Е.П. ПАНОВА (Москва)
Т.В. ЧЕРНИЦЫНА (Волгоград)
речевые стратегии похвалы и порицания в художественных рассказах м. пришвина для детей
Рассматривается реализация речевых стратегий похвалы и порицания в рассказах М. Пришвина для детей. Примечательно, что речевая стратегия похвалы Пришвиным используется в два раза больше и чаще. Это выражает основную философскую концепцию писателя, заключающуюся в том, что человек является микрокосмосом огромного макрокосмоса, или частью огромной Вселенной, и только в ней возможно гармоничное сосуществование человека и природы.
Ключевые слова: речевая стратегия, похвала, порицание, речевые тактики, речевые ходы.
Изучение речевых стратегий, в том числе и в художественном дискурсе, давно является актуальным вопросом во многих научных областях. Данным вопросом занимаются многие ведущие исследователи-лингвисты: Л.В. Бала-хонская, О.С. Иссерс, Е.В. Клюев, А.Г. Сала-хова и др.
Так, Л.В. Балахонская считает, что речевая стратегия содержит в себе планирование процесса речевой коммуникации в конкретных условиях, в прямой зависимости от типа личности коммуникантов, кроме того, практическую реализацию этого плана [1, с. 158]. в данном ключе является очень важным вопрос о необходимости отличать речевую стратегию от коммуникативной. В лингвистике понятия «коммуникативная стратегия» и «речевая стратегия», «коммуникативная тактика» и «речевая тактика» различаются так же, как и понятия «речевой акт» и «коммуникативный акт»: речевой акт предполагает действие, а коммуникативный - взаимодействие [3, с. 14]. Таким образом, коммуникативная стратегия, в отличие от речевой, всегда направлена на взаимодействие, содержит перлокутивный эффект [7, с. 52].
Учеными подробно разработан вопрос отличия коммуникативной стратегии от стратегии речевой: в состав последней не входят экстралингвистические компоненты коммуникативного взаимодействия, которые присущи коммуникативной стратегии [5, с. 5-20]. о.с. Иссерс определяет речевые стратегии как совокупность речевых действий, имеющих своим направлением решение общей коммуникативной цели говорящего [2, с. 15].
Итак, под речевыми стратегиями (РС) в нашей статье мы понимаем коммуникативные цели, не содержащие экстралингвистических компонентов речи и перлокутивный эффект, под речевыми тактиками (рТ) - способ достижения РС, которые, в свою очередь, реализуют речевые ходы - конкретные языковые средства (РХ).
Целью речевого общения в коммуникативных ситуациях похвалы и порицания в произведениях М. Пришвина является выражение положительной или отрицательной оценки в отношении мира природы, который, по мнению Пришвина, надо изучать, познавать и любить. Материалом для анализа оценочных речевых стратегий были выбраны сказки / рассказы писателя для детей, такие как «Белая радуга», «Беличья память», «Берестяная трубочка», «Болото», «Вася Веселкин», «Верхо-плавка», «Выскочка», «Гаечки», «Говорящий грач» и др.
Анализ речевых стратегий в тексте рассказов М. Пришвина выявляет следующие особенности: речевые стратегии похвалы (66%) часто воплощаются при помощи речевой тактики восхищения, комплимента. Это наиболее часто встречающаяся коммуникативная тактика в художественных рассказах М. Пришвина (33%). Автор восхищается, наслаждается, любуется миром природы, и именно этому же он обучает своего читателя.
Речевая тактика восхищения может реализоваться в текстах при помощи таких речевых ходов, как лексический повтор, обращение, оценочное восклицание, метафора, риторическое восклицание и др. Приведем примеры: - Смотри, не напрасно я трудился все утро, смотри, стоит! Берендей бросил косу, развел руками, передавая слова: - Удивляюсь, егерь, удивляюсь, больших денег теперь стоит собака! («Белая радуга») (РС похвалы; РТ восхищения, комплимента, Рх - лексический повтор, обращение, оценочное восклицание).
О Панова Е.П., Черницына Т.В., 2019
известия вгпу. филологические науки
Автор восхищается не только талантом собаки, но и трудолюбием ее хозяина, воспитавшего такого замечательного, умного, способного охотника.
Рассмотрим еще несколько речевых стратегий похвалы, реализуемых в тексте при помощи речевой тактики восхищения: Знаю, мало кто сиживал раннею весною на болотах в ожидании тетеревиного тока, и мало слов у меня, чтобы хоть намекнуть на все великолепие птичьего концерта в болотах перед восходом солнца <...> Это очень тонкая трель (кроншнепа. - Е.П., Т.Ч.), совершенно не похожая на всем известный свист <...> новую песню кроншнепа, очень веселую и похожую на плясовую: эта плясовая так же необходима для встречи солнца, как журавлиный крик («Болото») (РС похвалы, РТ восхищения, РХ - развернутая метафора (великолепие птичьего концерта), диалектная лексика (зачуфыкают), сравнения (необходим, как журавлиный крик)). М. Пришвин воссоздает красоту и великолепие птичьего концерта на болотах, подчеркивает, что он сам является микрокосмосом этого огромного макрокосмоса. Его внутренний мир слит с миром природы в одно единое целое, неразделим с ним: Как хорошо мне было в неприступных болотах и какими далекими сроками земли веяло от этих больших птиц с длинными кривыми носами, на гнутых крыльях пересекающих диск красного солнца! («Болото») (РС оценки похвалы, РТ восхищения, Рх риторическое восклицание, метафора).
Возможна реализация речевой стратегии похвалы при помощи речевой тактики сравнения: Но самое удивительное - она не могла отмеривать, как мы, сантиметры, а прямо на глаз с точностью определяла, ныряла и доставала. Ну как было не позавидовать беличьей памяти и смекалке! («Беличья память») (РС похвалы, РТ сравнения, РХ - сравнительный оборот, оценочная лексика, риторическое восклицание, утвердительное отрицание). При помощи приема сравнения интеллекта человека с умениями белки М. Пришвин вводит речевую стратегию похвалы. Писатель восхищается навыками и умениями маленького зверька, любуется беличьей смекалкой, попутно не забывает просвещать читателя с научно-познавательной точки зрения о жизни животных в лесном мире.
Наиболее реже речевая стратегия похвалы воплощается при помощи тактики удивления: ...под прикрытием ореха поселился -
кто бы мог подумать! - паучишко и всю внутренность трубочки затянул своей паутинкой («Берестяная трубочка») (РС оценки похвалы, РТ удивления, РХ - риторическое восклицание / вопрос). Речевая стратегия похвалы в данном рассказе М. Пришвина помогает автору ввести научно-познавательный материал для детей о жизни паучка. Автор, восхищаясь трудолюбием насекомого, удивляясь его умениям, параллельно учит детей созерцать, познавать и любить мир природы.
Речевая тактика порицания также встречается в художественных произведения М. Пришвина. Часто писатель речевую стратегию порицания реализует при помощи речевой тактики восклицания: Видел ли кто-нибудь сороку без хвоста? Трудно даже вообразить, во что превращается эта блестящая пестрая и проворная воровка яиц, если ей оборвать хвост. Бывает, деревенские озорные мальчишки поймают слепня, воткнут соломинку и пустят эту крупную сильную муху лететь с таким длинным хвостом, - гадость ужасная! <... > сорока без хвоста <... > - это просто шарик пестрый с головкой. Бесхвостая Выскочка села на ближайшее дерево, все другие шесть сорок прилетели к ней («выскочка») (РС оценки и порицания (воровка, выскочка), РТ оценочного восклицания, РХ - эпитеты, коннотативная лексика, восклицательные конструкции). в данном рассказе функциональное предназначение речевой стратегии порицания носит специфический характер, при помощи речевой стратегии писатель не только высказывает свое отношение к происходящему, не только воспитывает подрастающее поколение (осуждает мальчишек, жестокосердно обращающихся с мухой), но и дает глубокие представления о природе и животных (сорока без хвоста похожа на пестрый шарик с головкой), учит бережно к ним относиться. При помощи коннотативной лексики и восклицательных конструкций рассказ окрашивается в эмоционально-экспрессивные, оценочные тона, вызывая у читателя сопереживание и оценку.
Реализуется речевая стратегия порицания и при помощи речевой тактики обиды и самокритики: Я был утомлен, свисток машины был готов переключить мое жизнеощущение творца <... > на унылое чувство необходимости самому рано или поздно для кого-то стать материалом. А человек <... > с насмешкой смотрел на мое бесполезное дело. (РС оценки порицания, РТ обиды и са-
мокритики, Рх коннотативной (оценочной) лексики).
Приведем еще один пример из рассказа «Вася Веселкин», где реализуется речевая стратегия порицания при помощи речевой тактики угрозы, обзывания (- Что ты делаешь? Собака законно гонит гусей, тут водоохранная зона; не собака, а гуси тут незаконные. Ты, дурак, своего отца подведешь!). Воплощаются речевые тактики с помощью речевых ходов, выраженных такими синтаксическими языковыми средствами, как коннотации, восклицания (Ты мне ответишь за гусиный пух!), вопросы, обращения, лексический повтор («Что же делать, хозяин, я уж такая...» -Нет, матушка, - отвечал я, - ты не должна быть такая. «Что же делать?» - спросила она и сделала шаг в мою сторону. - Что делать? - сказал я. - Иди-ка, иди ко мне на расправу.).
В тексте также наблюдается РС защиты, РТ оправдания, извинения, Рх обращения, риторический вопрос / восклицание («Прости меня, хозяин!» - говорит она глазами. - Пух у тебя на носу! - говорю я. - Отвечай за пух! «Я больше не буду», - говорит она глазами с выступающими на белки красными от напряжения и раскаяния жилками. - Ладно! - говорю я таким голосом, что она меня понимает и несется ко мне <...> Он стыдится, и это стыд здоровый: каждый должен был так поступить). При помощи данных языковых средств автор описывает, как выстраиваются взаимоотношения собаки и человека, а также изображает повадки животного.
Таким образом, рассказ «Вася Веселкин» содержит много познавательного материала, который с легкостью усваивается ребенком-читателем. В основе своих рассказов М. Пришвин использует личные наблюдения, выдвигает мысль о жизненно важном практическом значении знания природы, умения ее наблюдать и ориентироваться в ней. Реализуются указанные цели и задачи писателем во многом благодаря использованию в художественном тексте речевых стратегий похвалы и порицания.
Рассмотрим процентное соотношение выражения речевых стратегий похвалы и порицания в рассказах М. Пришвина. Анализ показал, что похвала занимает в тексте в два раза больше места (66%), а порицание - 33%. Далее рассмотрим процентное соотношение параметров, лежащих в основе выражения по критерию «функциональное назначение» [6] и отра-
жающих речевую цель похвалы. Расположим их по мере убывания:
1) смекалка и находчивость (о животных) -
33%;
2) восхищение природой - 33%;
3) радость от общения с природой - 22%;
4) трудолюбие (о животных) - 11%;
5) внешний вид (о животных) - 11%.
Процентное соотношение параметров, лежащих в основе выражения порицания по критерию «функциональное назначение», выглядит следующим образом (расположены по мере убывания):
1) плохое отношение к природе и к животным - 20%;
2) плохо сделанная работа (о животных) -20%;
3) утрата радостного состояния и появление тревожного чувства - 20%;
4) за внешний вид - 20%;
5) за отчуждение от мира природы и за бесполезную работу - 20%.
Интересен факт, что речевых стратегий похвалы используется Пришвиным больше, чем речевых стратегий порицания. На наш взгляд, это связано с тем, что человек, взаимодействуя с природой, испытывает главным образом положительные эмоции. Его восхищает пение птиц, он радуется восходу и закату солнца и с восторгом созерцает красоты природы, его удивляет находчивость белки и трудолюбие паучка, поражает смекалка грача и хитрость гаечки. Радость и восхищение - вот главное эмоциональное состояние, которое испытывает автор: Радостно было мое пробуждение на шестом этаже. Москва лежала, покрытая звездной порошей, и, как тигры по хребтам гор, везде ходили по крышам коты. Сколько четких следов, сколько весеннихро-манов: весной света все коты лезут на крыши (РС похвалы, РТ радости, сравнения, оценки, Рх - синтаксический параллелизм, метафора).
В то же время, и это удивительно, при соприкосновении с человеком герой пришвин-ских рассказов вдруг начинает испытывать тревогу (речевые стратегии порицания), радость от созерцания красотами нарушается с появлением человека: Птицы, как только я отошел, увеличили свои круги, но следить за ними с радостью больше я не мог. В душе родилась тревога от приближения незнакомого человека. Я уже мог разглядеть его: пожилой, очень худощавый, шел медленно, наблюдая внимательно полет птиц. Мне стало лег-
известия вгпу. филологические науки
че, когда я заметил, что он изменил направление и пошел к другой горушке, где и сел на камень, и тоже окаменел («Болото»).
Негативные эмоции испытывает герой рассказов Пришвина, когда человек начинает жестоко обращаться с животными («выскочка»). возможны также ситуации, когда герой относится к себе критически (самокритика), чаще всего это происходит в том случае, когда он ощущает бесполезность и никчемность своего труда, поскольку труд, оторванный от природного мира, начинает осознаваться как бессмысленный и бесполезный («Белая радуга»).
В заключение хотелось бы сказать следующее. М. Пришвин в своих произведениях для детей, подобно В. Бианки [4, с. 333], учит не только наблюдать и познавать природу, но и созерцать ее, радоваться ее красоте, беречь ее богатства. Пришвин развивает и утверждает свою главную философскую мысль, которая заключается в том, что человек - это часть Вселенной, микрокосмос, вбирающий в себя весь окружающий мир, макрокосмос. Следовательно, только позитивное, жизнеутверждающее, радостное и гармоничное состояние может испытывать человек, соприкасаясь с природой.
Список литературы
1. Балахонская Л.В. Игровая составляющая рекламного дискурса: социокультурный и лингвистический аспекты // Игровые практики культуры: науч. докл. и сообщения / отв. ред. Н.Х. Орлова. СПб.: Филос. ф-т СПбГУ, 2010.
2. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. 5-е изд. М.: Изд-во ЛКИ, 2008. S. 333-348.
3. Клюев Е.В. Речевая коммуникация. Успешность речевого общения: учеб. пособие для ун-тов и ин-тов. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002.
4. Панова Е.П., Черницына Т.В. Специфика оценочных коммуникативных стратегий в сказках В. Бианки // Человек, общество, история, язык, культура в современном научном рассмотрении: материалы Междунар. науч. конф. (21 дек. 2017 г.). М., 2018. С. 333-348.
5. Салахова А.Г. Речевые стратегии и средства их реализации в современных христианских немецкоязычных проповедях: автореф. дис. ... канд. фи-лол. наук. Уфа, 2006.
6. Черницына Т.В. Коммуникативные стратегии похвалы и порицания в прозе В.М. Шукшина: моногр. / М-во образования и науки Рос. Федерации, Волгогр. гос. техн. ун-т. Волгоград: ВолгГТУ, 2015.
7. Черницына Т.В. Коммуникативные стратегии похвалы и порицания в идиостиле ВМ. Шукшина: дис. ... канд. филол. наук. Волгоград, 2013. * * *
1. Balahonskaya L.V. Igrovaya sostavlyayush-chaya reklamnogo diskursa: sociokul'turnyj i lingvisticheskij aspekty II Igrovye praktiki kul'tury: nauch. dokl. i soobshcheniya I otv. red. N.H. Orlova. SPb.: Filos. f-t SPbGU, 2010.
2. Issers O.S. Kommunikativnye strategii i taktiki russkoj rechi. 5-e izd. M.: Izd-vo LKI, 2008.
3. Klyuev E.V. Rechevaya kommunikaciya. Uspeshnost' rechevogo obshcheniya: ucheb. posobie dlya un-tov i in-tov. M.: RIPOL KLASSIK, 2002.
4. Panova E.P., CHernicyna T.V. Specifika ocenochnyh kommunikativnyh strategij v skazkah V. Bianki II CHelovek, obshchestvo, istoriya, yazyk, kul'tura v sovremennom nauchnom rassmotrenii: materialy Mezhdunar. nauch. konf. (21 dek. 2017 g.). M., 2018. S. 333-348.
5. Salahova A.G. Rechevye strategii i sredstva ih realizacii v sovremennyh hristianskih nemec-koyazychnyh propovedyah: avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. Ufa, 2006.
6. Chernicyna T.V. Kommunikativnye strategii pohvaly i poricaniya v proze V.M. SHukshina: monogr. I M-vo obrazovaniya i nauki Ros. Federacii, Volgogr. gos. tekhn. un-t. Volgograd: VolgGTU, 2015.
7. Chernicyna T.V. Kommunikativnye strategii pohvaly i poricaniya v idiostile V.M. Shukshina: dis. ... kand. filol. nauk. Volgograd, 2013.
Verbal strategies of praise and blame in the fiction stories by Mikhail Prishvin for children
The article deals with the implementation of the verbal strategies of praise and blame in the stories by Mikhail Prishvin for children. The verbal strategy ofpraise by Mikhail Prishvin is used twice more and oftener. It expresses the basic philosophical concept of the writer suggesting that a man is microcosmos of a huge macrocosmos or a part of the huge Universe, a harmonious coexistence of man and nature is possible only in it.
Key words: verbal strategy, praise, blame, speech tactics, verbal ways.
(Огатья поступила в редакцию 08.08.2019)