Научная статья на тему 'Реальный сектор российской экономики и совершенствование механизма его развития'

Реальный сектор российской экономики и совершенствование механизма его развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
969
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ / REAL SECTOR / COMPETITIVENESS / GLOBALIZATION / REGULATION / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соловьев Дмитрий Петрович

В статье рассматривается влияние глобализации на состояние и развитие реального сектора отечественной экономики. На основе исследования современного состояния российской экономики, с учетом политической нестабильности, делается вывод о необходимости изменения соотношения между государственными и плановыми механизмами регулирования. Это требование обосновывается исходя из позиций глобальной конкурентоспособности отечественного реального сектора, а также российской экономики в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Соловьев Дмитрий Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The real sector of the Russian economy and the improvement of the mechanism of its development

This article discusses the impact of globalization on the state and development of the real sector of the domestic economy. The conclusion about the necessity of changing the balance between public and planned regulatory mechanisms is done on the base of studying of the current state of the Russian economy, taking into account political instability. This requirement is justified based on the global competitiveness of the domestic real sector and the Russian economy as a whole.

Текст научной работы на тему «Реальный сектор российской экономики и совершенствование механизма его развития»

174

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

Д.П. СОЛОВЬЕВ

Дмитрий Петрович СОЛОВЬЕВ — аспирант СПбГЭУ.

В 2010 г. окончил СПбГУЭФ.

Автор 4 публикаций.

Область научной специализации — реальный сектор национальной экономики.

^ ^ ^

РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

МЕХАНИЗМА ЕГО РАЗВИТИЯ* *

Под воздействием глобализации сегодня происходит формирование нового этапа развития национальной экономики, который отличается особой значимостью процессов обеспечения экономической безопасности. Среди проблем в области экономической безопасности можно выделить две основные группы: связанные с обеспечением всех хозяйствующих субъектов товарами надлежащего качества и обусловленные необходимостью обеспечения безопасности национальной финансовой системы. Это одинаково актуально как для государств-доноров, так и для государств-реципиентов, несмотря на различия в функциях, которые они выполняют в глобальной экономике. Однако особую остроту проблемы экономической безопасности приобретают в государствах-реципиентах. Проследить это можно, анализируя современное состояние экономики Российской Федерации.

С начала 2014 г. в нашей стране наблюдается отрицательная динамика показателей по всем основным параметрам экономического развития, фиксируемая как в национальной отчетности, так и в международной аналитике. Это сопряжено с нарастанием кризиса в национальной экономике России. Кризисные явления на фоне падения курса национальной валюты способствуют переключению спроса на продукцию национального производителя, что формирует дополнительный спрос на продукцию реального сектора национальной экономики. Ситуация в экономике, обусловленная санкциями со стороны Европейского союза, США и ряда других государств и нашей ответной реакцией на них, отчетливо демонстрирует необходимость повышенного внимания к реальному сектору национальной экономики. В этих условиях его следует рассматривать не только как производителя товаров в материально-вещественной форме, но и как институт, обеспечивающий экономическую защиту и экономическую безопасность страны.

Таким образом, несмотря на то, что глобализация стимулирует разделение труда и всемерное развитие сектора услуг (особенно высокотехнологичных), а информатизация общественных отношений усиливает этот процесс, следует уделять особое внимание развитию реального сектора. В противном случае страна, недооценивающая это требование, может оказаться в положении отстающей, что подтверждается сегодняшним состоянием российской экономики и имеющимися кратко- и среднесрочными перспективами. Подчеркнем, что развитие реального сектора особенно важно для стран, не входящих в число лидеров глобальной экономики.

В связи с этим возникает вопрос: каким образом следует развивать реальный сектор национальной экономики? Парадоксально, но, несмотря на то, что мировая и отечественная экономическая наука на

ГРНТИ 06.03.15 © Д.П. Соловьев, 2014

* Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. А.В. Харламова.

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

175

протяжении многих десятилетий и даже столетий исследовала этот процесс, он так и остается не до конца решенным, как в теории управления, так и на практике. По-видимому, возникшая здесь проблема есть результат того, что современный реальный сектор представляет собой сложную систему, функционирующую не только по собственным законам и не только под влиянием глобальной экономики и политики, но и под воздействием того, что представляет собой хозяйственная система Российской Федерации и каким образом она развивается [1, c. 28]. Для решения этой проблемы следует четко определить, что такое реальный сектор в современной экономике, какую структуру он имеет и какие функции призван выполнять.

Если исходить из того, что реальный сектор есть совокупность хозяйствующих субъектов, не только занимающихся производством товаров в материально-вещественной форме, но и относящихся к сфере обращения, которая доводит до потребителя эти товары, то можно построить более эффективную систему, обеспечивающую развитие реального сектора на основе использования и сочетания различных управленческих инструментов. Кроме того, здесь надо опираться на инфраструктуру реального сектора, без которой невозможно не только его развитие, но и нормальное функционирование. И все же, несмотря на приоритет рыночных принципов в современной российской хозяйственной системе и в отечественном реальном секторе (значимость частной собственности, наличие предпринимательской среды, товарно-денежных отношений, мотивация получения прибыли и др.), в условиях глобальной нестабильности усиливается управленческая роль государства как важнейшего института периода глобализации. Причем государственное управленческое воздействие по отношению к реальному сектору должно быть направлено на обеспечение его развития, повышение эффективности и конкурентоспособности на мировом рынке.

Современное состояние российской экономики и имеющиеся факты, свидетельствующие о ее частичной изоляции в ряде областей глобальной экономики, говорят о том, что наш реальный сектор не в полном объеме решает возложенные на него задачи, особенно в контексте обеспечения экономической безопасности, а также национальной безопасности в целом. Ряд исследователей, изучающих эту проблему, приходят к более жесткому выводу, указывая, что существующие структуры не только не оказывают существенного положительного влияния на этот процесс, но и порой способствуют развитию дезинтеграционных процессов. В последнее время появляются сведения о том, что замораживаются или даже разрываются наработанные десятилетиями связи предприятий российского реального сектора с зарубежными партнерами, особенно в области получения новых технологий и высокотехнологичного оборудования. Это не только не решает проблемы, имеющиеся у российского реального сектора, но и усугубляет их [4, c. 24].

В связи с этим следует обратить особое внимание на роль государства как регулирующего центра. Именно государство концентрирует сегодня в своих руках возможности, позволяющие если не развивать, то хотя бы поддерживать предприятия реального сектора. Это происходит по ряду направлений, наиболее важными из которых являются:

— применение механизма госзаказа и бюджетной поддержки;

— использование накоплений Резервного фонда и Фонда национального благосостояния;

— применение эффективной системы налогообложения;

— льготное кредитование и предоставление госгарантий по кредитам.

Наряду с положительным воздействием мер в рамках указанных направлений, следует признать и наличие ограничений. Они обусловлены не только тем, что финансовые возможности государства небезграничны и оно, наряду с поддержкой реального сектора, решает и другие, не менее важные, социально-экономические, политические и прочие задачи. Следует помнить, что важным ограничителем выступает недостаточный уровень развития инвестиционного механизма, что сопряжено с сокращением стимулов для применения рыночных инструментов. Здесь даже можно говорить о противоречии, которое заключается в том, что чем больше поддержка, оказываемая государством реальному сектору, тем сильнее блокируется эффект рыночных инвестиций — как иностранных, так и отечественных. Именно поэтому государственная поддержка, на наш взгляд, должна осуществляться по двум основным направлениям: госзаказ и государственные инвестиции, которые следует понимать в широком смысле, включая в них не только финансовые средства и производственные мощности, но и новые технологии, а также человеческий капитал.

176

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

В связи с этим особую актуальность приобретает задача повышения эффективности системы государственного регулирования, в частности в области реального сектора. Для поиска механизма такого регулирования следует определить критерии оценки, позволяющие определить его параметры. С учетом нарастающего процесса глобализации предлагается в качестве такого критерия использовать показатель конкурентоспособности страны. Для этого можно использовать, например, оценку, ежегодно проводимую Всемирным экономическим форумом (см. табл.).

В текущем году наша страна улучшила свои позиции и поднялась с 64-го на 53-е место. Во многом это произошло благодаря профицитному бюджету и незначительному размеру госдолга. Аналитиками отмечается, что, опираясь на эти показатели, наша страна могла бы подняться на еще более высокие позиции рейтинга, если бы не низкая эффективность работы государственных институтов, недостаточный инновационный потенциал, неэффективная антимонопольная политика, слабая развитость финансового рынка, низкий уровень конкуренции на рынках товаров и услуг и дефицит доверия инвесторов к финансовой системе. Как и в прошлом году, ключевыми проблемами для экономического развития в России представители бизнеса называют коррупцию, неэффективность государственного аппарата, высокие налоговые ставки. Все эти факторы способствуют неэффективному распределению ресурсов страны и препятствуют повышению уровня конкурентоспособности реального сектора [2].

Таблица

Глобальный рейтинг конкурентоспособности стран, 2014-2015 гг. [2]

Рейтинг Страна Индекс

1 Швейцария 5,7

2 Сингапур 5,6

3 Соединенные Штаты Америки 5,5

4 Финляндия 5,5

5 Германия 5,5

6 Япония 5,5

7 Гонконг 5,5

8 Нидерланды 5,5

9 Великобритания 5,4

10 Швеция 5,4

28 Китай 4,9

53 Россия 4,4

56 Южная Африка 4,4

57 Бразилия 4,3

58 Кипр 4,3

71 Индия 4,2

76 Украина 4,1

81 Греция 4,0

144 Гвинея 2,8

Обращают на себя внимание ключевые проблемы, связанные с низким уровнем конкурентоспособности. Все они в основном обусловлены особенностями действующего процесса государственного управления, в силу которых реальный сектор не получает того, в чем остро нуждается. Это предполагает проведение институциональных реформ, направленных на закрепление единого экономического пространства с учетом территориальных особенностей нашей страны, обусловленных ее масштабами и природно-климатическими особенностями. Именно это обстоятельство лежит в основе повышенного внимания, прикованного к проблеме сочетания рыночного и планового регулирования. Следует исходить из того, что рыночное и плановое регулирование представляют собой единый, взаимосвязанный и взаимопроникающий управленческий механизм, включающий совокупность институциональных ограничений, переплетенных таким образом, что разъединить их можно только в исследовательских целях [3, c. 148]. Применительно к нашей стране, в связи с временным ухудшением ее позиций в глобальной экономике и политике, можно прогнозировать усиление роли планового регулирования при поддержке развития отечественного реального сектора. При этом не следует сбрасывать со счетов

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

177

и те возможности и преимущества, которые дает рыночное регулирование. В противном случае может образоваться перекос в сторону плановой экономики, что чревато негативными последствиями.

Сказанное позволяет сделать следующий вывод. Прежде всего перед экономической теорией и практикой государственного управления ставится долговременная задача поиска компромисса в сочетании рыночного и планового регулирования, который позволил бы обеспечить желаемую направленность развития реального сектора российской экономики с учетом процессов, свойственных современному этапу развития глобального экономического пространства. Это предполагает осуществление институциональных преобразований, направленных на повышение уровня конкурентоспособности российского реального сектора в глобальной экономике.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волостников А.И., Харламов А.В. Институциональные основы развития реального сектора экономики страны. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2010. 142 с.

2. Всемирный экономический форум: рейтинг глобальной конкурентоспособности 2014-2015. URL: http://ru. rr-f. ch/research/594

3. Плотников В.А. Выбор модели экономического развития Российской Федерации: патернализм или либерализм // Известия СПбГЭУ. 2006. № 1. С. 147-150.

4. Харламов А.В. Государственная институциональная политика и модернизация реального сектора // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. 2010. № 2. Сер. 3. С. 22-30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.