УДК 351.862.1
А.И. Кузьмин, Д.Н. Говоров, Д.И. Иванченко
РЕЭВАКУАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ: ОБЗОР СОСТОЯНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
В статье проводится краткий обзор нормативного регулирования процесса возвращения пострадавшего населения к местам их постоянного проживания после окончания работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, а также исторического опыта реэвакуации. На основе проведенного анализа предлагаются некоторые изменения в нормативную правовую базу и обосновывается необходимость разработки соответствующего методического аппарата.
Ключевые слова: эвакуация, чрезвычайная ситуация, пострадавшее население, безопасность, реэвакуация, ликвидация последствий, подготовка территорий, методика оценки готовности.
A. Kuzmin, D. Govorov, D. Ivanchenko
RE-EVACUATION OF THE POPULATION: A REVIEW OF STATUS AND SUGGESTIONS FOR IMPROVEMENT
The article gives a brief overview of the regulatory process of returning the affected population to their places ofpermanent residence after completion of works on liquidation of consequences of emergency situations, as well as historical experience of resettlement. On the basis of the conducted analysis suggests some changes in the legal framework and the necessity of development of methodological apparatus.
Keywords: evacuation, emergency situation, affected populations, the security, the re-evacuation, mitigation, areas preparation, readiness assessment methodology.
Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы является одной из основных задач в области гражданской обороны. И наряду с укрытием населения в защитных сооружениях и обеспечением его средствами индивидуальной защиты - это основной способ защиты людей как от опасностей войны (военных конфликтов), так и угроз, возникающих вследствие стихийных бедствий, аварий и катастроф различного характера. Примеров эвакуации огромное количество: масштабная эвакуация жителей, высших учебных заведений, театров, научно-исследовательских институтов, промышленных предприятий из Европейской части СССР на Урал, в Казахстан, в Западную Сибирь и т.д. в годы Великой Отечественной войны; эвакуация жителей с территорий, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской атомной электростанции, в результате наводнения 2013 года на Дальнем Востоке и многие другие. Если углубляться в историю, то еще с древнейших времен человек осознал, что самый эффективный во всех отношениях способ уберечь себя от опасности - это уйти туда, где ее нет, или туда, где она пройдет стороной. С течением времени, в связи с увеличением численности и плотности населения, развитием городов, ростом и развитием промышленности, и, как следствие, увеличением числа угроз и опасностей, этот изначально больше инстинктивный процесс потребовал организации, планирования, руководства, всестороннего обеспечения и контроля.
В современной России вопросы массовой эвакуации населения, материальных и культурных ценностей возникают периодически. Краткий обзор крупных чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации представлен в таблице 1. В каждой из них для защиты населения применялась
эвакуация. По мере ликвидации всех представленных чрезвычайных ситуаций возникала необходимость возвращения ранее эвакуированных к местам их постоянного проживания.
Таблица 1
Обзор крупных чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации 2001 - 2015 годов
Год Вид и место ЧС Ущерб Эвакуировано населения, тыс. человек.
2001 Наводнение, Республика Якутия Пострадало более 400 тыс. человек более 50
2010 Лесные пожары, Российская Федерация Пострадало 199 населенных пунктов; уничтожено (повреждено огнем) 3180 домовладений около 500
2013 Наводнение, Дальневосточный федеральный округ Пострадало более 170 тыс. человек более 38
2014 Наводнение, Сибирский федеральный округ Пострадало более 70 тыс. человек более 41
2015 Лесные пожары, Республика Хакасия Уничтожено (повреждено огнем) более 900 домовладений около 1
2015 Лесные пожары, Забайкальский край Пострадало 18 населенных пунктов; уничтожено (повреждено огнем) около 300 домовладений более 1,6
На сегодняшний день в Российской Федерации, как и в остальных государствах, эвакуация строго регламентирована нормативными и правовыми актами различных уровней. Обзор этих
документов приведен в таблице 2.
Таблица 2
Содержание нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы эвакуации
Основные положения Полномочия, задачи, ответственность органов управления
Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 30.01.2002 г. № 1 - ФКЗ «О военном положении»
С. 7. Меры, применяемые на территории, на которой введено военное положение: - эвакуация объектов хозяйственного, социального и культурного назначения, а также временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением таким жителям стационарных или временных жилых помещений. Ст. 14. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения режима военного положения: - организация эвакуации объектов хозяйственного, социального и культурного назначения, а также временного отселения жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением таким жителям стационарных или временных жилых помещений. Ст. 9. Вооруженные силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы при обеспечении режима военного положения выполняют следующие задачи: - участие в спасении и эвакуации населения.
Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 30.05.2001 г. № 3 - ФКЗ «О чрезвычайном положении»
Ст. 13. Меры и временные ограничения, применяемые в условиях чрезвычайного положения: - временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением таким жителям стационарных или временных жилых Ст. 27. Финансирование работ по устранению причин и последствий обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения: - порядок финансирования мероприятий по временному отселению жителей в безопасные районы определяется Правительством Российской Федерации
Основные положения Полномочия, задачи, ответственность органов управления
помещений
Федеральный закон Российской Федерации от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
Ст. 11. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: - органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера и обеспечивают их проведение; - органы местного самоуправления самостоятельно принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение; Ст. 14. Обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: - планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций
Федеральный закон Российской Федерации от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне»
Ст. 2. Задачи в области гражданской обороны: - эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы Ст. 6. Полномочия Правительства Российской Федерации: - определяет порядок эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы Ст. 8. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации: - планируют мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению, развертыванию лечебных и других учреждений, необходимых для первоочередного обеспечения пострадавшего населения. Органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований: - проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы. Ст. 9. Полномочия организаций в области гражданской обороны: - планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне
Правила эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2004 г. № 303)
Основные положения Полномочия, задачи, ответственность органов управления
Ст. 2 Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы включает в себя непосредственную эвакуацию населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы из городов, иных населенных пунктов, отнесенных к группам по гражданской обороне, из населенных пунктов, имеющих организации, отнесенные к категориям особой важности по гражданской обороне, и железнодорожные станции первой категории, и населенных пунктов, расположенных в зонах возможного катастрофического затопления в пределах 4-часового добегания волны прорыва при разрушении гидротехнических сооружений, а также рассредоточение работников организаций, продолжающих в военное время производственную деятельность в указанных населенных пунктах. Ст. 6 Организация планирования, подготовки и проведения эвакуации, а также подготовка районов для размещения эвакуируемого населения и его жизнеобеспечения, хранения материальных и культурных ценностей возлагаются: а) в федеральных органах исполнительной власти -на начальников гражданской обороны - руководителей федеральных органов исполнительной власти; б) в субъектах Российской Федерации и входящих в их состав муниципальных образованиях - на начальников гражданской обороны - руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководителей органов местного самоуправления; в) в организациях - на начальников гражданской обороны - руководителей организаций
Полномочия и обязанности органов государственной, исполнительной власти и местного самоуправления конкретизированы в Методических рекомендациях по планированию, подготовке и проведению эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, изданных Департаментом гражданской защиты МЧС России в 2005 году. На данный момент эти методические рекомендации перерабатываются с учетом новых взглядов на гражданскую оборону и подходов к ней, требований нормативных правовых документов.
Несмотря на то что гражданской обороне в целом и эвакуации в частности в последнее время уделяется много внимания, а сама эвакуация изначально подробно регламентирована законодательными и прочими актами, обратный процесс, то есть возвращение эвакуированного населения, материальных ценностей в места изначальной дислокации на сегодняшний день в нормативных документах отображен недостаточно.
Единственное упоминание о реэвакуации в документах МЧС России встречается в Руководстве по эвакуации населения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, разработанном Всероссийским научно-исследовательским институтом по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций и изданном в 1996 году.
Проблема нормативного регулирования реэвакуации в нашем государстве не вполне понятна, так как опыт проведения возвращения людей на прежние места жительства у нашей страны есть. К реэвакуации населения в СССР приступили сразу после разгрома фашистских войск под Москвой в 1941 году, на тот момент еще продолжалась эвакуация с оккупированных территорий. С 1942 года руководство СССР приступило к разработке и реализации единого долгосрочного плана восстановительных работ, включая и механизм реэвакуации. Завершили ее уже после окончания Великой Отечественной войны в 1948 году. Масштабы проводимых мероприятий и большая важность этой задачи требовали достаточно высокой степени ее нормативной проработки.
При Госплане СССР зимой 1943 года было организовано Управление по восстановлению хозяйства в освобожденных районах, в составе которого действовал отдел по реэвакуации. Летом этого же года при Совете народных комиссаров СССР создан Комитет по восстановлению хозяйства
в районах, освобожденных от немецкой оккупации. При нем действовал Отдел по хозяйственному устройству эвакуированного населения, который занимался общим возвращением людей на прежние места жительства. С лета 1945 года ему было возвращено прежнее довоенное наименование -Главное переселенческое управление при Совете народных комиссаров СССР. В его состав входил Отдел по реэвакуации и репатриации, просуществовавший до 1950 года. Последовательность, порядок, объем мероприятий, перечень лиц, учреждений, их полномочия были определены Постановлением Совета народных комиссаров СССР и ЦК ВКП(б) от 21 августа 1943 года «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации». Дальнейшая конкретизация была проведена в целом ряде постановлений Государственного комитета обороны [8, с. 802-816, 829-834, 845-855]. На основании этих документов были четко определены критерии начала возвращения, порядок расчета на производстве, медицинского, вещевого и продовольственного, транспортного обеспечения реэвакуируемых, льготы, выплаты, другие меры их государственной поддержки.
Изучение этих документов, их адаптация под современные требования в условиях формирования законодательства в области гражданской обороны создало бы основу при разработке механизма реэвакуации в Российской Федерации. Но данная работа проводится далеко в недостаточной мере.
На сегодняшний день, например, отсутствует общепринятый термин «реэвакуация», определенный нормативными документами и используемый в целях гражданской обороны. А имеющиеся определения не в полной мере раскрывают содержание.
В связи с этим под реэвакуацией предлагается понимать - комплекс мероприятий по подготовке к заселению территорий изначального проживания эвакуированного населения и (или) территорий, планируемых под заселение эвакуированного населения, доставке и размещению на подготовленных территориях эвакуированного населения. Сравнительный анализ понятий приведен в таблице 3.
Таблица 3
Сравнительный анализ понятия «реэвакуация»_
Действующая редакция Предлагаемая редакция Комментарии
Эвакуация (реэвакуация) населения является сложной задачей... После ликвидации последствий аварии на радиа-ционно опасном объекте и в зоне радиоактивного загрязнения принимается решение о проведении реэвакуации...Реэваку-ация населения (после ликвидации последствий катастрофического затопления (наводнения) - прим. автора) возможна только после проведения значительного объема восстановительных работ, которые могут быть достаточно продолжительными (Руководство по эвакуации населения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.- М.: ВНИИ ГОЧС, 1996) Реэвакуация - комплекс мероприятий по подготовке к заселению территорий изначального проживания эвакуированного населения и (или) территорий, планируемых под заселение эвакуированного населения, доставке и размещению на подготовленных территориях эвакуированного населения. 1. Предложено закрепить данное определение в нормативных правовых актах; 2. Дополнено необходимостью и обязательностью проведения комплекса мероприятий по подготовке территорий к реэвакуации вне зависимости от вида ЧС; 3. Предложено размещение реэвакуируемых на территориях отличных от районов их постоянного проживания (в связи с возможностью (риском) повторения опасных явлений, долгосрочностью воздействия поражающих факторов, экономическими, климатическими, религиозными и иными причинами); 4. Дополнено требованием о необходимости размещения возвращенного населе-
Реэвакуация - комплекс мероприятий по органи-
Действующая редакция Предлагаемая редакция Комментарии
зованному ввозу (вводу) населения из зон временного размещения в районы постоянного проживания (Гражданская защита: энцикл.словарь/[Ю.Л. Воробьев и др.]; под общ.ред. С.К. Шойгу; МЧС России.-М.: ДЭКС-ПРЕСС, 2005) ния на подготовленных территориях, что предполагает проведение ряда административных, организационных, регистрационных и прочих мероприятий после ввоза (ввода) населения.
Реэвакуация - возвращение эвакуированного в места первоначального пребывания (Толковый словарь русского языка: В 4 т./ Под ред. Д. Н. Ушакова. Т. 3, М., 1939.; Репринтное издание: М., 2000)
Ключевым понятием в приведенном выше определении реэвакуации является подготовка территорий и оценка их готовности к приему ранее эвакуированных. Важно оно, во-первых, по причине того, что связано с необходимостью выделения и расходования денежных средств из бюджетов различных уровней. Под денежными средствами в данном случае понимаются:
затраты на подготовку территорий (строительство жилья, объектов коммунально-энергетического хозяйства, транспортных коммуникаций, инфраструктуры и т.д.);
затраты на содержание эвакуированного населения в пунктах временного размещения (жизнеобеспечение, заработная плата обслуживающему персоналу, оплата услуг по предоставлению (аренде) помещений по договорам с владельцами);
затраты на выплаты компенсационного характера, в том числе и на ежедневные расходы. Затраты эти довольно значительные; так, при ликвидации последствий крупномасштабного наводнения в Дальневосточном федеральном округе на содержание пунктов питания и пунктов временного размещения для эвакуированных граждан, включая затраты на их развертывание, было предусмотрено до 1 млрд 267 млн руб., а на выплаты пострадавшим гражданам было выделено до 12 млрд 264 млн 340 тыс. руб. [12, с. 123].
Во-вторых, наличие четкой формулировки и показателей исключит возможность возникновения конфликта интересов всех участников реэвакуации.
Поэтому процесс подготовки, а в особенности критерии и показатели, определяющие готовность территорий, должны быть строго регламентированы соответствующими документами. В качестве базы необходимо использовать некоторые положения уже имеющихся нормативных правовых документов: Градостроительного Кодекса, Жилищного Кодекса, санитарных правил и норм и т.д.
На сегодняшний день методики оценки готовности территорий к приему реэвакуируемого населения нет. Соответственно отсутствует возможность влиять на возникающие проблемы в едином ключе и в правовом поле.
Следовательно, существует потребность на основе теоретических исследований и анализа практики проведения реэвакуации разработать методику оценки готовности территорий к приему реэвакуируемого населения и предложения по ее применению.
Основополагающими здесь могут выступить элементы готовности, которые описываются следующими переменными:
отсутствие опасных факторов, (Б); обеспеченность жильем, (Н);
обеспеченность коммунально-энергетическим хозяйством, (I);
транспортная обеспеченность (подъездные пути, общественный транспорт), (Т);
обеспеченность услугами (объектами) здравоохранения, (М);
обеспеченность объектами торговли, питания, образовательными, спортивными и культурными учреждениями, (О);
возможность трудоустройства (при расселении на новых территориях), У); обеспеченность услугами связи, (С); информационная обеспеченность, (Е).
Оценка готовности территорий к приему реэвакуируемых (Уг) в данном случае будет представлена сложной системой.
Количественная оценка уровня готовности территорий к приему реэвакуируемых определяется как суммарное произведение оценок готовности основных подсистем:
Уг = f (Н,1,Т,М,ОД,С,Е,Б), с учетом их коэффициентов значимости (КН,К1,КТ,КМ,КО,Ю,КС,КЕ,КБ). Коэффициенты значимости подсистем - величины переменные, зависящие от особенностей территорий и определяемые с использованием методов экспертных оценок.
Оценка уровня готовности основных подсистем определяется как суммарное произведение оценок готовности их элементов с учетом коэффициентов значимости:
Н = f (Ы, Ь2, ..., Ьи); I = f (И, 12, ..., т);
Т= f (11, 12, ..., 1д) ...,
D = f (d1, а2, ..., ад).
В общем виде методика может представлять совокупность нескольких частных методик (рис. 1).
Рис. 1. Порядок оценки уровня готовности территорий к приему реэвакуируемого населения Структурно подсистемы готовности территорий целесообразно рассматривать как совокупность элементов и показателей их готовности.
Проведение количественной оценки уровня готовности территорий возможно только на основе научно обоснованной системы показателей.
Структура системы показателей должна соответствовать содержанию основных направлений оценки уровня готовности территорий и удовлетворять следующим требованиям:
состав показателей должен соответствовать задаче проверки готовности территорий к приему реэвакуируемых;
в рамках оценки отдельных подсистем готовности должны выбираться те показатели, которые позволяют оценивать все основные аспекты состояния готовности по данному направлению с достаточной степенью детализации;
результирующая оценка уровня готовности отдельной подсистемы должна характеризоваться одним обобщающим показателем;
обобщенная оценка уровня готовности территорий должна быть связана с результирующими оценками по отдельным подсистемам готовности.
Совокупность показателей оценивания уровня готовности территорий к приему реэвакуируемого населения, удовлетворяющая указанным требованиям, представляет собой типовую систему показателей.
Результатом первичной декомпозиции системы готовности территорий является выделение в ней девяти подсистем: опасные факторы, жилье, КЭХ, транспортная сеть, здравоохранение, объекты социально-культурного назначения, рабочие места, связь и информация. Все эти подсистемы взаимосвязаны и взаимозависимы, образуя присущую этой системе целостность, гибкость и качественную определенность.
Очевидно, что подсистемы готовности территорий на данном этапе слишком укрупнены, то есть процесс оценки готовности практически невозможен с точки зрения получения объективного результата. Требуется дальнейшее применение метода декомпозиции (структуризации) - разложения каждой из подсистем на более мелкие подсистемы до выявления элементов - простейших неделимых частей системы, которые обладают определенной целостностью, состояние которых может быть измерено количественно.
Количественная оценка уровня готовности территорий к приему реэвакуируемых связана с определением данных, которые не могут быть получены обычными средствами измерения, контроля, разведки или путем обработки необходимых статистических характеристик. В данных обстоятельствах наиболее приемлемыми являются методы, основанные на использовании знаний и интуиции специалистов, а в частности, методы экспертных оценок, позволяющие решать сложные многокритериальные задачи [9, 10, 11, 13 - 15].
Для проведения количественной оценки уровня готовности территорий к приему реэвакуируемых необходимо выделить из обобщенного перечня те показатели, которые удовлетворяют заданным требованиям, и сформировать систему показателей, которая ляжет в основу методики.
Для решения данной задачи необходимо:
подобрать экспертную группу для проведения анкетирования в целях формирования системы показателей готовности территорий к приему реэвакуируемых;
обозначить проблему и предоставить экспертам сведения, полученные в ходе решения рассматриваемой задачи и перечень показателей готовности территорий к приему реэвакуируемых;
провести анкетирование экспертов с целью выявления соответствующих требованиям показателей и формирования системы показателей готовности территорий к приему реэвакуируемых;
с учетом всех предложенных поправок и дополнений, касающихся решения рассматриваемой проблемной задачи, сформировать итоговую систему показателей готовности территорий к приему реэвакуируемых;
убедиться в достигнутой согласованности мнений экспертов относительно результата решения поставленной задачи.
Методика оценки уровня готовности территорий к приему реэвакуируемых должна обеспечивать:
единый методический подход к оцениванию уровня готовности территорий к приему реэвакуируемых;
учет выполнения требований руководящих документов как в области гражданской обороны, так и в области градостроительства, охраны здоровья, социальной защищенности;
получение достоверной количественной оценки уровня готовности территорий к приему реэвакуируемых, позволяющей оценить соответствие установленным требованиям и отследить динамику изменения уровня готовности;
возможность использования средств электронно-вычислительной техники для проведения необходимых расчетов количественной оценки уровня готовности территорий к приему реэвакуируемых и подготовки выходных документов.
Методика предполагает быть достаточно простой с точки зрения её использования руководителями всех уровней (уполномоченными комиссиями), а применяемый при этом методический аппарат предусматривает возможность реализации методики с применением современных информационных технологий.
Внедрение данной методики будет являться ключевой составляющей для разработки различного рода методических рекомендаций.
Таким образом, основная сложность внедрения реэвакуации состоит в необходимости проработки, согласования с заинтересованными органами государственной власти и внесения существенных дополнений и изменений в существующие нормативные правовые и нормативно-технические документы. Кроме того, на данный момент отсутствует регламентированный, однозначно определенный механизм финансирования реэвакуационных мероприятий.
Литература
1. Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 30 мая 2001 г. № 3 - ФКЗ «О чрезвычайном положении».
2. Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 30 января 2002 г. № 1 - ФКЗ «О военном положении».
3. Федеральный закон Российской Федерации от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
4. Федеральный закон Российской Федерации от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне».
5. Руководство по эвакуации населения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.- М.: ВНИИ ГОЧС, 1996. - 76 с.
6. Государственный доклад «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2010 году» / МЧС России. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2011. - 299 с.
7. Государственный доклад «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2013 году» / МЧС России. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2014. - 344 с.
8. Директивы КПСС и Советского правительства по хозяйственным вопросам: Сб. документов. Т. 2. М.,
1957.
9. Азгальдов Г.Г. Теория и практика оценки качества товаров (основы квалиметрии). - М.: Экономика, 1982. - 256 с.
10. Добров А.В. Синтез нечеткого управления // Прикладная математика и чрезвычайные ситуации. -Новогорск: АГЗ МЧС России, 2000. - 103 с.
11. Добров А.В. Основы теории эффективности. Учебное пособие: - Химки: АГЗ МЧС России, 2009. - 135
с.
12. Катастрофическое наводнение 2013 года в Дальневосточном федеральном округе. Том I. Уроки и выводы: Научно-методический труд /МЧС России. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2013. - 180 с.
13. Мухин В.И. Исследование систем управления. Часть 1. Концептуальные основы исследования систем управления: Курс лекций. - Новогорск: АГЗ МЧС России, 2009. - 114 с.
14. Мухин В.И. Методы анализа и синтеза систем управления. - Новогорск: АГЗ МЧС России, 1998. - 266
с.
15. Мухин В.И. Основы теории управления. Учебное пособие: - Новогорск: АГЗ МЧС России, 2000. - 252
с.
16. Гончаров С.Ф., Гребенюк Б.В., Радченко И.В. О работе Всероссийской службы медицины катастроф при ликвидации медико-санитарных последствий паводковой ситуации в Дальневосточном федеральном округе // Катастрофическое наводнение 2013 года в Дальневосточном федеральном округе. Том II. Материалы научно-практической конференции: Научно-методический труд / МЧС России. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС(ФЦ), 2013. 120 с.: ил., с. 62 - 74.
Рецензент: доктор военных наук, Пономарев А.И.