Научная статья на тему 'Критерии, инструменты и организация успешной учебно-воспитательной работы в хорошей школе'

Критерии, инструменты и организация успешной учебно-воспитательной работы в хорошей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
536
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬ / УСПЕШНЫЙ УРОК / ШКОЛА МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ / ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / СЕНЗИТИВНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / УДОВЛЕТВОРЁННОСТЬ УЧАСТНИКОВ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / TEACHER / SUCCESSFUL LESSON / YOUNG TEACHER''S SCHOOL / ORGANIZATIONAL PROCESS / SENSITIVITY / INFORMATIONAL SUPPORT / SATISFACTION OF PARTICIPANTS IN THE EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лизинский Владимир Михайлович

Актуальные проблемы усталость педагога, снижение качества образования, негативный образ учителя. Проектирование и организация работы школы. Выбор форм и видов деятельности для реализации и поддержки педагогическим коллективом. Исследование удовлетворённости образованием родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criteria, Tools And The Organization Of Successful Educational Work In Good School

Actual problems teacher fatigue, reduced quality of education, negative teacher image. Designing the organization of the school. The choice of forms and types of activities that can be imple-mented and supported by the teaching staff. Parental education satisfac-tion survey.

Текст научной работы на тему «Критерии, инструменты и организация успешной учебно-воспитательной работы в хорошей школе»

УДК 373.1

КРИ ТЕРИИ, ИНСТРУМЕНТЫ и организация успешной учебно-воспитательной работы

V» 4

в хорошей школе1

Владимир Михайлович Лизинский,

доцент, кандидат педагогических наук, Москва

Романтика школы, романтика детства, романтика педагогической профессии разбиваются под напором обстоятельств, накапливающихся усталостей, режимных требований, заслоняющих школу от ребёнка, стандартных и контрольных мероприятий, заменяющих познание.

Если школа превращается в индустриальное учреждение по выполнению инструкций, стандартов и требований вышестоящих органов, если она похожа на тысячи других и не имеет особенного авторского лица, бренда, чудес, в лице удивительных и неповторимых педагогов, интересных и особенных дел, вызывающих у детей чувство радости и гордости от участия, от жизни в этом коллективе, от признания, уважения и организации таких педагогически выверенных и полезных дел, которые позволяют не только и не просто учиться, а познавать мир на практике, с удивлением и восторгом каждый день обнаруживая в чувственном и деятельностном участии новые культурные грани.

• учитель • успешный урок • школа молодого учителя • организационный процесс • сензитивность • информационное обеспечение • удовлетворённость участников учебно-воспитательного процесса

Организация работы педагогов — актуальная проблема

Завуч школы, которая в рейтинге занимает место, соответствующее выделению из бюджета доплат, а в обществе школа получает признание и многие родители ищут пути и возможности попасть или устроить детей именно в эту школу, была удивлена, узнав, что возможно в формальном рейтинге их школа занимает высокое место. Однако реальные критерии, инструменты, подтверждающие это, фактически отсутствуют. В этой школе действительно проводятся на громком и необходимом уровне все обязательные мероприятия, ко-

торые входят в список ключевых дел, или ещё это называется кольцовка дел, которые позволяют прикрыть школу от навязчивых требований чиновников и притвориться, что мы занимаемся воспитанием (не путать с тем, что делали и делают в авторской школе В.А. Караковского). Здесь жёстко и требовательно все или большинство учителей требуют, чтобы дети выполняли все учебные задания, и стремятся строго и объективно выставлять оценки за каждое выполненное упражнение. Здесь все дети, независимо

1 Публикация выполнена в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» на 2017-2019 гг. № 27.7091.2017/БЧ.

от талантов, строем ходят на олимпиады и любые интеллектуальные, спортивные, технические и другие соревнования. Здесь широко и постоянно используют такие способы активизации знаний, как доклады детей и презентации (не важно что, как правило, их готовят родители). Здесь полностью исключены или игнорируют в учебном процессе патриотические, гражданственные, культурные ноты и содержания, потому что стандарты, требования, анализы, отчётность, борьба за успешное выполнение контрольных, проверочных работ, хорошие результаты ОГЭ и ЕГЭ стали фактической целью такой школы.

В этой школе усталые и замученные учителя выбирают из трёх известных позиций: чиновничий подход, ремесленнический подход и педагогическое служение, те формальные основания, которые позволяют продержаться и выжить в этой круговерти обязательных за-нятостей, не связанных с педагогикой, не связанных с детством и детьми. Хорошо, что электронные средства контроля позволяют теперь школе исключить контакты с родителями, а формальные требования постепенно привели, в связи с профессионально-личностным выгоранием, к усилению оперативно-знаниево-го начала, когда педагоги, пользуясь электронной базой, что может быть хорошо и полезно, достают сценарии, технологии, способы решений, варианты и схемы — кто-то умный раньше разработал это, и можно теперь взрослым и детям не искать, не думать, а брать готовое. В том числе и по этой причине упали, чуть ли не до нулевых показателей, тиражи профессиональных журналов. Многие учителя мало или вообще не читают профессиональную и культурологическую литературу, совершенно не в связи с ленью или безразличием, а просто есть пределы усталости, после которых или вследствие которых настаёт пресыщение, снижение интеллектуальных запросов, уход от творчества на оперативный простор ремесленнического выстраивания учебного процесса, не в интересах развития, социализации и воспитания детей, а для совершенно вторичных целей — выучить, сдать, написать, забыть.

Таким образом, первая острая проблема, которую вынужден решать директор школы или её администрация, хорошо, конечно, если

в этом ему помогут совет школы и попечительский совет, это проблема профессиональных нагрузок и профессионально-личностного выгорания. Как известно, и в хорошей, и в обычной школе, как правило, очень небольшая часть совестливых или профессионально подготовленных педагогов принимают или берут на себя почти все организационные, внеклассные, внепредметные, обязательные, навязанные дела, не умея или не имея возможности отказаться или сбросить эти педагогические дела на других. Важно добиться равномерности в распределении общественно педагогических нагрузок, при этом выстроить учебный процесс и сами нагрузки так, чтобы все достойные, хорошие, профессионально и личностно ориентированные учителя имели учебные нагрузки, позволяющие им не только хорошо учить, но и выполнять широкий спектр деятельностей, связанных с воспитанием детей и работой в интересах семьи.

Речь идёт о том, чтобы в рамках возможного организовать рабочую нагрузку учителя так, чтобы он имел достаточно времени для отдыха, восстановления сил, и при этом как можно меньше или вообще не потерял в зарплате. Вряд ли стоит доказывать, что учитель, имеющий в течение 5—6 дней по 5—7 уроков и других занятий, практически работает на износ и становится опасным для собственной семьи, для детей, он теряет вкус и интерес к профессии. Он не успевает восстанавливаться, совершенно теряет потребность к самосовершенствованию, к присвоению новых чувств, эмоций, знаний.

Усталости и профессионально-личностное выгорание имеют несколько вредных и неприятных следствий: нарастает конфликтность в коллективе, снижается качество среды, падает интерес к профессии, в то же время снижается качество уроков, оценка заслоняет связь и отношения с детьми, нарастает

количество домашних заданий. Учителя делятся диапазонально на тех, кто считает за благо конформизм, на тех, кто остро и зло реагирует на любые события, или на тех, кто с полным безразличием тянет лямку обязательной работы, стараясь, так или иначе, делать что-то по минимуму.

Другое следствие заключается в том, что в школе, которая добивается формальных обязательных стандартных результатов, затрачивается не меньше, а порой и больше сил, чем в реально хорошей школе, но результаты — разные. В хорошей школе хорошие результаты всегда есть достижение коллектива под руководством достойных руководителей, и именно поэтому в хорошей школе любой успех радостно воспринимается коллективом. В школе формальных достижений успех не приводит к радостному волнению, потому что в такой школе программы и планы и их реализация достигаются вне воли, участия и ответственности коллектива.

Вечно усталый учитель, которому фактически — душа его пуста — нечего отдать детям, такой учитель часто болеет, старается уклоняться от активной позиции и изыскивает в себе силы только для того, чтобы, выполняя необходимое, заставить, потребовать, добиться, чтобы дети выполняли всё, что прикажут, и не подводили учителя.

Проявилась неприятная тенденция, которая вполне соответствует формальным требованиям к школе, выражающаяся в том, что резко снижается время и качество обучения, снижается также герменевтическая ценность познания. На их место приходят другие инструменты и методики: отбор лучших детей, нарушение соотношения познания, репетиционной активности в пользу контрольных и учётных мероприятий, где на первое место выходит не личность, не индивидуальное взаимодействие с ребёнком, с учётом его особенностей, а усиление требований и, как следствие, повышение учительской роли родителей и натаскивающей роли репетиторов.

Говорят, у подростков резко упало количество любимых учителей, как и упало число тех, кто не за деньги, отпуск и каникулы хотел бы отдать талант и жизнь школе. Говорят, благодаря усилиям наихудших представителей СМИ удалось создать негативный образ учителя. Говорят, что падает авторитет учителя, и, действительно, в социальных сетях пишут о хороших школах, но мало и редко пишут о хороших директорах, завучах, учителях.

Пора понять и запомнить, что социальная любовь — это вид социальной компетенции, которой нужно учить и которая проявляется в том числе вследствие отражения того поведения, того образа, который так привлекательно демонстрируют лучшие педагоги.

Но вот некоторые школы, вопреки реальной практике, провозглашают себя школами воспитания, забывая, что это действительно становится возможным только при выполнении двух важнейших условий: прежде всего строгий научно и пси-холого-педагогически организованный учебный процесс в школе и разумное сочетание учебной и воспитательной деятельности.

Качественная, строгая организация учебного процесса предусматривает:

• расписание составлено не только с учётом СанПиН, но и прежде всего в интересах педагогов и детей;

• в школе создана система психолого-педагогической и содержательно-организационной подготовки родителей к разумному и полезному участию в учебно-воспитательном процессе в различных формах: это может быть родительская психолого-педагогическая школа, или родительский факультет, работающий в хозрасчётном

и частично бюджетном режиме для всех желающих родителей, дети которых будут учиться или учатся в начальной школе, или живут в этом населённом пункте.

Это может быть игровой или документальный практикум и серия тренингов, это может быть система семинаров и конференций с индивидуальным консультированием, это может быть создание в режиме малых групп творческих студий и коллективов...;

• создан (сформирован) научно-методический совет или центр, при необходимости с соответствующими секциями, который разрабатывает концепцию, программу, содержание, организацию и координацию всей научно-методической деятельности педагогического коллектива;

• созданы предметные, интегрированные

и надпредметные кафедры в интересах аквизиции познавательной, творческой, исследовательской активности и участия педагогов в различных проектах и программах в интересах углублённого обучения, практической деятельности детей и педагогов;

• организовано при поддержке совета школы и попечительского совета педагогическое общество, включающее отряд вожатых и школу детской педагогической практики в этом обществе, и, это очень важно, создаётся малая педагогическая среда, где дети в постоянных занятиях и практиках получают и приобщение к педагогической профессии, и особые разнообразные знания и умения, и возможность

не просто общаться, но общаться в связи с интересной и полезной деятельностью, помогая братьям нашим меньшим, учась взаимоуважению, в общем, всему тому, что составляет истинную культуру и гуманность;

• создано разновозрастное научно-техническое общество учащихся, педагогов и родителей,

с лабораториями, малыми опытными производствами, которые на разновозрастной основе инициируются родителями и школой с целью организации профессиональной подготовки или профессиональных проб и практик, организации проектно-исследовательской деятельности, формирования важных социальных и профессиональных навыков и умений и, естественно закрепления тех теоретических знаний, которые ученики получают на уроке;

• созданы и работают специальные кружки, группы, мастерские при кабинетах, при учителях-предметниках, в которых занимаются все

желающие опережающим образом практически изучать предмет и участвовать в подготовке на роль ассистентов, помощников, лаборантов учителя, помогающих учителю и детям как в организации процесса обучения, так и в оказании учебной помощи;

• созданы вечерние, каникулярные воскресные разнопредметные школы углублённого научно-практического обучения (вечерние школы с каникулярными лагерями, слетами, фестивалями и сборами могут включать 4 факультета, привлекательных для родителей и детей: факультет углублённого праткикоориенти-рованного изучения предмета и подготовки ассистентов учителя; факультет пропедевтики или специальной подготовки тех детей, кто нуждается в специальной индивидуальной подготовке; факультет подготовки к участию

в творческих конкурсах и олимпиадах; факультет игр и тренингов);

• подготовка опережающим образом специальных тьюторов, тренеров, педагогов, преподавателей, психологов для работы по индивидуальным программам и в малых группах со всеми детьми, желающими подготовиться для участия в творческих конкурсах, предметных олимпиадах и марафонах, для решения звёздочных задач и выполнения творческих работ;

• важно создание разумной строгой внутришкольной системы повышения квалификации, в самых разнообразных формах и проявлениях(при этом важно знать, что если педагогическая среда

не имеет три обязательных условия: положительный климат, исключительно уважительное отношение администрации ко всем педагогам и умение не только заметить, не только организовать труд, не только помочь, не только публично осветить любое достоинство и любой успех, любую полезную для педагогов методику, но и поддерживать, стимулировать любой педагогический успех,

то нужно на личном примере директору и его заместителям демонстрировать успешную, привлекательную педагогическую деятельность);

• внутришкольная система повышения квалификации в её пассивной и примитивной форме — это ежемесячные пустопорожние семинары, где один зачитывает что-то, другие дремлют, время от времени взбрыкивая и взглядывая на секундную стрелку. И совсем другое дело, когда школа предлагает важные общие и частные методические темы (их индивидуальная или микрогрупповая разработка составляет смысл исследований и разработки полезных методик, позволяющих решать возникающие проблемы), отражающие реальные педагогические проблемы и возможную, вследствие практической реализации, педагогическую пользу для всех;

• теперь важно создание печатных органов, где педагоги, дети и родители могли бы поделиться мыслями и изысканиями, мастер-классы, где мастер не бравирует и не стоит над толпой, но учит желающих и восторженных приверженцев методе, где созданы малые проблемные группы и диалогические пары, временные творческие коллективы

и кружки качества;

• открытие проблемных общественно-педагогических лабораторий на основе анализа реальных проблем и формирования малых исследовательских коллективов (создание

и формирование таких лабораторий не только повышает статус педагога, но и приобщает к коллективным формам педагогического взаимодействия);

• важно создать институт опережающей подготовки наставников, систему их критериальной оценки и стимулирования, наставники подбираются из числа педагогов, родителей и старшеклассников (наставничество не в формальном, а в деятельностном смысле, позволяет создать систему передачи педагогического опыта, становясь основным

подспорьем в организации системы повышения квалификации);

• позволительно и важно дать возможность ученикам старших классов выбирать себе научного руководителя из педагогов, учёных, специалистов дополнительного образования, проекты, программы, участие в конкурсах и подготовку к ним, учебные задания неинвариантного вида;

• в школе разработана и реализуется практика библиотечных уроков (один день в 10—11-м классе занятия проводятся в библиотеке, в компьютерном центре, в лабораториях и мастерских), специальных занятий в компьютерном центре, занятий под руководством научного руководителя при выполнении творческих проектов;

• в школе продуманы и реализуются три обязательных принципа образования: если теория не имеет практического подтверждения, она мертва и не усваивается глубоко и полезно; если дети не принимают постоянного участия в различных социальных практиках и общественных делах, фактически их гражданское и личностное становление задерживается; если в школе знакомят детей с профессиями на словах и на пальцах и нет возможности организовать профессиональные пробы, профессиональные практики, ознакомление детей с различными производственными процессами, то образовательный процесс не достигает целей;

• сложные уроки не ставятся в расписании последними, 5-7 уроки проводятся по выбору учащихся и носят практико-ориентированный характер, объяснению нового материала предшествует выдача либо тезисов, либо текстов лекций,

с проблемными заданиями и заданиями для творческой работы;

• создана и активно работает научно-практическая школа молодого, начинающего или неуспешного учителя (для этого совет школы должен изыскать ресурсы,

методический совет совместно с представителями кафедр разработать программы, включающие 5 направлений: культурологическое, предметное, психолого-педагогическое, управленческое и практическое). Преподавание и проведение практики в ШМУ позволяет сократить урочную нагрузку и использовать обычно пропадающий опыт в прагматичееских целях. Важно, чтобы в программу ШМУ входило посещение уроков коллег, видеотренинги, разработка проектов, программ и сценариев участниками процесса, изучение теории с практическим выходом, создание малых творческих групп и малых временных исследовательских коллективов, закрепление кураторов и мастеров за участниками обучения, показ публичных открытых мероприятий;

• замены проводятся разумно и на профессиональной основе, важным резервом замен служит подготовка разновозрастных групп актива при мастере или предметном кабинете из числа учащихся и родителей;

• разработаны и реализуются критерии успешного урока, успешного системного подхода

к педагогической и предметной деятельности. Посещение и анализ отдельных уроков можно считать порочной практикой, и в рамках диагностики педагогической деятельности учителя исследуются уроки целой темы с изучением полученных результатов. Очень важно, чтобы старшеклассники оценивали пользу учебных занятий по 10-балльной шкале, отвечая на вопросы: интересно, полезно, успеваю, домашние задания понятны и не требуют много времени для выполнения (эти ответы ученики сдают учителю, и он волен показывать их или использовать результаты анализа для повышения качества собственной работы);

• урочно-годовая нагрузка учителей составляет не более 28—20 часов при двух выходных днях, из которых один предполагает методическую работу;

• никогда не проводятся открытые педагогические мероприятия для проформы и в связи

с их наличием в плане. Если нет открытий, если нет интересных методик, если заранее не предложены и не организованы серьёзные работы педагогов над интересной и полезной темой и не получен полезный результат,

то такие уроки приводят к необходимости хвалить несуществующее, оценивать отсутствующее — иногда, и это не менее важно, учитель может показать интересный и полезный процесс;

• создана база всех интересных находок, сценариев, разработок, открыты специальные страницы, отражающие авторский успех и авторские методики работы;

• каждому учителю или каждому молодому учителю перед учебным годом выдаётся методический портфель с интересными, полезными и профессионально важными материалами (программа и концепция развития школы, традиции, интересные дела, нормы и правила, предметные и методические материалы, условия

и положения конкурсов и различных важных мероприятий, адреса опыта, электронные источники с полезной информацией, диск с творческими заданиями, сценариями и накопленным опытом);

• открытые педагогические мероприятия проводятся не формально, а только

по мере накопления и предварительного показа новых технологий и методик, важного и полезного педагогического опыта;

• детям, проявляющим интерес и соответствующие задатки, предлагается совместно с учителями и родителями обсудить проект индивидуальной программы творчества, развития, успеха и сделать это при помощи методистов, тьюторов, учителей;

• преследование детей неудовлетворительными оценками, так же как и неумение учителя поддерживать необходимую рабочую дисциплину на уроке, следует рассматривать как чрезвычайное событие, при этом исключительно важно, чтобы учитель, поставив неудовлетворительную оценку, определял сам,

с коллегами, с учеником и, если необходимо, с родителями весь комплекс

мер для выведения ученика на хороший уровень (если речь идёт о педагогически запущенных детях, детях группы риска или детях, не имеющих познавательных интересов, важно создавать в школе специальную груп-пу-психологов, лучших педагогов, администраторов для оказания помощи ученикам);

• важнейшей задачей учителя следует считать умение организовать дифференцированную или познавательно-творческую деятельность всего класса и на протяжении всего урока (это несложно сделать, если дать всем детям переписывать страницы учебника или писать тезисы, или готовить проект, переводя его из Интернета на бумажные страницы, правда, педагогическая и познавательная польза в этом случае не равна нулю, она скорее всего оценивается в минусовых величинах, потому что такого учителя, который не умеет или не хочет учить, никогда не будут уважать дети, какие бы оценки он им ни ставил);

• уметь организовывать взаимодействие детей в режиме диалогических пар или сменных микрогрупп для совместного качественного выполнения учебных заданий;

• необходимо строжайшим образом выполнять дидактические требования, предъявляемые к домашним заданиям: задание должно быть объяснено, оно должно вытекать

из формулы 60 на 40 или, ещё лучше, 80 на 20, где первая цифра указывает на количество работы, выполненной в классе, а вторая — на объём домашних заданий. Исключительно важно учитывать отношение детей к предмету, задатки, особенности психологического темперамента, заинтересованность ребёнка, степень способности к выполнению учебных заданий. Одним детям нужно давать обощённые, теоретические, сложные задания, другим — иллюстративно-технические с малой степенью усложения, третьим — проблемно-поисковые, четвёртым — проектные задания, выполняемые в коллективе при поддержке лидера, пятым — задания, которые они будут выпол-

нять с наставником, шестым — творческие здания, седьмым — простейшие задания с малым шагом развития под контролем, восьмым — дать возможность разрабатывать собственные задания делать анализ текстов, писать аннотации, расширительно изучать тему с привлечением научных источников, девятым — предварительно подготовив их, поручить работать в малых группах или в парном режиме ведущими, десятым учитель предоставляет возможность выполнять учебные задания при его прямой помощи и поддержке. Такой подход позволяет широко использовать методику само-и взаимооценки, когда учащиеся сами проставляют себе оценку, а руководители групп проставляют оценку участникам групп, а группа — им;

• исключительно важно в отношениях

с детьми, при организации учебного процесса, создавать обстановку успеха, интереса, положительного эмоционального напряжения, искать и подбирать материалы, важные с точки зрения их патриотической и гражданской ценности, но без ложного пафоса и излишней критичности;

• при этом считать бессовестным и непрофессиональным подход, при котором большинство проблемных, поисковых, исследовательских, проектных, презентационных работ переносится на дом, когда известно, что, как правило, эти работы либо выполняют родители, либо учащиеся используют почти без изменений информацию, которую они бездумно добывают в Интернете. Важно, чтобы основную, главную часть работы учащиеся выполняли на уроках или на кружковых занятиях, а оформление, доделку, доработку они могли бы сами или с родителями сделать дома.

Однако у любителей возникает риторический вопрос: что значит организация учебного процесса? Разве если школа занимает лидерские позиции, не указывает ли это, прежде всего, на то, что в ней хорошо организован учебный процесс?

Ответов, как и путей, здесь может быть два.

1. Реализуя знаниевую концепцию, организовать учебный процесс по прусскому сценарию: все дети получают одинаковые задания, все дети обязаны выполнять те требования, которые им предъявляет школа, дети должны своевременно выполнять все учебные задания,

а поскольку задатки, способности, интересы, отношения к материалу и к учителю, степень сензитивности, окружение и запросы у всех детей разные, нужно заставить детей без учёта способностей, при помощи оценок, угроз, требований и приказов, путём дисциплины и наказаний, добиться, чтобы дети соответствовали не их возрасту, а тем требованиям, которые им предъявляет школа. Главное в этой системе — рост количества домашних заданий, увеличение их объёма и сложности. Однако многие дети не могут современно или вообще не в состоянии выполнить те учебные задания, вал которых нарастает, возникает острейшая необходимость нанимать репетиторов, или ребёнок вынужден отступить, испытывая чувство неудачника, подогреваемое негативными оценками в школе и дома: так происходит хроническое отступление в сторону асоциальности или безразличия, или поиску не очень честных путей, попыток, обманув всех, как-то сводить учебные концы с концами. Иногда ребёнок начинает, если не с кем поделить горе, мстить себе и другим.

2. Второй путь предполагает такую организацию деятельности педагогов, который реально обеспечит раскрытие талантов и возможностей как детей, так и педагогов.

Для этого необходима коллективная разработка программы развития, обеспеченной научно, ресурсно и организационно:

• легитимизация всех основных процессов

и обязанностей, а это предполагает разработку положений, условий и правил успешной работы, критериальную базу и соответствующие достигаемым критериям поощрения;

• при узурпировании всей власти в школе администрацией школы или при неумении администрации организовать коллективное планирование, коллективную организацию деятельности, коллективную ответственность школа

может выполнять внешние задачи, но стать школой для реализации внутренних целей, школой в интересах, детей, педагогов, семьи она не сможет;

• необходимо создать реально работающие и приносящие действительную пользу управляющий и попечительский советы, позволяющие диверсифицировать финансирование, создать организационно-ресурсные условия для реализации важных и полезных задач по воспитанию и обучению детей;

• без создания внешней и внутренней системы повышения квалификации педагогов и без опережающей разработки новых и востребованных образовательно-воспитательных программ школа может добиваться видимого успеха только на пути интенсификации труда, нарастания устало-стей и завинчивания гаек и с безусловным отказом от реального воспитания детей (внутришкольная система и организация качества педагогической деятельности и повышения профессиональной готовности педагогов через самые разнообразные организационные формы является условием успешной коллективной и индивидуальной работы педагогов. Нередко под повышением квалификации понимается составление плана открытых мероприятий, проведение лекций и семинаров, на самом деле здесь необходимо сочетанное единство разных направлений, организационных форм и мероприятий: прежде всего речь идёт — и это самое важное — о необходимости создания благоприятной среды, в основе которой лежат положительный психолого-педагогический климат, разумная организация труда педагогов, постоянная диагностика успехов на основе устойчивых критериев и поощрение за успешно выполненные работы; создание информационных и организационных условий для освоения педагогами новых и полезных для работы технологий и методик;

• три способа информационного обеспечения педагогов: оперативная информация, своевременно предоставляемая

педагогам; организация различных форм обучения педагогов; создание информационной базы, включающей в себя как лучшие образцы и сценарии деятельности педагогов школы, так и различные материалы, книги, монографии, статьи, полезные и интересные для работы педагогов (одним из замечательных способов информационного обеспечения является выдача в мае всем или некоторым учителям методического портфеля, включающего в себя методики, программы, литературу, диски с материалами);

• важно создать стройную структуру или систему организационных форм, позволяющих осуществлять четыре реальные и важнейшие задачи:

> создать организационные и ресурсные, кадровые и программные условия для формирования у детей определённых знаниевых интересов и через практико-ориентирован-ное углублённое обучение дать возможность детям в индивидуальном режиме при качественном сопровождении развивать имеющиеся задатки в способности, получая удовольствие от герменевтического процесса

и получаемых и общественно признаваемых результатов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

> важно использовать три свойства педагога: его предметные способности, его личностные достоинства и, что исключительно важно, его особые интересы — хобби, культурное дополнение к его основной деятельности;

> важно создать коллективную и индивидуальную программы и особые способы информационной и профессиональной поддержки педагогов разнообразно, то есть в разных формах и способах, позволяющие поддерживать и повышать профессиональное самочувствие педагогов, качество их работы, готовность выполнять принятые задачи; формальный и неформальный статус (общественные и административные должности и звания), мотивация деятельности, точные критерии успешности, стимулирование педагогического

труда, изучение и уважительное отношение ко всему новому, полезному и интересному, что проявляет в своей работе педагог;

> обязательное постоянное в режиме мониторинга отслеживание удовлетворён -ности всех участников педагогического процесса своей работой, учёбой, участием и обнаруживаемыми недостатками (опрос детей, родителей, педагогов и администрации — анонимный или адресный, позволят выявлять реальное положение дел, реальные проблемы, степень заинтересованности и возможной активности участников учебно-воспитательного процесса.

Всё это замечательно, но заступивший на должность директор школы, который хочет и понимает, что только административное управление без педагогического содержания фактически превращает директора в хозяйственника, а школа и дети становятся заложниками случайных решений и бессистемного существования, поскольку если директор мало понимает в основной деятельности, если он в силу разных причин отстранён от педагогов и детей, если школа вынуждена формально выполнять необходимые планы и служить бумагам, а не детям, то настоящее и будущее этой школы прискорбно.

Другое дело, когда в школе не более 800—1000 человек и количество педагогов не более 60—70, и директор начинает свой путь с трёх шагов: знакомство с коллективом, изучение литературы и определение целей, задач, организационных форм и необходимых ресурсов.

Современный директор понимает, что без создания условий для работы, творчества и успеха, то есть формирования необходимого позитивного климата и педагогической среды, ничего не получится.

Он также понимает, что перед ним стоит задача создания дееспособной, заинтересованной, любящей свою работу, детей

и школу команды, формирования широкой сети для возможной активности и участия в различных делах, проектах и программах педагогов, детей и родителей.

Он также осознает, что необходимо последовательно и основательно подходить к организации учебно-воспитательного процесса, что предполагает оптимальный выбор тех форм и видов деятельности, которые могут быть реализованы, которые будут поддержаны коллективом и на которые хватит сил.

Приложение № 1

Цели школы — создание условий для социализации детей и радостного, полезного, творческого труда взрослых. Следствием и проявлением создания необходимых условий для успешного развития и социализации детей являются фактически сформированные интересы и личностно и социально значимые компетенции. В предлагаемой анкете предоставляется возможность путём опроса старшеклассников и родителей выяснить реальное качество работы школы.

Действительные (опосредованные) результаты работы школы во взаимодействии с семьёй (косвенные критерии реального успеха школы):

Анкета:

1. Знает и любит ли ваш ребёнок непрограммные стихи? — Да. Нет.

2. Сколько стихов наизусть знает ваш ребёнок? — Много. Мало. Ноль.

3. Любит ли ваш ребёнок классическую музыку и может назвать любимых композиторов и любимые произведения? — Да. Нет.

4. Любит ваш ребёнок народные песни и песни прошлых лет? — Да. Нет.

5. Какие художественные произведения составляют главную ценность для вашего ребёнка? (автор, название, книга, картина)

6. Ваш ребёнок любит писать стихи, сочинять песни? — Да. Нет.

7. Ваш ребёнок с удовольствием пишет письма и ведёт свой дневник? Да. Нет.

? —

8. Ваш ребёнок делает выписки

из книг или ведёт отдельные страницы на компьютере, собирая информацию по важным для себя темам и проблемам? — Да. Нет.

9. Ваш ребёнок совместно с вами собирает в библиотеку книги, которые его интересуют? — Да. Нет.

10. Ваш ребёнок 2—3 часа в день делает уроки, остальное время он занимается спортом, ходит к репетиторам, общается с друзьями, слушает музыку, читает книги и изредка играет в компьютерные игры. — Это так. Это не совсем так. Это совсем

не так.

11. Ваш ребёнок мечтает получить полезную и интересную профессию, чтобы было интересно работать, пользоваться уважением, приносить пользу отечеству и семье и хорошо зарабатывать? — Да. Не совсем так. Он пока не знает, кем хотел бы быть.

12. Ваш ребёнок, как правило, делает домашние задания сам и старается выполнять поручения родителей,

и всегда с удовольствием работает на даче или по дому? — Да. Нет.

13. Ваш ребёнок ответственно относится к общественным поручениям? — Это правда. Ему пока ничего не поручали.

14. Ваш ребёнок старается тайно приготовить для родителей и для друзей оригинальный подарок или сувенир к празднику? — Да. Нет.

15. Ваш ребёнок интересуется тем, что происходит в стране и в мире, старается понять происходящие события и процессы и никогда

не критиканствует, то есть не обсуждает и не осуждает других людей? — Да. Нет.

16. У вашего ребёнка есть два важных компонента счастливого человека: у него есть дальние и ближние мечты, которые он старается воплотить в жизнь, и у него есть хобби. — Да. Нет.

17. Ваш ребёнок любит животных и старается помогать им и очень любит цветы. — Да. Нет.

18. Ваш ребёнок помнит или записывает много интересных фраз, афоризмов и мыслей, которые он вычитал из книг или услышал дома. — Да. Нет.

19. Ваш ребёнок любит свой город, свою улицу, свой дом, свою семью и старается узнать об этом как можно больше? — Да. Нет.

20. Ваш ребёнок любит свою школу, свой класс и у него есть любимые учителя? — Да. Нет.

21. Ваш ребёнок не употребляет алкоголь и никотин, он занимается спортом или

физической зарядкой и обливанием? — Да. Нет.

22. У вашего ребёнка хороший аппетит и, как правило, устойчиво хорошее настроение? — Да. Нет.

23. Ваш ребёнок всегда старается помочь ребятам в классе, если у них возникают проблемы? — Да. Нет.

24. Ваш ребёнок имеет недостатки, знает о них и стареется их исправить? — Да. Нет.

25. У вашего ребёнка есть очень хорошие близкие друзья, дружбой с которыми он дорожит? — Да. Нет.

26. Ваш ребёнок знает, что главными человеческими качествами выступают благородство, обязательность, ответственность, честь и верность и старается им соответствовать? — Это так. Это не совсем так.

27. Ваш ребёнок любит узнавать новое и относится к этому с удивлением, интересом, нередко с восторгом? — Да. Нет. НО

Criteria, Tools And The Organization Of Successful Educational Work In Good School

Vladimir M. Lizinsky, associate Professor, candidate of pedagogical Sciences, Moscow

Abstract. Actual problems — teacher fatigue, reduced quality of education, negative teacher image. Designing the organization of the school. The choice of forms and types of activities that can be imple-mented and supported by the teaching staff. Parental education satisfac-tion survey.

Keywords: teacher, successful lesson, young teacher's school, organizational process, sensitivity, informational support, satisfaction of participants in the educational process.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.