DOI 10.25991/VRHGA.2022.23.2.012 УДК 130: 17
И. В. Левин*
МОДЕЛЬ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕРКВИ АДВЕНТИСТОВ СЕДЬМОГО ДНЯ (НА ПРИМЕРЕ ЗАОКСКОГО АДВЕНТИСТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА)
Статья посвящена исследованию христианской образовательной парадигмы России в сегменте протестантского религиозного образования как одного из аспектов современной теории и практики отечественной конфессиональной педагогики. В статье показана модель религиозного образования Церкви Христиан-Адвентистов Седьмого Дня в России, представленная Религиозной духовной образовательной организацией высшего образования «Заокский университет Церкви Христиан-Адвентистов Седьмого Дня» — Заокским адвентистским университетом (ЗАУ). Предмет исследования рассмотрен как в плане ключевых понятий вероучения адвентизма, так и в разрезе методов, форм и отличительных особенностей обучения теологии и конфессионального богословия.
Ключевые слова: адвентизм седьмого дня, Церковь Христиан-Адвентистов Седьмого Дня, религиозное образование, Заокский адвентистский университет, вероучение, теология.
I. V. Levin MODEL OF RELIGIOUS EDUCATION OF THE SEVENTH-DAY ADVENTIST CHRISTIAN CHURCH (ON THE EXAMPLE OF ZAOKSKY ADVENTIST UNIVERSITY)
The article is devoted to the study of the Christian educational paradigm of Russia in the segment of Protestant theological education as one of the aspects of the modern theory and practice of Russian denominational pedagogy. The article shows the model of religious education of the Seventh-Day Adventist Christian Church in Russia, presented by the Religious Spiritual Educational Organization of Higher Education "Zaoksky University of the Church of Seventh-day Adventist Christians" — Zaoksky Adventist University (ZAU). The subject of
* Левин Игорь Витальевич, аспирант, Русская христианская гуманитарная академия; [email protected]
the study is considered both in terms of the key concepts of the doctrine of Adventism, and in terms of methods, forms and distinctive features of teaching theology and confessional theology.
Keywords: Seventh-day Adventism, Seventh-day Adventist Christian Church, theological education, Zaoksky Adventist University, the creed, theology.
Адвентизм представляет собой религиозное движение, которое появилось в начале XIX века на территории Соединенных Штатов Америки в среде христиан преимущественно протестантского вероисповедания.
В названии — адвентизм седьмого дня — нашли равное отражение как вера в Адвент (от лат. adventus — «пришествие», «у порога»), то есть во второе пришествие Иисуса Христа на землю для установления Его вечного Царства, так и соблюдение Десяти Заповедей, в том числе сугубое почитание Седьмого дня — Субботы.
В 2022 году исполняется 136 лет со дня основания первой общины Адвентистов Седьмого Дня (АСД) в России и 116 лет со дня официального признания Церкви АСД в Российской империи. За этот период жизни и деятельности Церковь Адвентистов Седьмого дня прошла путь зарождения, становления, развития, легализации, свободы, гонений, возрождения и, наконец, признания как Церкви, вносящей весомый вклад в жизнь российского общества.
С точки зрения модели религиозного образования адвентизма в России она имеет свое воплощение в деятельности Заокского университета Церкви Христиан-Адвентистов Седьмого Дня — Заокского адвентистского университета (ЗАУ), первого в истории России протестантского высшего учебного заведения. Заокский университет является частью всемирной образовательной системы церкви АСД, в которую входят 119 высших учебных заведений. По мнению Д. В. Шмонина,
вопрос органического включения церковного образования и богословской науки в общероссийское и мировое научно-образовательное пространство, который по-разному пытались решать в многочисленных проектах и реформах синодального периода, забытый в десятилетия советского давления на Церковь, — этот вопрос вновь стоит в наше время. Благодаря введению в 90-е XX в. государственного стандарта по теологии (бакалавриат, позднее — магистратура) в классических, педагогических и некоторых технических университетах стали открываться теологические образовательные программы [10, c. 168].
Таким образом возник феномен «университетской теологии» и одна из образовательных моделей современности, основанная на включении теологических программ и создании кафедр теологии в рамках светских учебных заведений высшего образования.
Заокский адвентистский университет является негосударственным вузом, а университетом высшего образования, мировоззренческое ядро образовательной модели которого имеет религиозный и конфессиональный характер. Фундаментальным принципом христианского адвентистского религиозного образования в ЗАУ является вера и исповедание Священного Писания Ветхого и Нового Завета. «Цели и задачи высшего образования в Заокском университете основаны на библейском видении и глубоком понимании проблем, идей
и ценностей современного общества», — заявлено в части «Миссия» программы Университета [7].
Именно для решения многофакторной задачи сочетания теологического (научно-теоретического), богословского (богослужебно-прикладного) и светского (лингвистического, гуманитарно — социального и педагогического) образований на площадке одного учебного заведения была разработана и осуществлена образовательная модель, реализованная в конкретных предметах и дисциплинах учебных планов и программ «полидисциплинарного исследовательского комплекса» [4, с. 40].
Образовательная модель Заокского адвентистского университета представляет собой учебное заведение, имеющее государственную аккредитацию образовательной деятельности по следующим направлениям профессионального образования: «Теология», «Образование и педагогические науки», «Языкознание и литературоведение» [7].
Три образовательных направления, в свою очередь, подразделяются на профессиональные программы высшего образования: «Теология (Систематическая теология христианства. Протестантская теология)»; «Образование и педагогические науки (Музыка. Начальное образование. Английский язык)»; «Языкознание и литературоведение (Лингвистика. Перевод и переводоведение)».
Наряду с этим обучение ведется по образовательной программе «Теология», направленной на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций по специализациям «Библейские исследования» и «Духовно-психологическое консультирование» [7].
Практическое обучение осуществляется на учебной базе кафедр теологии, общеобразовательных дисциплин, педагогического образования, лингвистики и гуманитарно-социальных дисциплин. Обучение построено на четырехгодичном цикле обучения по очной и заочной формам с итоговым присвоением академической квалификации бакалавра [7].
Если рассматривать модель собственно теологического образования ЗАУ, подразумевая под реализуемой в процессе обучения теологией «базисный идеационный компонент религии, ее смысловое ядро, вероучительную основу, а также процесс идейной экспликации такого идеационного компонента религии» [4, с. 43], то можно отчетливо увидеть, что модель предполагает наличие двух направлений обучения и преподавания, в которых выверен и соблюдается баланс между разными, но однонаправленными аспектами собственно теологического и конфессионально богословского образования.
Теология адвентизма наиболее полно изложена в основах библейского вероучения Церкви АСД, опубликованных в издании «В начале было Слово...» [2], где предлагается догматическое богословие современного адвентизма в систематическом виде (перевод с английского языка).
Впервые «Краткое изложение нашей веры» адвентистов в 25 тезисах было опубликовано в 1872 году. А последняя по времени, наиболее актуальная версия основ вероучения Церкви АСД, появившаяся в результате общего труда ученых Университета Андрюса (США), содержит 28 догматов веры, которые были обнародованы на Всемирной сессии Генеральной Конференции АСД в 2015 году, в Сан-Антонио, штат Техас, США.
Композиционно 28 догматов (основ) веры систематически сформированы в 6 разделов: «1. Учение о Боге, 2. Учение о человеке, 3. Учение о Спасении, 4. Учение о Церкви. 5. Учение о христианской жизни, 6. Учение о событиях последнего времени».
Фундаментальной стороной теологии адвентизма, изложенной в разделе «Учение о христианской жизни» в пяти догматах: «19. Закон Божий, 20. Суббота, 21. Доверенное управление, 22. Христианский образ жизни, 23. Брак и семья», является почитание заповедей Декалога и сугубая проповедь святости седьмого дня — субботы.
Богословская трактовка адвентизма понимания Закона Моисеева как Закона Божия, являющегося центром Священного Писания Ветхого и Нового Заветов базируется на убеждении в вечности и неизменности Слова Божьего. Актуальность Закона Божия непреходяща, исторически утратила свое значение лишь церемониальная часть храмового служения Ветхого Завета, а заповеди Синайского Декалога, являющиеся «высшим мерилом праведности на суде Божьем» [2, с. 91] и излагающие требования Закона в лаконичной форме, имеют неизменную будущность. Следовательно, четвертая заповедь Десятисловия, гласящая: «Помни день субботний, чтобы святить его» [1, с. 92], требует постоянного исполнения и соблюдения.
По мнению Эллен Уайт (1827-1915), одной из основоположниц адвентизма и «посланницы Божией», «знамение, или печать Божья, проявляется в соблюдении седьмого дня — субботы, Божьего памятника творения...» [9, с. 209].
Следующей центральной частью богословского учения адвентистов является вопрос о спасении человека, сформулированный в разделе «Учение о Спасении», имеющем в своем составе четыре догмата: «8. Великая борьба, 9. Жизнь, смерть и воскресение Христа, 10. Спасение во Христе, 11. Возрастание во Христе».
Суть спасения сосредоточена в Спасителе — Иисусе Христе, в том, как Спаситель и спасение человека отражены в Священном Писании — Библии и в отношении спасенного человека к собственному спасению и Спасителю: «Иисус Христос является центром Священного Писания. Ветхий Завет говорит о Сыне Божьем как о Мессии, Искупителе мира; Новый Завет открывает Его как Иисуса Христа, Спасителя. Библия — это Божественная истина, выраженная человеческим языком» [2, с. 23, 26].
Затем, в разделе «Учение о Боге», состоящем из пяти догматов: «1. Слово Божие, 2. Божество, 3. Бог Отец, 4. Бог Сын, 5. Бог Дух Святой», консолидировано с общепротестантской христианской позицией, выраженной Мартином Лютером в одном из пяти постулатов Реформации — Sola Scriptura («Только Писание»), Церковь АСД манифестирует, что единственным источником богословского вероучения является Библия — Священное Писание Ветхого и Нового Завета: «Адвентисты седьмого дня основывают свое вероучение исключительно на Библии. Это вероучение кратко излагается в ряде основных положений, соответствующих учению Священного Писания. В этих положениях Церковь выражает свое понимание Библии и раскрывает содержащееся в Писании учение» [2, с. 23, 26].
Подобный подход Церкви АСД к Священному Писанию имеет и другую богословскую сторону, касающуюся вопроса соотношения Писания и Пре-
дания. В этом вопросе Церковь АСД считает Св. Писания богодухновенными по своей природе и содержащими все необходимое и достаточное для понимания истины во Христе, а Св. Преданию отводится роль учительного, но далеко не всегда богодухновенного толкователя и комментатора Писания. Предание принимается к пониманию только при условии его непротиворечия Писанию.
По мнению Е. В. Зайцева, «Писание является первичным для нас, и именно потому, что оно представляет собой богодухновенный источник, мы призваны соотносить с ним всякое «предание человеческое» (Кол. 2:8). Предание должно проверяться Писанием, а не наоборот» [3, с. 14].
Во всех трудах Э. Уайт также подчеркивается, что Библия — «авторитетное и безошибочное откровение Его воли» [8, с. 7].
Ещё одна специфическая особенностью догматической стороны богословия адвентизма заключается в своеобразной «святоотеческой» традиции, где следом за однозначной вероучительностью Писаний непосредственно следует, в ракурсе герменевтики и экзегетики, авторитет духовного толкования Э. Уайт.
В разделе «Учение о Церкви» в двух догматах «17. Духовные дары и служения и 18. Дар пророчества» определяется, что
пророчество — один из даров Святого Духа. Этот дар является отличительным признаком Церкви Остатка. Он проявился в служении Эллен Уайт — вестницы Господа. Ее труды звучат с пророческим авторитетом, служа к утешению, руководству, наставлению и исправлению Церкви. Эти труды со всей определенностью утверждают, что Библия есть единственное мерило, которым следует проверять каждое учение и каждый опыт [2, с. 318].
Истинность Дара пророчества определяется особыми признаками: 1) согласованность с Писанием; 2) исполнение предсказаний; 3) признание воплощения Христа; 4) наличие добрых плодов от действия дара. Исторически известно и практически подтверждено, что авторитет духовного толкования Э. Уайт соответствовал этим признакам: «Дар пророчества обильно проявился в служении Елены Г. Уайт, одной из основателей Церкви адвентистов седьмого дня. Она передавала вдохновенные наставления для народа Божьего, живущего в последнее время» [2, с. 235].
В этом контексте обнародуется эсхатологический ракурс адвентизма — учение об Остатке (Остаток детей Божиих, Церковь Остатка). Церковь Остатка — это самоназвание Церкви АСД в отношении истинных верующих «сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа» (Откр. 12:17) [1, с. 1832], «ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчества» (Откр. 19:10) [1, с. 1839].
Библейское понятие «Дар пророчества» является отличительной особенностью адвентистского вероучения, сформировавшегося под непосредственным влиянием Э. Уайт. Понятие дуалистично, поскольку носит как духовный (пророческий), так и антропологический (личностный) характер и являет собой основополагающий вектор развития как эсхатологической, так и со-териологической частей теологии адвентизма.
Еще одной структурообразующей особенностью теологии адвентизма седьмого дня в догматическом аспекте является раздел «Учение о событиях последнего времени», то есть учение о втором пришествии Иисуса Христа,
представленное пятью догматами: «24. Служение Христа в небесном святилище, 25. Второе пришествие Христа, 26. Смерть и воскресение, 27. Тысячелетнее царство и конец греха, 28. Новая земля».
Поскольку Писание является единственным источником вероучения, а важнейшую часть Писания, по мнению адвентистов, составляют пророчества, то пророческие книги, которые предвещают и открывают события перед пришествием, — это книга пророка Даниила и Откровение (Апокалипсис) Иоанна Богослова. Они не только содержат непосредственно текст пророческого слова, но и раскрывают актуальную связь пророчеств с судьбой народа Божия, в том числе со вторым пришествием Христа.
Характеризуя отправную точку вероучения, данную посредством описания служения Иисуса Христа в Небесном святилище, Э. Уайт пишет: «Основанием и столпом адвентистской веры является следующее место из Священного Писания: "...на две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится" (Дан. 8:14 [1, с. 1289. — И. Л.])» [8, с. 296].
Вероучение Церкви АСД органически восприняло истолкование пророчеств книги пророка Даниила в понимании одного из основателей адвентизма — Уильяма Миллера (1782-1849), в богословской гипотезе которого был заложен библейский принцип «день за год» («2300 вечеров и утр» равны 2300 годам), этот же принцип впоследствии был подтвержден Э. Уайт и отражен в основах адвентистского вероучения [2, с. 454-455], со ссылкой на Числ. 14:34, Иез. 4:6 и Дан. 9:24 [1, с. 1291].
Эта богословская гипотеза исполнения пророчества адвентистского понимания второго пришествия получила дальнейшее развитие и в конечном итоге стала известна как «Доктрина судебного следствия или следственного суда» служения Христа в Небесном святилище.
В теологии адвентизма определены следующие смыслы служения Христа в Небесном святилище: 1) оправдание Божьего характера; 2) оправдание Божьего народа; 3) соотношение суда и спасения; 4) второе пришествие и время приготовления к нему [2, с. 304, 305].
Другой особенностью сотериологии и эсхатологии вероучения адвентизма является экзегетика «трехангельской вести», то есть толкование части текста из книги Откровения святого Иоанна Богослова (14:6-12). Экзегеза, по мнению Э. Уайт, состоит в прямой корреляции библейского отрывка и истории развития адвентизма и образно, но конкретно символизирует близость второго пришествия Спасителя.
Собственно эсхатологическая модель доктрины спасения вероучения Церкви АСД может быть изложена в следующем кратком виде последовательных событий.
• Время Трехангельской вести, с 1844 года и до второго пришествия Христа, в ходе которого идет «просеивание» и в окончании которого происходит «громкий клич». Служение Христа как Первосвященника в Небесном святилище и производство судебного следствия или следственного суда.
• Время окончания судебного следствия или следственного суда, затем «запечатление» тех, кто относится к народу Божьему и наступление «времени скорби Иакова». Иисус Христос оставляет Небесное святилище.
• Второе пришествие Христа-Спасителя на землю, которое не может быть точно исчислено во времени, но которое не является окончанием жизни этого мира и началом Божьего суда, а предназначено для устройства Тысячелетнего царства.
• Второе пришествие Христа на землю, которое событийно знаменуется «первым воскресением», то есть воскрешением усопших праведников, затем «облечением в бессмертие» их и живых праведников и общее восхищение всех «в сретение Господу», на небеса.
• Уничтожение грешников, живущих на земле ко времени второго пришествия, перед началом Тысячелетнего царства Христа, посредством заключения их в «темницу» до суда Божия. Воскрешение умерших нечестивых грешников происходит по окончанию Тысячелетнего царства, перед окончательным судом Божиим.
• Победа Христа, суд осуждения и низвержение сатаны в бездну, а затем на пустынную землю на тысячу лет. Тысячелетнее царство Спасителя вместе с «облечением в бессмертие» праведниками, которые судят ангелов, мир и дела человеческие.
• По окончанию Тысячелетнего периода происходит сошествие царства Спасителя и небесного Иерусалима — «третье пришествие» Христа и праведников на пустынную землю.
• «Воскресение осуждения». Воскрешение всех ранее живших на земле нечестивых грешников в их смертных и тленных телах. Совместное, во главе с сатаной и антихристом, нападение их на царство Христово и окружение святого города — Иерусалима.
• «Смерть вторая» — снисхождение Божественного огня с неба для окончательной и бесповоротной гибели нечестивых грешников во главе с сатаной и антихристом. Исполнительный суд. Уничтожение старого неба и земли. Окончание «Великой борьбы».
• Обновление земли и небес, как места предназначенного для вечной жизни и обитания праведников. Полная земная и небесная гармония, новый Иерусалим как вечное наследие святых — адвентистов седьмого дня.
Цель эсхатологической эпопеи человечества, по вероучению адвентизма, заключается в спасении человека и в оправдании Бога-Творца перед творением и обвинениями сатаны в «Великой борьбе» в соответствии с Законом. «Сатана осужден своими же делами. Божья мудрость, Его справедливость и доброта полностью оправданы. История греха вечно будет свидетельствовать о том, что счастье всех сотворенных Господом существ неотделимо от соблюдения закона Божьего» [8, с. 483].
Таким образом, можно констатировать, что в разветвленную систему теологического учения адвентизма положены как экзегеза тех текстов Священного Писания, на которых основываются догматы вероучения, так и толкование внебиблейских откровений сверхъестественного, пророческого характера, подтвержденных авторитетом Э. Уайт.
Предметы изучения рабочей программы «Теология» Заокского университета представлены 81 дисциплиной и разделены на богословские модули, а остальные тематически сочетаемы [7]. Существует сепарация на обязатель-
ные для освоения дисциплины и вариативную часть, в которой дисциплины по выбору составляют до тридцати процентов вариативной части [7]. «Отличие теологии от философско-религиоведческих дисциплин состоит в том, что она, помимо относящихся к гуманитарному знанию конфессионально-ориентированных дисциплин, включает в себя систематическое изложение определенного вероучения», — считает Д. В. Шмонин [10, с. 133, 134].
Университетская модель теологии ЗАУ составлена таким образом, что модули как выделенных, так и логически сочетаемых предметов учебного плана конкретизируют основные направления профессиональной (теологической) и конфессиональной (богословской) областей знаний религиозного образования: история религии и история теологии (общего и конфессионального планов), а также история культуры (в аспектах психологии, социологии, этики и педагогики), которые представлены в необходимой и достаточной для изучения полноте.
Также явно в дисциплинарных предметах выражена евангелизационная направленность конфессиональной составляющей обучения, а философия, история философии и религиоведение представлены в начальной фазе изучения, что предполагает более широкое раскрытие этих дисциплин на следующих этапах обучения.
Отдельно стоит сказать, что собственно богословская составляющая обучения дисциплинарно имеет четырехчленное деление по догматическому признаку: «Учение о Боге» (Доктрина 1); «Сотериология» (Доктрина 2); «Эк-клесиология» (Доктрина 3); «Эсхатология» (Доктрина 4), — что соответствует скорее традиционной протестантской «классической» немецкой модели и ее четырехсоставной программе, нежели трехсоставной модели религиозного образования либеральной теологии по Ф. Шлейермахеру [5, с. 150, 151, 153].
Адвентистская педагогическая и теологическая школа, которая исторически существует с 1874 года (первый колледж в Беттль-Крик, США), представленная моделью ЗАУ, ищет ценности и смыслы духовно-нравственного воспитания человека в сочетании науки и религии. При этом вопросы нравственного характера она предлагает решать религиозно, исходя из положений библейской морали, под углом зрения адвентизма седьмого дня.
Практическим осуществлением концепции образования и воспитания, реализуемого Церковью ХСАД в Заокском университете, является, на первом этапе, существование с 1993 года и по настоящее время Заокской христианской средней общеобразовательной школы. Она реализует обучение по программе преемственности «Школа — Заокская Духовная Академия», где педагогической концепцией является «Гармоничное развитие личности на основе интеграции школы, семьи, церкви».
Вторым этапом выступает собственно Заокский университет, предоставляющий возможность высшего образования по профессиональной программе государственного стандарта направления «Теология», профиль — «Систематическая теология христианства». Обучение предоставляет возможность получения академической квалификации бакалавра — первой (начальной) ступени Болонской системы трехуровневого высшего профессионального образования.
Наряду с этим, адвентистская программа «Теология» в направлениях
«Библейские исследования» и «Духовно-психологическое консультирование», а также «Миссиология и Лидерство» дает право на получение степени бакалавра и магистра по конфессиональной специализации.
Третьей ступенью служит дальнейшее конфессиональное обучение, которое происходит через Отдел образования Евро-Азиатского Дивизиона в очной и заочной форме на базе зарубежных протестантских (адвентистских) образовательных учреждений: Университет им. Андрюса (Andrews University, Мичиган, США), Университет Лома-Линда (Loma Linda University, Калифорния, США), Адвентистский международный институт послевузовского образования (AIIAS, Филиппины), Университет Григгса (Griggs International Academy, США), с возможностью получения бакалаврских, магистерских и докторских степеней.
Активно разрабатывается и следующая ступень профессионального высшего образования (госстандарт) с получением академической квалификации магистра по направлению «Теология», профиль — «Теология протестантизма: капелланское служение».
К тому же, 15 июня 2021 года образована ассоциация «Совет по протестантскому образованию» в составе шести российских протестантских учебных заведений, в том числе и Заокского университета. Председателем Совета избран ректор ЗАУ Б. Г. Протасевич. 1-2 декабря 2021 года в Москве в ходе V Всероссийской научной конференции по теологии было подписано соглашение о сотрудничестве между Научно-образовательной теологической ассоциацией (НОТА) и Советом по протестантскому образованию. Цель совместного сотрудничества заключалась в межрелигиозном диалоге и разработке паспорта научной специальности ВАК «Теология», направленность исследования (профиль) — «Протестантская теология».
Так, на современном этапе педагогической деятельности, в Заокском университете осуществляется оформление и внедрение в научно-образовательную среду еще одной ступени академической квалификации — аспирант по направлению «Теология» (ФГОС).
Завершенность религиозного конфессионального воспитания созидает и венчает литургическая практика местной религиозной организации Заокской Церкви Христиан-Адвентистов Седьмого Дня Тульской области, реализуемая в субботних богослужениях в соответствии с адвентистским богословским вероучением.
Таким образом, теология мирового адвентизма седьмого дня, несмотря на все особенности собственно адвентистского вероучения, исторически сформировалась в русле академических протестантских традиций. Эти теологические традиции, преломляясь в образовательной модели Заокского Адвентистского Университета Церкви Христиан-Адвентистов Седьмого Дня в России, являют собой протестантский характер ортодоксии и ортопраксии теоретического и практического богословия отечественного адвентизма, обучение которому идет по двум направлениям: пастырскому (подготовка священнослужителей и церковных работников) и теологическому (подготовка педагогов-преподавателей и научно-исследовательских работников религиозного направления). Оба направления являются логическими составными
частями гармоничного процесса производства и воспроизводства кадров для религиозной сферы российского социума.
ЛИТЕРАТУРА
1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. — Брюссель: Издательство «Жизнь с Богом», 1989. — 2535 с.
2. В начале было Слово...Изложение основ библейского вероучения Церкви адвентистов седьмого дня. — Заокский: Источник жизни, 2019. — 544 с.
3. Зайцев Е. В. О соотношении Писания и Предания // Пастырь добрый. Журнал для священнослужителей. — Заокский: Источник жизни, 2002. — 109 с.
4. Кимилев Ю. А., игумен Петр (Еремеев), Шмидт В. В. Модель религиоведческого и теологического образования в системе образования России // Евразия. Духовные традиции народов. — 2012. — № 3. — М.: Лаборатория ИАРИП РПУ, 2012. С. 39-46.
5. Раст Л. Историческое развитие пасторского образования // ПЕЛИКАН. PLATALEA: Сборник статей по теологии, философии, истории. — СПб.: Светоч, 2001. — 191 с.
6. РДООВО «Заокский университет Церкви Христиан-Адвентистов Седьмого Дня». — URL: https://zda.zau.ru/sveden/files/ (дата обращения: 25.01.2022).
7. Уайт Э. Великая борьба. — Заокский: Источник жизни, 2021. — 576 с.
8. Хайнц Д., Хайнц Х. Вероучение Священного Писания: Справочное и учебное пособие для студентов богословских факультетов, проповедников и руководителей общин: Пер. с нем. — Заокский: Источник жизни, 2012. — 416 с.
9. Шмонин Д. В. О философии, богословии и образовании // Религиозное образование и образовательные парадигмы. — СПб.: Издательство РХГА, 2016. — 207 с.
10. Шмонин Д. В. Технология блага: очерки теологии образования. — М.: Познание, 2018. — 224 с.