Ä® Шш
УДК 81'27 ББК 81.001.1
КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ ПОХВАЛЫ В ПРОЗЕ В.М. ШУКШИНА: ТИПОЛОГИЯ, ЯЗЫКОВАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ
Т.В. Черницына
В статье на материале рассказов В.М. Шукшина рассматриваются коммуникативные стратегии и коммуникативные тактики, направленные на достижение определенных целей (похвалы), предложена их типология. В результате анализа выявлены языковые средства реализации коммуникативных стратегий и коммуникативных тактик похвалы.
Ключевые слова: коммуникативная цель, коммуникативные стратегии и тактики, похвала, оценка, классификация, языковые средства.
Внимание к вопросам речевой коммуникации - одна из ярких черт науки о языке сегодня. Исследования ведутся в разных направлениях с применением различных методик анализа, одно из активно развивающихся -изучение коммуникативных стратегий (далее - КС) и тактик (далее - КТ). Наиболее актуальными, на наш взгляд, являются КС похвалы, поскольку похвала как эмоционально-оценочное высказывание является мощным средством воздействия на собеседника.
Необходимо отметить, что исследования прозы В.М. Шукшина проводились в разных аспектах: функционально-коммуникативном [14], прагмалингвистическом [1], концептуальном [10], лексико-семантическом, с учетом эмоциональной тональности текста [5; 7]. Мы ставим перед собой задачу - определить специфику применения коммуникативных стратегий похвалы и выявить особенности их языковой реализации в произведениях В.М. Шукшина. 2 Для того чтобы определить коммуника-^ тивную цель стратегии похвалы и выявить языковые маркеры данной стратегии, считаем ем целесообразным обратиться к понятию Ц «похвала». Согласно «Словарю русского
§ языка» С.И. Ожегова, «похвала - хороший, л
лестный отзыв о ком, чем-нибудь, одобрение» © [12, с. 571]. В лингвистике похвалу исследо-
вали как речевой акт [3], речевой жанр [4], комплиментарное высказывание [11], эмоциональный концепт [9], особый атрибут речевого этикета [2]. В.И. Карасик считает, что похвала - это одобрение, то есть высказанная положительная оценка кому- или чему-либо [8, с. 312].
Под КС похвалы мы, вслед за О. С. Ис-серс, понимаем реализацию плана общения [6, с.109], которая имеет положительно-оценочную коммуникативную цель. Чтобы получить похвалу, нужно проявить себя с положительной стороны. Похвала может быть направлена на любые проявления личности и отражать самые разные типы оценок: морально-этическую, эстетическую, гедонистическую, психологическую и др. В сферу оценки у В.М. Шукшина попадают: интеллектуальные способности человека, его образование, речь как проявление внутреннего мира, внешний вид и физическое состояние, поведение человека, проявление его отношения к труду, собственности и окружающим людям.
Средством реализации КС являются КТ - совокупность практических ходов в процессе речевого взаимодействия, которые соотносятся с набором коммуникативных намерений. Для похвалы показателем успешности тактики является принятие оценки, показателем неудачи - ее отклонение. В область оценки включаются поступок, действия, качества личности, проявленные при каких-либо обстоятельствах.
Опираясь на типологию речевых актов (применительно к нашему исследованию -коммуникативных стратегий) похвалы и комплимента Р.В. Серебряковой [13], которая выделяет следующие параметры: степень эмоциональности, тональность, временную направленность, языковое оформление, считаем целесообразным расширить данную классификацию. На наш взгляд, для описания стратегий похвалы, реализуемых в прозе В.М. Шукшина, необходимы дополнительные критерии, с учетом которых классификация коммуникативных стратегий похвалы может быть представлена следующим образом.
1. Функциональное назначение: за стремление к знаниям: - Молодец, - серьезно похвалил Кондрат. - Учись - дело будет (Ш 3, с. 180); интеллектуальные способности: - Она умная (Ш 3, с. 405); за действия, намерения: - Наташа передовая не только в труде, но и в быту (Ш 3, с. 15); за достижения, заслуги: - Я про хороших мужиков говорю. Вон Иван Козлов... Был простой солдат, а стал командиром. Орденов сколько (Ш 3, с. 142); за что-либо, сделанное своими руками: - Хорошее у тебя пиво, Маланья Васильевна (Ш 2, с. 101); за воспитанность, хорошие манеры: - Да я же говорю: он любого молодого за пояс заткнет! Ну и потом, культура! Там же через каждое слово - «мерси», «пардон», «данке шен» (Ш 4, с. 265); за образ мыслей, жизненную позицию: - Он работящий парень-то, а женился бы, он бы совсем справный мужик был (Ш 2, с. 417); за отношение к труду: - Ты шибко уж дурной, Миша, до работы (Ш 3, с. 373); за внешний вид: Мужик он был крепкий, широкий в плечах, легкий на ногу... Не любил он, знаешь, разную там парчу... и прочее. Это ж был человек! (Ш 2, с. 22); за совершенные поступки или совершаемые действия: - Граждане судьи! - сказал он. -Я знал отца Венькиного - он пал смертью храбрых на поле брани. Мать Вень-кина надсадилась в колхозе - и померла. Сам Венька с десяти лет пошел работать... А парень сам себя содержал, своим трудом (Ш 3, с. 118).
2. Объект похвалы: прямая: - Ты не дурак (Ш 1, с. 164); косвенная: - Загляденье, не баба. Так бы и съел ее, курву такую
(Ш 1, с. 182); самопохвала: - Я - стахановец вечный! - чуть не закричал старик. -У меня восемнадцать похвальных грамот (Ш 4, с. 315).
3. Степень эмоциональности: рациональная: - Воронцов - не белоручка, не маменькин сынок, это рабочий парень (Ш 1, с. 478); эмоциональная: - Игнаха, хрен моржовый, - сказал он и пошел навстречу Игнату (Ш 4, с. 270).
4. Тональность: серьезная: - Я горжусь тобой. Ты здесь далеко пойдешь! (Ш 1, с. 452); ироничная: - Тебе бы следователем работать, - съязвил Аксенов, чувствуя, как к сердцу снизу подмыла едкая волна - стыд (Ш 2, с. 16).
5. Временная направленность: прошлое: - Жизнь он прожил трудную, всего добился своим горбом и головой (Ш 1, с. 477); настоящее: - Красавица ты прямо (Ш 3, с. 188); будущее: - Хорошее дело, - сказал дядя Володя. - В жизни пригодится. Вот пойдешь в армию: все будут строевой шаг отрабатывать, а ты в красном уголке на баяне тренироваться (Ш 2, с. 270).
6. Способ выражения: вербальный: -А есть - люди! Орлы! (Ш 3, с. 249); невербальный: Все трое невольно засмотрелись на девушку, открыто любуясь ею (Ш 4, с. 191).
7. Особенности языкового оформления: похвала-олицетворение: Повернулся к березке, погладил ее ладонью. - Здорово! Ишь ты какая... Невеста какая. Жениха ждешь? (Ш 4, с. 297); похвала через отрицание: - Я не из робкого десятка (Ш 1, с. 191); и др.
8. Уровень достижения иллокутивных целей: отвод похвалы: - Ну и пиво у тебя, Маланья! Просто. <...> - Слабый ты какой-то стал, Егор (Ш 2, с. 103); полное принятие похвалы: - Хорошая ты. <...> Тебя как зовут? - Нина. - Хорошая ты, Нина. - Да уж (Ш 2, с. 268); частичное принятие похвалы: - Ну и слава богу! - с чувством сказал Игнатий. - Василий, ты, говорят, нагулял туту силенку? <...> - Какая силенка!.. Скажешь тоже (Ш 2, с. 150).
Анализ текстовых фрагментов, представляющих стратегии похвалы, показал, что чаще встречается похвала моральным качествам, интеллектуальным способностям человека, его
отношению к труду, собственности и окружающим людям, его речи, внешнему виду и физическому состоянию как проявлениям его внутреннего мира.
Для положительной оценки похвалы используются следующие коммуникативные тактики: поддержание контакта, эмоционально настраивающие тактики, отвлечение внимания, комплимент, одобрение, признание, благодарность.
Нами были рассмотрены языковые средства выражения похвалы на разных языковых уровнях. Так, на лексическом уровне использованы следующие средства: наиболее частотны нейтральные в стилистическом плане выражения (хорошо живешь-то, сынок); слова, имеющие коннотативный компонент, слова в переносном значении с яркой внутренней формой (человек с большой выдумкой, сибиряк, стахановец вечный); характерные для разговорной речи инвертированные оценочные выражения, которые строятся на использовании выражений отрицательно-оценочной семантики для выражения похвалы (дай поцелую тебя, окаянная душа, я вас всех уважаю, черти драные, парень шибут-ной); обще- и частнооценочные слова (красавица, умница, мастер, идеал, человек); эмоционально-окрашенная лексика - ядро похвалы, включающее иногда и просторечные, разговорные обращения (башка; кровинуш-ка, ты, моя; окаянная душа; зоренька ясная; Красная шапочка; колобок просто; дурашка моя).
В зависимости от выбора лексического средства похвала может принимать вид эмоционально сдержанного одобрения ( - Ты, Ва-сека, парень - ничего) или восхищения с использованием инвертированных оценочных слов: - Оттянул он его. Дошлый, собака. Срезал (Ш 2, с. 13).
На морфологическом уровне можно отметить частотность прилагательных с положительной оценочной семантикой: справедливый, крепкий, миловидная, умная, уважительная, веселый, способный, сильные, дружные, домовитая, нарядная, хорошая, милый, заботливая, стеснительный, нормальный.
На синтаксическом уровне для творческой манеры В.М. Шукшина характерно использование таких средств, как разговорный
порядок слов, контекстуально-неполные предложения, отступления и возвращения к теме. Часто для выражения похвалы используются экспрессивно-синтаксические модели типа: Я-то - дай бог каждому!; Ну и потом, культура!; Глянет - трава никнет; Е-мое - или предложения-предикаты: Ничего; Хорошо; Отлично; Спасибо!; Это ж кролик против моего Буяна, противопоставления: Ты вот какой-то... Петя, ты пошто такой есть-то? Неужель ты людей не знаешь? Они вот пронюхали твою доброту и пользуются, и пользуются... Сволочи! (Ш 2, с. 35), окказиональные дериваты: горбатиться - «трудиться до изнеможения, изнурять себя тяжелой работой»; внутренняя форма глагола соотносит его с фразеологическим сочетанием гнуть горб: А я честно всю жизнь горбатился!
В основе похвалы, как показал анализ, лежат коммуникативные ситуации, которые имеют положительную оценку в картине мира носителей языка (достижения, заслуги). Похвалы заслуживают не только поступки, поведение, деятельность, но и определенные результаты физического и умственного труда, предметы, принадлежащие адресату, его окружение (родители, дети, друзья и т. д.). Положительная оценка дается по самым разным поводам и реализуется как морально-этическая, психологическая, эстетическая, гедонистическая и др.
Анализ диалоговых фрагментов, представляющих стратегии похвалы, показал, что в прозе В. М. Шукшина чаще встречается выраженная разнообразными языковыми средствами похвала моральным качествам человека, что отражает народный характер творчества писателя, связь с русской культурой и традициями.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Байрамуков, Р. М. Речевое действие угрозы в рассказах В. М. Шукшина : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01 / Байрамуков Руслан Муратович. - Ставрополь, 2001. - 20 с.
2. Безменова, Н. А. Речевое воздействие как риторическая проблема / Н. А. Безменова // Проблемы эффективности речевой коммуникации : сб. науч.-аналит. обзоров / отв. ред. Ф. М. Березин. -М. : Изд-во АН СССР, 1989. - С. 116-133.
3. Бессонова, И. В. Речевые акты похвалы и порицания собеседника в диалогическом дискурсе современного немецкого языка : дис. ... канд. фи-лол. наук : 10.02.04 / Бессонова Ирина Владимировна. - Тамбов, 2003. - 180 с.
4. Дьячкова, И. Г. Высказывания-похвалы и высказывания-порицания как речевые жанры в современном русском языке : дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01 / Дьячкова Ирина Геннадьевна. - Омск, 1998. - 139 с.
5. Захарова, Н. Н. Особенности использования фразеологических единиц в художественном тексте: на материале произведений В.М. Шукшина : дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01 / Захарова Надежда Николаевна. - Тула, 2001. - 235 с.
6. Иссерс, О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи / О. С. Иссерс - М. : Изд-во ЛКИ, 2008. - 288 с.
7. Каракчиева, В. Л. Лексические средства обозначения эмоций в художественном тексте: на материале рассказов В.М. Шукшина : дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01 / Каракчиева Виктория Лем-битовна. - Новосибирск, 2000. - 172 с.
8. Карасик, В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс / В. И. Карасик. - Волгоград : Перемена, 2002. - 447 с.
9. Леонтьев, В. В. «Похвала», «лесть» и «комплимент» в структуре английской языковой личности : дис. ... канд. филол. наук : 10.02.04 / Леонтьев Виктор Владимирович. - Волгоград, 1999. - 193 с.
10. Лю, Л. Герой рассказов В. Шукшина как национальная языковая личность : дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01 / Лю Лицзюнь. - СПб., 2009. - 208 с.
11. Масолова, И. Ю. Комплиментарные высказывания с позиции теории речевых актов: на материале французского, русского и английского языков : дис. ... канд. филол. наук : 10.02.19 / Масолова Ирина Юрьевна. - М., 2005. - 224 с.
12. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов ; под ред. Н. Ю. Шведовой. - М. : Рус. яз., 1990. - 917 с.
13. Серебрякова, Р. В. Национальная специфика речевых актов комплимента и похвалы в русской и английской коммуникативных культурах : дис. ... канд. филол. наук : 10.02.19 / Серебрякова Руслана Вячеславовна. - Воронеж, 2002. - 202 с.
14. Хисамова, Г. Г. Диалог как компонент художественного текста: на материале рассказов В.М. Шукшина : дис. ... д-ра филол. наук : 10.02.01 / Хисамова Галия Гильмулловна. - Уфа, 2009. - 396 с.
ИСТОЧНИКИ
Ш1 - Шукшин, В. М. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 1 / В. М. Шукшин. - М. : Молодая гвардия, 1992. - 557 с.
Ш 2 - Шукшин, В. М. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 2 / В. М. Шукшин. - М. : Молодая гвардия,
1992. - 560 с.
Ш 3 - Шукшин, В. М. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 3 / В. М. Шукшин. - М. : Молодая гвардия,
1993. - 607 с.
Ш 4 - Шукшин, В. М. Собрание сочинений. В 5 т. Т. 3 / В. М. Шукшин. - Екатеринбург : Посыл-торг, 1994. - 480 с.
COMMUNICATIVE STRATEGIES OF PRAISE IN V.M. SHUKSHIN'S PROSE: TYPOLOGY, LINGUISTIC REALIZATION
T. V. Chernitsyna
The article considers communicative strategies, communicative tactics, directed to the achievement of certain goals (praise); the typology of strategies and tactics are presented. As a result of analysis language means of realization of communicative strategies and tactics are revealed (based on V.M. Shukshin's stories).
Key words: communicative goal, communicative strategies and tactics, praise, evaluation, classification, language means.