Научная статья на тему 'РЕБЕНОК-МИГРАНТ, КАКИМ МЫ ЕГО ВИДИМ?'

РЕБЕНОК-МИГРАНТ, КАКИМ МЫ ЕГО ВИДИМ? Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
108
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕБЕНОК / МИГРАНТ / ОБРАЗ / ПРАВОНАРУШИТЕЛЬ / НЕСОПРОВОЖДАЕМЫЕ ДЕТИ / ПРАВА РЕБЕНКА / ПРАВО РЕБЕНКА НА ВЫРАЖЕНИЕ МНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кравчук Наталья Вячеславовна

При формировании того или иного образа мигранта устанавливается взаимосвязь между активностью и агрессией и, соответственно пассивностью и жертвенностью. Эта взаимосвязь распространяется на изображение мигрантов-детей. При этом образ ребенка-жертвы легко заменяем на образ мигранта -источника угрозы, что ставит под угрозу реализацию его права на дополнительную защиту и заботу. При этом дети-мигранты рассматриваются учеными как гомогенная группа, без учета их специфических характеристик, в качестве группы с отдельными потребностями выделяются только дети, не сопровождаемые родителями. Сравнение обращения миграционных властей с сопровождаемыми и несопровождаемыми детьми-мигрантами показывает, что оно принципиально отличается. При различиях в обращении, однако, обе группы детей лишены возможности принимать участие в процедурах, связанных с получением убежища.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A CHILD-MIGRANT, HOW DO WE SEE IT?

In forming of both images the correlation between the activity and aggression, passivity and victimity is established. It is spread on the portraying of a migrant-child. The image of a child-victim can easily be substituted with the image of a migrant-source of threat. It compromises the realization of the child-migrant’s right to additional care and protection. Meanwhile children-migrates are considered by academia as a homogenic group, their specific characteristic are not taken into the consideration. The only exception are unaccompanied children who are considered to have special needs. A comparison of treatment of accompanied and unaccompanied children by migration authorities shows that it differs crucially, but both groups of children do not have possibility to take part in procedures, related to asylum seeking

Текст научной работы на тему «РЕБЕНОК-МИГРАНТ, КАКИМ МЫ ЕГО ВИДИМ?»

УДК 341, 314.74 DOI: 10.31249 /iajpravo/2023.02.07

КРАВЧУК Н.В.1 РЕБЕНОК-МИГРАНТ, КАКИМ МЫ ЕГО ВИДИМ? (Статья)

Аннотация. При формировании того или иного образа мигранта устанавливается взаимосвязь между активностью и агрессией и, соответственно пассивностью и жертвенностью. Эта взаимосвязь распространяется на изображение мигрантов-детей. При этом образ ребенка-жертвы легко заменяем на образ мигранта -источника угрозы, что ставит под угрозу реализацию его права на дополнительную защиту и заботу. При этом дети-мигранты рассматриваются учеными как гомогенная группа, без учета их специфических характеристик, в качестве группы с отдельными потребностями выделяются только дети, не сопровождаемые родителями. Сравнение обращения миграционных властей с сопровождаемыми и несопровождаемыми детьми-мигрантами показывает, что оно принципиально отличается. При различиях в обращении, однако, обе группы детей лишены возможности принимать участие в процедурах, связанных с получением убежища.

Ключевые слова: ребенок; мигрант; образ; правонарушитель; несопровождаемые дети; права ребенка; право ребенка на выражение мнения.

KRAVCHUK N.V. A child-migrant, how do we see it? (Article).

Abstract. In forming of both images the correlation between the activity and aggression, passivity and victimity is established. It is spread on the portraying of a migrant-child. The image of a child-victim can easily be substituted with the image of a migrant-source of

1 Кравчук Наталья Вячеславовна, ведущий научный сотрудник отдела правоведения ИНИОН РАН, кандидат юридических наук.

81

threat. It compromises the realization of the child-migrant's right to additional care and protection. Meanwhile children-migrates are considered by academia as a homogenic group, their specific characteristic are not taken into the consideration. The only exception are unaccompanied children who are considered to have special needs. A comparison of treatment of accompanied and unaccompanied children by migration authorities shows that it differs crucially, but both groups of children do not have possibility to take part in procedures, related to asylum seeking

Keywords, a child; a migrant; image; lawbreaker; unaccompanied children; rights of the child; the rights of the child to express views.

Для цитирования: Кравчук Н.В. Ребенок-мигрант, каким мы его видим? (Статья) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература : ИАЖ. Сер. 4: Государство и право. - 2023. -№ 2. - С. 81-91. DOI: 10.31249 /iajpravo/2023.02.07

Несмотря на все усилия международного сообщества, количество вынужденных мигрантов в мире растет. На сегодняшний день их около 82 млн, причем 52% из них - дети1. Сегодня в мире более 40 млн детей, вынужденных по тем или иным причинам покинуть свой дом, привычное окружение, родных и иногда с риском для жизни искать более безопасную и благополучную жизнь. Приобретая статус мигранта, дети, как подчеркивает Конвенция ООН по правам ребенка 1989 г., не перестают быть детьми и именно в этом качестве должны рассматриваться государствами. На практике восприятие ребенка как мигранта, пусть и несовершеннолетнего, препятствует ему в получении необходимой защиты и заботы, в реализации его прав.

Не все страны Европы приветствуют мигрантов на своей территории. Одни готовы принять и ассимилировать значительный

1 См. : Ambivalence towards the protection of refugee children: A developmental relational approach // International journal of environmental research and public health / Lawrence J.A., Dodds A.E., Kaplan I., Tucci M.M. - Bazel, 2022. - Vol. 19 (3). -P. 1. - URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/35162630/ (дата обращения: 12.01.2023).

объем лиц, обратившихся за получением убежища1, другие2 применяют по отношению к ним политику «сдерживания»3, заключающуюся в построении «буферных зон», лагерей для длительного размещения беженцев и, по возможности, перенаправления миграционных потоков. Вместе со взрослыми членами семьи в таких лагерях содержатся и дети.

Отношение к нарушению прав мигрантов, которые по сути уже стали частью национальной миграционной политики некоторых стран4, двойственное. С одной стороны, на региональном уровне это признается проблемой, требующей решения5, с другой -на национальном уровне отмечается усиление антимигрантских настроений, популистские националистические партии противопоставляют соблюдение прав мигрантов национальной идентичности и безопасности6. Формируемый ими образ мигрантов как угрозы неизбежно влияет и на восприятие обществом детей-мигрантов.

Образ ребенка-мигранта. На детей, как и на их родителей, со всей неизбежностью распространяется негативное отношение к мигрантам в целом. Так, председатель комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и СМИ А. Хинштейн, не ограничившись заявлением о нецивилизованности взрослых мигрантов, отметил, что дети мигрантов отличаются от коренных россиян по воспитанию, менталитету и культуре.

1 См.: Меркель: Германия готова принять тех, кто бежит из своих стран по серьезным причинам. - 2018. - 17 сентября. - URL: https://tass.ru/mezhdunarod naya-panorama/5574350?ysclid=la10j 1pxfe134886084 (дата обращения: 02.11.2022).

2 Венгрия опять закрыла границу для беженцев, выпустив многотысячную волну в страны ЕС. - 2015. - 1 сентября. — URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/2225955?ysclid=la10fjjtn627491075 (дата обращения: 02.11.2022).

3 См.: Costello C. Overcoming refugee containment and crisis // German law journal. - Cambridge, 2020. - Vol. 21, N 1. - Р. 17.

4 См.: Desmond A. Migrants' rights finally front and centre of the international agenda? Exploring the perils and possibilities of the SDGs and the GCM // International journal of law in Context. - 2020. - Vol. 16, N 3. - P. 218.

5 См.: Costello C. Op. cit. - Р. 17.

6 Byrne R., Noll G., Vedsted-Hansen J. Understanding the crisis of refugee law: Legal scholarship and the EU asylum system // Leiden journal of international law. -Leiden, 2020. - Vol. 33, N 4. - P. 881.

«Дело не в национальных различиях, а именно в цивилизацион-ных», - подчеркнул он1.

Как и по отношению ко взрослым, применительно к детям общество в странах, принимающих мигрантов, колеблется между гуманитарными обязательствами («защита уязвимых детей, таких же, как наши») и экономическими соображениями и беспокойством о безопасности («они - другие, не такие, как мы»)2.

Исследование политики Великобритании показало, что в обоснование сокращения объема поддержки несопровождаемых детей - искателей убежища использовался не правовой язык, а художественный. Определенный образ ребенка, не заслуживающего защиты, а несущего угрозу обществу, создавался с применением таких слов, как «скрытный», «опасный», «принимающий решения». Отмечаются свидетельства того, что миграционные работники при принятии решений используют стереотипные образы уязвимых, подлежащих защите детей3.

На стереотипы полагаются при решении судьбы ребенка-мигранта и в других странах. В Австралии, к примеру, при отделении «плохих» беженцев от «хороших» принимается во внимание то, каким образом они попали в страну. В политике США с помощью акцента на нелегальность был смещен фокус с «ребенка» на «мигранта», что привело к тому, что детям было отказано в праве на правовое представительство, а срок их содержания под стражей или отдельно от семьи увеличился. Само по себе содержание под стражей ребенка-мигранта является общей практикой как в Австралии и США, так и в Европе4, что без сомнения является результатом рассмотрения ребенка в первую очередь как мигранта, а уже потом как ребенка.

Каков же он, стереотипный образ ребенка-мигранта, заслуживающего защиты? Дж. Лоуренс и др. отмечают, что общество чувствует ответственность за ребенка, если его больше некому защитить. Популярные СМИ, желающие вызвать жалость к ребенку-

1 В Госдуме объяснили проблему мигрантов в России. - URL: https://lenta. ru/news/2022/02/05/hinshtein/ (дата обращения: 28.12.2022).

2 См. : Ambivalence towards the protection of refugee children: A developmental relational approach. Op. cit. - P. 2.

3 См.: Ibid. - P. 3, 4.

4 См.: Ibid. - P. 4.

беженцу, демонизируют его родителей, которые, как изображается, бросили его. На публикуемых фотографиях детей редко присутствуют родители, зато могут быть игрушки, например плюшевый мишка, символизирующий невинность1. Присвоение ребенку образа жертвы и, соответственно, объекта защиты и заботы, негативно влияет на его субъектность. От него не ожидают активных действий, в том числе направленных на защиту его интересов, а также выражения мнения относительно принимаемых в отношении него решений.

Упрощенный образ ребенка-жертвы, однако достаточно легко заменяется на образ мигранта - источника угрозы. В случае, если ребенок внешне не подходит под стереотипный образ (к примеру, он может быть более развит физически, чем его европейские ровесники) или разрушает его своими действиями, он начинает восприниматься как «неправильный мигрант». Здесь вступает в игру такой же стереотипный образ ребенка-правонарушителя. В результате ребенок более не воспринимается как жертва. Он становится лицом, несущим угрозу, либо рассматривается как нарушитель закона, возможно как «лжебеженец», выдающий себя за ребенка с тем, чтобы получить помощь, ему не полагающуюся2. Немалую роль в превращении жертвы в угрозу играют активная жизненная позиция ребенка, его желание контролировать свою жизнь, участвовать в процессе принятия решений. То есть попытка ребенка реализовать свои права, в частности право на выражение мнения, ставит под угрозу реализацию его права на дополнительную защиту и заботу.

Ребенок-мигрант и его право на выражение мнения. Конвенция ООН о правах ребенка в ст. 22 закрепляет положение о том, что ребенку, желающему получить статус беженца или считающемуся беженцем в соответствии с применимым международным или внутренним правом и процедурами, как сопровождаемому, так и не сопровождаемому его родителями или любым другим лицом, должны быть обеспечены надлежащая защита и гуманитарная помощь в пользовании правами, гарантированными Кон-

1 Cm. : Ambivalence towards the protection of refugee children: A developmental relational approach. Op. cit. - P. 6.

2 Cm.: Ibid. - P. 6.

венцией. Конвенция подчеркивает, что дети должны восприниматься властями в первую очередь как дети, а уже потом как лица, принадлежащие к какой-либо иной группе. Это означает, что с детьми-беженцами следует обращаться так же, как и с другими детьми, учитывая при этом их специфические уязвимости.

Теория, однако, далека от практики. Негативный образ мигранта, транслируемый властями, приводит к напряженности, в том числе и в российском обществе. Нагляднее всего это видно там, где дети-мигранты соприкасаются с российскими детьми ближе всего - в школах. «Нецивилизованные» дети-мигранты, посещающие российские школы, воспринимаются как причина снижения образовательных стандартов. Родители детей-россиян выступают против присутствия детей-мигрантов в классе, где учатся их дети. На эту проблему обращает внимание президент В. Путин, который призвал Минпросвещения России следить за долей детей-мигрантов, обучающихся в российских школах, что не должно мешать их адаптации к русской культуре и языку и «создавать проблем для образовательных учреждений»1.

Депутат Государственной Думы В. Милонов предложил запретить детям-мигрантам посещать российские школы. Иностранцам, прибывшим в Россию на работу с семьями, он предложил отдавать детей либо в платные образовательные учреждения, либо оставлять их дома. Эксплуатируя негативный образ мигранта, он заявил, что дети мигрантов, попадая в российские школы, создают этнические группировки и всячески издеваются над другими уча-щимися2. Контекст, создаваемый представителями органов власти, ниже воспринимается как позволение пренебрегать правами детей. Случаи незаконного отказа в зачислении в школу мигрантов не единичны3. При том, что на 2020 г. в России находилось 800 тыс.

1 См.: Боровикова К. Путин хочет сократить количество детей мигрантов в школах, чтобы они «не создавали проблем». Что об этом думают учителя и родители? - URL: https://snob.ru/entry/205633/ (дата обращения: 28.10.2022).

2 В Госдуме предложили запретить детям мигрантов учиться в российских школах. - 2022. - 9 февраля. - URL: https://lenta.ru/news/2022/02/09/milonovs/? ysclid=l9shbdeavx713063754 (дата обращения: 28.12.2022).

См.: Лепина М. Право или обязанность: почему дети мигрантов не могут учиться в школах. - URL: https://www.miloserdie.ru/article/pravo-ili-obyazannost-pochemu-deti-migrantov-ne-mogut-uchitsya-v-shkolah/ (дата обращения: 28.12.2022).

детей мигрантов, в систему российского школьного образования были включены только 140 тыс. из них1.

Разумеется, негативное отношение к мигрантам сказывается не только на праве детей-мигрантов на образование. Есть примеры нарушения и других социальных прав этой категории, а также прав на свободу, неприменение насилия и пр. При этом, как отмечает А.А. Нестерова, несмотря на актуальность обсуждения проблем миграции, аккультурации и адаптации мигрантов, дети мигрантов как социальная группа российскими учеными не рассматривается2. На Западе количество исследований различных аспектов положения детей в контексте миграционных процессов значительно увеличилось в последние годы. Однако они, за редким исключением, рассматриваются как единая гомогенная группа. Отсутствуют исследования положения и потребностей детей-мигрантов с ограниченными возможностями; как правило, остаются за рамками исследований такие маркеры идентичности таких детей, как этничность, гендер и пр. Возраст фигурирует в исследованиях в связи с проблемой его определения, ему не придается значение при оценке опыта и нужд детей3. Между тем исследование детей мигрантов из Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана, Армении, Украины, проведенное на базе интервью детей, их родителей и учителей в России в период 2014-2017 гг., наглядно продемонстрировало, что дети мигрантов не являются единой и однородной группой. Авторы исследования пришли к выводу о том, что на всех стадиях работы с мигрантами, в том числе при организации сопровождения адаптационных процессов детей мигрантов, необходим дифференцированный подход к ним4.

В качестве группы с отдельными потребностями, в западных исследованиях, как правило, выделяются только дети, не сопрово-

1 Число россиян, негативно относящихся к мигрантам, выросло на 7,5 процента. - URL: https://ria.ru/20210408/migranty-1727310702.html (дата обращения: 28.12.2022).

См.: Нестерова А.А. Дети, охваченные миграционными процессами: разнообразие, вызовы и диверсификация моделей поддержки // Журнал исследований социальной политики. - 2018. - Т. 16, № 4. - С. 645.

3 См.: Brittle R. Thirty years of research on children's rights in the context of migration. Towards increased visibility and recognition of some children, but not all? // International journal of children's rights. - Leiden, 2020. - Vol. 28, N 1. - P. 37, 50.

4 См.: Нестерова А.А. Указ. соч. - С. 645.

ждаемые родителями. Их положению и защите, в том числе наилучшим интересам, определению возраста, опеке над ними, их траффингу и другим проблемам посвящено достаточно много ис-следований1. Наоборот, детям, мигрирующим с родителями или иными законными представителями, посвящено не так много исследований. Поскольку их интересы представлены взрослыми членами семьи, они сами становятся как бы невидимыми - их специфический опыт и потребности, а также проблема соблюдения их прав не изучаются2.

Первая группа детей (несопровождаемые дети) не имеет защиты со стороны родителя и потому, со всей очевидностью, имеет право на защиту со стороны принимающего государства. Такие дети сами подают прошение об убежище, которое затем рассматривается властями с учетом их наилучших интересов. Вторая группа во всем зависит от воли и действий взрослых членов семьи и не принимает активного участия в процессе. К примеру, в Нидерландах дети до 15 лет формально не являются стороной в процедуре подачи заявления на получение убежища. Их интересы не рассматриваются отдельно от интересов семьи3. Ответственность за информирование детей о положении семьи переносится властями на родителей. При этом понимание родителей относительно того, какая информация может и должна быть сообщена ребенку и насколько он должен быть вовлечен в процесс получения убежища, различается. Проведенное исследование показало, что дети слышат то, о чем говорят взрослые члены их и других семей, общаются между собой и таким образом получают определенную информацию, которую не могут понять. В связи с этим С. Рап от-

1 См, напр.: Lelliott J. Unaccompanied children in limbo: the causes and consequences of uncertain legal status // International journal of refugee law. - 2022. -Vol. 34, № 1. - P. 1-30; Kravchuk N. Re-defining unaccompanied and separated children in Russia // Pravo. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki. - 2016. - № 2. - P. 36-44; Farrugia R., Touzenis K. The international protection of unaccompanied and separated migrant and asylum-seeking children in Europe // Migrating alone: unaccompanied and separated children's migration to Europe. - 2010. - P. 21-55.

2 См.: Brittle R. Op. cit. - P. 44

3См.: Rap S.E. The right to information of (un)accompanied refugee children. Improving refugee children's legal position, fundamental rights' implementation and emotional well-being in the Netherlands // International journal of children's rights. -Leiden, 2020. - Vol. 28, № 2 - P. 324, 336.

мечает, что миграционные работники, сталкивавшиеся с подобными ситуациями, сопереживали детям, однако не чувствовали себя вправе давать им дополнительные индивидуальные консультации, отдавая себе отчет в том, что не могут подменять родителей и ставить под сомнение их решение. Только в некоторых случаях, при наличии возможности поговорить с ребенком индивидуально, а не в группе, миграционные работники могли обсудить с ним его тревоги и предоставить дополнительную информацию о миграционных процедурах, а также выяснить есть ли у ребенка личные мотивы просить убежища, дополнительные к тем, что уже были озвучены его семьей1.

Обе группы детей, как видим, лишены возможности принимать участие в процедурах, связанных с получением убежища. С одной стороны, данные процедуры (как информация о них, так и правовые гарантии в этой сфере) ориентированы на взрослых, и в ситуациях, когда ребенок сопровождается взрослым членом семьи, предполагается, что информирования и выслушивания взрослого члена семьи достаточно для соблюдения прав и интересов всей семьи2. С другой стороны, несопровождаемым детям, оказавшимся заложниками образа жертвы, не способной к активным действиям, не предоставляют возможности принимать участие в принятии решений либо негативно воспринимают их попытки взять контроль за свою судьбу в свои руки.

Подводя итог, необходимо вернуться от практики реализации прав детей-мигрантов к «теории»: Комитет по правам ребенка не раз подчеркивал важность принципов Конвенции ООН по правам ребенка и в частности права ребенка на выражение мнения, в контексте миграции3. Он разъясняет, что в целях обеспечения права ребенка на участие в процедурах, связанных с получением убежи-

1 См.: Rap S.E. Op. cit. - P. 340, 342.

2 См.: Ibid. - P. 323.

Комитет ООН по правам ребенка. Замечание общего порядка № 6 (2005): Обращение с несопровождаемыми и разлученными детьми за пределами страны их происхождения. CRC/GC/2005/6, 1 сентября. 2005; Совместное Замечание общего порядка № 4 (2017) Комитета ООН по защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей и № 23 (2017) Комитета ООН по правам ребенка об обязательствах государств в отношении прав детей в контексте международной миграции в странах происхождения, транзита, назначения и возвращения. CMW/C/GC/4-CRC/C/GC/23, 6 ноября 2017.

ща, государства должны предусмотреть доступ к этим процедурам для всех детей и сделать их дружественными к ребенку1. На региональном уровне важность доступа к правам получения детьми информации и дружественных ребенку процедур была отмечена в Плане действий по защите детей беженцев и мигрантов Совета Европы (Action Plan on Protecting Refugee and Migrant Children in Europe (2017))2 и в принятых Рекомендациях Комитета Министров Совета Европы по правосудию, дружественному к ребенку3. Все эти документы говорят о том, что каждому ребенку до 18 лет должен быть гарантирован одинаковый объем защиты вне зависимости от его принадлежности к той или иной группе или закрепленного за ним стереотипного образа.

Исследование специфических характеристик детей-мигрантов, сопровождаемых и не сопровождаемых родителями4 - поможет выявить причины нарушения прав конкретной группы детей и присущие ей стереотипные образы, влияющие на соблюдение прав. Присоединяясь к замечанию Е.Ю. Зинченко и др. о необходимости законодательного закрепления прав этой группы мигрантов5, хотелось бы отдельно выделить право ребенка на выражение мнения. Оно выступает не только в качестве одного из основополагающих прав, закрепленных в Конвенции ООН по правам ребенка, но и методом исследования положения детей, что особенно важно в настоящее время, учитывая отсутствие данных в этой области.

1 Совместное Замечание общего порядка № 3 (2017) Комитета ООН по защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей и № 22 (2017) Комитета ООН по правам ребенка об общих принципах в отношении прав человека детей в контексте международной миграции. CMW/C/GC/3-CRC/C/GC/22, 16 ноября 2017. Пара. 35.

2 См.: Action Plan on Protecting Refugee and Migrant Children in Europe. -2017. - URL: https://www.coe.int/en/web/special-representative-secretary-general-migration-refugees/action-plan (дата обращения: 11.01.2023).

3 См.: Guidelines of the Committee of Ministers of the Council of Europe on child-friendly justice. Adopted by the Committee of Ministers on 17 November 2010 at the 1098th meeting of the Ministers' Deputies. - URL: https://search.coe.int/cm/Pages/ result_details.aspx?ObjectID=09000016804b2cf3 (дата обращения: 25.01.2023).

4 См.: Нестерова А.А. Указ. соч. - С. 646.

5 См.: Особенности правового положения несовершеннолетних мигрантов в России / Зинченко Е. Ю, Хазов Е.Н., Евсеева И.Г., Никитский М.В. // Вестник экономической безопасности. - 2019. - № 4. - С. 35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.