Научная статья на тему 'Реальная метафизика А.С. Пушкина – сущностное основание формирования тернарной культуры России'

Реальная метафизика А.С. Пушкина – сущностное основание формирования тернарной культуры России Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
259
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
реальная и теоретическая философия / бинарная и тернарная куль- тура / социокультурный раскол / художественная философия / личностный поступок / real and theoretical philosophy / binary and ternary culture / socio-cultural schism / art philosophy / personal act

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Агальцев А. М.

Анализируется реальная философия Пушкина как сущностное основание становле-ния и развития тернарной культуры России. Акцентируется внимание на том, чтоПушкин не только вывел русскую литературу в первый ряд европейской и мировойлитературы, но и заложил основания становления и развития тернарной культуры вроссийском обществе, что, к сожалению, остается до сих пор нереализованной воз-можностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pushkin’s real metaphysics as the essential base of the formation of a ternary culture of Russia

The text analyzes the actual philosophy of Pushkin as the essential foundation of the formation and development of Russian culture ternary. Attention is drawn to the fact that Рushkin not only gave the Russian literature of the first series of European and World literature, but also laid the foundation of formation and development of the ternary culture in Russian society, which, unfortunately, is still unrealized potential.

Текст научной работы на тему «Реальная метафизика А.С. Пушкина – сущностное основание формирования тернарной культуры России»

ФИЛОСОФИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2015. № 4. С. 79-84.

УДК 11+130.2 А.М. Агальцев

РЕАЛЬНАЯ МЕТАФИЗИКА А.С. ПУШКИНА -СУЩНОСТНОЕ ОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕРНАРНОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИИ

Анализируется реальная философия Пушкина как сущностное основание становления и развития тернарной культуры России. Акцентируется внимание на том, что Пушкин не только вывел русскую литературу в первый ряд европейской и мировой литературы, но и заложил основания становления и развития тернарной культуры в российском обществе, что, к сожалению, остается до сих пор нереализованной возможностью.

Ключевые слова: реальная и теоретическая философия, бинарная и тернарная культура, социокультурный раскол, художественная философия, личностный поступок.

Творчество Пушкина исследуется многопланово: как поэта, прозаика, романиста, драматурга, историка, критика, журналиста. Но до сих пор в тени остается Пушкин - мыслитель, внесший серьезный вклад в становление и развитие отечественной реальной философии (метафизики) как атрибутивного основания генерирования и определения перспектив развития русской тернарной культуры. Поскольку в настоящее время «вопрос о переходе к общеевропейской тернарной культуре приобрел гамлетовский характер - “быть или не быть”» [1, с. 46], выявление оснований и возможных интенций тернарной культуры представляется императивным1.

Унаследовав из греческой классики соразмерность, определенность форм, Византия смогла пересилить и превратить в уравновешенные, гармоничные религиозные структуры даже те формы устремленности к единству с Богом, которые выработало раннее христианство. В русском православии приоритетной оказалась христианская страстность, которая в синтезе с языческим представлением о ценности материального мира сформировала принципиально иное мировоззрение. В нем сущностью явилось не столько исповедание будущей гармонии, сколько восприятие действительной дисгармонии земного мира с одновременной устремленностью к его преобразованию. Оригинальный сплав языческих и христианских элементов в православии оказал значимое, если не решающее, влияние на специфику русской культуры, отличающую ее от западноевропейской. Эта специфика проявилась и проявляется до сих пор в ее парадоксальности: динамичности, постоянном поиске все новых форм и одновременно неспособности их зафиксировать, стабилизировать и совершенствовать. Симультанно идут процессы генерирования, наращивания потенциала (духовно-нравственного, социального и др.) и его бесплодного, бессмысленного растрачивания. Поэтому «русскую культуру можно назвать диссонансной культурой в противоположность культурам гармоничного типа, для которых характерно использование постоянных и отработанных на протяжении столетий форм и правил и которые отдают предпочтение естественности синтеза всех своих устремлений, а не “страстности” и силе их проявления» [2, с. 13]. Противоречивость духовного мира творцов бинарной (диссонансной) структуры имела как позитивное, так и негативное воплощение. Позитивное: неизъяснимая глубина прозрений, открывавшая тайны бытия, латентные для тернарных (гармоничных) культур; негативное: итоговое, результирующее бесплодие, неспособность воплотить в организованные и стабильные структуры свои озарения. Рефлексия и саморефлексия поэта: «Его прозрения глубоки, / Но их глушит ночная тьма, / И в снах холодных и жестоких / Он видит “Горе от ума”» [3, с. 309].

© А.М. Агальцев, 2015

80

А.М. Агальцев

Пушкин - первый и главный учитель нашего времени, ибо в отличие от большинства русских людей достаточно рано осознал: «всякая земная сила, всякая человеческая мощь сильна мерой и в меру собственного самоограничения и самообуздания» [4, с. 323324]. Эта самодетерминация имела и имеет приоритетное значение как в онтогенезе, так и филогенезе - историческом становлении человека и социума. Проведенное исследование свидетельствует: черту Homo Sapiens пересекли лишь весьма немногие группы наших предков: только те, которые ценой неимоверных усилий через множество проб и ошибок сумели купировать, а затем и обуздать (преодолеть) зоологические эгоизм, испуг, страх, насилие, агрессию и одновременно генерировать, закреплять, воспроизводить коллективизм, взаимопомощь, мужество, толерантность, самопожертвование, сострадание, милосердие, любовь, дружбу как аутентично человеческие социокультурные, духовно-нравственные ценности. Именно они являются основанием самоопределения человека. Такие самоопределяющиеся люди -личности создают тернарную культуру.

В Западной Европе эти люди рождаются, формируются и создают творческую «критическую массу» в различных сферах социума в эпоху Возрождения. Это и сделало Западную Европу передовым регионом развития планеты. Лидирующие позиции были усилены в периоды Реформации и Просвещения. Объективность требует экспликации: приоритетное развитие Западной Европы шло не только благодаря внутреннему источнику - тернарной культуре, - но благодаря внешнему: безжалостной эксплуатации и безмерному ограблению колониальных регионов и неэквивалентному обмену с медленно развивающимися странами, в том числе с Россией. Стало быть, позиции тернарной культуры не всегда выдерживаются; в эгоистических интересах используются бинарные структуры.

Россия не прошла духоподъемных университетов Возрождения, Реформации, Просвещения. М.М. Бахтин, классик исследований творчества Франсуа Рабле и народной культуры средневековья и Ренессанса, связывает бинарность русской культуры с непрой-денностью ею эпохи Возрождения. В письме Н.М. Любимову (1962) он пишет: «Рабле до сих пор был нам, в сущности, совершенно чужд. И этот серьезный пробел ощущается повсюду. Этим в значительной мере объясняется известная односторонняя серьезность всей нашей культуры и литературы. Мы не получили прививки раблезианского смеха (и стоящей за ним великой карнавальной культуры)». Бахтин акцентирует: «Основная задача Рабле - разрушить официальную картину эпохи и ее событий, взглянуть на них по-новому, осветить трагедию или комедию эпохи с точки зрения смеющегося народного хора на площади», он активизирует и направляет

все «средства трезвой народной образности», чтобы изгнать из всех представлений той эпохи любую «официальную ложь и ограниченную серьезность, продиктованную интересами господствующих классов». Не доверяя слову своей современности «в том, что она говорит о себе и что она воображает о себе» [5, с. 468-469], он устремлен к раскрытию ее аутентичного смысла для народа сейчас и в будущем. Разрушая официальную имитацию серьезности, имитацию исторического пафоса, Рабле тем самым создает основания для новой аутентичной серьезности и для аутентичного исторического пафоса.

Есть все основания артикулировать: во-первых, творчество Пушкина одной из своих приоритетных интенций, как увидим при анализе «Евгения Онегина» и других текстов, имело также раскрытие аутентичного смысла российской действительности; во-вторых, Пушкин, подобно Рабле, не солидаризировался до логического завершения ни с одной из групп, ни с одной из партий в границах господствующего класса.

В океане бинарной культуры зарождались, развивались острова тернарной культуры. Отметим беззаветное служение Отечеству по собиранию, развитию, выращиванию живительных, творчески-перспектив-ных сил: Авраамия Смоленского, Серапиона Владимирского, Сергия Радонежского, Андрея Рублева, Максима Грека, М.В. Ломоносова, И.А. Крылова, В.С. Соловьева,

Д.И. Менделеева, В.И. Вернадского, Д.С. Лихачева и др. В их ряду особо значимое место занимает А.С. Пушкин, которого Н.А. Бердяев назвал ренессансным человеком. Приоритетное место Пушкина в культуре и истории России определяется прежде всего лите-ратуроцентричностью культуры и неизъяснимым до логического завершения авторитетом Слова, сохранившими решающую роль в становлении, амплификации художе-

ственно-метафизической традиции русской литературы. Эта интенция получает репрезентативное воплощение в энциклопедическом творчестве первого поэта России, который вывел русскую литературу в разряд мировой и сразу в первый ряд. 30-летнего Пушкина современники признали гением и первым поэтом России. Талант Пушкина вырос и расцвел на благодатной основе своих предшественников и современников: Ломоносова, Державина, Карамзина, Жуковского, Батюшкова, Крылова, Вяземского, Баратынского и др. В контексте поставленной проблемы зарождения и развития потенциала тернарной культуры в энциклопедической деятельности Пушкина особо значимое место занимает творчество И.А. Крылова. Его исключительно высоко ценил Пушкин, называя «истинно народным поэтом» с присущим ему веселым лукавством ума, насмешливостью и живописным способом выражаться [6, с. 23]. Ю.М. Лотман отмечает уникальную роль

Реальная метафизика А. С. Пушкина - сущностное основание формирования...

81

«одинокой и загадочной фигуры Крылова» в литературе своей эпохи: «Иногда он подымается почти до пророчества (курсив мой. -А. А.)» [7, с. 263].

Пророчества Крылова в его текстах-баснях раскрывают российскую действительность не только его и предыдущих эпох, но и нашего времени. Современный писатель Дмитрий Быков в одном из публичных выступлений сформулировал жесткий тезис: «В этой стране никто никому не нужен». Этот тезис художественно-метафизически выразил Крылов: «Когда в товарищах согласья нет, / На лад их дело не пойдет, / И выйдет из него не дело, только мука. / Однажды Лебедь, Рак да Щука / Вести с поклажей воз взялись / И вместе трое все в него впряглись: / Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу! / Поклажа бы для них казалась и легка: / Да Лебедь рвется в облака, / Рак пятится назад, а Щука тянет в воду, / Кто виноват из них, кто прав - судить не нам; / Да только воз и ныне там (курсив мой. - А. А.)» [8, с. 111]. Полагаем, что Крылов выразил разобщенность, обособленность, а шире - социокультурный раскол российского общества не только его периода, но и последующей и современной эпохи - пророчество его сбывается, к сожалению. Возможное современное прочтение данного текста: 1. Лебедь - символ конфликтующей интеллектуальной части социума, которая сама расколота на множество противостоящих групп, репрезентирующих «отсутствие общих ценностей», что создает «уже не раскол, а расколо-тость на кусочки (курсив мой. - А. А.)» [9, с. 139]. 2. Рак символизирует власть, правящую элиту - коррумпированную до мафиоз-ности - она тоже расколота. 3. Щука - символ народа или основной массы людей, подобно щуке, устремленной в родную повседневную стихию. Народ предпочитает известное, без всяких новаций, ибо в России большинство реформ таят в себе не только неопределенность, но и негативные, опасные следствия, которые перманентно испытывают рядовые граждане, но не инициаторы и проводники этих реформ. Отмена крепостного права в 1861 г. проведена была так, что многие стороны этого многовекового рабства: приоритет общины перед индивидуальным хозяйствованием, негативное отношение к частной собственности, подавление личности, круговая порука, дедовщина в армии и др., -оказались столь живучими и глубокими до 1917 г., «что, опираясь на них большевикам удалось реставрировать некоторые (реально -многие, если не большинство. - А. А.) черты старой командной социально-экономической системы, а при Сталине довести ее до такого беспредела, который и не снился крепостникам XVIII в.» [10, с. 415].

Пушкин - порождение и творец тернарной культуры. Он одним из первых отече-

ственных мыслителей изумился парадоксальному соединению в нашей культуре процесса генерирования потенциала (человеческого, материального, духовно-нравственного) и его бесплодного, бессмысленного растрачивания. Прежде всего это было характерно для дворянства, которое как правящий класс призвано было радеть о сохранении и приумножении достояния социума. Но мотовство высшего сословия было широко распространено, и Пушкин чутко уловил и художественно-метафизически репрезентировал российскому обществу его многовековую аномалию: «Служив отлично-благородно, / Долгами жил его отец, / Давал три бала ежегодно / И промотался наконец (курсив мой. - А. А.)» [11, т. 6, с. 6].

Посылаемые Петром I в Западную Европу учиться механике, навигации, инженерии, кораблестроению и другим наукам и ремеслам дети дворян зачастую «бегали от науки на Афонскую гору, посещали “редуты”, и игорные дома, где дрались и убивали один другого, богатые хорошо выучивались пить и тратить деньги, промотавшись, продавали свои вещи и даже деревни», чтобы не оказаться в зарубежной долговой тюрьме [12, т. IV, с. 218]. Большинство русских дворян ХVIII-XIX вв. не поднялось не только до высокой, но и средней культуры. Неусвоенность ими категорий «меры», «формы», ренессансного скептицизма (отмечено нами ранее), эмбриональное развитие общественности, творчества при гипертрофии потребительства сформировало дворянство в «верноподданных бунтарей.». «Оно привыкло окружать престол, - артикулирует

В.О. Ключевский, - с вечно протянутой рукой попрошайки и трясти его за неподатливость» [12, т. IX, с. 443]. То есть Пушкин проницательно обнаружил аутентичный смысл мотовства, потребительства как социокультурного феномена русского общества, но его предупреждение не было услышано.

Талант Пушкина при всей его огромности был и все же в высшей степени специфическим: энциклопедическое знание отечественной и зарубежной литературы, современной и античной культуры сочеталось с удивительно тонкой и проникновенной способностью усваивать и творчески перерабатывать различные источники, прежде бывшие разобщенными и казавшиеся даже несовместимыми (например, ценности европейские и карамзинистско-арзамасские, «новаторские» и опыт их литературных антагонистов - «архаистов» из «Беседы любителей русского слова»), и заставить их взаимодействовать между собой, образуя новое единство. Эта уникальная синтетическая способность видеть мир целостно-философски, выделявшая Пушкина среди современников, развивалась, обогащалась в течение всех 25 лет его творческой деятельности. «Чем дальше продвигается этот процесс, тем шире

82

А.М. Агальцев

и сложнее становится синтез явлений, накопленных творческой памятью поэта на протяжении всей его личностной и художественной эволюции, тем более сложным и уникальным становилось то место, которое Пушкин занимал в отношении к современной ему эпохе, ее интересам и веяниям. Притягиваясь к какому-либо феномену - будь то эстетическая или политическая идея, художественный образец или круг человеческих связей, - Пушкин немедленно облекает это свое устремление в форму демонстративного иронического отталкивания». Постижение какого-либо явления облекается им в форму напоминания себе и другим о другой, обратной стороне медали. Художественный мир Пушкина «на все откликается - и ни во что не включается полностью (курсив мой. -А. А.); ничто не отвергает и ни с чем полностью не отождествляет себя; ни на чем окончательно не останавливается и ничто окончательно не покидает» [13, с. 81]. Тонкий анализ творческой эволюции поэта, проведенный Б.М. Гаспаровым в процитированном фрагменте, выходит далеко за пределы филологии, ибо вскрывает не только художественные, но и теоретико-методологические и нравственно-аксиологические основания гигантской поэтической лаборатории. Важнейшее место среди них занимает принцип самооснованности (causa sui) его творческой и человеческой судьбы. Эта самоосно-ванность, самоукорененность прослеживается уже в начале его жизненной и творческой судьбы и достигает своих высших форм реализации в период зрелости. И вся последующая творческая биография Поэта есть последовательное проведение целостной позиции «своего пути» - позиции самоценности поэзии, литературы, позиции, свободной от внешних воздействий, личной выгоды, общественного мнения, социального заказа. Поэзия, как и жизнь, есть сама по себе ценность. В письме В.А. Жуковскому (апрель 1825 г.) он лапидарно и четко это формулирует: «Ты спрашиваешь, какая цель у “Цыганов”? вот на! Цель поэзии - поэзия...» [11, т. 13, с. 167].

Взаимодействие, взаимовлияние разноплановых художественно-метафизических аспектов на основе принципов дополнительности, целостности, незавершенности

чрезвычайно обогатило творческую лабораторию поэта, открыло и развило его гениальное уменье креативно осмысливать, перерабатывать все лучшее в предыдущей традиции (отечественной и мировой), оригинально его трансформировать и превращать, как отмечалось выше, «чужое» в «свое». История создания «Евгения Онегина» - классический образец того, как творческое поведение поэта, преломленное через игровой литературный быт, трансформируется в художественное произведение. Олитературенный быт, био-

графические реминисценции как бы осуществляют предваряющую генеративную функцию, они - ««воспроизводящее лоно литературы» [14, с. 14]. Вместе с тем автор понимает их генеративно преходящую роль и своевременно купирует их место в своей жизни и творчестве (органически связанных): «Покамест упивайтесь ею, / Сей легкой жизнию, друзья! / Ее ничтожность разумею / И мало к ней привязан я (курсив мой. -А. А.)» [11, т. 6, с. 49].

Эти четыре строки и особенно следующая за ними пятая - итоговая (поэтически -метафизическое крещендо) - «Для призраков закрыл я вежды» - дают основание дерзкой гипотезе: Пушкин своей гениальной художественно-метафизической интуицией (««свет разума», по Декарту) предвосхитил феноменологическую редукцию (почти за 100 лет до открытия и теоретического обоснования ее Гуссерлем) и спонтанно ее использовал в своем творчестве. Пушкин, не ведая о своем предвосхищении метода с таким метафизическим определением, но создавая «волшебной силой» вдохновенья бессмертные Тексты, в которых явные и латентные следы самосозидания, самостроительства, духовного порождения своей личности, оказывается провидцем на многие десятки лет. Что открывало ему «(ничтожность» профанного мира и спонтанное выведение за скобки случайного опыта этого мира уже в ранних текстах: отметим эту процедуру 15-летнего поэта в первом опубликованном стихотворении «К другу стихотворцу» (1814). Вспомним один из сюжетов этого программного текста. Миряне укоряют своего деревенского священника, идущего со свадьбы, - в нетрезвости: «“Настави грешных нас - ты пить ведь запрещаешь, / Быть трезвым всякому всегда повелеваешь, / И верим мы тебе; да что ж сегодня сам...” / “Послушайте, - сказал священник мужикам, / - Как в церкви вас учу, так вы и поступайте, / Живите хорошо, а мне - не подражайте” (курсив мой. - А. А.)» [11, т. 1, с. 22].

Послелицейский период (о котором сам поэт скажет позднее: ««Безумных лет угасшее веселье»; «Элегия», 1830 г.) был богат на разнообразный эмпирический опыт. Художественно-философское чутье (интуиция) позволяет Пушкину дифференцировать его: что взять, а от чего отказаться: «Оставя шумный круг безумцев молодых, / В изгнании моем я не жалел об них... / И, сети разорвав, где бился я в плену, / Для сердца новую вкушаю тишину. / В уединении мой своенравный гений / Познал и тихий труд, и жажду размышлений (курсив мой. - А. А.)». Продолжим это послание Чаадаеву: «Владею днем моим; с порядком дружен ум; / Учусь удерживать вниманье долгих дум; / Ищу вознаградить в объятиях свободы / Мятежной младостью утраченные годы / И в просвещении стать с веком наровне (курсив мой. - А. А.)» [11, т. 2,

Реальная метафизика А. С. Пушкина - сущностное основание формирования...

83

кн. 1, с. 168]. Акцентируем внимание на саморефлексии и высочайшем требовании к себе - в просвещении стать с веком «наровне», что означало реализацию кантианского девиза «Sapere aude» - имей мужество пользоваться собственным умом! Это предполагает «удерживать внимание долгих дум», в современной коннотации - постоянные систематические мыследеятельностные практики. Синтез вышеизложенного позволяет говорить о личностном поступке поэта, органически связанном с его реальной философией. Личностный поступок выделяется из остальных деяний, ибо он совершается на собственных основаниях, а не по причине желаний, интересов, обычаев, которые имеют интенцию на причины вне самой личности. Обратим внимание на то, что концепт личностного поступка современный исследователь рассматривает в контексте анализа предмета философии в двух регистрах (аспектах): реальной философии и философии учений и систем (теоретической философии). Что имеет фундированную исследовательскую традицию в мировой и отечественной философии. Укажем на глубокий анализ соотношения практической философии (метафизики нравственности) и теоретической (спекулятивной) философии в работах И. Канта [15]. В отечественной философии интересными и конструктивными представляются идеи В.С. Соловьева о соотносительности философии жизни (реальной по М.К. Мамардашвили, практической - у И. Канта) и философии школы (теоретической или спекулятивной). В отличие от философии школы, которая, по В.С. Соловьеву, «относится исключительно к познавательной способности человека», философия жизни «отвечает также и высшим стремлениям человеческой воли, и высшим идеалам человеческого чувства, имеет, таким образом, не только теоретическое, но также нравственное и эстетическое значение, находясь во внутреннем взаимодействии со сферами творчества и практической деятельности (здесь и далее курсив мой. - А. А.)» [16, с. 179], но в то же время и отличаясь от них. То есть тождество философии школы (теоретической) и философии жизни (реальной, практической) предполагает и определенное различие как в самих предметах их интереса, так и в востребованности определенных свойств, состояний их субъектов. По В.С. Соловьеву, от человека, занимающегося философией школы, требуется «только развитой до известной степени ум», обогащенный познаниями и освобожденный от вульгарных предрассудков, или идолов, призраков познания, сказал бы Ф. Бэкон. Для философии жизни требуется еще «особенное направление воли, т. е. особенное нравственное настроение, и еще художественное чувство и смысл, сила воображения, или фантазии» [16, с. 179].

Несомненно, что все эти свойства и состояния в их предельном выражении были присущи творческому гению А.С. Пушкина. Конгруэнтна и основная интенция творческого дара поэта системообразующей устремленности философии жизни. Если философия школы занимается исключительно теоретическими проблемами, которые могут не иметь непосредственной связи с личной и общественной жизнью, то реальная философия «стремится стать образующею и управляющею силой этой жизни» [16, с. 179]. Без преувеличения можно сказать, что таковой была реальная философия А.С. Пушкина, воплощенная в его классических художественнофилософских текстах как основание преодоления социокультурного раскола, бинарности и перехода к тернарной культуре.

В силу вышесказанного заключим, что А.С. Пушкин энциклопедизмом, неисчерпаемостью своего художественно-метафизического творчества, внепартийностью, универсальностью общения, личностным поступлением - заложил основания тернарной российской культуры.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 Понятие «тернарная культура» употребляем вслед за Ю.М. Лотманом в цитированной работе, понимая под ней: постепенность, преемственность, созидательность, творческий характер преобразований, толерантность, диалог, соразмерность.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Лотман Ю. М. Механизм Смуты (К типологии русской истории культуры) // История и типология русской культуры. СПб. : Искусство-СПБ,

2002. С. 33-46.

[2] Евлампиев И. И. История русской философии : учеб. пособие для вузов. М. : Высш. шк., 2002. 584 с.

[3] Блок А. А. Собр. соч. : в 6 т. Л. : Художественная литература, 1980. Т. 2. 472 с.

[4] Струве П. Б. Дух и слово Пушкина // Пушкин в русской философской критике: Конец XIX - первая половина XX в. М. : Книга, 1990. С. 317-327.

[5] Бахтин М. М. Собр. соч. : в 7 т. М. : Языки славянских культур, 2010. Т. 4 (2). 752 с.

[6] Пушкин А. С. О предисловии г-на Лемонте к переводу басен И. А. Крылова // Полн. собр. соч. : в 10 т. Л. : Наука, 1978. Т. VII. С. 19-24.

[7] Лотман Ю. М. Культура и взрыв. М. : Гнозис : Прогресс, 1992. 272 с.

[8] Крылов И. А. Лебедь, Щука и Рак // Крылов И. А. Басни. М. : Художественная литература, 1983. 304 с.

[9] Федотова В. Г. Хорошее общество. М. : Прогресс-Традиция, 2005. 544 с.

[10] Миронов Б. Н. Социальная история России периода империи (XVIII - начало XX в.) : в 2 т. СПб. : Дмитрий Буланин, 1999. Т. 1. 548 с.

[11] Пушкин А. С. Полн. собр. соч. : в 17 т. М. : Воскресенье, 1994-1996.

[12] Ключевский В. О. Соч. : в 9 т. М. : Мысль, 19891990.

84

А.М. Агальцев

[13] Гаспаров Б. М. Поэтический язык Пушкина как факт истории русского литературного языка. СПб. : Академический проект, 1999. 400 с.

[14] Вольперт Л. И. Пушкин в роли Пушкина. Творческая игра по моделям французской литературы. Пушкин и Стендаль. М. : Языки русской культуры, 1998. 322 с.

[15] Кант И. Основы метафизики нравственности // Кант И. Соч. : в 6 т. М., 1965. Т. 4 (1). С. 219310.

[16] Соловьев В. С. Соч. : в 2 т. М. : Мысль, 1988. Т. 2. 822 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.