Научная статья на тему 'РЕБРЕНДИНГ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД. К ВЫХОДУ В СВЕТ УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ И. Ф. СИМОНОВОЙ «СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ: СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ» (САНКТ-ПЕТЕРБУРГ : НАУКОЁМКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, 2020. 250 С.)'

РЕБРЕНДИНГ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД. К ВЫХОДУ В СВЕТ УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ И. Ф. СИМОНОВОЙ «СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ: СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ» (САНКТ-ПЕТЕРБУРГ : НАУКОЁМКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, 2020. 250 С.) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
217
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ / ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ТРАНСФОРМАЦИИ / ОПЫТ / SOCIAL AND CULTURAL DESIGN / DEVELOPMENT OF TERRITORIES / TECHNOLOGIES OF SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITY / TRANSFORMATION / EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гавров Сергей Назипович

В статье рассматриваются актуальные вопросы социально-культурного проектирования, развития технологий СКД на современном этапе социально-культурных трансформаций, когда актуализируются утилитарные, прикладные, технологические аспекты научного знания, наблюдается большой европейский переход к практичности. Этот процесс затронул ведущие страны ЕС, прежде всего Германию, дав нам утилитаристский вектор движения. В духе этого утилитаристского, прикладного, технологического вектора и написано пособие И. Ф. Симоновой, обобщающее европейский и отечественный опыт социально-культурного проектирования и развития территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REBRANDING OF SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITY: PROJECT APPROACH. TO THE PUBLICATION OF THE TEXTBOOK BY I. F. SIMONOVA "SOCIAL AND CULTURAL DESIGN: MODERN APPROACHES AND TECHNOLOGIES" (ST. PETERSBURG, PUBLISHING HOUSE “SCIENCE-INTENSIVE TECHNOLOGIES”, 2020. 250 P.)

The article examines topical issues of social and cultural design, development of social and cultural activity’ technologies at the present stage of social and cultural transformations, when the utilitarian, applied, technological aspects of scientific knowledge are actualized, there is a large European transition to practicality. This process affected the leading European Union countries, primarily Germany, giving us a utilitarian vector of movement. In the spirit of this utilitarian, applied, technological vector, I. F. Simonova's manual was written, summarizing the European and national experience of social and cultural design and development of territories.

Текст научной работы на тему «РЕБРЕНДИНГ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД. К ВЫХОДУ В СВЕТ УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ И. Ф. СИМОНОВОЙ «СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ: СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ» (САНКТ-ПЕТЕРБУРГ : НАУКОЁМКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, 2020. 250 С.)»

1 ¡^УеЪРЕНДИНГ социально-культурной

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД. К выходу в свет учебного пособия И. Ф. Симоновой «Социально-культурное проектирование: современные подходы и технологии» (Санкт-Петербург: Наукоёмкие технологии, 2020. 250 с.)

УДК 316.7(049.32)

https://doi.org/10.24412/1997-0803-2020-597-190-195 С. Н. Гавров

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Российская Федерация, e-mail: SNGavrov@fa.ru

Аннотация: В статье рассматриваются актуальные вопросы социально-культурного проектирования, развития технологий СКД на современном этапе социально-культурных трансформаций, когда актуализируются утилитарные, прикладные, технологические аспекты научного знания, наблюдается большой европейский переход к практичности. Этот процесс затронул ведущие страны ЕС, прежде всего Германию, дав нам утилитаристский вектор движения. В духе этого утилитаристского, прикладного, технологического вектора и написано пособие И. Ф. Симоновой, обобщающее европейский и отечественный опыт социально-культурного проектирования и развития территорий.

Ключевые слова: социально-культурное проектирование, развитие территорий, технологии социально-культурной деятельности, трансформации, опыт.

Для цитирования: Гавров С. Н. Ребрендинг социально-культурной деятельности: проектный подход. К выходу в свет учебного пособия И. Ф. Симоновой «Социально-культурное проектирование: современные подходы и технологии» (Санкт-Петербург : Наукоёмкие технологии, 2020. 250 с.) // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2020. № 5 (97). С. 190-195. https://doi.org/: 10.24412/1997-0803-2020-597-190-195

REBRANDING OF SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITY:

PROJECT APPROACH. To the publication of the textbook by I. F. Simonova

"Social and cultural design: modern approaches and technologies"

(St. Petersburg, Publishing House "Science-Intensive Technologies", 2020. 250 p.)

Sergei N. Gavrov

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation, e-mail: SNGavrov@fa.ru

Abstract: The article examines topical issues of social and cultural design, development of social and cultural activity' technologies at the present stage of social and cultural transformations, when the utilitarian, applied, technological aspects of scientific knowledge are actualized, there is a large

190

ГАВРОВ СЕРГЕЙ НАЗИПОВИЧ - доктор философских наук, профессор Департамента массовых коммуникаций и медиабизнеса Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

GAVROV SERGEI NAZIPOVICH - DPhil, Professor at the Department of Mass Communications and Media Business, the Financial University under the Government of the Russian Federation

© Гавров С. Н., 2020

European transition to practicality. This process affected the leading European Union countries, primarily Germany, giving us a utilitarian vector of movement. In the spirit of this utilitarian, applied, technological vector, I. F. Simonova's manual was written, summarizing the European and national experience of social and cultural design and development of territories.

Keywords: social and cultural design, development of territories, technologies of social and cultural activity, transformation, experience.

For citation: Gavrov S. N. Rebranding of social and cultural activity: project approach. To the publication of the textbook by I. F. Simonova "Social and cultural design: modern approaches and technologies" (St. Petersburg, Publishing House "Science-Intensive Technologies", 2020. 250 p.). The Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts (Vestnik MGUKI). 2020, no. 5 (97), pp. 190195. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/1997-0803-2020-597-190-195

Перед нами новая книга И. Ф. Симоновой «Социально-культурное проектирование: современные подходы и технологии» [1]. Книг в постсоветской России выходит несравнимо больше, чем в СССР, тиражи, правда, на порядок меньше. Много информации в Интернете, Гугл-перевод-чик снял языковые барьеры в мире. Иными словами, информации много, настолько, что мы часто интуитивно избегаем её излишков, выключаем телевизор, стремимся к информационному детоксу. Но парадокс в том, что при видимой безграничности информационного потока, где, кажется, можно найти всё, при правильно сформулированной вариативности поисковых запросов, очень многого в нём нет. Это мнимая лёгкость, информация часто поверхностна, многие вопросы, интересующие профессионалов в разных сферах, либо не проработаны, либо отражены на уровне не лучших статей в Википедии.

Новое приходит в результате научных исследований, как интеллектуальный продукт, который создают профессионалы. К таким профессионалам относится И. Ф. Симонова. Рецензент невольно подражает автору, убирает эпитеты, хотя здесь хочется подчеркнуть слово профессионалы. Постсоветское упрощение интеллектуаль-

ного пространства коснулось практически всего, на этом фоне удивительно симпатично смотрятся авторы, сумевшие его избежать. И. Ф. Симонова - выпускница истфака Ленинградского ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени государственного университета имени А. А. Жданова. Это продолжение имперской и советской научной и человеческой традиции, продолжение через блистательный и одновременно мистический Санкт-Петербург, Университет, СПбГИК.

У автора получился концентрированный текст, результат большой работы по сокращению и адаптации диссертационного формата под формат учебного пособия. Это движение от практики к её теоретическому осмыслению, где степень теоретиза-ции неизбежно высока, а затем новое возвращение к практике, в виде учебного пособия для бакалавров СКД в рамках дисциплин «Основы проектной деятельности», «Основы социально-культурного проектирования», «Экспертиза и проектирование социально-культурного пространства». Курсы, как мы понимаем, во многом авторские, новаторские. В итоге получилось технологичное осмысление социокультурного пространства современной России, исполненное с учётом опыта европейского куль-

турного строительства, в том числе опыта социокультурного проектирования и развития территорий.

За учёт этого опыта автору отдельный респект. Россия и Санкт-Петербург - Европа, спорить с этим в исторической перспективе, заданной Петром I, а во многом существенно раньше, бессмысленно. Макроисто-рические тренды не перерешаемы, но могут быть подвержены коррекции, не меняющей общего направления движения, лишь несколько сдвигающей сроки прохождения исторических этапов. Иными словами, это лишь замедление исторического времени, а не изменение вектора движения.

Жизнь и профессиональная деятельность в период одной из таких исторических коррекций увлекательна и противоречива. С одной стороны, мы учитываем опыт социокультурного строительства Европейского союза, с другой - ностальгически смотрим на Европу XIX века, отвергая Европу нынешнюю, эта противоречивость тотальна и нормативна.

Сегодня многие из нас находятся перед вызовом постоянных организационных и содержательных трансформаций в профессии. Мы повседневно решаем вопрос, как сохранить личную адекватность времени, постоянным изменениям во всём, как ответить на вызовы «новой нормальности», изменениям в системе образования, трансформациям не всегда понятной и содержательно рациональной природы. В то же время, если рассматривать перемены в рамках европейских тенденций в образовании, возможная содержательная логика изменений начинает просматриваться.

Это логика перехода от широкого академического знания к знанию прикладному, переход от вопросов, как устроен мир, общество, его социальные подсистемы, к тех-

нологическим ответам без вопросов, позволяющим осуществлять прикладные проекты. Очень характерно в этом отношении изменение образования в Германии, сокращение философского, гуманитарного контекста, организационно-инфраструктурное сокращение университетского образования. Германии с её философскими традициями нужен не философ, но социальный работник, аниматор, технологически подготовленный специалист в сфере социально-культурной деятельности. Хорошо это или плохо? И да, и нет. Хорошо, когда за социокультурный проект берётся технолог, который умеет воплотить его на практике. Плохо, что он часто не представляет себе того, что находится за рамками этих проектов, не понимает системы контекстов, в которых они осуществляются, не может ответить на вопрос, для чего эти проекты, к чему они ведут в долгосрочной перспективе, к каким политическим и социокультурным изменениям. Советское образование имело другой ракурс, предлагая самую широкую систему научных контекстов для конкретных видов деятельности, временами уделяя недостаточно внимания её технологиям.

Сегодня Россия вслед за Германией стремится к утилитарной применимости знаний, к рационализму, протестантскому по своей генеалогии, технологичности во всём. Здесь позволим себе важное уточнение-цитату. «Всё, что не относится к промышленности, в той или иной мере относится к социально-культурной сфере», -фраза из частного разговора с ректором СПбГИК, профессором А. С. Тургаевым, сторонником широкого определения СКД. Недаром и преподавание базового курса «Основы государственной культурной политики» было организовано на основе ка-

федры СКД, а не кафедры теории и истории культуры. Здесь важна не столько теория, относящаяся преимущественно к культурологии, но практика применения, важны технологии, позволяющие масштабировать и применять теоретические знания. Владение технологиями важно для СПбГИК, это один из немногих известных нам вузов, сохранивший академические традиции и выстроивший современную технологичную среду управления.

Стоит вспомнить, что в СПбГИК в своё время были сформулированы основы и придумано само название СКД. Работа И. Ф. Симоновой показывает, каким может быть технологический арсенал СКД сегодня. Технологии социально-культурной деятельности, в интерпретации И. Ф. Симоновой, содержат посыл к конструктивистскому, инженерному, проектному мышлению, технологиям, позволяющим сделать конкретный проект, изменить мир к лучшему.

Рецензенту следует соотнестись с ключевой темой работы - «Теоретические и практические основы проектирования социально-культурного пространства», подробное рассмотрение которой занимает весь первый раздел учебного пособия. В нём целый ряд подразделов, в том числе о пространственном развитии Российской Федерации, о понятиях «периферия», «провинция», «окраина», «маргинальная территория», о проектном подходе к управлению пространственным развитием. Сюда же относится и опыт пространственного развития стран Европейского союза, особенности современной политики пространственного развития стран ЕС, модели организации сетевого сотрудничества (партнёрств) в странах ЕС, организация деятельности сетевых партнёрств в странах Европейского союза, программно-проектный подход к форми-

рованию социально-культурного пространства в странах ЕС (XXI век), сотрудничество европейских государств в области образования, науки, искусства и культуры, организация, контроль и финансирование программ Европейского союза в сфере культуры. Значительное внимание автор уделяет также рассмотрению программы «Культура», её целей и основных проектов, и программе «Креативная Европа».

В первый раздел входят также темы, связанные с проблемами практического применения понятий «социокультурное пространство» и «социально-культурное пространство в проектной деятельности», с развитием социально-культурного пространства Российской Федерации (XXI век), с основными характеристиками социально-культурного пространства мегаполисов и крупных, средних и малых городов, сельских поселений... Это преимущественно теоретическая часть работы, содержащая подкрепляющие практические положения. Теоретическая разработанность темы социокультурного пространства для нас очевидна. И. Ф. Симоновой проработан, осмыслен и интерпретирован в соответствии с авторским видением большой массив научной литературы.

Второй раздел учебного пособия «Современные подходы к оценке социально-культурного пространства» относится к технологиям оценки потенциала, задаваемым рамками пространственных практик социокультурного проектирования, и включает в себя ряд тем. Среди них методика комплексной оценки потенциала социально-культурного пространства, структура оценки потенциала социально-культурного пространства, экспертные исследования: цели, задачи, методы, этапы. Автор обращается к качественным методам, в том чис-

ле экспертному исследованию, давая рекомендации по видам экспертных оценок, правилам определения качественного и количественного состава экспертов, излагает методики «мозгового штурма», написания сценария, знакомит нас с технологиями подготовки экспертного заключения. Рекомендации автора технологичны, сложностей с восприятием раздела у бакалавров возникнуть не должно.

Третий раздел учебного пособия по-свящён проблематике проектирования социально-культурного пространства. Как и первые разделы, третий раздел включает в себя ряд связанных тем. Автор рассматривает современные подходы к проектированию, сетевое партнёрство, технологии построения партнёрской сети, даёт представление о том, что такое комплексный социально-культурный проект, локальный проект, сложный проект, комплексный проект, стейкхолдеры проекта, рассматривает управление взаимодействием со стейкхол-дерами, модель реализации комплексных социально-культурных проектов, их организационно-правовые формы. То, что мы перечислили, далеко не всё, даже на уровне тем. После прочтения этого раздела хочется что-то спроектировать и предпринять, следуя пошаговому руководству автора. Так, наверное, и должно быть, хорошая учебная литература должна побуждать к действию, давая направление-цель и руководство к её достижению.

Заметим, что работу завершает важный раздел «Модель формирования социально-культурного пространства», включающий в себя ряд тем. Среди них моделирование в проектной деятельности, классификация, основные требования к «модели», её свойства и характеристики, моделирование проектных решений, различие между

проектированием и моделированием, понятия процесса моделирования, цели и задачи моделирования, этапы моделирования, модель формирования социально-культурного пространства, уровни модели: многофункциональные культурно-досуговые комплексы, муниципальные учреждения культуры (Дома культуры, досуговые центры и т.д.), сетевые объединения, ранжированные по уровням (I, II, III), принципы и результаты проектирования. Хороший, проработанный, технологичный раздел, из тех, где «лучшее враг хорошего», текст уже состоялся, а улучшать и совершенствовать хорошее можно до бесконечности. Вопрос только в том, зачем это нужно, уже сейчас хорошо, понятно, достойно.

При чтении работы И. Ф. Симоновой у рецензента не раз появлялась мысль, как интересно и одновременно непросто учиться её студентам. Концептуально выстроенное новое развивает, но как много всего, какой информационно насыщенный текст получился. Насколько он сложен для восприятия? При объёме в 249 страниц вместе со списком источников, учебное пособие охватывает проблематику трёх учебных курсов, и это не мало. В то же время оно хорошо проработано и структурировано, что существенно облегчает восприятие информации.

У автора ясный слог изложения, строгое отношение к тексту, слово вмещает многое. Возможно, слишком многое, учитывая заявленный жанр - учебного пособия. У И. Ф. Симоновой должны быть умные студенты, привыкшие к работе со словом, люди книжной культуры. Такие студенты есть и сегодня, интеллигенция за последние тридцать лет серьёзно сократилась количественно, но не исчезла вовсе. Студенты поймут, загорятся открытием нового вместе с автором, будут реагировать на

многочисленные соотнесения с источниками, «подробнее в книге...». Я даже простодушно надеюсь, что они будут читать эти книги, но «много званных, да мало избранных.». Читатели учебников сегодня изменились благодаря новым технологиям, клиповому мышлению, привыкли к тому, что им всё объясняют, дают подробный дайджест источников, доступных интерактивно. Иными словами, привыкли к изобилию информации, облегчённости её поиска.

Это упрощение создаёт своеобразную бинарную оппозицию с настоящей литературой, которая может открываться читателям и в жанре учебного пособия. У автора чувствуется школа читателя классической литературы, при чтении возникает удивительное ощущение ясности языка. Небольшое замечание касается лишь авторского пристрастия к определению «основные». Да, оно удобно, особенно в оглавлении, локализует тематику рассмотрения, отсекает потенциальные вопросы «а где у вас». Всё так, но можно было подумать о более индивидуальном названии тем.

И. Ф. Симонова написала учебное пособие как гипертекст. Чтобы его учебный потенциал был развёрнут в полной мере, оно должно быть в открытом доступе в Интернете, в рамках электронных образовательных ресурсов СПбГИК. Сноски на многочисленные источники, которые прорабо-

тал автор, должны быть кликабельны на электронный вариант книжных изданий. Это критически важное условие для полноценного гипертекста, учитывающее привычные для нового поколения формы работы с информаций. По сути, перед нами практически готовый вариант электронного обучающего пособия, о потребности в которых так много говорят в последние годы практики и теоретики образования. В этом гипертекстовом формате есть несомненный плюс работы.

Рецензент обмолвился в начале работы, что перед нами часть большого научного текста, адаптированного к формату учебного пособия. Масштаб авторского видения, очевидная научная новизна, осмысление проблематики пространственного социокультурного развития территорий и проектирования этого развития позволяют надеяться на скорое формальное оформление И. Ф. Симоновой своего докторского потенциала в диссертации соответствующего ей уровня. Учебное пособие «Социально-культурное проектирование: современные подходы и технологии» - полноценный шаг на этом пути И. Ф. Симоновой к обретению статуса доктора наук, движение к обретению гармонии между имеющимся научным содержанием и выражающей его наличие внешней академической формой.

Список литературы

1. Симонова И. Ф. Социально-культурное проектирование: современные подходы и технологии : учебное пособие. Санкт-Петербург : Наукоёмкие технологии, 2020. 250 с.

References

1. Simonova I. F. Social and cultural design: modern approaches and technologies. St. Petersburg, Publishing

House "Science-Intensive Technologies", 2020. 250 p. (In Russ.).

*

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.