РЕЧЕВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ВЫПУСКНИКА ВУЗА - ОСНОВА ЕГО УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ
М. П. МАНАЕНКОВА
Статья посвящена рассмотрению обусловленности социализации выпускника вуза уровнем сформированности у него речевой компетентности. Обоснована необходимость формирования речевой компетентности как важнейшей составляющей процессов становления отдельной личности и развития общества в целом. Определено значение формирования речевой компетентности выпускника вуза для его социализации.
Ключевые слова: компетентностная парадигма образования, языковая личность, речевая компетентность, языковая компетентность, коммуникативная компетентность.
Общество сегодня предъявляет все более высокие требования к коммуникативным качествам человека, позволяющим ему быть конкурентоспособным в новых условиях на рынке труда и в социуме. Стремительное развитие современного общества повлекло за собой и изменение образовательной парадигмы высшей школы. Компетент-ностный подход предполагает формирование у выпускника вуза ряда компетентностей, которые и определяют уровень его профессиональной подготовленности.
Одним из важнейших условий успешной социализации выпускника высшей школы является его речевая компетентность. Интенсивное развитие гуманитарного знания, антропоцентризм современной науки предполагают особое внимание к языку и речи, так как именно в них и только через них человек может осуществиться как личность. Вполне современно звучат сегодня слова В. фон Гумбольдта о том, что «изучение языка не заключает в себе конечной цели, а вместе со всеми прочими областями служит высшей и общей цели совместных устремлений человеческого духа - цели познания человеком самого себя и своего отношения ко всему видимому и скрытому вокруг себя» [1].
Специальные исследования последних десятилетий убедительно доказывают, что речевая компетентность является неотъемлемой частью культуры личности. В контексте компетентност-ного подхода в современной образовательной парадигме высшей школы формированию исследуемой компетентности придается большое значение [6; 9]. По мнению ученых и руководителей различных организаций, современный выпускник
вуза должен быть не только образованным, способным к анализу и решению сложных проблемных ситуаций, но и должен проявлять внимание к собственной речевой культуре, которая является обязательным компонентом его профессионального и личностного становления. Д. С. Лихачев не раз говорил о значимости речевого портрета личности: «Вернейший способ узнать человека - его умственное развитие, его моральный облик, его характер - прислушаться к тому, как он говорит. Если мы замечаем манеру человека себя держать, его походку, его поведение и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека - гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры» [5].
Языковое образование обязательно должно включать три составляющие: формирование языковой (лингвистической) компетентности (научные знания о языке), речевой компетентности (владение функциональными регистрами русского языка), коммуникативной компетентности (способность эффективно использовать все языковые средств для осуществления успешной коммуникации в разных сферах общения). Речевая компетентность занимает особое место среди компонентов лингвистического образования: является важным связующим звеном между языком как системой знаков и символов (языковой компетентностью) и успешной коммуникацией (коммуникативной компетентностью).
Язык является структурообразующим элементом образования, поскольку именно знание языка дает возможность полноценно осваивать учебные дисциплины. Для становления новой концепции языкового образования чрезвычайно
М. П. МАНАЕНКОВА
157
значимыми оказываются антропоцентрические ориентации современной лингвистической науки, актуальное в современной лингвистике понятие языковой личности.
Впервые это понятие употребил в своих работах В. В. Виноградов. В широкий научный обиход ввел его Ю. Н. Караулов, который предлагал под языковой личностью понимать «совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и воспроизведение им речевых произведений (текстов), которые различаются: а) степенью структурно-языковой сложности, б) глубиной и точностью отражения действительности, в) определенной целевой направленностью... » [4].
Языковая личность предполагает сформиро-ванность ряда компетентностей, характеризующих ее речевое поведение, - языковой компетентности, речевой компетентности, коммуникативной компетентности.
В содержание языковой личности исследователи предлагают включать следующие компоненты:
1) ценностный, мировоззренческий компонент содержания воспитания, то есть система ценностей или жизненных смыслов. Язык обеспечивает первоначальный и глубинный взгляд на мир, образует тот языковой образ мира и иерархию духовных представлений, которые лежат в основе формирования национального характера и реализуются в процессе языкового общения;
2) культурологический компонент, то есть уровень освоения культуры как эффективного средства повышения интереса к языку. Привлечение фактов культуры изучаемого языка, связанных с правилами речевого и неречевого поведения, способствует формированию навыков адекватного употребления и эффективного воздействия на партнера по коммуникации;
3) личностный компонент, то есть индивидуальное, глубинное, что есть в каждом человеке.
Исследования языковой личности и определяющих ее компетентностей проводятся достаточно давно в лингвистике (Ю. Н. Караулов, Г. И. Бо-гин, С. Г. Воркачев, Л. П. Клобукова, В. И. Шахов-ский и др.) и в социальных науках (Л. А. Петровская, Н. В. Кузьмина, Ю. М. Жуков и др.). Однако следует отметить, что далеко не всегда в специальных исследованиях находят четкое определение основные компетентности, формирующие языковую личность, - языковая, речевая, коммуникативная. Наибольшая вариативность определений наблюдается в отношении исследуемой нами речевой компетентности.
Речевая компетентность понимается как уровень владения основными умениями и навыками всех видов речевой деятельности в жизненно важных для данного возраста сферах и жанрах общения в языковедческих исследования. Лингвисты рассматривают речевую компетентность как умение создавать и понимать различные типы дискурса.
В образовательном стандарте среднего общего образования по иностранному языку отмечается, что речевая компетентность обеспечивает функциональное использование изучаемого языка, то есть умение понимать аутентичные тексты, передавать информацию в связанных, аргументированных высказываниях (говорение и письмо), планировать свое речевое и неречевое поведение, а также использовать язык на основе междисциплинарного подхода как средство формирования целостной картины мира.
В работах по педагогике речевая компетентность трактуется двояко: как знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и порождения своих собственных программ речевого поведения, адекватного полям, сферам, ситуациям общения, и как совокупность знаний о системе языка, его функциях, устройстве, умения и навыки нормативного использования языковых средств для достижения орфографической, пунктуационной и речевой грамотности.
Существует точка зрения, согласно которой речевая компетентность - это языковая система в действии, использование ограниченного количества языковых средств, закономерностей их функционирования для построения высказываний от простейшего выражения чувств до передачи нюансов интеллектуальной информации.
Представленный выше анализ определений исследуемой в работе компетентности показывает, что понятие наполнено различным содержанием. Очевидно, что понятие речевой компетентности включает в себя характеристики, некоторые из которые могут быть отнесены либо к языковой компетентности, либо к коммуникативной компетентности. Тогда как исследуемая нами компетентность представляет собой особую характеристику языковой личности.
Под речевой компетентностью вслед за Н. Н. Романовой и А. В. Филипповой следует понимать «свободное практическое владение речью на данном языке, умение говорить правильно, бегло и динамично как в диалоге, так и в виде монолога, хорошо понимать слышимую и читаемую речь, включая умение производить и понимать речь в любом функциональном стиле». Речевая
компетентность обусловливается языковой компетентностью, широкой речевой практикой общения, большим объемом чтения литературы разных жанров и обусловливает коммуникативную компетентность [8]. Отметим, что, в отличие от языковой и коммуникативной, речевая компетентность имеет дискурсивную природу и отражает качество вербального поведения обучаемых, ориентированных на требования профессии.
Следует особо подчеркнуть, что речевая компетентность не ограничивается только знаниями, умениями, навыками, касающимися лингвистической стороны речевого поведения, что она предполагает еще и определенное психологическое содержание. Это содержание обусловлено тем, что все языковые и речевые средства, входящие в речевую компетентность, необходимы, прежде всего, для обеспечения эффективного понимания чужих и создания собственных дискурсов различного характера. С позиций современных подходов, дискурс - это «сложное коммуникативное явление, которое включает в себя и социальный контекст, дающий представление как об участниках коммуникации (и их характеристиках), так и о процессах производства и восприятия сообщения» [2].
В дискурсах личность реализует накопленное субъективное содержание, транслирует результаты рефлексии и самоанализа, упорядочивает себя и свой индивидуальный опыт. В связи с этим фактом речевую компетентность в некоторых источниках называют еще дискурсивной компетентностью.
Развитие языковой личности является важной составляющей целенаправленного процесса социализации. Языковая личность отражает особенности национального менталитета: она всегда представляет собой национально-специфический тип коммуниканта, обладающий культурно-обусловленной картиной мира и системой ценностей, характерных для представителей того или иного национального характера и менталитета. А приобщение к языку, к языковой культуре, к «коллективному бессознательному» существенно способствует формированию личности в целом, ведь, как подчеркивал А. А. Потебня, «в слове человек находит новый для себя мир, не внешний и чуждый его душе, а уже переработанный и ассимилированный душою другого... без размена слов человек при всевозможных внешних возбуждениях нравственно засыпает» [7].
Сегодня для всех очевидным является то обстоятельство, что формированию речевой компе-
тентности необходимо уделять больше внимания в системе профессионального образования, ведь она обусловливает, с одной стороны, личностное развитие выпускника вуза, а с другой, уровень развития общества в целом.
Литература
1. Гумбольт В. Язык и философия культуры. М., 1985.
2. Дейк Т. А. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989. С. 175.
3. Лавринова Н. Н. Культурологический аспект изучения теории языковой личности // Аналитика культурологии. 2005. № 1. С. 34.
4. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность языковая личность и задачи ее изучения. М., 2003. С. 84.
5. Лихачев Д. С. Самая большая ценность народа // Журналистика и культура русской речи. 2002. № 1. С. 16.
6. Макарова Л. Н., Шаршов И. А. Повышение квалификации преподавателя высшей школы: саморазвитие и компетентность // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия Педагогика и психология. 2012. № 2. С. 43-52.
7. Потебня А. А. Слово и миф. М., 1989. С. 30.
8. Романова Н. Н. Филиппов А. В. Словарь. Культура речевого общения: этика, прагматика, психология. М., 2010. С. 46.
9. Шаршов И. А., Макарова Л. Н. Сущность и структура компетентностно-развивающей модели повышения квалификации научно-педагогических кадров // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. 2011. Вып. 1 (93). С. 105-110.
* * *
SPEECH COMPETENCE OF THE
GRADUATE OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION - THE BASIS OF ITS SUCCESSFUL SOCIALIZATION
M. P. Manayenkova
Article is devoted to consideration of conditionally of socialization of the graduate of higher education institution by the level of his speech competence formation. Need of formation of speech competence as the most important component of processes of formation of the individual and society development as a whole is proved. Value of formation of speech competence of the graduate of higher education institution for its socialization is defined.
Key words: competence-based paradigm of education, language personality, speech competence, language competence, communicative competence.