Научная статья на тему 'Школа-интенсив "я в мире, мир вокруг меня"'

Школа-интенсив "я в мире, мир вокруг меня" Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
98
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ШКОЛА-ИНТЕНСИВ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL KNOWLEDGE / КОЛЛЕКТИВНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ДЕЛА / COLLECTIVE CREATIVE MATTERS / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ВЕРА / SCHOOL INTENSIVE / PEDAGOGICAL BELIEF

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Верин-Галицкий Дмитрий Вячеславович

Школа-интенсив как опыт «другой» школьной жизни. Формы педагогической работы, которые работают на развитие и взросление ребёнка. КТД «Школа, которая мне снится». «Песенный круг». Проект «Стать Человеком». Псевдопедагогическая работа и рефлексия руководителя. Три подхода к организации финансирования проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Школа-интенсив "я в мире, мир вокруг меня"»

ШКО ЁА-ИНТЕНСИВ

Я в мире, мир вокруг меня»

«

Дмитрий Вячеславович Верин-Галицкий,

учитель средней школы, г. Хабаровск

В марте 2013 года у меня возникла идея организовать и провести летнюю школу-интенсив для старшеклассников. По моим представлениям эта школа должна была стать погружением в область психолого-педагогических знаний, способствующих формулированию ответов на актуальные для ребят старшего подросткового возраста вопросов «кто я?», «какой я?», «в чём заключаются особенности подросткового возраста», «особенности пола», «влияние социума на личность».

• школа-интенсив • психолого-педагогические знания • коллективные творческие дела • педагогическая вера

Идея быстро стала «обрастать» нюансами. Так, проводить занятия обязательно должны разные интересные люди. В этой школе не ставят отметок, и ребятам-участникам очень комфортно, каждый имеет право на своё суждение, никто не осудит за «корявость» этого суждения и никто ни на кого не давит авторитетом. Но при этом, кроме самих занятий в этой школе, должно быть много яркой, насыщенной и настоящей жизни, чтобы всё происходящее для участников школы было таким, что сюда хотелось бы приходить, находиться рядом со своими новыми и старыми друзьями, получать удовольствие от общения с преподавателями.

Ещё одна важная составляющая такой школы — коллективные творческие дела, позволяющие создавать

ситуацию совместной деятельности, которая имеет общую для всех цель, происходит для всех участников на одном пространстве, а результат этой деятельности — вполне реальный материальный продукт детского творчества. Здесь смотрят фильмы, заставляющие думать, и обсуждают их. Здесь учат песни, а потом поют их хором. Здесь много самых разных игр, в которых участвуют все: и интеллектуальных, и спортивных, и просто таких, которые доставляют радость. Одним словом, эта школа-интенсив должна стать для всех её участников опытом и «другого» образования, и, да простят меня коллеги-педагоги, опытом «другой» школьной жизни.

Название придуманной школы тоже возникло сразу, практически одномоментно с самой идеей, поскольку

и отражало саму идею — школа-интенсив «Я в мире, мир вокруг меня».

Я не придумал ничего нового. Все формы педагогической работы, которые я планировал использовать в работе школы, давным-давно известны. «Велосипед изобретать» не собирался, и уж тем более не стану претендовать на инновационность. Просто знаю, что шелуха, а что нет, что работает на развитие и взросление ребёнка, а что их тормозит.

Ну, а если совсем откровенно, мне самому очень хотелось прожить период этой придуманной мной школы вместе с детьми по-другому. Так, как уже не живут. И так, как, на мой взгляд, жить педагогически правильно.

Идейно эта школа органично вписывалась в проект «Стать Человеком» (ЬМ:р://статьче-ловеком.рф/1), родившийся весной-летом 2013 года и объединивший и мою педагогическую веру, и несколько направлений моей педагогической деятельности. Соответственно, эта школа должна была стать логичной частью проекта «Стать Человеком». Что в итоге и произошло: школа-интенсив «Я в мире. Мир вокруг меня» в проекте «Стать Человеком» заняла достойное место.

Некоторые формальности

Цель школы-интенсива «Я в мире, мир вокруг меня»: путём погружения в область психолого-педагогических знаний в процессе различных форм познавательной деятельности сформулировать ответы на актуальные для детей старшего подросткового возраста вопросы.

Формы работы: лекции, беседы, диспуты, тренинги, спортивно-развивающие занятия, коллективные творческие дела.

1 «Стать Человеком» — Ьир://статьчеловеком.рф/ Web-ресурс о взрослении детей и подростков, авторский проект Верин-Галицкого Д.В.

Участники: ученики 9—11-х классов.

Период работы: 1 — 12 июля 2013 года.

Руководитель: Д. В. Верин-Галицкий, учитель МБОУ СОШ № 32 г. Хабаровска.

Преподаватели: приглашённые преподаватели вузов, работники социальных служб, тренеры-психологи.

Питание: одноразовое (обед) в школьной столовой, 100 руб./день Ч 10 дней = 1000 руб. на одного ребёнка, за счёт родительских средств

Недельный режим работы: понедельник-пятница с 9.00 до 15.00.

Ежедневный режим работы:

• 9.00—9.30 — спортивно-развивающее занятие;

• 9.35—11.05 — первое занятие;

• 11.15—12.45 — второе занятие;

• 12.45 — 13.10 — игры-тренинги;

• 13.10-13.30 — обед;

• 13.30-15.00 — третье занятие;

• 15.00-15.15 — «эмоция дня» (рефлексия).

Требования к одежде участников (для школьников и студентов): одежда демократичная, лёгкая, предполагающая возможность выполнения спортивных упражнений. Верх: футболка или блузка, грудь, живот и поясница закрыты. Низ: лёгкие брюки, бриджи, спортивные лосины. Обувь: лёгкие кроссовки или балетки. Предусмотреть возможность занятий босиком (в носках).

Как это было

Замилова Настя, 10-й класс.

«Эти две недели июля были незабываемыми!

В нашей школе-интенсиве нам дали много полезной, а главное интересной информации.

Мы смотрели классные фильмы, обсуждали их, вместе выполняли творческие проекты, играли в подвижные игры, учились жонглировать, пели, читали стихи, участвовали в разных тренингах, слушали лекции, которые были не сухими и нудными, а очень динамичными. Мы просто общались со сверстниками и взрослыми людьми, полными энергии, жизни и позитива. Здесь я встретила много новых людей и лучше узнала ребят, с которыми учусь в школе.

Жизнь в нашем отряде уникальной школы-интенсива была яркой. Да-да именно жизнь! Ведь мы все жили этими радостными моментами, отдавали себя полностью общему делу! Прекрасному делу! Стали дружной командой, способной на многое.

Я получила много нового за этот короткий промежуток времени, и мне очень жаль, что всё так скоро закончилось!»

Самохина Алина, 11-й класс.

«Ну, зачем ты туда ещё и летом ходишь?» — любимая фраза мамы, папы и подруги в последние две недели. Казалось бы, летом отдыхать нужно, а не в школе целый день сидеть. Но эти десять дней в школе-интенсиве не прошли даром. Во-первых, в рамках школы расширился круг общения, и теперь я имею представления о людях, которые нам на будущий год ленточки выпускников вешать будут. Во-вторых, много нового почерпнула для себя: была приятно удивлена тем, что некоторые ребята хотят что-то узнавать, открываться и чем-то делиться. Несмотря на то, что всегда с трудом верю в искренность, здесь это сделать пришлось.

Не буду дальше писать по пунктам и дням. Почти всегда я шла на «площадку» с некоторым нежеланием (не известно почему, правда), но я не разу не пожалела потом, что пересилила себя и пришла. Было очень интересно, особенно когда приходят взрослые люди, высказывают своё мнение и говорят на равных. Этого так не хватает в повседневной жизни. Очень много фильмов посмотрели, до которых я сама, наверное, в жизни бы не добралась... Над многим заставили эти занятия задуматься, подтолкнули многое предпринять. С другой стороны, почти каждый раз, когда я уходила, было ощу-

щение какого-то эмоционального напряжения или же вообще опустошённости. Для меня эта затея Дмитрия Вячеславовича стала достаточно тяжёлой именно в эмоциональном плане, хотя и помогла разобраться во многом.

Спасибо за проделанную работу. Жаль только, что такие события в нашей жизни крайне редки».

Замилова Лера, 10-й

класс.

«Для меня эти две недели, проведённые в школе-интенсиве, были чем-то новым и незабываемым. Этот коктейль из качественной музыки, хорошего и интеллектуального кино, свободного общения открытых и образованных людей вызвал у меня ураган эмоций и оставил море тёплых воспоминаний.

Каждый день ты просыпаешься рано утром и не можешь дождаться того момента, когда снова вернёшься сюда, гадая, что же нас ждёт на этот раз. Каждый день что-то совершенно новое, захватывающее! С нами работали потрясающие, талантливые и интересные люди. Мы всегда могли высказать своё мнение и не боятся быть непонятыми.

А песни под гитару и физкультминутки придавали нашему коллективу сплочённость. Мы стали одной командой, я познакомилась с удивительными ребятами.

Занятия о стрессе, целях и мечтах, коммуникативности и др. позволили узнать о себе много нового и пересмотреть свои взгляды на некоторые вещи.

Здесь были творческие люди и замечательная атмосфера. И это полностью заслуга Дмитрия Вячеславовича! Хочу сказать ему: «Спасибо!»

Так жаль, что всё заканчивается. Но на следующий год хотелось бы повторного «эксперимента». А пока мы будем скучать!»

Рефлексия руководителя

Позволю себе начать с эмоциональной оценки. Я получил огромное удовольствие и от всего, что происходило, и от общения со своими учениками — не в формате школьных уроков, а совершенно в ином, настоящем, правильном, человеческом.

К сожалению, реалии современного образования таковы, что тем педагогам, которые действительно что-то могут делать именно для образования детей, приходится попутно везти на себе огромный воз совершенно ненужной, а часто просто тупой, отнимающей драгоценное время работы, от которой образованию, направленному именно на образованность и формирование ценностного пространства ребёнка, ни холодно, ни жарко. Работы, большей частью направленной на обслуживание чиновничьего аппарата и всех тех, кто крепко-накрепко присосались к образованию и эксплуатируют его для достижения своих, весьма прагматических и совершенно невысоких целей, а таких присосавшихся за последние двадцать с небольшим лет (после 1991 года) стало как-то слишком много.

Такая непонятная своим смыслом псевдопедагогическая работа отнимает не только время, но и силы от того, чем я действительно должен заниматься. Ведь для меня образование не во внешней шелухе, которой кругом тоже стало слишком много, и этот снежный ком стремительно растёт, но ведь когда-то он должен развалиться и рассыпаться в прах, а в том, что останется в наших детях после завершения основного школьного образования, на тот момент, когда оно будет завершено, и когда шелуха отпадёт за ненадобностью. Что останется тогда?

Какой я видел в своих фантазиях нашу школу-интенсив, я сказал в начале статьи. Ориентировался я, прежде всего на то, что я могу делать с детьми сам. Например, организовать коллективные творческие дела, чтобы они действительно были КТД, а не нудным

отбыванием детьми времени. Например, продумать и провести физкультурное начало каждого дня, чтобы повторений не было, и на традиционные уроки физкультуры это похоже тоже не было. Например, устроить песенный круг, чтобы ребята потихоньку-потихоньку тоже начали петь. Просто всё организовать так, чтобы наше время не тратилось впустую, и пространство было заполнено максимально, тоже могу. Но как быть с преподавателями, которых должно быть много и разных? Возможности, пусть даже самой небольшой оплаты их работы у меня нет и едва ли до начала нашего интенсива она появится, поэтому надо искать тех, кто с нами стал бы работать на безвозмездной основе.

Когда ты очень сильно хочешь что-то сделать и делишься своими мыслями с людьми, обязательно кто-нибудь подскажет, что и как сделать лучше, или с кем стоит встретиться, чтобы это «лучшее» получилось. Так меня вывели на Владимира Васильевича Колмыкова, начальника отдела психологической подготовки Дальневосточного филиала ФКУ «Центр экстренной психологической помощи МЧС РФ», и Екатерину Геннадьевну Гориславец, специалиста Хабаровского краевого молодёжного социально-медико-педагогического центра «Контакт», и они очень продуктивно с нами поработали. И Владимир Васильевич, и Екатерина Геннадьевна — это специалисты, которым по роду основной деятельности необходимо работать с населением. На период нашей «площадки» этим населением стали мы.

А ещё очень важно, чтобы вокруг были такие люди, к которым ты можешь обратиться за помощью и тебе не откажут. Для предстоящего нового дела нам было очень важно, чтобы это были люди, которым есть о чём сказать детям подросткового возраста. Нашими преподавателями стали Елена Николаевна Ткач, кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой психологии ДВГГУ,

и Наталья Борисовна Москвина, доктор педагогических наук, профессор ДВГГУ. А муж Елены Николаевны Роман Сергеевич Ткач,

кандидат педагогических наук, декан факультета физвоспитания и спорта ДВГГУ, вызвался провести нам экскурсию по факультету физво-спитания и спорта ДВГГУ, который он возглавляет. Среди таких людей, к кому я могу обратиться, Александр Костюков, молодой и весьма успешный бизнес-тренер, имеющий за плечами большой опыт работы с детьми в краевом детском центре «Созвездие». Согласитесь, ведь если очень внимательно посмотреть по сторонам, то обязательно можно найти интересных людей, у которых есть с чем прийти к подросткам.

Замечательную атмосферу нашей школы создавала студентка II курса ДВГГУ Юля Михеева, которая годом раньше окончила нашу школу № 32.

Я очень благодарен всем, кто с нами работал на протяжении этих двух недель! Большое вам всем спасибо!

Также я благодарен директору нашей общеобразовательной школы № 32 г. Хабаровска Наталье Сергеевне Полюдченко, которая приняла мою идею, поверила в неё и поддержала нас.

На что я ориентировался

• Темы занятий должны быть актуальными для ребят. Таких тем много, выбрать есть из чего. Стоит лишь посмотреть вокруг. Либо повернуть важную для подростков, с точки зрения взрослых, тему так, чтобы проявилась её актуальность для них2.

• Преподаватели, которых мы приглашаем, должны быть интересны детям, хорошо ориентироваться в своём учебном материале, легко включать ребят в работу. Преподаватель сам

2 В рамках этой статьи, пожалуй, нет необходимости публиковать всю программу нашей «Школы». Она получилась весьма насыщенной. Если кого-то она заинтересует, с ней можно ознакомиться на сайте Ьир://статьчеловеком.рф/ в разделе «Школа-интенсив «Я в мире, мир вокруг меня» — 2013». Также в этом разделе можно посмотреть фотоотчёт о школе.

выбирает тему занятий исходя из идеологии школы, с которой ему комфортно работать, руководитель лишь координирует темы, чтобы они не повторялись, а также следит за тем, чтобы в то время, когда преподаватель выйдет с этой темой к подростковой аудитории, данная тема была уместна.

Мы не используем никаких тетрадей и ручек для конспектирования речи преподавателей (нам экзамены не сдавать), вся работа происходит только «глаза в глаза».

• Чем больше тренинговых форм на занятиях, тем лучше.

• Должно быть много игр (арсенал таких игр огромен и неплохо описан, например, в различных методиках во-жатской работы).

Очень важно использовать простые спортивные игры и упражнения (например, скакалка простая, скакалка большая (многоместная), дарц, бадминтон, «третий лишний», «летающая тарелка», волейбол в кругу, различные упражнения с футбольным/волейбольным мячом) для проведения спортивного блока занятий.

Педагог-организатор должен быть максимально включён в детские игры, которые он организует и проводит («в это время мы всё проживаем одну жизнь»). Например, участвовать в игре «Третий лишний» наравне с ребятами. Если здоровье педагога не позволяет наравне с детьми бегать, то обязательно быть включённым в процесс в роли судьи или комментатора, или того и другого одновременно.

• Формы работы должны чередоваться, чтобы не подкрадывалась усталость. Важна динамика всего процесса и контроль над тем, чтобы он не стал вялотекущим.

В конце каждого рабочего дня школы обязательно выделять немного времени,

чтобы каждый смог осмыслить и заново пережить прошедший день. В нашем случае такое осмысление и вербализация прошедшего проходили посредством написания небольших текстов, которые мы называем «эмоция дня».

• Для проявления активности и творческих способностей ребят, формирования навыков работы в коллективе обязательно использование такой формы педагогической работы, как коллективное творческое дело. В период нашей школы таких дел было два, по одному

в каждую неделю. Стоит помнить, что КТД — это прежде всего деятельность, имеющая общую для всех цель, происходящая в одном времени и одном пространстве для всех участников, а результатом её должен стать вполне реальный материальный продукт детского творчества, по отношению к которому ребята с гордостью могут сказать: «Мы сделали это!»

• При проведении коллективных творческих дел желательно делить ребят на группы по 3-4-5 человек (не более пяти), чтобы была максимальная включённость всех участников и никто не отсиживался за спинами своих товарищей. Для себя считаю более правильным в таких делах разводить друзей и подруг по разным группам, перемешивая детей из разных классов или микрогрупп. Если педагог объяснит ребятам свой мотив такого «авторитарного» деления (например, «чтобы ребята лучше познакомились друг с другом»), то, как правило, никаких обид не возникает. Перемешивать незнакомых ребят нужно не только для знакомства, а ещё

и для того, чтобы ставить их в ситуацию, когда они в новой группе вынуждены начинать делать то, чего до этого не делали (не было необходимости, рядом были те, кто это делает лучше и делали они и т.п.)

В первую неделю работы нашей школы мы работали над КТД с очень красивым названием: «Школа, которая мне снится». Формулировка этого названия заимствована от названия одного из педагогических произве-

дений Владимира Ланцберга3. Это было создание большой красочной настенной газеты, над которой работали три группы ребят. Каждая группа делала свою часть, а потом мы их объединили в одну большую четырёхметровую газету под общим названием. Одним из требований к этой работе было исключение использования информационных технологий, материалы — только бумага, краски, клей цветные карандаши, фломастеры.

Материал к этому КТД я стал готовить ещё в учебном году. В мае я попросил восьми- и девятиклассников написать небольшие тексты на тему «Школа, которая мне снится». При этом я объяснил, что это может быть и фантазия о школе мечты, или анализ проблем, которые есть в своей школе, или... я не задавал жёстких рамок, просто попросил написать текст на заданную тему. Восьми- и девятиклассники народ весьма конкретный, и в большинстве своём они изложили всё, что им в школе не нравится и что они хотели бы изменить. Текстов этих было у меня много, то есть содержательная часть практически была готова. Причём каждый текстовый фрагмент был не какой-то там безымянный, а подписан вполне реальными именем-фамилией, и дети, когда писали, были осведомлены, для чего мне это нужно.

Второе КТД мы делали уже в конце работы нашей школы, и посвящено оно было самой школе. Эта большая настенная газета называлась «Школа-интенсив «Я в мире, мир вокруг меня» — как это было». К этому времени у нас накопилось немало фотографий, а также текстовых «эмоций дня», то есть каждый день ребята готовили текстовый материал для заключительной газеты. Эта газету тоже делали без использования информационных технологий, за исключением печати фотографий.

3 Владимир Исаакович Ланцберг (1948-2005) — российский бард, писатель, поэт, педагог, один из идеологов неформальной педагогики.

• Если есть возможность организовать «песенный круг» (например, в случае если сам руководитель или кто-то из ребят поёт и аккомпанирует себе на музыкальном инструменте),

то это обязательно надо делать. Обязательно! Совместное пение делает ребят ближе друг другу. Первоначальное детское стеснение быстро проходит и уже к третьему дню поют все.

• При организации школы важен вопрос её продолжительности. Количество дней должно быть таким, чтобы программа была насыщенной, процесс не был вялотекущим, по завершении всем участникам не хотелось расставаться, но расстаться необходимо, чтобы не наступила усталость и от происходящего,

и друг от друга. Необходимо сбалансировать все процессы, чтобы не было перегруза, недогруза, отсутствовало свободное время для ничегонеделания, но при этом не забывать, что всего должно быть в меру. У нас было 10 дней — две недели по пять дней. Полагаем, что для городского формата школы-интенсива, проводимой на территории общеобразовательной школы или подросткового клуба, этого достаточно.

• О финансах. Основные статьи расходов (предполагаем, что действие происходит на «своей» территории и оплачивать аренду не надо): оплата работы преподавателей, расходные материалы на коллективные творческие дела, питание участников.

Три подхода

Первый. Финансов нет никаких и возможности их появления тоже нет. Преподаватели: надо искать таких, которые согласились бы провести свои занятия на безвозмездной основе. В первую очередь это работники социальных служб, которым по роду своей деятельности необходимо работать с населением (различные молодёжные центры социальной и психологической помощи, психологические службы МЧС и пр.). Во вторую очередь это знакомые-друзья педагога-организатора школы, которые рады помочь и готовы провести по од-ному-два занятия бесплатно. Этот подход хо-

рошо использовать для первого опыта проведения школы. Питание участников — по договору со школьной (или близлежащей) столовой, эту статью расходов, надеемся, родители участников оплатят без проблем. Расходы на настенные газеты (КТД): купить бумагу и напечатать фотографии, а карандаши, фломастеры, краски ребята могут принести свои. При минимуме финансов, если что-то вдруг пойдёт не по запланированному сценарию, то краснеть перед тем, кто давал деньги, не придётся, поскольку таковых нет.

Подход второй. Идти официальным путём и оформлять школу как пришкольный лагерь на хозрасчётной основе. Предварительно, за полгода, стоит провести РЯ-акцию самой школы-интенсива, директора общеобразовательной школы, где интенсив будет проводиться (это политически важно!). Расчёты на работу школы-интенсива сделать просто (оплата приглашённых педагогов, питание участников, накладные расходы).

Подход третий. Искать организацию, которая даёт гранты на социальные проекты. Писать заявку и обоснование на получение гранта и при удачном стечении обстоятельств получить грант на проведение школы.

К окончанию школы, когда ребята очень сдружились и не хотели расставаться, у некоторых появилось желание пойти с нашим туристским клубом «Арго» в осеннее путешествие по Приморскому краю, а я предложил на протяжении учебного года хотя бы раз в неделю собираться, хотя бы на полчаса, и петь песни, что тут же было с радостью поддержано. Мне это очень отрадно. Ещё радостно, что у ребят возникло желание продолжить школу-интенсив следующим летом. Значит, всё, что происходило, имело смысл. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.