Туризм, существенным образом опирающийся на историко-культурное своеобразие города, нельзя вырастить только указаниями «сверху». Нужны широкие общественные инициативы и целенаправленные усилия профессиональных, например, вузовских коллективов. Немало инициатив, насколько нам известно, исходит от кафедр и факультетов ивановских вузов. Кафедра социально-культурного сервиса и туризма Ивановской государственной текстильной академии тоже не стоит в стороне. На ее счету целый ряд реализованных оригинальных выставочных проектов и добротных выпускных квалификационных работ по обсуждаемой здесь тематике. Таковы, например, выставки «Четыре века истории Иванова как текстильного центра», «Мигачевы: штрихи к портрету века», «Молодежь нашего города: лики пяти поколений» — к 140-летию основания нашего города, «Имени Фрунзе...» — к 125-летию со дня рождения М. В. Фрунзе, «Повелитель фабричного климата» — к 110-летию со дня рождения профессора Н. С. Сорокина, «Помним!» — к 65-летию Победы, «Рыцарь текстильного дела» — к 130-летию со дня рождения видного специалиста ткацкого производства В. А. Блюера.
Хочется надеяться, что проведение круглого стола «Красный пояс» в Ивановском историко-краеведческом музее им. Д. Г. Бурылина сыграет позитивную роль в консолидации усилий по сохранению лучшего из культурного наследия советского периода и даст необходимую энергию для плодотворной деятельности по созиданию нового многообещающего поля для развития ивановского въездного и внутреннего туризма.
М. А. Миловзорова, Е. М. Раскатова
РЕБРЕНДИНГ РЕГИОНА: О ПРОЕКТЕ «МУЗЕЯ СОВРЕМЕННОЙ ИСТОРИИ И
ИСКУССТВА» В ГОРОДЕ ИВАНОВО
Политическая и культурная история города Иваново советского периода уже довольно давно стала активно обсуждаемой темой в интеллектуальном сообществе, так или иначе связанном с разработкой новых брендов региона, способных повысить его привлекательность как для туристов, так и для самих горожан.
Научный коллектив кафедры истории и культурологии также несколько лет занимается разработкой региональной проблематики, не только в культурно-историческом, но в проектном ключе; к научной работе привлекаются студенты и магистранты. Под руководством доктора исторических наук Е. М. Раскатовой, кандидата филологических наук М. А. Миловзоровой, доцента Н. М. Губиной и других выполнен ряд дипломных работ, в которых исследован ряд аспектов культурной истории как страны (такие феномены как советский мультфильм, Л. Климович; советский спорт, Е. Жаркова; советская мода,
А. Сударева и др.), так и города Иванова. Проблемы культуры советского периода занимают в них особое место. Примечательно то, что изучение культуры региона находит практическое воплощение в конкретных проектах, в первую очередь, выставочных (историкохудожественная выставка «И в легком облаке был виден город дальний», А. Петрова,
Юрьевец, 2008 г.; «Другое искусство. Провинция», 2009 г. — по результатам работы творческого коллектива в рамках гранта РГНФ; «Театр умер. Да здравствует театр!»,
А. Ильина, 2011 г. и др.).
Исследования подтверждают, что отношение к «советскому Иванову» пережило те же характерные трансформации, что и культурная память о «советском» в целом: от
демифологизации исторического прошлого, стремления увидеть объективную картину — до восприятия советской культуры как особого феномена и масштабного процесса
ремифологизации советского прошлого, что особенно заметно в последнее десятилетие, причем, полем для создания «новой мифологии советского» часто становятся «длинные 1970е».
Можно говорить о том, что к настоящему времени сформировались, по крайней мере, два альтернативных типа памяти о «советском» — «негативистский» (или с большим количеством негативных коннотаций) и «ностальгический», как тип одобряющей памяти, трактующий многие явления советской истории и культуры как имеющие позитивное значение для человека и общества. Хотя, в настоящее время присутствуют оба типа культурной памяти, наибольший интерес представляет второй, так как заметно его возрастающее влияние на общественное сознание.
Мы видим, что «советское» в постсоветском пространстве присутствует в многообразных формах, коммерциализируется, сливается с массовым сознанием, приобретает формы популярной ретро-культуры. В итоге возникает достаточно большой пласт явлений («новые мифы» — как вербальные, так и визуальные, представленные Интернет сайтами и другими продуктами, посвященными советской эпохе; практики дизайна, использующие советские предметы, знаки и символы для эстетической стилизации объектов современной культуры; по-новому осмысляемые объектов материального культурного наследия советской эпохи и др.), который стихийно формирует культуру современного социума.
Именно этот пласт сегодня вполне логично становится основой брендинга различных мест и территорий, при этом использует не только символы, но и реалии советской культуры1.
Ивановский регион и, в частности, город Иваново представляют собой продуктивный ландшафт для разработки стратегий включения наследия «советского» в современные культурные практики, которые в целом могут составить основу местных культурных индустрий. Тем более, что в данном случае речь идет не создании новых брендов, а о ребрендинге, то есть о пересмотре идеологии уже существовавших или существующих
брендов, наиболее значительными из которых, бесспорно были бренды советского Иванова («Родина Первого Совета», «Красный Манчестер», «Текстильная столица» и некоторые другие). Нужно отметить, что попытки включить «советское прошлое» в крут современных культурных практик уже предпринимались (например, художественным музеем, когда-то разработавшим соответствующий экскурсионный маршрут); время от времени публике показываются выставочные проекты, ориентированные на презентацию советской культуры региона (проект музея ситца, связанный с агитационными тканями), но, в целом, эта работа не носит систематического характера.
В этом контексте функции музеев, так или иначе связанных с советской историей и культурой, должны базироваться на новых основаниях, подразумевающих вышеозначенные позиции. Опыты подобного ребрендинга имели место в последнее десятилетие в разного рода интернет-проектах, стихийно возникавших музеях советского в частных пространствах (квартирах, садах и др.) ностальгирующего населения и т.д. Полагаем, что своеобразной реакцией на общественное настроение и отражением смены векторов в официальной культурной политике стала государственная поддержка (председателя Совета Федерации
В. Матвиенко и министра культуры РФ В. Мединского) идеи создания в Ульяновске Музея СССР. Такую идею обсудили 27 сентября этого года на пленарном заседании Международного форума «Культура и развитие», а также на «круглом» столе «Культурные технологии: от общего прошлого к единому будущему». Специалисты в сфере культуры, образования, туризма и музейного дела обсудили технологии, которые позволят с культурологической и исторической точки зрения донести жителю современной России наследие большой державы (политические, экономические, межнациональные, культурные аспекты). Один из инициаторов создания Музея СССР директор ОГКУ «Ульяновский областной ресурсный центр развития туризма и сервиса» Сергей Лаковский считает, идея строительства такого крупного музея не только не испортит концепцию «Ульяновск — родина
В. И. Ленина», но и продолжит ее: «Ульяновск станет центром, представляющим богатство эпохи СССР. Музей взвешено и осознано продолжит то, что было заложено до него»2.
Иваново на данный момент имеет только опыт разрушения существовавшего долгие годы музейного бренда — ивановский «Музей Первого Совета» (специально построенное в 1980 году масштабное здание для обширной экспозиции историко-революционной тематики) в настоящее время практически не функционирует. Это, с одной стороны, было неизбежной составляющей процесса кризиса советской культуры в определенный период, с другой — стало следствием недостаточного внимания к возможностям позитивного переосмысления бренда в последующие годы.
Общие тенденции развития музейного дела в Европе и, в какой-то мере, России свидетельствуют о возрастании информационно-просветительской, воспитательной и
коммуникационной роли музеев политической истории и культуры в современном, чрезвычайно сложном и противоречивом социокультурном пространстве. При этом классические музейные экспозиции претерпевают неизбежные, иногда довольно радикальные трансформации, согласовываясь с новой миссией музея как мобильного культурного центра — выражают новые концептуальные идеи, иначе моделируют пространства, включают интерактивные элементы, включаются в формирование городской среды и др.
Такая оценка современной ситуации существования общественно-политических музеев заставляет задуматься о возможностях продуктивного музейного проектирования на базе бывшего Музея Первого Совета. Вопрос об использовании этого здания обсуждался на заседании Совета по культуре при губернаторе Ивановской области М. Мене весной 2012 года, в соответствии с его решением творческий коллектив кафедры разработал концепцию развития нового музея . Мы предлагаем в здании, исторически предназначавшемся для этого музея, разместить экспозицию «Музея современной истории и искусства» (отчасти опирающуюся на прежние экспозиционные ряды), на базе которого может функционировать «Дом политической культуры молодежи». Само здание в его первоначальном облике (несколько измененном в ходе неудачной реставрации) вполне способно служить заявленной цели, так как представляет собой типичный образец конструктивной бетонной архитектуры позднего советского периода — анализ европейских архитектурных типов музеев современной культуры и искусства приводит к выводу о том, что здание ивановского музея вполне логично вписывается в подобный ряд.
Такое предложение может быть обосновано несколькими позициями: во-первых, послереволюционная история города Иваново практически не представлена в действующих музейных экспозициях, что является исторически неверным — история этого города начинается только в конце XIX века, поэтому XX век — ее основной период, что нужно учитывать, несмотря на переоценку ценностей прошедшей эпохи; во-вторых, совмещение традиционных документальных, фото и вещных рядов с произведениями изобразительного искусства XX века (присутствующих не как обычное и нечастое дополнение исторической экспозиции, а как основной или даже ведущий ее элемент), позволит визуализировать и эстетизировать традиционный для таких экспозиций историко-культурный материал, что кажется чрезвычайно актуальным в эпоху «визуального поворота», кардинально изменившего механизмы восприятия информации зрителем, особенно, новых поколений; в-третьих, Иваново и сегодня остается достаточно политизированными и общественно-напряженным социокультурным пространством (если учесть его близость к столице и удельный вес учащейся молодежи), во всяком случае, в потенциале — поэтому воспитание и формирование общественно-политического сознания через постижение значимых общественно-исторических
коллизий развития места (Иваново) может стать наиболее перспективной стратегией социально-культурного развития региона в целом.
Экспозицию предполагается строить на основании новых идей, которые позволили бы в некоторой степени объединить существовавшую модель музея общественно-политической истории и современные культурные требования. Такими идеями, на наш взгляд, могут стать:
1. идея представления истории Иванова как крупнейшего текстильного центра на протяжении всего XX века (постоянная экспозиция «Музея ситца», посвященная истории текстильной промышленности края, только отчасти решает родственную задачу, сосредотачиваясь, главным образом на первоначальных этапах этой истории). История развития текстильной промышленности советского периода и изучена далеко не в полной мере, в частности, в аспектах ее отражения общественно-политической истории страны, и, тем более, не осмыслены возможности экспозиционного преломления такого материала4. В то же время, именно эта история стала источником многих культурных мифов новейшего времени («Иваново — текстильная столица страны», «Иваново — город невест» и др.), до сих пор играющих заметную, хотя и противоречивую, роль в конструировании сознания жителей региона. Это - история крупных достижений и драматических потерь; история становления и разрушения (еще далеко не окончательного) менталитета «текстильщика», представителя «текстильного края»; история единения и конфликтов политических амбиций и логики развития потенциала места. Именно такая история (соединившая в одно целое понятия «русский Манчестер», «красный Манчестер», «серебряный век текстильной промышленности»), которая могла бы объяснить характер настоящего и позволила бы прогнозировать будущее, должна занять свое место в культурном сознании жителя региона. Эта история нашла достаточно яркое отражение в изобразительном искусстве советского периода, что позволит сделать экспозицию максимально насыщенной визуально. Исходя из возможностей пространства «Музея Первого Совета», экспозицию предполагается организовать как монументальный Проспект Текстильщиков, в движении по которому зрители будут знакомиться с историей «текстильного Иванова», представленной в различных, прежде всего, визуально выразительных, артефактах. Экспозиция должна включать элементы аудио, видео и мультимедиа, позволяющих совершать виртуальные экскурсии в фабричные пространства, знакомится с кинодокументалистикой эпохи, прослушивать записи и т.д. Так как предполагается задействовать достаточно просторное пространство — внутри него возможно проведение различных мероприятий от проведения публичных кинопоказов, собраний, иных акций до размещения новых экспозиционных рядов (скульптур, инсталляций и др.), решающих разные задачи.
2. Еще одна продуктивная идея, которая может стать основой воздания новой экспозиции, показ общественно-политической истории города Иванова через осмысление
«культуры протеста», столь характерной для данного региона. Такое решение позволит в ином (в отличие от детерминированного советской идеологией) ракурсе показать ранние этапы политической истории региона (эпоху «Первого Совета» и связанные с ней события), выявить другие проблемные точки общественного развития региона в советскую эпоху, когда различные подспудные проявления протеста находили выражения в различных формах культуры (в частности «неофициальном» искусстве) и связать эти исторические коллизии с логикой современного развития, формируя политическую культуру зрителя, в первую очередь, молодежи. Эта часть экспозиции может стать площадкой, органично реализующей идеи «Дома политической культуры молодежи», работа которого может иметь многообразные формы — проведение научных семинаров и конференций по исследованию феноменов политической истории и культуры, молодежных школ политической культуры и др.
Безусловно, этими идеями не исчерпываются возможности проектирования в рамках концепции «Музея современной истории и искусства» — дальнейшее проектирование подразумевает участие большого коллектива разработчиков, соединения усилий культурологов, художников, работников музея, администрации региона и города.
Переосмысление возможностей конструирования общественно-политического музея в современной историко-культурной ситуации способно, на наш взгляд, обеспечить его новые коммуникативные функции, сформировать интерес к культурной и политической истории региона у молодежи и сделать «Музей современной истории и искусства» полноценным объектом индустрии туризма.
Примечания:
1 Воробьева А. В., Раскатова Е. М. «Советское» в постсоветском культурном пространстве: структурно-типологический аспект // Вестник Гуманитарного факультета Ивановского государственного химико-технологического университета: Науч. журн. Иван. гос. хим.-технол. ун-та. 2009. Вып. 4. — С. 22 - 28.
В Ульяновске может появиться «Музей СССР». — Режим доступа: http://uliyanovsk.bezformata.ru/listnews/ulyanovske-mozhet-poyavitsya-muzej/6909681/
3 Миловзорова М. А., Раскатова Е. М. Коммуникативная роль общественно-политического музея в эпоху социокультурных трансформаций: стратегии проектирования музейных экспозиций (на примере г. Иваново) // Культура и интеллигенция России: Личности. Творчество. Интеллектуальные диалоги в эпохи политических модернизаций: материалы VIII Всероссийской научной конференции с международным участием. — Омск: Изд-во Омск. гос. ун-та, 2012. — С. 379 - 383.
4 Некоторые идеи экспозиции «Иваново — текстильная столица советской страны» были представлены в дипломной работе Г. Боровковой (выпуск 2012 г.).