Научная статья на тему 'Социально-культурное проектирование как форма культурно-досуговой деятельности молодежи'

Социально-культурное проектирование как форма культурно-досуговой деятельности молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4495
513
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / МОЛОДЕЖЬ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФОРМА КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОБЪЕКТНЫЕ ОБЛАСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильковская М.И.

В статье рассматривается социально-культурное проектирование в культурно-досуговой деятельно-сти молодежи. Представлен опыт проектной деятельности Кемеровского государственного института культуры, где автор делает вывод о том, что социально-культурное проектирование является не только специфической технологией, представляющей собой конструктивную, творческую деятельность, но и формой культурно-досуговой деятельности молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васильковская М.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-культурное проектирование как форма культурно-досуговой деятельности молодежи»

Раздел 2

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЕВРАЗИЙСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ: ТЕХНОЛОГИИ, ПРАКТИКА, ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

УДК 316.7:: 316.346.32-053.6

М. И. Васильковская Кемеровский государственный институт культуры,

Кемерово, Россия

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК ФОРМА КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖИ

В статье рассматривается социально-культурное проектирование в культурно-досуговой деятельности молодежи. Представлен опыт проектной деятельности Кемеровского государственного института культуры, где автор делает вывод о том, что социально-культурное проектирование является не только специфической технологией, представляющей собой конструктивную, творческую деятельность, но и формой культурно-досуговой деятельности молодежи.

Ключевые слова: проект, социально-культурное проектирование, молодежь, проектная деятельность, форма культурно-досуговой деятельности, объектные области проектирования.

M. I. Vasilkovskaya Kemerovo State Institute of Culture, Kemerovo, Russia

SOCIAL-CULTURAL DESIGN AS A FORM OF CULTURAL AND LEISURE ACTIVITY OF YOUTH

The article deals with socio-cultural design in the cultural and leisure activities of young people. The experience of the project activity of the Kemerovo State Institute of Culture is presented, where the author concludes that socio-cultural design is not only a specific technology, which is a constructive, creative activity, but also a form of cultural and leisure activities for young people.

Keywords: project, socio-cultural design, youth, project activities, the form of cultural and leisure activities, object design areas.

Одной из актуальных проблем социогуманитарной науки в настоящее время является изучение социально-культурного проектирования, определение границ проектирования с учетом новых качеств человеческих коммуникаций.

За последние 20 лет в научной литературе широкое распространение получили описания различных типов проектирования: социального (создание моделей общественных явлений, социальных институтов); педагогического; инженерного (проектирование «второй природы» из материала) и др. Обобщив положения ведущих специалистов в области социокультурного проектирования - В. М. Розина, Т. М. Дридзе, Э. А. Орловой, И. В. Жежко и др., сегодня авторы выделяют несколько видов проектирования: философско-теоретическое - конструирование моделей мира и человека на основе рационального мышления; духовно-ценностное - создание в рамках религиозно-этических систем идеала; художественное проектирование «второй реальности» с помощью образа, знака, символа.

Можно отметить, что вышестоящим термином к «социокультурному проектированию» является термин «социальное проектирование». В. А. Луков предлагает следующее определение: «Социальное проектирование - вид деятельности, которая имеет непосредственное отношение к развитию социальной сферы, организации эффективной социальной работы, преодолению разнообразных социальных проблем. Социальное проектирование - это конструирование индивидом, группой или организацией действия, направленного на достижение социально значимой цели и локализованного по месту, времени и ресурсам. Назначение любого социального проекта - изменение социальной среды, осуществление инновации» [1, с. 3].

Под культурным проектированием можно понимать преобразование культурных объектов, реализацию способностей человека создавать в идеальном плане, комбинировать символические конструкции. Однако чаще всего в научной литературе о проектировании в сфере социально-гуманитарных знаний встречается термин «социокультурное проектирование».

По мнению А. П. Маркова, «Социокультурное проектирование» - это специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей. [1, с. 14].

По сравнению с программированием, планированием и другими технологиями, направленными на изменение социально-культурной сферы, проектирование обладает целым рядом преимуществ. По самой своей природе оно технологически основано на сочетании нормативного подхода, разработки того, что должно быть в результате, с подходом диагностическим, с реальной оценкой ситуации, имеющихся ресурсов и т. д. [2].

Когда говорят о проекте, то имеют в виду мыслительную конструкцию какого-нибудь изменения, которое заранее спланировано и в принципе может быть осуществлено. Такая конструкция может предстать в виде модели, прототипа, прообраза, и в ней есть непременный волевой компонент - решимость осуществить задуманное изменение. [3, с. 145].

Социокультурное проектирование занимает особое место в системе специализированных технологий, и интерес к нему усилился в связи с постановкой проблематики инновационного развития общества. Создание проекта предполагает определенное культурное преобразование (появление новых культурных аналогов). Процесс социокультурного проектирования - это поиск компромисса между культурными аналогами и инновациями. Однако некоторые исследователи предостерегают от того, чтобы видеть в проектной деятельности лишь источник инноваций. Можно представить себе инновационный процесс без проектирования и проектирование без инноваций.

Тем не менее, рациональная, планируемая инновация предполагает проектирование, а в современной и исторической ситуации проектирование по преимуществу выступает как рациональная инновационная деятельность. Объектные области проектирования - и социум, и культура - рассматриваются как некие теоретические (а значит, в определенной степени - искусственные) модели, подлежащие переконструированию и усовершенствованию в рамках проекта. В процессе проблематизации они как бы подлежат искусственному расчленению и последующей «сборке» в целевой и содержательной части проекта [3].

Масштаб анализируемой ситуации определяет радиус действия проекта или программы. Социально-культурные проблемы, типичные для большинства регионов России, решаются в рамках федеральных программ. Специфические региональные проблемы актуализируют программы соответствующего радиуса действия. Разрешение проблем конкретной социальной группы является целевой установкой локальных проектов [1].

Международные проекты выполняются международными организациями, фондами и группами. По масштабу международный проект может носить планетарный характер и осуществляется в каждой стране мира. Есть международные проекты, которые касаются одного или нескольких континентов. Могут быть международные проекты, которые затрагивают интересы трех и более стран.

Федеральные проекты охватывают своим действием всю территорию России. Чаще всего они являются федеральными программами развития культуры. Примером может служить федеральная целевая программа «Культура России (2012-2018 годы)».

Однако независимо от радиуса разрабатываемого проекта, необходим учет проблем всех уровней, ибо все они взаимосвязаны между собой. Проблемы общенационального масштаба существенно влияют на содержание и характер жизнедеятельности человека, независимо от места его проживания, региональные проблемы могут быть общими для большинства территорий России, а проблемы социальной группы, выявленные в конкретных жизненных обстоятельствах, могут рассматриваться в качестве типичных для данной категории населения проблем в масштабах всей страны.

Также можно отметить, что социокультурное проектирование представляет собой технологическую цепочку, включающую определение проблем, требующих решения, постановку целей проектирования и прогноз возможных результатов, ревизию ресурсов, разработку конкретных акций в рамках проекта, проработку их организационного, финансового, методического обеспечения. Наконец, создание и реализация социокультурного проекта - это достаточно сложный и протяженный во времени труд, и поэтому требует определенных знаний и умений, которые формируются в процессе образования.

При этом социально-культурное проектирование можно рассматривать как форму культурно-досуговой деятельности молодежи. Примером реализации социально-культурного проекта как формы культурно-досуговой деятельности студенческой молодежи Кемеровского государственного института культуры можно назвать проект «Диалог культур». В числе проектных достижений «Диалога культур»: открытие в вузе Года культуры в России и Года культуры и туризма в Кемеровской области, культурно-образовательный форум «Толерантность в пространстве культуры», Международный Пасхальный фести-

валь-конкурс музыкальной культуры «Хоровое Вече Сибири», Международный хореографический фестиваль-конкурс «Неделя танца», Межрегиональный фестиваль народной культуры «Истоки», Международный музыкальный конкурс «Сибириада», Международный фестиваль «Диалог культур» и другие.

Также, хочется отметить один из социально-культурных проектов, реализуемый студентами - волонтерами, преподавателями и сотрудниками нашего вуза, с целью внедрения социально-культурных и реабилитационных технологий в социально-культурную практику региона, становления профессиональной культуры волонтеров, студентов нашего вуза, развития у них творческой инициативы и социально-культурного творчества. Целью Социально-культурного проекта «Сделаем мир ярче», реализация которого началась с 2010 года и по сегодняшний день, является - организация культурно-досуговой деятельности для людей с ограниченными возможностями здоровья - пациентов государственных стационарных учреждений социального обслуживания Департамента социальной защиты населения Кемеровской области и города Кемерово.

Используя методы арт-педагогики и реабилитационных технологий социально-культурной сферы в рамках данного проекта, студенческой молодёжью организованы художественно-творческие встречи, а также концертные программы для инвалидов, детей из детских домов, реабилитационных центров для инвалидов, а так же пожилых людей - пациентов учреждений здравоохранения. Всего в рамках данного социально-культурного проекта проведено более 180 мероприятий.

Так как в основе определения форм культурно-досуговой деятельности лежит положение о том, что форма выполняет функцию организации культурно-досуговой деятельности и досугового процесса в целом, социально-культурное проектирование мы определяем как форму культурно-досуговой деятельности, направленную на формирование лидерских, творческих, коммуникативных и других способностей молодежи.

Список литературы

1. Луков, В. А. Социальное проектирование : учеб. пособие / В. А. Луков. - Москва : Изд-во Моск. гу-манит. ун-та : Флинта, 2009. - 240 с.

2. Ивасенко, А. Г. Управление проектами : учеб. пособие / А. Г. Ивасенко, Я. И. Никонова, М. В. Каркавин. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2009. -330 с.

3. Марков, А. П. Основы социокультурного проектирования : учебное пособие / А. П. Марков, Г. М. Бирженюк [Электронный ресурс] // С. -Петерб. гуманит. ун-т профсоюзов. - Режим доступа: http://search.rsl. ru/ru/record/01000684539.

УДК 393:: [39+008+379.8]

Н. А. Гекман

Алтайский государственный институт культуры,

Барнаул, Россия

ИССЛЕДОВАНИЕ РИТУАЛЬНО-ОБРЯДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЕВРОПЕЙСКОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЭТНОЛОГИИ, КУЛЬТУРОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассмотрены возможные теории возникновения ритуально-обрядовой деятельности; трактовки понятия «ритуал» в европейской и отечественной этнологии и культурологии и определена возможная классификация ритуалов.

Ключевые слова: ритуал, обряд, ритуально-обрядовая деятельность, игра, миф.

N. A. Gekman Altai State Institute of Culture, Barnaul, Russia

RESEARCH OF RITUAL-ORDINARY ACTIVITY IN EUROPEAN AND RUSSIAN ETHNOLOGY, CULTUROLOGY AND SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITIES

Possible theories of occurrence of ritual-ceremonial activity are considered in the article; Interpretation of the concept of «ritual» in European and domestic ethnology and culturology and a possible classification of rituals.

Keywords: ritual, rite, ritual-ritual activity, game, myth.

В настоящее время теория социально-культурной деятельности в связи с проблемой использования культуроохранных технологий, направленных на сохранение культурных традиций разных народов,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.