Научная статья на тему 'Культура - времен связующая нить'

Культура - времен связующая нить Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
227
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / CULTURE / 300-ЛЕТИЕ ОМСКА / OMSK 300TH ANNIVERSARY / ИСТОРИЧЕСКИЙ ПЕРЕХОД / A HISTORICAL TRANSITION / ПАМЯТНИКИ / MONUMENTS / МУЗЕИ / MUSEUMS / БИБЛИОТЕКИ / LIBRARIES / КУЛЬТУРНОЕ ИНТЕЛЛИГЕНТНОЕ ОБЩЕСТВО / A CULTURAL INTELLIGENT SOCIETY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шалак Владимир Васильевич

В статье дана характеристика культурного фонда города Омска. Автор подчеркивает роль культуры как главного связующего элемента между прошлым, настоящим и будущим. Главной заботой департамента культуры автор видит создание благодатной среды для всестороннего развития омичей и сохранения культурного наследия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURE - BINDING YARN OF TIMES

The article characterizes the cultural fund of Omsk. The author underlines the culture role as the main binding element between the past, the present and the future. He treats the creation of the auspicious atmosphere for all-round development of Omsk natives and the cultural heritage preservation as the major concern of the culture department.

Текст научной работы на тему «Культура - времен связующая нить»

ДУХОВНОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ

УДК 351/354 ГРНТИ 13.21.15

КУЛЬТУРА - ВРЕМЕН СВЯЗУЮЩАЯ НИТЬ

В.В. Шалак

Департамент культуры Администрации г. Омска

Россия, 644010, г. Омск, ул. Ч. Валиханова, 3; [email protected]

В статье дана характеристика культурного фонда города Омска. Автор подчеркивает роль культуры как главного связующего элемента между прошлым, настоящим и будущим. Главной заботой департамента культуры автор видит создание благодатной среды для всестороннего развития омичей и сохранения культурного наследия.

Ключевые слова: культура, 300-летие Омска, исторический переход, памятники, музеи, библиотеки, культурное интеллигентное общество.

CULTURE - BINDING YARN OF TIMES

V.V. Shalak

The Culture Department of Omsk Administration

Russia, 644010, Omsk, ul. Ch.Valikhanova, d. 3,[email protected]

The article characterizes the cultural fund of Omsk. The author underlines the culture role as the main binding element between the past, the present and the future. He treats the creation of the auspicious atmosphere for all-round development of Omsk natives and the cultural heritage preservation as the major concern of the culture department.

Keywords: culture, Omsk 300th anniversary, a historical transition, monuments, museums, libraries, a cultural intelligent society.

Культура - понятие широкое, и вряд ли когда-нибудь кто-то сможет перечислить и изучить все ее составляющие. По данным последних исследований, существует более 500 определений культуры. Но мы сегодня отойдем от научных формулировок, точных значений и поговорим о культуре как о существующей, но невидимой связи между поколениями и временами; поразмышляем о том, что можно считать звеньями этой цепи и основой, на которой она крепится.

До 300-летия города Омска осталось несколько дней. Возможность следить за обратным отсчетом времени до знаменательного события теперь есть у каждого омича - почти год назад одним из основных культурных событий в рамках Дня города, посвященного 299-й годовщине со дня основания Омска, стал торжественный запуск часов 300-летия столицы Прииртышья. Это мероприятие привлекло к себе большое внимание общественности, кроме этого, за ходом

© Шалак В.В, 2016

времени жители стали пристально следить и бить тревогу, если табло с заветными цифрами переставало гореть или по техническим причинам давало сбой.

Одним словом, был найден не только городской символ грядущего юбилея, но и некий инструмент, благодаря которому каждый омич смог почувствовать себя причастным к истории своего города: с одной стороны, быть живым свидетелем - находиться здесь и сейчас в настоящем и предвкушать в ближайшем будущем совместный со своим городом исторический переход; с другой стороны, становясь «пассажиром машины времени», обращать свой взгляд в прошлое, тем самым отдавая дань памяти своим истокам. В последнем человеку иногда нужно помочь. И это по силам таким институтам, как образование и культура, у каждого из которых свои методы воспитания и построения нормального, социально и нравственно ответственного общества.

ТББМ2221-7711 Национальные приоритеты России. 2016. № 2 (20)

Нельзя не согласиться, что мостиком, соединяющим прошлое, настоящее и будущее, является память. На мой взгляд, память и святое отношение к ней - основное, что есть у культуры. Общеизвестны очень емкие по смыслу высказывания, которые более чем точно передают неделимость и взаимозависимость триединства «прошлое - настоящее - будущее», в чем память играет не последнюю роль.

У величины культурологии XX столетия Дмитрия Сергеевича Лихачева читаем: «Память преодолевает время», «Благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим».

У историка, профессора Московского университета Василия Осиповича Ключевского, есть следующие слова: «История - это фонарь в будущее, который светит нам из прошлого».

Или высказывание выдающегося советского поэта Расула Гамзатовича Гамзатова: «Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки».

Таким образом, если «культура оправдывает существование нации» (Д.С. Лихачев), то тогда память можно воспринимать как одну из святынь народа.

Свое отношение к памяти люди научились выражать разными способами - чтить, сохранять и преумножать доставшееся от предков историческое и культурное наследие, ухаживать за могилами своих праотцов, отражать свою историю в литературном творчестве и других видах искусства, создавать музеи, библиотеки, позже -документальное кино, архивы, наконец, увековечивать людей, события, какие-либо объекты в виде памятников. Пожалуй, последнее из-за монументальности, масштабности, доступности и вечности можно назвать самым действенным культурообразующим фактором, инструментом для воспитания и связи поколений.

К своему 300-летию Омск и его жители подошли, имея в качестве наследия, передаваемого из поколения в поколение, 443 мемориальных объекта, из которых 209 связаны с темой Великой Отечественной войны. Кроме этого, в нашем городе есть еще два места, где омичи могут в полной мере ощутить связь с прошлым и историей своего города. Это Парк имени 30-летия Победы, где сегодня можно поклониться памятникам Матери, Солдату-Победителю. И воинский пантеон на Старо-Северном кладбище, где захоронено более 600 участников Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Почему мы заостряем на этом внимание? Потому, что часть культуры человека и показатель его отношения к памяти - это поклонение

могилам ушедших людей: родных, близких, незнакомых, тех, кто творил историю, защищал Родину или создавал произведения искусства, а может, просто жил, воспитывал детей и трудился на благо своей малой Родины.

В процессе подготовки к 300-летию города Омска и из-за приближения юбилейной даты вопросы сохранения исторической памяти стали актуальны как никогда. Понимая это, мы инициировали появление в нашем городе трех памятников. Два из них уже установлены. Это бюст ветерану Великой Отечественной войны Герою Социалистического труда, почетному гражданину города Омска, первому секретарю Омского обкома КПСС Сергею Иосифовичу Манякину. Открытие второго - детям блокадного Ленинграда - состоялось в год 70-летия снятия блокады.

Третий памятник, на наш взгляд, мог бы составить доминанту празднования 300-летия и стать достойным подарком нашим потомкам -речь идет о памятнике основателю города Омска. Путь к воплощению этой идеи тернист. В настоящее время ведется работа по поиску инвесторов для изготовления и установки памятника.

Сегодня Омскую крепость по праву можно считать сердцем и историческим центром нашего города. В силу объективных причин именно это место является главным объектом исторической памяти омичей и связующим звеном между поколениями.

Именно Омскую крепость, решение о восстановлении которой было принято в 2007 году, нам хотелось бы видеть полноценно функционирующим культурно-историческим общественным комплексом. Поэтому Администрацией города Омска за последние три года было приложено много усилий для того, чтобы в ближайшем будущем были отреставрированы 6 уцелевших до наших времен крепостных зданий, в которых в дальнейшем смогут разместиться и выставочные залы, и филиалы музеев, и обрядовые комплексы, и ремесленные мастерские. Возможно, кафе и гостиницы. Что удастся из этого реализовать, покажет время.

Принято считать, что общество выражает свое отношение к историко-культурному наследию через музеи, и с этим трудно не согласиться.

Сегодня музейное сообщество имеет бесценные знания об историческом прошлом, а музеи - хранилища всего, что накопило человечество, «конгломераты памяти» (по выражению советского ученого-философа Георгия Александрова) - можно считать на данный момент самым действенным средством популяризации культуры.

ДУХОВНОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ

На наш взгляд, музейная деятельность в городе Омске представлена достойно. Более того, разнообразие в специфике омских музеев, имена выдающихся деятелей культуры и искусства, которые носят эти учреждения культуры, как раз и демонстрируют отношение омичей к своему историко-культурному наследию. Исто-рико-краеведческий музей, Музей изобразительных искусств, носящий имя художника Михаила Александровича Врубеля, Музей Кондратия Белова и Либеров-центр, Литературный музей, почитающий имя Федора Михайловича Достоевского, Музей «Искусство Омска», Музей театрального искусства, Музей городского быта.

Кроме этого, в нашем городе в скором времени появится музей, который сделает Омск отличным от других сибирских городов, - Технологический, где технологии будут представлены как искусство. Он создается на базе технического университета при участии омских предприятий оборонного комплекса. Первая очередь Омского технологического музея будет сдана ко Дню города, посвященного 300-летию со дня его основания.

В контексте недавно завершившегося в России Года литературы нельзя не отметить силу печатного слова в способности объединить всех людей, независимо от возраста, рода занятий и интересов, давая им понять, что каждый прича-стен к великому историческому наследию мира, страны, родного для себя места и является проводником накопленных человечеством знаний для последующих поколений.

Подтверждением этому служит высказывание английского писателя, историка и философа XVI века Френсиса Бэкона: «Книги - это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению».

На сегодняшний момент хранилищами книжных богатств являются библиотеки, и в контексте темы данной статьи их роль сложно переоценить.

Несмотря на все трудности, в том числе касающиеся пополнения фондов, появления больших возможностей Интернета, библиотекари очень быстро реагируют на динамично меняющуюся социально-культурную среду.

Можно только порадоваться тому, насколько безгранична фантазия библиотечных работников по созданию каждый раз новых, оригинальных проектов по сохранению или возрождению интереса к книге, возвращению человека к истокам тяги к литературе и чтению. Чтобы понять важность библиотек в связи прошлое -настоящее - будущее, назовем один факт: появ-

ление первой библиотеки относят к XXV веку до н.э. Этот социальный институт пережил несколько тысячелетий и теперь по праву считается учреждением культуры.

Хочу сказать, что у департамента культуры есть свой ответ на вызов нынешнего времени, которое неумолимо приближает нас к еще одному историческому рубежу нашего города. К 300-летию Омска, в дань прошлому и в подарок будущему, мы подготовили к реализации издательский проект - книгу-альбом «Омск в панораме событий истории и культуры. 1716-2016», где история Омска будет представлена в тесной связи с его культурой.

Пройдут тысячелетия, а культура будет существовать. Без культуры человек - никто. Только культурное, интеллигентное общество способно двигаться вперед.

Понимая, что личность человека начинает формироваться достаточно рано, важно вовремя предложить ей правильный путь в мире, полном соблазнов. Осознавая это, мы пристальное внимание уделяем развитию системы дополнительного образования детей в нашем городе, ставя перед собой цель - открывать каждый год хотя бы по одной новой школе искусств, в том числе и в отдаленных районах.

Два года назад открылись дополнительные корпуса детской художественной школы № 1 в Ленинском административном округе и детской школы искусств № 6 - в Центральном. В прошлом году в новое и более просторное здание переехала детская школа искусств № 12 в Советском округе. В этом году, к 300-летию Омска, откроется детская школа искусств № 21 в Кировском округе.

Дети - наше будущее. И требует ли комментариев тот факт, что за всё время среди выпускников детских школ искусств не было и нет ни одного правонарушителя.

Без осмысления прошлого трудно понять настоящее и построить будущее. Чтобы не прерывать «невидимую связь времен» из поколения в поколение мы должны бережно относиться прежде всего к своей культуре, и это значит: знать историю и помнить о своих корнях, читать книги, смотреть хорошее кино, посещать музеи, театры, дворцы культуры, слушать музыку, ходить на выставки изобразительного искусства, отдавать детей в школы искусств, приезжать всей семьей в городские парки культуры и отдыха и прививать хороший вкус к жизни здесь и сейчас.

Мы как истинные омичи и культурные люди должны верить в светлое завтра нашего города и делать всё для того, чтобы в нем было

ISSN2221-7711 Национальные приоритеты России. 2016. № 2 (20)

красиво и уютно не только сейчас, но и через лами прошлое, дает возможность для воплоще-много-много лет. И поэтому мне хочется поже- ния задуманного настоящее, а вдохновляет - бу-лать каждому: пусть ваши дела наполняет смыс- дущее.

Шалак Владимир Васильевич - заслуженный работник культуры Российской Федерации, директор департамента культуры Администрации города Омска; [email protected]

Статья поступила в редакцию 6 июня 2016 г.

УДК 75.01 ГРНТИ 18.09

ТВОРЧЕСКИЕ ПОИСКИ ОМСКИХ ХУДОЖНИКОВ-ШЕСТИДЕСЯТНИКОВ

В.В. Гапешко

Омский государственный педагогический университет

Россия, 644033, г. Омск, наб. Тухачевского, 14; [email protected]

Автор указывает на преемственность поколений художников, несмотря на особую атмосферу «оттепели», выдавшуюся с конца 1950-х годов. Произведения привнесли в художественную жизнь города дух свободного поиска и перемен, повлияли на формирование последующей плеяды молодых художников.

Ключевые слова: история изобразительного искусства, «суровый стиль», монументальность, лаконичность, гражданственность.

CREATIVE SEARCHES OF OMSK PAINTERS OF THE SIXTIES

V.V. Gapeshko,

Omsk State Pedagogical University

Russia, 644099, Omsk, nab. Tukhachevskogo, 14;[email protected]

The author denotes the continuity of generations of painters, despite the special atmosphere of the "thaw", which occurred from the end of the fifties of the XX century. The works have introduced a tone of free search and changes in the art life of the city and have affected the formation of the subsequent galaxy of young painters.

Keywords: fine arts history, «severe style», monumentalize, laconism, civic consciousness.

Шестидесятые годы для художественной жизни г. Омска ознаменованы открытием ярких молодых художников, для которых это время предельно насыщено творческими поисками. Сегодня, когда непререкаемой ценностью является свобода самовыражения художника, интересно обратиться к творчеству прогрессивных художников-шестидесятников, отстаивающих право на собственные взгляды в искусстве. Сре-

© Гапешко В.В., 2016

ди них С.К. Белов, Н.М. Брюханов, Ю.Г. Давыдов, ВВ. Кукуйцев, Е.А. Куприянов, Н.Я. Третьяков, Р.Ф. Черепанов, Г.А. Штабнов...

Активные творческие поиски художников стали возможны во многом благодаря обновлению отечественного искусства, наступлению периода так называемой «оттепели». Уже с конца 1950-х годов происходит ослабление контроля над искусством со стороны власти, что пробудило

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.