Научная статья на тему 'Мир фантазии и реальности: выставка Ирины Резник и Тамары Васильевой в музее Кондратия белова'

Мир фантазии и реальности: выставка Ирины Резник и Тамары Васильевой в музее Кондратия белова Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
101
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«РИСОВАЛЬНЫЕ ПОНЕДЕЛЬНИКИ» / ВЫСТАВКА / ХУДОЖНИКИ / ЖИВОПИСЬ / ГРАФИКА / ОСОБЕННОСТИ / DRAWING MONDAYS” / AN EXHIBITION / ARTISTS / PAINTING / GRAPHICS / FEATURES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Олещенко Людмила Михайловна

Автор знакомит читателей с выставкой работ членов клуба «Рисовальные понедельники» И. Резник и Т. Васильевой. В статье даются сведения об авторах, делается обзор их работ, отмечаются особенности творческих манер художниц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORLD OF FANTASY AND REALITY: IRINA REZNIK AND TAMARA VASILIEVA’S EXHIBITION AT KONDRATY BELOV MUSEUM

The author introduces readers to the exhibition of works of the club members “Drawing Mondays” I. Reznik and T. Vasilieva. The article provides the information about the authors, overview of their work and notes the features of the creative manner of artists.

Текст научной работы на тему «Мир фантазии и реальности: выставка Ирины Резник и Тамары Васильевой в музее Кондратия белова»

УДК 75+908 ГРНТИ 18.31.91

МИР ФАНТАЗИИ И РЕАЛЬНОСТИ: ВЫСТАВКА ИРИНЫ РЕЗНИК И ТАМАРЫ ВАСИЛЬЕВОЙ В МУЗЕЕ КОНДРАТИЯ БЕЛОВА

Л.М. Олещенко

Омский музей Кондратия Белова

Россия, 644010, г. Омск ул. Валиханова 10; k. belov@mail.ru

Автор знакомит читателей с выставкой работ членов клуба «Рисовальные понедельники» И. Резник и Т. Васильевой. В статье даются сведения об авторах, делается обзор их работ, отмечаются особенности творческих манер художниц.

Ключевые слова: «Рисовальные понедельники», выставка, художники, живопись, графика, особенности.

WORLD OF FANTASY AND REALITY: IRINA REZNIK AND TAMARA VASILIEVA'S EXHIBITION AT KONDRATY BELOV MUSEUM

L.M. Oleschenko

Omsk. ^ndraty Belov 's Museum

Russia, 644010, Omsk, Valikhanov street 10; k.belov@mail.ru

The author introduces readers to the exhibition of works of the club members "Drawing Mondays" - I. Reznik and T. Vasilieva. The article provides the information about the authors, overview of their work and notes the features of the creative manner of artists.

Keywords: "Drawing Mondays", an exhibition, artists, painting, graphics, features.

В мае 2018 г. в музее Кондратия Белова прошла выставка «Мир фантазии и реальности». На ней были представлены работы двух художниц, каждая из которых по-своему ощущает окружающий мир и воплощает его образ в своих произведениях. Их объединяет то, что обе являются членами клубного объединения «Рисовальные понедельники» при

Омском музее К.П. Белова, постоянно участвуют в выставках, организуемых музеем. Благодаря «Рисовальным понедельникам» они не только продолжают совершенствовать свои художественные навыки, но и щедро делятся со зрителями своими эмоциями, мыслями, впечатлениями. Выставка привлекла внимание многих.

Т. Васильева и И. Резник на открытии выставки Фото А. Печурина

Директор музея В.Д. Белов, профессор В.М. Лебедев, поэтесса С. Казакова. Фото В. Печурина

© Олещенко Л.М., 2018

ISSN2221-7711 Национальные приоритеты России. 2018. № 3 (30)

Её посетили не только коллеги по клубному объединению, но и заместитель председателя Дома учёных, доцент В.В. Лизунов, профессор В.М. Лебедев, поэтесса С. Казакова.

Резник Ирина Ивановна - выпускница художественно-графического факультета Омского педагогического института имени А.М. Горького, кандидат философских наук, член Творческого союза художников России, член Союза писателей России, заведующая музеем Омского государственного университета путей сообщения, учёный секретарь Омского регионального отделения Петровской академии наук и искусств (ПАНИ), автор поэтических сборников и исполнительница собственных песен. На выставку она представила свои живописные и графические работы, поэтические сборники, журнальные статьи.

Её художественные работы разнообразны в жанровом отношении: натюрморты, портреты, пейзажи, мимолётные зарисовки. В её натюрмортах и пейзажах: «Букет с нежностью» (2015), «Падают яблоки» (2011), «Воспоминание о море» (2005), «Грибной лес» (2017), «Иерусалимская маслина» (2018) много игры цвета, интересных композиционных находок. Лаконичен и выразителен натюрморт «Воспоминание о море». Наверное, каждый, кто побывал на море, привозил с собой полосатые морские камушки. И глядя на них осенью, когда пожелтевшие листы

деревьев ветром заносит в окно, вспоминал о солнечных днях, горячем песке и солёной морской воде.

Картина «Грибной лес» написана в реалистической манере, её колорит позволяет ощутить прелесть уходящего лета. Белые стволы берёз, тропинка, ведущая вдаль, - всё гармонично, узнаваемо, пронизано любовью к природе, её первозданной красоте.

Удивительно лиричен портрет мамы. Глядя на него, вспоминаешь старые фотографии из семейных альбомов, выполненные в манере, присущей фотографиям 50-х годов.

И сам образ женщины: её внимательный и задумчивый взгляд, нежный овал лица, причёска, скромное в цветочек платье с белым воротничком - всё узнаваемо, всё в том ушедшем времени, по которому до сих пор многие испытывают ностальгию, несмотря на его невероятные трудности.

Иначе смотрится работа «Цесаревич Николай в Омске, 1891 г.». Ирина Ивановна по-своему переосмыслила историческое событие 16 июля 1891 г., надолго запомнившееся омичам. Возвращаясь из своего Восточного путешествия, в последний день своего пребывания в Омске Цесаревич принял личное участие в закладке будущего главного городского храма - Успенского кафедрального собора [1].

На картине, наполненной символами, Николай Александрович изображён на фоне уже построенного собора с крестом в руке.

К собору стекаются люди. Справа - звонящие колокола, слева - ангел, осеняющий крестом Цесаревича и всё окружающее пространство. Сдержанная голубовато-серая гамма создаёт ощущение спокойствия, вневременности происходящего.

Ирина Ивановна работает в разных художественных техниках: графических и живописных. Одна из самых востребованных в современном искусстве - пастель. На выставке в этой технике представлена работа «Вокзал» (2016). В ней художница, работая цветными мелками по бумаге, передаёт состояние вечерних сумерек, в которых доминирует здание вокзала с его необычной архитектурой, светящимися окнами. Машины на привокзальной площади едва прочитываются, не отвлекая

И. Резник. Грибной лес. 2017. Х., м. Фото В Печурина

внимания от здания, как будто парящего в сине-голубом пространстве.

Серию графических композиций художница назвала «эвентуальные фантазии». Эвентуальные - случайно возникшие. Но лучше её самой суть этих работ не объяснишь [2]:

Какие-то люди и звери, и птицы... Гибриды смешные, и скажет иной: Таких не бывает, ну разве приснится... Ну что вы - они же придуманы мной! Откуда берутся фантазии эти? Из воздуха, космоса? - Честно скажу: Не знаю, я вам затрудняюсь ответить, И даже когда карандаш я держу В руке над бумагой, касаюсь несмело, Вот точка, другая и линии бег, На лист уже, безукоризненно белый, Вселяется некто - зверёк-человек. В шуршании грифеля слышится шёпот, В словах его мысли тихи и мудры... Пусть будут улыбки, и критика ропот, Я знаю, что сущности эти добры!

В этих работах, выполненных в разных техниках (шариковая, гелевая ручки, карандаш), много юмора, иронии, тонких наблюдений. Их персонажи как будто вышли из сказок, или, напротив, о каждом можно написать сказку - так они психологически интересны, у каждого свой характер, каждый воплощает какую-то черту, раскрывающую образ: «Ани-маиса» (2017), «В гостях у мудрого филина»

(2009), «Бабка Ёжка» (2010), «Грустный зверь»

(2010).

Вокзал. Б., пастель. 2016 «Эвентуальные фантазии»

Фото В. Печурина Фото В. Печурина

ШМ2221-7711 Национальные приоритеты России. 2018. № 3 (30)

Васильева Тамара Петровна родилась в Красноярском крае, окончила в 1983 г. художественно-графическое отделение Енисейского педагогического училища. Работала художником-декоратором и художником-оформителем. В Омске живёт с 2000 г. В настоящее время служит в церкви священ-номученика Сильвестра. Многие её работы посвящены православной тематике, церковной жизни, таинствам церкви.

Светел и праздничен колорит работы «Причащается раба Божия». Причастие в храме приобщает человека к Богу, укрепляет духовную связь с Высшими силами. Для проведения обряда в церкви требуется физическая и душевная чистота верующего. На картине всё действие сконцентрировано вокруг чаши с вином, символизирующим Кровь Иисуса Христа. Причастие девочки, делающей возможно, первый шаг по направлению к Богу, осуществляет седой священник.

Тема молитвы раскрывается в картине: «Матушка, Пресвятая Богородица...». В христианстве молитвенное обращение к Богородице считается самым сильным и действенным.

На картине изображена женщина, ставящая свечу Деве Марии, изображённой на иконе с младенцем Христом. Глаза женщины прикрыты, её внутреннее сосредоточение на молитве передано необычайно убедительно.

Картина «Исповедь» посвящена таинству Покаяния, которое святые отцы называют вторым крещением. Первая исповедь -особое событие в жизни детей. Она может надолго определить не только отношение к исповеди, но и направление их духовной жизни. На картине изображен священник,

наклонившийся к девочке, внимательно выслушивающий её откровения. С особой теплотой относится художница к своим персонажам: умудрённому жизненным опытом пожилому священнику и девочке, которая только входит в большую жизнь. Доверительный диалог между ними - необходимое условие приобщения к церковной жизни, к оценке собственных поступков, к формированию личности.

Пейзажи Т. Васильевой узнаваемы, у неё есть свой художественный почерк. Её живопись насыщена цветом, в ней ощутимо живое дыхание природы, которая существует в гармонии с человеком, наполняя его бытие радостью, даря ощущение свободы, которой так мало в городской среде. Серебристый колорит её зимних пейзажей завораживает,

Матушка, Пресвятая Богородица... 2017 Фото В. Печурина

Причащается раба Божия. ДВП., м. 2017

Исповедь. ДВП., м. 2018

Фото А. Озерова

заставляет остановиться, задуматься о ценности природы в жизни каждого.

Яркость, эмоциональная насыщенность присуща пронизанной солнечным светом работе «Лето красное запело». Девочка на лугу среди ромашек обращает зрителя к воспоминаниям детства, когда цветы, бабочки, деревья воспринимались живыми, с ними можно

было разговаривать, они будили фантазию, надолго оставались в памяти.

И. Резник и Т. Васильева продемонстрировали на выставке профессионализм работ, обращённых к каждому, кто способен выйти за пределы обыденного восприятия и посмотреть на мир глазами художника.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

REFERENCES

1. Восточное путешествие Цесаревича Николая Александровича (ч.4) [Электронный ресурс]. URL : http://www.kfss.ru/content/vostochnoe-pute-shestvie-cesarevicha-nikolaya-zavershenie-ch4 (дата обращения: 22.06.2018).

2. Эвентуальные фантазии Ирины Резник. Коллаж, графика. Омск. 2017.

Олещенко Людмила Михайловна - кандидат исторических наук, доцент, научный сотрудник Омского музея Кондратия Белова

1. Vostochnoe puteshestvie Tsesarevicha Niko-laya Aleksandrovicha (ch.4) URL : http://www.kfss.ru/ content/vostochnoe-puteshestvie-cesarevicha-nikolaya-aleksand-rovicha-ch1-1>. [Elektronny resurs (data obrascheniya: 22.06.2018).

2. Eventual'nye fantazii Iriny Reznik. Kollazh, grafika. Omsk. 2017.

Oleschenko Lyudmila Mikhailovna - Cand. Sc. {History}, Associate Professor, Researcher at Belov Omsk Museum

Статья поступила в редакцию 24.07.2018 г.

Лето красное запело. Х., м. 2015 Фото В. Печурина

Омск. Сквер. Февральская оттепель. Дер., м 2016 Красавица. Х., м. 2013

Фото А. Озерова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.