УДК 371.132
РЕЧЬ УЧИТЕЛЯ: О ЯЗЫКЕ ПРЕТЕНЗИИ
Дмитрий Вячеславович Верин-Галицкий,
учитель средней школы № 32 г. Хабар овска
Сегодня очень много говорят о здоровом образе жизни. О том, что надо заниматься спортом. Про ГТО вот вспомнили и начали внедрять в массы. О том, что алкоголь и курение сигарет — это плохо. Что пища должна быть здоровой и есть всё подряд не надо. Всё это правильно. ЗОЖ — здоровый образ жизни — это такой современный тренд.
Но есть ещё что-то, что очень сильно влияет на качество жизни. Оно не только в спорте и здоровом питании, но и в том, как и в каком направлении мы думаем, как говорим, выпускаем мысли во внешний мир, адресуя их другим людям. От мыслей и слов тоже напрямую зависит экология жизни.
• претензия • язык претензии • экология речи • гордыня • гордыня у учителя • служение • служение как умонастроение • непродуктивность претензии • закон разрушительного действия претензии
С некоторых пор я стал очень щепетильным к проявлению претензии в речи людей. Раньше как-то не обращал на это внимания, не слышал..., точнее, что-то слышал, но не осмысливал, а с некоторых пор мой слух относительно высказываний с позиции претензии обострился. Конечно, тому есть причины. Есть в моей жизни учителя, которые заострили внимание на этом феномене, и те люди, которые проявление этого феномена мне явно демонстрировали и продолжают демонстрировать до сих пор, и эта их демонстрация совсем не нравится. А раз мне это не нравится, то, как минимум, я для себя понимаю, что так делать не стоит. Слыша какие-то реплики извне, общаясь с разными людьми, я претензию сразу
выделяю. Конечно, никому никаких замечаний не делаю, но слышать — слышу. Стараюсь никого не осуждать, но очень и очень сочувствую. Почему сочувствую, полагаю, что это станет ясно ближе к концу статьи.
Я очень трепетно отношусь к детству. Это главная причина, почему я до сих пор работаю в школе1. Мне важно иметь с ними постоянный контакт. Важно видеть детские глаза, слышать детские голоса, кого-то вести за собой, с кем-то просто находиться в коммуникации и надеяться, всего лишь надеяться, что кого-нибудь смогу научить чему-то важному, тому, что они смогут
1 С 1989-го года.
вынести во взрослую жизнь. Детство для меня — это совершенно особый мир, который существует по законам и правилам. К сожалению, часто взрослые, не принимая объективные реалии детства, не принимая природу ребёнка, хотят видеть в детях взрослых. Кто-то предъявляет им чрезмерные требования. Кто-то в нотациях им произносит длинные нравоучительные тексты, полагая, что ребёнок должен «на раз-два» осмыслить этот взрослый текст, всё осознать и исправить. Сами-то взрослые не всё понимают, осознают и исправляют, а мы хотим, чтобы дети быстро и сразу всё делали и понимали. И негодуем, что они такие-сякие непонятливые, непослушные и ещё всякие разные, при этом мешающие взрослым нормально жить. Но дети — это дети, а не взрослые маленького роста. Вот это неприятие взрослыми природы детства, а также ощущение власти над ребёнком и рождает их стиль общения с детьми с позиции недовольства и претензии.
Мне не нравится, когда люди разговаривают с позиции претензии. И я полагаю, что вам, уважаемый читатель, тоже это не нравится. А если это не нравится, то, что тогда должны чувствовать дети, когда с ними изо дня в день взрослые разговаривают языком претензии?
ТУ" «
К сожалению, в повседневной речи, которая отражает мысли, высказываний в форме претензии достаточно много. Для многих язык претензии — это норма, и чего-то ненормального в этом они не видят и не просто не видят, а даже не слышат саму претензию в речи. К, сожалению, язык претензии — это объективная реальность жизни.
Общение с позиции претензии как явление не экологично. Такое общение оказывает негативное влияние как на того, к кому претензия обращена, так и на того, кто является её источником.
В каких случаях люди становятся источником претензии?
Когда есть недовольство другими.
Когда другой должен сделать так, как я хочу, а он сделал по-своему и мне это не нравится.
Основная причина недовольства кем-то — он не оправдал моих ожиданий, он сделал что-то такое, что не вписывается в мою жизненную концепцию.
По роду учительской деятельности приходится часто кем-то быть недовольными, как правило, детьми, а иногда их родителями. Мы очень часто не соглашаемся с чьим-то поступком, действием или бездействием.
Отчего форма обозначения этого недовольства — претензия? Или других форм обозначения недовольства не существует?
Причём претензия порой может выражаться в словах, которые в нашей с вами деятельности не могут быть использованы в принципе. Иногда претензия может принимать форму прямого оскорбления ребёнка или подчинённого. К сожалению, такое тоже бывает.
Попробуем понять, что претензия — это проявление гордыни.
А что же такое гордыня?
Гордыня — это когда человек считает себя более значимым, более продвинутым в его личном сравнении с другими людьми, он превозносит себя над ними в речи и поступках, пренебрежителен или снисходителен в отношении к ним.
Гордыня и формы претензии в речи учителей
I. Реализация потребности во власти, самоутверждение за счёт детей (часто при отсутствии культуры и «тормозов»):
• «Кто ты здесь такой, чтобы мне что-то доказывать!»
• «Всем стоять! Что вы прёте, как стадо баранов!»
• «Ты посмотри на себя! Ты что забыл, куда ты пришёл?! Ты в школу пришёл!»
II. Желание донести «свет знаний» в необразованные детские головы:
• «Вам это обязательно надо знать, ни один человек не может считаться образованным, не зная этого!»;
• «Знания, которые вы получаете в школе, — это ваша школа жизни!»;
• «Я не смогу спокойно спать, если мои ученики не будут знать этого материала»;
III. Желание добиться более высокого статуса и/или доходов или удержать их:
• «От результатов моих учеников зависит моя высшая категория»;
• «Результат моей аттестации зависит от результата моих учеников? Почему из-за них
я буду получать меньшую зарплату? Они будут знать, чего бы мне это ни стоило!»;
• «Я всем докажу, что я учитель высшей категории!»;
• «Я всего добилась сама, и я не намерена сдавать позиции!»
Как только появляется гордыня, одновременно с ней (в тот же миг) появляется претензия.
Претензия — это одно из проявлений гордыни, её текстовое обозначение.
Какова альтернатива гордыне?
Служение. Не будем рассуждать относительно учительского служения Детству и особой учительской миссии. Все эти слова — точно такая же гордыня.
Я говорю о служении как умонастроении.
Вот когда учитель существует в умонастроении служения, в его мыслях, в его речи претензия ко всему и ко всем отступает.
Одним из факторов всей работы являются деньги, которые платят за работу, и размер заработной платы для нас играет очень важную роль. И нам может не нравится размер
той оплаты труда, которую получаем, потому что кажется, что работаем намного больше.
Для кого-то может оказаться непросто соотнести труд и его результат в виде денег и умонастроения служения, но я и не говорю, что каждый обязательно
Тг «
должен измениться. Каждый сам для себя определяет, по какому пути ему идти, исходя из внутренних установок: по пути гордыни и претензии или же выбрать умонастроение служения.
Для тех, кто хотел бы своё отношение к работе направить в сторону служения, один из важных шагов — умение формулировать мысли без претензии и соответственно выражать мысли словами. Если же гордыня не отпускает, то попытки строить речь без претензии будут неискренними, весьма натянутыми, а дети лживость такой речи считают сразу. Уж лучше тогда искренняя претензия. Это, как минимум, будет честно, но насколько хорошо это?
Рассмотрим различные формы претензии в речи учителей.
• Претензия относительно какого-то действия или бездействия ученика:
— Смирнов! Тебе что, трудно бумажку с пола убрать?!
— Встали и пошли! Как песня! Хоть кто-нибудь бы обернулся и стулья поправил!
— Учитель (всё-таки учительница) выходит из кабинета и напротив кабинета видит детские зимние сапоги-валенки. Берёт их, заходит в класс
и произносит: «Чьи? Я больше не буду заносить вашу обувь в класс, пусть валяется!»
Разве кто-то из детей специально оставил свою обувь, чтобы позлить учителя? Или специально хотел забыть? Ну, какая-то Маша-растеряша оставила. Взрослые-то порой не всё могут контролировать, что с ними и вокруг них происхо-
дит. А ребёнок-первоклассник? Ну занесла учительница ботинки в класс, ну спросила чьи, да отдала с улыбкой и репликой «Не теряй!». И всё! Разве обязательно упрекать и грозить? В общем, предъявлять претензии.
• Претензия относительно одежды ученика:
— Петров! Миллион раз тебе говорила
о деловом стиле! Что за кофта на тебе?! Она что, деловой стиль?
• Претензия относительно родителей ученика:
— Иванов! Твои родители вообще следят за твоей успеваемостью?! Они в электронный дневник когда заглядывали в последний раз? Они вообще в курсе своих обязанностей?!
Какими бы ни были родители ученика, они его родители и они самые лучшие, других у него просто нет. Даже если и не самые лучшие, и ребёнок осознает их неидеальность, но когда учитель касается их личности в своих негативных высказываниях, сам этот факт многократно увеличивает разрыв между этим учителем и этим учеником. Желать учителю в этом случае уважения к себе со стороны ученика не стоит.
• Претензия относительно успеваемости ученика:
— Смирнов! Тебе вообще наплевать
на учёбу! Ты забыл, что это твоя основная обязанность?!
Конечно, мы хотим, чтобы наши ученики учились лучше, потому что их двойки портят картину успеваемости класса и нам не хочется, чтобы в этой связи нас упрекали на педсовете и напоминали, что «вы учитель высшей категории» и «вы просто обязаны учить всех на «четыре» и «пять».
Безусловно, наша задача, чтобы наши ученики учились хорошо. Но каков эффект от наших учительских претензий к ним? Они сразу побегут к портфелю, схватят учебник и станут учиться!?
Иногда претензии могут приобретать форму прямого оскорбления личности ребёнка. Часто это происходит совершенно непроизвольно, неосознанно. Действительно, те, у кого такое происходит, не слышат, как они унижают детей. Для них такая ситуация — естественный процесс воспитания в сочетании с удовлетворением потребности в превосходстве.
• Претензия в адрес класса:
— Да что вы, совсем не понимаете что-ли? Тут же всё просто... Меня из-за вас директор отчитала как девочку!...
• Претензия в адрес администрации школы:
— Кулуарно и негромко: недовольство зарплатой, условиями работы, расписанием, несказанным «спасибо» и прочее
и прочее.
Как правило, эти претензии повисают в воздухе и до адресата не доходят. Но они произносятся людьми, пусть даже и негромко, и сам факт этого произношения уже нехорош в первую очередь для тех, кто их произносит.
Мы очень легко и совершенно не задумываясь, высказываем своё недовольство другими людьми в форме претензии. А в отношении детей делаем это вообще очень просто. Как будто у нас есть безапелляционное право на это. Или ощущение свечения нимба над головой. Или корона на ней. Мы очень легко высказываем свои суждения в форме претензии, а потом удивляемся тому, почему нас не уважают, нас не любят, и вообще, где ТО ОСОБО-ТРЕПЕТНОЕ отношение ученика к своему УЧИТЕЛЮ (гордыня).
Закон разрушительного действия претензии
Когда педагоги предъявляют детям претензии, что они не так одеты, что они не выполняют домашних заданий, что они не слушаются, вроде бы всё это
сообщение им неодобрения, недовольства, и, дескать, они должны об этом знать, мы же их воспитываем и этим в том числе. Действительно, воспитываем. И опыт такого поведения им тоже передаём. А ещё этим передаём им нелюбовь. Много учительской нелюбви.
Претензия деструктивна, по сути. Не только потому, что она формирует отношение ребёнка к учителю. Она пагубна для самого человека, который служит его источником, она невыгодна для него.
Часто речь учителей — это сплошная претензия, причём часто в очень агрессивной форме и по отношению к детям, и по отношению к родителям, и по отношению к коллегам. Кстати, современные родители школьников в способности предъявлять претензии учителям и школе по объёму и агрессии часто учителей превосходят. В общем, претензии кругом много, и она очень непродуктивна.
Претензия у одних рождает агрессию, у других обиду. Оба пути невыгодны.
Агрессию проявляют люди, которых можно отнести к категории бойцов. Если им что-то не нравится — они проявляют агрессию, агрессивные действия.
Обида возникает у людей восприимчивых, чувствительных. И там, где селится обида, она совершенно пагубным образом начинает влиять на человека, его эмоциональное состояние, на его здоровье, на мир отношений с окружающими.
В природе есть свои законы. Закон Всемирного тяготения. Закон Архимеда... Много разных законов. Знаем мы о них или не знаем, они объективная реальность и мы не пытаемся оспаривать их. Мы понимаем, что идти вопреки законов природы опасно. Жизнь человека тоже подчиняется своим законам. Есть законы, сформулированные самим человеком и которые регулируют нашу социальную жизнь: Конституция, Уголовный кодекс и пр. Но есть естественные законы жизни. Кто-то их осознает, кто-то не осознаёт, не формулирует для себя, но это не значит, что они не существуют. Существуют и тоже являются объективной реальностью. И противопоставлять им себя — опасно.
Нам видится, что к таким законам жизни относится Закон разрушительного действия претензии: претензия непродуктивна и разрушительна прежде всего для человека, который является её источником.
Полагаю, каждый человек может привести примеры конкретных людей, у которых, с одной стороны, множественные претензии к людям вокруг, к стране, миру, а с другой стороны — множество своих личных очень реальных проблем. И наоборот, можно приводить и другие примеры людей легких, не обвиняющих, не предъявляющих претензий, и их жизнь складывается так, что многим бы хотелось жить если не так, то похоже.
Небольшая иллюстрация
Идёт перемена. Я сижу и работаю в своём учебном кабинете за компьютером. В кабинет входит завуч Наталья Сергеевна, и по её походке и выражению на лице я вижу, что она мне хочет сообщить что-то... В общем, вижу, что она недовольна, и причина этого недовольства во мне.
В тот период я работал над содержанием тренинга для учителей — «Претензия в речи учителя». И чтобы я про него постоянно помнил и не забывал готовить, я поставил себе на стол бумажную табличку с надписью «претензия». И так получилась, что эта табличка оказалась повёрнутой в сторону подходящих посетителей. Наталья Сергеевна подходит ко мне, я смотрю на неё и вижу, что её глаза ловят надпись, а затем пауза, Наталья Сергеевна меняется в лице, видно, что пытается сформулировать как-то иначе то, что она хотела сказать мне, чем она недовольна. И вы знаете... получилось. И я услышал совершенно спокойное, без какого-то нажима сообщение, что я в электроном журнале не в той клетке
кому-то поставил отметку, и звонили родители и отняли у Натальи Сергеевны полчаса времени. И я её понимаю, потому что родительские претензии, особенно там, где проблема яйца выеденного неё стоит, — это неприятно. И то, что когда времени катастрофически не хватает, а его у тебя крадут на получасовые разговоры — это тоже неприятно. И времени жалко. Конечно же, я всё спокойно объяснил, почему так произошло, и что вообще всё хорошо и проблемы никакой нет.
Мы достаточно много с Натальей Сергеевной общались на тему претензии и, увидев у меня на столе эту табличку, она сразу всё поняла и среагировала. Наталья Сергеевна молодец, а мне приятно, что понимаемое мной я могу донести другим людям, и это не остаётся просто сотряса-нием воздуха.
Идея тренинга «Претензия в речи учителя» возникла у автора статьи в апреле 2017 года. Ведь важно не только осознавать проблему, но и что-то делать, чтобы эта проблема решалась пусть не в глобальном масштабе, а в зоне ближайшего влияния. И в декабре 2017-го года этот тренинг был проведён автором этой статьи с двумя группами учителей МБОУ СОШ № 32 г. Хабаровска. Получился хороший, добрый и продуктивный четырёхчасовой тренинг, но который создал ситуацию переосмысления своей речи его участниками.
Вот некоторые высказывания участников в итоговой рефлексии.
Олег Александрович, учитель физики:
— Для меня было открытием, что претензия — это гордыня. Ну а если смотреть по православной вере, то гордыня — это плохо. И от гордыни надо избавляться. Многие моменты, которые здесь прозвучали, были новыми и интересными. Во многом, я думаю, я поменяю своё поведение.
Екатерина Валерьевна, учитель математики:
— Если я высказываю ребёнку своё требование в форме претензии, это не потому, что я хочу ему что-то предъявить,
а потому, что мне необходимо, чтобы он это сделал. И здесь на тренинге я начала задумываться, как перефразировать, переформулировать, донести это до ребёнка не в форме претензии, а объяснить, почему ему необходимо это сделать, не потому, что это важно мне, а чем это важно для него...
Елена Александровна, зам. директора по УР (начальная школа):
— Пока шёл тренинг, я выходила к детям. ... И вдруг у меня возник страх
от моей претензии, которую я вот-вот готова была им предъявить. и тут я себя ставлю на их место, и тут же вспоминаю, а как я себя чувствую, когда ко мне предъявляют претензии, наверное, и им также некомфортно.
Галина Фёдоровна, учитель начальной школы:
— Поначалу я считала, что чем я строже, тем лучше. Чем строже, тем меня лучше услышат. На самом деле опыт показал, что это далеко не так. И здесь, на тренинге, я столкнулась с тем, что претензия проблемы не решает. Здесь важно немножечко учиться перестраивать себя, чтобы не только меня дети слышали, но и чтобы мне комфортно было жить и работать.
Верин-Галицкий Д.В., автор статьи:
— Большое спасибо российскому психологу-тренеру, руководителю проекта «Психология третьего тысячелетия» Олегу Георгиевичу Гадецкому, благодаря которому я заострил внимание на претензии
и пришёл к пониманию непродуктивности
этого феномена. Стараюсь сам её исключать из своей речи. И даже если она начинает звучать где-то там, внутри, в моих мыслях, я сам себе говорю: «Стоп, это претензия!»2. НО
Speech Teacher: The Language Of The Claims
Dmitry V. Verin-Galitsky, teacher of secondary school № 32 of the city of Khabarovsk
Abstract. The problem of claims in teacher's speech is relevant since failure in formulating the thoughts without
2 Авторский проект Верин-Галицкого Д.В. и Верин-Галицкой Е.А. « Рука-в-Руке» http: / /сгатьчеловеком.рф/ruka-v-ruke /
knowledge of special «claim» language influences the quality of education, causes problems in teacher-students' and teacher-parents' communication, forms students' and parents' negative attitude towards some teachers as well as towards the educational institute as whole.
Claim language is a universal thing but when it appears in people's communication, it can become ineffective and even work against the one who initiates the conflict. This, according to the author, can be named the destructive law of claim.
Keywords: claim, claim language, ecology of speech, arrogance, teacher's arrogance, job performance, ministration as mentality, failure of a claim, destructive law of claim.