РЕЧЕВЫЕ ПРИЕМЫ В СЦЕНИЧЕСКОМ ИСКУССТВЕ
М.К.Ходжиматова ГИИКУз
Аннотация: Целью статьи является определение природы и особенностей речевых приемов в сценическом искусстве. В статье представлены различные подходы к изучению и интерпретации сценического слова как социокультурного феномена. Анализируются работы исследователей, занимающихся изучением данного вопроса, уделяется внимание на трудностях организации речевого действия на сцене. Предлагаются перспективные методы развития техники сценической речи в театральной деятельности.
Ключевые слова: речевой прием, сценическое слово, театральное искусство, актерское мастерство, техника сценической речи
SPEECH TECHNIQUES IN STAGE ART
M.K.Khodzhimatova UzSIAC
Abstract: The aim of the article is to determine the nature and peculiarities of speech techniques in stage art. The article presents various approaches to the study and interpretation of the stage word as a socio-cultural phenomenon. The works of researchers engaged in the study of this issue are analysed, attention is paid to the difficulties of organising speech action on stage. Promising methods of development of stage speech technique in theatre activity are proposed.
Keywords: speech technique, stage word, theatre art, acting, stage speech technique
Коммуникативное пространство, окружающее человека, постоянно расширяется. Важной характеристикой начала XXI века является увеличение объема передачи информации и ускорение средств ее передачи. Это проявляется в том, что конкретный человек может создать нечто уникальное и особенное. Актеры постоянно работают над своим имиджем. Именно здесь их профессиональная деятельность выходит за рамки работы и влияет на самопрезентацию. В концептуальном, теоретическом и практическом аспектах исследование речевой деятельности актеров является актуальным. Часто слово может добиться постоянного и безусловного признания, что позволит эффективно использовать свои таланты для решения творческих задач [1].
ПЙта^^Н 446 ISSN 2181-063Х/Impact Factor 4.047 (SJIF 2021)
В статье справедливо отмечено, что современное искусство претерпевает различные трансформации. Речь и сценическое искусство тесно связаны друг с другом Современный театр направлен на создание разнообразных зрелищных форм. Это зависит от ярких декораций, эпатажной игры актеров и доступности экспериментальных постановок. Речевые приемы как важный инструмент словесного действия в искусстве актера также приобрели специфический, даже парадоксальный характер.
В речи ораторы используют свои слова и подачу материала, чтобы передать смысл и убедить аудиторию, оживить персонажей на сцене. И в речи, и в театральном искусстве ораторы также используют такие риторические приемы, как метафора, симиле и аллюзия, чтобы придать своей речи большую убедительность, различные вокальные приемы, такие как громкость, высота тона и темп. Кроме того, они используют жесты, мимику и движения, чтобы передать смысл и улучшить понимание зрителями сюжета.
Исследователи изучают современный театр с точки зрения классических принципов постановки. Нарративные тенденции часто проявляются в театральной деятельности, где усиливается значение художественного слова, используются новые приемы и способы выражения, где актуальными становятся речевые и голосовые возможности актеров. В современном театральном искусстве часто отсутствует идейно-эстетическое единство. Аспекты речевого искусства принадлежат к разным системам категорий (парадигмам красноречия и драматургии) и их важным концептуальным моделям (риторическим, психологическим, театральным типам). В театре существуют зачастую различные ценностные установки, что ведет не только к унификации, но и к совершенствованию техники речи как важного инструмента речевого действия в искусстве актера [2]. Как социокультурный феномен, сценическое слово в театре изучается в контексте национального информационно-культурного пространства, осложненного проблемами формирования новой культурной идентичности. Эти трудности распространяются на социальную, экономическую и психологическую сферы.
[3]
Процесс овладения сценической речью постоянно совершенствуется через педагогический опыт, что находит отражение, например, в театрах Польши, Грузии, США, Англии, и т.д. Основной проблемой в изучении техники речи является творческий поиск человека с его индивидуальными чертами и образом мышления, который выражается в живом языке, выразительных словах. Кроме того, язык выражает глубину мыслей и чувств, которые становятся эмоционально ясными.
447
ISSN 2181-063X / Impact Factor 4.047 (SJIF 2021)
Сценическая речь - высшая форма воздействия на партнера и аудиторию, что свидетельствует о важности внутренних качеств речевого взаимодействия, которые должны гармонично сочетаться с внешней техникой речевого действия. Драматические произведения строятся по принципу объединения идеи и задач исполнительского искусства. Именно этот жанр находит свое воплощение на сцене театральной сцены. Драма должна стать зрелищем XXI века, занять достойное место и обладать высокими идеологическими качествами. В современной художественной литературе это можно наблюдать у всех драматургов. То есть совершенно необходимо развивать художественную и эмоциональную составляющую литературного текста, которая будет пробуждать сознание зрителей и решать актуальные проблемы. Автор должен полностью отработать идею пьесы, чтобы затем актеры могли приступить к работе над ней. Такие высокие требования должны предъявляться к совершенствованию формы пьесы, использованию ее художественных средств.
Идеальное литературное произведение - это произведение, в котором каждое слово, каждая буква является аспектом воспроизведения его внутренней идеи, где каждое слово, каждая буква - это аспект воспроизведения его внутренней идеи [4]. Предъявляя высокие требования к пьесе, необходимо предъявлять требования и к актерам театра, чтобы литературная форма получила максимальное влияние на сценическую интерпретацию. Эффективность выразительности может быть достигнута за счет работы над мастерством и техникой речевого действия. Правильный голос, ритм, хорошая дикция - важные факторы в развитии художественного образа, где происходит эффективное общение с партнером и зрителями. Актеры должны получать удовольствие от своего языка и давать зрителям возможность узнать и понять пьесу. Необходимо постепенно доводить слова и интонации до слуха зрителей. Самая распространенная ошибка - демонстрировать зрителям голос, манеру говорить. Но это не является приоритетным и может отвлечь от восприятия действия на сцене [5].
Важно выделить особенности актерского мастерства и языка, которые проявляются в виде значимых признаков сценической экспрессии:
1) мгновенный переход или переключение с одной языковой интонации, манеры на другую (прием постдраматического театра, когда актер передает текст нескольких персонажей или совмещает его с текстом);
2) сочетание различных способов общения персонажей, что часто происходит через зрителей;
3) перевод содержания осуществляется не только на семантическом уровне (подтекст), но и на ритмическом и мелодическом, когда поэтический текст или ритмическая проза используются в сочетании с активной деятельностью на
ПссШ^^Ш] 448 ISSN 2181 -063X/lmpact Factor 4.047 (SJIF 2021)
сцене, различными движениями, танцами и использованием музыкальных инструментов;
4) достаточно ритмичное и эмоционально-чувственное звучание речи;
5) использование объемных языковых периодов;
6) использование различного звучания голоса за счет подключения звукоусиливающей аппаратуры и т.д.[6]
Выразительность сценического образа - важный аспект концентрации, свидетельствующий о профессионализме каждого актера. Использование классических принципов при создании спектаклей в современном театре тесно связано со сценической речью. В этом контексте приоритетными в подготовке спектакля являются:
1) язык актера, который строится с учетом обстоятельств пьесы и ролей. Упражнения, которые должны учитывать определенные обстоятельства, - это осмысленный и выразительный голос, и речь;
2) при создании конкретной цели и ситуаций, которые моделируются актером, следует использовать тренинг для повышения мотивации актера к открытию более сценичного и эффективного языка;
3) важность содержания литературного произведения превалирует над формальным подходом к овладению сценической речью, и отдельные приемы тренинга помогут преодолеть сложность поставленных задач;
4) использование артикуляционной программы важно при языковой подготовке к действию на сцене, в основе которой лежит четкое литературное произведение, которое поможет бороться с фонетическими ошибками и акцентировать внимание на тех звукосочетаниях, которые отсутствуют в устной речи языке;
5) универсальное обучение основано на правилах и законах национального языка, а потому не охватывает всего спектра потенциальных характеристик звука (именно отбор слов должен основываться на фонетических особенностях языка и нормами сценической речи).
6) голосовой тренинг помогает актерам увидеть выразительность специфических особенностей языка персонажа, которые зачастую не соответствует сценическому произношению (возможное разрушение мелодики за счет стилистического исполнения, работа над акцентом, речи или интонацией) [6].
Таким образом, театральное искусство XXI века было тесно связано с развитием сценической речи, спецификой особенностей психофизического воздействия на зрителей через тесное взаимодействие. Развитие современных технологий направлено на разработку методов, повышающих эффективность сценической деятельности. В контексте развития театра в начале XXI века
ПссШ^^Ш] 449 ISSN 2181-063Х/ Impact Factor 4.047 (SJIF 2021)
зритель хочет слышать активную речь, в которой выявляется энергия мысли, чувства и звука. Это активизирует процесс поиска инновационных приемов в различных экспериментальных направлениях:
1) работа с ритмом;
2) развитие глубинного рождения языка.
Само искусство сценической речи должно подчиняться законам гармонии природы. Этого можно достичь через совершенствование истинного мышления и речевого действия, которые способствуют неразрывной связи между внутренней и внешней языковой техникой. Правильное использование речевого аппарата, дыхательной системы, тембра голоса, интонации, дикции, понимание правил пунктуации - залог мастерства исполнителя.
Использованная литература
1. Shuneyko, A. A., & Chibisova, O. V. (2016). Self-presentation speech techniques of English-speaking and Russianspeaking actors. Studia Humanitatis, 3, 14-21.
2. Prokopova, N. L. (2014). The artistic significance of the art of speech as a result of combining different values (on the material of the play "FuturismVrim"). Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts, 26, 141-154.
3. Burlutsky, A. V. (2011). Ukrainian stage speech in dramatic theater - from sources to the present. Odesa: Astroprint.
4. Berkimbaev, K. M., Nyshanova, S. T., Kerimbaeva, B. T., & Meirbekova, G. (2012). Formation of information competence of future specialists. New Educational Review, 30(4), 276-278.
5. Donchenko, N., & Vynar, O. (2020). Components of the stage speech system as a basis of artistic creative activity of the master of theatrical art. National Academy of Culture and Arts Management Herald: Science Journal, 2, 291-295. https://doi.org/10.32461/2226-3209.2.2020.220603
450
ISSN 2181-063X / Impact Factor 4.047 (SJIF 2021)