Научная статья на тему 'Реф. кн.: ШМОНИН Д.В. ТЕОЛОГИЯ И УНИВЕРСИТЕТ: УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ. – МОСКВА : МАРХИ, 2022. – 220 с.'

Реф. кн.: ШМОНИН Д.В. ТЕОЛОГИЯ И УНИВЕРСИТЕТ: УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ. – МОСКВА : МАРХИ, 2022. – 220 с. Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
27
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
теология / научные дисциплины / универси-теты / история образования / Россия / theology / scientific disciplines / universities / history of education / Russia

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Хлебников Георгий Владимирович

В книге рассматривается история теологии как университетской дисциплины, в том числе в постсоветской Рос-сии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Summary of the book: SHMONIN D.V. Theology and university. – Moscow, 2022. – 220 p.

The book examines the history of theology as a university discipline (including post-Soviet Russia).

Текст научной работы на тему «Реф. кн.: ШМОНИН Д.В. ТЕОЛОГИЯ И УНИВЕРСИТЕТ: УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ. – МОСКВА : МАРХИ, 2022. – 220 с.»

УДК 27

DOI: 10.31249/rphil/2023.04.11

Реф. кн.: ШМОНИН Д.В. ТЕОЛОГИЯ И УНИВЕРСИТЕТ: УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ. - МОСКВА : МАРХИ, 2022. - 220 с.

Аннотация. В книге рассматривается история теологии как университетской дисциплины, в том числе в постсоветской России.

Ключевые слова: теология; научные дисциплины; университеты; история образования; Россия.

Summary of the book: SHMONIN D.V. Theology and university. -Moscow, 2022. - 220 p.

Abstract. The book examines the history of theology as a university discipline (including post-Soviet Russia).

Keywords: theology; scientific disciplines; universities; history of education; Russia.

Для цитирования: Хлебников Г.В. [Реф. кн.] // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 3: Философия. - 2023. - № 4. - С. 101-105. Реф. кн. : Шмонин Д.В. Теология и университет : учебное пособие. - Москва : Мархи, 2022. - 220 с. -DOI: 10.31249/rphil/2023.04.11

Тридцатилетие постсоветского существования России явилось временем посткатакомбной реанимации религиозной веры, ее оправдания в качестве мировоззрения, а также утверждения теологии как предмета и отрасли научного знания. «Теологический поворот» в системе образования был естественным образом обусловлен социально-политической трансформацией, отказом от партийной узости государственной идеологии. Христианская вера, пережившая долгое поражение в правах, вступила в пору легитимации, а

возвращение «старшей сестры философии» - теологии - в стены современных университетов стало значимым явлением.

В 1990-е учебные институты страны чудесным образом (изначально согласно Указу М.С. Горбачева) преобразовались в университеты, что потребовало расширения круга изучаемых дисциплин, и теология оказалась неожиданно востребованной. К примеру, на памяти рецензента - создание кафедры теологии в МГЛУ, бывшем Московском педагогическом институте им. Мориса Тореза. Росло число религиозно ориентированных университетов, таких как Православный Свято-Тихоновский университет, РПУ имени Иоанна Богослова, в котором автору книги и ее рецензенту довелось преподавать. В определенной своей части Россия, очнувшаяся на прокрустовом ложе марксистской идеологии, продвигавшей историю по лекалу конфликтогенного классового подхода, оказалась готова принять целительную парадигму евангельской проповеди любви. Однако признание статуса теологии как отрасли научного знания и ее роли в системе высшего образования протекало в условиях жесточайшей критики со стороны научной общественности. Вспомним, в частности, резонансное «Письмо десяти академиков» Президенту РФ В.В. Путину (2007), обеспокоенных «все возрастающей клерикализацией российского общества и проникновением церкви в систему государственного образования», с их яростным протестом в отношении внесения специальности «теология» в перечень научных дисциплин ВАК. На философском факультете МГУ диссертации по этой специальности (5.11 - теология) дружно бойкотировались. Но, как мы видим, рассматриваемое нами учебное пособие для аспирантов свидетельствует уже и о том, что «последнее слово» осталось за теологией.

Автор книги «Теология и университет» Дмитрий Викторович Шмонин, доктор философских наук, директор Института теологии Санкт-Петербургского университета, главный редактор журнала «Вопросы теологии», председатель экспертного совета ВАК при Министерстве науки и высшего образования по теологии, профессор Санкт-Петербургской духовной академии и других вузов, автор значимых работ, имеет огромные заслуги в деле победного возвращения теологии в университет.

Во введении автор говорит о стереотипах, заложенных веком Просвещения, о мировоззренческом противоречии науки и религии, о перспективе взаимодействия христианской доктрины и современного естествознания, возможности описания мира как единой целостной системы в эпоху «сложных самоорганизующихся человекоразмерных систем» и миссии университета. Уточнение понятий «теологии» и «богословия» в их соотнесении со стандартами программ университетской теологии и церковного богословия позволяет определить те сегменты теологии, которые выходят за пределы науки. Также книга содержит краткий очерк о теологии в античном мире как «старшей сестры философии», в ее ключевой роли Божественного источника аксиоматической базы последующего философского и научного познания мира.

В главе «Аксиоматика теологии» рассматривается теология в ее различных значениях - как Слова Бога, творящего мир; как воплощенного Слова, обращенного к человеку в Священном Писании; и «теология в третьем значении: sapientia, doktrina, scientia».

В главе «На пути к Университету» рассматривается христианский образовательный стандарт в средневековом Парижском университете, и в греко-византийской традиции, а также ученые монастыри по бенедиктинскому уставу, с их библиотеками, скрип-ториумами и школами для мирян.

Рождение Университета на Западе конспективно прослеживается от XII века, когда в монастырских и кафедральных школах сложился схоластический порядок преподавания: «тривиальные искусства, с опорой на логику; науки квадривиума; метафизика при переходе к теологии» (с. 65-78), до века ХУШ, когда набиравший силу процесс секуляризации и конфессионализации в итоге дает нам образ государственного, утилитарного университета с его равенством факультетов, «где теология - одно из направлений подготовки, а естественные науки, все еще под общим брендом философии, входят на равных с ней, теологией, и другими высшими дисциплинами - медициной и правом» (с. 84).

Особое внимание в книге Д.В. Шмонина уделено и процессу становления отечественной системы образования - от допетровской Руси до времени Петровской модернизации и начала русско-

го Просвещения с нашей греко-византийской и национальной спецификой (версия 2.0).

В главе «Православие в Академии наук и обоих университетах» автор анализирует факт отсутствия богословских дисциплин в учебных планах Московского университета в период ректорства М.В. Ломоносова. Факультет теологии создается при Екатерине II по примеру передовых европейских университетов.

«Университет, версия 3.0» - это рождение новой модели -Берлинского университета в посленаполеоновской Пруссии, с его акцентом на единство образования и исследования и влиянием гумбольдтовского идеала на университетский устав Санкт-Петербургского университета. Теология была представлена двумя кафедрами - кафедрой догматического и нравоучительного богословия и кафедрой толкования Священного Писания и церковной истории. Английские университеты не готовили священнослужителей и теологов, отдавая приоритет реальным наукам с акцентом на прикладные исследования: «протестантско-англиканский дух» инспирировал «утилитарно-буржуазный подход к высшему образованию».

Дублинская модель Д.Г. Ньюмена имела в виду преодоление крайностей протестантизма и католицизма. Его книга «Идея университета» описывает либеральное образование как путь человека к христианскому идеалу. Ньюмен рассматривал теологию как хранительницу устоев свободы и просвещения.

В главе «Университет, версия 4.0: профессия, культура и идеология» анализируется эпоха массового университета, идеология которого представлена в книге испанского философа Х. Ортеги-и-Гассета «Миссия университета».

В главе «Университет, версия 5.0: контуры новой парадигмы» автор делает попытку критического осмысления «миссии университета» в контексте задач университета XXI века; дать оценку перспективе теологии в ее роли и статусе в университетском образовании.

Глава «Теология в новой пропорции: квалификация и профили» конкретизирует теологию как направление подготовки в современной России.

Книга, в силу задач ее как учебного пособия, не претендует на всеохватывающую исследовательскую глубину необъятной темы, поскольку призвана служить прежде всего ориентированию в ней аспиранта-теолога. Возможно, был бы уместен расширенный справочный аппарат, но в наш информационный век достаточно обратиться в Интернет. В целом и общем, прочтение труда уважаемого профессора Д.В. Шмонина оставляет впечатление хорошо структурированного и темперированного клавира и чувство признательности ее автору.

Г.В. Хлебников *

Хлебников Георгий Владимирович - кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник отдела философии Института научной информации по общественным наукам РАН; gwvoloshin@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.