Научная статья на тему 'Речевая провокация как объект судебной лингвистической экспертизы'

Речевая провокация как объект судебной лингвистической экспертизы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1746
355
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА / КОММУНИКАТИВНАЯ ЦЕЛЬ / КОММУНИКАТИВНОЕ НАМЕРЕНИЕ (ИНТЕНЦИЯ) / КОММУНИКАТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА / РЕЧЕВАЯ ПРОВОКАЦИЯ / ПОБУЖДЕНИЕ / ПРОВОКАЦИЯ ВЗЯТКИ / LINGUISTIC EXPERTISE / AIM OF COMMUNICATION / COMMUNICATIVE INTENTION / COMMUNICATIVE STRATEGY AND TACTICS / SPEECH PROVOCATION / MOTIVE / PROVOCATION OF BRIBERY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Варлакова Татьяна Вячеславовна

Статья посвящена проблеме выявления фактов речевой провокации при производстве лингвистической экспертизы по делам о взятках. Автор раскрывает содержание таких важных понятий (составляющих речевой коммуникации), как коммуникативная цель, коммуникативное намерение, побуждение и некоторых других, неразрывно связанных с языковедческой и юрислингвистической категорией речевой провокации. В статье приводятся варианты вопросов, которые направлены на выявление побудительных высказываний провокационного характера; обобщаются результаты анализа текстов-разговоров, представленных на экспертизу; кратко характеризуются различные формы побудительных высказываний провокационной направленности, выявленных автором в ходе нескольких лингвистических экспертиз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Speech Provocation as the Object of Forensic Linguistic Expertise

The researcher focuses on the problem of revealing facts of speech provocation in linguistic expertise conducted for detection of bribery. The article discloses the content of such important notions (elements of speech communication) as the aim of communication, illocution, motive and some others closely connected with such category of philology and juridical linguistic as speech provocation. The article presents the versions of questions which are aimed at revealing imperative utterances of provocative nature, sums up the results of the research of texts of conversations under expertise. The author has conducted several linguistic expertise and gives a brief characteristic of various forms of imperative utterances of provocative nature.

Текст научной работы на тему «Речевая провокация как объект судебной лингвистической экспертизы»

УДК 81'27 © Т. В. Варлакова, 2013

Речевая провокация как объект судебной лингвистической экспертизы

Т. В. Варлакова *

Статья посвящена проблеме выявления фактов речевой провокации при производстве лингвистической экспертизы по делам о взятках. Автор раскрывает содержание таких важных понятий (составляющих речевой коммуникации), как коммуникативная цель, коммуникативное намерение, побуждение и некоторых других, неразрывно связанных с языковедческой и юрислингвистической категорией речевой провокации. В статье приводятся варианты вопросов, которые направлены на выявление побудительных высказываний провокационного характера; обобщаются результаты анализа текстов-разговоров, представленных на экспертизу; кратко характеризуются различные формы побудительных высказываний провокационной направленности, выявленных автором в ходе нескольких лингвистических экспертиз.

Ключевые слова: лингвистическая экспертиза, коммуникативная цель, коммуникативное намерение (интенция), коммуникативная стратегия и тактика, речевая провокация, побуждение, провокация взятки.

Судебная лингвистическая экспертиза занимается анализом естественных текстов, представленных в юридической практике . При этом лингвистическое экспертное исследование, являясь относительно новой сферой деятельности специалистов-языковедов, основывается на современных достижениях лингвистики, решает актуальные вопросы языка и права 1 . Научная актуальность проблем лингвистической экспертизы юридических и естественных текстов, вовлеченных в сферу деятельности правоохранительных органов, обусловлена рядом причин, которые объясняются изменениями в законодательстве, ростом правосознания . Как показывают экспертные исследования, центр внимания лингвистов-экспертов смещается (что закономерно в соответствии с прикладной направленностью экспертной деятельности) с языковой системы на речевую деятельность и ее продукт — текст (дискурс) .

Настоящая статья обобщает научно-практические результаты деятельности автора в области лингвистической экспертизы . Цель данной работы — рассмотрение речевой провокации как языкового явления, в последнее время широко представленного в вопросах, формулируемых сотрудниками правоохранительных органов в связи с расследованием уголовных дел о взятках, и, соответственно, в судебных лингвистических экспертизах (исследованиях)

При проведении лингвистической экспертизы (исследования) лингвист должен осуществлять анализ всех текстовых (словесных) материалов, выявляя

* В нашем журнале публикуется впервые .

интенции автора, определяя его этическую установку На наш взгляд, в рамках судебной лингвистической экспертизы по делам о взятках, когда анализируются разговорные тексты, наиболее целесообразен коммуникативный подход, который актуален для современной языковедческой науки, а также логико-смысловой и функционально-стилистический анализ . Исследуемые по таким делам материалы, по классификации О. Б . Сиротининой 2, называются текстами-разговорами и являются воспроизведением как личных бесед, проходивших во время непосредственных встреч, так и телефонных переговоров . Сущность разговорной речи представляет коммуникативное взаимодействие, следовательно, в процессе речевого общения обязательно проявляются признаки целенаправленного поведения . Отметим, что неофициальное общение ситуативно обусловлено, имеет сложный характер, определяется социальными ролями участников, их психологическими особенностями, эмоциональным состоянием Подчеркнем, что преобладающая форма текстов-разговоров, представляемых на экспертизу, — диалог, реже полилог. Для непринужденного диалога основной является «Я-тема»: каждый из участников коммуникации в качестве предмета обсуждения выдвигает важные для него поступок, мнение, решение, намерение и т. д . Предлагаемые на экспертизу материалы представляют пример переговоров, в которых собеседники являются лицами, прямо заинтересованными в успешном решении обсуждаемой ими проблемы .

При этом речевое общение считается успешным, если достигнута коммуникативная цель инициатора (инициаторов) общения и собеседники пришли к согласию 3 . Данное исследование предполагает обращение к таким понятиям, как коммуникативная цель, коммуникативное намерение (интенция)

Под коммуникативной целью в лингвистической литературе понимается коммуникативная установка говорящего (отправителя акта коммуникации) добиться определенной реакции адресата (получателя коммуникативного акта) посредством передачи значимой для него информации о том или ином фрагменте реальной или предполагаемой действительности 4. Важными для толкования понятий коммуникативной цели и интенции являются термины коммуникативная стратегия и тактика. В первом случае это совокупность запланированных заранее и реализуемых во время коммуникативного акта речевых ходов, направленных на достижение коммуникативной цели . Коммуникативная цель — результат, на который ориентирован коммуникативный акт При этом коммуникативное намерение рассматривается в качестве тактического хода, являющегося практическим средством движения к соответствующей коммуникативной цели. Е . В. Клюев предлагает следующую схему, которая раскрывает соотношение перечисленных элементов коммуникативного процесса: «Используя коммуникативную компетенцию, говорящий ставит перед собой коммуникативную цель (определяя или не определяя коммуникативную перспективу, то есть возможность вызвать желаемые последствия в реальности) и, следуя определенной коммуникативной интенции, вырабатывает коммуникативную стратегию, которая преобразуется в коммуникативную тактику (или не преобразуется, или преобразуется неуспешно) как совокупность коммуникативных намерений» 5 . При этом коммуникативные намерения функционально могут быть разделены на информативные, эмотив-ные (эмоционально-экспрессивные) и прагматические (реализующие функцию воздействия)

Охарактеризованные нами понятия раскрывают взаимосвязанные и взаимозависимые явления, относящиеся к речемыслительной деятельности говорящего Важность данных категорий для производства объективных лингвистических экспертиз (исследований) по делам о получении, даче, провокации взятки (ст. ст. 290, 291, 304 УК РФ) невозможно переоценить Особенно актуальна разработка проблем определения коммуникативной цели, намерения, выявления в материалах, предлагаемых на лингвистическую экспертизу, побудительных высказываний, имеющих провокационную направленность (в связи с необходимостью дифференциации провокации взятки и правомерно осуществляемой

деятельности по выявлению и раскрытию подлинно коррупционных преступлений) . Анализ правоприменительной практики свидетельствует о сохранении серьезных проблем, связанных с расследованием дел данной категории. Существование объективных трудностей такого рода отчасти объясняется отсутствием единства во взглядах на понятие и содержание провокационных действий (в том числе высказываний как речемыслительных действий) в целях намеренного формирования искусственных доказательств виновности в получении незаконного вознаграждения Криминализация провокационных действий по имитации признаков получения незаконного вознаграждения должностным лицом (лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации) может служить гарантией, нацеленной на нейтрализацию возможности отдельных граждан, а также недобросовестных сотрудников правоохранительных органов искажать реальную ситуацию борьбы с коррупционными преступлениями, инициируя уголовное преследование в отношении заведомо невиновного лица Ученые-юристы подчеркивают, что одним из значимых элементов структуры криминалистической характеристики провокации взятки является способ провокации взятки либо коммерческого подкупа 6 . В качестве способа провокации взятки, несомненно, может выступать высказывание . Поэтому значительный интерес для эксперта-лингвиста представляют случаи выявления провокационной коммуникативной стратегии и высказываний провокационного характера, когда выдвигаемые в ходе общения цели и задачи оказываются неосновными для говорящего либо намеренно вымышленными В связи с этим большое значение при проведении лингвистической экспертизы приобретают корректные (в смысловом и структурном отношении) вопросы, представленные в постановлении о ее назначении

Приведем примерные формулировки вопросов, которые касаются выявления провокационных высказываний, на них эксперту и предлагается ответить в ходе выполнения судебной лингвистической экспертизы (исследования) по делам о взятках:

1 Имеются ли высказывания побудительного характера или фразы в форме директивного предписания к действиям в пользу кого-либо из участников разговора, высказанные в адрес другого (-их) участника (-ов) и свидетельствующие о возможной провокации? Если да, то какие именно, в какой форме, от кого исходят и кому адресованы?

2 . Имеются ли признаки речевой провокации в высказываниях побудительного характера в адрес собеседника со стороны кого-либо из участников разговоров к совершению каких-либо действий? Если да, то какие именно провокационные высказы-

вания выявлены и в какой форме (прямого побуждения, констатации необходимости или иной)?

В целях наиболее полного анализа юридико-лингвистической категории «речевая провокация» обратимся к содержанию данного понятия, представленного в теории языкознания и юрислингви-стике. Так, речевая провокация определяется как комплексное явление, суть которого заключается в том, что в процессе общения происходит опосредованная конкретными речевыми формами передача интенционального состояния (желания, намерения говорящего) от говорящего к слушающему 7.

Провокационные по характеру высказывания побуждают к действиям, которые ведут к последствиям, не выгодным или даже опасным для того, кто их совершил: провокация (от лат. provocatio — вызов) — подстрекательство, побуждение кого-либо (отдельных лиц, групп, организаций и т д ) к таким действиям, которые повлекут тяжелые, гибельные для них последствия 8. Таким образом, провокацию можно определить как конфликтогенное речевое воздействие, побуждающее партнера к речевым реакциям (действиям), влекущим нежелательные для него последствия Основными показателями провоцирующих речевых действий выступают семантические, прагматические и стилистические языковые средства, по которым можно судить о намерениях говорящего 9 .

При производстве лингвистической экспертизы по делам о получении взятки (в соответствии с содержанием вышеприведенных вопросов) языковед определяет наличие или отсутствие в представленных словесных материалах побудительных высказываний, имеющих провокационный характер в отношении лица, получившего взятку Провокационная составляющая высказывания в таком случае рассматривается более узко — представленная исключительно в побуждении к получению взятки В теории языкознания побуждение к действию рассматривается как разнохарактерное явление Побуждение может быть представлено в виде просьбы, вежливой просьбы, просьбы с предположением, категоричной просьбы, пожелания, совета, приглашения, приказа, требования, разрешения на совершение действия, запрещения, выражения нежелательности действия, выражения ненужности действия (необязательности), выражения опасения или предостережения . В основе многих директивных (побудительных) речевых актов, каждый из которых предполагает использование определенных языковых средств, находится императивная ситуация При этом для выражения побуждения используют как прямые, так и косвенные формы 10 . Высказывания побудительного характера нацелены на выполнение действия тем лицом, которому высказывание адресовано В естественной

коммуникации побуждение может быть представлено как просьба, вопрос о возможности выполнения и т. д . В условиях полуофициального (официального) общения побуждение воплощается в прямых директивах (приказ, инструкция, официальное предложение) В сфере криминальных директив выделяют вымогательство, принуждение, угрозу 11

При проведении судебных лингвистических экспертиз (исследований) выявлены, например, побудительные высказывания, имеющие провокационную направленность, в форме:

1) вопроса . В вопросительно-побудительных предложениях обычно выражается косвенное побуждение к действию (чаще просьба или требование):

— Это самое... Ну что по этому?

2) утверждения, которое отражает благоприятные, привлекательные условия, специально созданные для вознаграждения субъекта желаемых действий за оказанную им помощь;

3) двухчастных конструкций, построенных по типу: условие — следствие (если... то..), которые выполняют побудительную функцию, подчеркивая необходимость выполнения определенных условий и указывая на отрицательные последствия, которые ожидают адресата в случае отказа выполнить условия говорящего;

4) прямого побуждения, вопроса, которые содержат скрытую угрозу;

5) двоякого ответа, подчеркивающего нежелание собеседника однозначно и четко рассматривать ситуацию, таким образом подталкивающего другого собеседника к решению проблемы на тех условиях, которые предлагает первый;

6) условно-сослагательных конструкций, которые предписывают собеседнику определенную модель поведения, наиболее приемлемую для адресанта;

7) констатации необходимости либо вопроса, который одновременно содержит ответ, описывающий необходимую модель поведения (.если другие готовы платить?):

8) предположения, которое подразумевает предупреждение об отрицательных последствиях в случае выбора собеседником иного варианта развития событий;

9) категоричных отказов, сопровождаемых упреками в «неправильном» поведении собеседника

Речевая провокация является одним из приемов, относящихся к коммуникативным манипулятивным тактикам. Цель речевой провокации — побуждение собеседника к действиям и высказываниям, которые могут нанести ущерб его интересам Побудительное высказывание, имеющее провокационную направленность, может выступать в качестве способа провокации взятки В последнее время при назначении производства лингвистической экспертизы по делам о взятках перед экспертом-лингвистом ставятся за-

дачи по выявлению побудительных высказываний провокационного характера, поскольку, возможно, обвиняемый поддался на речевую провокацию Полагаем, что в ходе производства лингвистических экспертиз по делам о взятках продуманная, квалифицированная деятельность эксперта по выявлению побудительных высказываний, которые имеют провокационную направленность, позволяет создать важную часть доказательственной базы

1 Голев Н. Д. Об объективности и легитимности источников лингвистической экспертизы // Юрислингвистика III . Барнаул, 2002. С. 14-29.

2 Сиротинина О. Б. Человек — текст — культура . Екатеринбург, 1994. С. 113-116.

3 Культура русской речи : учебник для вузов / под ред. Л . К. Граудиной, Е. Н . Ширяева. М. , 2003. С. 58-59.

4 Памятка по вопросам назначения судебной лингвистической экспертизы . М. , 2004. С. 74-76.

5 Клюев Е. В. Речевая коммуникация . М . , 1998. С. 10-11.

6 URL: http://www. dissercat . com/content/osobennosti-rass-ledovaniya-provokatsii-vzyatki-ili-kommercheskogo-podkupa#ix zz2ADSwcwRJ (дата обращения: 14.05.2013) .

7 Месечко А. В., Степанов В. Н. Конкуренция иллокутивных модальностей речевых актов как особое средство характеристики жанрового состава речевой провокации в публичной речи . URL: http://vestnik .yspu . org/releases/novye_ Issledovaniy/13_7/ (дата обращения: 14.05.2013) .

8 Словарь русского языка : в 4 т. / под ред . А . П . Евгенье-вой. М. , 1987. Т. 3. С 472.

9 Иссерс О. С. Стратегия речевой провокации в публичном диалоге // Русский язык в научном освещении. М. , 2009. № 2 (18) . С 92-104.

10 Назари Фатиме. Способы выражения побуждения в современном русском языке : автореф. дис . ... канд . филол . наук. М. , 2012. С 7.

11 Рехтин Л. В. Директивные речевые жанры как объект криминалистической лингвистической экспертизы // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2008. № 1 (14). С 78-79.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.