Научная статья на тему 'Речевые звуки как инстинкт - основа развития языков в условиях среды обитания и взаимного влияния'

Речевые звуки как инстинкт - основа развития языков в условиях среды обитания и взаимного влияния Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
273
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕВЫЕ ЗВУКИ / АКУСТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ЗВУКОВ / ПОНЯТИЯ ВНУТРИ ЗВУКОВ / ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ПОНЯТИЯ / КОДЫ ЗВУКОВ РЕЧИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Олейник Александр Васильевич

В статье представлено видение автором проблемы происхождения языка. Язык не первичен первична речь. Речевые звуки закодированы в мозгу человека как инстинкт, на котором, как на фундаменте, развиваются языки (множество языков) в условиях среды обитания и взаимного влияния. Звуки речи содержат в себе акустические образы и внутренние понятия, состоящие из пакетов элементарных понятий. Предложен перечень элементарных понятий, таблица кодов и доказательства в виде многочисленных примеров раскрытия внутреннего содержания слов, в том числе топонимов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Речевые звуки как инстинкт - основа развития языков в условиях среды обитания и взаимного влияния»

Речевые звуки как инстинкт - основа развития языков в условиях среды обитания и взаимного влияния Олейник А. В.

Олейник Александр Васильевич / Oleynic Aleksandr Vasilyevich - пенсионер,

г. Москва

Аннотация: в статье представлено видение автором проблемы происхождения языка. Язык не первичен -первична речь. Речевые звуки закодированы в мозгу человека как инстинкт, на котором, как на фундаменте, развиваются языки (множество языков) в условиях среды обитания и взаимного влияния. Звуки речи содержат в себе акустические образы и внутренние понятия, состоящие из пакетов элементарных понятий. Предложен перечень элементарных понятий, таблица кодов и доказательства в виде многочисленных примеров раскрытия внутреннего содержания слов, в том числе топонимов. Ключевые слова: речевые звуки, акустический образ звуков, понятия внутри звуков, элементарные понятия, коды звуков речи.

Языков много - речь одна. Вот примеры, которые озадачивают: жизнь (русское) - жень, жонга (китайское); жиче, живот, жыття (польское, болгарское, украинское); бугор (русское), - пугор (остров) - у хантов; Аламар (побережье) - в испанском, Нарьян-Мар (побережье) - у ненцев. Напрашивается вывод, что далёкие, казалось бы, языки как-то связаны между собою. Этому есть много свидетельств. Ещё можно допустить, что русское произошло от польского, болгарского, даже испанского, но чтобы от китайского или от хантов!? Почему у разных народов в сходных ситуациях используются одни и те же звуки?

Почему большая река называется коротким словом Уй, а совсем маленькая - длинным словом Лозьвина? Почему все крупные реки на обширной территории Восточной Европы - на букву д: Днепр, Дунай, Дон, Днестр, Двина, Даугава, а сибирские - так звучат «по-русски»: Лена, Олёкма, Колыма, Анадырь, Зея, Мама?.. Почему река Десна под Киевом и речка Десна - ...под Москвой. Почему река Ока под Москвой, Ока - приток Ангары, Ока в Испании и ещё несколько - от Байкала до Карпат; Цна - под Москвой и Цна -под Брестом? Там же - Пра и Припять, а под Рязанью - Пра и Проня. Примеров много, но никто не может сказать уверенно, почему они так названы и кем. Что означают слова: Азия, Европа? Почему названия всех остальных материков - на букву а? Даже Аравия, Антарктида и гипотетические земли Атлантида и Арктида? А ещё и Аляска, Алеуты. Читаем в «Истории географических открытий»: «Происхождение. названий было давно забыто» [4, с. 126]. К настоящему времени предложено много версий и гипотез происхождения языка, но решения так и нет (см. обзор [1]). Почему?

Известно, что в одном разговоре древнегреческие мудрецы Сократ и Платон высказали мнение, будто звуки Л и Р напоминают им нечто ползучее и рычащее. Действительно, в словах: лишай, лень, лак, лить, и: рыло, рык, треск, гром - такие признаки ощущаются. Ощущается внутренний смысл и в некоторых других звуках: Б - нечто большое, толстое, великое (бочка, бык, буря, бравада); З - некая агрессия (заноза, зараза, зубы, бездна). Примеры можно продолжить.

На то, что звук объединяет в себе акустический образ и понятие, ранее обращали внимание: М. В. Ломоносов, Ф. де Соссюр и другие, а уже в наше время А. П. Журавлёв в своих исследованиях больших массивов слов выявил внутри слов понятийное ядро. «Центральная, основная часть значения слова -понятийное ядро. Его мы четко осознаем, можем описать, истолковать. Именно понятийное значение приводится обычно в толковых словарях. Но только ли слова заключают в себе определенный смысл, несут какую-то информацию? Есть ли какой-либо смысл в самих звуках слова, в его звуковом оформлении?» [3, с. 28-31,3]. Есть ли смысл внутри слов за рамками того толкования, что у Даля, внутри букв и между буквами? Если мы предполагаем, что внутри звуков есть понятия, то, в свою очередь, можно предположить, что они состоят из элементарных понятий. Выявим элементарные понятия и опишем их.

Все окружающие нас объекты: предметы, явления обозначим одним понятием «что-то» и обозначим это понятие символом i.

i - что-то, нечто (в том числе и кто-то, некто). Это - всё то, что можно как-то назвать современным языком: карандаш, море, ласточка, явление.

Объекты «что-то» - i, могут находиться в различных состояниях: у - стоит, лежит, находится в покое;

а - устремляет, делает что-то, проявляет активность, воздействует на что-то; о - опадает, пассивно перемещается, занимает или меняет позицию;

w - отпадает, пропадает совсем или исчезает с поля зрения, отходит, имеет ничтожно малый размер (как тайна, клад, точка, нить или плёнка).

Объекты могут занимать различные позиции: с - внутри чего-либо, внизу, между, посередине; п - над чем-либо, наверху, за пределами, вне; н - на чём-либо; ч - сверху чего-то.

Объекты могут перемещаться:

q, d - внутрь чего-то; изнутри чего-то;

к, z - к чему-то; от чего-то;

э - навстречу чему-то.

Если i обозначает единственное число, то:

и - двойственное число (как руки, клюв, два берега реки, что-то и ещё что-то, что-то плюс что-то);

м - много что-то, много чего-либо, масса;

+ - ещё и ещё, множество, сплошь, тьма, ширь;

Выписанные понятия, несомненно, едины для всей Вселенной, и было бы странно, если бы природа не воспользовалась этим их свойством в языке.

Элементарное понятие «что-то» (кто-то) - основной параметр древнего языка. Видя на столе комочек, мы говорим: это - что-то (i); оно находится на столе, покоится - стоит (у). Видя какое-то движение, мы говорим: что-то шевелится - устремляет (а). Подули на комочек, и он покатился по столу; мы говорим: что-то перемещается - опадает (о). Взяли жучка и выкинули в окно; мы говорим: что-то исчезло, было, и нет его - отпадает (w).

Выше говорилось, что в некоторых звуках явно ощущается внутренний смысл. Через элементарные понятия это можно выразить примерно так: З - некая агрессия, или (что то же): что-то устремляет к что-то. Очевидно, что код звука З так и звучит: З - iакi. Можно попытаться установить коды всех звуков речи.

Звуки, буквы и знаки. Каждый звук речи содержит в себе два компонента: акустический образ и смысловое понятие. Благодаря акустике, мы чётко различаем звуки, а внутренний смысл ощущаем, в основном, лишь подсознательно.

Все звуки речи наполнены пакетами элементарных понятий. Мы даже чувствуем примерное содержание этих понятий: что-то устремляет к что-то, что-то опадает (перемещается), возникает и пропадает. Осталось совсем немного: собрать все звуки вместе и заглянуть внутрь каждого из них, раскрыть внутреннее их содержание. Но собрать все звуки вместе и представить их в виде списка нелегко. Может быть - через буквы?

По мнению многих, даже современные названия букв в алфавитах - загадка. Почему одни буквы: бэ, вэ, гэ, дэ, а другие: ка, ха или эр, эс?.. В глаголице и кириллице часть букв названа знакомыми словами: добро, есть, слово, покой. Звучание же других искажено (?) настолько, что нельзя предположить, будто это произошло потом, по неграмотности: живете, мыслете? А это что за слова: цы, рцы, ук, ферт, ер?.. В греческом - дельта, йота... В испанском - hачe. Есть нормальное слово йача, означающее топор. Но, почему-то... h - йаче. Или смысл этих слов утерян, или это не слова, а коды.

Уровень кодирования может быть разный. Можно пытаться в самих словах, которыми буквы названы, найти особый, тайный смысл-код, некое послание из глубины веков, но это даст нам не больше, чем р -рычащее, а л - ползучее. Если же предположить, что в названиях букв таится смысловое значение звуков, то эти коды надо попытаться расшифровать.

Казалось бы: самый лёгкий путь расшифровки - составить систему уравнений по количеству звуков и решить её. Однако сделать это практически будет весьма трудно и вот почему. До нас дошли названия букв в очень искажённом виде. Так, какой звук в названии буквы А: з или дз1 В одних источниках находим АзЪ, в других - А ^ Ъ. А какой звук в азбуке: А или а (если допустить, что звуки эти разные)? И так в каждом названии букв азбук и алфавитов: буки, букы или боукы; ук или оук; зело или земля? и так далее.

В русском языке можно довольно четко выделить (на слух) несколько пар звуков речи и, соответственно, букв: б-п, д-т, м-н, р-л, в-ф, ч-щ (или ц-щ). Хотелось бы продолжить пары: ж-ш, с-з, к-х, но замечаем, что дети иногда говорят вместо Саша - Шаша, зук - вместо жук, однако никогда мы не услышим от них вместо жук - шук, вместо санки - занки. Так что же - не пары это: ж-ш, с-з? А может быть это звуковой ряд: ж-ш-с-з? Попробуем его продолжить в обе стороны.

Рядом с буквой ж в древних славянских азбуках стоит не одна буква з (как теперь), а две, иногда - даже

три буквы. Начертание их - разное: з, s, ^® . Принято считать, что это лишь варианты двух букв: з-зело, s-земля (иногда наоборот), но мною установлено, что буквы эти соответствуют не двум, а трем звукам: з, дз, дж (две последние произносятся слитно - как аффрикаты). В белорусском, польском, некоторых других

славянских алфавитах - это отдельные буквы. Имеется немало слов с буквами ^ (дж) и ^ (дз): ^ алиць -

жалить, ^ гаць - кусать, жечь, стрекать (бел.); ^ wiek - звук (поль.); б ^ ола, ^ \пль - пчела, шмель (укр.): 2

ин ^ ич. ^уранович - имена (серб.), а также: ^вш - звон (укр.), лэ^ь - еле (бел.), Я^ьа - имя (поль.). Включаем буквы дж и дз в звукоряд и продолжим его: дж-ж-ш-с-з-дз-ц. Последний звук в ряду - ц - это уже почти свист. Может быть, на нем ряд и кончается? А перед ж, дж что? Вспомним слова: желатин, желе, джем, гель. Слова эти - из разных языков, а понятия похожие - что-то желеобразное. И родство звуков ж, дж, г (звонкое г, как в слове гроза) здесь не вызывает сомнения, так что смело (на слух) продолжим ряд и в обратную сторону: ж-дж-г-к-г-^х-ц.

Почему же я приписал к ряду ещё один звук г, а заодно и h? Читаем у Даля: «Буква Г в самом строгом произношении звучит двояко, твёрже и мягче. подходя в первой крайности к букве к, во второй к х. а от Москвы на юг она переходит в придыхание, как немецкое h, которое есть и у прочих славян; хорошо бы принять и у нас г (г с точкою) за такой придыхательный знак, часто необходимый» [2, с. 388]. Исконно

русские слова: его, сегодня, паук мы почему-то произносим: ево, севодня... Почему? Да потому, что г, как говорится, ни в какие ворота не лезет. Почему же мы не пишем ту букву, которую надо? А какую? Её просто нет! Вот и заменяем. В немецком языке, чтобы передать на письме некоторые звуки (ш, ж... пишут две -три буквы: sch...). Мы же заменяем только одну - h: сегодня, е(И)о (рус.); (К)отэль, (укр); (И)авана (название столицы Кубы), (К)абанера (гаванка) - исп. В русском языке придыхательный согласный малозаметен и, может быть, поэтому букве h не нашлось места в наших алфавитах? Обходимся, заменяя её где на г, где на х или в, а где и просто опускаем. Однако если мы хотим навести порядок «в этом доме», то должны всё расставить по своим местам, в том числе и букву h. В результате такой работы мы получили, кроме пар еще и ряд согласных: x-h-г-к-г-дж-ж-ш-с-з-дз-ц. Отметим, что ряд примкнул к выделенной нами ранее паре ч-щ. Такая последовательность согласных не вызывает у меня сомнения, но не нашлось в ней подходящего места для так называемых полугласных: ъ, ь, й. Может быть, они среди гласных?

В русском языке 6 гласных: А О У Ы И Э. На письме не принято делить их на ударные и безударные, но мы (для упрощения) поделим, добавив безударные как самостоятельные звуки и получим ряд гласных: А а Э е Ы i И ы У у О о. Лев Поливанов в своём учебнике для средних учебных заведений [9, с. XIX]. особое внимание уделил звуку ы: «.звук этот происходит при соединении той артикуляции языка, которая сопровождает произношение звука у - с артикуляцией губ, сопровождающей произношение звука и». Примем выводы Поливанова как основу. Замечу, что ы - это ижица: не у - не и, вернее: не У - не И. Ижица исчезла из азбуки в результате реформ, однако в говорах она, как и другие, попавшие «под сокращение» (не везде), сохранилась.

Таким образом, в славянской речи мы находим ряд из 12 гласных звуков, ряд из 12 согласных звуков и 6 пар согласных звуков - тоже 12. Отдельную группу составляют так называемые полугласные: Ъ, Ь, Й. В ряд гласных они тоже не вписались.

О звуке Й скажу сразу, что никакой он не полугласный. Он всегда употребляется только как согласный. Например, в слове съезд перед е мы ставим твердый знак или апостроф лишь потому, что буква е - одна на все случаи. В этом слове она заменяет слог йэ (сйэзд). Образования типа йэ: (роет), йи (воробьи), йо (поёт), йу (моют), йа (стая). буквами могут быть, но звуками они не являются.

О твёрдом знаке - Ъ. В сплошном потоке речи, сначала устной, а затем и письменной, от того, как произнесен согласный звук - слитно со следующим за ним слогом или раздельно - менялся смысл сказанного. Разделителем и служил очень краткий звук или знак - Ъ. Да и теперь он служит там же, но только на письме его в большинстве случаев заменяет пробел. Сравните два слова: влезъ и въ лесъ. В современном русском языке на письме слово от слова отделяется пробелом, поэтому в конце слов не нужен Ъ. В устной же речи, мы его просто не замечаем (влезЪ, вЪ лесЪ) или почти не замечаем. А в ряде других языков (армянском, грузинском, кабардинском, японском, болгарском и др.) он нужен и в середине слов: ДзюнЪитиро (имя - яп.), България (наименование страны), тЪытЪы (палец - груз.). В слове ДзюнЪитиро без твёрдого знака звук н отошёл бы ко второму слогу, но значение слова от этого изменилось бы. Ъ в конце слова закрывает открытый слог как гласный; так, в словах рак (ракъ) и раки - по два открытых слога (къ и ки).

Назначение мягкого знака - Ь - не просто смягчать согласные, а придавать таким образом им иное значение, расширяя тем самым звукоряд (ширь, тишь, лень, ось). Сравните два слова: русское Нина - ньина (имя) и испанское Nina (над вторым н - волнистая чёрточка) - ниньа (девочка). Чувствуете разницу? В русском слове мягко звучит первый слог - ни, в испанском же первый слог ni звучит твердо - н’и, а второй, наоборот, мягко - ньа. В испанском языке для мягкого произношения звука н ставят волнистую чёрточку над ним, а в русском - мягкий знак после него, и понимается это как «ещё и ещё».

Выявлено по ряду факторов, что существуют постепенные переходы от звука к звуку. Добавлены в ряды ранее упразднённые реформами звуки: дз, дж, h, е - безударное русское Э; i - безударное русское И, у -ижица (Ы безударное).

Ряды звуков речи (их символы и не только русские), по 12 в каждом, хорошо согласуются с Зодиаком (рис. 1). Вошли в ряды два Г (ГлаГоль). Знаки -Ъ и Ь, а также согласный звук Й (и краткое) не входят ни в один из трёх рядов.

Очевидно, что КТО-ТО когда-то произвёл устроение древней речи.

Известно, что: часов - 12, месяцев - 12, дюжина - 12, звуков в ряду - 12. В Зодиаке тоже 12 знаков. Посмотрите на ясное ночное небо. На границе двух зодиакальных созвездий: Овен и Телец вы увидите две буквы: v и h - шаровые скопления Г иады и Плеяды. Здесь в древности была точка весеннего равноденствия. Люди использовали её как репер - начало Зодиака. С древнейших времен его знаками служило само небо -12 зодиакальных созвездий. А среди созвездий располагались группами и звуки речи. Истоки внутренней защищенности языка, его «стандарт», сохраненный в веках, - в «небесном букваре». К этим «знакам» было привязано все, происходящее на небе и на земле.

Всего в русской речи 39 звуков, вместе с Ъ и Ь знаками.

Звуки речи универсальны, хотя в разных языках они имеют свои особенности. Для исследования выбран русский потому, что его фонетика проще - «как говорим, так и пишем». Русские гласные чётко делятся в речи на ударные и безударные, и от ударения зависит смыслоразличение в словах.

Внутреннее содержание звуков речи. Все звуки речи наполнены элементарными понятиями. Задача раскрытия внутреннего содержания звуков решалась способом итераций (приближений), опираясь на элементарные понятия, мотивированные слова, кажущиеся цвета звуков и многое ещё, в том числе на идеи Ф. Соссюра, исследования лингвиста-психолога С. Пинкера, выводы генетиков-лингвистов М. В и В. С. Фридман.

Услышав возглас А!!! мы тут же оборачиваемся, считая, что что-то случилось, кто-то на кого-то напал. Придаём звуку А код 1аш, (сокращённо: А - 1ак, - что-то устремляет к что-то). Учитывая, что в русских азбуках буква А называется аз, мы звуку З назначаем такой же код (З - 1ак). Дети часто путают з и ж: жук -зук, лужа - луза, жаба - заба. Предполагаем, что звуки ж и з - близки, а учтя символику буквы ж в азбуке и восприятие её, добавляем в код этого звука признак множества: Ж - мак. В словах: жало, жалюзи, зараза чувствуется агрессия; в словах роза и ваза (колючие и яркие); пижма и жасмин (очень пахучие) - тоже некая агрессия.

Учитывая дошедшее до нас мнение Платона и Сократа будто звуки Л и Р напоминают им нечто ползучее и рычащее, придадим этим звукам значения: Л - юнч, Р - 1аэ. Соответственно: что-то опадает на что-то сверху и: что-то устремляет навстречу что-то.

Примем коды звуков А, З, Ж, Р, Л за основу и продолжим. Подставляя полученные таким образом коды в другие (мотивированные) слова (много слов и не только русских), получаем коды всех звуков. И так многократно, уточняя коды. При этом учитываем, что в азбуках буква У называется Ук, а О называется Он. Используем названия других букв в азбуках и их символику, кажущиеся цвета звуков, детскую путаницу (рак - лак, камень - тамень, сани - шани, папа - фафа); что наше Б греки произносят как мп, что далёкие от русского, казалось бы, языки (китайский, испанский, ненецкий, хантов и др.), не говоря уже о славянских, используют в сходных по значению словах одни и те же звуки. Учитываем, что исторически ещё не так давно писали «сплошняком», без пауз. И ещё много других факторов.

Приближения можно продолжать до бесконечности, всё больше приближаясь к истинному значению кодов. Но уже и теперь понятно, что:

Внутреннее содержание звуков речи записано внутри нас Природой и её родной дочерью Эволюцией.

Поиск зон мозга, отвечающих за язык, продолжается. Но то, что у некоторых людей четко и стабильно ощущается цветовая окраска звуков - это подсказка, где нужно искать эти зоны.

По результатам исследования составлена таблица кодов звуков речи (табл. 1). Каждый код - это понятие в виде простого повествовательного предложения, состоящего из пакета элементарных понятий. У знаков (ъ и ь) особая роль. Ъ в конце слова закрывает открытый слог как гласный; так, в словах рак (ракъ) и раки - по два открытых слога (къ и ки). Ъ на письме выделяет йотированный звук (съезд, разъезд). Ь расширяет понятие, выражаемое согласным (ширь, тишь, лень, ось) и понимается как «ещё и ещё».

Утверждение, что коды звуков записаны внутри нас, согласуется с выводами американского лингвиста-психолога Пинкера С. в его книге «Язык как инстинкт» [8, с. 45-70]. Этому феномену он дал наименование «мыслекод». «Взгляды С. Пинкера, по всей вероятности, описывают развитие языка гораздо ближе к истине, чем предшествующие им представления», считают лингвисты-генетики М. В. и В. С. Фридман [11].

Таблица 1. Внутреннее содержание звуков речи

Ряд гласных

А а Э £ И i О о У у Ы У(ы)

iaK iwz ioK icwz иокс шс шод юД iiai иоп иопс иуп

Согласные - пары

Б П В ф Д Т М Н Л Р Ч Щ

мупс ion inoK миуп юси ипок мон шод юнч iaэ шс мопс

Ряд согласных

Г г h Ж З Дз Дж К С Ш Х Ц

иус иос iyc iMaK iaK i а i с iмaс ikii юпс миун иокс иопс

Согласный звук Й, ъ и ь знаки

Й ъ ь

ioKc юпс +

Пинкер считает, что кодировка мозга имеет доязыковый характер. Но ведь языков много: английский, арабский, китайский и др. А что же было до языков? Ответ находим у Соссюра: Язык и речь «тесно между собою связаны и друг друга взаимно предполагают: язык необходим, чтобы речь была понятна и производила всё своё действие; речь, в свою очередь, необходима для того, чтобы установился язык; исторически факт речи всегда предшествует языку» [10, с. 16-17, 20-22].

Надо различать речь, произносимую на каком-нибудь форуме для выражения своей мысли, и речь как явление, о которой и говорит Ф. Соссюр. Слова: речь и речь - омонимы. Звучат одинаково, но значения совершенно разные. В народе говорят: «От неожиданности он потерял дар речи» или так: «Он произнёс пламенную речь». Если не отождествлять язык и речь, а понять, что человек обладает даром речи от природы, то не надо искать что от чего произошло, какой язык древнее. На общей основе - природном инстинкте - речи, языки развиваются (и развивались!) самостоятельно, обогащаясь, в том числе, от взаимных влияний.

Дар речи - природный инстинкт.

Однако глубокого понимания внутреннего содержания звуков речи у современных людей нет. Накопленный словарный запас уже этого не требует.

Надо полагать, что речь, как инстинкт, это не только звуки, Мимика, символика в доступных формах, а главное: мышление - это тоже речь. И если это так, то речью (в разной степени) владеет не только человек.

Рис. 2. Тема и рема

Применим коды на практике, но сначала выпишем код звука в столбик и разделим его на 2 части, как показано на рисунке. Верхнюю часть назовём условно: тема, нижнюю -рема. Это важно, потому что связи в слове осуществляются не между звуками в целом, а между их верхней и нижней частями, между темой и ремой кодового предложения.

Для примера используем какое-нибудь слово, например, коромысло. Вместо звуков подставим их коды и таблицы и осмыслим это слово.

к - иау - кто-то устремляет (делает) что-то (намеревается набрать воды), о - юД (юДД, - что-то опадает изнутри что-то (происходит забор воды из источника); р - 1аэ ДаэД, - кто-то устремляет навстречу что-то (поднимает воду), о - юД (юДД, - что-то опадает изнутри что-то (извлекается ведро); м - мон (мою), - много чего-то опадает на что-то (заполняются вёдра),

Ы - иопс (иопс1), - коромыслом зацепляют вёдра, с - юпс (юпсД, - коромысло поднимают на плечо; л - юнч, - воду приносят, о - юД (юДД, - воду используют.

Фактически, я выписал понятия, образующие слово. Прочитав их, мы уже можем догадаться о смысле. Но каждый звук отдельно - это понятие, выраженное простым повествовательным предложением (см. коды, табл. 1), а в слове - таких предложений несколько. Поэтому слово можно считать статьёй, описывающей его

как понятие. В данном случае, это понятие звучит так: кто-то идёт по воду - имеет намерение набрать воды (ко), он набирает воду (ро), наполняет вёдра (м); два ведра одеваются на коромысло (Ы), коромысло ложится на плечо (с), вёдра приносят (л), воду используют из вёдер (о).

Замечаем, что доударные слоги объясняют намерения или ситуацию, предшествующую основному событию. Ударный гласный с дополнением - само событие, это событие всегда направлено на стоящий перед ним согласный. Заударный слог объясняет результат этого действия.

Если использовать служебные понятия (так что, когда, если, затем, после чего, после того как, союз и), то можно составить формулу в общем виде, которая учитывает выявленные свойства и правила древнего языка и облегчает раскрытие слов:

S = 1 тч 2, 3; к С Г тчк с г; к 1 2 тч 3

где S - слово; С, Г - звуки ударного слога, с, г - дополнение к ударному слогу; 1, 2, 3 - звуки безударного слога (их может быть несколько). Служебные понятия даны курсивом.

Слоги могут быть неполные. Так, в слове скрипка: с, к, р - три отдельных неполных слога. При выпадении отдельных звуков из полного слога выпадают соответствующие им служебные понятия. Согласно приближённой формуле, слово коромысло выглядит так: к тч о; р тч о; к М Ы тч с; к л о; а слово капкан так: к тч а, п; к К А; к н ъ (в отличие от гласных, перед ъ вместо понятия «что-то» ставится понятие «оно»).

О коромысле. Да, если сказать «ко», то можно подумать многое что, тысячи вариантов звучат одинаково: ко. Для однозначного понимания нужно что-то ещё: ситуация, контекст, мимика, жесты... В испанском языке кроме артиклей La и El (он и она) есть служебное слово Lo. Говорят: Lo que dices - то, что ты говоришь. В нашем случае, если говорят о корове, то ко - это о молоке, если о воде, то ко - о колодце. Более точно это установится, когда гипотеза превратится в стройную теорию. В слове коромысло не только слог ко, другие звуки и слоги заменяют и жесты, и контекст. Да, заменяли, пока люди не накопили большой словарный запас. Жесты и прочее частично остались с нами только как привычка, рудименты праязыка. Как сидение у костра, рыбалка, собирание грибов, курлыканье журавлей.

На тыльной стене Ново-Иерусалимского монастыря, что на Истре, под Москвой, есть большой древний текст (монастырь построен в 1685 году). В этом тексте Строки не разделены на слова.

-Г /

Рис. 3. Пример из хроники 1375 года [12, с. 256-257], летопись Строки не разделены на слова

Рис. 4. Фрагмент из книги Велеса [17; 1], IX век (о её подлинности учёные спорят)

Строки не разделены на слова

На шумерских глиняных табличках [16; 18] (их возраст несколько тысячелетий) - то же. Ниже дан текст и фрагмент таблички:

«- -ТШ кпгфьц- -5Г -+ Ш -+ ■&: ■№ Т ВЯ £ =**= V- ‘*1 —Т ТМ -нт* -"(!* Т <1- *!- гтт ^ -spf -f У -+ |

Рис. 5. Текст шумерской глиняной таблички

Рис. 6. Фрагмент шумерской глиняной таблички Строки не разделены на слова

Вот фрагменты из санскрита [15]. Посмотрите, как люди раньше писали (а может быть, они так и говорили?). Это изустные гимны, сочинённые, возможно, в межледниковье [10] и записанные священнослужителями (брахманами-жрецами) во 2-3 тысячелетии до н. э:

JALipwda.-EtaiulK'luitt | M-ODuampL at Jij^-nfOdl

ft Г-is: i twr-'Pip г£Ч ■■ sri m^Kti i чЯ йзл rj#

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

hf*i«.i)j л-s !^>

srutfrjp !iS^j^jfiif:iЛWiH ^JS%±L1™£.' er/* fl; fti l ST#ft t-1%^ :^tw?rfift;:4--i №юЪ> r^ ^T*jra ig ^ ^титчЛт

Рис. 7. Санскрит. Фрагменты подлинного текста из Ригведы Строки не разделены на слова

Почему нет пауз, и это - на продолжении тысячелетий? А потому, что это не слова, а «словотипы» -набор звуков и слогов, - рудименты древнейшего языка людей, который ещё требует своего серьёзного исследования. Набор звуков уже отчасти закрепился в виде узнаваемых слов, но люди ещё не осознали прорыва. Не сразу появился совершенный синтаксис с его аксессуарами. Ещё долго требовалось надстрочными символами указывать ударение, а титлами - путаться между слоговым и звуковым письмом, но главное - ещё не перестроилась устная речь.

На ранней стадии развития речи люди говорили слогами. Если в одном отдельном звуке содержится одно понятийное предложение, то закрытый слог из трёх звуков - это уже целый рассказ из трёх предложений. Владимир Даль этому явлению дал толкование как тарабарщина - прапра’язык землян. «Тарабарить, говорить, беседовать, болтать; говорить резко и скоро, тарантить, тараторить; тарабарщина, бестолковщина, непонятный, бессмысленный разговор...» [3, с. 390]. В современных (новых) словарях тарабарить-говорить отброшено, а зря. Есть свидетельства того, что люди, даже владея большим запасом слов, «тащили» за собой тарабарщину. Примеры: слоговое письмо, древние церковные книги. О тарабарщине, как явлении, упоминает библия: все люди говорили на одном языке и понимали друг друга. Тарабарщина не исчезла. На тарабарщине, как на фундаменте, строятся все языки.

Слоговой речью люди пользовались очень долго, а где-то пользуются и теперь. На Новой Гвинее Миклухо-Маклай Н. Н. записал: «...почти в каждой деревне туземцы говорят на другом диалекте, непонятном для папуасов ближайших деревень» [7, с. 116]. Почему? А потому, что их слова - это не слова (ещё не слова), а рассказы о том, что они видят в данный момент. Например, он насчитал у них 30 названий орла. Видимо, папуасы, как и люди прошлого, могли это делать, так как для них каждый звук наполнен внутренним содержанием, и они сочиняют слова «на ходу», иначе пока не умеют. То же - на севере России, где живут малочисленные народы. Составить словари для них трудно из-за множества говоров и наречий. А древнерусский? Когда о нём пишут, то считается само собою, что это был единый язык на всей огромной территории. Да нет, конечно. Мы и теперь не ушли от говоров, а раньше их было больше.

Используя формулу, составленную по выявленным свойствам и правилам тарабарщины, раскроем ещё несколько слов (там, где нужно, вставляются ъ и ь).

дамба - к Д А тч м; к б а. Заменим звуки их кодами (табл. 1): юси, 1ак тч мон, к мупс iwz; и узнаем, что слово дамба - это рассказ из пяти предложений: когда имеется ручей (д), кто-то (или что-то) делает (А) насыпь (м); когда запруда сделана (б), ручей скрывается под водой (а).

колодец (рус.) - Подставим коды: к тч о; к Л О; дь тч э; к ц ъ - кто-то намеревается набрать воды (ко); когда приходят к колодцу, опускают ведро (ЛО): опускается ведро ещё и ещё, и зачерпывает воду (дьэ); когда ведро с водой поднимут, его уносят (цъ) (доударный слог - это намерение; ударный - действие; послеударный - результат).

крыныця (укр. - колодец) - к; р тч ы; к Н Ы; к ць а - подставив коды из табл. 1, осмыслим это слово и увидим то же - описание колодца.

pozo (исп. - колодец), потсо - к П О; к тс о - когда что-то опадает над что-то (П), что-то над что-то опадает внутрь что-то (О); когда что над что-то опадает над что-то внутри, что-то опадает изнутри что-то. Комментарий: Подходят к колодцу (П), опускают ведро (О); достают воду (тс) и используют (о).

puits (фр. - колодец), путтс - к ПУ; i тч т; к с ъ - подходят к колодцу (П), опускают ведро (У); Наполняется ведро (i); поднимают ведро (т); когда ведро поднято (с), его уносят (ъ). кудук (тюрк. - колодец) - к тч у; к Д У; к к ъ - описание колодца. studna (чеш. - колодец), студна - с; к Т У тч д; к н а - описание колодца.

Видим, что в разных языках для описания одинаковых объектов используются те же коды. корба (укр. - ворот на колодце) - к К О тч р; к б а - когда кто-то вращает ворот (к), бадья опускается в колодец (О) так, что оно наполняется водой (р); после того как бадью поднимут наверх (б), воду используют (а).

копать - иа1 тч Той; к юп Так тч ипок+. Кто-то (человек - к) делает так, что пласт земли выворачивается изнутри наверх (о); когда лопата ставится на землю (П), копатель нажимает на лопату (А) так, что земля переворачивается (т) ещё и ещё (ь).

сани - к юпс Так тчк irnq юс. Когда сани ставятся на горке (С), кто-то садится на них так (А), что когда сани едут вниз (н), кто-то на них сидит (здесь и - безударное - i).

ось - подставив вместо звуков коды из таблицы, прочитаем описание этого предмета: что-то извне вставляется внутрь чего-то (О) и происходит вращение (сь).

Другие слова:

Рак (ракъ) - Когда раку угрожают (Р), он защищается (А) так, что сильно сжимает клешни (къ).

Рать - Когда кому-то угрожают (Р), отряд выступает навстречу врагу (А) и завязывается битва (ть).

Лак - Когда имеется некая поверхность (Л), что-то может её испортить (А); когда её лакируют (к), лак ложится сверху (ъ).

Лук - Когда имеется некая цель (Л), прицеливаются (У) и стреляют (къ).

Луч - Когда имеется освещённая поверхность - световой «зайчик» (л), его накрывает (У), но он ложится сверху (чъ).

Как видим, замена только одного звука меняет смысл кардинально.

Руль - Когда едут (Р), вращают руль (У) и едут куда надо (ль).

Поле - Когда есть участок земли вне поселения (П), его засевают (О), появляются всходы, зреет урожай (ль) и его убирают (с).

Капкан - к тч а; п; к К А; к н ъ. Кто-то настраивает капкан (к) так, что угроза от него не видна (а), а приманка лежит на виду (п); когда зверёк трогает приманку (К), капкан срабатывает (А); после того как лапка зверька зажимается (н), он ловится (ъ).

Поросль - к П О; р о; к с л +. Когда есть поле (П), на него падают семена (О); семена прорастают (р) и всходят (о); после всходов (с) молодые растения покрывают всё вокруг (ль).

Кувырок - кто-то поднимает руки (ку); руки опускаются на землю (вы); когда делают переворот (Р), голова оказывается внутри (О); после того как продолжают дальше, встают на ноги (къ).

Paraasolka (исп. - зонтик), парасолька - п тч а; р тч а: к С О тч ль; птк к а. Комментарий: зонтик раскрывается над головой (па); с целью чтобы дождь не мочил (ра); когда идёт дождь (С), прячутся под зонтик (О) так, что капли скатываются (ль); после дождя зонтик убирают (ка).

балалайка. Рассмотрим это слово более детально (см. формулу и коды - табл. 1, контекст имеем в виду): б - мупс, - что-то толстое, объёмное (внешний вид инструмента); тч а - iwz, - внутри инструмента пусто;

л - ioH4, - сверху инструмента натянуты струны; тч а - iwz, - они нависают над инструментом; к Л - юнч, - что-то касается струн;

А - iак, - струны звучат;

тч Й - юкс, - звук от струн проникает внутрь инструмента; к К - mi, - кто-то играет на инструменте; а - iwz, - слышна музыка.

Выписка из очерка Л. и В. Писановых «Генезис русской речи» к книге «Тайный код русской речи», Труд-Регион, 2008 г. «Учёные пришли к выводу, что в нашем языке есть такие слова, что никак не объяснишь: откуда они взялись? Этот слой лексики назван «немотивированным». А слова-то все нашенские, ежедневные, из которых и состоит родная, коренная речь. В общем, весь русский язык оказался «немотивированным». Слово есть, а мотивации его происхождения - нет!» Раскроем несколько таких слов (из этой книги): рука - р тч у; к К А - протягивают руку (р) так, что пальцы обхватывают предмет (у); когда применяют усилие (К), рука берёт предмет (А); нога - н тч у; к Г А - ставят ногу (н) так, что к ней подставляют другую (у); когда стоят две ноги (Г), одна нога делает шаг (А); брод - мупс; к iаэ irnq тчк юси юпс - есть препятствие на пути; (б); когда его преодолевают (Р), входят в воду (О); когда идут (д), часть тела находится над водой (ъ).

Фрагмент из книги А. П. Журавлёва «Звук и смысл»: «...фонетическая мотивированность явно существует и вместе со смысловой и морфологической мотивированностью обеспечивает тесную взаимосвязь между содержанием и формой слова. А вот как поведут себя обычные слова? Есть ли у них стремление звуковой формы и содержания к взаимосоответствию?» [4, с. 45]. В табл. 2 слева дан смысл по Журавлёву, справа - внутреннее содержание слов по нашей формуле.

Таблица 2. Смысл внутри слов

По Журвлёву По формуле

писк — маленький, слабый. к юп иокс тч юпс; к иак юпс - птица кормит птенцов.

рев — громкий. к iаэ+ irnq тчк шос юпс - страшно.

рокот — большой, громкий, к iаэ iraq тчк mi юй, к ипок юпс - что-то повторяется.

рык—грубый, страшный. к 1аэ иопс тчк mi юпс - угроза и реакция .

тишь — тихий. к ипок иокс тч миун + - звук в ушах отсутствует.

эхо — громкий. юк тчк иокс юпс - описано отражение

А вот названия:

Юпитер - й тч у; к П И тчк ть е; к р ъ. Читаем по «слогам» (используя коды) и видим, что в слове Юпитер - описание параметров планеты. Судите сами: наступает ночь (й), появляются звёзды (у); когда планета перемещается по небу (П), спутники появляются над ней (И); после того как одни всходят ещё и ещё (ть), другие заходят (е = г); когда планета снова всходит (р), всё повторяется (ъ). Есть над чем подумать!

Луна - Небо (л), звёзды (у); когда солнце заходит (н), луна светит (А).

Азия - iак тчк iак юс; к юкс iwz. Можно предположить, что так в древности называли систему Эгейского моря с проливами Дарданеллы и Босфор. Всё то, что в той стороне - «там Азия».

Дарданеллы - д тч а, р; д тч а; к Н Э тч Л; птк л ы. Описан путь из Средиземного моря в Чёрное.

Аравия - земля подвергалась затоплению.

Туле (остров, существовавший в районе современной Англии [7]) - остров подвергался затоплению.

Арии, где второе и - безударное и с придыханием - hi). О чём здесь? Случилась некая агрессия, надо полагать катастрофа (А), так, что когда это произошло (р), земля скрылась под водой (и); всё что было (h) затонуло (и). Подтверждается вывод индийского историка Тилака, что арии жили на исчезнувшей Арктиде, вблизи северного полюса.

Раскрыв слово троя, мы с удивлением узнаем, что не было такого царства-государства Троя. Слово Троя -это всего лишь рассказ из пяти предложений о событии, потрясшим древний мир, о троянском коне. Узнаем, что слово литва - территория, занятая оледенением или покрытая чем-то ещё (потому и находим литву даже в Крыму - Литовский вал). А слово русь - территория, где используют печь. Узнаем, что Хвалынск (Хвалынь) -городок, находящийся теперь в тысяче километров от Каспия, в Саратовской губернии, ранее был морскими воротами, как теперь Азов; море называли Хвалынским, а живших там людей называли хвалисами. Величавый Маныч (то ли река, то ли озеро) на границе Ростовской области и Калмыкии - остатки древнего русла реки Ра, по которому Волга текла в Чёрное море через азовскую впадину, заполняя её аллювием (глубина впадины в древности, по разным источникам была 12-20 км). Давно это было, но люди «каменного века» ещё помнили это или просто знали.

В заключение, на основе проведенных исследований можно с большой долей уверенности утверждать, что от природы человеку досталась способность говорить: закодированный в мозгу инстинкт - речь. На общей основе - природном инстинкте языки развиваются (и развивались!) самостоятельно, обогащаясь, в том числе, от взаимных влияний. Читая слова изнутри, мы по-новому взглянем на историю, географию, археологию, эпос; по-новому осмыслим названия племён и народов, планет и других объектов на Земле и в

космосе. В словах бездна. Это письма к нам от наших далёких предков. Узнаем: КТО ОНИ были, давно ли

жили, что ещё оставили нам в наследство, кроме языка.

Литература

1. Асов А. И. Книга Велеса. Наука и религия. М., 1997. 288 с.

2. Бурлак С. А. Происхождение языка: Новые материалы и исследования. Астрель. М., 2007. 80 с.

3. Даль Вл. Толковый словарь. Том I. Русский язык. М., 1981. 699 с.

4. Даль Вл. Толковый словарь. Том IV. Русский язык. М., 1982. 683 с.

5. Журавлёв А. П. Звук и смысл. Просвещение. М., 1991. 160 с.

6. Кондратов А. М. Звуки и знаки. Знание. М., 1978. 208 с.

7. Магидович И. П. и др. Очерки по истории географических открытий. Том 1. Просвещение. М., 1982. 288 с.

8. Миклухо-Маклай Н. Н. Собрание сочинений. Том 1. Наука. М., 1990. 472 с.

9. Пинкер С. Язык как инстинкт. Едиториал УРСС. М., 2004, 456 с.

10. Поливанов Лев. Русская и церковно-славянская Этимология. Государственная публичная историческая библиотека России. М., 1997.

11. Тилак Б. Г. Арктическая родина в Ведах. ФАИР-ПРЕСС. М., 2001.528 с.

12. Фердинанд де Соссюр. Курс общей лингвистики. Издательство Уральского университета. Екатеринбург, 1999. 432 с.

13. Фридман М. В., Фридман В. С. Язык как инстинкт. Рецензия на книгу Пинкера. ВНИИ «Генетика», Биологический ф-т МГУ. М., 2007.

14. Энциклопедия для детей, т. 5, ч. 1. М., 1995.

15. Ригведа Фрагменты подлинного текста. [Электронный ресурс]. - Смотрите картинки по запросу Ригведа,

Фрагменты подлинного текста. - URL:

https://yandex.ru/images/search?text=%D0%A0%D0%B8%D0%B3%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B0%2 C%20%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%B3%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B%20%D0%BF %D0%BE%D0%B4%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D1%82%D0 %B5%D0%BA%D1%81%D1%82%D0%B0&noreask=1&img(Дата обращения: 11.01.2016).

16. Шумерские таблички. [Электронный ресурс]. На обломке одной из табличек с отрывком из шумерского эпоса - URL: http://www.calend.ru/event/4173/ (Дата обращения: 11.01.2016).

17. Велесова книга. [Электронный ресурс]. Википедия. - URL:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0_ %D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B0 (Дата обращения: 11.01.2016).

18. Шумерские тексты. [Электронный ресурс]. Шумерские тексты. Секретов нет. - URL: http://nosecret.com.ua/stati-kategorii/fakti-nlo/item/442-shumerskie-teksti (Дата обращения: 11.01.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.