Научная статья на тему 'РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В МУЗЫКАЛЬНОМ ВУЗЕ'

РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В МУЗЫКАЛЬНОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
142
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ / РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / СТУДЕНТЫ-МУЗЫКАНТЫ / ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Габдрахманова Айгуль Нурулловна, Галимзянова Ильхамия Исхаковна

Формирование профессионально ориентированной коммуникативной компетенции иностранных студентов-музыкантов на занятиях русским языком как иностранным является важной частью обучения. В данном исследовании обоснована эффективность использования речевых упражнений как инструмента формирования коммуникативной компетенции при обучении иностранных студентов русскому языку в музыкальном вузе, сформированы методические рекомендации по работе с авторской системой упражнений, направленных на формирование коммуникативной компетенции иностранных студентов-музыкантов на занятиях по русскому языку. В процессе обучения в вузе в России иностранный студент получает навыки практического применения профессиональной лексики в учебной деятельности. Результатом исследования стало создание группы речевых упражнений, предложенных как единое целое на основе двух взаимодополняющих текстов, для развития умений говорения, письма, аудирования и чтения, тематически ориентированных на студентов музыкального вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Габдрахманова Айгуль Нурулловна, Галимзянова Ильхамия Исхаковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPEECH EXERCISES AS A TOOL FOR THE FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE IN TEACHING FOREIGN STUDENTS THE RUSSIAN LANGUAGE AT A MUSIC UNIVERSITY

The formation of professionally oriented communicative competence of foreign students-musicians in the classroom of Russian as a foreign language is an important part of learning. Russian Russian Language Teaching This study substantiates the effectiveness of the use of speech exercises as a tool for the formation of communicative competence when teaching foreign students Russian at a music university, methodological recommendations for working with the author's system of exercises aimed at the formation of communicative competence of foreign students-musicians in Russian language classes are formed. In the process of studying at a university in Russia, a foreign student acquires the skills of practical application of professional vocabulary in educational activities. The result of the study was the creation of a group of speech exercises, proposed as a whole on the basis of two complementary texts, for the development of speaking, writing, listening and reading skills, thematically oriented to students of a music university.

Текст научной работы на тему «РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В МУЗЫКАЛЬНОМ ВУЗЕ»

Педагогика

УДК 811.161.1

соискатель степени кандидата педагогических наук, преподаватель Габдрахманова Айгуль Нурулловна

Казанская государственная консерватория имени Н.Г. Жиганова (г. Казань); доктор педагогических наук, профессор Галимзянова Ильхамия Исхаковна

Казанская государственная консерватория имени Н.Г. Жиганова (г. Казань)

РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В МУЗЫКАЛЬНОМ ВУЗЕ

Аннотация. Формирование профессионально ориентированной коммуникативной компетенции иностранных студентов-музыкантов на занятиях русским языком как иностранным является важной частью обучения. В данном исследовании обоснована эффективность использования речевых упражнений как инструмента формирования коммуникативной компетенции при обучении иностранных студентов русскому языку в музыкальном вузе, сформированы методические рекомендации по работе с авторской системой упражнений, направленных на формирование коммуникативной компетенции иностранных студентов-музыкантов на занятиях по русскому языку. В процессе обучения в вузе в России иностранный студент получает навыки практического применения профессиональной лексики в учебной деятельности. Результатом исследования стало создание группы речевых упражнений, предложенных как единое целое на основе двух взаимодополняющих текстов, для развития умений говорения, письма, аудирования и чтения, тематически ориентированных на студентов музыкального вуза.

Ключевые слова: русский язык как иностранный; речевые упражнения; студенты-музыканты; формирование коммуникативной компетенции.

Annotation. The formation of professionally oriented communicative competence of foreign students-musicians in the classroom of Russian as a foreign language is an important part of learning. Russian Russian Language Teaching This study substantiates the effectiveness of the use of speech exercises as a tool for the formation of communicative competence when teaching foreign students Russian at a music university, methodological recommendations for working with the author's system of exercises aimed at the formation of communicative competence of foreign students-musicians in Russian language classes are formed. In the process of studying at a university in Russia, a foreign student acquires the skills of practical application of professional vocabulary in educational activities. The result of the study was the creation of a group of speech exercises, proposed as a whole on the basis of two complementary texts, for the development of speaking, writing, listening and reading skills, thematically oriented to students of a music university.

Key words: Russian as a foreign language; speech exercises; students-musicians; formation of communicative competence.

Введение. Актуальность исследования обусловлена недостаточной разработанностью коммуникативных подходов в процессе обучения русскому языку как иностранному (РКИ) студентов музыкальных специальностей. Анализ опубликованных научных работ, посвященных обучению иностранных студентов-музыкантов русскому языку, показал, что разработок не так много. Исследователи О.Р. Рякина и В. Ван акцентируют внимание на обучении терминологической системе музыкальной речи на русском языке студентов музыкальных вузов [4, 12], авторы А.А. Забуга и А.Н. Габдрахманова пишут об особенностях преподавания русского языка как иностранного студентам различных специальностей [6, 9], исследователь Н.А. Антонова проводит анализ учебного материала по РКИ для музыкантов и предлагает варианты упражнений в рамках профессионально ориентированного русского языка [1], отдельно теме изучения музыкантами прилагательных и наречий с семантикой качества посвящена работа Л.М. Верещагиной [5]. С.А. Еремина пишет о проблеме создания новых типов учебно-методических комплексов по РКИ для студентов-музыкантов, описывает различные виды упражнений, учебный словарь [8]. При этом недостаточное внимание исследователями уделяется проблеме формирования коммуникативной компетенции на занятиях РКИ в рамках профессионального образования иностранных студентов-музыкантов. Таким образом, недостаточно разработана проблема формирования коммуникативной компетенции иностранных студентов-музыкантов при обучении русскому языку, что послужило причиной проведения данного исследования.

Задачи исследования: представить специфику развития коммуникативной компетенции по РКИ у иностранных студентов при обучении в музыкальном вузе; разработать авторскую систему речевых упражнений для развития коммуникативной компетенции у иностранных студентов на занятиях РКИ при обучении в музыкальном вузе. Методами исследования являются обобщение и анализ специальной литературы, публикаций в периодических изданиях по теме. Теоретической базой исследования послужили труды Н.А. Антоновой, [1], которая анализирует учебный материал по русскому языку как иностранному для музыкантов, а также работа лингвистов Т.В. Васильевой, Г.М. Левиной, О.А. Усковой [3], которые характеризуют формирование коммуникативной компетенции на занятиях в вузе. Практическая значимость: предложенные в статье речевые упражнения, нацеленные на развитие всех видов речевой деятельности иностранных студентов, могут быть использованы на занятиях по РКИ со студентами вузов искусств с целью формирования коммуникативной компетенции (уровень В1-В2).

Изложение основного материала статьи. Исследователи С.В. Беликов и И.Ю. Качесова пишут о формировании идеи коммуникативности в качестве базовой идеи понимания принципов и способов преподавания русского языка как иностранного [2], следовательно, в качестве цели обучения русскому языку как иностранному понимается формирование успешной коммуникативно-речевой личности. Исследователи С.А. Хавронина и Т.М. Балыхина подчеркивают, что «владение иноязычной речью составляет основу коммуникативной компетенции» и базируется на речевой компетенции, которая, в свою очередь, опирается на языковую компетенцию [13].

Развитие коммуникативной компетенции иностранного студента на занятиях РКИ при обучении в музыкальном вузе характеризуется следующими особенностями: 1. при формировании языковой компетенции студент изучает русский язык на базовом уровне общего владения, а также профессиональную музыкальную лексику, термины; 2. при формировании речевой компетенции студент учится понимать и продуцировать высказывания на уровне общего владения русским языком и высказывания на профессиональные музыкальные темы; 3. при формировании коммуникативной компетенции студент должен уметь решать экстралингвистические задачи, использовать русский язык на уровне общего владения и профессиональную музыкальную лексику.

Формирование коммуникативной компетенции иностранных студентов-музыкантов на занятиях РКИ возможно посредством речевых упражнений, которые развивают речевые умения и создают ситуации свободного общения. Е.И. Пассов подчеркивает, что «речевые упражнения создают все необходимые условия, в которых должно развиваться

речевое умение» [11]. Выполнение речевых упражнений на занятиях РКИ со студентами-музыкантами приближает учебную ситуацию к ситуации реального общения, обеспечивает введение в речевую практику изученного лексического и грамматического материала, повышает мотивацию студентов к изучению русского языка. В «Программе-концепции коммуникативного иноязычного образования» Е.И. Пассов отмечает, что «речевые упражнения обеспечивают речевую стратегию и тактику говорящего; новизну ситуации и актуализацию взаимоотношений участников общения; определенный уровень речевой активности и самостоятельности говорящих; вербальное и структурное разнообразие высказываний» [10].

В своей работе мы представляем речевые упражнения для развития коммуникативной компетенции иностранных студентов музыкальных вузов. Описанные упражнения ориентированы на иностранных студентов-музыкантов, изучающих РКИ, помогают успешно формировать коммуникативную компетенцию на занятии, вводить музыкальную лексику. Упражнения нацелены на развитие всех видов речевой деятельности (говорение, письмо, чтение и аудирование) и построены по степени усложнения материала. Целевой аудиторией исследования являются иностранные студенты-музыканты, обучающиеся в Казанской государственной консерватории им. Н.Г. Жиганова, получившие первоначальное музыкальное образование на своей родине, владеющие музыкальным терминологическим аппаратом на родном языке. Предложенные материалы имеют практическую направленность, упражнения могут использоваться при работе с иностранными студентами вузов искусств на занятиях РКИ.

1. Речевые упражнения для обучения говорению (уровень А1 и выше). В упражнениях этого типа предлагаются ситуации общения, так как именно ситуация создает речевую активность студентов и обладает новизной высказывания.

Таблица 1

Задания для обучения монологическому высказыванию

Типы монолога Примеры заданий

1. Сообщение Вспомните и охарактеризуйте музыкальные мероприятия, которые вам понравились.

2. Объяснение Прокомментируйте свой выбор: почему вам нравится играть на фортепьяно (скрипке, флейте и т.д.).

3. Одобрение Выразите поддержку студентам, которые планируют продолжить обучение в магистратуре.

4. Осуждение Оцените тактику учебы студента: учиться только для получения диплома, не стараться стать хорошим музыкантом.

5. Убеждение Уговорите друга взять несколько уроков музыки, убедите, что классическая музыка -нескучная.

Таблица 2 Задания для обучения диалогическому общению

Тип диалога Примеры заданий

1. Установление отношений В вашем оркестре несколько новых музыкантов, начните коммуникацию, узнайте их поближе.

2. Собеседование Вы на собеседовании: расскажите о программе, которую вы приготовили к концерту.

3. Обоюдостороннее побуждение к действию Предложите одногруппникам сходить на спектакль, который вам понравился в России.

4. Обсуждение планов совместной деятельности Спланируйте сценарий концерта «Знакомство с иностранными студентами»: обсудите, какой номер каждый может предложить.

5. Обмен мнениями, впечатлениями Дайте заключение специалиста об отчетном концерте учеников музыкальной школы.

6. Дискуссия Выскажитесь и послушайте размышления студентов на тему «Оркестр без дирижёра».

Деление на речевые упражнения для обучения монологической и диалогической речи условно, так как любое монологическое высказывание невозможно без речевых партнеров [10]. При выполнении речевых упражнений преподаватель не ограничивает студентов в выборе речевых средств, но может рекомендовать использовать изученную лексику, грамматику, речевые конструкции.

2. Речевые упражнения для обучения письму (уровень А1 и выше). В качестве речевых упражнений для обучения письму предлагается написать письмо другу, используя одну коммуникативную установку на выбор из тех, которые были представлены в таблице 1. Варианты письменных заданий для студентов-музыкантов: написать афишу предстоящего концерта, вести музыкальный дневник с отзывами на выступления музыкантов, написать объявление о продаже музыкального инструмента, написать обзор-представление народного музыкального инструмента своей страны, написать деловое письмо - подать заявку на участие в конкурсе исполнителей и др. Необходимо заранее обсудить лексику, логику построения текста, план сообщения. Авторам представляется удачным выполнение письменных заданий в минигруппах, некоторые задания можно предложить студентам оформлять в соцсетях, использовать иллюстрации, тогда задание превратится в небольшой проект.

3. Речевые упражнения для развития умения читать (уровень В1-В2). Студенты читают текст с предваряющей установкой, преподаватель знакомит студентов с новой лексикой. Тексты для чтения и аудирования тематически связаны, поэтому работа над темой происходит в два этапа. Мы предлагаем для работы текст [7] для студентов музыкальных специальностей и варианты речевых упражнений в рамках коммуникативной технологии.

Текст для чтения.

Опера в творчестве Чайковского занимала одно из ведущих мест. Одной из причин было то, что Чайковский считал оперу самым демократичным жанром, способным особенно сильно влиять на людей.

Петр Ильич создал много опер, поэтому у него сложились определенные принципы в этом жанре. Во-первых, это касается сюжета оперы: он должен быть простым и жизненным, а не эффектным. В таком сюжете он мог создавать яркие жизненные образы. Особым средством для создания таких образов он считал вокальную партию.

Но самое главное, он рассматривал оперу как музыкальный спектакль, в котором все должно быть соразмерным, цельным. Все эти черты проявились в опере «Евгений Онегин». С ней в русскую культуру вошел новый тип оперы, автор

назвал ее «лирическими сценами», поэтому в опере преобладают душевные переживания.

В основу либретто легли некоторые главы пушкинского романа в стихах, поэтому в опере проходят только основные сюжетные линии. В трех действиях оперы четко прослеживается жизнь трех главных героев: Татьяны, Онегина, Ленского.

Первая картина посвящена знакомству с главными героями (это экспозиция образов), здесь же происходит завязка драмы. Вторая картина посвящена развитию образа Татьяны, в центре сцена письма Татьяны. В третьей картине происходит объяснение между Татьяной и Онегиным. Четвертая картина - одна из самых драматичных сцен оперы -это конфликт между Онегиным и Ленским, разрешением которого становится сцена смерти Ленского. В шестой картине Татьяна и Онегин встречаются вновь, в седьмой картине происходит драматическая кульминация.

Эти лирические сцены впервые были поставлены не на профессиональной сцене, а студентами Московской консерватории под управлением Николая Рубинштейна. С тех пор это гениальное творение украшает репертуар многих оперных театров мира.

(«Два пушкинских образа в музыке: Опера Петра Ильича Чайковского «Евгений Онегин»)_

Таблица 3

Установки речевых упражнений для развития умения читать

А. Содержательная идентификация

1. Найдите в прочитанном тексте предложения, схожие по смыслу со следующими. 1. Чайковский отводил важнейшее место опере среди других искусств. 2. Чайковский придерживался определенных правил при создании опер. 3. Петр Ильич представляет оперу как пропорциональное музыкальное представление.

2. Определите, соответствуют ли данные предложения содержанию текста. 1. С оперы «Евгений Онегин» начинается новый вид оперы - «лирические сцены». 2. В новом типе оперы главное место занимают эффектные сцены. 3. Основные события романа в стихах «Евгений Онегин» Пушкина вошли в либретто оперы.

Б. Содержательный поиск

1. Найдите предложения, подтверждающие, ... 1. ... что опера «Евгений Онегин» высоко оценена критиками и зрителями. 2. ... что опера в творчестве Чайковского занимала одно из ведущих мест.

2. Найдите предложения, в которых ... 1. ... охарактеризованы качества оперы, по мнению Чайковского. 2. ... характеризуется сюжет оперы. 3. ... характеризуются образы в опере.

3. Найдите причины того, что. 1. .Чайковский называет свою оперу «лирическими сценками». 2. .опера «Евгений Онегин» имела успех у зрителей.

В. Смысловой выбор

1. Подберите подходящее название из данных. 1. Опера Чайковского «Евгений Онегин». 2. Татьяна и Онегин. 3. Татьяна, Онегин и Ленский. 4. Лирические сцены.

2. Выберите правильный по смыслу ответ на вопрос: почему в творчестве Чайковского опера занимает особое место? 1. Потому что в опере преобладают душевные переживания. 2. Потому что в опере все соразмерное, цельное. 3. Потому что опера является самым свободным искусством.

3. Выберите из абзацев текста по одному предложению, передающему их смысл (без вариантов ответа).

Г. Предваряющая речевая установка (без вариантов ответа)

1. Прочитайте текст и прокомментируйте его.

2. Прочитайте текст и составьте краткую аннотацию к нему.

3. Прочитайте описание картин оперы «Евгений Онегин» и скажите, что нового узнали.

4. Прочитайте высказывание критика Николая Дмитриевича Кашкина о Петре Ильиче Чайковском и установите, прав ли критик: «Жизнь его замечательна, творчество - безгранично».

5. Выберите из трех сообщений то, которое значимо для интересующихся искусством людей: A. Модные тренды 2022 года для женщин после 40 лет. Что можно включить в гардероб: искусство выбора своего платья. Б. Слушаем орган: тысячи труб и фантастический звук. В столицу приезжает один из самых востребованных молодых органистов американец Натан Лаубе. B. Музыканты оркестра «Новая Россия» поддержали марафон. В забеге приняли участие люди искусства: артисты, музыканты, актеры, студенты музыкальных вузов и другие.

4. Речевые упражнения для обучения аудированию (уровень В1-В2). Аудирование - востребованный и сложный вид речевой деятельности. Работа с текстом по аудированию должна следовать после речевых упражнений для обучения чтению, это даст опору при прослушивании текста. Предлагаются небольшой текст для прослушивания [14] студентами-музыкантами и упражнения к нему.

Текст для прослушивания [14].

Рассказывают, что после неудач своих первых опер («Воевода», «Ундина», «Кузнец Вакула») Чайковский долго не мог подобрать подходящий сюжет для оперы. Однажды на ужине у известной русской певицы Лавровской разговор пошел об опере. Петр Ильич жаловался на отсутствие подходящих сюжетов, Лавровская молчала, как вдруг сказала: «Может быть, взять «Евгения Онегина»?» Сначала эта мысль показалась Чайковскому дикой.

Вечером эта мысль вновь к нему вернулась и уже не казалась такой странной. Он перечитал «Онегина» и так увлекся,

что к утру написал план нового оперного творения.

Задания.

1. Подберите заголовок к прослушанному тексту.

2. Составьте план прослушанного текста из 3-4 пунктов._

3. Ответьте на вопросы:

A. Были ли удачными первые оперы Чайковского? Б. Как Петр Ильич нашел новый сюжет для оперы?

B. Кто такая Лавровская?

Г. Понравилась ли идея Лавровской композитору? Д. Трудно ли было Чайковскому написать план оперы?

4. Подтвердите или опровергните следующие утверждения, основываясь на прослушанном тексте.

A. Найти сюжет для создания оперы можно очень легко.

Б. Если первое произведение оказалось неудачным, значит, это не ваш жанр.

B. Великое произведение искусства способно вдохновить новых авторов на творчество.

5. Все ли слова из прослушанного текста вам знакомы? Задайте вопросы преподавателю и узнайте то, что было непонятным.

6. Оцените характер Чайковского. Можно ли его назвать трудолюбивым?

7. Что вы можете сказать о времени произошедших событий? Это была эпоха интернета? Как вы думаете, в какой стране произошли описанные события?_

Описанные упражнения были апробированы со студентами Казанской государственной консерватории им. Н.Г. Жиганова, по результатам их выполнения студентами-иностранцами авторы пришли к выводу, что данные речевые упражнения являются эффективным методом формирования коммуникативной компетенции иностранных студентов-музыкантов на занятиях РКИ.

Выводы. В данном исследовании описаны основные виды работ по формированию коммуникативной компетенции иностранных студентов-музыкантов на занятиях РКИ. В рамках исследования авторы изучили подходы к преподаванию РКИ иностранным студентам-музыкантам и определили виды заданий для развития коммуникативной компетенции на занятиях РКИ. В результате данного исследования сделан вывод, что разработанные и внедренные в учебный процесс речевые упражнения позволяют повысить эффективность усвоения профессионально ориентированной лексики в процессе выполнения заданий этого типа. Перспективы дальнейшего исследования мы видим в проведении анкетирования среди иностранных студентов Казанской государственной консерватории им. Н.Г. Жиганова с целью выявления трудностей при изучении профессионально ориентированной лексики русского языка на основе коммуникативных упражнений.

Литература:

1. Антонова, Н.А. Анализ учебного материала по русскому языку как иностранному для музыкантов / Н.А. Антонова // Актуальные проблемы современной лингвистики: сборник научных статей. - М.: РУДН. - 2019. - С. 151-156

2. Беликов, С.В. Формирование коммуникативно-речевой компетентности в преподавании русского языка как иностранного (из опыта обучения русскому языку китайских студентов / С.В. Беликов, И.Ю. Качесова // Филология и человек. - Барнаул, 2020. - №4. - С. 60-75

3. Васильева, Т.В. Еще раз о коммуникативной компетенции: возвращение к истокам / Т.В. Васильева, Г.М. Левина, О.А. Ускова // Русский язык за рубежом. - М., 2012. - №4 (233). - С. 17-23

4. Ван, В. Особенности русской музыкальной терминологии в аспекте методики РКИ / В. Ван // Проблемы современного образования. - М.: МГПУ, 2019. - №1. - С. 194-198

5. Верещагина, Л.М. Прилагательные и наречия с семантикой качества в процессе преподавания РКИ на начальном этапе обучения (из опыта использования учебного комплекса «Русский язык для музыкантов») / Л.М. Верещагина // Мир науки, культуры, образования. - Горно-Алтайск, 2015. - №3 (52). - С. 324-326

6. Габдрахманова, А.Н. Профессионально ориентированное обучение студентов различных специальностей в технических и гуманитарных вузах русскому языку как иностранному / А.Н. Габдрахманова, И.И. Галимзянова // Вестник Марийского государственного университета, 2021. - Т. 15. - № 3. - С. 269-274

7. Два пушкинских образа в музыке: Опера Петра Ильича Чайковского «Евгений Онегин». - URL: http://music-fantasy.ru/materials/dva-pushkinskih-obraza-v-muzyke-opera-petra-ilicha-chaykovskogo-evgeniy-onegin (дата обращения: 20.01.2023)

8. Еремина, С.А. Учебно-методический и профессионально-ориентированный комплекс по русскому языку как иностранному (музыкальное образование) / С.А. Еремина // Лингвокультурология. - Екатеринбург: УГПУ, 2021. - №15. -С. 83-109

9. Забуга, А.А. Особенности преподавания русского языка как иностранного студентам-музыкантам из Китая на подготовительном факультете / А.А. Забуга // Альманах современной науки и образования. - Тамбов: Грамота, 2016. - №7 (109). - С. 29-31

10. Пассов, Е.И. Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования. Развитие индивидуальности в диалоге культур / Е.И. Пассов. - М.: Просвещение, 2000. - 161 с.

11. Пассов, Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению/ Е.И. Пассов. - М.: Русский язык, 1989. - 276 с.

12. Рякина, О.Р. Развитие профессиональной направленности в содержании обучения иностранных студентов русскому языку в вузах музыкального искусства и культуры / О.Р. Рякина // Мир науки, культуры, образования. - Горно-Алтайск, 2015. - №3 (52). - С. 218-220

13. Хавронина, С.А. Инновационный учебно-методический комплекс «Русский язык как иностранный» / С.А. Хавронина, Т.М. Балыхина. - М.: РУДН, 2008. - 198 с.

14. Шорникова, М.И. Музыкальная литература: русская музыкальная классика, 3-й год обучения. Учебное пособие / М.И. Шорникова. - 13-е изд. - Ростов н/Д.: Феникс, 2011. - 283 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.