и исследуют основные вызовы глобальной безопасности в XXI в. («смертоносная семерка»):
(1) усиление террористических и военных угроз, новый виток гонки вооружений, нарастающая реальность самоубийственного столкновения цивилизаций с применением оружия массового уничтожения. В этом контексте среди прочего рассматривается современный конфликт России со странами Запада (глава 5, с. 166-202);
(2) приближение экологической катастрофы в результате неблагоприятных изменений климата и увеличения числа природных техногенных катастроф и истощения основных природных ресурсов, критического загрязнения окружающей природной среды (глава 6, с. 203-232);
(3) нарастающие социодемографические угрозы сокращения темпов роста и депопуляции, постарения населения, нарастание потоков нерегулируемой миграции, чрезмерной урбанизации и концентрации населения в мегаполисах, ухудшение структуры питания и увеличение алкоголизма и наркомании, распространение опасных болезней и эпидемий (глава 7, с. 233-262);
(4) угрозы технологической информационной безопасности в результате широкого распространения технологий, опасных для
населения и окружающей среды, увеличение пропасти между авангардными и отстающими цивилизациями и странами, увеличение уровня производительности труда, сверхмонополизация информационных сетей и активное использование их для расширения терроризма и в рекламных целях, ведения информационных войн (глава 8, с. 263-299);
(5) деформация рыночной экономики и структур воспроизводства в результате развития экономики «мыльных пузырей», чрезмерный разрыв между богатством и бедностью государств и социальных слоев (глава 9, с. 300-329);
(6) подрыв основ духовной жизни в результате деградации науки и образования, культуры и нравственности. По мнению авторов, в генетической динамике цивилизаций большую роль играет сфера духовного воспроизводства (социокультурная сфера), в состав которой входят следующие элементы: наука, образование, культура (как эстетическое восприятие окружающего мира, его богатства и разнообразия, создание художественных ценностей, понимание гармоничности, чувство прекрасного), этика (как система нравственных норм, которые регулируют семейные и общественные, межличностные и межгрупповые отношения, налагают определенные ограничения в деятельности человека, требуют учета интересов других членов общества, соблюдения правил социального общежития), идеология (определяющая цели и мотивы деятельности человека и социальных групп, нередко побуждающая их идти на жертвы ради достижения дальних целей) (глава 10, с. 330-378);
(7) нарушение демократических основ государственно-политического и геополитического развития в связи с гипертрофией и низкой квалификацией государственного управления, ослаблением стратегической направленности деятельности системы ООН и других международных организаций, обострением геополитических противоречий в результате тенденций к гегемонизму и однополярному мироустройству нисходящих держав и цивилизаций.
Указанные угрозы можно соотнести с выделенными характеристиками генотипа цивилизаций. При описании каждого из пунктов авторы делают исторический экскурс, приводят разнообразные статистические, количественные и качественные показатели.
Ю.В. Яковец и С. Фарах заключают, что в современную переходную эпоху все составляющие генотипа цивилизации находятся в кризисном состоянии, в связи с чем необходима выработка научно обоснованной долгосрочной стратегии, сбалансированной перестройки структуры генотипа цивилизаций на основе познания и эффективного использования закономерностей их трансформации. Предметом третьей части (с. 379-526) монографии является осмысление будущего мира цивилизаций, поиск ответов на обозначенные вызовы и угрозы, выработка оптимистического сценария развития.
В главе 11 рассматривается «методология интегрального макропрогнозирования», в основе которой лежит синтез теории предвидения кризисов Николая Кондратьева, учение о социальной и культурной динамике Питирима Сорокина и методология глобального моделирования и прогнозирования Василия Леонтьева. В этом контексте с использованием геоцивилизационной матрицы предлагается прогноз динамики глобальной цивилизации до конца XXI в., а также даются индикаторы пессимистического и оптимистического сценариев будущего российской цивилизации (с. 308404).
В главе 12 определяются перспективы и главные черты следующего витка спирали цивилизаций - становление гуманистиче-ски-ноосферной космической цивилизации и новой исторической эпохи, дана характеристика трансформации основных составляющих генотипа цивилизации (с. 405-448).
В главе 13 разбираются стратегические приоритеты становления устойчивого многополярного мироустройства на основе конструктивного диалога и плодотворного партнерства цивилизаций при усилении стратегической направленности деятельности ООН (с. 449-484).
В заключительной, 14-й главе рассматриваются основные причины реализации оптимистического сценария будущего цивилизаций, которые, по мнению авторов, заключаются в диалоге и партнерстве цивилизаций и государств (с. 485-497), культур (в сбережении культурного наследия и разнообразия) (с. 497-505), религий (раздел «Диалог религий: состояние и надежда») (с. 505511), социальных слоев и поколений (с. 511-526).
Завершает книгу раздел «Вместо заключения: реалистичен ли сценарий будущего цивилизации?», где исследуются основные факторы, которые могут повлиять на оптимистический или негативный вектор развития цивилизационной динамики (с. 527-532).
С.В. Мельник*
* Мельник Сергей Владиславович - доктор философских наук, старший научный сотрудник отдела философии Института научной информации по общественным наукам РАН, старший научный сотрудник Болгарской исламской академии; sermeЮ5@mail.ru