ИЗДДТЕЛЬСТ
$ гратота
ISSN 2782-4543 (online) ISSN 1997-2911 (print)
Филологические науки. Вопросы теории и практики Philology. Theory & Practice
2023. Том 16. Выпуск 8 | 2023. Volume 16. Issue 8
Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): philology-journal.ru
RU
Речевой портрет блогера-рассказчика "true crime story" (лингвостилистический аспект)
Кожеко А. В., Мамедова З. Э..
Аннотация. Целью исследования является выявление лингвостилистических особенностей речевого портрета блогера, ведущего свой блог в жанре "true crime story", который посвящён повествованию о реальных преступлениях. Научная новизна исследования состоит в том, что в работе впервые рассмотрены языковые особенности данного жанра, а также раскрыта специфика речевого портрета повествователя в жанре "true crime story", проявляющегося в электронной среде. В результате проведенного исследования выяснилось, что речевой портрет блогера-рассказчика "true crime story" можно охарактеризовать следующим образом: сдержанная, лаконичная манера повествования, единство применяемых аудиовизуальных средств для усиления воздействия на слушателя, репрезентация своих ценностей на широкую аудиторию, детальное описание событий, использование ссылок на источники информации, документальный характер изложения материала, обилие в речи юридической терминологии, преобладание литературной лексики, использование эпитетов с негативной стилистической окраской, риторических вопросов, вводных слов и цитат и т. д.
EN
Speech portrait of a blogger-narrator of "true crime story" (linguistic and stylistic aspect)
Kozheko A. V., Mamedova Z. I.
Abstract. The aim of the study is to identify the linguistic and stylistic features of the speech portrait of a blog-ger leading his blog in the genre of "true crime story", which is dedicated to the narration of real crimes. The scientific novelty of the study consists in the fact that the linguistic features of this genre are considered in the work for the first time and the specifics of the narrator's speech portrait in the genre of "true crime story" manifested in the electronic environment is revealed. As a result of the study, it has been found that the speech portrait of a blogger-narrator of "true crime story" can be characterised as follows: a restrained, concise manner of narration, the unity of the audio-visual means used to enhance the impact on the listener, the representation of the blogger's values to a wide audience, a detailed description of events, the use of links to information sources, the documentary nature of the presentation of the material, the abundance of legal terminology in speech, the predominance of bookish vocabulary, the use of epithets with negative stylistic colouring, rhetorical questions, parentheticals and quotations, etc.
Введение
Актуальность данного исследования обусловлена антропоцентрической характеристикой современной парадигмы, центральным объектом которой становятся человек и его языковая реализация. С возникновением блогосферы у людей появилась возможность не только заявить о себе, но и влиять на свою аудиторию и общество в целом. Ежедневно огромное количество людей просматривает разного рода развлекательный контент, который оказывает на них определённое воздействие. Популярность жанра "true crime story" можно объяснять разными причинами, например получением определённых эмоций слушателями и некоего опыта для понимания возможностей выхода из сложных ситуаций. Однако некоторые исследователи называют такое видение наивным и основной причиной распространения "true crime story" считают стремление к получению острых ощущений, своего рода катарсиса, а также нивелирование катастрофизма реальной жизни (Дударёнок, 2022, с. 311). С одной стороны, данный жанр вызывает интерес у многих слушателей, с другой стороны, его критикуют из-за романтизации образа преступника в некоторых повествованиях, из-за этого могут появляться подражатели, что крайне опасно для общества. Поэтому особенно важно, с помощью каких
Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/phil20230415
© 2023 Авторы. © 2023 ООО Издательство «Грамота» (© 2023 The Authors. © 2023 Gramota Publishing, LLC). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/
2644
Русский язык
речевых средств преподносится такого рода информация. Блогеры, распространяющие подобный контент, влияют на речевую культуру слушателей и их ценностные ориентиры, поэтому необходимо изучение данного жанра и обобщенного образа рассказчика.
В ходе исследования решаются следующие задачи: 1) дать характеристику понятию «речевой портрет»,
2) описать особенности жанра "true crime story", 3) проанализировать особенности речевого портрета блоге-ра-рассказчика "true crime story", 4) систематизировать полученные данные.
Для проведения исследования был использован метод лингвостилистического анализа. В качестве материала выступили видеоролики блогера Agatha Christie (URL: https://www.youtube.com/channel/UCRv1uDv 7I2bv7aavxmkRTtw). Всего проанализировано 64 ролика общей продолжительностью около 35 часов, опубликованных за период 2019-2023 гг.
Теоретическая база работы представлена исследованиями проблематики языковой личности и речевого портрета, основывающимися на трудах отечественных исследователей Г. И. Богина (1984), Л. П. Крысина (2001), С. В. Леорды (2006), Ю. Н. Караулова (2010), О. И. Асташовой (2013). Также были рассмотрены работы исследователей, изучающих жанр "true crime story" в разных аспектах: как жанр литературы (Уланович, Дударёнок, 2022), как жанр журналистики (Несмелова, Коновалова, 2011; Воробьева, 2019), как аудиоподкаст (Саламова, 2017).
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы при изучении интернет-стилистики (специфика речи блогера), жанроведения (особенности "true crime story" как жанра), лингвоперсонологии (проявление речевого портрета какой-либо личности в интернет-коммуникации) и прагмалингвистики (влияние экстралингвистических факторов на языковые особенности речевого портрета).
Обсуждение и результаты
Прежде чем перейти к анализу речевого портрета, необходимо определить понятие языковой личности. Языковая личность в целом понимается исследователями как совокупность психофизиологических свойств человека, способного к речевой деятельности (Богин, 1984, с. 3). Ю. Н. Караулов под языковой личностью понимает «совокупность способностей и характеристик человека, обуславливающих создание и восприятие им речевых произведений, которые различаются степенью структурно-языковой сложности, глубиной и точностью отражения действительности, определённой целевой направленностью» (2010, с. 43). Он выделяет три уровня языковой личности: 1) вербально-семантический (степень владения личностью языком на всех уровнях); 2) когнитивный (концепты, идеи, понятия, языковая модель мира личности, её тезаурус, культура);
3) прагматический/мотивационный (мотивы и цели языковой личности в зависимости от коммуникативной ситуации, сферы, роли и т. п.) (Караулов, 2010, с. 51).
Одним из направлений изучения языковой личности предстает анализ речевого портрета, который некоторые лингвисты называют воплощенной в речи языковой личностью (Леорда, 2006, c. 6). Л. П. Крысин определяет речевой портрет как отражение особенностей речи социальной среды, к которой принадлежит портретируемый. Он отмечает социальную и общекультурную ценность каждой манеры речи определённого человека (Крысин, 2001, с. 90). Речевой портрет является обобщенным образом носителя языка, отражая языковую картину мира отдельной личности, он представляет собой набор умений, особенностей, языковых традиций и моды целой культуры (Джукман, 2019, с. 356). Как отмечают исследователи, для анализа речевого портрета можно использовать модель языковой личности Ю. Н. Караулова, так как в ней отражены языковые и прагматические особенности речи индивида (Асташова, 2013, с. 131). В работе мы будем опираться на вышеуказанную модель.
Рассмотрим особенности "true crime story" как жанра. "True crime story" (с англ. «настоящие криминальные истории») - жанр книг, документальных фильмов, сериалов, а с недавних пор еще и подкастов и блогов, рассказывающих о произошедших преступлениях. Истоком жанра принято считать судебные памфлеты и церковные брошюры, появившиеся примерно в 1600-х годах, в которых была описана информация о реальных преступлениях и мерах наказания за содеянное, также особое внимание уделялось обличению порока и нравственным урокам.
"True crime story" изначально рассматривали как жанр журналистики. Исследователи в этой области определяют его как синтетический жанр, возникший в Америке ХХ века, который впоследствии стали называть новым журнализмом, сочетавшим в себе документальное описание реальных событий и литературных приёмов (Несмелова, Коновалова, 2011, c. 255).
Затем "true crime story" стал активно использоваться в литературе. Под этим жанром понимали новую форму прозаического повествования, которую можно назвать гибридом журналистики и литературы (Воробьева, 2019). Главными чертами жанра выступают криминальный нарратив и вовлечение читателя в соучастие в описываемом документальном событии (Уланович, Дударёнок, 2022, с. 20). Самыми первыми популярными произведениями стали «Хладнокровное убийство» Трумена Капоте (1966), «Хелтер Скелтер: правдивая история убийств Мэн-сона» Винсента Буглиози и Курта Джентри (1974), «Песнь палача» Нормана Мейлера (1979), «Незнакомец рядом со мной» Энн Руд (1980). Подобные книги чаще всего относят к жанру документальной литературы.
Далее жанр "true crime story" становился популярным в формате документальных фильмов, например: «Тонкая синяя линия» (Эррол Моррис, 1988), «Потерянный рай» (Джо Берлингер, Брюс Синофски, 1996), «Создавая убийцу» (Лаура Риккарди, Мойра Демос, 2015-2018).
С развитием интернет-коммуникации появились новые формы данного жанра - подкасты, видеообзоры, тематические блоги и каналы. З. К. Саламова (2017) называет такое проявление жанра «цифровой сторителлинг»,
Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2023. Том 16. Выпуск 8
2645
т. е. рассказывание историй с применением цифровых технологий, позволяющих совмещать разные виды контента, комбинировать фото-, аудио- и видеоматериал и т. п.
Блог можно охарактеризовать как интернет-сайт, где содержатся датированные записи, расположенные в обратном хронологическом порядке, зачастую имеющие мультимедийную составляющую и дающие возможность комментирования, а также просмотра каждой записи на отдельной странице (Баженова, Иванова, 2012). Блог по своей структуре неоднороден, обычно это записи одного автора, посвящённые преимущественно ситуативно-обусловленным тематикам, которые определяет блогер, т. е. человек, ведущий блог, где он делится разного рода контентом.
Несмотря на это, блогеры способны влиять на мнение своей аудитории, формируя общественный спрос среди подписчиков. В. И. Забиранко отмечает, что на сегодняшний день блогеры - это «лидеры мнений», они способны формировать у молодежи, как у основной целевой аудитории, определённую позицию по отношению к тем событиям, которые преподносят СМИ. Также автор утверждает, что блогеры могут «конструировать гражданскую повестку дня» (Забиранко, 2022, с. 40).
Авторы блогов, стремясь самовыразиться, выбирают тематики для своего блога исходя не только из интересующих их форматов, но и подбирая злободневную проблематику. Они для создания популярного контента часто освещают резонансные события в обществе. Одной из таких разновидностей блогов является "true crime story". Прежде чем опубликовать данный контент, блогеры проводят некоторые расследования, изучают литературу и различные источники, чтобы погрузить зрителя в историю и показать ему ситуацию с разных точек зрения. Однако для того, чтобы вызвать интерес у зрителя, собранных фактов о преступлении будет недостаточно, поэтому важную роль в создании видеороликов этого жанра играет речевое поведение блогера, задача которого - вызвать определённые эмоции у подписчиков.
В рамках нашего исследования мы будем подробно изучать популярный канал Agatha Christie, насчитывающий более миллиона подписчиков. В контексте данной работы мы будем анализировать материал, который представлен в разделе, содержащем рассказы о криминальных происшествиях и начинающемся со слова «Дело №...». Выделим основные лингвостилистические особенности речи блогера.
1. Произношение автора можно охарактеризовать как нормативное, в речи почти отсутствуют орфоэпические ошибки. Автор использует логические ударения и паузы, когда хочет подчеркнуть собственное отношение к преступлению и вызвать определённые эмоции у слушателя (Скоро в их доме случится страшное, произошедшее будет настолько ужасным, настолько тревожным, что ближайшие соседи даже продадут свои красивые дома, не желая жить рядом с этим местом; Полиции никогда не было дела до того, что там происходило... до весны 2021 г.).
2. В речи блогера преобладает литературная нейтральная лексика, в ней ставится акцент на факты (перечисление дат, времени, места происшествия, деталей расследования). В лексике активно используется терминология из области криминалистики (улики, ордер, алиби, похищение, нападение, следствие, преступление, фоторобот, правоохранительные органы, эксперт-криминалист, судебно-медицинская экспертиза, орудие преступления и т. п.). Также в текстах иногда встречается заимствованная лексика (аннигилятор, дайвер, круиз, шейминг, буллинг, гангстер, профайлинг и т. п.).
3. Прилагательные и причастия с негативной стилистической окраской используются очень часто (дикий ужас, долгая и мучительная смерть, невообразимый ад, пугающие истории, трагическое событие, тяжелейшие испытания, страшное преступление, шокирующая история, чудовищное нападение, вызывающие действия, неподобающее поведение и т. п.). Такие эпитеты помогают выразить отношение автора к происходящему, подчеркнуть жестокость совершенных деяний. Также активно используются наречия, отражающие оценку автора описываемых событий (ужасно, страшно, жутко, отвратительно, быстро, изумлённо, незамедлительно, странно, тяжело, кардинально, одержимо и т. п.). В тексте можно встретить глаголы, описывающие детали ситуации и динамичность её развития, состояние жертвы (её коленки тряслись, кровь стучала в висках; она вцепилась в убийцу, оттолкнула его и побежала; она быстро села за руль, вставила ключи, завела мотор и рванула прочь; из его рта шла кровь, он кричал и задыхался).
4. В заголовках к видео ключевые моменты преступления, выраженные чаще именами существительными, выходят на первое место в предложении и дополняются комментариями об оценке события, обозначении времени или места происшествия (Отдых, ставший кошмаром; Убийство в рождественскую ночь; Отрава для своей семьи; Жертвоприношение в центре Лондона; Убийца среди родных и т. п.). Заголовки также могут начинаться с местоимений (Он готовился совершить идеальное убийство больше года; Она стала особенной жертвой серийника; Ей пришлось играть в любовь с убийцей, чтобы раскрыть дело), глаголов (Нашли тело ребенка; Пропала девочка; Пропали за 10 дней до Рождества; Исчезла после вечеринки) и прилагательных (Самое провальное расследование; Страшный мотив и самый страшный убийца; Лучший следопыт берется за дело).
5. Также в заголовках используются некоторые синтаксические средства, например цитирование («Смотрите, она это заслужила!» - сказал её младший брат; «Моя мама - серийный убийца»; «Тебе осталось жить несколько месяцев, Ханна») и риторический вопрос (Палата номер 4 проклята?; Убийца во сне?; Чем закончилась очередная встреча этой пары?; Почему за их семейной жизнью следило ФБР?).
6. В самом тексте повествования средства художественной выразительности используются ограниченно, в основном это эпитеты (невообразимый ад, холодной поздней осенью, прекрасная и в то же время темная эпоха и т. п.), риторические вопросы (Откуда в такой глуши взялся человек?; Кто мог причинить вред этим
2646
Русский язык
прекрасным невинным детям?; Что же послужило мотивом такого ужасного преступления?), сравнения (как в самых типичных фильмах ужасов, будто произошло стихийное бедствие), гипербола (она была одержима им и мыслями о новой жизни; все его мысли продолжала занимать только она). Если описывается нераскрытое преступление, то автор указывает в заголовке в скобках фразу «авторская версия» и в процессе повествования использует множество вводных слов и конструкций, указывающих на субъективность и вероятностный характер вывода (скорее всего, возможно, вероятно, по-видимому, пожалуй, надо полагать, как оказалось и т. п.). Достоверность информации и аргументированность доводов подчеркиваются словами, выражающими уверенность и демонстрирующими логику говорящего (во-первых, во-вторых, итак, безусловно, очевидно, разумеется, из этого можно вывести, без всякого сомнения и т. п.).
7. В подобных текстах можно выделить особенности формы повествования. Автор канала в начало рассказа вносит сюжетно-значимое событие, при этом не раскрывая в полной мере информацию о действующих лицах. Как правило, рассказ начинается либо с биографии жертвы или преступника, либо с описания жизни жертвы накануне преступления. Во втором случае чаще всего акцентируется контраст между обстановкой, счастливыми моментами, планами жертвы (бьм обычный солнечный день; наконец-то их мечта сбылась; они ждали эту поездку - это была их мечта; она собиралась прожить этот день счастливой; в машине играла её любимая музыка и т. п.) и намёком на то, что произойдет в ближайшее время (знала бы она, что её история станет одной из самых шокирующих; она не подозревала, какое трагичное стечение обстоятельств её ожидает; она, сама того не зная, пошла навстречу ужасу; больше детей родители не увидят и т. п.). Далее указана дата, подробно описываются место, время происшествия, обстоятельства дела, озвучивается информация о других жертвах преступника, о его жизни, мотивах и т. п.
Теперь рассмотрим когнитивный и прагматический уровни языковой личности. Автор использует множество терминов, касающихся тематики его блога: это могут быть как юридические термины, так и термины интернет-коммуникации. Автор не является профессионалом в данной области, однако старается изложить проверенную информацию, указывает ссылки на источники данных, стремится к объективности изложения. Индивидуально-личностные смыслы блогера отражаются в ключевых словах, формулировках темы и оценочной лексике в повествовании. В видеороликах изучаемого блога при описании преступлении и людей, совершивших их, блогер использует большое количество слов с негативной семантикой, а при описании жертвы - слова с коннотацией жалости. Например:
- описание информации, связанной с преступником: воспалённый мозг, извращенное представление, чудовищный поступок, ужасное прошлое, отвратительное заявление, жестокое отношение, больное сознание и т. п.;
- описание информации, связанной с жертвой: страдания жертв, её ждали пять мучительных лет, измученная мать, ей пришлось многое испытать, у неё не оставалось выхода, невыносимые страдания и т. п.
Таким образом, можно сделать вывод, что автор, используя именно такие выражения, репрезентирует свои ценности аудитории: он призывает осуждать преступников и их деяния, выражать жалость и сопереживание к жертвам. Материал, который преподносит автор, ориентирован на широкую аудиторию, поэтому текст максимально доступный, понятный, лаконичный.
Воздействие на зрителя оказывается в первую очередь с помощью эпитетов и применения определённых невербальных средств. Автор канала не появляется в своих видеороликах. Её видео составляют фрагменты из разных фильмов и сериалов, созданных по мотивам описываемых в блоге преступлений, а также из сюжетов новостей, видеоматериалов с места преступления и допроса, интервью с жертвами и их семьями. Все видео оформлены в едином стиле, используется черно-белый цветовой фильтр, внизу под видеороликом подробно описаны источники информации. Использование таких непрямых способов воздействия заставляет зрителя поверить в достоверность информации, которую ему преподносит блогер.
Заключение
В результате нашего исследования мы пришли к следующим выводам.
Речевой портрет отражает особенности речи определённой языковой личности в совокупности с прагматическими, психологическими, социальными и культурными характеристиками. Речь человека отражает и его индивидуальные предпочтения, и традиции определённого времени. С развитием интернет-коммуникации у каждого появилась возможность вещать на широкую аудиторию, проявлять себя как личность, в том числе языковая, поэтому авторы блогов выбирают тематики, которые им интересны и при этом резонируют с потребностями их аудитории.
Жанр "true crime story" постоянно набирает популярность и обретает новые формы - от брошюр, литературных произведений до фильмов, аудиоподкастов, видеоблогов. Главной особенностью это жанра выступает сочетание документального повествования и литературных приёмов для привлечения внимания и вовлечения в ситуацию читателя или слушателя.
Для речевого портрета блогера, повествующего в жанре "true crime story", характерны особенности: нагнетание атмосферы с помощью пауз и логических ударений, обилие юридической терминологии, преобладание литературной лексики, использование эпитетов с негативной стилистической окраской, риторических вопросов, вводных слов, цитат; детальное описание событий, документальный характер повествования, ссылки на источники информации, усиление воздействия через визуальный ряд, сопереживание жертвам и резко негативная оценка действий преступника, повествование на контрасте - переход от приятных событий в начале к ужасающим происшествиям и т. п.
Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2023. Том 16. Выпуск 8
2647
Таким образом, можно проследить, что блогеры через свою речь формируют определённые ценности в обществе. Неумелое, нецелесообразное использование определённых речевых средств, приукрашивание образа преступника могут не только привлечь внимание к преступлениям, но и спровоцировать их. Поэтому особенно важно то, как транслируется такого рода информация. Правильное, объективное изложение, доказательность, негативная оценка преступления, бережное отношение и уважение к памяти жертв не только служат основой удачного рассказа, но и помогают зрителям узнать о человеческих возможностях и пороках, понять, как возможно сориентироваться в экстренной ситуации, получить определённые эмоции от услышанного.
Перспективы дальнейшего исследования мы видим в более подробном изучении жанра "true crime story" в его новых цифровых формах, а также в выделении категориальных и факультативных признаков данного жанра. Также более детально может быть изучен речевой портрет блогера, который ведёт свой блог в разных тематиках.
Источники | References
1. Асташова О. И. Речевой портрет политика как динамический феномен: автореф. дисс. ... к. филол. н. Екатеринбург, 2013.
2. Баженова Е. А., Иванова И. А. Блог как интернет-жанр // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2012. Вып. 4 (20).
3. Богин Г. И. Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям текстов: дисс. ... д. филол. н. СПб., 1984.
4. Воробьева М. С. Новый журнализм как новая тенденция мирового культурного взаимодействия // Наука в мегаполисе. 2019. № 5 (13).
5. Джукман Э. Р. Н. Соотношение понятий «речевой портрет» и «языковая личность» // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 2 (75).
6. Дударёнок Ю. А. True-crime stories как документально-криминальный жанр в литературном направлении нон-фикшн // Актуальные проблемы гуманитарного образования: мат. IX междунар. науч.-практ. конф. (г. Минск, 27-28 октября 2022 г.) / гл. ред. О. А. Воробьева. Мн., 2022.
7. Забиранко В. И. Блогеры как новые расследователи и лидеры мнений молодежи // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2022. № 1.
8. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. Изд-е 7-е. М.: ЛКИ, 2010.
9. Крысин Л. П. Современный русский интеллигент: попытка речевого портрета // Русский язык в научном освещении. 2001. № 1.
10. Леорда С. В. Речевой портрет современного студента: автореф. дисс. ... к. филол. н. Саратов, 2006.
11. Несмелова О. О., Коновалова Ж. Г. Новый журнализм: теоретические принципы и их художественное воплощение // Ученые записки Казанского университета. Гуманитарные науки. 2011. Т. 153. Кн. 2.
12. Саламова З. К. Сторителлинг о «реальных преступлениях» в аудио-подкастах: способы взаимодействия авторов и аудитории // Вестник РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2017. № 10-2.
13. Уланович О. И., Дударёнок Ю. А. Специфика литературного жанра true-crime через призму художественного образа в произведении // Вестник Набережночелнинского государственного педагогического университета. 2022. № 4 (39).
Информация об авторах | Author information
RU
Кожеко Анна Владимировна1, к. филол. н. Мамедова Зумруд Эльнуровна2
1 2 Сибирский федеральный университет, г. Красноярск
EN
Kozheko Anna Vladimirovna1, PhD Mamedova Zumrud Ilnurovna2
1 2 Siberian Federal University, Krasnoyarsk
1 [email protected], 2 [email protected]
Информация о статье | About this article
Дата поступления рукописи (received): 26.06.2023; опубликовано online (published online): 28.08.2023.
Ключевые слова (keywords): речевой портрет; блог; true crime story; интернет-коммуникация; speech portrait; blog; Internet communication.