Научная статья на тему 'ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО ВРАЧА'

ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО ВРАЧА Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
99
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / РЕЧЕВЫЕ СРЕДСТВА / ПАЦИЕНТОЦЕНТРИЧНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / СЦЕНАРИИ ОБЩЕНИЯ ВРАЧА И ПАЦИЕНТА / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Макарова Ольга Владимировна, Хвощ Раиса Николаевна

Формирование коммуникативных навыков взаимодействия с пациентом - неотъемлемый компонент программы обучения врачей в высшей медицинской школе. Биопсихосоциальная модель отношений с пациентом признана международным сообществом как наиболее эффективная в процессе оказания медицинской помощи и выражается в ориентации на пациентоцентричную коммуникацию. Анализ особенностей речи врача и пациента играет не менее важную роль в достижении необходимого коммуникативного эффекта, поэтому понятие «коммуникативная компетентность врача» не может быть сведено только к учету психологических характеристик общения. В статье представлен материал учебного курса «Речевые аспекты пациентоцентричной коммуникации», разрабатываемого в рамках проекта FOR21 - "Fostering the doctor of the 21st century: education for patient-centered communication" и в соответствии с новым стандартом образования. Материалом исследования являются положения, сформулированные авторами работ по медицинской коммуникации. Методом проектной деятельности, в которую были вовлечены 300 студентов Тюменского медицинского университета, был получен эмпирический материал (видеозаписи ролевых игр, тексты, содержащие актуальную характеристику ситуаций эффективной и неэффективной коммуникации с врачом), на основе систематизации которого были обозначены темы для разработки учебного курса. Данный курс включает три модульных единицы: «Лингвистические особенности медицинской коммуникации», «Коммуникативный анализ диалогов врача и пациента», «Сценарии общения врача с пациентом и речевые особенности их реализации». В работе имеется перечень тем, отражающих концепцию курса, предложены активные методики формирования коммуникативных навыков будущих врачей с учетом осознанного отбора языковых средств для реализации намерений врача, а также критерии оценки коммуникативных действий обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Макарова Ольга Владимировна, Хвощ Раиса Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING A FUTURE DOCTOR’S COMMUNICATION COMPETENCE IN LINGUISTIC AND METHODOLOGICAL PERSPECTIVE

Developing communication skills in interacting with a patient is a fundamental component in educational programme for doctors at higher medical school. Biopsychosocial patient relationship model is recognized by the international community as the most effective for medical care and is focused on patient-centered communication. In the article the training course “Speech aspects of patient-centered communication” is presented, it is being developed within the framework of the project FOR21 - "Fostering the doctor of the 21st century: education for patient-centered communication". The material of the study is the provisions formulated in the works on medical communication. Due to the method of the project activity which involved 300 students of Tyumen Medical University the empirical data (role playing videos, texts containing effective and ineffective communication with a doctor) were obtained, systematized and used for developing the topics of the training course. This course contains 3 modules: “Linguistic features of medical communication”, “Communicative analysis of doctor-patient dialogues”, “Scenarios of doctor-patient communication and speech features of their implementation”. The paper deals with some issues reflecting the course concept, offers the methods for developing future doctors’ communication skills, taking into account the conscious choice of linguistic means for implementing the doctor’s intentions, as well as, criteria for assessing the students’ communicative actions.

Текст научной работы на тему «ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО ВРАЧА»

сформировано в виде упражнений, в игре не даст ожидаемого эффекта. Выполнение упражнения предусматривает заранее ожидаемый результат, что в игровой ситуации, хотя бы частично отличающей от условий упражнения, не позволит включить мыслительный процесс.

Выводы. Таким образом, физическая подготовка, являясь важнейшим компонентом общего тренировочного процесса на всех этапах спортивной подготовки, способствует комплексному развитию всех основных физических качеств, улучшению функциональных возможностей организма, повышению общей работоспособности, служит базой для специальной физической и технической подготовленности. Построенный процесс в современном ВУЗе, бесспорно, оказывает весомую роль на формирование личностно - профессиональных компетенций. Более того, суть высшего образования - преподнести студенту необходимые знания в необходимой области, научить применять принципы, методы, подходы, технологии в профессиональной деятельности.

Литература:

1. Козин, В.В. Моделирование и алгоритмизация технико-тактической деятельности спортсменов на основе ситуационной декомпозиции / В.В. Козин, Г.С. Лалаков // Физическое воспитание студентов. - 2011. - № 3. - С. 53-56

2. Кугаевский, С.А. Деятельностно-ситуативный способ обучения баскетболистов 8-11 лет технико-тактическим действиям / С.А. Кугаевский, В.В. Козин // Омский научный вестник. - 2014. - № 4 (131). - С. 137-140

3. Макаров, Ю.М. Методология формирования игровой деятельности у юных спортсменов в игровых видах спорта: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04. / Юрий Михайлович Макаров - Москва, 2013. - 325 с.

4. Петухов, A.B. Футбол. Формирование основ индивидуального технико-тактического мастерства юных футболистов. Проблемы и пути решения: монография / A.B. Петухов. - М.: Советский спорт, 2006. - 232 с.

5. Сучилин, А.А. Теоретико-методологические основы подготовки резерва для профессионального футбола: дис. ... докт. пед. наук в виде науч. доклада: 13.00.04 / Анатолий Александрович Сучилин - Волгоград, 1997. - 78 с.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат филологических наук, доцент Макарова Ольга Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный медицинский университет» (г. Тюмень); кандидат филологических наук, доцент Хвощ Раиса Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный медицинский университет» (г. Тюмень)

ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

БУДУЩЕГО ВРАЧА

Аннотация. Формирование коммуникативных навыков взаимодействия с пациентом - неотъемлемый компонент программы обучения врачей в высшей медицинской школе. Биопсихосоциальная модель отношений с пациентом признана международным сообществом как наиболее эффективная в процессе оказания медицинской помощи и выражается в ориентации на пациентоцентричную коммуникацию. Анализ особенностей речи врача и пациента играет не менее важную роль в достижении необходимого коммуникативного эффекта, поэтому понятие «коммуникативная компетентность врача» не может быть сведено только к учету психологических характеристик общения. В статье представлен материал учебного курса «Речевые аспекты пациентоцентричной коммуникации», разрабатываемого в рамках проекта FOR21 - "Fostering the doctor of the 21st century: education for patient-centered communication" и в соответствии с новым стандартом образования. Материалом исследования являются положения, сформулированные авторами работ по медицинской коммуникации. Методом проектной деятельности, в которую были вовлечены 300 студентов Тюменского медицинского университета, был получен эмпирический материал (видеозаписи ролевых игр, тексты, содержащие актуальную характеристику ситуаций эффективной и неэффективной коммуникации с врачом), на основе систематизации которого были обозначены темы для разработки учебного курса. Данный курс включает три модульных единицы: «Лингвистические особенности медицинской коммуникации», «Коммуникативный анализ диалогов врача и пациента», «Сценарии общения врача с пациентом и речевые особенности их реализации». В работе имеется перечень тем, отражающих концепцию курса, предложены активные методики формирования коммуникативных навыков будущих врачей с учетом осознанного отбора языковых средств для реализации намерений врача, а также критерии оценки коммуникативных действий обучающихся.

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, речевые средства, пациентоцентричная коммуникация, сценарии общения врача и пациента, интерактивные методики обучения.

Annоtation. Developing communication skills in interacting with a patient is a fundamental component in educational programme for doctors at higher medical school. Biopsychosocial patient relationship model is recognized by the international community as the most effective for medical care and is focused on patient-centered communication. In the article the training course "Speech aspects of patient-centered communication" is presented, it is being developed within the framework of the project FOR21 -"Fostering the doctor of the 21st century: education for patient-centered communication". The material of the study is the provisions formulated in the works on medical communication. Due to the method of the project activity which involved 300 students of Tyumen Medical University the empirical data (role playing videos, texts containing effective and ineffective communication with a doctor) were obtained, systematized and used for developing the topics of the training course. This course contains 3 modules: "Linguistic features of medical communication", "Communicative analysis of doctor-patient dialogues", "Scenarios of doctor-patient communication and speech features of their implementation". The paper deals with some issues reflecting the course concept, offers the methods for developing future doctors' communication skills, taking into account the conscious choice of linguistic means for implementing the doctor's intentions, as well as, criteria for assessing the students' communicative actions.

Key words: communication competence, speech aspect, patient-centered communication, scenarios of communication between a doctor and a patient, interactive teaching methods.

Введение. Сегодня все большее число проблем со здоровьем связано со стилем жизни человека, в связи с чем у врачей возникает необходимость проведения медицинского интервью, цель которого - изменить отношение пациента к процессу лечения и добиться комплаентности. Такого рода взаимодействие возможно при наличии сформированных коммуникативных навыков. Европейская система высшего медицинского образования с начала 90-х гг. ХХ века ориентирована на формирование профессиональных компетенций, одной из которых являются коммуникативные навыки врачей (Консультации по проблеме коммуникации «врач - пациент», 15-18 июня 1993 г. Женева, ВОЗ [8]. Однако

программы российских медицинских вузов включают материал по формированию коммуникативных компетенций в виде отдельных модулей или тем.

В результате опроса студентов 1-го курса лечебного факультета Тюменского ГМУ мы пришли к выводу, что практически каждый из 300 респондентов в процессе получения медицинской помощи испытывает дискомфорт в общении с врачом с точки зрения нарушения различных коммуникативных принципов. В связи с этим существует потребность в организации такого взаимодействия врача с пациентом, которое основывается не столько на развитых клинических навыках медика, сколько на его способности построения грамотного диалога, оказывающего существенное влияние на результаты лечения пациента и его субъективную оценку самочувствия.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью подготовки такого врача, который в процессе лечения пациента выступает в роли внимательного слушателя, тщательного наблюдателя и обладает высокой восприимчивостью в сфере общения, что соответствует Эдинбургской Декларации Всемирной федерации по медицинскому образованию (1988).

Материалом исследования являются положения, сформулированные авторами работ по изучению коммуникативной компетенции врача. Методом проектной деятельности, в которую были вовлечены 300 студентов лечебного факультета, был получен эмпирический материал (видеозаписи ролевых игр, тексты, содержащие актуальную характеристику ситуаций эффективной и неэффективной коммуникации с врачом), на основе систематизации которого обозначен содержательный компонент, необходимый для разработки учебного курса.

Гуманизация различных направлений человеческой деятельности, в том числе медицинской, обусловила смещение аспекта преподавания в соответствии с нормами пациентоцентричной коммуникации.

Изложение основного материала статьи. Взаимоотношения между доктором и пациентом сравнительно недавно стали предметом научного исследования [1; 3; 5; 9; 11]. Поэтому утвердившихся взглядов на формирование коммуникативной компетенции врача еще не представлено. Несмотря на то что большинство врачей-педагогов считают, что сформированность гуманистического мировоззрения будущего врача обусловлена результатом прежде всего его психологической подготовки [7; 10, С. 7], мы полагаем, что развитое умение осознанного использования языковых средств является не менее важным не только в формировании имиджа врача, но и для достижения главной цели медика -сохранения здоровья и улучшения качества жизни пациента. В большинстве работ под коммуникативной компетентностью подразумевают развивающийся и осознаваемый межличностный опыт [4, С. 67; 10, С. 52]. Мы считаем, что анализ особенностей речи врача и пациента играет не менее важную роль в достижении необходимого коммуникативного эффекта, поэтому понятие «коммуникативная компетентность врача» не может быть сведено только к учету психологических характеристик общения.

Цель нашей статьи - представить проект учебного курса, ориентированного на формирование базовых коммуникативных навыков врача в аспекте его речевой деятельности. Пилотный курс «Речевые аспекты пациентоцентричной коммуникации» способствует формированию универсальной компетенции, или способности применять современные коммуникативные технологии, необходимые для осуществления успешной профессиональной деятельности в соответствии с ФГОС ВО - специалитет по специальности 31.05.01 Лечебное дело, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 988 от 12.08.2020].

Структура апробируемого нами курса «Речевые аспекты пациентоцентричной коммуникации» включает три модульных единицы: «Лингвистические особенности медицинской коммуникации», «Коммуникативный анализ диалогов врача и пациента», «Сценарии общения врача с пациентом и речевые особенности их реализации». Выделенные разделы курса соотносятся с информационным блоком дисциплины (изучением коммуникативного аспекта речи врача); тренинговым блоком (решением кейсов, ситуационных задач); симуляционным (воссозданием ситуаций взаимодействия врача с пациентом, поиском оптимальных средств коммуникации, анализом кейсов).

Содержание указанных модульных единиц представлено с учетом опыта преподавания языковых дисциплин в медицинском вузе, каждая из которых ориентирована на формирование коммуникативных навыков врача. Так, первая модульная единица включает следующие разделы для изучения:

- Медицинская коммуникация, ее формы. Основные параметры коммуникативного акта. Коммуникативное намерение. Репрезентация функций языка в речи врача: денотативной, экспрессивной, фатической, волеизъявительной. Жанры медицинского дискурса.

- Лингвистические способы реализации коммуникативных намерений говорящего: лексические маркеры речи медицинского работника (эвфемия, терминология, заимствования, эмоционально окрашенная лексика, переносное словоупотребление, профессиональный жаргон и профессионализмы); грамматический уровень речи врача: использование форм слов разных частей речи в соответствии с нормами пациентоцентричной коммуникации; синтаксические особенности речи врача: императивы, директивы; условные конструкции. Типичные ошибки в речи медицинского работника на всех уровнях языка (орфоэпическом, лексическом, грамматическом).

- Основные параметры эффективности коммуникации врача с пациентом: следование определенной коммуникативной стратегии (информирования, воздействия и др.) в соответствии с ситуацией общения. Этикетные нормы поведения врача. Невербальные средства коммуникации врача и пациента. Речевое общение и социальные роли коммуникантов. Выбор речевых средств исходя из трансактного анализа ситуации общения с пациентом («Родитель», «Взрослый», «Дитя»). Законы общения врача и пациента (закон зависимости результата общения от объема коммуникативных усилий; речевого поглощения эмоции и др.). Речевая характеристика принципов бесконфликтного общения врача и пациента.

- Приемы речевого воздействия врача. Риторические средства в речи пациента на разных уровнях языка: фонетическом, морфемном, лексическом, грамматическом.

Вторая модульная единица «Коммуникативный анализ диалогов врача и пациента» представлена следующими темами занятий:

- Модели коммуникативной ситуации. Критерии анализа коммуникативной модели: 1) характеристика участников общения (статусно-ролевые и ситуативно-коммуникативные параметры коммуникантов) [6]; 2) условия общения (пресуппозиции, сфера общения, хронотоп, коммуникативная среда); 3) организация общения (мотивы, цели: диагностирующая, лечащая, рекомендующая - и стратегии, развертывание и членение, контроль общения и вариативность коммуникативных средств); 4) способы общения (канал и режим, тональность, стиль и жанр общения).

- Особенности пациентоцентричной коммуникации. Требования к уровню коммуникативной компетентности врача. Речевая репрезентация типа взаимодействия врача с пациентами.

Третья модульная единица «Сценарии общения врача с пациентом и речевые особенности их реализации» является практикоориентированной, представлена в форме методик активного обучения: «перевернутый класс» (Flipped Class), ролевые игры, кейсы, «Стандартизированный пациент/Виртуальный пациент» (инсценировка клинического случая согласно заданному клиническому сценарию), а также неигровой имитационной активной методики CBL (case-based-learning) -обучение на основе клинического случая [2; 13] и включает следующие темы:

- Структура стандартных сценариев коммуникации врача и пациента и изучение лингвистических особенностей их реализации на базовом и продвинутом уровнях владения коммуникативными навыками.

- Анализ лингвистических особенностей реализации коммуникативных навыков врача на основе следующих сценариев: «Первичный прием», «Разъяснение информации», «Разрешение конфликтных ситуаций», «Сопутствующая диагностика», «Контрольный прием. Выявление динамики лечения», «Обсуждение результатов лечения», «Неудовлетворенность пациента стоимостью приема», «Прием с опозданием», «Недостаточный объем терапии, по мнению пациента», «Сообщение тяжелого диагноза», «Анализ выполненных исследований, постановка диагноза, обоснование схемы лечения», «Пациент настаивает на более личных отношениях с врачом», «Пациент настаивает на обследовании, в котором нет необходимости», «Неудовлетворенность пациента уделенным вниманием (временем)», «Выявление типа пациента и формирование индивидуализированного подхода к разным типам», «Распознавание манипулятивного поведения пациента и управление ситуацией», «Управление временем приема», «Корректное завершение разговора».

В целом указанные выше сценарии можно разделить на три группы: сценарии, связанные со сбором врачом информации о пациенте; сценарии, связанные с разъяснением врачом информации пациенту и разрешением конфликтной ситуации.

Отметим, что особенностью методики «Виртуальный пациент» является демонстрация различных сценариев на основе клинического случая, описанного врачами-практиками. Сценарий создается таким образом, чтобы его реализация осуществлялась посредством различных коммуникативных приемов, применение которых может привести либо к правильному клиническому решению, либо к ошибочному. Причем изменения в сценарии могут быть «заложены» преподавателем по разным основаниям: можно варьировать каждый этап сценария («Установление контакта», «Сбор информации», «Комментирование», «Информирование», «Завершение беседы»); возможно изменять саму стратегию реагирования врача на слова пациента (клиническиориентированную, пациентоцентричную, или реакцию, выходящую за рамки профессиональной позиции).

Размещение кейсов на основе клинических случаев или каких-либо этапов интервью врача и пациента предполагает наличие определенного программного обеспечения. Так, в процессе сотрудничества с Медицинским университетом Караганды нами была апробирована платформа Open Labyrinth, позволяющая создавать виртуальные сценарии и формировать систему оценки работы обучающихся.

Кроме этого, для оценки базовых коммуникативных навыков будущего специалиста и его действий мы разработали чек-лист коммуникативных навыков врача. В частности, такой навык, как построение отношений, может быть оценен на основании ряда действий обучающегося: обращается к пациенту соответствующим образом; соблюдает дистанцию и принимает соответствующую позу; выслушивает пациента; осуществляет зрительный контакт; обобщает сказанное пациентом; выдерживает паузы; проявляет эмпатию; помогает пациенту подбадриванием (фасилитация); принимает точку зрения пациента.

Коммуникативный навык «Обсуждение» репрезентируется посредством следующих речевых действий будущего врача: выясняет согласие пациента на обсуждение; задает в начале интервью открытый/закрытый вопрос; проводит скрининг; учитывает мнение пациента.

Актуализация коммуникативных навыков «Информирование и планирование» может быть оценена по следующим действиям врача: сообщает необходимую пациенту информацию; проверяет правильность понимания; говорит правильно и понятно; задаёт вопросы в процессе информирования; даёт своевременные объяснения; дозирует информацию; принимает решение совместно с пациентом; планирует вместе с пациентом; спрашивает об удобном времени для реализации плана; осуществляет выбор удобного для пациента времени для реализации плана.

Основные параметры оценки действий врача соотносятся с положениями Калгари-Кембриджской модели медицинской консультации [12].

Однако анализ любой ситуации общения с пациентом должен включать не только оценку коммуникативных действий врача, но и те средства языка, которые он отбирает в процессе общения, что, безусловно, влияет на эффективность лечения.

Выводы. Таким образом, в рамках курса «Речевые аспекты пациентоцентричной коммуникации» предполагается формирование как базовых коммуникативных навыков (выстраивания доверительных отношений, сопоставления результатов исследования в понятной для пациента форме выражения мыслей; позитивизации информации и др.), так и «продвинутых» навыков, которые касаются рассмотрения клинических ситуаций с проблемными пациентами (критично настроенными пациентами; инвалидами; пациентами, испытывающими стресс от переживаний: выявленных ранее проблем со здоровьем, потери близких).

Считаем, что введение предлагаемого курса, ориентированного на развитие навыков пациентоцентричной коммуникации, способствует не только осознанному формированию коммуникативных навыков будущих врачей, но и в конечном итоге повышению их профессиональной компетенции.

Литература:

1. Arora, N. Interacting with cancer patients: the significance of physicians' communication behavior / N. Arora // Soc Sci Med.

- 2003. - 57(5). - P. 791-806

2. Бегайдарова, Р.Х. Использование активных методов обучения на кафедре детских инфекционных болезней / Р.Х. Бегайдарова, Ю.Г. Стариков // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 4.

- С. 456-459

3. Brinkman, W.B. Effect of multisource feedback on resident communication skills and professionalism: a randomized controlled trial / W.B. Brinkman, S.R. Geraghty, B.P. Lanphear // Arch Pediatr Adolesc. - 2007. - 161(1). - P. 44-49

4. Дуброва, В.П. Некоторые аспекты психологической подготовки врача к терапевтическому взаимодействию с пациентом / В.П. Дуброва. // Психологическая наука и образование. - 2000. - № 3. - С. 62-66

5. Jennifer Fong Ha. Doctor-Patient Communication / Jennifer Fong Ha, Nancy Longnecker // A Review Ochsner J. - 2010. -Spring. - 10(1). - P. 38-43

6. Карасик В.И. Язык социального статуса / В.И. Карасик. - Москва: Ин-т языкознания РАН, 2002. - 303 с.

7. Коломинский, Я.Л. Психология общения / Я.Л. Коломинский. - М.: Знание, 1974. - 96 с.

8. Consultations on the problem of communication "doctor - patient" // World Health Organization. Geneva. 15-18 June 1993. -URL: https://apps.who.int/iris (дата обращения: 10.09.2021)

9. Maguire, P. Key communication skills and how to acquire them / P. Maguire, C. Pitceathly // BMJ. - 2002. - 325(7366). -P. 697-700

10. Молотов-Лучанский, В.Б. Коммуникативные навыки. Учебное пособие / В.Б. Молотов-Лучанский, Л.Л. Мациевская, KA. Цаюкова. - Караганда: КГМА, 2012. - 138 с.

11.Roter, D.L. Physician gender effects in medical communication: a meta-analytic review / D.L. Roter, J.A. Hall, Y. Aoki // JAMA. - 2002. - 288(6). - P. 756-764

12. Сильверман, Дж. Навыки общения с пациентами / Дж. Сильверман, С. Керц, Дж. Дрейпер. - М.: Гранат, 2018. - 304 с.

13. Thistlethwaite, J.E. The effectiveness of case-based learning in health professional education A BEME systematic review: BEME Guide No. 23 / J.E. Thistlethwaite, D. Davies, S. Ekeocha et al. // Med. Teach. - 2012. - Vol. 34. - № 6. - P. 421-444

Педагогика

УДК 378.146

кандидат педагогических наук, доцент Макеева Татьяна Витальевна

ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского» (г. Ярославль)

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЭКЗАМЕН КАК ФОРМА ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И МЕДИЦИНСКОГО ВУЗОВ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Аннотация. В статье рассматриваются теоретико-методологические и нормативные основы проведения профессиональных экзаменов для выпускников педагогических и медицинских вузов. Необходимость внедрения новой системы оценки сформированности знаний выпускников в формате демонстрационного экзамена и аккредитации востребованы временем и означают переход на качественно новую систему подготовки кадров для педагогической и медицинской сфер. Сравнительный анализ двух моделей подготовки специалистов (характеристика вида итоговой аттестации; перечень нормативно-правовых актов, регулирующих процесс организации и проведения демонстрационного экзамена в образовательной организации; цель и принципы организации и проведения профессионального экзамена; место проведения (локация, площадка проведения); требования к материально-техническому обеспечению площадки проведения профессионального экзамена; перечень экзаменационных станций; процедура и инструменты оценивания; оценка результатов профессионального экзамена) позволяет сделать вывод о проблемах и перспективах подготовки кадров в соответствии с современными требованиями. Целью статьи является сравнение двух моделей организации и проведения профессионального экзамена: педагогической модели в формате демонстрационного экзамена и медицинской модели (первичная аккредитация) При разработке моделей за основу были взяты профессиональный стандарт педагога и профессиональные стандарты по всем медицинским специальностям, также методические рекомендации, разработанные Министерством просвещения о проведении аттестации с использованием механизма демонстрационного экзамена, и приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации, касающийся вопросов аккредитации специалистов.

Ключевые слова: аккредитация, демонстрационный экзамен, профессиональный экзамен, профессиональный стандарт, универсальные педагогические компетенции.

Annotation. The article discusses the theoretical, methodological and regulatory foundations of professional examinations for graduates of pedagogical and medical universities. The need to introduce a new system for assessing the formation of knowledge of graduates in the format of a demonstration exam and accreditation are in demand over time and mean the transition to a qualitatively new system of training for pedagogical and medical fields. Comparative analysis of two models of training specialists (characteristics of the type of final certification; list of regulatory legal acts regulating the process of organizing and conducting a demonstration exam in an educational organization; purpose and principles of organizing and conducting a professional exam; venue (location, venue); requirements for the logistics of the professional exam venue; list of examination stations; evaluation procedure and tools; evaluation of the results of the professional exam) allows us to draw a conclusion about the problems and prospects of training personnel in accordance with modern requirements. The purpose of the article is to compare two models of organizing and conducting a professional exam: a pedagogical model in the format of a demonstration exam and a medical model (primary accreditation) When developing models, the professional standard of the teacher and professional standards for all medical specialties were taken as a basis, as well as methodological recommendations developed by the Ministry of Education on certification using the mechanism of a demonstration exam, and the order of the Ministry of Health of the Russian Federation, concerning the issues of accreditation of specialists.

Key words: accreditation, demonstration exam, professional exam, professional standard, universal pedagogical competencies.

Статья выполнена в рамках государственного задания Министерства просвещения РФ на НИР «Научное обоснование и

выработка методологии обеспечения преемственности ФГОС общего, среднего профессионального и высшего педагогического образования в интересах создания единого образовательного пространства подготовки педагогических

кадров» (073-00109-22-02)

Введение. Подготовка кадров для педагогической и медицинской сфер сегодня усложняется в связи с усилением требований к квалификации специалистов, их практико-ориентированности, умением грамотно и качественно выполнять профессиональные задачи. Несмотря на то, что профессии учителя и врачи считаются сложными, ориентированными на социальное служение, они не теряют популярность и являются одними из востребованных среди абитуриентов. Стоит также отметить, что указанные профессиональные сферы в России находятся в состоянии кризиса, связанного с усложнением и бюрократизацией деятельности, неудовлетворенностью специалистов оплатой труда, а в связи с этим - высокой текучкой кадров.

Принципиальную основу реновации профессионального педагогического и медицинского образования составила разработка и применение профессиональных стандартов педагогических и медицинских работников, что повлияло на усиление тенденции к усложнению труда специалистов, появлению новых компетентностных моделей в условиях перехода на современные федеральные государственные образовательные стандарты [3, С. 196].

Изложение основного материала статьи. В рамках выполнения исследования нами проанализированы две модели государственной итоговой аттестации выпускников - педагогическая модель (педагогический вуз), которая находится на этапе проектирования, и медицинская модель (медицинский вуз). Именно медицинский вуз выступает своего рода образцом для изучения опыта проведения демонстрационных экзаменов, поскольку в системе подготовки кадров для здравоохранения с 2016 года реализуется единая национальная система аккредитации медицинских работников. Аккредитация в медицинском вузе имеет свою специфику по сравнению с педагогической деятельностью, но ее основным результатом является право на профессиональную медицинской деятельность (лицензирование, сертификация). Практический опыт медицинских вузов является образцом для построения модели профессионального экзамена в системе высшего педагогического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.