Научная статья на тему 'РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ КАК ОБЪЕКТ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ'

РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ КАК ОБЪЕКТ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Естественные и точные науки»

CC BY
89
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
речевой жанр / коммуникация / теория речевых жанров / жанроведение(генристика). / speech genre / communication / theory of speech genres / genristics.

Аннотация научной статьи по естественным и точным наукам, автор научной работы — Азиза Базаралиева

Данная статья посвящена речевым жанрам, проблемам, которые могут возникнуть в процессе коммуникации; описаны особенности функционирвания, а также классификация речевых жанров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is devoted to speech genres, problems that may arise in the process of communication; describes the features of the functioning as well as classification of speech genres.

Текст научной работы на тему «РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ КАК ОБЪЕКТ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 4 I ISSUE 2 I 2023 _ISSN: 2181-1601

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22257

РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ КАК ОБЪЕКТ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ

Азиза Базаралиева

Магистрант НГПИ факультет английского языка и литературы

АННОТАЦИЯ

Данная статья посвящена речевым жанрам, проблемам, которые могут возникнуть в процессе коммуникации; описаны особенности функционирвания, а также классификация речевых жанров.

Ключевые слова: речевой жанр, коммуникация,теория речевых жанров, жанроведение(генристика).

ABSTRACT

This article is devoted to speech genres, problems that may arise in the process of communication; describes the features of the functioning as well as classification of speech genres.

Key words: speech genre, communication, theory of speech genres, genristics.

В современной лингвистике понятие «речевые жанры» пользуется большой популярностью, что привело к созданию большого количества научных работ на темы исследования проблем речевых жанров, их определению, а также исследованию отдельных видов жанров.

Родоначальником теории речевых жанров является известный русский учёный М.М. Бахтин, который в своей статье «Проблема речевых жанров», дал описание этому термину. Согласно М.М. Бахтину, речевые жанры - это «относительно устойчивые, тематические, композиционные и стилистические типы высказывания.» [1]

Иначе говоря, речевые жанры - это способ успешно и быстро передать необходимую информацию и устно, и письменно таким образом, чтобы у собеседника сформировалось мнение о целях говорящего. По Бахтину, "даже в самой свободной и непринужденной беседе мы отливаем нашу речь по определенным жанровым формам... К речевым жанрам мы должны отнести и короткие реплики бытового диалога... и бытовой рассказ... и короткую стандартную военную команду, и развернутый детализованный приказ, и довольно пестрый репертуар деловых документов... и разноообразный мир публицистических выступлений... но сюда же мы должны отнести и многообразные формы научных выступлений...». [2]

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 4 I ISSUE 2 I 2023 _ISSN: 2181-1601

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22257

Создаваемые речевые жанры непосредственно связаны с конкретными ситуациями, встречающимися на протяжении жизни человека. Например, при приветствии реализуется жанр приветствия; если же мы хотим познакомиться, нами реализуется жанр «Знакомство». Безусловно, приветствие будет разным тогда, когда мы здороваемся со знакомыми и близкими нам людьми и людьми, которые старше нас, либо с теми, с кем мы недостаточно знакомы. Следовательно, по этому примеру можно понять, что каждый речевой жанр отличается содержанием и реализацией, так как кроме коммуникативной задачи также учитываются речевые роли «образа автора» и «образа адресанта». [6]

Эта же мысль о том, что нужно учитывать адресанта была подчеркнута оратором Цицероном: «...Не со всяким надо говорить одинаково... красноречивым будет тот,

кто сумеет примениться в своей речи

ко всему, что окажется уместным». [7] Сущность этого выражения можно показать на примере, когда зачастую в процессе общения мы слышим: «Не тебе мне приказывать, разрешать, запрещать и т.д. ». На основании этих реплик можно сделать вывод, что возникла коммуникативная неудача, так как цель, адресат и адресант были учены в недостаточной мере.

Для успешного коммуникативного акта следует также учитывать признаки речевой ситуации, как: где и когда происходит коммуникативный акт (пространственно-временные отношения), а также как он проходит. Следовательно, учитывая все признаки речевой ситуации мы можем достичь успешной коммуникации.

Несмотря на то, что на сегодняшний момент накоплено достаточно много информации на тему описания речевых жанров и их типологии, всё ещё нет общепринятой классификации речевого жанра. Наряду с этим, используется множество различных принципов, на которых основаны классификации речевых жанров. В некоторых работах исследователей особое внимание уделяется изучению использования человеком языка для влияния на слушателя, включая саму цель высказывания, а в других - правильному оформлению высказывания и на их структуру. Таким образом, на основе таких оснований создаётся типология речевых жанров.

Одной из наиболее интересных классификаций речевых жанров является классификация Т.В. Шмелёвой, согласно которой существует четыре типа речевых жанров, формирующим признаком которых является коммуникативная цель.

Согласно типологии речевых жанров Т.В. Шмелёвой, эти жанры подразделяются на :

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 4 I ISSUE 2 I 2023 _ISSN: 2181-1601

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=222ff7

-информативные речевые жанры, главной целью которых является использование информации для различных операций: её соглашения, сообщения, запроса, удостоверения, подтверждения.

-императивные речевые жанры, главной целью которых является привести неосуществленные события, которые могут являться желательными и необходимыми, либо напротив, нежелательными и опасными для участников разговора, к выполнению либо невыполнению слушателем.

Императивный речевой жанр - жанр, указывающий на характер осуществления неосуществленных действий автором, адресатом или третьими лицами [3], коммуникативной целью которого является «вызвать ответные действия адресата в зависимости от желания автора» [4]

- оценочные речевые жанры, целью которых является «изменить самочувствие участников общения, соотнося их поступки, качества и другие манифестации с принятой в обществе шкалой ценностей» [5]

- этикетные речевые жанры, главной целью которых является формирование событий социальных взаимоотношений в соответствии с определёнными правилами поведения, принятыми этикетом определенного общества. Так, по мнению Шмелёвой, к этикетным речевым относились приветствие, прощание, извинение, благодарность, поздравления и соболезнования.

Таким образом, жанровая организация речи имеет важное значение в процессах социального общения, так как при помощи этих жанров говорящий устанавливает контакт с адресатом в начале разговора, поддерживает разговор в его середине и прокладывает дорогу к дальнейшему контакту в конце разговора. Их игнорирование либо нарушение может привести к недостатку либо отсутствию взаимодействия, понимания и контакта между собеседниками в коммуникативном процессе.

Список использованной литературы:

1. Бахтин М. М. Проблема речевых жанров// Эстетика словесного творчества. -М.: Искусство, 1979. С. 241-242.

2. Бахтин М. М. Проблема речевых жанров// Эстетика словесного творчества. -М.: Искусство, 1979. С. 238.

3. Шмелева Т. В. Речевой жанр. Возможности описания и использования в преподавании языка // Russistik. Русистика. Научный журнал актуальных проблем преподавания русского языка. Berlin, 1990. № 2. С. 20-32.

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 4 I ISSUE 2 I 2023 _ISSN: 2181-1601

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=222ff7

4. Аверина М. А. Императивные речевые жанры в литературной сказке Л. Филатова «Про Федота - стрельца, удалого молодца» // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. № 6. С. 231-233

5. Шмелева Т.В. Модель речевого жанра//Жанры речи. - Саратов, 1997. С. 91-92.

6. Шмелева Т.В. Модель речевого жанра // Жанры речи. - Саратов, 1997.

7. Цицерон М.Т. Речи. - М.: Наука, 1993. Т. 1. С. 380.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.