К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ
В УСЛОВИЯХ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
М. П. МАНАЕНКОВА
Статья посвящена рассмотрению роли речевой компетенции в структуре личностнопрофессиональных компетенций специалиста. Обоснована значимость данной компетенции для эффективной профессиональной деятельности в системе «человек-человек». Обозначены проблемные аспекты формирования речевой компетенции у студентов в условиях вуза.
Ключевые слова: речевая компетентность, речевая культура личности, парадигма современного образования, компетентностный подход, высшая школа.
Современный уровень речевой культуры нашего общества вообще и речевой культуры личности как конкретного репрезентанта социальной культуры в частности делает исследуемую в настоящей статье проблему одной из основополагающих в парадигме современного образования.
Под речевой культурой или культурой речи принято понимать «владение нормами устного и письменного литературного языка, а также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи» [3]. К великому сожалению любого неравнодушного к состоянию родного языка человека современную речь в основной массе не может охарактеризовать ни первый, ни второй признак.
Общеизвестным является то обстоятельство, что в последние годы в обществе наблюдается снижение уровня владения русским литературным языком в официальной сфере, растущее пренебрежение соблюдением норм культуры речи даже в среде работников образования, культуры, печати, радио, телевидения. Удручает то, что констатация снижения уровня речевой культуры в обществе зачастую даже специалистами осуществляется с некоей долей обреченности, безысходности. А между тем деятельность людей, имеющих отношение к формированию речевой культуры наших граждан, должна быть ориентирована на исправление нежелательных тенденций в использовании и развитии русского языка.
Своевременным является принятие федеральной целевой программы «Русский язык» на 20112015 гг., однако нам представляется, что принятие даже такой важной и нужной программы не может в полной мере решить проблемы культуры
речи: необходима личная ответственность каждого носителя русского языка перед самим собой за свое развитие, за состояние своей речевой культуры.
Как известно, формирование и развитие личности, ее успешная социализация основываются на приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям. Без приобщения к речевой культуре общества невозможно формирование и развитие образованной личности. Умение правильно строить свою устную и письменную речь является важнейшей частью любой профессиональной деятельности. Еще Наполеон предупреждал: «Тот, кто не умеет говорить, карьеры не сделает».
Сегодня, чтобы соответствовать современным требованиям жизни общества, человеку необходимо постоянно совершенствовать себя и свою жизнедеятельность, в том числе деятельность профессиональную. Важнейшим условием и средством такого развития и саморазвития является образование. Современная система образования все больше становится интегрированной, многоуровневой и многоступенчатой, подразумевающей новые, дополнительные возможности по обучению, личностному и профессиональному развитию [4].
В настоящее время в высшей школе наиболее востребованной является новая компетентностная парадигма образования. Результатом подготовки специалиста в высшем учебном заведении, согласно документам по модернизации образования, должны стать сформированные образовательные компетенции у выпускников вузов. Многие исследователи проблем современного высшего образования именно с компетентностным подходом связывают возможность выхода из кризиса выс-
шей школы. В этом мы с ними солидарны, поскольку компетенции связывают воедино личностный и социальный смысл образования, позволяют готовить в высшей школе не только квалифицированных, но и социально адаптированных специалистов. Компетенции предполагаются, что студент не просто усваивает сумму знаний, умений, навыков (ЗУНов), а овладевает комплексной процедурой, позволяющей ему успешно осуществлять практическую деятельность, использовать ЗУНы для решения конкретных задач или проблемных ситуаций. Компетенции необходимы современному человеку: от того, насколько он хорошо их усвоил, зависит качество не только его собственной жизни, но и жизни общества в целом.
Компетенция в переводе с латинского сотре-(епИа означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентным в определенной сфере деятельности считается человек, который обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему не только обоснованно судить об этой сфере, но и эффективно действовать в ней.
В специальных исследованиях, посвященных проблемам компетентностного образования, понятия «компетенция» и «компетентность» трактуются неоднозначно. Чаще всего эти понятия употребляются как синонимичные. Нам представляется более удачной точка зрения А. В. Хуторского, согласно которой необходимо отличать анализируемые понятия. Под компетенцией следует понимать совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для того, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним. Под компетентностью - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности [6]. Важно, что компетенции и компетентность в совокупности определяют и отражают функциональную грамотность студентов-выпускников.
Многие сферы профессиональной деятельности, в которых предстоит реализовать себя выпускникам вузов, связаны с межличностной коммуникацией, с активным воздействием на человека. Эффективная современная подготовка специалиста в разных областях, а в области профессий типа «человек - человек» в первую очередь предполагает выдвижение речеведческих дисциплин как значимых составляющих всех образовательных программ, как основополагающих в формирова-
нии речевой компетенции выпускников. Зависимость между речевой культурой личности, ее общей культурой и возможностями получения полноценного образования и перспективами духовного, социального, профессионального роста не вызывает сомнений. А. А. Потебня справедливо подчеркивал: «в слове человек находит новый для себя мир, не внешний и чуждый его душе, а уже переработанный и ассимилированный душою другого... без размена слов человек при всевозможных внешних возбуждениях нравственно засыпает» [5].
Гуманизация, антропоцентризм современного образовательного процесса предполагают особое внимание к языку и речи, так как именно в них и только через них человек может реализоваться как личность. Сегодня особенно актуально звучат слова В. фон Гумбольдта о том, что «изучение языка не заключает в себе конечной цели, а вместе со всеми прочими областями служит высшей и общей цели совместных устремлений человеческого духа - цели познания человеком самого себя и своего отношения ко всему видимому и скрытому вокруг себя» [2].
Речь - это не только зеркало человека, но и его составная часть, которая определяет его личностную, ментальную сущность. В речевой деятельности находят отражение как индивидуальные особенности, так и специфика национального менталитета: языковая личность всегда представляет собой национально-специфический тип коммуниканта, обладающий культурно обусловленной картиной мира и системой ценностей, характерных для представителей того или иного национального характера и менталитета. А приобщение к языку, к языковой культуре, к «коллективному бессознательному» существенно способствует формированию человека как личности.
В лингвистическом понимании функции культурной «границы», разделяющей два противоположных участка, выполняют нормы языка. Сегодня особенно очевидным является заключение о том, что нормированность языка - это залог его устойчивости, целостности и общедоступности, вследствие которых язык и может выполнять свою основную функцию - коммуникативную. При этом и сам язык, и речь в целом становятся ценностью, а ценностное отношение - есть признак культуры.
Компетенция проявляется через постановку и достижение цели в субъективно новой ситуации вне зависимости от того, осознаем мы эту цель или нет. В таком понимании компетенция является единой, системной, не поддающейся расчлене-
нию на отдельные элементы. Это, считает Г. В. Голуб, - единая «личностная» компетенция, вбирающая в себя все остальные компетенции -общие (интегрированные) ключевые компетенции: социально-политическую, межкультурную, коммуникативную, информационно-технологическую, профессиональную (именно такими компетенциями должен овладеть выпускник российской школы). В свою очередь, в составе коммуникативной компетенции мы - в порядке методической процедуры - выделяем речевую компетенцию» [1].
Речевая компетенция базируется на языковой и культуроведческой компетенциях и является главной составляющей коммуникативной компетенции.
Формирование речевой компетенции - важная задача современной образовательной системы вообще и высшего образования в частности. Проблема заключается в том, что язык как средство общения мы изучаем много лет, а самому общению с использованием этого средства почти нигде не учат. Учащиеся старательно заучивают правила, а на практике не могут их применить. Результат - плохое владение письменной речью: ошибки в правописании, построении текста, неумение формулировать и выражать собственные мысли. Причем устной речью многие владеют даже хуже, чем письменной. Введение единого государственного экзамена по русскому языку в школе, на наш взгляд, еще более усугубило проблему: в вузы приходят выпускники школ, которые не любят (а вернее не могут!) выступать на семинарских занятиях, участвовать в дискуссиях, стесняются говорить публично.
Речевая компетенция является одной из ключевых среди личностных и профессиональных компетенций специалиста, поэтому вопросы ее формирования требуют особого внимания современного образования вообще и вузовского в част-
ности. Результатом образовательного процесса в современной высшей школе должен стать выпускник, у которого сформированы все необходимые компетенции.
Литература
1. Голуб Г. В., Перелыгина Е. А., Чуракова О. В. Метод проектов - технология компетентностно-ориентированного образования. Самара, 2006. С. 6-7.
2. Гумбольт В. фон Язык и философия культуры. М., 1985. С. 34.
3. Лингвистический энциклопедический словарь / под ред. В. Н. Ярцевой. М., 1990. С. 247.
4. Макарова Л. Н., Шаршов И. А. Повышение квалификации преподавателя высшей школы: саморазвитие и компетентность // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2012. № 2. С. 43-52.
5. Потебня А. А. Слово и миф. М., 1989. С. 62.
6. Хуторский А. В. Ключевые компетентности как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2.
* * *
TO THE PROBLEM OF FORMATION OF SPEECH COMPETENCE OF STUDENTS IN THE CONDITIONS OF THE HIGHER SCHOOL
M. P. Manayenkova
Article is devoted to consideration of a role of speech competence of structure of personal and professional competences of the expert. The importance of this competence for effective professional activity in system "the person - the person" is proved. Problem aspects of formation of speech competence at students in the conditions of higher education institution are designated.
Key words: speech competence, speech culture of personality, paradigm of modern education, competence-based approach, higher school.