Научная статья на тему 'РЕЧЕВОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ФАКТОР РЕАЛИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВРАЧА И ПАЦИЕНТА'

РЕЧЕВОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ФАКТОР РЕАЛИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВРАЧА И ПАЦИЕНТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
41
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ОБУЧЕНИЕ ВРАЧЕЙ / РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ ВРАЧА И ПАЦИЕНТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-РЕЧЕВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фомина Н.В.

В статье рассматриваются возможности системно-деятельностного подхода в обучении будущего врача, а именно в становлении его профессионально-речевой компетентности. Предлагаемая модифицированная методика Н. Фландерса и ее использование в целях обучения студентов-медиков способствуют рефлексивному ценностно-смысловому погружению в деятельность врача через осмысление опыта речевого взаимодействия с пациентом. Показано, что такое обучение формирует субъектную позицию студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPEECH STATEMENT AS THE MAIN FACTOR OF REALIZATION THE INTERACTION BETWEEN THE DOCTOR AND THE PATIENT

The article describes the possibilities of the system-activity approach in training of future phisitions, namely in their professional competence speech development. The presumed modified method of N. Flanders and its use as a purpose of training by medical students promotes reflective values and meaning of the doctor’s activity through the understanding the experience of verbal interaction with a patient. It has been shown that such a teaching creates a subjective position of the students.

Текст научной работы на тему «РЕЧЕВОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ФАКТОР РЕАЛИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВРАЧА И ПАЦИЕНТА»

ЛИТЕРАТУРА

1. Абульханова, К. А. Принцип субъекта в философско-психологической концепции С. Л. Рубинштейна / К. А. Абульханова // Сергей Леонидович Рубинштейн / под ред. К. А. Абульхановой. — М. : РОССПЭН, 2010. — С. 77—118.

2. Абульханова, К. А. Соотношение индивидуальности и личности в свете субъектного подхода / К. А. Абульханова // Мир психологии. — 2011. — № 1. — С. 22—31.

3. Аксенова, Н. И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов / Н. И. Аксенова // Теория и практика образования в современном мире : материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб. : Реноме, 2012. — С. 140—142.

4. Степанова, С. Ю. Организация рефлексии в сетевом проекте / С. Ю. Степанова, Е. Ю. Гвоздикова // Нижегородское образование. — 2014. — № 4 — С. 160—164.

5. Эрнст, Г. Г. Особенности развития рефлексии будущего учителя в процессе прохождения педагогической практики / Г. Г. Эрнст // Психологические проблемы становления личности в условиях современного образования : коллективная монография / под ред. О. Б. Дарвиш. — Барнаул : АлтГПА, 2014. — С. 27—47.

6. Эрнст, Г. Г. Развитие рефлексии будущего учителя в процессе прохождения педагогической практики : дис. ... канд. пед. наук / Г. Г. Эрнст. — Барнаул, 2004. — 240 с.

В статье рассматриваются возможности системио-деятельностиого подхода в обучении будущего врача, а именно в становлении его профессионально-речевой компетентности. Предлагаемая модифицированная методика Н. Фландерса и ее использование в целях обучения студентов-медиков способствуют рефлексивному ценностно-смысловому погружению в деятельность врача через осмысление опыта речевого взаимодействия с пациентом. Показано, что такое обучение формирует субъектную позицию студента.

The article describes the possibilities of the system-activity approach in training of future phisitions, namely in their professional competence speech development. The presumed modified method of N. Flanders and its use as a purpose of training by medical students promotes reflective values and meaning of the doctor's activity through the understanding the experience of verbal interaction with a patient. It has been shown that such a teaching creates a subjective position of the students.

Ключевые слова: системно-деятельностный подход, обучение врачей, речевое общение врача и пациента, профессионально-речевая компетентность

РЕЧЕВОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ФАКТОР РЕАЛИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВРАЧА И ПАЦИЕНТА

Н. В. ФОМИНА,

кандидат психологических наук,

доцент кафедры классической и практической психологии

НГПУ им. К. Минина

fominataly@yandex.ru

Key words: the system-active approach, training for doctors, doctor-patient verbal communication, professional speech competence

Системно-деятельностный подход выступает сегодня как базовое методологическое основание профессиональной подготовки специалиста, способствующее интеграции личности и ее профессиональной деятельности.

Профессиональная подготовка врача в современных условиях переосмысления ведущих аспектов его деятельности — достаточно сложная и многоаспектная педагогическая проблема. Ее решение должно ориентироваться на нормативные документы последнего времени в области медицины, ведущим требованием которых является направленность на пациента с целью улучшения его жизни и здоровья. Проблема профессиональной подготовки врача по-новому звучит сегодня — в период модернизации системы высшего, в том числе медицинского, образования, введения федеральных государственных образовательных стандартов, которые существенно изменили содержание и образовательные технологии, переведя их на интерактивную и дея-тельностную основу [8].

Суть современного образования на всех его уровнях составляет методология системно-деятельностного подхода, основные положения которой были заложены в трудах А. Г. Асмолова, Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и других ученых. Данный подход обеспечивает системное видение целостного образовательного процесса в его деятельност-ной интерпретации [1; 10]. Определяющей тенденцией являются поворот к личности обучающегося, реализация ее внутренних возможностей и ресурсов [8]. Системно-деятель-ностный подход выступает сегодня как базовое методологическое основание профессиональной подготовки специалиста, способствующее интеграции личности и ее профессиональной деятельности [1; 3; 10]. В контексте данного подхода обеспечен переход от знаниевой, информацион-

но-воспроизводящей к рефлексивно-мыслительной культуре образовательной деятельности, в которой знания из основной цели образования становятся средством профессионального развития [11]. Заметим, что только при условии проявления субъектной направленности на освоение профессиональной деятельности происходит осознанное становление личности как профессионала.

В контексте подготовки специалистов медицинского профиля такой взгляд на проблему особенно актуален. Методология системно-деятельностного подхода позволяет рассматривать процесс профессиональной подготовки будущего врача как целостную систему не только и не столько со стороны овладения научными медицинскими специальными знаниями и умениями, сколько в плане личностного развития студента, его готовности к врачебному труду, усиления субъектной позиции в процессе обучения, формирования личностных качеств и профессиональных компетенций, отвечающих запросам современного общества и прогрессивному развитию научной медицины. Ведущее место среди них занимает профессиональная компетентность в сфере коммуникативного взаимодействия. Сегодня она рассматривается как способ реализации со-циопсихосоматического подхода к здоровью и болезни, предполагающего субъект-субъектный, взаимоответственный характер терапевтического сотрудничества врача и больного [6]. Такой подход укрепляется в системе здравоохранения, однако для того чтобы он активно внедрялся в медицинскую практику, уже на этапе обучения в вузе необходима особая психологическая подготовка врачей, в которой огромное место отводится аналити-ко-рефлексивной деятельности общения в работе с пациентом.

В современной науке понятие коммуникативная компетентность врача трак-

туется учеными с разного ракурса видения этой проблемы. Большинством авторов она признается как мастерство, обеспечивающее успех всей профессиональной деятельности, и является необходимым условием построения терапевтического альянса «врач — пациент» [6]. Она определяется как система, имеющая сложную многоуровневую структуру: базовый (ценностно-мотивационный) уровень, содержательный уровень (построение программ и тактических планов врачебного общения) и инструментальный (операционный, технический), включающий два подуровня: общие и профессиональные коммуникативные навыки и умения. На данном уровне происходит управление ходом общения, обеспечивается эффективное взаимодействие его участников, осуществляется саморегуляция [4]. Таким образом, формирование коммуникативной компетенции врача в русле системно-дея-тельностного подхода необходимо начинать с осознания смысловых позиций, когда, погружаясь в содержание диалога, врач умело применяет коммуникативные технологии в своей деятельности.

Центральным компонентом общения врача является речевое общение. Это сложный динамический мотивированный процесс, который определяется активностью его субъектов и направлен на реализацию целей деятельности взаимодействующих людей, в ходе которого они организуют совместную деятельность, диалог. По единодушному мнению ученых (М. М. Бахтин, Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия и др.), ведущей единицей субъектной активности участников диалога признается речевое высказывание (далее РВ) как организующий центр общения, вступающее в речевое взаимодействие. Форма и содержание РВ определены целями его автора и структурой конкретной ситуации общения. За речевыми текстами всегда стоит реальная языковая личность, речевая активность которой проявляется в ситуации общения и направляет этот процесс [12]. Не случай-

но М. М. Бахтин придавал высказыванию силу ответственного поступка, в котором эксплицированно проявляются личность автора и смыслы его деятельности. В речевом общении врача данный тезис имеет особое смысловое наполнение.

Анализ исследований, посвященных профессиональной речи врача, показал, что они ведутся преимущественно лингвистами и затрагивают функциональные вопросы медицинского дискурса [2; 7 и др.]. Однако особенности лингвистического анализа не дают возможности рассмотреть характер отношений, возникающих между участниками коммуникации в процессе их взаимодействия. Между тем, чтобы понять, как разворачивается субъектный опыт общения и осуществляется взаимовлияние партнеров в диалоге, необходим взгляд «изнутри», через психологические интерпретации. В этой связи РВ рассматривается как системообразующий фактор установления субъект-субъектного взаимодействия в профессиях типа «человек — человек», в том числе в общении врача и пациента. Следовательно, анализ речевого общения и взаимодействия врача и пациента возможно вести на уровне РВ.

В поиске метода, позволяющего анализировать речевое взаимодействие врача и пациента на уровне высказывания, мы обратили внимание на известную в педагогической психологии методику стандартизированного наблюдения Н. Фландер-са, предложившего схему категорий высказываний для изучения речевого взаимодействия учителя и учеников на уроке. Впервые эта методика была опубликована автором в 1961 году. Она и по сей день продолжает оставаться, пожалуй, единственным инструментарием, пригодным для изучения взаимодействия, создаваемого речевыми действиями коммуникантов. В нашей стране данная методика стала популярной благодаря рабо-

М. М. Бахтин придавал высказыванию силу ответственного поступка, в котором эксплицирован-но проявляются личность автора и смыслы его деятельности.

те Э. Стоунса «Психопедагогика» [9], в которой он демонстрирует ее возможности при изучении способов научения учителем учащихся. Э. Стоунс, отмечая ряд ограничений в определении категорий, выделенных Н. Фландерсом для анализа, подчеркивает право исследователей на модификацию данной схемы и возможности ее применения в зависимости от поставленных целей и задач, показывая этим перспективы развития данной методики. В нашей стране известны такие модификации, выполненные И. В. Дубровиной, А. А. Реаном, Л. М. Митиной, Т. И. Чирковой и др. Наша модификация была направлена на медицинскую «профессионализацию», а за основу взяты функциональные аспекты коммуникативной деятельности врача на терапевтическом приеме.

Перенос данной схемы из педагогической практики в медицинскую обусловлен, по нашему мнению, ее возможностями в выявлении особенностей взаимодействия субъектов общения, а также правомерностью сравнения функциональных характеристик, содержащихся в речи субъектов социономических профессий. Речевая активность педагога направлена на стимуляцию активности школьника в познавательной деятельности, его личностное развитие. Речь врача-терапевта — на стимуляцию внутренних ресурсов пациента в совладании с болезнью и выявление его потенциальных качеств, способствующих лечению.

Итак, первой целью нашей модификации схемы Н. Фландерса было выделение специфических паттернов взаимодействия врача и пациента на терапевтическом приеме и определения возможностей данной методики в изучении особенностей профессионального медицинского общения. Вторая цель состояла в возможностях использования методики как технологии рефлексивного анализа субъек-

При составлении модифицированной методики мы опирались на рекомендации Н. Фландерса, а также учитывали целевую направленность высказывания в медицинском дискурсе.

тов медицинской деятельности и обучающей педагогической технологии для студентов-медиков.

Мы исходили из того, что устная медицинская коммуникация отличается двух-компонентностью коммуникативной цели: инструментальная цель способствует осуществлению профессиональной деятельности; терапевтическая цель заключается в оказании воздействия на психоэмоциональное состояние пациента для его стабилизации или улучшения, установления доверительных отношений между ним и врачом [7].

Инструментальная цель медицинского дискурса осуществляется через ряд стратегических задач, которые врач воплощает в речи: диагностической, лечебной и рекомендательной, каждая из которых реализуется с помощью определенных речевых тактик [2].

Терапевтическая цель реализуется с помощью установления контакта, снятия эмоционального напряжения больного человека, находящегося порой в довольно сложных психоэмоциональных обстоятельствах жизни, регламентации его действий на приеме и т. п.

Таким образом, при составлении модифицированной методики мы опирались на рекомендации Н. Фландерса, а также учитывали целевую направленность высказывания в медицинском дискурсе.

Для выявления соответствующих профессиональной медицинской коммуникации высказываний — категорий анализа нами были записаны на диктофон диалоги на приеме врачей-терапевтов, которые потом расшифровывались и подвергались кодировке с трехсекундной фиксацией речевой активности коммуникантов. Всего было проанализировано 65 терапевтических диалогов у 23 врачей, выбранных случайным образом. В целях достижения единообразия все проанализированные нами врачебные приемы были повторными, что позволяло выявить свойственные данному типу дискурса стратегии и тактики речевого поведения врача.

Анализ диктофонных записей, а также примеров врачебных диалогов из литературных источников позволил выделить для кодирования 15 содержательных категорий, из которых десять относятся к речи врача, четыре — к речи пациента, а одну составляют перерывы в коммуникации, молчание, связанное с затруднением говорить, помехами в коммуникации.

Все категории речи врача в соответствии с их функциональной нагрузкой и терминологией Н. Фландерса были разделены на две группы: категории косвенного влияния и категории прямого влияния.

Назначение категорий косвенного влияния — это направленное развитие диалогических отношений, эмпатии, доверия, демонстрация фасилитирующей позиции врача. К ним относятся:

3 категория 1 (акцептование чувств пациента, поддержание настроя);

3 категория 2 (одобрение, поощрение действий);

3 категория 3 (принятие, акцептование мыслей пациента);

3 категория 4 (4а — вопросы пациенту, направленные на установление контакта, регламентацию поведения; 4б — вопросы содержательного характера с выяснением картины болезни).

Категории прямого влияния показывают доминантный характер коммуникации врача, его авторитетную, а иногда и подавляющую позицию. Это:

3 категория 5 — рассказ врача;

3 категория 6 — ответ врача на вопрос пациента (мы сочли необходимым особо выделить данный паттерн взаимодействия, так как он демонстрирует отношение врача к пациенту, готовность к субъект-субъектному общению);

3 категории 7 — директивы, указания врача, связанные с поведением пациента;

3 категория 8 — содержательное инструктирование пациента по поводу лечения и диагностики, но сделанное в форме распоряжений, указаний;

3 категория 9 — самопрезентация врача с определенной психоэмоциональной нагрузкой, выполняющая функцию защиты «чести мундира»;

3 категория 10 — ругань, обзывания, окрик и т. п.

Таким образом, по соотношению в речевом поведении врача категорий прямого и косвенного влияния можно сделать предположение о направленности общения, стилевых характеристиках врача как субъекта профессиональной деятельности. Выделенные нами категории фиксируют ведущие речепове-денческие стратегии врача. Так, диагностическая стратегия представлена категориями речи врача 1, 2, 3, 4а, 4б, 5, 7, 8. Лечебная стратегия представлена преимущественно категориями 4б, 5, 8, а также категорией 9, если она оправдана ситуацией разговора. Рекомендующая стратегия состоит преимущественно из категорий 5, 7, 8 и категории 9, если она оправдана ситуацией разговора.

Нужно заметить, что, в отличие от речи педагогов, в речи врачей делается больший акцент на функциональную нагрузку речевого высказывания, следовательно, соотношение категорий прямого и косвенного влияния как маркера речевого поведения будет не столь однозначным. Так, рассказ врача (категория 5) имеет важное значение в развитии контактов с пациентом: если объяснение врача позволит пациенту лучше понять его рекомендации, то оно будет выступать фактором повышения комплаентно-сти к терапии и доверия врачу. Однако приходится констатировать, что в дискурсе врача мало времени уделяется высказываниям самого пациента. Экономя время приема, врач сразу берет инициативу в свои руки, при этом не всегда выясняет и понимает, что чувствует пациент, не разрешает его сомнений по поводу болезни. Исследования показыва-

Экономя время приема, врач сразу берет инициативу в свои руки, при этом не всегда выясняет и понимает, что чувствует пациент, не разрешает его сомнений по поводу болезни.

ют, что готовность врача проявлять внимание к нарративным практикам пациента крайне низка [5]. Таким образом, доминирование категорий прямого влияния в речи врача создает однонаправленность разговора и ставит пациента в объектную позицию.

Речь пациентов мы классифицировали по четырем категориям: речь пациента по инициативе доктора (чаще это ответы на его вопросы) — категория 11, а также речевая активность пациента по собственной инициативе. В этой связи мы выделили: рассказ пациента о своей болезни — категория 12; вопросы пациента врачу — категория 13 (по нашему мнению, именно эта интеракция демонстрирует субъектную, ответственную позицию пациента в процессе лечения); реальная ситуация в медицине вызвала необходимость включения категории 14 — критики врача пациентом.

Отдельную категорию составляют паузы в речи как перерыв в коммуникации. Данный аспект речевого взаимодействия требует особого анализа, который мы только начинаем и, возможно, это приведет к более дробной классификации данной категории.

После кодирования подсчитывается общий объем каждой интеракции, ее удельный вес в разговоре врача и пациента на приеме. Обращается внимание на следующие аспекты:

3 соотношение вербальной активно-

сти врача и вербальной активности пациента. По нашему мнению, если в разговоре доминирует только врач, то его нельзя назвать диалогом, так как речевая активность врача подавляет актив-но-мотивационную позицию пациента;

3 анализ речевых высказываний врача в определении соотношения категорий прямого и косвенного влияния, а также общей структуры интеракций врача, что позволяет увидеть направленность разговора, желание или нежелание включать пациента в диалог;

3 выявление временных нагрузок отдельных стратегий речевого поведения врача (диагностирующей, лечащей, рекомендующей) и паттернов их реализующих, что может демонстрировать профессиональные цели на приеме;

3 определение уровня и характера речевой активности пациентов на приеме у врача как направляемой врачом, так и собственной субъектной активности;

3 определение стиля коммуникативной деятельности врача.

В итоге делается вывод о характере речевого взаимодействия врача и пациента на приеме.

В качестве иллюстрации приведем пример подобного кодирования разговора врача и его пациентов, записанных на трех приемах, и представим, как распределились выделенные категории (см. диаграмму).

Представленность речевых интеракций в речевом взаимодействии врачей и пациентов на приеме

Интеракции

30 -|

25

20 -

15

10

5 0

а

я

П гп

д

Категории

4а 4б

10 11 12 13 14

Из диаграммы можно увидеть, что наибольшее число интеракций речи врача относится к категории 5 — объяснения, а в речи пациента к категории 11 — речь пациента, вызванная инициативой врача (чаще это ответы на вопросы врача). Наиболее представлена категория 8 — содержательное инструктирование пациента врачом. Речь врача в целом составляет 2/3 речи пациента. В институциональном дискурсе врача такое соотношение показывает, что именно врач ведет диалог и занимает ведущую авторитетную позицию в разговоре.

Категории прямого влияния в речи врача преобладают и вдвое превышают характеристики косвенного влияния. Категории косвенного влияния в основном представлены вопросами врача пациенту. Заметим, что категории 1 и 2, напрямую связанные с принятием чувств, переживаний пациента по поводу болезни, поддержка, похвала выражены незначительно.

Можно сделать вывод о том, что врач занимает доминантную информирующую позицию, не вовлекая пациента в диалог. Он дает рекомендации, назначает лечение, однако остается неясным, насколько пациент принял это лечение, понял врача, так как наблюдается слабая вовлеченность пациента в разговор.

Безусловно, в рамках данной статьи мы не ставим цели глубокого и многоаспектного анализа речевого общения вра-

ча и пациента. Тем не менее заданные критерии дают возможность для объективного анализа РВ, выявляя ведущие паттерны их взаимодействия и те заложенные в речи смысловые позиции, которые неизбежно проявляются в диалоге. В такой интерпретации профессиональная речь врача на приеме представляет собой систему согласованных речевых действий, несущих функциональную и смысловую нагрузку, анализ которой позволит выявить собственную профессиональную позицию и те коммуникативные трудности, на которые необходимо обращать внимание при разговоре с пациентом. Таким образом, происходит обучение, погруженное в собственную профессиональную деятельность на основе рефлексии опыта, развивающее профессионально-ценностные аспекты деятельности, что предполагает методология системно-деятельностного подхода.

Мы считаем, что внедрение данной модификация методики Н. Фландерса может выступать в качестве педагогической технологии и выполнять важнейшие психолого-педагогические задачи в практике профессионально-личностного обучения будущих врачей, а также в деятельности врачей-терапевтов.

Речь врача в целом составляет 2/3 речи пациента. В институциональном дискурсе врача такое соотношение показывает, что именно врач ведет диалог и занимает ведущую авторитетную позицию в разговоре.

ЛИТЕРАУРА

1. Асмолов, А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения / А. Г. Ас-молов // Педагогика. — 2009. — № 4. — С. 18—22.

2. Барсукова, М. И. Стратегии и тактики речевого поведения врача : автореф. дис. ... канд. филол. наук / М. И. Барсукова. — Саратов, 2007. — 21 с.

3. Ваганова, О. И. Системно-деятельностный подход в развитии профессионально-педагогического образования / О. И. Ваганова, О. Е. Ермакова // URL: http://www.mininuniver.rU/mediafiles/u/files/Nauch_deyat/ Vestnik/2014-12-4/Vaganova_OI_Ermakova_OE.pdf.

4. Васильева, Л. Н. Коммуникативная компетентность в профессионально-личностном становлении будущего врача : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Л. Н. Васильева. — Кострома, 2010. — 22 с.

5. Готлиб, А. С. Нарративная медицина глазами российских врачей / А. С. Готлиб //Вестник Самарского государственного университета. — 2010. — № 5 (79). — С. 64—70.

6. Дуброва, В. П. Некоторые аспекты психологической подготовки врача к терапевтическому взаимодействию с пациентом /В. П. Дуброва // Психологическая наука и образование. — 2000. — № 3. — С. 62—66.

7. Жура, В. В. Дискурсивная компетенция врача в устном медицинском общении : монография / В. В. Жура. — Волгоград : ВолГМУ, 2008. — 250 с.

8. Лебедева, И. В. Учитель или коуч? /И. В. Лебедева, С. И. Аксенов//URL: http:// www.science-education.ru/ru/article/view?id=16096.

9. Стоуне, Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения / Э. Сто-унс. — М. : Педагогика, 1984. — 472 с.

10. Тоиетева, О. С. Системно-деятельностный подход в профессиональной подготовке социально-педагогических кадров в вузе : автореф. дис. ... докт. пед. наук / О. С. Тоистева. — Екатеринбург, 2015. — 42 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Тулупова, О. В. Позиционное взаимодействие обучающих и обучающихся в системе постдипломного образования / О. В. Тулупова//Нижегородское образование. — 2012.— № 1. — С. 22—28.

12. Фомина, Н. В. Психосемантическая организация речевого высказывания учителя в условиях личностно ориентированного общения с учащимися : дис. ... канд. психол. наук / Н. В. Фомина. — Н. Новгород, 2003. — 265 с.

Вектор. Формирование социально-позитивного поведения у старших подростков: Методическое пособие / автор программы, науч. рук. и отв. ред. О. С. Гладышева. 176 с.

В методическом пособии по программе «Вектор» представлена система занятий по формированию социально-позитивного поведения у старших подростков (8—9 классы), которая может быть реализована в рамках программы воспитания и социализации обучающихся в условиях введения ФГОС ООО.

Пособие адресовано заместителям директоров школ по воспитательной работе, классным руководителям, социальным педагогам, психологам, педагогам дополнительного образования.

Герасимова И. В., Максимова С. А. Культурные эффекты образования взрослых: на пути к человеку эпохи постпостмодерна: Монография. 127 с.

Монография посвящена анализу феномена образования взрослых в новых социокультурных условиях. Вводится в научный оборот и обосновывается понятие «культурный эффект образования»; рассматривается методология описания, типологизации и измерения культурных эффектов образования взрослых. Дается характеристика концептуальных черт культурных ситуаций постмодерна и постпостмодерна и проблематизация их корреляции с особенностями и возможностями организации образования взрослых.

Организация образовательного процесса с использованием электронной формы учебников:

Методическое пособие / Авт.-сост.: Е. Г. Калинкина, Т. И. Канянина, Е. П. Круподерова, И. Н. Лескина, С. Ю. Степанова, Л. А. Шевцова; под ред. Е. Г. Калинкиной. 129 с.

В методическом пособии представлено практическое руководство по эффективной интеграции электронной формы учебников в информационно-образовательную среду образовательной организации. Данное издание составлено на основе требований законодательства Российской Федерации к использованию электронной формы учебников в образовательном процессе.

г

л

В 2016 году в издательском центре учебной и учебно-методической литературы Нижегородского института развития образования вышли в свет издания:

V

J

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.