Научная статья на тему 'Ребенок - демиург: не поздно ли начинать в шесть лет?'

Ребенок - демиург: не поздно ли начинать в шесть лет? Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
101
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕНОМЕН ДЕТСКОГО ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ / ИНСТРУМЕНТ ПОЗНАНИЯ МИРА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Васильева Е. В.

В статье речь идет о возрастном феномене детского философствования. Философствуя для своего блага ясности существования, ребенок одновременно открывает и познает мир. Этот творческий путь познания разительно отличается от взрослого пути готового знания, готового слова к понятию. Философствование как инструмент познания мира способно подарить ребенку ключ к поиску смыслов в том, что его окружает.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Demiurge child: is it not too late to start at six years of age?

The paper discusses the age phenomenon of children’s philosophizing. Philosophizing for its own welfare, i. e., clarity of existence, the child concurrently cognizes the world. This creative path of cognizance differs drastically from that of the adult, i. e., the readymade words for the concepts. The philosophizing as a tool of cognizance of the world can give the child a key to search for meanings of the environment.

Текст научной работы на тему «Ребенок - демиург: не поздно ли начинать в шесть лет?»

Васильева Е.В. кандидат философских наук, координатор проекта «Философия для детей»

Москва, Россия

Ребёнок - демиург: не поздно ли начинать в шесть лет?

Аннотация: В статье речь идет о возрастном феномене детского философствования. Философствуя для своего блага - ясности существования, ребенок одновременно открывает и познает мир. Этот творческий путь познания разительно отличается от взрослого пути - от готового знания, готового слова к понятию. Философствование как инструмент познания мира способно подарить ребенку ключ к поиску смыслов во многом, что его окружает.

Для психологии, педагогики, культурологии и даже этнографии показателен стабильный рост интереса к миру детства. Это не просто попытки взрослого мира заглянуть в детство, собрать мозаику детского опыта в единую картину, разобраться в дебрях детских фантазий для того, чтобы понять само детство, но и сформировать механизмы зарождения у ребенка гуманного отношения к другому и окружающему миру. Мы все «родом из детства», и эти знания позволяют нам объяснить самим себе, почему мы именно такие, какие есть.

Психологически детство, в отличие от мира взрослых, более динамично и рефлексивно. Оно стремится утвердить себя в контакте со взрослыми как посредниками и через присвоение нового как данности расширить пространство своего реального опыта. Этот фактор определяет высокую степень детской мотивации к познанию. Вместе с тем, сама природа открытого детского восприятия мира дает ребёнку уникальную возможность наделения этого мира личным содержанием через поиск и определение его смыслов. Это открытие-присвоение мира позволяет каждому стать создателем своего Мира, выстроить собственную картину сущего.

Мир в восприятии ребенка не есть мир, поделенный на природную и культурную реальности, на большие и малые свои части, но мир единый и целостный. Мир существует во дворе, в доме, в группе или классе, т.к. там происходит то, что созидает, конструирует и наполняет жизнь. Ребенок легко расставляет приоритеты, разводит ценности и события по разным сторонам своего мира, определяет его центр и периферию, причем, центром всегда является его Эго. Он создает внутренне комфортную, понятную для себя реальность, которую может описать, нарисовать, разыграть. Из множества переплетений он

выстраивает свою, существенно отличную от взрослой, картину мира, которая синкретична и полна. Полна настолько, насколько это необходимо ее создателю для ощущения максимальной защищенности и комфортности.

Детское философствование может быть зафиксировано как особый возрастной феномен. Внешние признаки рефлексивной работы уже оформлены к трем годам, открывая период активного, заинтересованного вопрошания. Однако этот этап предваряется интенсивной внутренней работой сознания здесь-и-сейчас, включающей становление эмоционального и понятийного мышления. Современное понимание философской рефлексии, сформулированное Ахиезером как «способность воспроизводить мир через воспроизведение себя», отвечает специфике детского познания мира, когда ребенок постепенно осмысливает окружающее посредством формирования своего к нему отношения. Для этого ребенку сначала необходимо выделить себя, свое «я» из единого «мира» и открыть все многообразие связей происходящего в мире-в-себе и мире-вокруг. Философствуя для своего блага - ясности существования, ребенок одновременно открывает и познает мир.

Этот творческий путь познания разительно отличается от взрослого пути - от готового знания, готового слова к понятию. Ребенок проходит от стадии наименования конкретного предмета, через замещение его другим предметом или понятием к целостному образу в картине мира. Так он приобщает открываемое явление к кругу привычных, знакомых, действуя подчас спонтанно и интуитивно, но неизменно созидательно. К примеру, «первичное слово», по Выготскому, не простой знак понятия, а образ, умственный рисунок с непременной эмоциональной составляющей. Образное мышление, доминирующее в детском философствовании, не ограничивает, а дополняет критическое мышление, присущее классической философской рефлексии. Причем способность к мышлению высшего порядка развивается параллельно становлению речи и овладению навыками последовательной деятельности. Классическому утверждению Пиаже противопоставлены экспериментальные доказательства отсутствия резкого качественного различия в мышлении ребенка и взрослого. Недостаток информированности, тренированности в построении логических суждений, словарном запасе и опыте ребенок успешно возмещает воображением, творчеством, неформальной логикой, интуицией -одним словом, креативностью. Для философствования подобная открытость сознания неизведанному ценна именно нестандартностью и любознательностью, без которых невозможно познание.

Вопрос, вынесенный в заголовок данного доклада содержит определенный провоцирующий дискуссию смысл. Ориентир на шестилетний возраст принят как некий

порог - переход ребенка из статуса дошкольника в систему начального образования. Успешность дальнейшего развития его как ученика зависит, конечно, от психологической готовности и базы знаний и навыков, над этим работают методисты, преподаватели и психологи дошкольного образования. Но мотивация к познанию должна исходить от самого ребенка. В идеале, мощную поддержку для раскрытия познавательной потенции может обеспечить рефлексивное образование. Поиск смыслов в массе учебной и иной информации способен развить познавательную активность детей, сформировать осознанный выбор деятельности, ценностных ориентиров. В этом случае возможность выбора подразумевает не только свободу, но и ответственность, без которой невозможен личностный рост. Опыт критического мышления дает ребенку опору в поиске ответов на постоянные проблемные вопросы реальной жизни. Поэтому создавать педагогическое исследовательское пространство для такого опыта - стратегически верное решение.

Один из главных философских вопросов, к которому приходят рано или поздно профессионалы-философы и те, кто не касался философии никогда, это вопрос о смысле жизни. Философствование как инструмент познания мира способно подарить ребенку ключ к поиску смыслов во многом, что его окружает. Не стоит тратить время на споры -не рано ли задаваться «взрослыми» вопросами. Ребенок имеет право на осмысленную жизнь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.