Научная статья на тему 'Реэвакуация населения в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций'

Реэвакуация населения в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
651
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Говоров Д.Н., Кузьмин А.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реэвакуация населения в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций»

Уголовно-процессуальная деятельность органов государственного пожарного надзора является одним из видов правоприменительной деятельности в области пожарной безопасности [5].

Расследование преступлений, связанных с пожарами, находило свое отражение в работах криминалистов, как ученых, так и практиков. Этой проблеме посвящены серьезные работы А.С. Анисимова, А.Г. Аюнова, Л.Б. Барон, А.А. Гончарова, А.С. Григоряна, С.И. Зернова, Г.Н. Казакова, Б.В. Мегорского, С.П. Митричева, С.А. Назарова, И.А. Попова, Е.Р. Россинской, Н.П. Яблокова и других ученых.

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.).

2. Федеральный закон РФ от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

3. Чешко И.Д. Технические основы расследования пожаров: Методическое пособие. - М.: ВНИИПО, 2002г.

4. Сметанкина Г.И., Буданов С.А. и др. Учёт и анализ пожаров и их последствий в системе МЧС России. Учеб. пособие - Воронеж: ВИ ГПС МЧС России, 2012. Гриф МЧС России.

5. Дорохова О.В. Актуальные проблемы, возникающие при расследовании преступлений, связанных с поджогами автотранспорта / Дорохова О.В. // III Междунар. науч.-практ. конф. молодых ученых и специалистов «Проблемы техносферной безопасности» Санкт-Петербург. 2014.

РЕЭВАКУАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ХОДЕ ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Д.Н. Говоров, адъюнкт, А.И. Кузьмин, профессор, к.воен.н., профессор, Академия гражданской защиты МЧС России, г. Химки

На сегодняшний день большинство стран мира, имеющих хорошо подготовленные, организованные и эффективно функционирующие системы защиты населения от чрезвычайных ситуаций различного характера, видят процесс реэвакуации населения как важный завершающий этап эвакуации (рис. 1). Причем отмечают, что она должна представлять собой детально спланированный, подготовленный и практически реализуемый комплекс мероприятий по организованному возвращению людей [1].

В нашей стране ситуация в значительной степени отличается. Имея возможность опираться на огромный опыт проведения масштабной реэвакуации населения в годы Великой Отечественной войны [2], ученые и практики

дальнейшего развития в современной России этому процессу не дают.

Рис. 1. Диаграмма процесса эвакуации Федерального агентства по управлению

в ЧС (БЕМЛ, США)

На сегодняшний день, например, отсутствует общепринятый термин «реэвакуация», определенный нормативными документами, и используемый в целях гражданской обороны. А имеющиеся определения не в полной мере раскрывает содержание.

В связи с этим под реэвакуацией предлагается понимать - комплекс мероприятий по подготовке к заселению территорий изначального проживания эвакуированного населения и (или) территорий, планируемых под заселение эвакуированного населения, доставке и размещению на подготовленных территориях эвакуированного населения. Сравнительный анализ понятий приведен в таблице [3].

Помимо нормативного закрепления понятия реэвакуация, необходимо будет предусмотреть и законодательно определить использование в целях возвращения населения уже имеющихся эвакоорганов. В этом случае, орган управления избавлен от необходимости формировать новые пункты приема, распределения и т.д., планировать их работу, организовывать обучение их персонала. Достаточно ограничиться возложением дополнительных обязанностей на уже сформированные администрации.

Подобная практика применяется во многих странах мира, в частности все в тех же США. На рисунке 2 представлены примерные схемы организации приемного (промежуточного) пункта для обоих случаев [1].

Следующим этапом в нормативном закреплении понятия реэвакуация выступает необходимость определения ее места в процессе ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Таблица Сравнительный анализ понятия «реэвакуация»

Действующая редакция Эвакуация (реэвакуация) населения является сложной задачей. После ликвидации последствий аварии на радиационно опасном объекте и в зоне радиоактивного загрязнения принимается решение о проведении реэвакуации. Реэвакуация населения (после ликвидации последствий катастрофического затопления (наводнения) - прим. автора) возможна только после проведения значительного объема восстановительных работ, которые могут быть достаточно продолжительными (Руководство по эвакуации населения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. -М.: ВНИИ ГОЧС, 1996)

Реэвакуация - комплекс мероприятий по организованному ввозу (вводу) населения из зон временного размещения в районы постоянного проживания (Гражданская защита: энцикл. словарь/ [Ю.Л. Воробьев и др.]; под общ. ред. С.К. Шойгу; МЧС России. - М.: ДЭКС-ПРЕСС, 2005)

Реэвакуация - возвращение эвакуированного в места первоначального пребывания (Толковый словарь русского языка: В 4 т./ Под ред. Д.Н. Ушакова. Т. 3, М., 1939; Репринтное издание: М., 2000)

Предлагаемая редакция Реэвакуация - комплекс мероприятий по подготовке к заселению территорий изначального проживания эвакуированного населения и (или) территорий, планируемых под заселение эвакуированного населения, доставке и размещению на подготовленных территориях эвакуированного населения.

Комментарии 1. Предложено закрепить данное определение в нормативных правовых актах; 2. Дополнено необходимостью и обязательностью проведения комплекса мероприятий по подготовке территорий к реэвакуации вне зависимости от вида ЧС; 3. Предложено размещение реэвакуируемых на территориях отличных от районов их постоянного проживания (в связи с возможностью (риском) повторения опасных явлений, долгосрочностью воздействия поражающих факторов, экономическими, климатическими, религиозными и иными причинами); 4. Дополнено требованием о необходимости размещения возвращенного населения на подготовленных территориях, что предполагает проведение ряда административных, организационных, регистрационных и прочих мероприятий после ввоза (ввода) населения.

Федеральным законом РФ от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определено, что ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы.

В свою очередь в Федеральном законе РФ от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» раскрыты понятия аварийно-спасательных и других неотложных работ:

- аварийно-спасательные работы - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов;

- неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций - это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.

То есть, формально реэвакуация не включена в мероприятия ликвидации ЧС, но является ли это верным подходом.

а) эвакуируемого населения,

б) реэвакуируемого населения

Рис. 2. Примерная схема пунктов приема

Во-первых, можно ли считать, что ЧС ликвидирована, если пострадавшие находятся в условиях, «минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности»?

Во-вторых, очевидно, что реэвакуация - достаточно затратное мероприятие. А доступ к дополнительным резервам сил и средств, в том числе и к финансам, возможен только при условии функционирования в режиме чрезвычайной ситуации. Кроме того, законодательство Российской Федерации позволяет отходить от процедуры проведения конкурсов, например путем проведения процедуры предварительного отбора, при необходимости осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера [4].

С другой стороны, включение реэвакуации в мероприятия ликвидации ЧС приведет к значительному увеличению их временных рамок. Например, при необходимости строительства нового жилья для пострадавших срок ликвидации ЧС будет не менее срока строительства. Будет ли это оправданно с практической точки зрения.

Решение задачи оценки готовности территорий к приему реэвакуируемого населения представляет собой совокупность частных методик определения готовности территорий по различным направлениям. В качестве основных критериев будут использованы следующие: отсутствие опасных факторов, обеспеченность жильем, обеспеченность коммунально-энергетическим

хозяйством, транспортная обеспеченность (подъездные пути, общественный транспорт), обеспеченность услугами (объектами) здравоохранения, обеспеченность объектами торговли, питания, образовательными, спортивными и культурными учреждениями, возможность трудоустройства (при расселении на новых территориях), обеспеченность услугами связи, информационная обеспеченность [3].

Практическим решением этой задачи выступает обобщенный комплексный показатель и его интерпретация:

показатель больше 0,8 - территория готова к приему реэвакуируемых;

показатель меньше 0,8 - территория к приему реэвакуируемых не готова.

Кроме того, возможно введение такой характеристики территорий как ограниченно готовые. Применение этого понятия возможно в особых условиях (например, при военном положении). В ходе расчетов получен примерный интервал его допустимых значений от 0,5 до 0,8 [3].

Учитывая, что достижение даже минимального значения готовности территорий к приему реэвакуируемого населения задача весьма трудо- и ресурсоемкая, предполагается в дальнейшем решить задачу оптимизации.

В большинстве случаев решение задачи по приему раннее эвакуированных жителей будет производиться при значительном дефиците финансовых, а значит и других материальных средств. Соответственно законченную типичную математическую модель исследования операций схематически можно представить следующим образом [5]: Максимизация целевой функции (уровня готовности территории) при условии выполнения ограничений (финансирование).

Итоговую модель системы реэвакуации возможно будет реализовать в виде сетевого графика выполнения необходимых операций различного характера. Следование указанной последовательности выполнения операций руководителем соответствующего органа управления позволит достичь максимально полезного (оптимального) результата такой деятельности.

Список использованной литературы

1. Evacuee Support Planning Guide. FEMAP-760/ Catalog No. 09049-2. July

2009.

2. Снегирёва Л.И., Сафонова Т.А. Реэвакуация гражданского населения из Западной Сибири в годы Великой отечественной войны (1942-1945 г.)// Вестник ТГПУ. Вып. 4 (41). Сер.: Гуманитарные науки - Томск: Изд-во ТГПУ, 2004.

3. Говоров Д.Н., Кузьмин А.И., Иванченко Д.И. Реэвакуации населения: обзор состояния и предложения по совершенствованию // Научный журнал «Научные и образовательные проблемы гражданской защиты» - 2015 № 4(27) -С. 47-55.

4. Федеральный закон РФ от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

5. Таха Хемди А. Введение в исследование операций, 7-е изд.: Пер. с англ.

- М.: Изд. дом «Вильямс», 2005. - 912 с.

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РАСПОЗНАВАНИЯ ПЛАМЕНИ С НЕСКОЛЬКИХ БЕСПИЛОТНЫХ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ

Ю.М. Лебедев, доцент, Колледж пожарной безопасности и гражданской обороны,

Рига, Латвия, С.Ю. Разиньков, курсант, А.В. Вытовтов, преподаватель, В.В. Шумилин, начальник кафедры, Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

В данной статье будет рассматриваться проект COMETS как пример зарубежного использования комплекса из нескольких воздушных для обнаружения огня [1]. Основная цель проекта COMETS является разработка и внедрение распределенной системы управления для совместной деятельности с использованием разнородных беспилотных летательных аппаратов [2]. В его состав входят два вертолета и дирижабль. Технологии, участвующие в проекте COMETS: пространственный анализ и методы для координации в реальном времени [3, 4], вертолет и дирижабль автономное управление, совместное восприятие окружающей среды, обнаружение и мониторинг, инструменты восприятия, кооперативное отображение местности. Ключевым аспектом в этом проекте является демонстрация возможностей нескольких БПЛА.

В системе COMETS, миссия обнаружения пожара делится на задачи для каждого БПЛА с возможностями обнаружения. Helix был оснащен недорогой микрокамерой в инфракрасном диапазоне 7-14 мкм и визуальной видеокамерой. Марвин оснащен пожарным датчиком, у которого основным компонентом является фотодиод настроенный на ограничение чувствительность к полосе 185260 нм, как правило, связанные с пожарами.

Кроме того, для восприятия целей транспортные средства несут инфракрасные и визуальные камеры и некоторые из них, панорамные с возможностью наклона. Рисунок 1 показывает некоторые примеры, как может выглядеть, один из БПЛА несущий недорогую инфракрасную микрокамеру BAND в инфракрасном диапазоне (7 до 14 мкм), кроме визуальной камеры [5].

Рис. 1. БПЛА несут в основном IMUs и GPS для навигации. Кроме того, камеры с наклонным корпусом для восприятия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.