УДК 808.5
РЕЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ В КОНТЕКСТЕ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТА
М.П. Манаенкова
Педагогический институт Мичуринского государственного аграрного университета, Россия, г. Мичуринск.
e-mail: [email protected]
В статье анализируются существующие в специальных исследованиях подходы к определению понятий «компетенция» и «компетентность», доказывается их нетождественность. Компетенция -это умение субъекта выполнять действия и функции определенного вида деятельности, основанное на необходимых знаниях, навыках, личностных качествах и ценностных ориентациях. Компетентность -это категория, характеризующая степень овладения конкретным человеком теми или иными компетенциями.
Рассматриваются связи речевой деятельности с внутренним миром человека. Обоснована необходимость формирования речевой компетенции как важнейшей составляющей процессов становления отдельной личности и развития нации в целом. Определена функциональная бинарность речевой компетенции по отношению к человеку.
Ключевые слова: компетентностная парадигма образования, компетенция, компетентность, языковая компетентность, речевая компетенция, коммуникативная компетентность, языковая личность.
Формирование и развитие личности, ее успешная социализация основываются на приобщении к общечеловеческим и национальным ценностям. Без приобщения к речевой культуре общества невозможно формирование и развитие образованной личности. Умение правильно строить свою устную и письменную речь является важнейшей частью любой профессиональной деятельности. Еще Наполеон предупреждал: «Тот, кто не умеет говорить, карьеры не сделает».
Сегодня, чтобы соответствовать современным требованиям жизни общества, человеку необходимо постоянно совершенствовать себя и свою жизнедеятельность, в том числе деятельность профессиональную. Важнейшим условием и средством такого развития и саморазвития является образование. Современная система образования все больше становится интегрированной, многоуровневой и многоступенчатой, подразумевающей новые, дополнительные возможности по обучению, личностному и профессиональному развитию [1].
В настоящее время в высшей школе наиболее востребованной является новая компе-тентностная парадигма образования. Результатом подготовки специалиста в высшем учебном заведении, согласно документам по модернизации образования, должны стать сформированные образовательные компетенции у выпускников вузов. Многие иссле-
дователи проблем современного высшего образования именно с компетентностным подходом связывают возможность выхода из кризиса высшей школы. В этом мы с ними солидарны, поскольку компетенции связывают воедино личностный и социальный смысл образования, позволяют готовить в высшей школе не только квалифицированных, но и социально адаптированных специалистов.
Компетенции предполагают, что студент не просто усваивает сумму знаний, умений, навыков (ЗУНов), а овладевает комплексной процедурой, позволяющей ему успешно осуществлять практическую деятельность, использовать ЗУНы для решения конкретных задач или проблемных ситуаций. Компетенции необходимы современному человеку: от того, насколько он хорошо их усвоил, зависит качество не только его собственной жизни, но и жизни общества в целом.
Компетенция в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентным в определенной сфере деятельности считается человек, который обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему не только обоснованно судить об этой сфере, но и эффективно действовать в ней.
В специальных исследованиях, посвященных проблемам компетентностного об-
разования, понятия «компетенция» и «компетентность» трактуются неоднозначно. К сожалению, в специальных исследования до сих пор нет однозначного толкования этих базовых понятий компетентностного подхода в образовании. Обычно под компетенцией понимается «круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен» [2, с. 234], а под компетентностью - «способность к интеграции знаний и навыков, способов их использования в условиях изменяющихся требований внешней среды» [3, с. 79].
И.Б. Васильев под компетентностью понимает «способность работника квалифицированно выполнять определенные виды работ в рамках конкретной профессии, добиваться высоких результатов труда на основе имеющихся у него профессиональных знаний, умений, навыков», а под компетенцией -«круг полномочий должностного лица, в пределах которого оно должно обладать необходимыми познаниями и имеет право принимать решения». По мнению автора, компетенция и компетентность соотносятся как должное и сущее, компетенция принадлежит должности, а компетентность - работнику [4, с. 35].
По нашему мнению, такая трактовка исследуемых понятий не совсем корректна: любое должностное лицо, какую бы должность оно не занимало, является в свою очередь работником. Очевидно, что социальному человеку должны быть присущи и компетенции, и компетентность.
Современные обстоятельства развития нашего общества, да и человечества в целом убедительно доказывают необходимость непрерывного образования [5]. В этой связи интересной, на наш взгляд, является точка зрения М.А. Чошанова на сущность понятия «компетентность», который считает, что компетентность - это не только совокупность знаний, но и, что особенно значимо, «постоянное стремление к их обновлению и использованию в конкретных условиях, т.е. владение оперативными и мобильными знаниями. Это гибкость и критичность мышления, подразумевающая способность выбирать наиболее оптимальные и эффективные решения и отвергать ложные» [4, с. 35].
Очевидным является то обстоятельство, что компетенция является базисом для
формирования и развития компетентности. Компетенции формируются в процессе обучения, изучения дисциплин, предусмотренных учебным планом. Так, например, результатом изучения «Культуры речи», относящейся к базовой части профессионального цикла дисциплин многих вузов, является формирование компетенций ОК-6 (способен логически верно выстраивать устную и письменную речь), ОК-16 (способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики) и ОПК-3 (владеет основами речевой профессиональной культуры).
Компетенции являются, по нашему мнению, метапредметными образованиями, так как формируются посредством специально организуемых интегральных образовательных пространств. В интегральном образовательном пространстве изучается не конкретная дисциплина или даже их комплекс, а какое-то научное явление, событие, феномен технической деятельности, культурной или общественной жизни, воссоздаваемый с помощью теоретической модели. Она базируется на содержании нескольких дисциплин, но не равнозначна им. Интегральное пространство коррелирует с группой учебных курсов, но не сводится к ней. В интегральном образовательном пространстве студент занимает центральное место, его сознание выступает фактором интеграции. Компетенции обусловливают личностно-деятельност-ный подход в образовании, поскольку являются важными составляющими современной личности и выявляются в конкретной деятельности.
Нам представляется более удачной точка зрения А.В. Хуторского, согласно которой необходимо отличать анализируемые понятия. Под компетенцией следует понимать совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для того, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним. Под компетентностью - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Важно, что компетенции и компетентность в совокупности оп-
ределяют и отражают функциональную грамотность студентов-выпускников.
Многие сферы профессиональной деятельности, в которых предстоит реализовать себя выпускникам вузов, связаны с межличностной коммуникацией, с активным воздействием на человека. Эффективная современная подготовка специалиста в разных областях, а в области профессий типа «человек - человек» в первую очередь, предполагает выдвижение речеведческих дисциплин как значимых составляющих всех образовательных программ, как основополагающих в формировании речевой компетенции выпускников. Зависимость между речевой культурой личности, ее общей культурой и возможностями получения полноценного образования и перспективами духовного, социального, профессионального роста не вызывает сомнений. А.А. По-тебня справедливо подчеркивал: «в слове человек находит новый для себя мир, не внешний и чуждый его душе, а уже переработанный и ассимилированный душою другого... без размена слов человек при всевозможных внешних возбуждениях нравственно засыпает» [6, с. 17].
Гуманизация, антропоцентризм современного образовательного процесса предполагают особое внимание к языку и речи, так как именно в них и только через них человек может реализоваться как личность. Речь -это не только зеркало человека, но и его составная часть, которая определяет его личностную, ментальную сущность. В речевой деятельности находят отражение как индивидуальные особенности, так и специфика национального менталитета: языковая личность всегда представляет собой национально-специфический тип коммуниканта, обладающий культурно-обусловленной картиной мира и системой ценностей, характерных для представителей того или иного национального характера и менталитета. А приобщение к языку, к языковой культуре, к «коллективному бессознательному» существенно способствует формированию человека как личности.
В лингвистическом понимании функции культурной «границы», разделяющей два противоположных участка, выполняют нормы языка. Сегодня особенно очевидным яв-
ляется заключение о том, что нормирован-ность языка - это залог его устойчивости, целостности и общедоступности, вследствие которых язык и может выполнять свою основную функцию - коммуникативную. При этом и сам язык, и речь в целом становятся ценностью, а ценностное отношение есть признак культуры.
Как известно, формирование и развитие личности, ее успешная социализация основывается на приобщении к общечеловеческим и национальным ценностям. По мнению ученых и руководителей различных организаций, современный выпускник вуза должен быть не только образованным, способным к анализу и решению сложных проблемных ситуаций, но и должен проявлять внимание к собственной речевой культуре, которая является обязательным компонентом его профессионального и личностного становления.
В современном российском обществе необходимость формирования речевой компетенции на всех уровнях образовательной системы становится все более очевидной. Во многом такая актуализация обусловлена тем, что развитие речемыслительной деятельности в процессе и в результате обучения обеспечивает личности успешную социализацию, когда она, стремясь быть представленной со своими особенностями и отличиями, проявляет потребность быть принятой социумом [7]. Зависимость между речевой культурой личности, ее общей культурой, возможностями получения полноценного образования и перспективами духовного, социального, профессионального роста не вызывает сомнений.
Без приобщения к речевой культуре общества невозможно формирование и развитие образованной личности, поэтому сегодня основной задачей всех, кто организует гуманитарную образовательную среду, является формирование речевой компетенции.
Речевая компетенция - свободное практическое владение речью на данном языке, умение говорить правильно, бегло и динамично как в диалоге, так и в виде монолога, хорошо понимать слышимую и читаемую речь, включая умение производить и понимать речь в любом функциональном стиле;
является неотъемлемой составной частью культуры индивида. Речевая компетенция обусловливается языковой компетенцией, широкой речевой практикой общения, большим объемом чтения литературы разных жанров и обусловливает коммуникативную компетенцию [8]. Отметим, что, в отличие от языковой и коммуникативной, речевая компетентность имеет дискурсивную природу и отражает качество вербального поведения обучаемых, ориентированных на требования профессии.
Речевая деятельность выполняет бинарную функцию по отношению к человеку: способствует, будучи частью речемысли-тельной деятельности, развитию личности и зеркально отражает его сущность. Не случайно еще несколько веков назад Сократ произнес примечательную в этом отношении фразу: «Заговори, чтобы я тебя увидел». Д.С. Лихачев писал: «Вернейший способ узнать человека - его умственное развитие, его моральный облик, его характер - прислушаться к тому, как он говорит. Если мы замечаем манеру человека себя держать, его походку, его поведение и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека - гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры» [9, с. 16].
Человек - часть социума, поэтому он является носителем ментальных особенностей определенной нации. Коллективно-индиви-дуальный «склад ума», социально-психоло-гические установки, способы восприятия, манера чувствовать и думать не только отражаются в речи, но и формируются под ее влиянием. В этой связи важна ответственность каждого из нас не только перед самим собой за состояние своей речевой культуры, но и перед обществом в целом. К сожалению, нельзя не согласиться с мнением ведущих лингвистов относительно существующего кризисного состояния речемыслительной культуры населения, что негативно сказывается не только на психологических особенностях сформировавшихся индивидуальностей и личностей, находящихся в процессе становления, но и имеет далеко идущие последствия для характеристики менталитета нации, уровня ее культуры.
Языковое сознание личности является важнейшей составляющей ментальности. Именно вербализованный опыт, знания, культура, накопленные определенным этноязыковым сообществом, и создают менталь-ность - своеобразную форму овладения миром. Ментальность, понимаемая как коллективная память, соотносится с понятием «разделенного знания», на базе которого формируется новое содержание, где часть информации является национально-специфичной и не вызывает реакции узнавания у носителей другой культуры. В этом смысле российская ментальность формирует личность иначе, чем любая другая.
Языковое образование обязательно должно включать три составляющие: формирование языковой (лингвистической) компетенции (научные знания о языке), речевой компетенции (владение функциональными регистрами русского языка), коммуникативной компетенции (способность эффективно использовать все языковые средств для осуществления успешной коммуникации в разных сферах общения). Речевая компетенция занимает особое место среди компонентов лингвистического образования: является важным связующим звеном между языком как системой знаков и символов (языковой компетенцией) и успешной коммуникацией (коммуникативной компетенцией).
Формирование речевой компетенции -важная задача современной образовательной системы вообще и высшего образования в частности. Проблема заключается в том, что язык как средство общения мы изучаем много лет, а самому общению с использованием этого средства почти нигде не учат. Учащиеся старательно заучивают правила, а на практике не могут их применить. Результат - плохое владение письменной речью: ошибки в правописании, построении текста, неумение формулировать и выражать собственные мысли. Причем, устной речью многие владеют даже хуже, чем письменной. Введение единого государственного экзамена по русскому языку в школе, на наш взгляд, еще более усугубило проблему: в вузы приходят выпускники школ, которые не любят (а вернее не могут!) выступать на семинарских занятиях, участвовать в дискуссиях, стесняются говорить публично.
Речевая компетенция является одной из ключевых среди личностных и профессиональных компетенций специалиста, поэтому вопросы ее формирования требуют особого внимания современного образования вообще и вузовского в частности. Результатом образовательного процесса в современной высшей школе должен стать выпускник, у которого сформированы все необходимые компетенции.
Литература
1. Шаршов И.А., Макарова Л.Н. Сущность и структура компетентностно-развивающей модели повышения квалификации научно-педагогических кадров // Вестник Тамбовского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2011. № 1. С. 105-110.
2. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1989.
3. Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологи-ческого анализа // Педагогика. 2005. № 4. С. 19-27.
4. Маньшин М.Е., Демина Н.В. Компетентность педагога как результат профессиональной подготовки // Высшее образование сегодня. 2009. № 5. С. 34-36.
5. Макарова Л.Н., Шаршов И.А. Повышение квалификации преподавателя высшей школы: саморазвитие и компетентность // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2012. № 2. С. 43-52.
6. Потебня А.А. Слово и миф. М., 1989.
7. Манаенкова М.П. Речевая компетенция - зеркало духовной культуры человека // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2013. № 5. С. 273-275.
8. Романова Н.Н., Филиппов А.В. Словарь. Культура речевого общения: этика, прагматика, психология. М., 2010.
9. Лихачев Д.С. Самая большая ценность народа // Журналистика и культура русской речи. 2002. № 1.
References
1. Sharshov I.A., Makarova L.N. Sushhnost' i struk-tura kompetentnostno-razvivajushhej modeli po-vyshenija kvalifikacii nauchno-pedagogiche-skih kadrov // Vestnik Tambovskogo gosudarstven-
nogo universiteta. Serija: Gumanitarnye nauki. Tambov, 2011. № 1. S. 105-110.
2. Ozhegov S.I. Slovar' russkogo jazyka. M., 1989.
3. Andreev A.L. Kompetentnostnaja paradigma v obrazovanii: opyt filosofsko-metodologi-cheskogo analiza // Pedagogika. 2005. № 4. S. 19-27.
4. Man'shin M.E., Demina N.V. Kompetentnost' pedagoga kak rezul'tat professional'noj podgo-tovki // Vysshee obrazovanie segodnja. 2009. № 5. S. 34-36.
5. Makarova L.N., Sharshov I.A. Povyshenie kvalifikacii prepodavatelja vysshej shkoly: samorazvi-tie i kompetentnost' // Vestnik Moskovskogo go-rodskogo pedagogicheskogo universiteta. Serija: Pedagogika i psihologija. 2012. № 2. S. 43-52.
6. Potebnja A.A. Slovo i mif. M., 1989.
7. Manaenkova M.P. Rechevaja kompetencija -zerkalo duhovnoj kul'tury cheloveka //Social'no-jekonomicheskie javlenija i processy. Tambov, 2013. № 5. S. 273-275.
8. Romanova N.N., Filippov A.V. Slovar'. Kul'tura rechevogo obshhenija: jetika, pragmatika, psihologija. M., 2010.
9. Lihachev D.S. Samaja bol'shaja cennost' naroda // Zhurnalistika i kul'tura russkoj rechi. 2002. № 1.
SPEECH COMPETENCE IN THE CONTEXT OF PERSONALPROFESSIONAL COMPETENCES OF THE STUDENT
M.P. Manaenkova
Teachers College of Michurinsk State Agrarian University, Russia, Michurinsk. e-mail: [email protected]
The article contains the analysis of approaches to definition of competence and professional integrity and their diversity. Competence - is a skill of a subject to carry out actions and functions of a certain type of activity based on necessary knowledge, skills, personal qualities and value systems. Professional integrity - is a category characterizing the degree of learning of one or other competences by a particular person.
Connection of speech with the inward man is considered in the article. The necessity of formation of speech competence is substantiated as the most important component of the processes of socialization and development of nation as a whole. It is estimated functional binarity of speech competence towards the human being.
Key words: competence-based model of education, competence, professional integrity, language proficiency, speech competence, communication competency, linguistic identity.