Научная статья на тему 'РЕЧЕВЕДЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ШКОЛЬНОГО КУРСА РУССКОГО ЯЗЫКА'

РЕЧЕВЕДЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ШКОЛЬНОГО КУРСА РУССКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

133
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
фундаментальные и прикладные науки / лингводидактика / функциональная стилистика / речеведение / текст / fundamental and applied sciences / linguodidactics / functional stylistics / speech study / text

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Карпова Татьяна Борисовна

В статье излагается оценка речеведческого компонента методики русского языка как одной из частных дидактик; показывается история, современное состояние и перспективы ее развития в отношении представленности в ней многоаспектного речеведения, формирующего у учащихся языковедческие, коммуникативные и культуроведческие компетенции. Речеведение представляет собой комплексную разноаспектную работу с текстами разной стилистической и жанровой принадлежности. Государственная итоговая аттестация по русскому языку – всероссийские проверочные работы в каждом классе, основной государственный экзамен в 9 классе и единый государственный экзамен в 11 классе наполовину состоят из заданий, связанных с речеведением. В основе нашего варианта речеведения лежит тематический принцип компоновки дидактического материала, характерный, как известно, для методики изучения иностранного языка. Применение данного принципа в методике изучения родного языка имеет новаторский характер и привносит дополнительные стимулы для интеллектуального и духовно-нравственного развития личности, ее социологизации. Тематический способ компоновки дидактического материала дает возможность не просто дать общее представление о какой-либо стороне окружающего мира, а углубить это представление, выработать к нему определенное отношение, позицию. В качестве первостепенной задачи школьного речеведения называется развитие лингвокультурологического направления. Речеведческий курс «Я в окружающем меня мире» включает в себя существенные для восприятия учеником тематические блоки, секторы окружающего мира (Семья, Малая родина, Русский менталитет и др.). В соответствии с тематической зоной предлагаются тексты для многоаспектного анализа, дотекстовые и послетекстовые задания (фонетические, лексические, морфологические, синтаксические и др.). Работа строится на основе речеведческих понятий (тема и идея, устная и письменная речь, монолог и диалог, стиль, тип речи, жанр и др.). При этом рассматриваются типичные речевые ситуации, сопровождающие данную тематическую область, а также языковые и речевые средства и способы их репрезентации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPEECH COMPONENT OF THE SCHOOL COURSE OF THE RUSSIAN LANGUAGE

The article presents an assessment of the speech-learning component of the methodology of the Russian language teaching as one of the private didactics. The author shows the history, current state and prospects of its development in relation to the representation of multidimensional speech-learning in it, which forms linguistic, communicative and cultural competencies in students. Speech production is a complex multi-aspect work with texts of different stylistic and genre. The state final certification in the Russian language – all-Russian test works in each class, the main state exam in the 9th grade and the unified state exam in the 11th grade consist of about half of the tasks related to speech. Our version of speechlearning is based on the thematic principle of arrangement of didactic material, which is typical, as is known, for the methodology of learning a foreign language. The application of this principle in the methodology of learning the native language has an innovative character and brings additional incentives for the intellectual and spiritual and moral development of an individual, their sociologization. The thematic way of arranging didactic material makes it possible not just to give a general idea of any side of the surrounding world, but to deepen this idea, to develop a certain attitude, a position. The development of a linguocultural orientation is considered to be the primary task of school speech-learning. The speech course "I am in the world around me" includes thematic blocks, sectors of the surrounding world that are essential for the student's perception (Family, Small homeland, Russian mentality, etc.). In accordance with the thematic area, texts for multidimensional analysis, pre-text and post-text tasks (phonetic, lexical, morphological, syntactic, etc.) are offered. The work is based on speech-related concepts (topic and idea, oral and written speech, monologue and dialogue, style, type of speech, genre, etc.). At the same time, typical speech situations accompanying this thematic area are considered, as well as language and speech means and ways of their representation.

Текст научной работы на тему «РЕЧЕВЕДЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ШКОЛЬНОГО КУРСА РУССКОГО ЯЗЫКА»

Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2022. № 9. С. 52-57. Humanitarian studies. Pedagogy and psychology. 2022. No. 9. P. 52-57.

Научная статья УДК 81.38

doi: 10.24412/2712-827Х-2022-9-52-57

РЕЧЕВЕДЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ШКОЛЬНОГО КУРСА

РУССКОГО ЯЗЫКА

Татьяна Борисовна Карпова

Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь, Россия, tatyana_2000@mail.ru

Аннотация. В статье излагается оценка речеведческого компонента методики русского языка как одной из частных дидактик; показывается история, современное состояние и перспективы ее развития в отношении представленности в ней многоаспектного речеведения, формирующего у учащихся языковедческие, коммуникативные и культуроведческие компетенции. Речеведение представляет собой комплексную разноаспектную работу с текстами разной стилистической и жанровой принадлежности. Государственная итоговая аттестация по русскому языку - всероссийские проверочные работы в каждом классе, основной государственный экзамен в 9 классе и единый государственный экзамен в 11 классе наполовину состоят из заданий, связанных с речеведением. В основе нашего варианта речеведения лежит тематический принцип компоновки дидактического материала, характерный, как известно, для методики изучения иностранного языка. Применение данного принципа в методике изучения родного языка имеет новаторский характер и привносит дополнительные стимулы для интеллектуального и духовно-нравственного развития личности, ее социологизации. Тематический способ компоновки дидактического материала дает возможность не просто дать общее представление о какой-либо стороне окружающего мира, а углубить это представление, выработать к нему определенное отношение, позицию. В качестве первостепенной задачи школьного речеведения называется развитие лингвокультурологического направления. Речеведческий курс «Я в окружающем меня мире» включает в себя существенные для восприятия учеником тематические блоки, секторы окружающего мира (Семья, Малая родина, Русский менталитет и др.). В соответствии с тематической зоной предлагаются тексты для многоаспектного анализа, дотекстовые и послетекстовые задания (фонетические, лексические, морфологические, синтаксические и др.). Работа строится на основе речеведческих понятий (тема и идея, устная и письменная речь, монолог и диалог, стиль, тип речи, жанр и др.). При этом рассматриваются типичные речевые ситуации, сопровождающие данную тематическую область, а также языковые и речевые средства и способы их репрезентации.

Ключевые слова: фундаментальные и прикладные науки, лингводидактика, функциональная стилистика, речеведение, текст.

Для цитирования: Карпова Т.Б. Речеведческая составляющая школьного курса русского языка // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2022. № 9. С. 52-57. https://doi.org/10.24412/2712-827Х-2022-9-52-57

Original article

SPEECH COMPONENT OF THE SCHOOL COURSE OF THE RUSSIAN LANGUAGE

Tatiana B. Karpova

Perm State University, Perm, Russia, tatyana_2000@mail.ru

© Карпова Т.Б., 2022

Abstract. The article presents an assessment of the speech-learning component of the methodology of the Russian language teaching as one of the private didactics. The author shows the history, current state and prospects of its development in relation to the representation of multidimensional speech-learning in it, which forms linguistic, communicative and cultural competencies in students. Speech production is a complex multi-aspect work with texts of different stylistic and genre. The state final certification in the Russian language - all-Russian test works in each class, the main state exam in the 9th grade and the unified state exam in the 11th grade consist of about half of the tasks related to speech. Our version of speech-learning is based on the thematic principle of arrangement of didactic material, which is typical, as is known, for the methodology of learning a foreign language. The application of this principle in the methodology of learning the native language has an innovative character and brings additional incentives for the intellectual and spiritual and moral development of an individual, their sociologization. The thematic way of arranging didactic material makes it possible not just to give a general idea of any side of the surrounding world, but to deepen this idea, to develop a certain attitude, a position. The development of a linguocultural orientation is considered to be the primary task of school speech-learning. The speech course "I am in the world around me" includes thematic blocks, sectors of the surrounding world that are essential for the student's perception (Family, Small homeland, Russian mentality, etc.). In accordance with the thematic area, texts for multidimensional analysis, pre-text and post-text tasks (phonetic, lexical, morphological, syntactic, etc.) are offered. The work is based on speech-related concepts (topic and idea, oral and written speech, monologue and dialogue, style, type of speech, genre, etc.). At the same time, typical speech situations accompanying this thematic area are considered, as well as language and speech means and ways of their representation.

Keywords: fundamental and applied sciences, linguodidactics, functional stylistics, speech study, text.

For citation: Karpova T.B. Speech component of the school course of the Russian Language. Humanitarian studies. Pedagogy and psychology. 2022;9:52-57. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2712-827Х-2022-9-52-57

Введение

Из истории. Прародительницей речеведения в современном его понимании (см., например, [Рябухина 2011]), безусловно, является функциональная стилистика, которая как фундаментальное научное направление появилась в российской лингвистике, как известно, в 60-е гг. ХХ в. и мощно развивалась на протяжении десятилетий. Это не могло не оказать влияния на науку прикладную -методику русского языка. С начала 80-х гг. функциональная стилистика вошла в структуру школьного курса русского языка, а именно в раздел «Методика развития речи», наряду с такими направлениями, как «Обогащение речевого запаса школьников» и «Связная речь». Теория функциональной стилистики была представлена понятиями стиль речи (разговорный и книжные стили) и тип речи (повествование, описание, рассуждение). Характеристика стиля предполагала три параметра: 1) внелингвистические факторы (в школьном варианте - структура речевой ситуации); 2) стилевые черты (в школьном варианте - признаки стиля); 3) средства выражения стиля. Так, была разработана следующая модель структуры речевой ситуации: где говорим? (в официальной / неофициальной обстановке); с кем? (с одним человеком (1-1) / со многими (1-много); зачем? (общение, сообщение, воздействие). Эта методическая «находка» В.И. Капинос и ее учеников [Капинос, Сергеева, Соловейчик 1991] позволила отчетливо осознать: чтобы раскрыть понятие стиль, надо выйти за пределы системы языка и проанализировать речевую ситуацию. См.: «Стиль - это явление, которое может быть понято только при учете целей, задач, ситуаций и сферы общения и самого содержания высказывания» [Кожина 1977: 50]. С этого времени школьная лингводидактика была вынуждена реально повернуться от обучения системе языка к обучению речи, что воплотилось в концепцию коммуникативно-деятельностного подхода к изучению родного языка [см.: Архипова 2004 и др.; Быстрова 2003; Иконников 1979; Ипполитова 1992; Капинос и др. 1991; Львова 1992, 2000; Никитина 1994; Пленкин 1975; Чижова 1987].

И хотя в государственном стандарте и стабильной программе среди задач школьного курса русского языка называлось и формирование коммуникативной компетенции как «способности к полноценному речевому общению во всех сферах человеческой деятельности» [Русский язык... 1998], однако это положение долгое время носило в основном декларативный характер и не находило реального отражения в практике обучения русскому языку.

Основная часть

Современное состояние. Такая ситуация продолжалась вплоть до введения новых форм итоговой аттестации, а также новых федеральных государственных образовательных стандартов - ФГОС [Федеральный государственный стандарт... 2010]. Эти события заставили учителя-словесника повысить профессиональную ответственность за результаты своей деятельности и увеличить объем работы с текстом на уроках русского языка. Примечательно, что количество часов, которые отводятся на курс русского языка в средней школе (с 5 до 9 класса включительно), последние пятьдесят лет практически не менялось (составляет около 750 часов). В общем курсе не менялась и доля уроков развития речи (примерно 130, что составляет всего 16 % от общего числа уроков по предмету). С приходом ОГЭ и ЕГЭ наконец-то стало для всех очевидно, что реализовать коммуникативно-деятельностный подход к обучению языку только на уроках развития речи невозможно. Необходимо менять общую стратегию обучения, а потому и на уроках изучения системы языка работать не по традиционной схеме (от слова, словосочетания к предложению и тексту), а идти иным путем: от текста к анализу его отдельных единиц и снова к тексту, его оценке с учетом только что предпринятого анализа. А главное, работать с текстом не от случая к случаю, а постоянно, в системе.

На наш взгляд, сейчас наблюдается вторая (после включения функциональной стилистики в школьные программы 80-х гг. XX в.) волна кардинального поворота системно-языкового курса русского языка к речеведению. Показательно, что новые ФГОС 2010-2011 гг. в качестве первой задачи курса русского языка в средней школе называют формирование коммуникативных компетенций (традиционно это была третья позиция), а среди трех сквозных содержательных линий обучения первой линией считают ту, которая как раз и формирует коммуникативные компетенции и представлена разделами «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка».

Речеведение представляет собой комплексную разноаспектную работу с текстами разной стилистической и жанровой принадлежности. Государственная итоговая аттестация (ГИА) по русскому языку - всероссийские проверочные работы в каждом классе (ВПР), основной государственный экзамен в 9 классе (ОГЭ) и единый государственный экзамен в 11 классе (ЕГЭ) - примерно наполовину состоят из заданий, связанных с речеведением. Этот факт красноречиво говорит о том, что в формах итогового контроля определена и закреплена стратегия образования в области родного языка. И эта стратегия заключается в более решительном повороте от системно-языковой к речеведческой концепции обучения русскому языку.

Аспекты речеведения. Школьное речеведение, начавшись с постижения основ функциональной стилистики, сейчас расширило свои горизонты и вобрало в себя достижения других речеведческих научных направлений. Остановимся на наиболее значимых из них. Функционально-стилистическое направление остается по-прежнему основополагающим. При этом следует учитывать, что в последние десятилетия подверглись заметной динамике как сами стили речи, так и существенно изменилась теория функциональных стилей. Так, вышел из искусственного небытия религиозный стиль. Язык СМИ (термин «публицистический стиль» используется все реже), выполняя разнообразные функции (информационную, познавательно-просветительскую, развлекательную, рекламную, а не только воздействующую, как заявлялось в советский период), опередил художественный стиль в отношении использования новых средств и способов выражения содержания, отражения живых процессов в языке. Появилось новое информационное пространство (интернет), мощно повлиявшее на коммуникацию современного человека. Функциональная стилистика как наука плавно «перетекла» в дискурсивную лингвистику, что позволило более гибко и точно определять специфику разных типов текста (например, в рамках научного стиля выделять официальный и неофициальный дискурс, молодежный, профессиональный и т. д.).

По-прежнему важной составляющей школьного речеведения является работа по культуре речи, ортологический (усвоение норм литературного язык) аспект которой тесно соприкасается с таким ее направлением, как лингвоэкология (рассматриваются вопросы как речевой деградации языка, так и речевой реабилитации). Только начинает набирать обороты в обучении русскому языку в школе лингвокультурологическое направление. Зародившись в 90-е гг. XX, уже к началу XXI в. это направление превратилось в полноценную самостоятельную науку. Идея связи языка и культуры, лежащая в ее основе, не могла не повлиять на концепцию современного школьного образование в области русского языка. Культурологическая компетенция теперь уже уверенно входит в ряд других компетенций при обучении языку. Она предполагает, что учащимся дается представление о таких понятиях, как языковая картина мира (национальная, групповая, индивидуальная; наивная и научная), языковая личность, языковое сознание, концепт, концептосфера; рассказывается об основных разновидностях лингвокультурем (единиц с двумя планами содержания: языковом и культурном): безэквивалентной лексике, фразеологизмах, пословицах и поговорках, мифологемах, эталонах, стереотипах, символах, прецедентных единицах; характеризуется русская языковая картина мира, особенности русского менталитета. И хотя задача сформировать у школьников такую компетенцию и поддерживается педагогическим сообществом, все же ее реализация оказывается сегодня почти недостижимой, поскольку не обеспечивается в достаточной степени программами и учебными комплексами.

Перспективой развития школьной лингводидактики, безусловно, должно стать дальнейшее развитие речеведения. Первостепенной задачей считаем развитие его лингвокультурологической составляющей. Отчасти этот пробел мы попытались восполнить своим учебным пособием [Карпова и др. 2014]. В основе нашего варианта речеведения лежит тематический принцип компоновки дидактического материала, характерный, как известно, для методики изучения иностранного языка. Тематический способ компоновки дидактического материала дает возможность не просто дать общее представление о какой-либо стороне окружающего мира, а углубить это представление, выработать к нему определенное отношение, позицию.

Речеведческий курс «Я в окружающем меня мире» включает в себя существенные для восприятия учеником тематические блоки, секторы окружающего мира (Семья, Малая родина, Русский менталитет и др.). В соответствии с тематической зоной предлагаются тексты для многоаспектного анализа, дотекстовые и послетекстовые задания (фонетические, лексические, морфологические, синтаксические и др.). Работа строится на основе речеведческих понятий (тема и идея, устная и письменная речь, монолог и диалог, стиль, тип речи, жанр и др.). При этом рассматриваются типичные речевые ситуации, сопровождающие данную тематическую область, а также языковые и речевые средства и способы их репрезентации. Сквозными рубриками являются, например, такие: Узнай или уточни значение слов (словарь темы); Пиши правильно; Произноси правильно; Из истории слов и выражений и под. Каждая тема курса включает ряд микротем: например, в теме Моя семья выделяются такие микротемы, как Русские термины родства, Родословная, Отцы и дети, Отношение к матери, Воспитание детей и др. Каждая микротема представлена типичными для данной тематической зоны текстами разных стилей и жанров, включая фольклорные; предполагает продуцирование школьниками собственных текстов, выполнение творческих заданий разной степени сложности, включая задания исследовательского характера. Общую цель курса речеведения на основе тематического принципа подбора дидактического материала мы видим в создании на уроке родного языка речевых ситуаций обучающего и воспитывающего характера, вызывающих у учащихся потребность в развернутом высказывании и дающих им опыт эффективного речевого общения. Для нас важно помочь учащимся соотнести главные общечеловеческие ценности с собственным опытом, осознать свои ценностные ориентиры, повысить интерес к изучению родного языка.

Примечательно, что представленная в пособии концепция речеведения напрямую соотносится с современной лингвистической наукой, прежде всего с функциональной стилистикой, дискурсивной лингвистикой, когнитивистикой, лингвокультурологией,

межкультурной коммуникацией; с такими научными понятиями, как менталитет, языковая картина мира, языковая личность, концепт, лингвокультурема и др. Это позволяет лингводидактике не отставать от фундаментальных наук, обучать языку и речи на хорошем научном уровне и добиваться высокой функциональной грамотности.

Заключение

Таким образом, содержание школьного речеведения можно представить, на наш взгляд, с помощью плана полного речеведческого анализа текста [Карпова и др. 2014: 226-228; Карпова 2020], который включает четыре «блока»: 1) содержание текста (сфера функционирования текста и тип дискурса; адресант и адресат; цель создания текста; тема и основная идея текста; авторская позиция и ее отражение в тексте; общая тональность текста); 2) языковые особенности текста (лексические, морфологические, синтаксические); 3) организация текста (вид речи (монолог, диалог, полилог); графическое оформление текста (рубрикация, нумерация частей, шрифтовые выделения и др.); наличие цифрового материала, сносок, ссылок, таблиц, графиков, рисунков, схем и пр.; доминирующий функционально-смысловой тип речи (описание, повествование, рассуждение); особенности композиции текста; жанр текста; выраженные в тексте стилевые черты); 4) лингвокультурологический анализ текста (использование в тексте лингвокультурем и оценка их роли в выражении особенностей языковой картины мира (национальной, групповой, индивидуальной).

Список литературы

1. Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся. Учебное пособие для студ. пед. вузов. М.: Вербум, 2004. 192 с.

2. Быстрова Е.А. Цели обучения русскому языку, или какую компетенцию мы формируем на уроках // Русская словесность. 2003. № 1. С. 35-40.

3. Иконников С.Н. Стилистика в курсе русского языка (VII-VIII классы). М: Просвещение, 1979. 224 с.

4. Ипполитова Н.А. Текст в системе изучения русского языка в школе. М.: Наука, 1992. 126 с.

5. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 классы. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991. 192 с.

6. Карпова Т.Б., Вергунова Н.Н., Голайденко А.Г. и др. Я в окружающем меня мире: сб. учеб.-метод. матер. по речеведению для учащихся 5-11 кл. Пермь: Редакционно-издательский отдел НИУ ВШЭ, 2014. 230 с.

7. Карпова Т.Б. Лингвокультурологическая составляющая речеведения в вузе: из опыта работы // Русская речевая культура и текст. Материалы XI Международной научной конференции / Под общ. ред. Н.С. Болотновой. Томск: Томский центр научно-технической информации, 2020. С. 261-269.

8. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. Учебное пособие. М.: Просвещение, 1977. 223 с.

9. Львов М.Р. Основы теории речи. Учебное пособие для студ. пед. вузов. М.: Academia, 2000. 248 с.

10. Львова С.И. Язык в речевом общении. М.: Просвещение, 1992. 188 с.

11. Никитина Е.И. Русская речь. Учебное пособие по развитию связной речи. 5-7 классы. М.: Просвещение, 1994. 190 с.

12. Пленкин Н.А. Стилистика русского языка в старших классах. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1975. 143 с.

13. Русский язык: Программно-методические материалы: 5-9 классы / Сост. Л.М. Рыбченкова. М.: Дрофа, 1998. 184 с.

14. Рябухина Е.А. Речеведение в курсе русского языка для старшеклассников: методический аспект // Преподаватель XXI века: Язык и образование. Пермь, 2011. № 3. С. 175-184.

15. Федеральный государственный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. М.: 2010. URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_10/m1897.html (дата обращения: 23.01.2015).

16. Чижова Т.И. Основы методики обучения стилистике в средней школе. М.: Просвещение, 1987. 176 с.

References

1. Arkhipova E.V. Osnovy metodiki razvitiya rechi uchashchikhsya [Basics of the methodology for the development of students' speech]. Uchebnoe posobie dlya stud. ped. vuzov, Moscov,Verbum, 2004, 192 p. (In Russ.).

2. Bystrova E.A. Tseli obucheniya russkomu yazyku, ili kakuyu kompetentsiyu my formiruem na urokakh [The goals of teaching the Russian language, or what competence we form in the classroom]. Russkaya slovesnost', 2003, no. 1, pp. 35-40. (In Russ.).

3. Ikonnikov C.N. Stilistika v kurse russkogo yazyka (VII-VIII klassy) [Stylistics in the course of the Russian language (Grades VII-VIII)]. Moscov, Prosveshchenie, 1979, 224 p. (In Russ.).

4. Ippolitova N.A. Tekst v sisteme izucheniya russkogo yazyka v shkole [Text in the system of studying the Russian language at school]. Moscov, Nauka, 1992, 126 p. (In Russ.).

5. Kapinos V.I., Sergeeva N.N., Soloveichik M.S. Razvitie rechi: teoriya i praktika obucheniya: 5-7 klassy [Speech Development: Teaching Theory and Practice: Grades 5-7]. Kniga dlya uchitelya, Moscov, Prosveshchenie, 1991, 192 p. (In Russ.).

6. Karpova T.B., Vergunova N.N., Golaidenko A.G. i dr. Ya v okruzhayushchem menya mire [I am in the world around me]. Sb. ucheb.-metod. mater. po rechevedeniyu dlya uchashchikhsya 5-11 kl. Perm, Redaktsionno-izdatel'skii otdel NIU VShE, 2014, 230 p. (In Russ.).

7. Karpova T.B. Lingvokul'turologicheskaya sostavlyayushchaya rechevedeniya v vuze: iz opyta raboty [Linguoculturological component of speech science at the university: from work experience]. Russkaya rechevaya kul'tura i tekst. Materialy XI Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii. Tomsk, Tomskii tsentr nauchno-tekhnicheskoi informatsii, 2020, pp. 261-269. (In Russ.).

8. Kozhina M.N. Stilistika russkogo yazyka [Stylistics of the Russian language]. Uchebnoe posobie. Moscov, Prosveshchenie, 1977, 223 p. (In Russ.).

9. L'vov M.R. Osnovy teorii rechi [Fundamentals of the theory of speech]. Uchebnoe posobie dlya stud. ped. vuzov, Moscov, Academia, 2000, 248 p. (In Russ.).

10. L'vova S.I. Yazyk v rechevom obshchenii [Language in speech communication]. Moscov, Prosveshchenie, 1992, 188 p. (In Russ.).

11. Nikitina E.I. Russkaya rech' [Russian speech]. Uchebnoe posobie po razvitiyu svyaznoi rechi. 5-7 klassy. Moscov, Prosveshchenie, 1994. 190 p. (In Russ.).

12. Plenkin N.A. Stilistika russkogo yazyka v starshikh klassakh [Stylistics of the Russian language in high school]. Posobie dlya uchitelei. Moscov, Prosveshchenie, 1975, 143 p. (In Russ.).

13. Russkii yazyk: Programmno-metodicheskie materially [Russian language: Program and methodological materials]: 5-9 klassy, Sost. L.M. Rybchenkova. Moscov, Drofa, 1998. 184 p. (In Russ.).

14. Ryabukhina E.A. Rechevedenie v kurse russkogo yazyka dlya starsheklassnikov: metodicheskii aspekt [Speech studies in the Russian language course for high school students: methodological aspect]. Prepodavatel'XXI veka: Yazyk i obrazovanie, Perm, 2011, no. 3, pp. 175-184. (In Russ.).

15. Federal'nyi gosudarstvennyi standart osnovnogo obshchego obrazovaniya [Federal state standard of basic general education]. Moscov, 2010. (In Russ.). Available at: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_10/rn 1897.html (accessed: 23.01.2015).

16. Chizhova T.I. Osnovy metodiki obucheniya stilistike v srednei shkole [Basics of teaching style in high school]. Moscov, Prosveshchenie, 1987, 176 p. (In Russ.).

Информация об авторе Т.Б. Карпова - кандидат филологических наук, доцент, Пермский государственный национальный исследовательский университет.

Information about the author T.B. Karpova - Ph.D. (Philology), Associate Professor, Perm State University.

Статья поступила в редакцию 15.11.2021; одобрена после рецензирования 15.12.2021; принята к публикации 11.01.2022.

The article was submitted 15.11.2021; approved after reviewing 15.12.2021; accepted for publication 11.01.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.