Научная статья на тему 'Реальный и сказочный мир Сергея Сочивко'

Реальный и сказочный мир Сергея Сочивко Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
193
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИВОПИСЬ / PAINTING / ХУДОЖНИК СЕРГЕЙ СОЧИВКО / PAINTER SERGEY SOCHIVKO / ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖАНР / HISTORICAL GENRE / ПАНОРАМА ОМСКА / OMSK LANDSCAPE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Олещенко Людмила Михайловна

Автор знакомит читателей с творчеством омского художника, избравшего основной темой своего творчества историю города Омска, традиционный уклад жизни, отличающийся стабильностью, размеренностью, установившийся порядок социальных отношений. Автор делает вывод: произведения С. Сочивко полны доброго юмора, праздника всего того, чего так не хватает человеку современного индустриального города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REAL AND FANTASTIC WORLD OF SERGEY SOCHIVKO

The author acquaints readers with the creative work of the Omsk painter who focused on the Omsk history, the traditional state of life, distinct with stability, regularity and established order of social relations in his creative work. The author concludes: Sochivko's creations are full of kind humours and holiday; it is all that so does not suffice the person of a modern industrial city.

Текст научной работы на тему «Реальный и сказочный мир Сергея Сочивко»

ДУХОВНОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ

УДК 75.04/.05 ГРНТИ 18.31

РЕАЛЬНЫЙ И СКАЗОЧНЫЙ МИР СЕРГЕЯ СОЧИВКО

Л.М. Олещенко

Омский музей Кондратия Белова

Россия, 644010 г. Омск, ул. Валиханова 10; k.belov@mail.ru

Автор знакомит читателей с творчеством омского художника, избравшего основной темой своего творчества историю города Омска, традиционный уклад жизни, отличающийся стабильностью, размеренностью, установившийся порядок социальных отношений. Автор делает вывод: произведения С. Сочивко полны доброго юмора, праздника - всего того, чего так не хватает человеку современного индустриального города.

Ключевые слова: живопись, художник Сергей Сочивко, исторический жанр, панорама Омска.

REAL AND FANTASTIC WORLD OF SERGEY SOCHIVKO

L.M. Oleschenko Belov Omsk Museum

Russia, 644010, Omsk, ul. Valihanova 10; k.belov@mail.ru

The author acquaints readers with the creative work of the Omsk painter who focused on the Omsk history, the traditional state of life, distinct with stability, regularity and established order of social relations in his creative work. The author concludes: Sochivko's creations are full of kind humours and holiday; it is all that so does not suffice the person of a modern industrial city.

Keywords: painting, painter Sergey Sochivko, a historical genre, Omsk landscape.

На фоне многочисленных художественных выставок, открытых в Омске накануне празднования 300-летия со дня основания города, нельзя не обратить внимание на выставку Сергея Евгеньевича Сочивко: «Далекое - близкое», развернутую в музее Кондратия Белова.

Все представленные работы посвящены городу, куда в 1986 году после окончания театрально-декорационного отделения Пензенского художественного училища приехал художник. Его творческая биография складывалась вполне благополучно. В 1991 году он стал членом Союза художников СССР. В 2013 году был избран членом-корреспондентом Петровской академии наук и искусств, в 2014 году награжден серебряной медалью Союза художников: «Творчество, традиции, мастерство». Он также является лауреатом губернаторской премии: «За заслуги в развитии культуры и искусства имени народного художника РСФСР Кондратия Белова».

Придя на выставку, зритель сразу попадает в атмосферу театра, праздничного, веселого карнавала жизни, забывая о повседневной скуке, выпадая из бешеного ритма современного города. Почти все представленные на выставке работы обращены в прошлое, в те времена, когда господствовал традиционный уклад жизни, отличающийся стабильностью, размеренностью, установившимся порядком социальных отношений, отраженных в образе жизни со сложившейся системой духовно-нравственных ценностей, усвоенных предшествующими поколениями и передающихся новым. Устойчивость традиционного уклада жизни обеспечивала опора на религию и этничность. Такой уклад в большей степени был характерен для казачьего сословия, и именно казаки - герои произведений художника, гордящегося своими казачьими корнями: «Сибирские казаки» (2007), «На плацу» (2014), «Сад аквариум» (2016), «Атаманский хутор» (2016) и других.

© Олещенко Л.М., 2016

ТББМ2221-7711 Национальные приоритеты России. 2016. № 2 (20)

Сергей Сочивко в своих картинах - и реалист, и сказочник, и наблюдатель, и участник срежессированного им действия. Он и романтик, перевоплощающий реальность в иное бытие, и историк, скрупулезно изучающий свидетельства эпохи, в которой живут его герои: архитектуру, быт, обычаи, костюмы, религию, массовую психологию и т.п., исключая, правда, политику.

Современные художники редко обращаются к исторической картине. Для Сергея Сочивко этот жанр органичен, каждая его картина -не только самодовлеющее целое, замкнутый в себе индивидуальный мир души, но и образ времени, в которое он помещает своих героев.

С высоты птичьего полета обозревает зритель панораму города, изображенную на картине «Старый Омск» (2012).

По старым черно-белым фотографиям и картам художник воссоздает облик города с его соборами, домами, повседневной жизнью горожан. Картину интересно рассматривать. Она полна таких деталей, о которых можно прочитать только в исторических книгах и статьях. В каких-то моментах художник документально точен, а где-то дает волю фантазии, воображению. Так, соборы и церковь, о восстановлении которых он мечтает, предстают в нежно-голубой гамме, отличающейся от общего цветового строя картины, создавая акценты, на которые сразу обращаешь внимание.

«У нас и осталось не так много, - сетует в одном из интервью художник. - Кусочек старой крепости, Никольский собор, возродили Успенский кафедральный собор и Серафимо-Алексеевскую часовню, я сторонник восстановления не только военного Воскресенского собора, но и Ильинской церкви, что на Ленинской горке» [1].

Поражает своим великолепием картина «Никола Зимний» (2005). Она посвящена празднику Сибирского казачьего войска. На ней изображена площадь трех соборов. В центре - Никольский собор, за ним костел и мечеть. И в каждый идут люди - православные, католики, мусульмане, представители разных народов и сословий, населяющих город, а также приезжие из сел, деревень, ближних и дальних местностей.

На площади разворачивается праздничное действие. Здесь и смотр казачьих войск, и зимние забавы: катание с горки, на санях, лепка снеговика...

Праздники играли и играют огромную роль в духовной культуре народа. Одна из их важнейших функций - формирование чувства общности, соборности. Есть также и другие:

коммуникативная, нравственная, воспитательная, эстетическая. Их можно иллюстрировать, анализируя данную картину. И еще один важный момент. В «Николе Зимнем» нет разъединенности людей. Все собравшиеся на площади -участники массовых гуляний, тем не менее, в социологическом смысле они не «масса», а народ, сибиряки, гражане России.

Удивительно светел и торжественен колорит картины. А бегущие к собору облака как бы втягивают зрителя в ее пространство, делая участником происходящего.

Семья и семейные праздники - одна из тем, которой художник придает особое значение. В современном обществе этот институт подвержен испытаниям, разрушающим его основы. Тем не менее, приходит осознание того, что этот институт необходимо укреплять, поддерживать материально и идеологически, иначе обществу грозит превращение в «Глобальный человей-ник», описание которого дал философ А. Зиновьев в футурологическом романе с одноименным названием [2]. В глобальном обществе, несмотря на технологический прогресс, человек тупеет, так как большую часть логических операций выполняют компьютеры и роботы. Вседозволенность, развращенный секс и насилие разрушают институт семьи, между родственниками нет эмоциональной теплоты, дети - дорогая и бесполезная обуза.

Картина «Семья Шалаевых» (2009) представляет казацкую семью так, как бы ее члены позировали перед фотографом. Такие фотографии бережно хранятся в семейных альбомах. На переднем плане глава семьи в белой папахе, в полном обмундировании казака Сибирского войска. На нем черная ермаковка с напатронниками (газырями) и большим лацканом по центру, подчеркивающим принадлежность к Сибирскому казачьему войску. На плечах серебряные погоны с двумя просветами, тремя звездами и буквами, обозначающими воинское звание. Чекчиры (кавалерийские штаны) с лампасами, заправлены в ичиги - мягкие сапоги, удобные для джигитовки. В такой же с небольшими отличиями одежде три сына - будущие воины, защитники отечества. На втором плане жена с дочерью на руках, в традиционной одежде казачки: в цветастой блузке и пышной длинной юбке. Мир, стабильность, спокойствие, чувство собственного достоинства, - качества, присущие данной семье, в полной мере переданы художником.

Кажется, эта семья из далекого прошлого. Однако мало кто знает, что эта семья реально существует в нашем городе в наше время. Сергей Сочивко изобразил семью потомственного

Старый Омск. 2012. Х., м

Никола Зимний. 2012. Х., м

Свадьба. 2016. X., м

Семья Шалаевых. 2009. X., м.

ДУХОВНОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ

сибирского казака, войскового старшины Сергея Михайловича Шалаева. Но он не только войсковой старшина. Какой казак без коня? В Амурском поселке у него конный двор, на котором проводятся занятия «Школы джигитовки и верховой езды». Помимо собственных пятерых наследников он обучает детей из приютов и многодетных семей [3].

Одним их важнейших праздников сибирских казаков являлась свадьба. Свадебный обряд формировался как сложное драматическое действие, в котором существовала единая драматургическая линия. Для сибирской казачьей свадьбы была характерна пышная праздничность. Обильные угощения сопровождались песнями, плясками, величаниями, шутками, превращая все действия обряда в непрерывное веселье. Такой она предстает в картине «Свадьба» (2016).

За длинным столом сидят гости, наблюдая, как лихо отплясывают казаки и казачки под звуки гармони. Свет от лампы освещает молодых, лица гостей, концентрирует действие, становясь важным элементом всей композиции.

Продолжают тему быта казаков картины: «За самоваром» (2016), «У граммофона» (2016).

Возвращение исторической памяти - задача, которую художник решает своими, только ему присущими изобразительными средствами. Поэтому он узнаваем, его индивидуальный почерк прочитывается сразу и запоминается надолго.

Картина «Театр драмы. Весна» (2016) написана в реалистической манере, которая так-

же не чужда художнику. Однако время ее персонажей другое: послевоенное. Сюжет ее незатейлив. К драмтеатру подходят и уже приехали на машинах те, кто воевал и те, кто пережил лихие годы, трудясь на благо Победы. Военный в форме, с орденами и медалями разговаривает с женщиной, двое других в ожидании начала спектакля ведут мирную беседу, кто-то только подъезжает, кто-то неторопливо идет в храм искусства. Площадь перед театром, дорога, сияют, омытые дождем. Гроза ушла, и темные тучи освобождают место солнцу (см. иллюстрацию на последней странице обложки).

Зачастую взгляд художника в прошлое города и его обитателей одновременно и серьезен, и ироничен, отстранен и включен в события. Он наблюдает происходящее и как зритель, и как действующее лицо спектакля, в котором у каждого своя роль, образ, костюм. Он часто изображает себя в картинах как персонаж, соединяющий придуманный им мир с реальностью.

Художник дает возможность каждому по-новому взглянуть на привычную городскую среду, ее обитателей, на себя, на будничные действия, ставшие частью ежедневного ритуала. Он предлагает способ выхода за пределы обыденности через игру, фантазию. Его произведения полны доброго юмора, праздника - всего того, чего так не хватает человеку современного индустриального города.

О себе Сергей Сочивко говорит, что он сказочник, лубочник. Наверное, это так. Но его сказки зримы. И в этом их притягательная сила.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

REFERENCES

1. Сочивко Сергей Евгеньевич: официальный сайт художника [Электронный ресурс]. URL: http://sochivko.ru/article/2/^aTa обращения 14 июня 2016 г.).

2. Зиновьев А.А. Глобальный человейник. М.: Эксмо, 2003. 94 с.

3. См.: РИА Омскпресс: Вечерний Омск - Неделя. № 1-2 (162). [Электронный ресурс]. URL: http://omskpress.ru/news/20169/Слава_тебе_Господи_ч то_мы_казаки_/ (дата обращения 14 июня 2016 г.)

Олещенко Людмила Михайловна - кандидат зея Кондратия Белова; ludmila4848@bk.ru

1. Sochivko Sergej Evgen'evich: oficial'nyj sajt hudozhnika [Elektronnyj resurs]. URL: http://sochivko.ru/article/2/

2. Zinov'ev A.A. Global'nyj chelovejnik. M.: Eksmo, 2003. 94 s.

3. Sm.: RIA Omskpress: Vechernij Omsk - Ne-delya. № 1-2 (162). [Elektronnyj resurs]. URL: http://omskpress.ru/news/20169/Slava_tebe_Gospodi_cht o_my_kazaki_/

сих наук доцент, научный сотрудник Омского му-Статья поступила в редакцию 18 июня 2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.