Научная статья на тему 'РЕЧНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ В РОССИИ. ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ РАЗВИТИЯ'

РЕЧНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ В РОССИИ. ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
единая глубоководная система / речной транспорт / контейнеровоз / unified deep-water system / river transport / container ship

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Шевченко А.А.

В представленной статье производится анализ текущего состояния портов в России, рассчитывается и сравнивается стоимость перевозок речным и железнодорожным транспортом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RIVER TRANSPORTATION IN RUSSIA. PROSPECTS FOR THEIR DEVELOPMENT

The present article analyzes the current state of ports in Russia, calculates and compares the cost of transportation by river and rail.

Текст научной работы на тему «РЕЧНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ В РОССИИ. ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ РАЗВИТИЯ»

УДК 33

Шевченко А.А.

студент

Российский университет транспорта (МИИТ) (г. Москва, Россия)

РЕЧНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ В РОССИИ.

ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ РАЗВИТИЯ

Аннотация: в представленной статье производится анализ текущего состояния портов в России, рассчитывается и сравнивается стоимость перевозок речным и железнодорожным транспортом.

Ключевые слова: единая глубоководная система, речной транспорт, контейнеровоз.

Общая протяжённость речных путей в России составляет более 100 тысяч километров, однако использование такого ресурса затрудняется природными условиями.

За 2023 год перевозки составляют около 118 млн. тонн, из них по Единой глубоководной системе европейской части страны - 95,1 млн. тонн, в Ленском бассейне - 1,6 млн. тонн, Енисейском - 3,3 млн. тонн, Обском - 5,5 млн. тонн и Обь-Иртышском - 12,5 млн. тонн (рисунок 1).

■ Европейская часть ЕГС

■ Ленский бассейн

■ Енисейский бассейн

■ Обский бассейн

■ Обь-Иртышский бассейн

Рисунок 1. Объёмы перевозок водным транспортом.

По европейской части Единой Глубоководной Системы популярен маршрут Щелейки - Москва и Ропручей - Нижний Новгород. По данным направлениям в основном перевозят минерально-строительные грузы. В Ленском бассейне преимущественно перевозят каменный уголь из порта Осетрово в Пеледуе. По Енисейскому бассейну в районы Крайнего Севера осуществляется транспортировка оборудования, материалов и строительных грузов в адрес предприятий, которые осуществляют добычу нефти и газа, лесные же грузы перевозятся на предприятия лесного комплекса. Среди грузов, транспортируемых по Обскому и Обь-Иртышскому бассейнам, нельзя не отметить руду, нефть и нефтепродукты, лесоматериалы, а также газ и торф.

С помощью речного транспорта преимущественно осуществляют перевозку объёмных грузов, не требующих срочной доставки (таблица 1).

Таблица 1. Номенклатура и объёмы перевозимых грузов за 2019 год.

Номенклатура грузов Перевозимый объём, %

строительные грузы 51,3

лесные грузы 5,4

нефтеналивные грузы 17,7

зерновые и комбикорма 6,1

металлы 2,4

каменный уголь и кокс 2,8

удобрения 0,8

руда 0,3

прочие (сельскохозяйственная продукция, сера, грузы металлургической промышленности и т.д.) 12,9

Рассмотренный раннее маршрут Щелейки - Москва имеет альтернативу в виде железнодорожного сообщения (рисунок 2), однако, до ближайшей станции расстояние составит 127 км.

Ладожское

оз. подгюрожье

Р О Й 0 0 О

вражье Щелейки

т-Петербург

ггчина

Кириши

¿л

Череповец

о

Вологда

о

Бежецк о

Великие Луки о

Дубна о

Рыбинск о

Ярославль

О

Влади*1

О

Подольск

Рисунок 2. Варианты маршрутов по направлению Щелейки-Москва железнодорожным и водным транспортами.

Из рисунка видно, что водный транспорт может стать альтернативным вариантом при продумывании маршрута перевозки, тем самым, разгрузив железнодорожное сообщение. Немаловажным аспектом является и то, что развитие речных перевозок - важный фактор снижения совокупной экологической нагрузки транспортной отрасли, поскольку удельные показатели по выбросам углекислого газа на внутреннем водном транспорте составляют

лишь 5% от выбросов на автомобильном и 20% на железнодорожном транспорте.

Таким образом, внутренний водный транспорт сможет решить сразу несколько вопросов: «разгрузка» железнодорожного и автомобильного видов транспорта и снижение загрязнения окружающей среды.

В настоящее время основными направлениями переключения грузопотоков с наземных видов транспорта на внутренний водный транспорт в период навигации в Европейской части России смогут стать маршруты, представленные в таблице 2.

Таблица 2. Альтернативные варианты маршрутов следования грузов.

Маршрут следования Перевозимые грузы и их объём

С автомобильного транспорта

Санкт-Петербург - Рязань строител. грузы, 1,3 млн. тонн

Котлас - Архангельск лесные грузы, 170 тыс. тонн

Волгодонск - Санкт- Петербург агропром. грузы, 130 тыс. тонн

С железнодорожного транспорта

Астрахань - Санкт-Петербург металлы, 2 млн. тонн

Пермь - Санкт-Петербург металлы, 800 тыс. тонн

Москва - Муром металлы, 650 тыс. тонн

Чебоксары - Санкт-Петербург нефтепродукты, 1 млн. тонн

Ещё одним немаловажным направлением развития речного транспорта являются контейнерные перевозки. Такой формат более удобен при осуществлении мультимодальных перевозок за счёт уменьшения времени перевалки. Это стало катализатором в развитии отечественного флота.

Например, компания «Пермская Судоверфь» представила проект контейнеровоза «Вишера» класса река-море. Его апробация назначена на 2024 год, в случае успешного запуска, данный контейнеровоз сможет курсировать по

рекам России. Внедрение «Вишера» в эксплуатацию позволит запустить альтернативные маршруты, представленные в таблице 2. Так, нефтепродукты можно будет перевозить в танк-контейнерах, а остальные номенклатуры грузов в универсальных контейнерах.

Однако у данного вида транспортировки есть и свои недостатки -наиболее слабым звеном при контейнерных перевозках является портовая составляющая. За прошедшие 30 лет здесь не проводилась модернизация портовых гидротехнических сооружений и не обновлялась перегрузочная техника.

Хотя некоторые речные порты имеют опыт работы с контейнерами, в том числе и с большегрузными. К их числу относятся Саратовское речное транспортное предприятие, Тольятти, Самарский, Ярославский, а также морские порты, расположенные в устьях рек, Ростовский, Астраханский. Причем сегодня все эти порты имеют для перегрузки контейнеров все необходимое, в том числе подготовленных специалистов, крановую механизацию и складские площади.

Таким образом, на поприще речных контейнерных перевозок остаётся пространство для совершенствования, но именно это направление позволит перевозить большие партии грузов без занятия пропускной способности сети железных и автодорог России.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Журнал «Морские вести России» Грузовая база, что было и что есть;

2. «Конкуренция в сфере речных перевозок» Гладких А.И.;

3. «Информационно-логистическая модель выбора маршрута доставки контейнеров» Вакуленко С.П., Куренков П.В., Глинский В.А., Палагин Ю.А., Иванов А.П;

4. «СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА» Министерство Транспорта РФ

Shevchenko A.A.

Russian University of Transport (MIIT) (Moscow, Russia)

RIVER TRANSPORTATION IN RUSSIA. PROSPECTS FOR THEIR DEVELOPMENT

Abstract: the present article analyzes the current state of ports in Russia, calculates and compares the cost of transportation by river and rail.

Keywords: unified deep-water system, river transport, container ship.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.