Am 7universum.com
UNIVERSUM:
ЭКОНОМИКА И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
РЕЭКСПОРТ ТОВАРОВ ИЗ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА И СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ СВОИХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ
Друганов Роман Сергеевич
канд. экон. наук, ведущий консультант Минэкономразвития России,
РФ, г. Москва E-mail: druganov-rs@mail. ru
RE-EXPORT OF GOODS FROM THE REPUBLIC OF MOLDOVA AND THE MODERN POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE SPHERE OF PROTECTION OF ITS OWN NATIONAL INTERESTS
Roman Druganov
Candidate of economic sciences, leading consultant of Ministry of Economic Development of the Russian Federation,
Russia, Moscow
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются вопросы реэкспорта товаров из Республики Молдова в Российскую Федерацию в условиях действия ответных мер на санкции западных стран. Особое внимание обращается на использование скрытых схем реэкспорта товаров из Молдовы, запрещенных к ввозу в Россию.
ABSTRACT
The article deals with the problems of re-export of goods from the Republic of Moldova to the Russian Federation in the conditions of retaliatory economic measures to sanctions imposed by Western countries. Particular attention is drawn to the determination of hidden schemes of re-export of prohibited for import to Russia goods from Moldova.
Друганов Р.С. Реэкспорт товаров из Республики Молдова и современная политика Российской Федерации в сфере защиты своих национальных интересов // Universum: Экономика и юриспруденция : электрон. научн. журн. 2015. № 8(19) . URL: http://7universum.com/ru/economy/archive/item/2481
Ключевые слова: реэкспорт товаров, структура реэкспорта товаров из Молдовы в Россию, контрабанда, ответные экономические меры на санкции против России, реэкспортные схемы поставки товаров из Молдовы в Россию.
Keywords: re-export of goods, the structure of the re-export of goods from Moldova to Russia, smuggled goods, retaliatory economic measures in relation to sanctions against Russia, schemes of delivery of the re-export goods from Moldova to Russia.
В соответствии c методологией Статистической комиссии ООН под реэкспортом понимается экспорт иностранных товаров, которые ранее были учтены в качестве импортных товаров, а реэкспортируемые товары определяются как товары, которые уже были импортированы в страну и без какой-либо существенной переработки экспортируются в третью страну [12].
Реэкспорт — особая форма экспорта, отличающейся тем, что предметом экспорта являются ранее импортированные в страну товары, которые не подвергались переработке или, если подвергались переработке, то незначительно, включая такие операции, как упаковка, расфасовка, маркировка, не приводящие к изменению классификации товаров.
Реэкспортируемые товары следует отличать от:
а) временно ввезенных товаров без учета их в качестве импортных;
б) экспортных иностранных товаров, которые в результате переработки приобрели статус товаров отечественного происхождения и в этой связи должны учитываться не как реэкспорт, а как экспорт отечественных товаров;
в) экспортных отечественных товаров, место происхождения которых является страна-экспортер.
Таким образом, общий экспорт товаров страны-экспортера состоит из:
1. экспорта отечественных товаров, включая продукцию после ее внутренней переработки, которая изменила свое происхождение с иностранного на отечественное;
2. реэкспорта иностранных товаров.
При этом под отечественными товарами понимаются товары, происходящие с экономической территории страны. К отечественным товарам относятся товары, если они были полностью произведены в данной стране или были существенно трансформированы (переработаны), что выражается в изменении их тарифной классификации.
Важно отметить, что Статистической комиссией ООН рекомендуется:
а) при проведении реэкспортных операций реэкспорт товаров не только включать в суммарные показатели экспорта страны-экспортера, но и учитывать его отдельно, как реэкспорт иностранных товаров;
б) при проведении импортных операций, наряду с учетом импорта товаров по странам-импортерам (торговым партнерам), вести учет импорта по странам происхождения товаров.
Кроме того, при составлении торговых балансов в целях анализа международной торговли Статистической комиссией ООН рекомендуется использовать данные об импорте на основе страны происхождения товаров, а об экспорте — с учетом страны последнего известного назначения.
Следует отметить, что реэкспорт не является запрещенной операцией в международной торговле. Обычно причиной реэкспорта является отсутствие выхода конечного импортера на рынок страны экспортера и (или) нежелание конечного импортера нести дополнительные расходы на установление прямых торгово-экономических связей с экспортером страны происхождения товара.
В случаях, когда причиной реэкспорта являются торгово-политические условия, ограничивающие или накладывающие санкции на экспорт или импорт отдельных стран, инициатором реэкспортных операций, как правило, выступают производители товаров, для которых важным является обеспечение реализации своей продукции на международном рынке. При этом интересы производителей товаров совпадают с интересами партнеров, обеспечивающих продажу товаров по реэкспортной цепочке. Часто реэкспортные операции осуществляются по сложной реэкспортной цепи, включающей несколько промежуточных звеньев (торговых партнеров).
Поскольку реэкспортируемые товары не производятся в стране-экспортере, реэкспорт слабо связан с созданием добавленной стоимости. Реэкспорт затрагивает лишь ограниченный сектор услуг, к нему относятся, прежде всего, внешнеторговые (посреднические) услуги, услуги транспортных и страховых организаций.
Реэкспорт товаров во многих странах играет большую роль в экономике. Сегодня десятки стран являются крупнейшими реэкспортерами. Среди них — Г онконг, Великобритания, США, Италия, Саудовская Аравия, Оман, Нидерланды, Финляндия, Кипр, Новая Зеландия, Грузия, Багамские острова и другие страны. При этом многие страны, специализирующиеся на внешнеторговой посреднической деятельности, имеют высокие доходы и занятость в данной сфере деятельности.
Следует отметить, что во внешней торговле Республики Молдова реэкспорт получил широкое распространение. В таблице 1 представлена структура экспорта товаров Республики Молдовы, включая экспорт отечественных товаров и реэкспорт иностранных товаров, в последние годы.
Таблица 1.
Структура экспорта товаров из Республики Молдова
Годы Экспорт товаров — всего в том числе:
Экспорт отечественных товаров Реэкспорт иностранных товаров
млн долл. США % млн долл. США доля, % млн долл. США доля, %
2010 1 541,2 100 935,1 60,7 606,1 39,3
2011 2 212,5 100 1 210,9 54,7 1 001,6 45,3
2012 2 159,8 100 1 387,5 64,2 772,3 35,8
2013 2 427,7 100 1 619,2 66,7 808,5 33,3
2014 2 338,7 100 1 528,8 65,4 809,9 34,6
1 кв. 2015 488,2 100 341,1 69,9 147,1 30,1
Рассчитано автором по данным Национального бюро статистики Республики Молдова [11].
Из данных таблицы 1 видно, что в течение указанного периода реэкспорт товаров из Молдовы составлял значительную часть общего объема молдавского экспорта. При этом в 2011 году доля реэкспорта составляла
максимальную величину — 45 %, в другие годы — более одной трети, в первом квартале 2015 года — 30 %.
В таблице 2 представлена структура реэкспорта товаров из Молдовы по основным торговым партнерам в период 2010—2014 годы.
Таблица 2.
Структура реэкспорта товаров из Республики Молдовы по основным торговым партнерам
2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.
Экспорт товаров из Молдовы, млн долл. США
Всего: 1 541,2 2 212,5 2 159,8 2 427,7 2 338,7
в том числе:
• в страны ТС 514,8 746,6 786,1 761,5 603,7
из них:
- в Россию 404,0 625,5 655,1 632,0 423,7
- в Белоруссию 80,3 75,6 80,7 90,3 134,7
- в Казахстан 30,5 45,5 50,3 39,2 45,3
• в страны ЕС: 1 013,4 1 140,9
- в Италию 147,4 215,1 202,4 185,2 243,4
- в Румынию 246,4 376,4 356,7 411,1 434,0
- в Великобританию 82,1 101,7 83,9 105,5 108,2
- в Германию 75,4 106,5 70,2 113,1 137,5
• в Украину 91,6 153,0 122,4 140,4 109,2
Реэкспорт товаров из Молдовы, млн долл. США
Всего: 606,1 1 001,6 772,3 808,5 809,9
в том числе:
• в страны ТС 153,1 397,1 427,0 407,1 261,8
из них:
- в Россию 146,0 380,0 411,3 399,7 244,7
- в Белоруссию 2,7 2,6 1,6 3,7 14,7
- в Казахстан 4,4 14,5 14,1 3,8 2,4
• в страны ЕС:
- в Италию 98,8 116,6 57,6 71 ,3 138,8
- в Румынию 150,8 223,5 85,9 99,7 137,4
- в Великобританию 46,7 47,7 29,8 37,4 64,0
- в Германию 32,9 40,6 16,8 18,8 31,8
• в Украину 21,0 36,5 25,4 22,0 21,5
Удельный вес реэкспорта в экспорте товаров из Молдовы, %
Всего: 39,3 45,3 35,8 33,3 34,6
в том числе:
• в страны ТС 29,7 53,2 54,3 53,5 43,4
из них:
- в Россию 36,1 60,8 62,8 63 ,2 57,8
- в Белоруссию 3,4 3,4 2,0 4,1 10,9
- в Казахстан 14,4 31,9 28,0 9,7 5,3
• в страны ЕС:
- в Италию 67,0 54,2 28,5 38,5 57,0
- в Румынию 61,2 59,4 24,1 24,3 31,7
- в Великобританию 56,9 46,9 35,5 35,5 59,1
- в Германию 43,6 38,1 23,9 16,6 23,1
• в Украину 22,9 23,9 20,8 15,7 19,7
Доля страны в общем объеме реэкспорта товаров из Молдовы,%
Всего: 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
в том числе:
• в страны ТС 25,3 39,6 55,3 50,4 32,3
из них:
- в Россию 24 ,1 37,9 53,3 49,4 30,2
- в Белоруссию 0,4 0,3 0,2 0,5 1,8
- в Казахстан 0,7 1,4 1,8 0,5 0,3
• в страны ЕС:
- в Италию 16,3 11,6 7, 5 8,8 17,1
- в Румынию 24,9 22,3 11,1 12,3 17,0
- в Великобританию 7,7 4,8 3,9 4,6 7,9
- в Германию 5,4 4,1 2,2 2,3 3,9
• в Украину 3,5 3,6 3,3 2,7 2,7
Рассчитано автором по данным UN Comtradedatabase [19].
Как видно из таблицы 2, по удельному весу реэкспорта в экспорте товаров из Молдовы Российская Федерация занимает лидирующее положение среди других стран. Так, в 2011 году в общем объеме экспорта товаров из Молдовы в Россию реэкспорт товаров составлял 60,8 %, в 2012 году — 62,8 %, в 2013 году — 63,2 %, в 2014 году — 57,8 %.
Следует отметить, что пик реэкспорта товаров из Молдовы в Россию приходился на 2011—2013 годы, в среднем в год он составлял около 400 млн долл. США в год. В 2014 году объем реэкспорта товаров из Молдовы в Россию сократился более чем 1,6 раза (с 399,7 млн долл. США
до 244,7 млн долл. США). Соответственно изменилась доля России в общем объеме реэкспорта товаров из Молдовы — в 2011 году она составляла 37,9 %, в 2012 году — 53,3 %, в 2013 году — 49,4 %, в 2014 году — 30,2 %.
Вместе с тем, несмотря на значительное сокращение в 2014 году доли России в реэкспорте товаров из Молдовы, Российская Федерация пока остается основной страной-получателем реэкспортных товаров из Молдовы.
В таблице 3 представлена структура реэкспорта товаров из Молдовы по разделам и основным товарным группам Международной стандартной торговой классификации в 2014 году.
Таблица 3.
Структура реэкспорта товаров из Республики Молдова по разделам и товарным группам согласно Международной стандартной торговой классификации (SITCRev.3) в 2014 году
Коды SITC Rev.3 Разделы и товарные группы Международной стандартной торговой классификации (SITC Rev.3) Экспорт, млн долл. США Реэкспорт, млн долл. США Удельный вес реэкспорта в экспорте товаров, % Доля в общем объеме экспорта товаров, % Доля в общем объеме экспорта товаров в РФ, % Доля в общем объеме реэкспорта товаров, % Доля в общем объеме реэкспорта товаров в РФ, %
0 ПИЩЕВЫЕ ПРОДУКТЫ И ЖИВЫЕ ЖИВОТНЫЕ
Всего 619,7 56,9 9,2 26,5 7,0
в том числе: в РФ 107,1 22,7 21,2 25,3 9,3
Доля РФ, % 17,3 39,9
В том числе:
05 Овощи и фрукты
Всего 266,9 53 19,9 11,4 6,5
в том числе: в РФ 55,8 21,9 39,2 13,2 8,9
Доля РФ, % 20,9 41,3
1 НАПИТКИ И ТАБАК
Всего 208,5 15,8 7,6 8,9 2,0
в том числе: в РФ 12,8 0,4 3,1 3,0 0,2
Доля РФ, % 6,1 2,5
В том числе:
11 Напитки (алкогольные и безалкогольные)
Всего 191,8 15,7 8,2 8,2 1,9
в том числе: в РФ 11,1 0,4 3,6 2,6 0,2
Доля РФ, % 5,8 2,5
2 СЫРЬЕ НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННОЕ, КРОМЕ ТОПЛИВА
Всего 211,1 10,9 5,2 9,0 1,3
в том числе: в РФ 18,4 7,5 40,8 4,3 3,1
Доля РФ, % 8,7 68,8
В том числе:
23 Синтетический каучук
Всего 5,8 5,8 100,0 0,2 0,7
в том числе: в РФ 5,7 5,7 100,0 1,3 2,3
Доля РФ, % 98,3 98,3
3 МИНЕРАЛЬНОЕ ТОПЛИВО, СМАЗОЧНЫЕ МАСЛА
Всего 16,1 12,2 75,8 0,7 1,5
в том числе: в РФ 0,2 0,2 100,0 0,0 0,1
Доля РФ, % 1,2 1,6
4 ЖИВОТНЫЕ И РАСТИТЕЛЬНЫЕ МАСЛА, ЖИРЫ И ВОСКИ
Всего 79,5 0,9 1,1 3,4 0,1
в том числе: в РФ 0,2 0,2 100,0 0,0 0,1
Доля РФ, % 0,3 22,2
5 ХИМИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА И АНАЛОГИЧНАЯ ПРОДУКЦИЯ
Всего 175 146,3 83,6 7,5 18,1
в том числе: в РФ 124,1 121 97,5 29,3 49,4
Доля РФ, % 70,9 82,7
В том числе:
54 Медицинская и фармацевтическая продукция
Всего 125,2 105 83,9 5,4 13,0
в том числе: в РФ 92,5 90,1 97,4 21,8 36,8
Доля РФ, % 73,9 85,8
55 Эфирные масла и парфюмерные вещества; туалетные и очищающие препараты
Всего 39,4 35,5 90,1 1,7 4,4
в том числе: в РФ 26,8 26,4 98,5 6,3 10,8
Доля РФ, % 68,0 74,4
6 ПРОМЫШЛЕННЫЕ ТОВАРЫ
Всего 198,6 85 42,8 8,5 10,5
в том числе: в РФ 70 44,1 63,0 16,5 18,0
Доля РФ, % 35,2 51,9
В том числе:
62 Резиновые изделия
Всего 7,9 7,8 98,7 0,3 1,0
в том числе: в РФ 7,2 7,2 100 1,7 2,9
Доля РФ, % 91,1 92,3
65 Текстильная пряжа, ткани, готовые изделия
Всего 63,5 21,1 33,2 2,7 2,6
в том числе: в РФ 30 13,5 45,0 7,1 5,5
Доля РФ, % 47,2 64,0
68 Цветные металлы
Всего 2,1 2,1 100,0 0,1 0,3
в том числе: в РФ 1,9 1,9 100,0 0,4 0,8
Доля РФ, % 90,5 90,5
69 Изделия из металла
Всего 29,2 17,1 58,6 1,2 2,1
в том числе: в РФ 17,3 11,3 65,3 4,1 4,6
Доля РФ, % 59,2 66,1
7 МАШИНЫ И ТРАНСПОРТНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Всего 329,9 129,4 39,2 14,1 16,0
в том числе: в РФ 37 18,3 49,5 8,7 7,5
Доля РФ, % 11,2 14,1
В том числе:
74 Неспециальные машины и оборудование для промышленности и детали для машин
Всего 29,7 13,3 44,8 1,3 1,6
в том числе: в РФ 20,1 7,3 36,3 4,7 3,0
Доля РФ, % 67,7 54,9
77 Электрические машины, аппараты, приборы и их электрические детали
Всего 246,2 88,1 35,8 10,5 10,9
в том числе: в РФ 5,6 4,2 75 1,3 1,7
Доля РФ, % 2,3 4,8
8 РАЗЛИЧНЫЕ ГОТОВЫЕ ИЗДЕЛИЯ
Всего 500,2 346 69,2 21,4 42,7
в том числе: в РФ 53,8 30,4 56,5 12,7 12,4
Доля РФ, % 10,8 8,8
В том числе:
82 Мебель и ее детали
Всего 109 32,6 29,9 4,7 4,0
в том числе: в РФ 16,4 14,7 89,6 3,9 6,0
Доля РФ, % 15,0 45,1
84 Предметы одежды и одежные принадлежности
Всего 277,6 256,6 92,4 11,9 31,7
в том числе: в РФ 18,1 10,1 55,8 4,3 4,1
Доля РФ, % 6,5 3,9
ИТОГО: по всем разделам Международной стандартной торговой классификации
Всего 2339,5 809,9 34,6 100 100
в том числе: в РФ 423,7 244,7 57,8 100 100
Доля РФ, % 18,1 30,2
Рассчитано автором по данным UN Comtradedatabase [19].
Из таблицы 3 видно, что в структуре экспорта товаров из Молдовы удельный вес реэкспорта в 2014 году составлял 34,6 %, при этом удельный вес реэкспорта в экспорте товаров из Молдовы в Россию — 57,8 %. Таким образом, экспорт товаров из Молдовы в Россию более чем на половину в 2014 году состоял из иностранных реэкспортированных товаров.
Всего в 2014 году реэкспорт товаров из Молдовы в Россию составил 244,7 млн долл. США. При этом доля России в общем объеме реэкспорта товаров из Молдовы составила почти одну треть (30,2 %).
Важно отметить, что в структуре реэкспорта товаров из Молдовы в Россию в 2014 году почти половину товаров (49,4 %) составляла химическая продукция, включая медицинскую и фармацевтическую продукцию (36,8 %) и парфюмерную продукцию (10,8 %). При этом доля пищевых продуктов в общем объеме реэкспорта товаров из Молдовы в Россию в 2014 году значительно снизилась и составляла лишь 9,3 %, из них овощей и фруктов — 8,9 %.
Следует отметить, что в законодательстве Российской Федерации (Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации») реэкспорт товаров рассматривается лишь с точки зрения таможенной процедуры [17]. В Таможенном кодексе Таможенного союза [13] термин «реэкспорт» также используется в качестве особой таможенной процедуры, при которой товары, ранее ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза, либо продукты переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, вывозятся с этой территории без уплаты и (или) с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования (статья 296 ТК ТС).
Следует также отметить, что согласно Единой методологии ведения таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств — членов Таможенного союза, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 г. № 525, товары, вывезенные с территории государства — члена Таможенного союза, и помещенные
под таможенную процедуру реэкспорта, включены в систему учета в таможенной статистике внешней торговли [3]. Вместе с тем данный показатель характеризует стоимостный объем товаров, помещенных под таможенную процедуру реэкспорта, а не объем реэкспорта иностранных товаров как составной части общего экспорта товаров.
Неиспользование Федеральной службой государственной статистики России, а также Федеральной таможенной службой России показателя реэкспорта товаров в статистике внешней торговли товарами свидетельствует о невыполнении Российской Федерацией рекомендаций Статистической комиссии ООН по учету реэкспортных операций, рассмотренных выше. Это, в свою очередь, не позволяет провести комплексный анализ и оценку экспортных потоков товаров из Российской Федерации.
Тема реэкспорта товаров из Молдовы в Россию в последнее время резко актуализировалась в связи с двумя нижеуказанными факторами.
Первый фактор — введение Россией ответных экономических мер на санкции в отношении ряда западных стран в соответствии с Указом Президента РФ от 06.08.2014 № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» [15].
С 7 августа 2014 года постановлением Правительства РФ от 07.08.2014 г. № 778 Россия ограничила импорт ряда продовольственных товаров из стран, которые ввели в отношении нее санкции (страны ЕС, США, Канада, Норвегия и Австралия). В список ограничений включены: говядина, свинина, птица, колбасы, рыба, молочная продукция, фрукты, овощи, и другие продукты [6].
В целях выполнения Указа Президента РФ были приняты необходимые решения соответствующими органами исполнительной власти (ФТС России [9], Роспотребнадзор [8] и др.). Действия указанных органов направлены на устранение и недопущение фактов реэкспорта продукции из ЕС, запрещенной к ввозу на территорию России, через территорию других стран, в том числе Республики Молдова.
Второй фактор — подписание Молдовой Соглашения об ассоциации с Евросоюзом, включающего положения о свободной торговле [18]. Соглашение было подписано 27 июня 2014 года, начало применяться с 1 сентября 2014 года.
Вместе с тем Республика Молдова до сих пор является участником зоны свободной торговли СНГ. Двойной статус Молдовы, ее участие в двух экономических интеграционных объединениях одновременно поставило под угрозу безопасность российского рынка.
В соответствии со ст. 18 Договора о зоне свободной торговли стран СНГ от 18 октября 2011 года указанный договор не препятствует сторонам участвовать в соглашениях о свободной торговле в соответствии с правилами ВТО и, в частности, статьи XXIV ГАТТ 1994 [2]. Вместе с тем в соответствии с Приложением 6 к Договору в случае, «если участие одной из сторон в таком соглашении существенным образом негативно влияет на взаимную торговлю участников настоящего Договора и ведет к росту импорта из такой стороны в таких объемах, которые наносят ущерб или угрожают нанести ущерб промышленности Таможенного союза, то государства-участники Таможенного союза после проведения соответствующих консультаций, оставляют за собой право ввести пошлины в отношении импорта соответствующих товаров из такой стороны в размере ставки режима наибольшего благоприятствования» [2].
Россия заранее предупреждала Молдову о возможных рисках, которые могут возникнуть в случае ее интеграции с Евросоюзом. В соответствии с решением Высшего Евразийского Экономического Совета от 24 октября 2013 года № 48 [10] Российская Федерация с 31 августа 2014 года Постановлением Правительства РФ от 31 июля 2014 года № 736 ввела в одностороннем порядке ввозные таможенные пошлины в отношении товаров, происходящих с территории Республики Молдова и ввозимых на территорию Российской Федерации, в размере ставок Единого таможенного тарифа Таможенного союза, применяемых при ввозе товаров из стран, в торговополитических отношениях с которыми Россия применяет режим наиболее
благоприятствуемой нации [7]. Пошлины были введены на продукты питания (пшеницу, мясо, сахар, овощи), а также на алкоголь, мебель.
Таким образом, Российская Федерация в торговых отношениях с Молдовой перешла с беспошлинного режима в режим наиболее благоприятствуемой нации. Это значит, что Россия ввела таможенные пошлины как на товары молдавского происхождения, так и на иностранные товары, реэкспортируемые Молдовой в Россию. Поэтому данная мера призвана в том числе экономически ограничить реэкспорт запрещенных для ввоза в Россию товаров.
На рисунке 1 представлены две принципиальные схемы реэкспорта товаров из Молдовы в Россию:
Первая схема: страна происхождения запрещенных к ввозу в Россию товаров — Молдова — Россия.
Вторая схема: страна происхождения запрещенных к ввозу в Россию товаров — страна—торговый посредник — Молдова — Белоруссия — Россия.
Сгвт - страна происхождения запрещенных к ввозу в Россию товаров (страна, принявшая решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившаяся к такому решению);
Тп - страна-торговый посредник (например, страна не являющаяся членом ЕС -Албания. Македония. Черногория. Сербия. Босния. Швейцария, Турция).
Рисунок 1. Схемы реэкспортных цепей поставки товаров в Россию через Молдову
Первая схема копирует традиционную схему реэкспорта, использующуюся в обычных (несанкционных) условиях, когда нет запретов на ввоз товаров в страну-получателя.
Вторая схема адаптирована к условиям действия запрета на ввоз на таможенную территорию Российской Федерации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются страны ЕС, США, Канада, Австралия и Норвегия.
По второй схеме Молдова получает товар из стран, которые не подпадают под ответные со стороны России санкции. Для того чтобы «легализовать» реэкспорт в этой схеме, Молдова заинтересована получить от страны-торгового посредника документ, свидетельствующий об этой стране как о стране происхождения товара.
Следует отметить, что в случае невозможности «легализации» реэкспорта товаров в Россию указанным способом, молдавские компании стремятся незаконно получить сертификат о молдавском происхождении товаров. Известно, что в Молдове действует система, когда сертификаты можно приобрести за деньги.
Вторая схема также предполагает, что поставка реэкспортных товаров в Россию может осуществляться не напрямую, а через Белоруссию. Связано это с тем, что Россия и Белоруссия, являясь членами Евразийского экономического союза (до 1 января 2015 г. — Таможенного союза), не имеют общей таможенной границы, при этом внешний таможенный контроль на белорусском участке таможенной границы в отношении товаров, входящих в санкционный список, оказывается малоэффективным. Как свидетельствуют многочисленные источники, в Белоруссии образовалась целая индустрия по поставкам реэкспортных и переработанных продуктов в Россию [1], Белоруссия стала основным маршрутом реэкспорта сельскохозяйственных товаров в Россию [4].
Россельхознадзор неоднократно сообщал о предотвращении ввоза на территорию России запрещенной продовольственной продукции
из Молдовы в связи с несоответствием предъявляемых сертификатов фактической стране происхождения товаров.
Необходимо также отметить, что после введения Россией ответных санкций актуальной стала проблема не только подлинности сертификатов о происхождении товаров, но и проблема фальсификации фитосанитарной документации стран-экспортеров. По данным Россельхознадзора, фальсификация первичной фитосанитарной документации носит крупномасштабный характер, что в полной мере относится и к реэкспорту продукции из Молдовы.
В этой связи лишь организация эффективного таможенного контроля с участием всех служб позволит защитить российский рынок от реэкспортируемых товаров (сельхозпродукции, сырья и продовольствия), в отношении которых введен запрет на ввоз в Россию.
Как отмечалось выше, в российском законодательстве отсутствует определение реэкспорта товаров как внешнеторговой операции, связанной с экспортом иностранных товаров, ранее имевший статус импортных товаров. На практике реэкспорт товаров часто воспринимается как контрабанда. Этому способствовало ранее действовавшее юридическое понимание контрабанды.
До недавнего времени предметом контрабанды в российском
законодательстве считались как обычные товары (гражданский оборот которых не запрещен), за незаконное перемещение которых через таможенную границу в крупном размере устанавливалась уголовная ответственность, так и отдельные категории товаров (наркотические средства, особо опасные материалы, оружие и др.), оборот которых был запрещен или ограничен, а их перемещение через таможенную границу регулировалось особым порядком.
Данная конструкция составляла основу ст. 188 УК РФ (контрабанда). Предметом контрабанды мог являться любой обычный товар, незаконно перемещенный через таможенную границу в крупном размере. При этом под незаконным перемещением таможенной границы понималось перемещение
товара, «совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием» [14].
С принятием Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ [16] ст. 188 УК РФ была отменена, а контрабанда, связанная с незаконным перемещением обычных товаров, с 30 декабря 2011 года декриминализирована. Это означает, что из предметного состава контрабанды как общественно опасного правонарушения, влекущего наступление уголовной ответственности, обычные товары были изъяты.
Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ вместо ст. 188 в УК РФ были введены статьи 226.1 и 229.1, предусматривающие уголовную ответственность за контрабанду особо опасных предметов (сильнодействующих веществ, ядов, взрывчатки, оружия, ядерных материалов), а также наркотических средств и психотропных веществ.
При этом необходимо отметить, что указанным законом деяния, которые ранее составляли ст. 188 УК РФ в части контрабанды обычных товаров, были включены в нормы главы 16 КоАП РФ, устанавливающие административную ответственность за правонарушения в области таможенного дела — нарушения таможенных правил [15].
Следует отметить, что в КоАП РФ сформулировано 24 состава правонарушений в области таможенного дела. При этом необходимо иметь в виду, что данные правонарушения не являются контрабандой, они не относятся к общественно опасным деяниям, а в качестве санкций данные нарушения влекут применение административных штрафов, в отдельных случаях — конфискацию предметов правонарушения.
Несколько позже предметный состав контрабанды расширился — УК РФ был дополнен статьями 200.1 (контрабанда наличных денежных средств и денежных инструментов) и 200.2 (контрабанда алкогольной продукции и табачных изделий). Указанные статьи были введены в действие
Федеральными законами от 28.06.2013 № 134-ФЗи от 31.12.2014 № 530-ФЗ. Следует отметить, что основным квалификационным признаком состава контрабанды в этих статьях является незаконное перемещение через таможенную границу указанных предметов в крупном размере, что соответствовало подходу при определении состава контрабанды ранее действовавшей ст. 188 УК РФ в отношении незаконного перемещения через таможенную границу обычных товаров.
Таким образом, в настоящее время предметом контрабанды являются лишь определенные незаконно перемещаемые через таможенную границу товары, которые прямо указаны в УК РФ. В соответствии с действующим законодательством РФ предметный состав контрабанды составляют названные выше четыре группы товаров. При этом следует отметить, что в отношении других товаров, даже в случае их незаконного перемещения через таможенную границу, состав контрабанды отсутствует.
Анализ контрабанды как общественно опасного правонарушения, связанного с незаконным перемещением через таможенную границу определенного круга товаров, показывает, что реэкспорт товаров не является признаком контрабанды. Вместе с тем незаконное перемещение реэкспортных товаров может быть контрабандой, но лишь при условии наличия необходимых признаков данного правонарушения, включая предметный состав контрабанды, а также применение незаконных способов перемещения товаров через таможенную границу.
На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Реэкспорт товаров из Республики Молдова в значительной степени связан с торговлей с Российской Федерацией.
2. Реэкспорт товаров из Республики Молдова искажает реальную картину молдавского экспорта, внешнеторговый потенциал страны, ее конкурентоспособность на экспортных рынках.
3. Высокая доля реэкспорта товаров из Республики Молдова свидетельствует, что Молдова превратилась в «базарную экономику», специализирующуюся на коммерческой (посреднической) деятельности.
4. Реэкспорт товаров не является запрещенной операцией в международной торговле. Реэкспорт товаров не является признаком контрабанды.
5. В условиях применения Россией ответных мер на санкции западных стран актуальным является вопрос об использовании скрытых схем реэкспорта запрещенных к ввозу в Россию товаров из Молдовы.
6. Молдавские власти должны понимать, что основным условием допуска молдавских сельскохозяйственных продуктов на рынок России, как и налаживания взаимовыгодного товарооборота, является полное исключение реэкспорта из Молдовы запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию товаров из стран Европейского Союза.
Список литературы:
1. Белоруссия не сдается: Минск продолжает поставлять в Россию
санкционные продукты // Газета.т, 17 июля 2015 г. / [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL:
http://www.gazeta.ru/business/2015/01/12/6372861.shtml (дата обращения:
17.07.2015) .
2. Договор о зоне свободной торговли стран СНГ // Санкт-Петербург, 18 октября 2011 г. / [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: www.base.consultant.ru (дата обращения: 15.07.2015).
3. Единая методология ведения таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств — членов Таможенного союза / Утверждена решением Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 г. № 525 (в ред. от 19.03.2013) / [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: www.base.consultant.ru (дата обращения: 15.07.2015).
4. Индустрия контрабанды // Информационное агентство «Контекст», 15 января 2015 г. / [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://www.contextap.ru/comm/150113101115.html (дата обращения:
15.07.2015) .
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в ред. от 23.05.2015) / [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: www.base.consultant.ru (дата обращения:
15.07.2015).
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 г. № 778 (в ред. от 20.08.2014) «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» / [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: www.base.consultant.ru (дата обращения: 15.07.2015).
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.07.2014 г. № 736 «О введении ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, страной происхождения которых является Республика Молдова» / [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: www.base.consultant.ru (дата обращения: 15.07.2015).
8. Приказ Роспотребнадзора от 19.04.2014 г. № 876 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 06.08.2014 г. № 560» / [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: www.base.consultant.ru (дата обращения: 15.07.2015).
9. Приказ ФТС России от 07.08.2014 № 1496 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560» / [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: www.base.consultant.ru (дата обращения: 15.07.2015).
10. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 24 октября 2013 г. № 48 (в ред. от 24.12.2013) «О мерах, предусмотренных приложением 6 к Договору о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года» / [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: www.base.consultant.ru (дата обращения: 15.07.2015).
11. Сайт Национального бюро статистики Республика Молдова
/ [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL:
ЬИр:/А^^^81а11811са.тб(дата обращения: 15.07.2015).
12. Статистика международной торговли товарами: концепции и определения,
2010 год. ST/ESA/STAT/SER.M/52/Rev. 3 — ООН, Нью-Йорк, 2011. / [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL:
http: //www.un.org/ru/publications/pdfs/intl_trade_concepts_2010_rus. pdf (дата обращения: 15.07.2015).
13. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о ТК ТС, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) (в ред. от 10.10.2014, с изм. от 08.05.2015) / [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: www.base.consultant.ru (дата обращения: 15.07.2015).
14. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (в ред. от 29.06.2015) / [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: www.base.consultant.ru (дата обращения: 15.07.2015).
15. Указ Президента Российской Федерации от 06.08.2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» / [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: www.base.consultant.ru (дата
обращения: 15.07.2015).
16. Федеральный закон от 07.12.2011 № 420-ФЗ (в ред. от 28.12.2013)
«О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» / [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: www.base.consultant.ru (дата обращения: 15.07.2015).
17. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ (в ред. от 06.04.2015)
«О таможенном регулировании в Российской Федерации» / [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: www.base.consultant.ru (дата
обращения: 15.07.2015).
18. Association agreement between the European Union and the European Atomic Energy Community and their Member States, of the one part, and the Republic of Moldova, of the other part / [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://eeas.europa.eu/delegations/moldova/documents/eu_moldova/eu_-_moldova_association_ageement.pdf (дата обращения: 15.07.2015).
19. UN Comtradedatabase / [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://comtrade.un.org/data// (дата обращения: 15.07.2015).