Научная статья на тему 'Речевая подготовка будущих учителей английского языка к прохождению практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности в школе'

Речевая подготовка будущих учителей английского языка к прохождению практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИКА В ШКОЛЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ / УРОК АНГЛИЙСКОГО / SCHOOL PLACEMENT / PROFESSIONAL COMPETENCE / PROFESSIONAL COMMUNICATIVE SKILLS / ENGLISH LESSON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлева Ю.М.

В статье обосновывается необходимость профессиональной речевой подготовки будущих учителей английского языка во время обучения в языковом педагогическом вузе и предлагаются конкретные пути решения задачи. В качества примера приводится развернутый план практического семинара, посвященного теме первого урока, предваряющего обязательную для студентов педагогических направлений подготовки практику по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности в школе. Занятие построено с применением лингводидактических возможностей современных педагогических технологий, обеспечивающих речевой характер взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLASSROOM DISCOURSE TRAINING OF FUTURE ENGLISH TEACHERS FOR PROFESSIONAL EXPERIENCE AND SKILLS ACQUISITION SCHOOL PLACEMENT

The article substantiates the necessity of classroom discourse training for future English teachers during their studies at linguistic pedagogical universities and suggests specific ways of solving this problem. A detailed plan for a seminar on the topic “The First Lesson” is offered to advance the required for pedagogic major students professional experience and skills acquisition school placement. The seminar embraces the linguo-didactic potential of new educational technologies that foreground communicative nature of interaction.

Текст научной работы на тему «Речевая подготовка будущих учителей английского языка к прохождению практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности в школе»

УДК 811.111(072.8) ЯКОВЛЕВА Ю.М.

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра английской филологии, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: julia_for_friends@rambler.ru

UDC 811.111(072.8) YAKOVLEVA Y.M.

Candidate of Pedagogics, Associate professor, Department of English philology, Orel State University E-mail: julia_for_friends@rambler.ru

РЕЧЕВАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА К ПРОХОЖДЕНИЮ ПРАКТИКИ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И ОПЫТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ШКОЛЕ

CLASSROOM DISCOURSE TRAINING OF FUTURE ENGLISH TEACHERS FOR PROFESSIONAL EXPERIENCE AND SKILLS ACQUISITION SCHOOL PLACEMENT

В статье обосновывается необходимость профессиональной речевой подготовки будущих учителей английского языка во время обучения в языковом педагогическом вузе и предлагаются конкретные пути решения задачи. В качества примера приводится развернутый план практического семинара, посвященного теме первого урока, предваряющего обязательную для студентов педагогических направлений подготовки практику по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности в школе. Занятие построено с применением лингводидактических возможностей современных педагогических технологий, обеспечивающих речевой характер взаимодействия.

Ключевые слова: практика в школе, профессиональная компетенция, профессионально-коммуникативные умения, урок английского.

The article substantiates the necessity of classroom discourse training for future English teachers during their studies at linguistic pedagogical universities and suggests specific ways of solving this problem. A detailed plan for a seminar on the topic "The First Lesson" is offered to advance the required for pedagogic major students professional experience and skills acquisition school placement. The seminar embraces the linguo-didactic potential of new educational technologies that foreground communicative nature of interaction.

Keywords: school placement, professional competence, professional communicative skills, English lesson.

Дидактическая речь и её лингводидактический потенциал не являются на сегодняшний день компонентом содержания обучения во время профессиональной подготовки будущих учителей и преподавателей иностранного языка в стенах языковых педагогических вузов не смотря на то, что речевое поведение учителя должно являться общепризнанным эталоном или моделью будущей речевой деятельности учащихся, на основании которого организуется процесс преподавания неродного языка и обеспечивается результативность и эффективность профессиональной деятельности педагога. Как следствие, значительно затрудняется не только процесс прохождения бакалаврами педагогических направлений подготовки обязательной практики в образовательных учебных учреждениях, но и процесс вхождения в профессию после окончания обучения.

Многолетний опыт организации и руководства как учебной, так и производственной педагогической практикой позволяет сделать вывод о том, что студенты не всегда успешно справляются с решением коммуникативных задач в различных ситуациях педагогического общения и испытывают значительные трудности при речевом оформлении своих языковых уроков, вызван-

ные необходимостью вербализации на иностранном языке многочисленных речевых функций, связанных с управлением учебной деятельностью учащихся на уроке. Посещение зачётных уроков студентов-практикантов в школе свидетельствует о том, что дидактическая речь студентов даже старших курсов языкового вуза не всегда соответствует таким параметрам как аутентичность, адресность, гибкость и вариативность. Будущие учителя английского языка не умеют адаптировать свою речь под возраст и уровень обученности учащихся, а зачастую используют и неоправданно упрощенную иноязычную речь, забывают о требованиях к интонационному оформлению дидактической речи, используют ограниченный языковой репертуар для управления деятельностью учащихся, предпочитая ультимативные команды и приказания предложениям и просьбам. Большинство студентов на практике оказываются неспособны гибко варьировать языковую форму при коррекции ошибок учащихся, побуждении учащихся к активным речевым действиям, выполнению заданий и соблюдению дисциплины. Значительные трудности возникают при оценивании учащихся. Нередко констатация правильности или неправильности их учебных

© Яковлева Ю.М. © Yakovleva Y.M.

действий, степени успешности выполнения, выражение отношения и аргументация выставляемых оценок реализуется исключительно в категоричном обобщенном виде. Практически инвариантно студентами осуществляется проверка понимания инструкций, заданий, учебного материала, правильности выполнения упражнений. Очевидны затруднения при объяснении нового материала. Студентами используются из урока в урок одни и те же фразы и речевые клише, что не позволяет демонстрировать учащимся коммуникативную природу языка и живой естественный характер общения с учителем. Отдельного упоминания заслуживают нарушения языковой нормы, связанные с употреблением предлогов, интерференцией, не знанием отдельных лексических единиц классного обихода и т.д.

Не ставя целью провести комплексный анализ наиболее часто встречающихся трудностей, испытываемых будущими учителями английского языка при речевом оформлении урока во время прохождения практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, отметим насущную потребность в проведении специальной работы, направленной на развитие профессионально-коммуникативных умений учителя иностранного языка. На данный момент в учебных планах по программам бакалавриата направлений подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (направленность/профиль: Иностранный язык) и 45.03.02 Лингвистика (направленность/профиль: Теория и методика преподавания иностранных языков и культур) отсутствует отдельная дисциплина, целью которой являлось бы развитие профессиональной речевой культуры учителя иностранного языка и формирование его профессионально-коммуникативной компетенции, понимаемой нами как способность учителя осуществлять эффективное речевое взаимодействие с учащимися на уроке иностранного языка. Определяя место профессиональной речевой подготовки будущих учителей иностранного языка и исходя из реально существующих на текущий момент возможностей учебного процесса, мы пришли к выводу, что данная работа должна в обязательном порядке предшествовать запланированным учебным планом практикам и может осуществляться на практических занятиях в рамках дисциплин «Практикум по культуре речевого общения первого иностранного языка», «Методика преподавания иностранных языков». Также необходимо выделение определенного количества часов и на вводном этапе практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности.

Практическая реализация поставленных целей требует разработки серии занятий, посвященных типичным для урока английского языка ситуациям общения. Практические занятия профессионально-коммуникативной направленности должны:

- носить интегративный характер (развивать коммуникативную и методическую компетенции студентов, закреплять и обогащать теоретические знания и совершенствовать практические умения, получение в процес-

се изучения дисциплин методического цикла);

- содержать все необходимые для каждой ситуации общения речевые единицы (как готовые образцы дидактической речи, так и задания, направленные на профилактику языковых и социолингвистических ошибок);

- строится с применением современных педагогических технологий (ролевые игры проблемной направленности, тренинги педагогического общения, метод ситуационного анализа), рассматриваемых нами в качестве эффективных средств развития профессиональных коммуникативных умений [1].

Содержательными компонентами занятий могут, на наш взгляд, стать следующие темы и ситуации общения, типичные для урока иностранного языка: The First Lesson, Starting Lessons, Running Lessons, Finishing Lessons, Classroom Control, Activities in Class, Dealing with Errors, Encouraging Pupils, Getting Pupils to Join in, Giving Instructions, Commenting on Work, Teaching Young Learners, Teaching Advanced Classes и т.д., каждая из которых в свою очередь включают целый ряд микроситуаций. Так, тема Starting Lessons может быть представлена такими ситуациями как Greetings, Taking the Register, Absences, Lateness, Readiness, Transition to Work, Making Announcements, Explaining and Outlining. Очевидно, что в каждом из случаев учебная ситуация носит целостный характер и максимально приближена к условиям будущей профессиональной деятельности.

В качестве примера приведем развернутый план занятия, посвященного теме первого урока. Выбор обусловлен тем, что многие студенты чувствуют определенную скованность перед предстоящим уроком в незнакомом классе, неуверены, что смогут установить контакт с классом и отдельным учащимися, эффективно управлять их деятельностью, удерживая внимание на протяжении всего урока, и при этом достичь всех поставленных практических целей.

Все предлагаемые задания призваны развить у студентов способность прогнозировать и решать трудности, которые могут возникнуть в предстоящей профессиональной деятельности. С этой целью большинство предлагаемых заданий связано с решением конкретной практической задачи, что обеспечивает проблемный характер обучения и повышает мотивацию студентов за счет их значимости для профессиональной подготовки. Многие задания нацелены на синтез и практическое применение полученных теоретических знаний по целому ряду методических, педагогических и психологических дисциплин. Широко применяются задания, развивающие рефлексию и саморефлексию студентов как субъектов образовательного процесса.

Практические занятия носят речевой характер и построены в форме управляемого со стороны преподавателя диалога, а порой и дискуссии со студентами. Роль преподавателя заключается в организации режимов работы на занятии и транзитов от одного смысло-содержательного блока к другому, выражении обоюдно значимой коммуникативной обратной связи, отклика

или реакции на сказанное, резюмировании этапов занятия и подведении заключительных итогов. Однако следует подчеркнуть, что преподавателю не может принадлежать доминирующая роль в обсуждении, им не могут навязываться решения, что увеличивает самостоятельность студентов, позволяет организовать равноправный и благоприятный в психологическом плане обмен мнениями.

THE FIRST LESSON

Before going into your first class with a new group you may feel a little nervous. It can be quite daunting to stand up in front of people if you are not used to doing so. Even experienced teachers often feel nervous on day one with a new group. So, do not panic if you feel a few butterflies in your stomach. During today's seminar we'll be looking into this issue and discussing several things you can do to help make the first day less daunting and ensure that the very first class goes smoothly.

Work individually

Recall the first English lesson you had as a leaner. Think about your expectations, your feelings, your fears, your new teacher, your first impressions. Write down some positive/ negative aspects of your first lesson.

Work in pairs

Share some positive/negative aspects with your group mates.

Small groups

What do you dread in the first lesson? What do you not want to happen?

What steps can be taken before your very first lesson to make it successful?

Whole class

Read the following tips, discuss them and choose the most effective ones.

- Ask the homeroom teacher about your class. Are there any problem children? The more you learn, the better prepared you will be.

- Visit your classroom, walk around, make sure you know where all the supplies are.

- Read your lesson plan carefully. Since you have not met your class yet, do not worry if you do not manage to fulfil all the tasks. Keep your notes at hand, but try not to read them.

- Come to the room a few minutes before the bell. This simple trick allows you to have a small psychological advantage: you are not the one who has to face the new audience - your pupils are. When they rush in, you can just smile and wave, and keep being busy at your table or board.

- Write down your name on the board, and tell your pupils this is the way to address you once the lesson begins. Like, "Miss Supercalifragilisticexpialidocious". Suggest that they copy it into their notebooks.

- If you are worried you will not be able to answer all the possible questions, remember that nobody knows it all.

- Nor is anybody able to remember all the names and stick them to every face correctly; give yourself a little time. Tell your students that though you are good with faces, it takes you a little while to remember all the names, and so you will check the register daily.

Small groups + Whole class

Look at the actions that a teacher might take in a first lesson. Which actions would you take in your first lesson? Why?

- Establish a particular classroom atmosphere (cooperative and respectful).

- Establish a code of classroom conduct (acceptable behaviour, etc).

- Learn about learners' expectations.

- Present the course: point out important information about course content, ways of working, assessment.

- Introduce yourself.

- Learners introduce themselves, or each other, or learn something about each other.

- Pre-test learners to assess their level.

- Teach a typical lesson, saving unusual activities (introductions, etc.) for the second lesson.

Work in pairs

Language focus: greetings and introductions

How can you greet your students in English? Remember that a low-rising intonation makes the greeting cheerful and friendly. In pairs practise the following greetings. Which ones are less appropriate for a typical language lesson in Russian schools and why?

Good morning/afternoon, everybody/everyone/boys and girls/children.

Good evening to you.

Hello, everybody.

NB You can also address your class as class, ladies and gentlemen. Informally and with older learners you can also

use people, folks, guys.

Small groups + Whole class

How would you introduce yourself to a new class? What kind of first impression would you, as a teacher, like to make on your learners? Share your ideas in your group. Look at the list of introductory phrases and choose those that will help you create a relaxed, motivating atmosphere.

My name is... and I'm your new English teacher. Let/allow me introduce myself. Perhaps you're wondering who I am.

I'll be teaching you English this term/year.

I'm a trainee/student teacher.

I'm the substitute for... .

I'm substituting for/standing in

for/replacing ... .

I've gotfive lessons with you.

We'll meet three times a week. I'm very pleased to meet you all.

It's nice to meet all of you. It'll be fun getting to know you all.

I hope we're going to work

very well together.

I'm sure we'll have some

good lessons together.

Let me tell you something/a

little bit about myself.

Whole class

How can you introduce yourself in more advanced

classes? Suggest some ways. Look at some classroom games and activities and comment on them.

Classroom games and activities

In more advanced classes you could go into more detail. Name a few things about yourself you might want to share with your future pupils. Do you know any ice-breaker games or activities? Look at the examples of some simple activities to do this.

- Draw a star on the board and inside it put 5 answers to questions about you. For example, white, Sophia, 1981, Guardians of the Galaxy, USA. Tell students that the star contains information about you. Ask them, "What are the questions?" If they don't get the idea give an example. Tell them "My favourite colour is white. What question do you need to ask to find out this information?" Elicit from them, "What's your favourite colour?" and cross out the word 'white 'from the star. When they have asked you all the questions, put the students in pairs. Ask them to draw their own personal star and put 5 pieces of information about themselves inside. In pairs they can ask each other questions to find out about their partner. If your students already know each other well encourage them to put different things that their partner won't know about them.

- Prepare in advance a mind map of yourself. Instead of using sentences to describe your life by means of single words, numbers, dates, symbols and illustrations where possible. For example, you can include information about your family, names of siblings, date of birth, name of hometown, your shoe size, height, illustrations of your hobbies etc. A pair of skis may represent that you enjoy skiing, and a pencil - drawing. Any kind of information can be included. Use your imagination! As we live in Russia, you may draw a snowman with a cross to illustrate that you don't like winters! Get your students to tell you what the information means. For example, April...is that when your birthday is? Does the cup and saucer mean you drink tea? Try to mix obvious and less obvious information about yourself. For example, if you draw a fish (to illustrate that you keep tropical fish), it might provoke questions like: Do you eat a lot offish? Do you enjoy fishing? Is Pisces your star sign? You may give your pupils a clue if they have

problems guessing.

Small groups + Whole class

A natural continuation would be to ask your pupils to introduce themselves: What about you? Can you introduce yourselves to me? It's vital to learn your students' names as soon as you can. It is so much easier to create a good relationship with the class and call on students to answer questions when you know their names.

NB It is highly recommended to make plentiful use of the pupils' first names. In the beginning of every class address question 'How are you?' to one pupil at a time. For example, How are you today, Jane? How are you getting on, Kate? How are things with you, Max? I hope you are all feeling fit today.

NB Teach your pupils appropriate replies: Good morning, teacher/teacher's name; I'm very well, thank you;

I'm not too bad, thanks.

It's also important for you to find out about them so you can tailor your future classes to suit them better. For example, if you find out you have several fans of the same pop group in your class you may decide to use a song by the group in a future class. If you have a group of football fans you will be able to tap into this interest at a later point in the course.

Small groups + whole class

• One popular idea, especially with younger learners, has been for teachers to give their students an English name. What do you think about this idea? Could it work with older students, even going so far as to give them a new identity?

• How could you make it easier to remember the students' names? Suggest some ideas and discuss them in pairs. Look at some solutions frequently used by teachers and say for what classroom situation they are more suitable.

- Labels or name tags. Take Post-it notes to the first class and ask students to write their names on and wear the stickers. Alternatively you can make name tents for the desks that can be collected and redistributed daily.

- Name circles or chains. Have students sit in a circle and go first to give an example. Say your name, where you are from and your favourite English word. Then, the next student says his name, where he is from and his favourite English word followed by your information.

- Have your class stand in a circle. Start by saying your name and doing a movement along with your name. It can be as simple as raising one arm in the air. Then have your class repeat your name and gesture.

- Sit the students in a circle. Point to yourself and say your name "I'm Julia". Then students say their names around the circle. You can use a ball to pass around the circle as each student says his/her name. After going around the circle a few times get each student to throw a ball to another student. The student that catches the ball has to say the name of the student who threw it.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Have children sit in a circle. Start by saying "My name is..." and then answer a question about yourself. For example "My name is Julia and I like the colour white." The next person says "This is Julia and she likes the colour white and my name is Ann and I am 8 years old." The next person says "That is Julia, she likes purple, this is Ann and she is 8. I am Michael and I like football."

- Tell students you want to try to learn their names. Introduce yourself by saying, "My name's Julia and I'm joyful". Replace Julia with your name and joyful with an adjective which has the same first letter. Emphasise the fact that your adjective starts with same letter as your name by stressing the pronunciation of both the sounds. Invite the students to introduce themselves in the same way. This activity can help you to remember the names quickly. You may find that the adjectives stick in your mind better than the names!

- Remember that practice makes perfect. Use each student's name every time they speak in class!

Work in pairs

Language focus: the register

How do you call the roll or take the register? Imagine a classroom situation in which you would use the following phrases.

Could you pass me the register, Raise your hand and say

please? 'Here'/'Present'.

I'll just mark the register. Are you all here?

I haven'tfilled in the register. Is the whole class here?

I'll just check who is here. Any absences?

I have to take/check Who is missing/away/not here

attendance. today?

I'll mark/take/check the Any names I haven't called?

register. Did I miss anybody out?

I'm going to call your names/

the roll.

Small groups + Whole class

What sort of classroom culture would you like to create in your classroom? As a teacher, you, of course, need to establish general rules of conduct for your classroom. But how do you make your students want to follow the rules? Study the following practical pieces of advice given by experienced teachers and continue the list of classroom rules.

Set out three or four basic rules that you would like the class to keep. Make your rules as clear and specific as possible. For example:

• Please, be on time for every class. I'll do the same.

• When I speak, please, keep silent. When you speak, I'll also keep silent.

• Please, hand in your homework on time. I'll give you enough time to do it.

• Treat others as you would like to be treated.

• Do not disturb people who are working.

Invite the class to add any rules that they would like to be kept. Let learners discuss their ideas in groups or give individual suggestions. Work with your students to create a set of rules expressed in their language. Discuss each rule individually, explaining the rationale behind it and ask for examples of how it could be broken. Explain that rules help make everyone's time in school more enjoyable, and use examples to illustrate this point. Then decide with your students' help what the consequences will be for breaking those rules. Make and mount a poster of the rules that the class has negotiated so that everyone can see the rules.

Small groups

Exercises

Read the following passage that describes a typical English lesson situation. At the numbered places, suggest as many variants of what the teacher could say in each situation as possible.

You go into a classroom. You greet the whole class (_1_). You don't know the students, so you introduce yourself (_2_) and tell them about the timetable for English lessons (_3_). You take the register (_4_) and call the roll (_5_). You get the students to introduce themselves (_6_). Say something encouraging about your future classes with them (_7_) and suggest introducing classroom rules (_8_). Negotiate the rules with the class (_9_).

Whole class

Microteaching task

Choose one of the following teaching contexts and teach any activity for a first lesson. Consider the following factors about your class:

• age of learners • your confidence

• motivation with activity

• level of English • possible discipline

• number of learners problems

• your familiarity with • learners' familiarity learners with each other

• atmosphere you'd like to create

• length of activity Your own first lesson in your first job. Your class is fifteen 15-year-olds who know each other well. It is their eighth year of English.

- A group of ten 11-year-olds who have a reputation for being noisy. They have been leaning English and have been in the same class for three years. You have never taught them before.

- A class of quite advanced learners who will be leaving school at the end of the term and who are taking an important English exam in two months' time. They know each other well.

- A group of twelve 8-year-olds who are new to English and new to you and each other.

Give feedback to each other on the effectiveness of the activity for a first lesson.

Суммируя содержание предложенного практического семинара, отметим, что оно имеет трехчастную структуру. Занятия начинаются с введение в тему, которое может быть озвучено преподавателем или прочитано студентами самостоятельно. Введение носит побудительно-мотивационную роль. Здесь формируются мотивы предстоящего речевого общения, стимулируется познавательная деятельность студентов, активизируются их интерес и саморефлексия, актуализируются необходимые теоретические знания и известные речевые единицы, обсуживающие ситуации классного общения на первом уроке.

На процессуальном этапе организуется деятельность студентов по развитию их речевой культуры на основе постановки и решения взаимосвязанной серии коммуникативных задач в разнообразных ситуациях педагогического взаимодействия. Задания построены так, чтобы стимулировать поиск различных путей решения при этом через групповую совместную творческо-речевую деятельность обеспечивая принятие совместных решений. Для выполнения заданий предлагаются небольшие отрезки времени (5-7 минут), что обеспечивает их динамичное протекание. В ходе работы используются режимы индивидуальной, парной и групповой работы, полемический обмен мнениями стимулируется вопросами, заданиями и дополнительными материалами для ознакомления. Многие моменты занятия представляют собой конструктивный обмен обоснованными мнениями, когда каждый из участников высказывает свою позицию, а в конце обсуждают-

ся достоинства каждой идеи и выбирается та, которую поддерживает большинство студентов группы. При организации ролевого общения каждый из студентов принимает на себя поочередно роль учителя и учащего. Профилактика языковых и социолингвистических ошибок проводится за счет специально отобранных образов дидактический речи, заданий речевого характера и предложенных ситуаций ролевого общения.

Занятие завершается итогово-оценочным этапом, посвященным краткому резюмированию содержательного компонента занятия, подведению его итогов, оценке вклада каждого студента в выполнение заданий и

обмену мнениями участников относительно характера, качества и степени полезности предлагаемых заданий.

На представленном занятии тема «Первый урок» послужила основой для моделирования разнообразных, типичных для урока иностранного языка ситуаций педагогического общения и построения ролевых игр для развития профессионально-коммуникативных и методических умений студентов. Представляется, что подобные занятия являются необходимым звеном в профессиональной подготовке будущих учителей и преподавателей английского языка, способными обеспечить их профессионально-коммуникативную подготовку.

Библиографический список

1. Яковлева Ю.М. Теоретические аспекты использования новых педагогических технологий в обучении педагогическому общению будущих учителей английского языка // Вопросы современной филологии и проблемы методики обучения языкам: Сборник научных статей по итогам V Международной научно-практической конференции. Брянск. 2017. С.179-185.

References

1. Yakovleva Y.M. Theoretical aspects of using new educational technologies in teaching pedagogical communication to future English teachers//Current issues of modern philology and problems of teaching languages: proceedings of the international scientific conference. Bryansk. 2017. Pp. 179-185.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.